Н. А. Авдеева занимательные задания на урок icon

Н. А. Авдеева занимательные задания на урок



НазваниеН. А. Авдеева занимательные задания на урок
Н.А. Авдеева<><> <> <>ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ НА УРОК
Дата конвертации04.10.2012
Размер35.34 Kb.
ТипУрок
источник


Н.А. Авдеева

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

В СРЕДНИХ КЛАССАХ

Интерес школьников к урокам русского языка можно повысить, используя элементы занимательности, которые помогают учителю улучшить качество знаний учащихся, развить их языковую культуру, привить интерес к языку как средству коммуникации. В поиске интересных и увлекательных форм подачи учебного материала важно правильно выбрать или разработать занимательные задания для учащихся. Занимательный материал по русскому языку следует включать как элемент урока на любом его этапе: объяснении нового материала, закреплении, проверке изученного и т.д. Наряду с серьезными заданиями школьникам предлагаются шуточные вопросы, а также загадки, шутки, каламбуры, шарады, которые повышают интерес к языку, развивают логическое мышление, языковое чутье, грамотность.

Рассмотрим загадку как вид занимательного задания на уроках русского языка. Загадка – любимый жанр народного творчества у детей, который активизирует внимание, испытывает и развивает сообразительность, формирует правильную и выразительную речь, тренирует память, способствует образному мышлению, любознательности, «развивает способность к поэтической выдумке» [1]. На уроках можно использовать следующие виды загадок:

^ 1. Собственно загадка, построенная на метафоре. Задание: отгадать загадку, как называются слова-отгадки, как они образованы, что нужно знать об их правописании. Заурчу, закричу, под небеса улечу (вертолёт). Хвостом пьёт, а клювом отдаёт (водопровод). Он с хоботом резиновым, желудком парусиновым, а загудит его мотор – глотает он и пыль, и сор (пылесос).

2. Загадка-анаграмма. Задание: переставить буквы в словах так, чтобы получилось новое существительное. Какого рода данное и новое существительное? Какого склонения? (Сосна – насос, куст – стук, атлас – салат, кайма – майка, карп – парк, деталь – дельта, корма – комар).


3. Загадка-задача, отгадывание которой строится на доказательстве и требует аргументированного ответа. Перед нами существительные рашок, дучек, гружок, лажок, о которых мы знаем только то, что они состоят из корня и суффикса. Можно ли расставить ударения в этих придуманных словах? Почему?

4. Загадка-смекалка на сообразительность и быстроту реакции. Назовите два слова, начинающиеся с четырех согласных (взгляд, всплеск, встреча).

В процессе обучения русскому языку можно использовать не только слово-разгадку, но и работать над текстом загадки.

5. Загадка-вопрос.

1) Задание: пишется слитно или раздельно? Почему?

а) ^ Солнце спряталось за бор,

Чьи глаза сверкают?

Кот забрался на забор

Перед сном гуляет.

б) Хороша у Аленки коса,

И трава на лугу ей по косу,

Скоро лугом пройдется коса

Приближается время к покосу.

2) Задание: в загадке найдите и назовите слова общего рода.

а) Белоручка, лежебока

Это он или она?

Норовит уйти с урока:

«Я совсем-совсем больна».

б) Он задира и зазнайка,

Кто же это? Угадай-ка!

Выскочка она и злюка.


Посиди с ней рядом. Ну-ка!

3) Какое правило зашифровано в стихотворной строчке?

Ударение над гласной

Может сделать слово ясным.

(Безударная проверяемая гласная в корне слова).

^ 6. Найдите «четвертое лишнее».

1) Ножницы, дрожжи, щипцы, башмаки.

2) Брюки, хлопоты, дверцы, вилы.

3) Дебри, прения, игры, шахматы.

^ 7. Найдите «третье лишнее».

1) Один, одиночка, одиночество.

2) Пять, пятерка, пятерня.

3) Четырехугольник, четыре, четверка.

4) Троеборье, три, тройка.

8. Загадки-шутки.

Мать спросила у дочери: «Чашки все еще грязные?» Дочь ей ответила четырьмя словами местоимениями. Какими? (Они вы-мы-ты)

Использование загадок на уроках русского языка расширяет словарный запас учащихся, развивает их комбинаторные навыки, сообразительность, логическое и образное мышление, концентрирует внимание, учит школьников думать, рассуждать, сравнивать, обобщать и аргументировать свой ответ.


Литература:

1. Словарь литературоведческих терминов / Под ред. Л.И. Тимофеева, С.В. Тураева. М., 1974. С. 85.

2. Козухина М. Занимательные упражнения по орфографии. 5-9 кл. Саратов, 2004; Львова С. Русский язык в кроссвордах. М., 2004; Моршнева Л.


Занимательные упражнения по русскому языку. Саратов, 2004; Сараева А. Как проверить «непроверяемое» слово: Занимательный словарь-помощник для школьников и учителей. М., 2004.


Данная работа опубликована в сборнике материалов V международной научно-практической конференции «Новейшие научные достижения», 17-25 марта 2009 г. Том 12. Педагогические науки. София: «Бял ГРАД-БГ» ООД, 2009. С. 77-79.





Похожие:

Н. А. Авдеева занимательные задания на урок iconШкольная библиотека №7 сентябрь 2003
В разработке приведены несложные, но занимательные задания-игры. Взяты они из журнала
Н. А. Авдеева занимательные задания на урок iconЗанимательные развивающие задания для юных математиков
Сосчитайте без помощи карандаша или ручки, а только отслеживая глазами, количество параллельных линий в квадратах
Н. А. Авдеева занимательные задания на урок iconЗанимательные опыты на уроках химии
Занимательные, красочные опыты отчасти решают эту проблему. Особенно привлекательны для ребят опыты, в которых получаются цветные...
Н. А. Авдеева занимательные задания на урок iconУрок обобщения и повторения темы «Сложные предложения» иподготовка к гиа( задания В7, В8, задания части С)
Урок обобщения и повторения темы «Сложные предложения» и подготовка к гиа( задания В7, В8, задания части С)
Н. А. Авдеева занимательные задания на урок iconСписок 1 класса «Б» Классный руководитель Ткаченко Т. Е. № Ф. И. О. Дата рождения Авдеева Виктория Игоревна 01. 12. 04

Н. А. Авдеева занимательные задания на урок iconЗанимательные задания ко дню математики в рамках Недели начальных классов
В первой коробке 10 карандашей, во второй столько, сколько в первой, а в третьей столько же, сколько во второй. Сколько карандашей...
Н. А. Авдеева занимательные задания на урок iconАлгоритм выполнения домашнего задания
Решите, в какой последовательности лучше всего выполнять задания: устные задания должны чередоваться с письменными,выполнив задания...
Н. А. Авдеева занимательные задания на урок iconУрок математики умк «Школа 2100», 4 класс. Учебник: Т. Е. Демидова, С. А. Козлова, А. П. Тонких «Моя математика. 4 класс. 2 часть»
Оборудование: плакаты: цель урока, тема урока, задания учебника, задания для самостоятельной работы, домашнее задание, опора для...
Н. А. Авдеева занимательные задания на урок iconЗанимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина: от литературных затей до шахмат

Н. А. Авдеева занимательные задания на урок iconС. В. Нужнова провела открытый урок
Но Стелла Викторовна выдержала все испытания на «5» и провела урок на едином дыхании. Дети внимательно слушали учителя, выполняли...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы