Библиографические источники, используемые при составлении программы Развернутое тематическое планирование. 3 класс. Образовательная программа «Начальная школа 21 века» icon

Библиографические источники, используемые при составлении программы Развернутое тематическое планирование. 3 класс. Образовательная программа «Начальная школа 21 века»



НазваниеБиблиографические источники, используемые при составлении программы Развернутое тематическое планирование. 3 класс. Образовательная программа «Начальная школа 21 века»
Дата конвертации03.10.2012
Размер321.35 Kb.
ТипТематическое планирование
источник



Библиографические источники, используемые

при составлении программы


  1. Развернутое тематическое планирование. 3 класс. Образовательная программа «Начальная школа 21 века»/ авт.-сост. Т.Н. Бровкина. – Волгоград: Учитель, 2008. – 111с.

  2. Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа 21 века». – 2-е изд., дораб. и доп. - М.: Вентана-Граф, 2008. – 160с.

  3. Учебно-методический комплект «Начальная школа ХХI века».


Составитель:

Рощупкина Татьяна Александровна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории

Образование: средне специальное Чапаевское педагогическое училище

Год окончания: 1994год

Начало педагогической деятельности: 1994год


Аннотация


Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса составлена на основе рекомендаций методического центра СарИПКРО и состоит из семи структурных элементов: введение, концепция ОУ, миссия ОУ, пояснительная записка, программа, перечень учебно-методического обеспечения для учителя, основные информационные источники для обучающихся.

Рабочая программа курса «Окружающий мир» составлена на основе авторской программы Н.Ф.Виноградовой ( М.: Вентана – Граф 2008 г.), которая входит в комплект программ концепции «Начальная школа ХХI века» руководитель проекта – член-корреспондент РАО профессор Н.Ф.Виноградова.

Программа рассчитана на 68 часов – 2 часа в неделю для 3 класса.

Суть программы. Предлагаемая программа отражает один из возможных вариантов раскрытия государственного стандарта началь­ного образования по образовательной области «Окружа­ющий мир» и предназначена для начальной школы любого типа.

Особое значение изучения этой образовательной области состоит в формировании целостного взгляда на окружаю­щую социальную и природную среду, место человека в ней, его биологическую и социальную сущность. Особенностью программы является включение знаний, которые способст­вуют познанию самого себя (своего «Я»), расширяют пред­ставления о психической природе человека (познавательных процессах, отличии от высших животных и др.).



  1. Введение

Главная суть содержания предмета.

Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены стандартом начального общего образования второго поколения и представлены в примерной программе содержательными блоками «Человек и природа», «Человек и общество».

^ Сутью курса является то, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причины следственной связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края.

Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умение проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо - и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами в начальной школе значимую роль в развитии и воспитании личности.


^ Основная цель предмета — формирование социального опыта школьника, осознания элементарного взаимодействия в системе «человек — природа — общество», воспитание пра­вильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.

^ Задачи.

Образовательная функция предмета заключается в формировании разнообразных представлений о природе, человеке и обществе, элементарной ориентировке в доступных естественнонаучных, обществоведческих, исторических поня­тиях, развитии целостного восприятия окружающего мира.

Реализация развивающей функции обеспечивает осозна­ние отдельных (доступных для понимания) связей в природ­ном и социальном мире, психическое и личностное развитие школьника; формирование предпосылок научного мировоззре­ния. Обеспечивается формирование общеучебных умений — выделять существенные и несущественные признаки объекта, сравнивать, обобщать, классифицировать, понимать главную мысль научного текста, осознавать, что любое событие проис­ходит во времени и пространстве, фиксировать результаты на­блюдений. Развивающая функция предмета предполагает и формирование элементарной эрудиции ребенка, его общей культуры, овладение знаниями, превышающими минимум со­держания образования.

Воспитывающая функция включает решение задач со­циализации ребенка, принятие им гуманистических норм существования в среде обитания, воспитание эмоциональ­но-положительного взгляда на мир, формирование нравст­венных и эстетических чувств.


Минимальный объем знаний за год обучения.

К концу обучения в третьем классе учащиеся должны:

называть:

  • тела живой и неживой природы;

  • планеты Солнечной системы (2-3);

  • свойства воздуха и воды;

  • состав почвы;

  • древние города и их достопримечательности;

  • имена отдельных руководителей государства, деятелей, просветителей Руси и России (в соответствии с программой);

  • причины исчезновения растений и животных, отдельных сообществ;

различать:

  • год, век, арабские и римские цифры;

  • название русского государства и их соответствие исторической эпохе;

  • растения разных групп (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые);

  • животных разных групп (одноклеточные – многоклеточные, беспозвоночные – позвоночные);

  • приспособления животных к среде обитания;

  • особенности внешнего вида, строения животного в зависимости от среды обитания;

  • понятие «земледелие», «ремесло», «торговля», «деньги»;

решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:

  • объяснять значение Солнца для жизни на Земле;

  • объяснять необходимость бережного отношения человека к окружающей среде;

  • характеризовать условия жизни на Земле; природные зоны России;

  • характеризовать основные процессы жизнедеятельности животных;

  • раскрывать значение растений и животных в природе и жизни человека;

  • составлять описательный рассказ о животном (растении) по плану учителя и самостоятельно составленному;

  • соблюдать правила поведения в природе; участвовать в работе в уголке природы, на пришкольном участке;

  • характеризовать некоторые важнейшие события в истории российского государства (объединение славян, принятие христианства, крепостное право, возникновение ремесел, развитие городов);

  • рассказывать об особенностях жизни людей в Древней Руси, Московской Руси, России разных эпох;

  • работать с географической и исторической картой, глобусом (в соответствии с заданиями рабочей тетради), работать с контурной картой по заданию учителя;

  • высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.


Базовые компетентности.


К концу обучения в третьем классе учащиеся должны уметь:

1. Уметь различать объекты живой и неживой природы.

2. Различать съедобные и несъедобные грибы.

3. Уметь различать части растения, отображать их в рисунке, приводить примеры разных групп растений (2-3 представителя из изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни.

4. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе; ухода за растениями; оценивать воздействие человека на природу, выполнять правила поведения в природе; удовлетворение познавательных интересов, поиска дополнительной информации о растениях родного края, страны.

5. Уметь приводить примеры разных групп животных (2-3 представителя из изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для ухода за животными; оценки воздействия человека на природу, выполнение правил поведения в природе и ее участия в ее охране.

6. Уметь описывать отдельные события из истории Отечества.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родной стране.

7. Уметь описывать отдельные события из истории Отечества.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родной стране.


^ Ключевые компетентности.


Умения принимать и решать учебную задачу. Практи­ческая, неучебная («что делать») и учебная («как делать») задача и их различия. Учебные задачи с соответствующими учебными операциями. Способы решения конкретных учеб­ных задач. Планирование действий по их решению. Последователь­ность учебных операций (знание соответствующих алгорит­мов действий). Постепенный переход к полному самостоя­тельному решению учебной задачи. Выбор решения из нескольких предложенных и его обоснование. Учебные задачи, не имеющие однозначного решения.

^ Умения анализировать, сравнивать, классифицировать. Сравнение различных предметов (объектов): выделение из множества одного или нескольких объектов, обладающих оп­ределенным свойством; выявление сходства и различия пред­метов.

Установление причинных связей и зависимостей между объектами, их отношений в пространстве и времени.

Выявление особенностей (качеств, признаков) объектов изучения. Объединение объектов в группы по существенно­му признаку; высказывание доказательств проведенной классификации.

^ Работа с моделями. Построение и преобразование раз­личных моделей (в соответствии с содержанием учебного ма­териала).

Контроль и самоконтроль, оценка и самооценка. Посте­пенный переход от итогового самоконтроля («что сделано») к пооперационному («как выполнена каждая операция, вхо­дящая в состав учебного действия»).

Контроль и оценка действий по решению учебной задачи в соответствии с намеченным планом.

Оценка правильности выполнения чужой и собствен­ной работы: сравнение с эталоном, самостоятельное нахож­дение ошибок, определение их причин. Развернутые дейст­вия контроля и самоконтроля за правильностью каждой операции, оценка выполнения каждой операции. Выделе­ние этапов собственной работы и их последовательности, оценивание меры освоения этих этапов.

Осознание уровня владения тем или иным способом дей­ствия («я не могу это сделать, потому что я не знаю или не умею...»), ориентировка на поиск необходимого (нового) спо­соба действия.


2. Концепция ОУ

Основная цель работы школы в 2011-2012 учебном году:

Совершенствование форм и методов обучения и воспитания, как способ повышения качества образования.

Основные задачи на 2011-2012 учебный год:

  • Организация активной познавательной деятельности учащихся на уроке.

  • Использование нетрадиционных форм и методов проведения уроков с целью повышения эффективности и качества проведения уроков.

  • Обеспечение высокого методического уровня проведения уроков и организация активной познавательной деятельности учащихся на уроке.

  • Обеспечение гибкой системы разноуровневого обучения, предполагающего содержательную преемственность между разными уровнями на I и II ступенях учебного процесса.

  • Совершенствование системы работы школы, направленной на сохранение и укрепление здоровья учащихся и привитие навыков здорового образа жизни.

  • Способствовать развитию познавательных способностей детей, формированию прочных навыков учебной деятельности.




  1. Миссия ОУ.


Адаптивная школа - это школа со смешанным контингентом учащихся, где учатся одаренные и обычные дети, а также дети, нуждающиеся в коррекционно-развивающем обучении. Исходя из этого, структура образовательного учреждения функционирует в рамках трех ступеней:

I ступень - начальные классы;

II ступень - основная школа;

III ступень - средняя школа.

Личностно-ориентированное образование - это образование учащихся в школе, направленное на воспитание каждого ученика развитой самостоятельной личностью. При этом воспитание личности есть сверхзадача, по отношению к которой обучение знаниям



^ Знания и умения:

1.Достаточный уровень базовых знаний,
необходимый для продолжения обучения.

2.Умение передавать содержание учебного
материала в графической форме и других формах свертывания информации.

3.Владение умением ориентироваться в учебной, социальной ситуации на основе лично освоенных предметных знаний, культурного наследия, норм социального поведения и межличностного общения.

4.Умение систематизировать материал в пределах учебной темы.




Здоровье:

1.Самоопределение в способах достижения здоровья

2.Самоорганизация на уровне здорового образа жизни.

3. Соответствие физического состояния выпускника нормативам физического развития.

























^ Творчески развитая личность































^ Познавательная деятельность:

1.Способность рассуждать.

2.Самосознание и
адекватная самооценка,
потребность в самопознании.




Культура личности, жизненная и нравственная позиция:

1.Социальная взрослость,

ответственность за свои действия.

2.Осознание собственной индивидуальности.

3.Потребность в общественном признании.

4.Достаточный уровень воспитанности.
Личностная модель выпускника первой ступени обучения



  1. Пояснительная записка

Концепция программы.

Данный курс окружающего мира построен с учётом следующих концептуальных положений:

● соответствует закону «об образовании» и принципам развития системы образования: гуманизации, гуматарнизации, модернизации, дифференциации, вариативности.

● соответствует стандартам образования, Базисному учебному плану.

^ Основная идея программы заключается в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, места человека в ней, его биологическую и социальную сущность.

Обоснованность.

Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегрированный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Актуальностью программы является включение знаний, которые способствуют познанию самого себя (своего Я), расширяет представление о психической природе человека.

^ Курс окружающего мира для 1 – 4 классов является первой ступенью единого непрерывного курса естествознания средней общеобразовательной школы и входит в число дисциплин включенных в учебный план.

^ Срок реализации 2011 – 2012 учебный год.

Основные принципы отбора материала и структура программы.

В основе построения курса лежат следующие принципы:

1. Принцип интеграции — соотношение между естест­веннонаучными знаниями и знаниями, отражающими разли­чные виды человеческой деятельности и систему обществен­ных отношений. Реализация этого принципа особенно важна по двум причинам: во-первых, она дает возможность учесть одну из важнейших психологических особенностей младше­го школьника — целостность, нерасчлененность восприятия окружающего мира, а во-вторых, обеспечивает познание от­дельных сторон действительности в их взаимосвязи. Интеграция затрагивает не только общий подход к отбору содержания в системе «человек — природа — обще­ство», но и более частные составляющие этой системы: «чело­век и предметный мир», «человек и другие люди», «человек и его самость», «человек и творческая деятельность» и др.

2. Педоцентрический принцип определяет отбор наибо­лее актуальных для ребенка этого возраста знаний, необхо­димых для его индивидуального психического и личностно­го развития, а также последующего успешного обучения; предоставление каждому школьнику возможности удовле­творить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты.

Актуализация знаний предполагает их отбор с учетом специфики социальных ролей данной возрастной категории, социально значимых качеств, обеспечивающих успешное взаимодействие с различными сторонами действительности

3. Культурологический принцип понимается как обеспе­чение широкого эрудиционного фона обучения, что дает возможность развивать общую культуру школьника, его воз­растную эрудицию. Именно поэтому большое внимание в программе (и, соответственно, в учебниках) уделяется общекультурным сведениям — о творческой деятельности лю­дей, научных открытиях, литературе, архитектуре, искусстве, великих ученых, деятелях искусства и т. п. В Программе 3 класса для реализации этого принципа введен специаль­ный раздел: «Расширение кругозора школьников».

4. Необходимость принципа экологизации предмета определяется социальной значимостью решения задачи эко­логического образования младшего школьника при ознакомлении его с окружающим миром. Этот принцип реализуется через формирование у школьников элементарного умения предвидеть последствия своего поведения, сравнивать свои действия с установленными нормами поведения в окружаю­щей среде. При этом действие принципа распространяется на отношение человека не только к природным объектам, но и к другим людям (социальная экология).

5. Принцип поступательности обеспечивает постепенно­сть, последовательность и перспективность обучения, возмож­ность успешного изучения соответствующих естественнонау­чных и гуманитарных предметов в среднем звене школы.

6. Краеведческий принцип. При изу­чении природы и общественных явлений широко использо­вать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исто­рический музеи и т. п. Все это обеспечивает накопление чув­ственного опыта и облегчает осознание учебного материала.

В Программе представлены следующие ведущие содер­жательные линии:

  • ^ Человек как биологическое существо: чем человек отличается от других живых существ, индивидуальность че­ловека, здоровье человека и образ его жизни, для чего нуж­но знать себя, как узнать себя. Это содержание представлено темами: «Земля — наш общий дом» (3 класс)

  • ^ Человек и другие люди: может ли человек жить один, как нужно относиться к другим людям, почему нужно вы­полнять правила культурного поведения. Это содержание представлено темами: «Каким был человек в разные времена (исторические эпохи)» (3 класс.

  • ^ Человек и мир природы: что такое природа, может ли человек жить без природы, что дает человеку природа, почему человек должен изучать природу; почему природу нужно бе­речь и охранять. Это содержание представлено темами: «Земля—наш общий дом»(3 класс)

  • ^ Человек и общество: чем богата и знаменита родная страна, почему гражданин любит свою Родину, что значит любить родную страну, как трудятся, отдыхают, живут люди в родной стране, семья как ячейка общества. Это содержание представлено темами: (3 класс).

  • ^ История родной страны: как рождалось и развива­лось наше государство, какие важнейшие события произошли в его истории, как развивались экономика, культура, просвещение в нашей стране. Это содержание представлено разделом «Путешествие в прошлое (истори­ческие сведения)», которые имеются во всех темах.

^ Такое структурирование курса позволяет:

- отразить возрастные особенности младших школьников в процессе по знания через выделение и конкретизацию с помощью учебных задач основных этапов освоения учебного материала.

- реализовать интегрированный подход через установление методологического, содержательного, технологического единства процессов обучения отдельным предметом.

- включить информационные и коммуникационные технологии во все изучаемые предметы как общую образовательную технологию.


^ Общая характеристика учебного процесса.

Соединение традиционных и новых методов обучения, использование ИКТ. Программа предусматривает проведение традиционных уроков, практических занятий, экскурсий, обобщающих уроков, уроков лекций.

«Окружающий мир» — предмет особый. Его изучение требует использования нетрадиционных форм организации, усиления роли занятий, которые проходят вне класса (в уголке природы, на пришкольном участке, в парке, музее, физкультурном или игровом зале .

Программа предусматривает проведение уроков обоб­щения. Цель их — оживить знания школьника, которые он получил не только в данном классе, но и за предыдущие годы обучения, и на основе этого систематизировать и обоб­щить полученные представления, создать стройную картину определенного исторического периода развития нашего го­сударства.


Программа рассчитана на 68 часов из расчёта 2 часа в неделю. Форма обучения очная.

Окружающий мир» — предмет интегрированный. При его изучении младший школьник:

  • устанавливает более тесные связи между познанием природы и социальной жизни; понимает взаимозависимости в системе «человек — природа — общество»;

осознает необходимость выполнения правил поведе­ния, сущность нравственно-этических установок; получает начальные навыки экологической культуры;

  • подходит к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, осознает возможность изменять себя, понимает важность здорового образа жизни;

  • подготавливается к изучению базовых предметов в ос­новной школе.

Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умение, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально – научному и эмоционально ценностному постижению окружающего мира.


^ Основные требования к уровню подготовки учащихся в третьем классе

К концу обучения в третьем классе учащиеся должны:

называть:

  • тела живой и неживой природы;

  • планеты Солнечной системы (2-3);

  • свойства воздуха и воды;

  • состав почвы;

  • древние города и их достопримечательности;

  • имена отдельных руководителей государства, деятелей, просветителей Руси и России (в соответствии с программой);

  • причины исчезновения растений и животных, отдельных сообществ;

различать:

  • год, век, арабские и римские цифры;

  • название русского государства и их соответствие исторической эпохе;

  • растения разных групп (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые);

  • животных разных групп (одноклеточные – многоклеточные, беспозвоночные – позвоночные);

  • приспособления животных к среде обитания;

  • особенности внешнего вида, строения животного в зависимости от среды обитания;

  • понятие «земледелие», «ремесло», «торговля», «деньги»;

решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:

  • объяснять значение Солнца для жизни на Земле;

  • объяснять необходимость бережного отношения человека к окружающей среде;

  • характеризовать условия жизни на Земле; природные зоны России;

  • характеризовать основные процессы жизнедеятельности животных;

  • раскрывать значение растений и животных в природе и жизни человека;

  • составлять описательный рассказ о животном (растении) по плану учителя и самостоятельно составленному;

  • соблюдать правила поведения в природе; участвовать в работе в уголке природы, на пришкольном участке;

  • характеризовать некоторые важнейшие события в истории российского государства (объединение славян, принятие христианства, крепостное право, возникновение ремесел, развитие городов);

  • рассказывать об особенностях жизни людей в Древней Руси, Московской Руси, России разных эпох;

  • работать с географической и исторической картой, глобусом (в соответствии с заданиями рабочей тетради), работать с контурной картой по заданию учителя;

  • высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.

^ Система оценки

Оценка «5» ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе и результат практических работ, устанавливает связь между природой и человеком, дает правильные ответы на поставленные вопросы.

^ Оценка «4» ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но ученик допускает от­дельные неточности в изложении фактического материала, в использова­нии отдельных терминов. При указании на них учителем все эти недочеты ученик легко исправляет сам.

^ Оценка «3» ставится ученику, если он усвоил учебный материал, но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в природе, затрудняется устанавливать предусмотренные про­граммой связи между объектами и явлениями природы, но может с помо­щью учителя исправить перечисленные недочеты, ориентируясь в тексте учебника с помощью учителя.

^ Оценка «2» ставится ученику, если он обнаруживает незнание боль­шей части программного материала, не справляется с выполнением прак­тических работ даже с помощью учителя.


^ Инструментарий для оценивания результатов.

Источники информации:

- работы учащихся;

- деятельность учащихся;

- статистические данные;

- результаты тестирования;

Методы:

- оценивание процесса выполнения;

- открытый ответ;

- выбор ответа;

- краткий ответ;

- наблюдение;

- вопросы для самоанализа;

Критерии:

- разумность гипотез, пояснении и примеров;

- индивидуальный прогресс в расширении активного словарного запаса;

- адекватность в реализации замысла поставленной учителем задачи;

- адекватность поведения в речевой ситуации;

-индивидуальный прогресс в использовании речевых средств при описании уклада, традиций семьи, своих семейных обязанностей;

- адекватность выполнения задания его теме и характеру;

- содержательность представленной информации о классе и школе;

- адекватность избранных речевых средств для презентации собственных проектов;

- индивидуальный прогресс в следовании правилам организации труда;

- индивидуальный прогресс в следовании правилам общения в классе;

- содержательность представленной информации о государственной символике;

-корректность и содержательность информации об описываемых достопримечательностях, памятных местах страны, государственных праздниках;

- адекватность замысла и его реализации поставленной учителем задачи;

- качество объяснений;

- уместность использования исторических терминов в процессе описания.

5. Программа

Учебно-тематический план

Таблица 1



^ Наименование разделов

и тем

Всего часов

к\р

Форма

контроля

1.

Земля наш общий дом

9

1

к\р тест

2.

Бактерии и грибы

2

-




3.

Растительный мир Земли

9

1

к\р тест

4.

Животный мир Земли.

12

1

к\р тест

5.

Наша Родина от Руси до России.

7

-




6.

Как жили наши предки.

13

1

к\р тест

7.

Как трудились наши предки.

16

1

к\р тест




Итого

68

5




^ Содержание тем учебного курса

Земля наш общий дом (9 ч)

Где ты живешь. Когда ты живешь. Историческое время. Счет лет в истории.

Солнечная система. Солнце — звезда. Земля — планета Солнечной системы. «Соседи» Земли по Солнечной системе.

Изображение Земли. Глобус — модель Земли. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб, услов­ные обозначения карты. Карта России.

Условия жизни на Земле. Солнце — источник тепла и света.

Вода. Значение воды для жизни на Земле. Разные со­стояния воды в зависимости от температуры воздуха. Свойства воды. Водоемы, их разнообразие. Растения и жи­вотные разных водоемов. Охрана воды и водоемов от за­грязнения.

Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле. Воздух — смесь газов. Охрана воздуха.

Почва — среда жизни организмов. Состав почвы. Плодо­родие почвы. Охрана почв.

Природные зоны России: ледяная зона, тундра, тайга, смешанные леса, степь, пустыня (общая характеристика).

Расширение кругозора школьников. Представления людей древних цивилизаций о происхождении Земли. История воз­никновения жизни на Земле. Как человек исследовал Землю. История возникновения карты.

Учащиеся должны знать и уметь

  • Знать название планеты, родной страны и ее столицы; региона, государственную символику России.

  • Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов.

  • Уметь различать объекты живой и неживой природы.

Грибы (2ч)

Отличие грибов от растений. Разнообразие грибов. Съе­добные и несъедобные грибы.

Расширение кругозора школьников. Правила сбора грибов. Предупреждение отравлений грибами.

^ Учащиеся должны знать и уметь

  • Различать съедобные и несъедобные грибы.

  • Правила сбора грибов.

Растительный мир Земли (9ч)

Распространение растений на Земле, значение растений для жизни. Растения и человек. Разнообразие растений: во­доросли, мхи, папоротники, хвойные (голосеменные), цвет­ковые, их общая характеристика.

Растения — живые тела (организмы). Жизнь расте­ний. Продолжительность жизни: однолетние, двулетние, многолетние. Питание растений. Роль корня и побега в питании. Размножение растений. Распространение пло­дов и семян.

Охрана растений.

Расширение кругозора школьников. Разнообразие расте­ний родного края. Ядовитые растения. Предупреждение от­равлений ими.

^ Учащиеся должны знать и уметь

  • Знать общие условия для жизни живых организмов.

  • Уметь различать объекты живой и неживой природы; различать части растения, отображать их в рисунке, приводить примеры разных групп растений (2-3 представителя из изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни.

  • Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе; ухода за растениями; оценивать воздействие человека на природу, выполнять правила поведения в природе; удовлетворение познавательных интересов, поиска дополнительной информации о растениях родного края, страны.

^ Животный мир Земли (12ч)

Животные — часть природы. Роль животных в природе. Животные и человек. Разнообразие животных: одноклето­чные, многоклеточные, беспозвоночные, позвоночные (на примере отдельных групп и представителей).

Животные — живые тела (организмы). Поведение жи­вотных. Особенности жизнедеятельности животных: пере­движение, питание, дыхание, выделение. Размножение. Поведение животных. Приспособление к среде обитания. Охрана животных. Охрана животного мира.

Расширение кругозора школьников. Животные родного края. Цепи питания. Как животные воспитывают своих дете­нышей.

^ Учащиеся должны знать и уметь

  • Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов.

  • Уметь различать объекты живой и неживой природы; приводить примеры разных групп животных (2-3 представителя из изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни.

  • Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для ухода за животными; оценки воздействия человека на природу, выполнение правил поведения в природе и ее участия в ее охране.

^ Наша Родина от Руси до России (7ч)

Названия русского государства в разные исторические времена (эпохи).

Портрет славянина в Древней, Московской Руси, в Рос­сии. Патриотизм, смелость, трудолюбие, добросердечность, гостеприимство — основные качества славянина.

^ Учащиеся должны знать и уметь

  • Знать название страны и ее столицы; государственную символику России.

  • Уметь описывать отдельные события из истории Отечества.

^ Как жили наши предки (13ч)

Крестьянское жилище. Городской дом. Культура быта: интерьер дома, посуда, утварь в разные исторические вре­мена. Одежда. Костюм богатых и бедных, горожан и кресть­ян, представителей разных сословий (князя, боярина, дво­рянина).

Расширение кругозора школьников. Происхождение имен и фамилий. Имена в далекой древности. Во что верили сла­вяне. Принятие христианства на Руси.

^ Учащиеся должны знать и уметь

  • Знать название страны и ее столицы; государственную символику России.

  • Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родной стране.

^ Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи) (16 ч)

Что такое земледелие. Хлеб — главное богатство России. Крепостные крестьяне и помещики. Отмена крепостного права. Рыболовство и охота на Руси и в России. Ремесла. Возникновение и развитие ремесел на Руси,

в России (кузнечное, ювелирное, гончарное, оружей­ное и др.). Знаменитые мастера литейного дела. Андрей Чохов. Появление фабрик и заводов. Рабочие и капиталисты.

Торговля. Возникновение денег.

Развитие техники в России (на примере авиации, авто­строения). Освоение космоса. Строительство. Первые сла­вянские поселения, древние города (Великий Новгород, Мо­сква, Владимир).

Расширение кругозора школьников. Орудия труда в раз­ные исторические эпохи. «Женский» и «мужской» труд. Особенности труда людей родного края. Как дом «вышел» из-под земли.

Учащиеся должны знать и уметь

  • Знать название нашей страны и ее столицы.

  • Уметь показывать на карте некоторые города России

  • Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для удовлетворения познавательных интересов.

Экскурсии. В природные сообщества (с учетом местных условий), на водный объект с целью изучения использова­ния воды человеком, ее охраны от загрязнения. В краеведче­ский (исторический), художественный музеи, на предпри­ятие (сельскохозяйственное производство), в учреждение быта и культуры.

Опыты. Распространение тепла от его источника. Смена сезонов, дня и ночи. Роль света и воды в жизни растений. Состав почвы.

Практические работы. Работа с картой (в соответствии с заданиями в рабочей тетради). Работа с живыми растения­ми и гербарными экземплярами.


^ 6.Перечень учебно-методического обеспечения учителя.


1. Беседы с учителем. Методика обучения 3 класс. Под редакцией Л.Е. Журовой. Издательский центр «Вентана-Граф» 2008г.

2. Географические карты, глобус.

3. Дидактический материал (разрезные карточки).

4. Диски: Энциклопедия животных. Кирилл и Мефодий ;

. Мультимедийный учебник Уроки Кирилла и Мефодия 3 класс Окружающий мир.

Природа России. Межвузовская лаболатория интенсивных методов обучения;

5. Методическая литература:

Н.Ф.Виноградова « Методические рекомендации к урокам.»

М.: Вентана – Граф 2004г..

О.А. Исакова, поурочные планы по учебнику Н.Ф.Виноградовой.

Волгоград, «Учитель», 2008г.

Е.И.Соболева, поурочные планы по учебнику Н.Ф.Виноградовой.

Волгоград, «Учитель- АСТ», 2005г.

6. Примерные программы начального общего образования (стандарты второго поколения)

7. Проверочные тестовые работы 3 класс. Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова,Е.Э.Кочурова, М.И. Кузнецова. – М.: Вентана-Граф, 2009. – 96л.

8. Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа 21 века». Издательский центр «Вентана-Граф» 2008г

9. Таблицы по окружающему миру.

10. Учебно – методический комплект:

Н.Ф.Виноградова , «Окружающий мир» 3 класс: учебник, две части М.: Вентана – Граф 2008.

Н.Ф.Виноградова , «Окружающий мир» 3 класс: рабочие тетради №1и №2 М.: Вентана – Граф 2009г


^ 7.Основные информационные источники для обучающихся

1. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия - мультимедийныя энциклопедия.

2. Н.Ф.Виноградова , «Окружающий мир» 3 класс: рабочие тетради №1и №2

М.: Вентана – Граф 2009г Н.Ф.Виноградова , «Окружающий мир» 3класс: учебник, М.: Вентана – Граф 2008.

3. Мультимедийный учебник Уроки Кирилла и Мефодия 3 класс Окружающий мир.

4. Природа России – Мультимедийный компаки-диск.

5. Энциклопедия животных Кирилла и Мефодия – мультимедийныя энциклопедия.


2.

3. Мультимедийный учебник Уроки Кирилла и Мефодия 3 класс Окружающий мир.

4. Энциклопедия животных Кирилла и Мефодия – мультимедийныя энциклопедия.

5.

6. Природа России – Мультимедийный компаки-диск.

7.







Концепция ОУ


Основная цель работы школы в 2009-2010 учебном году:

Совершенствование форм и методов обучения и воспитания, как способ повышения качества образования.


^ Основные задачи на 2009-2010 учебный год:

  • Организация активной познавательной деятельности учащихся на уроке.

  • Использование нетрадиционных форм и методов проведения уроков с целью повышения эффективности и качества проведения уроков.

  • Обеспечение высокого методического уровня проведения уроков и организация активной познавательной деятельности учащихся на уроке.

  • Обеспечение гибкой системы разноуровневого обучения, предполагающего содержательную преемственность между разными уровнями на I и II ступенях учебного процесса.

  • Совершенствование системы работы школы, направленной на сохранение и укрепление здоровья учащихся и привитие навыков здорового образа жизни.

  • Способствовать развитию познавательных способностей детей, формированию прочных навыков учебной деятельности.



^ Миссия ОУ.


Адаптивная школа - это школа со смешанным контингентом учащихся, где учатся одаренные и обычные дети, а также дети, нуждающиеся в коррекционно-развивающем обучении. Исходя из этого, структура образовательного учреждения функционирует в рамках трех ступеней:
I ступень - начальные классы;
II ступень - основная школа;
III ступень - средняя школа.
Личностно-ориентированное образование - это образование учащихся в школе, направленное на воспитание каждого ученика развитой самостоятельной личностью. При этом воспитание личности есть сверхзадача, по отношению к которой обучение знаниям





Похожие:

Библиографические источники, используемые при составлении программы Развернутое тематическое планирование. 3 класс. Образовательная программа «Начальная школа 21 века» iconКочневой Ольги Александровны I квалификационной категории, с. Николаевка. 2011-2012 учебный год Библиографические источники, используемые при составлении программы: программа
Программа. Литература 9 класс. В. Я. Коровина М: Издательский дом «Просвещение». 2007г
Библиографические источники, используемые при составлении программы Развернутое тематическое планирование. 3 класс. Образовательная программа «Начальная школа 21 века» iconБиблиографические источники, используемые при составлении программы Беседы с учителем. Методика обучения 3 класс. Под редакцией Л. Е. Журовой. Издательский центр «Вентана-Граф»
Беседы с учителем. Методика обучения 3 класс. Под редакцией Л. Е. Журовой. Издательский центр «Вентана-Граф» 2008г
Библиографические источники, используемые при составлении программы Развернутое тематическое планирование. 3 класс. Образовательная программа «Начальная школа 21 века» iconДокументи
1. /Начальная школа/1 класс Школа 2100/Фролова ИЗО 1.doc
2. /Начальная...

Библиографические источники, используемые при составлении программы Развернутое тематическое планирование. 3 класс. Образовательная программа «Начальная школа 21 века» iconДокументи
1. /английский язык/Ефанова программы/2 В Примерное тематическое планирование содержания...
Библиографические источники, используемые при составлении программы Развернутое тематическое планирование. 3 класс. Образовательная программа «Начальная школа 21 века» iconМуниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4»
Программа и тематическое планирование. 1-4 классы / авт сост. Р. П. Бабина – М.: Мнемозина, 2009 и авторской программы Н. Ф виноградовой...
Библиографические источники, используемые при составлении программы Развернутое тематическое планирование. 3 класс. Образовательная программа «Начальная школа 21 века» iconТематическое планирование по математике. Класс 1 Количество часов: всего 132 часа; в неделю 4 часа. Запланированных контрольных работ: 1
Планирование составлено на основе Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа
Библиографические источники, используемые при составлении программы Развернутое тематическое планирование. 3 класс. Образовательная программа «Начальная школа 21 века» iconДокументи
1. /Начальная школа/Абрамова М.П. 2 кл 2012-2013/~$ограмма по мат.docx
2. /Начальная...

Библиографические источники, используемые при составлении программы Развернутое тематическое планирование. 3 класс. Образовательная программа «Начальная школа 21 века» iconДокументи
1. /английский язык/Рабочие программы. Английский язык. Лаптева/11 класс/1. Титульный лист.doc
Библиографические источники, используемые при составлении программы Развернутое тематическое планирование. 3 класс. Образовательная программа «Начальная школа 21 века» iconОбразовательная программа и методическая разработка раздела образовательной программы 4 Образовательная программа 1
Программа обучения учащихся отражает современные представления о “проекте курса” и имеет следующую структуру: пояснительная записка,...
Библиографические источники, используемые при составлении программы Развернутое тематическое планирование. 3 класс. Образовательная программа «Начальная школа 21 века» iconПланирование составлено на основе: Программы по учебным предметам. Реализация образовательного стандарта второго поколения. Умк "Перспективная начальная школа" (1 класс)
Умк "Перспективная начальная школа" (1 класс) М.: Академкнига / Учебник, 2011 год
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы