Урок-проект по литературе в 11 классе Тема: «Авторская песня» icon

Урок-проект по литературе в 11 классе Тема: «Авторская песня»



НазваниеУрок-проект по литературе в 11 классе Тема: «Авторская песня»
Дата конвертации04.10.2012
Размер139.87 Kb.
ТипУрок
источник

Косолапова Елена Михайловна

Урок-проект по литературе в 11 классе

Тема: «Авторская песня»

Во II половине 50 - начале 60х годов XX века у русской поэзии появилось новое русло. Его создали «поющие поэты» - авторы стихов и музыки своих песен, являющиеся одновременно их исполнителями и аккомпаниаторами.

Авторская песня стала общественным движением, существует она и сегодня. «Неформальность» авторской песни и составляет её главную притягательную силу. Авторская песня обращена к каждому, и она про каждого. Широкое распространение авторской песни сделало лучшие её образцы поистине народными - авторов часто не помнили, несколько изменялся и «обкатывался» текст.

Авторские песни обычно простые по мелодии, но глубокие по смыслу. Они отражают историю нашей страны, отечественной культуры и общественной мысли.

Сегодня мы поговорим о бардах В. Высоцком и И. Талькове.

К его песням можно относиться по-разному. Их можно любить или не любить. Можно принимать или отвергать. И долго спорить о них тоже можно. Но одно мы знаем наверняка: мимо его песен нельзя пойти. И нельзя сделать вид, что их просто-напросто не существует.

Его песни - друзья людей. В них есть удивительная добрая сила. Сила, которая помогает выстоять слабым и обрести уверенность растерявшимся. На иную песню можно опереться, как на плечо. Ибо есть какая-то особая человеческая надежность в этих песнях. С автором их можно пойти куда угодно: в разведку, в тундру, в космос - да хоть к черту на рога!

Но, прежде всего его песни наполнены правдой. Кажется даже, что и пел то он не песню, а - правду. Правду крутых характеров, правду жизненных ситуаций, правду извечных человеческих проблем, правду боли и нежности, правду своего времени. И получается, что говорил и пел он то, о чем жаждали (и не умели) сказать и спеть самые обыкновенные люди. Пел не только о них, но еще и - за них. От их имени. Поэтому они и называли его своим другом, безоговорочно считали своим певцом. В прочем, нет, не певцом.

Это другие были певцами. А он был - Высоцким.

То ли мёд, то ли горькая чаша,

То ли адский огонь, то ли храм.

Всё, что было его - нынче ваше.

Все для вас. Посвящается вам.

(Б. Окуджава)

Холодным зимним днем 25 января 1938 года в Москве родился Владимир Высоцкий. Из роддома на Третьей Мещанской улице мать Нина Максимовна и дядя Алексей Владимирович принесли будущего поэта, артиста и певца на Первую Мещанскую (ныне проспект Мира), 126. Это было старое трехэтажное здание, стоявшее чуть наискось от Рижского вокзала, где до революции размещались шумные номера гостиницы "Наталис", превратившиеся после Октября в большие коммунальные квартиры. В одной из таких коммуналок долгие годы жил Владимир Высоцкий.

Он не мог появиться на свет обычно. Так, как рождались миллионы других, талантливых и простых людей. Не мог приходом в этот мир не вызвать споров и разногласий. Все началось задолго до его рождения. Какое дать ребенку имя? Этот вопрос бурно обсуждали и подруги Нины Максимовны, и товарищи ее мужа - Семена Владимировича, и соседи. Девочку решили назвать Алисой, а имя мальчика никак не могли выбрать. Называли по алфавиту: Александр, Андрей, Алексей, Борис, Василий, Владимир..., но ко дню его появления так ни на чем и не остановились. В роддоме Нина Максимовна вдруг вспомнила, что, уезжая в командировку, Семен Владимирович попросил:

- Назови сына Владимиром: в честь моего отца и твоего брата - моего товарища!... - к тому же в стране как раз отмечались Ленинские дни, прибавился еще один повод назвать сына Владимиром, что она и сделала.

Но вдруг Нина Максимовна получает поздравление. Красочную открытку - кошечку, качающую в люльке котенка, - где написано: "Мы, соседи, поздравляем вас с рождением нового гражданина СССР и всем миром решили назвать его Олегом, Олег - предводитель Киевского государства!". Когда Нина Максимовна вернулась домой с Владимиром, многие соседи, особенно дети, были очень недовольны и какое-то время никак его не называли. Потом, правда, привыкли: Вова, Вовочка, Владимир - "владыка мира". Итак, родился еще один властелин мира, но, как позже оказалось, завладел он не бескрайними просторами, а миром людских сердец!

Владимир Высоцкий начал петь вой песни со сцены в 1965г.

« Я занимаюсь авторской песней - сам пишу тексты, мелодии, сам исполняю. Это неумирающее искусство, оно началось очень давно, много-много веков назад. Для меня авторская песня - это возможность беседовать, разговаривать с людьми на темы, которые меня волнуют и беспокоят; рассказывать им о том, что меня скребет по нервам, рвет душу, - в надежде, что их беспокоит то же самое.

Песенное наследие Высоцкого, особенно на раннем этапе его твор­чества, неравномерно противоречиво. «Дворовые», или «блатные»», песни, с которых начинал поэт, сам он назвал «прежними». В зрелом возрасте поэт их не сочинял и по этому поводу написал:

За то, что я нарушал тишину...

За то, что мне неймется и не спится,

За то, что в передачах заграница

Передает мою блатную старину,

Считаю своим долгом извиниться.

Настоящую популярность Высоцкому принесли песни философского плана, военные, песни чуткой гражданской и общественной направленности. Постепенно складывается облик другого автора-певца гражданского мужества, человеческой мудрости, порядочности и честности, великого патриотического долга.

Высоцкий любит человека, всегда старается его понять и готов (но далеко не всегда!) простить, никогда ему не льстит, не угождает. Люди это чувствуют и отвечают ему взаимностью.

Гражданственность, злободневность, проблемность — на трех китах держится искусство Высоцкого. Он выступает против духовной успоко­енности, мещанского накопительства, циничного скептицизма и отсутствия веры в идеал, против нравственной глухоты. Своим творчеством он напоминает нам, что есть ценности непреходящие: родина, человеческая жизнь, достоинство, мир на земле. Для поэта нет запретных тем: он безбоязненно, с вызывающей у многих зависть смелостью писал и пел обо всем, что его волновало. Это — свобода, обеспеченная нравственно, точным отношением к предмету и явлению. Лирический герой Высоцкого — он сам, борющийся за утверждение своих идеалов:

Мне судьба до последней черты, до креста

Спорить до хрипоты, а за ней немота,

Убеждать и доказывать с пеной у рта,

Что не то это вовсе, не то и не та.

Даже если сулят золотую парчу

Или порчу грозят напустить — не хочу!

На ослабленном нерве я не звучу,

Я уж свой подтяну, подновлю, подвинчу!

Лучше я загляну, запою, заторчу!

Все, что за ночь крапаю — в чаду растопчу!

Лучше голову песне своей откручу,

Чем скользить и вихлять, словно пыль по лучу.

Стихи, песня должны войти не в уши, а в душу, считает Высоцкий. Для этого нужно говорить о том, что людей действительно волнует, и говорить так, чтобы они восприняли твои слова и мысли как свои собственные. Поэт говорит о любви и ненависти, борьбе и времени, рождении и смерти, поднимаясь в своих лирических излияниях до философского осмысления по-житейски близкого, узнаваемого. Мужественно и нежно говорит он о «великой стране любви», лишающей покоя, отдыха и сна, но дающей человеку то, без чего жизнь — не жизнь, «потому, что если не любил, значит не жил, и не дышал». Об этом «Баллада о любви»:

Давай поставим свечи в изголовье

Погибшим от невиданной любви...

Их голосам дано сливаться в такт,

И душам их дано бродить в цветах,

И вечностью дышать в одно дыханье,

И встретиться со вздохом на устах

На хрупких переправах и мостах,

На узких перекрестках мирозданья...

Я поля влюбленным постелю,

Пусть поют во сне и наяву!

Я дышу — и, значит, я люблю!

Я люблю — и, значит, я живу!

Жизнь — нескончаемая борьба добра и зла. Обращаясь к совре­менникам, поэт размышляет, спрашивает, утверждает:

Как у вас там с мерзавцами? Бьют? Поделом.

Ведьмы вас не пугают шабашем?

Но не правда ли, зло называется злом

Даже там, в светлом будущем вашем?

И во веки веков, и во все времена

Трус, предатель всегда презираем,

Враг есть враг, и война есть война,

И темница тесна и свобода одна,

И всегда на нее уповаем.

Время эти понятья не стерло,

Нужно только поднять верхний пласт —

И дымящейся кровью из горла

Чувства вечные хлынут на нас...

(«Баллада о времени»)

Главная мысль автора заключается в том, что добро остается добром, а зло — злом. В прошлом, будущем, настоящем. Для поэта нет мелочей и мелкотемья, потому что он не просто фиксирует, а передает, отражает жизнь. В каждом, казалось бы «заурядном», незначительном факте он находит общеинтересное, всеобщее. Даже песни о спорте или об альпинистах — песни о жизни, выборе своего пути:

Да мы выбираем трудный путь,

Опасный, как военная тропа.

(«Вершина»)

Высоцкий был не из тех, кто делает что-либо только потому, что это «надо». Он всегда говорил и пел о том, что лично его волновало, что рождалось внутри него самого. Таким, как он, можно довериться, верить. Он не заигрывал с высокими понятиями и словами.

Все просто и ясно у него в песнях и стихах. До него никто ЭТОГО и ОБ ЭТОМ ТАК не сказал. Он находил слова доступные и близкие всем. Лад, методика его песен -— чисто русская, без интонационных примесей.

Поэта интересовало явление мещанства, обывательства. Он создал целую галерею запоминающихся типов вроде супругов у телевизора, приятелей алкоголиков из «Милицейского протокола», склочника и «завистника соседа». Так понять и представить мещанина, как это делал Высоцкий, можно, только находясь вне мещанина, не сливаясь с ним, не разделяя его миропонимания.

Высоцкий издевался над современными обывателями. Вот блестяще разыгранная певцом песня-диалог «У телевизора». Он и Она — два разных по характеру и в то же время одинаковых человека: Он — грубый, неотесанный, кондово-приземленный. Она — пропускающая по привычке мимо ушей грубости не всегда трезвого мужа. Разве не знакомая картина, разве не сегодняшний быт? Семья обывателей, недалеких по интересам, запросам, с узким, как дыра телевизионного ящика, мирком и пошленьким образом жизни. Семья бездумная. Иному слушателю впору припомнить гоголевское: «Над чем смеетесь? Над собой смеетесь!»

Особое место у Высоцкого занимала военная тема. Песня «Он не вернулся из боя» — одна из главных в его творчестве. В ней помимо интонационной pi психологической достоверности есть и ответ на вопрос: почему автор — человек, который по своему возрасту явно не мог принимать участие в войне, — все-таки пишет о ней, более того, не может не писать:

(Запись песни на диске)

Песни Высоцкого о войне — прежде всего песни настоящих людегт из плоти и крови, сильных, усталых, мужественных, добрых. Таким людям можно доверить собственную жизнь и Родину. Такие не подведут.

Сегодня не слышно биенья сердец —

Оно для аллей и беседок,

Я падаю, грудью хватая свинец,

Подумать успев напоследок:

«На этот раз мне не вернуться,

Я ухожу, придет другой».

Мы не успели, не успели оглянуться,

А сыновья, а сыновья уходят в бой.

Именно так и продолжается жизнь, продолжается общая судьба и общее дело людей. Именно так переходят от родителей к детям самые значительные, самые важные понятия...

Выступая, Высоцкий мог быть таким грохочущим, таким штормовым и бушующим, что слушателям приходилось, будто от сильного ветра, закрывать глаза и втягивать головы в плечи. Когда казалось, еще секунда — и рухнет потолок, взорвутся динамики, не выдержав напряжения, а сам Высоцкий упадет, задохнется, умрет прямо на сцене... Казалось, на таком накале невозможно петь, нельзя дышать! А он пел, он дышал. Одна из песен подобного исполнения —«Спасите наши души»:

Уходим под воду

В нейтральной воде.

Мы можем по году

Плевать на погоду, —

А если накроют —

Локаторы взвоют

О нашей беде.

Спасите наши души!

Мы бредим от удушья.

Спасите наши души!

Спешите к нам!

Услышьте нас на суше —

Наш SOS все глуше, глуше, —

И ужас режет души

Напополам...

Зато следующая его песня могла быть потрясающе тихой. И от этого еще больше западала в душу. Поэт, который только что казался пульсирующим комком нервов, вдруг становился воплощением воз­вышенного спокойствия — человеком, постигшим все тайны бытия. И тогда каждое слово его звучало по-особому трепетно:

Здесь лапы у елей дрожат на весу,

Здесь птицы щебечут тревожно —

Живешь в заколдованном диком лесу,

Откуда уйти невозможно.

(«Лирическая»)

Владимир Высоцкий умер 25 июля 1980 года и похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве. Его могила круглый год усыпана цветами. О нем пишут, делают кинофильмы, ему посвящают стихи:

Тебя, как древнего героя, держава на щите несла, Теперь неважно, что порою несправедливою была. Тебя ругали и любили. И сплетни лезли по земле, Но записи твои звучали и в подворотне, и в Кремле.


Игорь Владимирович Тальков родился 4 ноября 1956 года в бедной семье города Щекино Тульской области, что в 7 километрах от Ясной поляны, дед и отец, - коренные москвичи, а родился Игорь Тальков в Щекино, потому что отец был репрессирован: 12 лет провел в Сибири в Орлово-розово, когда вернулся в 1953-м году, ему запрещено было проживать в столице, вот он и поехал за 200 км от Москвы и там осел. Игорь Тальков рос веселым и подвижным ребенком. Его образ из той далекой детской поры - "рыженький, конопатенький мальчишка в рубашке с коротенькими рукавами и в тортиках, очень общительный, все время улыбающийся, вообще это был жизнерадостный, добрый мальчик". Стихи Тальков начал писать очень рано. Еще мальчишкой он написал свои первые четверостишия. Уже в школьные годы в нем пробуждалось то стремление к глубокому философскому постижению мироздания и сути человеческого бытия, что столь явственно проявлялось в его зрелой поэзии. В старших классах на нем держалась вся художественная самодеятельность, к тому времени Игорь тальков уже играл на фортепиано и гитаре. Кстати, игру на фортепиано он освоил самостоятельно. Закончил музыкальную школу по классу баяна, в дальнейшем он научится играть на бас-гитаре, скрипке и др. музыкальных инструментах. Окончив школу, Тальков поехал в Москву поступать в театральное училище, там он срезался на экзамене по литературе, обнаружив полное незнание текста шедевра соцреализма -романаМ. Горького "Мать".

Где-то в 1973 году он начал писать песни - работал барабанщиком, гитаристом, клавишником в разных группах.

Пришло время службы в армии, именно в армии Тальков многое начал понимать всерьез. Армия - модель государства. Поэт видел, в каком плачевном состоянии находится наша армия, и пришел к печальному выводу о состоянии государства в целом. Он начал вдумчивее относится к вопросам истории, к нашему прошлому, а в итоге изменил взгляд не текущие события, в детстве Тальков свято верил в грядущий коммунизм, и родители старались не разрушать этой веры, очень болезненным был для него процесс осознания ложности тех идеалов, которыми была овеяна его юность, мучительным для него был поиск новых ориентиров в жизни и ожесточенным его протест против тех, по вине которых, когда-то могущественная Российская империя превратилась в сырьевой придаток развитых капиталистических стран и выбилась из естественного хода своего развития. После армии он сотрудничал с группами "Апрель", "Калейдоскоп", "Вечное движение", делал аранжировки многим известным группам. Одно время работал в музыкальном театре Маргариты Тереховой, постоянно старался сделать свою группу и пробиться в качестве автора-исполнителя, но у него ничего не получалось, на худсоветах объясняли, что он не член Союза композиторов, не лауреат, да еще и специального образования у него не было, в 1986 году Игорь Тальков пришел в группу Тухманова "Электроклуб", надеясь, что Трухманов поможет пробиться как автору-исполнителю, но петь приходилось только его песни, потом он ушел из группы. Затем, устроился в "досуг" Перовского района и начал потихоньку исполнять свои песни. По 2-3 в разных программах... и пошло-поехало, надо сказать, помогла песня "Чистые пруды", хотя одно время Тальков был расстроен таким успехом -после исполнения песни его воспринимали только как "лирического героя", на концертах публика неизменно требовала "Чистые пруды", а когда он начинал петь иное, острое, свое, то большинство зрителей просто недоумевало.

(Песня «Чистые пруды»)

Он прекрасно владел словом, мог часами разговаривать со зрителями, которые не уставали слушать его слушать, люди уходили с концертов счастливые и даже просветленные. Он считал, что русский народ оглушен гигантской пропагандисткой дубиной: у некоторых мозги вывернуты на изнанку так, что развернуть их в нормальное состояние уже невозможно -это потерянная часть поколения, но остальным людям надо просто рассказать правду, и они прозреют. в начале концерта он делал краткий экскурс в историю, чтобы люди настроились на определенный лад и поняли, что происходит на сцене. Он вспоминал времена, когда Россия была мощной державой, вспоминал доблестные подвиги нашего героического народа, давая людям ощутить национальные корни, тем самым доказывая, что русские люди не новый вид человечества, не бездуховная нация, не Иван не помнящий родства, а Великая нация имеющая великое прошлое, и зрители, присутствовавшие на его концертах, как бы вновь обретали утраченную "связь времен", ведь наши идеологи на протяжении многих десятилетий старательно делали из страны пастбище, ставили пастухов с бичами в руках, которые выгоняли и загоняли людей в стойла, конечно, такая деятельность Талькова не нравилась тем, кто хотел видеть в нашем народе стадо баранов или ослов, тем, кто был заинтересован в том, чтобы наш народ вообще ни о чем не думал, а только работал на "светлое будущее", которое вот-вот должно забрезжить, но видимо, затянулась полярная ночь и рассвета не предвидится, да и солнце украли, - этакая химера вечно наступающего рассвета, а тальков ее разрушал, по существу он делал то, что не делал никто.

Многое изменила трансляция песни "Россия" по первому каналу телевидения в программе "до и после полуночи" (Песня РоссияХЗффект от ее исполнения был похож на взрыв бомбы. Людеи*Тоссият' потрясла; сразу же после передачи на телевидение" стали звонить зрители, некоторые просто рыдали в трубку. После исполнения этой песни Игорь Тальков приобрел колоссальный успех, его начали разрывать на гастроли, люди поняли, что наконец-то появился русский певец, которому дорого все то, что называется Родиной. Со своими концертами он исколесил всю страну, какие только города и организации не приглашали его.

Тальков проводил исторические поиски, подбирал соответствующую литературу, чтобы точно знать то, о чем он собирается спеть, все это, естественно, без отрыва от всех прочих дел. как только он оказывался дома, в руках у него тут же появлялась либо историческая книга, либо репринтное издание, либо отснятое что-то на ксероксе, значит, перепечатка с запрещенной у нас книги, изданной на Западе, либо архивный исторический материал. Обязательно хоть два часа в день да выкраивал он для этой работы; что-то подчеркивал карандашом, выписывал, чтобы потом проставить акценты в своей работе и использовать либо на концерте, либо при написании песни, то есть он постоянно накапливал информацию, а сам процесс написания песни происходил молниеносно, вроде бы совершенно неожиданно, под влиянием какого-нибудь внешнего импульса. Он никогда не писал о том, чего не пережил, никогда не писал по приказу. Если чувство взволновало его, это отражалось в его песнях, именно поэтому его песни так проникали в душу, так сопереживались людьми: ведь каждый из них вспоминал о своих чувствах, о некогда утраченном счастье.

(Вставка фоногр. голоса)

Работал он почти двадцать четыре часа в сутки. Тальков максимально усложнил свою программу и сделал театрализованное представление "СУД", где он судил всех наших вождей, начиная с 1917 года и до нашего времени. Зрители были потрясены всем происходящим на сцене (фонография стиха) Конечно, концерты не раз пытались сорвать, отключали электроэнергию, иногда с аппаратурой вообще непонятно что случалось, приходилось ставить охрану у центральных распределительных щитов. Бывали такие случаи, что отключали электроэнергию вообще во всем районе или распускались слухи, что он не приедет, и отменялись концерты, а этого не знали, в общем, шла подрывная работа, как и во все времена.

Но будущее России он видел светлым. Россия обязательно выздоровеет, встанет на ноги.

«Ты выпрямишь свой перебитый стан, как прежде ощутишь себя мессией. И расцветёшь на зависть всем врагам, несчастная великая Россия».

Его с детства интересовало прошлое нашего государства, было прочитано много книг по истории, наряду с трудами советских историков, в которых на белых офицеров взвалили непомерный груз преступлений против своего народа, встречались произведения великих русских писателей, где он видел совсем других офицеров, образованнейших, порядочных людей, людей чести и совести, возникали вопросы, что-то тут не так! где-то неправда, и вот так, постепенно, читая и анализируя, Игорь Тальков понял, что от русского народа намеренно скрывается великое прошлое его родины. Он почувствовал, что эту открывшуюся ему правду он должен донести до человеческих душ, разорвав оковы, связывающие самосознание, пробудить народ от спячки, он прекрасно знал, что живое общение артиста со зрителем больше влияет на сознание человека, чем печатное слово или кинематограф.

Игорь Тальков говорил, что песни - это кратчайший путь к сердцу и уму человека. Сцена для него была полем боя, а зритель - ратью, которая объединялась под стягом его песен, в последнее время популярность Талькова стала резко возрастать. Его концерты шли в переполненных залах и часто переходили в митинги. Он постепенно становился лидером, за которым могла пойти молодежь. Этого уже не могли стерпеть те темные силы, которым творчество Талькова уже давно стояло поперек горла, как и творчество всех наших великих русских поэтов, и Игорь Тальков был убит 6 октября 1991 года в КЗ "Юбилейный" так же подло, как все те, кто осмелился назвать русский народ великим.

Поэты, певцы, композиторы. Но отношение к ним не однозначное.

Бесспорно одно: Высоцкий и Тальков - неординарные личности, одаренные натуры, талантливые люди.

Их творчество многопланово и разнообразно, но всё оно дышало патриотизмом.




Похожие:

Урок-проект по литературе в 11 классе Тема: «Авторская песня» iconУрок по литературе в 6 классе Тема: «Тихая моя родина…»
...
Урок-проект по литературе в 11 классе Тема: «Авторская песня» iconУрок по литературе в 8 а классе. Тема урока: Н. В. Гоголь. Итоговый урок. Комедия «Ревизор»
Тип урока: обобщение и систематизация знаний и способов деятельности. Форма проведения: Ролевая игра. Суд над чиновниками города...
Урок-проект по литературе в 11 классе Тема: «Авторская песня» iconУрок по литературе, информатике и икт в 11 классе по теме: «М. Горький. Очерк жизни и творчества. Романтизм Горького» Учитель русского языка и литературы Бессарабова О. А
Открытый интегрированный урок по литературе, информатике и икт в 11 классе по теме: «М. Горький. Очерк жизни и творчества. Романтизм...
Урок-проект по литературе в 11 классе Тема: «Авторская песня» iconУрок литературы и истории в 7 классе на тему
«Песня про купца Калашникова»: литературно-исторический аспект поэмы М. Ю лермонтова»
Урок-проект по литературе в 11 классе Тема: «Авторская песня» iconДокументи
1. /Авторская песня 90-х Сборник песен с гитарными аккордами.txt
Урок-проект по литературе в 11 классе Тема: «Авторская песня» iconУрок по литературе Алтай в 5 классе. Учитель Качанова Е. Г. Тема
Цели: обобщить и углубить знания учащихся по унт; формировать коммуникативные умения и навыки, эстетическое и художественное освоение...
Урок-проект по литературе в 11 классе Тема: «Авторская песня» iconКалендарно-тематическое планирование по литературе в 9 классе на основе авторской программы по литературе для 5-9 кл под ред. Коровиной В. Я. М., «Просвещение», 2008 г
Золотарёва И. В., Крысова Т. А. Поурочные разработки по литературе. 9 класс. М.: Вако, 2005
Урок-проект по литературе в 11 классе Тема: «Авторская песня» iconУрок по творчеству М. Горького, который продолжает и расширяет тему первого урока
Открытый интегрированный урок по литературе, информатике и икт в 11 классе по теме: «Горький и Ницше в современном литературоведении....
Урок-проект по литературе в 11 классе Тема: «Авторская песня» iconУрок по литературе в 10 классе в рамках курсов повышения квалификации гоу дпо яноипкро г Салехард, 2007 год
Открытый урок по литературе в 10 классе в рамках курсов повышения квалификации гоу дпо яноипкро г Салехард, 2007 год
Урок-проект по литературе в 11 классе Тема: «Авторская песня» icon«Подвиг или предательство» урок-суд по русской литературе в 8 классе по произведению Н. В. гоголя «Тарас Бульба»

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы