Тема: «байкал бесценный дар природы» icon

Тема: «байкал бесценный дар природы»



НазваниеТема: «байкал бесценный дар природы»
Дата конвертации04.10.2012
Размер151.68 Kb.
ТипУрок
источник

Богомолова О.С., учитель географии МОУ « СОШ № 2 г. Красноармейска »


УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ.

  1. КЛАСС



ТЕМА: «БАЙКАЛ – БЕСЦЕННЫЙ ДАР ПРИРОДЫ»


ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ:


I. Цель проекта : 1. Доказать уникальность природы ПК бассейна Байкала.

2. Обосновать необходимость сохранения уникальной

природы бассейна Байкала.


Задачи: 1. Собрать информацию о ПК бассейна Байкала.

2. Проследить взаимосвязь и взаимозависимость

природных компонентов в ПК бассейна Байкала.

3. Выявить меры, необходимые для охраны природы

ПК бассейна Байкала.


II. Объединение обучающихся в группы:

  1. географы

  2. геологи

  3. гидрологи

  4. ихтиологи

  5. биологи

  6. экологи

Планирование предстоящей работы каждой группы, подготовка

памяток, алгоритмов по организации самостоятельной работы.


III. Отбор необходимых источников информации каждой группой,

знакомство с ними.

Выбор нужной информации. Стимулирование и консультирование

обучающим учителем.

IV. Проведение исследования на основе отобранной информации.

Подготовка творческой работы.


V. Коллективная защита проекта. Презентация творческих работ каждой

группой обучающихся.


VI. Анализ проделанной работы, включая самооценку собственной

деятельности каждой группы обучающихся.

8 класс


^ ТЕМА УРОКА: « БАЙКАЛ – БЕСЦЕННЫЙ ДАР ПРИРОДЫ ».

ЦЕЛИ УРОКА: 1. Сформировать образное представление о своеобразии,

уникальности природы ПК бассейна Байкала. Просле-

дить взаимосвязь природных компонентов в этом при-

родном комплексе. Показать необходимость охраны

природы бассейна Байкала.

2. Развитие экологического мышления, самостоятельнос-

ти, исследовательских и творческих навыков, навыков

общения и совместной деятельности.

3. Воспитание патриотизма, любви к природе нашей

Родины, бережного к ней отношения.


ОБОРУДОВАНИЕ: Физическая карта России, интерактивная доска, муль-

тимедиа, творческие работы учащихся.


^ ХОД УРОКА:

ЗАЩИТА ПРОЕКТА.


Вступительное слово учителя:


Темой нашего урока стали слова А. Твардовского: «Байкал – бесценный дар природы». Байкал – слово тюрское и происходит оно от слова Бай – Куль, что означает «богатое озеро».

Байкал – жемчужина Сибири.

Он уникален, наш Байкал.

К нему, красивейшему в мире,

Стремяться все: и стар, и мал.

Чисты, прозрачные его воды.

По глубине им равных нет.

Такой вот памятник природа

Произвела на белый свет.


Чем же уникален Байкал? Об этом мы сейчас узнаем.


Защита творческих работ - презентации:


  1. географов;

  2. геологов;

  3. гидрологов;

  4. ихтиологов;

  5. биологов.



Слово учителя:


Итак, я думаю, мы убедили вас в том, что Байкал, во всех отношениях, уникальное творение природы.

Байкал красив во все времена года. И зимой, когда он скован льдом и мирно спит, и весной, когда ледяная броня, достигающая метровой толщи-ны, медленно тает, а потом жители окрестных сел и городов наблюдают удивительное зрелище – ледоход на Байкале.

Красив Байкал и летом. Одни очевидцы утверждают, что особенно красив Байкал в ясную погоду, когда дует ветер баргузин (по долине реки Баргузин). Другие считают, что самым красивым Байкал бывает при без-ветренной погоде. Тогда можно любоваться очаровательным явлением – байкальским лоском. Да, Байкал уникален, Байкал красив. Как же люди распорядились этой красотой? Ведь Байкал представляет собой сложный природный комплекс, в котором все его компоненты взаимосвязаны, взаи-модействуют. Малейшее нарушение нарушение взаимосвязи может отра-зиться на всем комплексе.


Слово экологам: Презентация творческой работы.


Заключительное слово учителя:


Конечно, хотелось бы верить, что экологическая трагедия Байкала не слишком глубока и неотразима, что ещё можно спасти это уникальное творение природы, сохранить его для потомков. И мы с вами должны помнить, что:

«В природе шагу не ступить,

Чтоб тотчас, так ли сяк,

Ей чем – нибудь не заплатить

За этот сильный шаг».

( А. Твардовский)


И в заключении напомню слова Антуана де Сент- Экзюпери:

« Есть такое твердое правило… Встал поутру, умылся, привел себя в поря-

док и сразу же приведи в порядок свою планету». Замечательные слова. Помните их.


ГЕОГРАФЫ.


Международная организация ЮНЕСКО учредила 506 природных объектов всемирного наследия, среди которых и озеро Байкал.

О Байкале нельзя говорить без светлой радости и гордости за то, что есть оно у нас, это «славное море», неповторимое чудо приро-ды. О Байкале написаны тысячи книг и статей. О нем поют в пес-нях, рассказывают в былинах и сказках. «Кто Байкала не видал, тот в Сибири не бывал», - говорят в народе.

Здесь природа собрала воедино все самые выдающиеся свои про-изведения: чистейшую воду, древние полезные ископаемые, живо-писные горы и неповторимый по красоте и богатству горно- таеж-ный лес. Все это, в сочетании с редкостным животным миром, об-разует уникальный природный комплекс.

Байкал живет глубокой, загадочной жизнью. Он неохотно рас-стается с вековыми тайнами, не поддается летучим набегам учё-ных, писателей, художников, поэтов. Знания о Байкале собираются по крупицам. Вот уже много лет он привлекает внимание ученых разных направлений: гидробиологов, географов, климатологов, гео-логов, палеонтологов, экологов и др. На его берегах создан единст-венный в стране лимнологический научно-исследовательский инс-титут Сибирского отделения академии наук.

Главная задача ученых этого института – изучение и сохранение уникального творения природы – озера Байкал. Но несмотря на столь всесторонний подход и длительный период изучения, многое в природе Байкала остается непознанным, как и сотни лет назад.

Байкал, его несметные природные богатства, привлекают внима-ние не только ученых, но и хозяйственников. На берегах озера и рек, впадающих в него, построены крупные промышленные пред-приятия, загрязняющие воду и воздух. Ведется заготовка древеси-ны и сплав её и по рекам, и по озеру. Ведется разработка полезных ископаемых в Байкальской котловине и прилегающих горах. Многое может дать людям Байкал. Но нельзя брать не восстанав-ливая, бездушно, хищнически. Иначе не минует расплата…

Байкал представляет собой сложный природный комплекс, в ко-тором все его компоненты взаимосвязаны, взаимодействуют. Ма-лейшее нарушение взаимосвязей может отразится на всем комплек-се.


ГЕОЛОГИ.


До сих пор ученые спорят о происхождении озера. Большинство исследователей считают Байкал одним из древнейших озер плане-ты. 25 млн. лет тому назад в том месте, где расположен Байкал, земная кора вспучилась, на ней образовался грандиозный горб –

Байкальский свод.

Со временем свод покрылся разломами и расколами, его отдель-ные участки перемещались и прогибались, что и привело к появ-лению Байкальской впадины с озером Байкалом. Таким образом, Байкал – рифт, гигантский разлом в земной коре.

Современное очертание Байкал приобрел около 1 млн. лет назад. Формирование котловины еще не завершилось. Тектонические дви-жения продолжаются и в настоящее время, они сопровождаются землетрясениями, причем не только слабыми. Так, в итоге девяти- бального землетрясения в 1959 году дно, в средней части озера, опустилось на 15 м. Площадь Байкала – 31,5 кв. км. Это больше территории таких стран, как Бельгия, Швейцария или Голландия. Вытянутый с северо-востока на юго-запад Байкал имеет протяжен-ность 636 км. Продолговатую форму озера подчеркивает сравни-тельно небольшая ширина - от 25 до 79 км. Береговая линия Байка-ла составляет 2100 км. Байкал – горное озеро, оно расположено на 445 м выше уровня океана. Берега озера в основном гористые, изре-заны неравномерно. Вдоль западного побережья изрезанность сла-бая, бухт и заливов мало. Вдоль восточного берега расположены крупные заливы с живописными берегами. Замечательные особен-ности озера – его исключительная глубина. Байкал – самый глубо-кий из всех континентальный водоемов земного шара. Самое глу-бокое место лежит на 1620 м от поверхности, средняя глубина озе-ра – 731 м. До недавнего времени считалось, что на Байкале 27 ост-ровов. Теперь наука располагает другими данными. Островов на Байкале не 27, как считал известный исследователь И.Д. Черский, а ровно 30. Самый крупный из них - остров Ольхон, на северо- запа-де озера, длиной почти 74 км. Байкал хранит в своей сейсмически активной котловине более 23 кубометров чистой пресной воды.


ГИДРОЛОГИ.


Действительно, Байкал – огромное хранилище пресной воды, здесь сосредоточено20 % всех запасов пресной воды нашей пла-неты и 80 % запасов поверхностных вод нашей страны. Для того, чтобы вынести эту воду всем рекам мира, понадобилось бы 230 дней (почти год).

В глубинах озера, по свидетельствам ученых лимнологическо-

го института, вода имеет почти постоянную температуру +3,5 гра-дусов С, а на поверхности в теплое время года она прогревается до + 15 градусов С.

Озеро замерзает лишь в январе и вскрывается ото льда в мае - июне. Подсчеты по крупномасштабной карте показали, что в озеро впадает 544 реки, речки и ручейка (а не 336, как считали раньше). Вытекает же из Байкала одна Ангара. Для нее Байкал является не-исчерпаемым природным водохранилищем. Равномерно, круглый год, Ангара выносит из Байкала ежесекундно 2 тыс. куб. м воды.

Реки же приносят в озеро около 60 тыс. кубометров воды за год. Больше всего воды озеро получает весной, меньше летом. Воды Байкала в естественном состоянии самые чистые поверхностные воды Земли. Они слабо минирализованы, их можно использовать как дистиллированные. Благодаря слабой минерализации и чисто-те у байкальской воды необычайно хорошие вкусовые качества. Замечательное достоинство байкальской воды-высокое содержание кислорода. Животные и водоросли Байкала очищают его воды. Бай-кал не только самое глубокое, но и самое прозрачное озеро на Зем-ле. Его прозрачность достигает 40 м. Это в 100 раз больше, чем в большинстве озер и морей. А.П. Чехов, побывавший на берегах Байкала писал: « Байкал удивителен. Вода прозрачна необыкновен-но так, что видно сквозь нее, как сквозь воздух; цвет у неё нежно – бирюзовый приятный для глаза».


ИХТИОЛОГИ.


Байкал имеет исключительно своеобразный растительный и животный мир. Это древнейшая естественная лаборатория, создавшая небывалую кол-лекцию животных и растений. Богатство и видовое разнообразие органичес-кого мира Байкала поражают воображение. В нем обитают 300 видов инфу-зорий, 240 видов рачков – бокоплавов, 60 видов комариков - хироманид, 84 вида малюсков, множество форм ручейников, кольчатых червей, алигохет и других беспозвоночных животных, а также 50 видов рыб. Более половины видов животных, обитающих в озере – эндемичные, то есть нигде более не встречаются. На одном гектаре дна Байкала можно обнаружить до 170 видов животных, в то время как во всем Телецком озере на Алтае найдено всего 169 видов.

Несмортя на то, что Байкал расположен в тысячах километрах от ближай-шего моря, в нем великолепно освоилось типично морское млепопитающее – тюлень, или байкальская нерпа. Не потому ли местные жители называют Байкал морем? Стадо тюленей насчитывает около 70 тыс. голов. Когда и

как они проникли в Байкал - остается загадкой.

В вечно холодной толще вод на глубине 150 – 300 м живут удивительные рыбки-голомянки. Внешний вид её необычен: тело рыбы голое, не имеет че-шуи, белого цвета с розовым отливом. Она полупрозрачна, а большие бес-цветные плавники голомянки похожи на крылья стрекозы. Длина рыбки 18 – 20 см. Почти вся жизнь голомянки происходит в состоянии парения и дрей-фа, но дважды в сутки она совершает вертикальные движения – вечером под-нимается к поверхности озера, а утром снова уходит в глубину. Голомянки не мечут икру, как другие байкальские рыбы, а рожают живых мальков. Голомянка содержит настолько много жира, что мертвая не тонет, а плавает на поверхности воды. Выброшенная волной на берег в теплое время года, она под лучами солнца тает, оставляя на земле жирное пятно. Эти таинственные рыбки – невидимки ведут одиночный образ жизни, никогда не собираются в стаи. Голомянки редко попадаются в сети рыбаков, хотя в Байкале обитают в огромном количестве. Голомянки настолько своеобразны, что ученые до сих пор не нашли их родичей ни в пресных, ни в морских водах. Самые распрос-траненные рыбы Байкала, имеющие промысловое значение – хариус, сиг, на-лим, елец, сибирская плотва и др. Наиболее знаменитый байкальский омуль, небольшая рыбка длиной 30 – 40 см, весом 2 – 4 кг. Как и большинство про-мысловых рыб Байкала, для икрометания омуль заходит в реки и выбирает места с песчано-галечным твердым грунтом. Как только из икры выведутся мальки, они спускаются в озеро. По вкусовым качествам омулю нет равных

в озере.

Ученые утверждают, что в Байкале непрерывно идет процесс формиро-вания новых разновидностей и видов организмов, присущих только этому озеру.


БИОЛОГИ.

Уникальна природа не только озера Байкал, но и прилегающей к нему территории. От подножья и до высоты 600 – 800 м над уров-нем озера поднимается по склонам хребтов тайга, а выше идут гус-тые заросли кедрового стланика, заканчивающегося каменными россыпями. По ложбинам каскадами бешено мчатся белые от пены серебристые потоки, берущие начало со снежников. Воздух здесь чистый, бодрящий.

Тайга прибайкальских хребтов состоит из кедра, сосны, листвен-ницы и кустарникого подлеска. Леса имеют большое водоохранное значение. Они задерживают снег, питают реки, впадающие в Бай-кал, предохраняют склоны гор от размыва, ощищают поверхност-ные воды. Здесь водятся ценные пушные звери. На весь мир извес-тен баргузинский соболь. Для охраны его в 1916 году был создан первый в России баргузинский соболиный заповедник, расположен-ный на северо-восточном побережье Байкала. Заповедник успешно справился со своей задачей и послужил резерватом для восстанов-ления нормальной численности ценного зверька. Здесь соболей от-лавливали и вывозили для расселения в другие районы. Сейчас за-поведник охраняет не только соболя, а весь природный комплекс этого уголка уникальной природы Байкала.

В заповеднике более 700 видов растений. Из них несколько де-сятков – местные разновидности. Животный мир заповедника на-считывает 40 видов млекопитающих, около 250 видов птиц.

В настоящее время в бассейне Байкала работает много разнооб-разных заповедников. Кроме соболя, в лесах много белки, колонка, горностая, лисиц, изюбра, кабанов и других животных.

В Прибайкалье выявлены ценные месторождения вольфрама, молибдена, никеля и других металлов.

Район Байкала славится своей неповторимой красотой, целебны-ми минеральными источниками, умеренным климатом, сухостью и чистотой воздуха, обилием солнечного тепла. Это прекрасное место отдыха.


ЭКОЛОГИ.


Люди давно и широко используют Байкал в транспортных це-

лях, как источник водоснабжения, получения электроэнергии. В прибрежных лесах ведется промышленная заготовка древесины, промысел зверей, разрабатываются полезные ископаемые, дейс-твуют промышленные предприятия.

Озеро имеет большое транспортное значение. При отсутствии дорог по его берегам и трудности их прокладки в условиях горного окружения водные пути летом и ледовые зимой играют важную роль в экономических связях Иркутской области и Бурятии. По озе-

ру ежегодно перевозят более 2 млн. тонн грузов, в основном древе-сину. В последние годы перевозки леса по Байкалу осуществляются только в волноустойчивых плотах, что уменьшило загрязнение озе-ра корой и древесиной. Уменьшило, но не исключило полностью, так как часть леса при авариях попадает в озеро, загрязняя его.

Рыбный промысел на Байкале зародился давно. В середине

50– х годов прошлого века среднегодовой улов рыбы составлял около 90 тыс. центнеров. В последующие годы уловы начали сни-жаться. Одна из причин этого - изменения гидрологического режи-ма бассейна озера после сооружения Иркутской ГЭС, из-за её пло-тины рыба потеряла традиционные кормовые угодья.

С постройкой Иркутской ГЭС уровень Байкала поднялся на

1 метр. Это вызвало помутнение вод, что сразу отразилось на план-ктоне, обитающем на прибрежных участках. Уменьшение общей массы планктона вызвало падение численности омуля - основной промысловой рыбы. Сказался и молевый сплав леса по рекам, впа-дающим в Байкал. При молевом сплаве неизбежно часть бревен то-нет. Разлагаясь, они загрязняют воду озера. С 1969 года промыш-ленный лов омуля в Байкале был запрещен. В 70-е годы прошлого века для поднятия рыбохозяйственного значения Байкала провели комплекс работ по рыборазведению. Был реконструирован старей-ший в Сибири Большеречинский рыбоводный завод, сооружены но-вые - Баргузинский и Селенгинский. Это привело к тому, что пого-ловье омуля увеличилось в несколько раз, и был разрешен его лов. Но возникла другая проблема – ухудшение качества рыбы: вес её снизился в 2 раза, плодовитость – в полтора раза. Одна из причин этого – всё ещё продолжение загрязнение нерестовых рек и самого Байкала.

В Байкал сбрасывается огромное количество сточных вод. Наи-более загрязнена река Селенга, обеспечивающая до половины по-верхностного притока озера. Особенно сильно загрязнен её участок ниже города Улан-Удэ. Долгое время основными загрязнителями Байкала были Селенгинский целлюлозно-картонный и Байкальский целлюлозно-бумажный комбинаты. В сточных водах этих комбина-тов концентрация загрязненных веществ всегда была значительно выше предельно допустимых норм. По оценкам ученых воды Бай-кала уже не способны к самоочищению. За год успевает разрушить-ся всего 30- 40 % поступающих со стоками загрязнителей. Вследст-вие этого зона загрязнения растет. В воде обнаружены даже самые ядовитые вещества - токсиды.

В зоопланктоне, в байкальских рыбах, яйцах гнездящихся по побережью птиц обнаружены диоксиды. Они относятся к разряду особо опасных стойких загрязнителей, могут долго сохраняться в природной среде. Диоксиды способны разрушать нормальную дея-тельность клеток живого организма и изменять их. Это очень опас-но для человека. Недаром их называют «гормонами преждевремен-ного старения». Они действуют прежде всего на эндокринную сис-тему человека, вызывая риск серьезных заболеваний.

В промышленных зонах Прибайкалья происходит загрязнение и атмосферы. Трубы целлюлозно-бумажных комбинатов выбрасыва-ют в атмосферу огромное количество дыма, содержащего много со-ды. Оседая, она ложится на деревья, почву. В дождливую погоду сода, растворяясь, неизбежно попадает в Байкал. Выбросы сказыва-ются на окружающей растительности: усыхают пихтовые и частич-но кедровые леса.

В бассейне Байкала появились и неизвестные ранее проблемы. Среди них – загрязнение ранее чистых северных притоков озера нефтепродуктами и другими компонентами в результате строитель-ства. Лишь на одной из семи железнодорожных станций Бурятского участка БАМа построены очистные сооружения. Вызывает тревогу и биологическое загрязнение Байкала. В результате проводимых без достаточного научного обоснования рыбоакклиматизационных работ в озеро было завезено около 30 видов паразитов, новых для водоема и вызвавших вспышки заболеваний среди рыб - абориге-нов.

Тревогу вызывает и неорганизованный наплыв туристов. Боль-шое количество моторных лодок загрязняет озеро. Захламляются места стоянок на побережьях. Такова экологическая обстановка в бассейне Байкала. Сохранение байкальской экосистемы имеет пла-нетарное значение и является делом всех землян.

Несмотря на борьбу за чистоту байкальских вод и сохранение этого удивительного природного комплекса, которую ведут уже не один год ученые, писатели, общественность, проблема эта остается нерешенной. Экологическую ситуацию на Байкале можно считать кризисной, хотя там еще не отмечен рост заболеваемости населения и вода пригодна для питья.

Наши выводы и предложения следующие:

1. Необходимо полностью прекратить молевой сплав леса по Байка-

лу и рекам, впадающим в него. По Байкалу перевозить лес только

на сухогрузных судах.

2. Перевод всех предприятий байкальского бассейна на оборотные

системы водоснабжения и безотходную технологию.

3. Строительство современных очистных сооружений на всех же-

лезнодорожных станциях БАМа в районе Байкала.

4. Продолжение работ по рыборазведению, строительство новых

рыбоводных заводов.

5. Прекращение промышленной рубки леса в бассейне Байкала и

проведение активных лесовосстановительных работ.

6. Повсеместное использование в районах, где ведется сельское

хозяйство, почвозащитной системы земледелия, отказ от приме-

нения ядохимикатов, ограничение использования минеральных

удобрений.

7. Зона Байкала объявлена заповедной, поэтому необходимо вве-

дение жестких правил природопользования в этой зоне.

Ограничение дальнейшего промышленного строительства в

бассейне Байкала.

Нельзя забывать, что время возложело на сегодняшнее поко-ление людей ответственность перед будущим за сохранность озера, кристальной чистоты его вод, свежести прибрежного воз-духа, богатства лесов и земель.


^ САМОАНАЛИЗ УРОКА ПО ТЕМЕ:


«БАЙКАЛ - БЕСЦЕННЫЙ ДАР ПРИРОДЫ».


Данный урок был уроком презентации групповых творческих работ в рамках учебного проекта « Байкал – бесценный дар приро-ды». Проектный метод обучения способствует формированию и развитию у обучающих самостоятельности, потребности в творчес-кой деятельности, в самовыражении, самоактуализации.

Проектный метод обучения способствует также формирова-нию и развитию умений и навыков исследовательской деятельнос-ти: целеполагания, постановки задач, планирования предстоящей работы, работы с различными источниками информации, отбора необходимого материала, проведения исследования на основе отобранной информации ( анализа, синтеза, аргументации, обобще-ния, выводов и т.д.), выполнения разного вида творческих работ (стендовый доклад, реферат, презентация и т.д.), их оформления и представления (защиты).

Для выполнения проекта была организована работа обучаю-щихся в группах. Это способствует формированию умения и навы-ков сотрудничества, коммуникабельности, взаимоподдержки и вза-имопомощи, взаимной заинтересованности в работе друг друга, а

также позволяет обучающимся проявить свои способности, инициа-тивность, самостоятельность. Данный метод обучения позволяет учителю реализовать педагогические функции: фасилитанторскую, консультативную, исследовательскую, функции педагогической и эволюционной поддержки. В результате обеспечивается развиваю-щий потенциал урока, создается благоприятный психологический климат на уроке, повышается интерес не только к узучаемой теме, но и предмету в целом. Итогом работы над любым проектом явля-ется самооценка обущающимися собственной деятельности и коллективный анализ и оценка результатов проекта.

Этап рефлексии показал, что урок и в целом проект достиг своей цели. Изучаемая тема вызвала живой интерес у обущающих-ся. Они объективно оценили проделанную работу и работу каждой группы.




Похожие:

Тема: «байкал бесценный дар природы» iconТема урока: Озеро Байкал жемчужина Сибири
Раскрыть уникальность природы озера Байкал и причины уникальности. Познакомить с историей открытия и изучения озера Байкал. Рассмотреть...
Тема: «байкал бесценный дар природы» iconИсследовательская работа Тема «Сколько весит здоровье ученика?»
Здоровье – это бесценный дар, который преподносит человеку природа. Без него очень трудно сделать жизнь интересной и счастливой....
Тема: «байкал бесценный дар природы» iconНе переворачивайте страницу без разрешения учителя! Чем знаменит Байкал?
Азии между широтами Москвы и Воронежа, Лондона и Эдинбурга, Байкал это уникальное творение природы, национальное сокровище и гордость...
Тема: «байкал бесценный дар природы» iconКлассный час Адресация
«Здравствуйте, дорогие ребята! Мы с вами продолжаем беседовать о здоровье, ведь здоровье человека – бесценный дар природы. Разрушить...
Тема: «байкал бесценный дар природы» iconПроценты. Цели урока
Здоровье это бесценный дар, который преподносит человеку природа. Без него очень трудно сделать жизнь человека интересной и счастливой....
Тема: «байкал бесценный дар природы» iconА. А. на районном семинаре учителей музыки Каждый ребенок талантлив от природы, в нем заложено творческое начало. Дети бесценный дар, кладезь эмоций, ощущений. И задача
Урок музыки импульс для достижения этих целей. Но творческим лидером конечно должен стать учитель музыки. Он должен стремиться к...
Тема: «байкал бесценный дар природы» iconПрирода – бесценный дар, один на всех!
Конкурс социально – значимых исследовательских и проектных работ по экологии, сохранению и возрождению лесных насаждений, энергосбережению...
Тема: «байкал бесценный дар природы» iconДоклад «Озеро Байкал» (в рамках работы XI школьной научно-практической конференции «Великие реликвии России») ученица 2 «А» класса Аникина Мария
Озеро Байкал находится на юге Восточной Сибири. В форме рождающегося полумесяца Байкал вытянулся с юго запада на северо-восток (cлайд...
Тема: «байкал бесценный дар природы» iconИсследовательская работа по экологии на тему: «Лес бесценный дар, один на всех»
Муниципальный этап Х всероссийского форума «Зеленая планета – 2012», приуроченного к 40 – летию празднования Всемирного дня охраны...
Тема: «байкал бесценный дар природы» iconБайкал в беде!
Первое постановление правительства 2010 года было посвящено изменениям видов деятельности, разрешенных в природоохранной зоне озера...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы