|
Семинар зам. директоров школ в СОШ №2 г. Красноармейска 14.12 2010г. Организация деятельности образовательного учреждения по повышению квалификации педагогов. Проблемы внутришкольного обучения. Методическая работа в современной школе - это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта и на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива, школы в целом, а в конечном счете – на совершенствование учебно-воспитательного процесса, достижение оптимального уровня образования, воспитания и развития конкретных школьников. ^ - создание оптимальных условий для непрерывного совершенствования профессиональной, предметной, методической компетентностей педагогов, развития их творческого потенциала как средства реализации целей и задач образовательного процесса. ^ 1)Совершенствование системы диагностики результатов профессиональной деятельности каждого педагога как показателя уровня развития профессиональной компетентности, системы мониторинга развития педагогического коллектива в целом. 2)Развитие мотивации педагогов на профессиональное саморазвитие. 3)Разработка и реализация системы ресурсообеспеченных вариативных организационных форм методической деятельности, адекватных ее цели. 4)Совершенствование методического уровня педагогов в овладении современными образовательными технологиями. 5)Формирование и развитие умений и навыков анализа образовательного процесса в целом и самоанализа своей учебно-воспитательной деятельности в частности. 6)Выявление опыта работы педагогов, заслуживающего изучения, обобщения и распространения. 7)Приобщение педагогов к исследовательской деятельности на основе доступных и понятных им методов. Структура, состав методической службы, задачи методической работы на конкретный период определяются сообразно потребностям каждым педагогическим коллективом самостоятельно. Методическая работа в школе наиболее эффективна, если она организована как целостная система. Ее успех зависит от заинтересованности педагогов в профессиональном развитии, от удовлетворенности коллектива организацией образовательного процесса в школе. Чем больше удовлетворен учитель своей работой, тем больше он заинтересован в совершенствовании своего мастерства. Перед руководителем методической службы школы стоит задача помочь учителю углубить различные аспекты его профессиональной подготовки. Чтобы содержание методической работы отвечало запросам педагогов и способствовало саморазвитию личности учителя, работу необходимо планировать с учетом профессиональных затруднений конкретных учителей и всего коллектива в целом. Планированию методической работы должен предшествовать глубокий анализ каждого из ее звеньев с точки зрения влияния их на рост педагогического и профессионального мастерства учителя. ^ Проведение диагностики педагогической деятельности и ее оценка - неотъемлимая часть управления. Школу оценивают многие: ученики и их родители, управление образования, многочисленные проверяющие. Но главная задача не в том, чтобы дать учителю экспертную оценку извне, а в том, чтобы стимулировать его к самостоятельному осмыслению и решению своих проблем. Диагностирование педагогического коллектива позволяет целенаправленно планировать методическую работу в школе, выявить сильные и слабые стороны в работе учителя для обмена опытом работы и оказания своевременной и действенной методической помощи. Диагностические анкеты- -«Мониторинг профессионального мастерства педагогов»(из опыта работы), «Завуч» №7, 2008г.; -«Диагностическая карта успешности учителя», «Завуч» №1, 2006г.; -Анкета для учителя «Диагностика профессиональной подготовки»; Анкета «Реализация направлений модульной технологии в образовательном процессе»; Анкета «Реализация принципов уровневой дифференциации»: Анкета «развитие творческого потенциала учителя», «Завуч» №4, 2006г.; «Диагностика педагогического мастерства учителя в условиях модернизации содержания образования», «Завуч»;№5 2006г.; -«Работа по повышению профессионального мастерства педагогических кадров», «Практика административной работы в школе», №5, 2003г. -«Методика оценки качества педагогической деятельности», «Завуч» №1 2009г. - «Рейтинговая оценка деятельности учителя», «Оценка учителя как фактор его профессионального роста и развития школы», «Завуч» №1 2010г. -«Рейтинговая оценка педагогической деятельности учителя», «Завуч» №4, 2010г. Анализ анкетирования позволяет составить диагностическую карту школы, выделив: а) опыт, заслуживающий изучения, обобщения и распространения; б) вопросы (проблемы), вызывающие затруднения у отдельных учителей, группы педагогов или всего педагогического коллектива. Это позволяет разделить вопросы, требующие изучения на разных уровнях методической работы школы: -педагогический совет, -методический семинар, -ШМО, -творческие микрогруппы учителей, -наставничество, консультирование, -самообразование учителя. Диагностирование позволяет определить и единую методическую тему школы. Планированию методической работы предшествует так же анализ каждого из ее звеньев с точки зрения влияния их на рост педагогического и профессионального мастерства учителя. В нашей школе ежегодно дается достаточно подробный анализ методической работы по направлениям деятельности (текстово-табличный).
В школе сложилась следующая структура методической работы. Структура методической службы школы ![]() Педагогический совет ![]() Методический совет ![]() Школьные методические объединения ![]() ![]() ![]() ![]() «Первые шаги» «Словесник» «Эврика» «Природа и общество» ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Самообразование Одной из важнейших форм методической деятельности является работа над единой методической темой школы. ^ -методическая тема должна быть актуальной, научно обоснованной, -созвучной современным педагогическим идеям, -иметь практическую значимость для школы, -охватывать широкий спектр проблем, -охватывать как учебную, так и воспитательную работу, -ориентирована на повышение творческого потенциала учителя и учащихся, - ориентирована на интенсификацию учебно-воспитательного процесса и мотивацию учения школьников. Работа над единой методической темой должна быть направлена на реализацию целей и задач, поставленных педагогическим коллективом в программе развития и вестись в течение 3-5 лет. ^ 1этап-диагностический: -выявление проблемы, обоснование ее актуальности для школы. 2этап-теоретическое исследование проблемы на: -педсоветах; -заседаниях методического совета; -заседаниях школьных методических объединений; -семинарах; -в индивидуальной и групповой работе с учителями; -в работе по самообразованию. 3этап-практическое исследование проблемы: -тематические педсоветы (обмен опытом работы); -семинары-практикумы; -открытые уроки и внеклассные мероприятия; -взаимопосещение уроков. 4этап-подведение итогов работы по теме, пропаганда ППО: -творческие отчеты учителей; -выступления с самообобщением опыта работы; -мастер-классы; -рекомендации по данной теме. ^ Высшей формой коллективной методической работы всегда был и остается педагогический совет. Темы педсоветов должны быть связаны с задачами, над которыми работает педагогический коллектив, в том числе, с единой методической темой. Темы педагогических советов: 2008-2009 уч. год-1) Новые подходы к организации воспитательной работы в школе; 2)Личностно ориентированное обучение и воспитание как средство развития и само развития личности обучающихся; 3)Оценочная деятельность ученика и учителя. 2009-2010 уч. год-1)Инновационные формы воспимательной работы; 2)Активные и интерактивные формы и методы обучения в системе личностно ориентированного образования; 3)Психологический комфорт на уроке как условие развития личности школьника. 2010-2011уч. год-1)Воспитание культуры толерантности; 2)Обучение и воспитание успехом в системе личностно ориентированного образования. 3)Новые требования к современной образовательной политике. ^ Методический совет осуществляет координацию всей методической работы школы, организации учебно-воспитательного процесса, инновационной и экспериментальной деятельности, итоговой аттестации. Ежегодно составляется план работы методического совета. Ведутся протоколы заседаний. В2009-2010 уч. году проведено 13 заседаний методсовета, на которых рассматривались вопросы подготовки и проведения педагогических советов, единых методических дней, организации и проведении мониторинговых наблюдений, вопросы предпрофильной подготовки учащихся выпускных классов основной школы и профильного обучения в старшей школе, вопросы подготовки и проведения школьного и муниципального этапа предметных олимпиад, работы школьного научного общества обучающихся, работы муниципальных экспериментальных площадок, вопросы подготовки учащихся выпускных классов к итоговой аттестации, вопросы аттестации педагогических работников и другие. ^ Важными звеньями в структуре методической службы нашей школы являются методические объединения. Их в школе пять: -МО учителей начальных классов «Первые шаги», -МО учителей русского языка и литературы и иностранного языка «Словесник», -МО учителей математики, физики и информатики «Эврика», -МО учителей истории, географии, биологии, химии, технологии, ОБЖ, физической культуры «Природа и общество», -МО классных руководителей. В планировании работы ШМО стараются отобрать тот комплекс мероприятий, который бы позволил наиболее эффективно решать проблемы и задачи, стоящие перед ними и школой в целом. Планы работы методический объединений должны составляться с учетом ситуации, которая сложилась в школе: опыта работы учителей, итогов успеваемости учащихся по предмету, результатов контрольных срезов знаний, склонностей и интересов учителей , задач преподавания данного предмета. Формы работы ШМО нашей школы разнообразны: участие в педагогических советах, единых методических днях, методическом фестивале, обмен опытом работы на заседаниях ШМО, в ходе открытых уроков, индивидуальная работа над темами самообразования с последующими творческими отчетами, изучение и обобщение лучшего педагогического опыта, организация исследовательской деятельности обучающихся и другие. По итогам учебного года проводится анализ работы ШМО. ^ Одной из форм методической работы в нашей школе являются единые методические дни как постоянно действующий методический семинар. В течение учебного года проводится три единых методических дня - в декабре, феврале и апреле. Темы двух методических дней соответствуют единой методической теме, а в апреле единый методический день проходит в рамках методического фестиваля «Урок-20…» и называется «Презентация методических идей». В рамках методических дней проводятся методические семинары, заседания ШМО, открытые уроки с их последующим самоанализом и анализом, обмен опытом работы в ходе выступления учителей. В конце учебного года проводится, ставший традиционным, методический фестиваль «Урок-20…». В рамках методического фестиваля проводится единый методический день «Презентация методических идей», творческие отчеты учителей по темам самообразования, школьная учебно-исследовательская конференция «Мир - глазами детей». Особое место, как уже отмечалось выше, в работе по повышению профессиональной компетентности учителей занимает самообразование. Темы самообразования определяются с учетом затруднений конкретного учителя, согласуются с методической темой школы, направлениями работы методического объединения и ежегодно утверждаются на ШМО. Работа над темой самообразования может вестись в течение нескольких лет, при этом каждый учитель ежегодно готовит творческий отчет о проделанной работе (памятка к отчету по теме самообразования). ^ 1этап-диагностический: -анализ затруднений, постановка проблемы, изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта. 2этап-прогностический: -определение целей и задач работы над темой, разработка системы мер, направленных на решение проблемы,прогнозирование результатов. 3этап-практический: -внедрение системы мер, направленных на решение проблемы, отслеживание процесса, текущих и промежуточных результатов, корректировка работы. 4этап-обобщающий: -подведение итогов, оформление результатов работы по теме, представление материалов. 5этап-внедренческий: -использование опыта самим педагогом, распространение опыта. Как видите, работа над темой самообразования рассчитана на 2-3 учебных года. ^ выявление, изучение, обобщение и распространение лучшего педагогического опыта. Это одна из наиболее действенных форм повышения квалификации и мастерства учителя. Изучение и обобщение опыта работы учителей школы ведется систематически. Начинается эта работа с самообобщения опыта самим учителем (см. рекомендации учителю по обобщению собственного опыта ). Для описания опыта можно использовать следующие формы: -простое описание-фотография (фрагменты); -раскрытие способов и приемов, дающих положительный эффект; -анализ и описание достигнутых результатов; -анализ и описание стиля работы; -длительный анализ и описание системы работы. ^ -конспектов уроков, -творческих отчетов, -докладов или рефератов, -презентаций, -методических бюллетеней, -методических рекомендаций, -разработок программ, -сборников. Для передачи опыта педагогам-коллегам можно использовать следующие виды представления: -выступление на МО, педагогическом совете, конференции; -рассказ-обмен опытом: -открытые уроки; -авторские мастерские или мастер-классы; -проблемные круглые столы; -творческие семинары и конкурсы. Материалы опыта можно оформить письменно и в электронном виде, что дает возможность учителям не только изучить материал, но и воспользоваться им в своей профессиональной деятельности. |