Урок по теме:«История Отечества как источник поэтического вдохновения и национальной гордости в произведениях М. Ю. Лермонтова «Бородино» icon

Урок по теме:«История Отечества как источник поэтического вдохновения и национальной гордости в произведениях М. Ю. Лермонтова «Бородино»



НазваниеУрок по теме:«История Отечества как источник поэтического вдохновения и национальной гордости в произведениях М. Ю. Лермонтова «Бородино»
Дата конвертации04.10.2012
Размер72.26 Kb.
ТипУрок
источник

Открытый урок по теме:«История Отечества как источник поэтического вдохновения и национальной гордости в произведениях М.Ю.Лермонтова «Бородино» в 5 классе и «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» в 7 классе.


Цели урока:

1. Пополнить опыт творческой деятельности.

2. Развивать эмоционально-ценностный мир личности через сопереживание, сочувствие героям в ходе чтения и анализа художественного произведения

3. Обучать школьников внимательному, вдумчивому чтению через организацию процесса чтения и анализа произведения.

4. Учить выражать мысли, чувства, ощущения с помощью языковых средств


^ Стихи – не просто отраженье

Больших событий в мелочах.

Они – земли передвиженья

Внезапно найденный рычаг.


Стихи – не просто озаренье,

Фонарь средь тьмы и темноты,

Они – настойчивость творенья

И неуступчивость мечты.


Стихи всегда – заметы детства

С вчерашней болью заодно,

Доставшееся по наследству

Кустарное веретено.


Эти строки Варлаама Шаламова как нельзя лучше отражают основную мысль темы нашего занятия:

«История Отечества как источник поэтического вдохновения и национальной гордости в произведениях М.Ю.Лермонтова «Бородино» в 5 классе и «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» в 7 классе.


История – как одна из общественных наук и литература – как форма искусства каждая по- своему отражают жизнь общества в его развитии.


Наука и искусство- разные пути познания одной и той же действительности. Наука познает мир в форме понятий, категорий, законов; искусство – в форме художественного образа.


История и литература сплошь и рядом рассказывают об одном и том же: они говорят о людях, которые жили, и об эпохе в которую эти люди жили.


История- фактами, датами, законами, документами, а литература- образами, характерами, типами.


« Прошлое,- писал историк В. Бернадский,- может быть изображено не только пером ученого- оно может быть представлено в живых, ярких образах мастером художественного слова.»


И вот таким мастером художественного слова был конечно же Михаил Юрьевич Лермонтов и мы на предыдущих уроках уже знакомились с его биографией, его детством, юностью, истоками его творчества.


Лермонтов был глубоко народен уже в самых ранних проявлениях своего гения, можно было б сказать, что народность он впитал вместе с молоком матери, но в том-то и дело, что у него была кормилица – простая тархановская крестьянка. Созревая и мужая, поэт становился все народнее, все глубже. Родная история интересовала его не праздно, чувство родной истории в нем жило всегда.

Твой стих, как божий дух, носился над землей,

И отзвук мыслей благородных

Звучал, как колокол на башне вечевой

Во дни торжеств и бед народных..


Отсюда «Песня по купца Калашникова», «Бородино», «Казачья колыбельная», «Родина»

Многие его стихи становятся песнями.


На нашем занятии мы попытаемся решить вопрос:


- В каких исторических событиях видел источник вдохновения М.Ю.Лермонтов? Почему именно к этим событиям он обращается?


И начнем мы с произведения

« Бородино», написанном в 1837 году , к 25- годовщине Бородинского сражения в Отечественной войне 1812 года.


^ Страшись, о рать иноплеменных!

России двинулись сыны;

Восстал и стар и млад;

Летят на дерзновенных,

Сердца их мщением зажжены.


Так писал А.С. Пушкин об этом великом историческом событии.


- А как о нем говорят историки?

( итог группового задания

« Историческая справка» подводит один учащийся)


Историки познакомили нас с фактами, датами, именами великих исторических личностей.


-А как об этом говорит М.Ю.Лермонтов давайте послушаем. Текст произведения читает Михаил Казаков.

( Диафильм «Бородино» )


- Какие чувства вы испытали, слушая это произведение?

Читая «Бородино» сегодня мы видим и слышим эту страшную битву, в которой решалась судьба России и всей Европы. Мы оглушены орудийной канонадой, мы задыхаемся в дыму, мы ослеплены вспышками огня и алыми потоками крови- мы становимся очевидцами и участниками сражения.

каждый из нас чувствует всю жуткую и героическую реальность сражения, всем существом вовлекается в давнюю явь; он-уже не просто читатель, а действующее лицо, исторического события. Мы гордимся подвигом русских солдат.


-Как вы представляете себе Бородинское сражение?

- Как построено это произведение?


- Почему Лермонтов доверяет именно простому солдату рассказать о сражении?


- Почему старый солдат сравнивает старшее поколение с богатырями?


Издавна люди преклонялись перед теми своими собратьями, которые, обладая недюжинными способностями и незаурядным умом, использовали эти качества, служа родной стране, родному народу. О них слагались песни, стихи, рассказы, былины. Так появились богатыри- Святогор, Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович. В их образы сказители из народа вложили свои мысли о том, каким должен быть человек


- Как вы считаете, что важнее для Лермонтова передать историческую правду, то есть точно изложенные события или дать оценку этому событию, подвигу солдата?

Для Лермонтова важнее дать оценку событиям, подвигу русского солдата.

Стихотворение « Бородино» было смелым поступком, потому что в нем Лермонтов воспевает не царя – победителя, а простой народ, русских солдат.

Главное в нем не изображение хода битвы, а раскрытие чувств и мыслей простых солдат и слитых с ними мыслей и чувств поэта, его размышления о роли простого народа в победе и о значении Бородинской битвы, о судьбе личности и возможности ее единения с простым народом, о том, что такое настоящие люди и какой ценой добывается слава родины.


Подробнее об этом мы будем говорить с вами на следующем занятии.


А теперь обратимся к следующему произведению М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»


Стихотворение «Бородино» было написано в 1837 году, к 25- годовщине Бородинского сражения в Отечественной войне 1812 года, ещё живы участники этой войны и понятно желание поэта воспеть подвиг русского солдата, отдать дань уважения простым русским воинам, понятно чувство патриотизма и гордости

Лермонтов всегда восхищался сильными, мужественными людьми, готовыми к подвигу во имя свободы и счастья своего Отечества.

Но в том же 1837 году он пишет «Песню про царя Ивана Васильевича, молодого опричника, удалого купца Калашникова» и надо сказать, что он был единственным в литературе XIX века, кто воссоздал образ Ивана Грозного и его эпоху.


- Зачем поэт обращается к эпохе Ивана Грозного, ведь даже для Лермонтова это время достаточно далекое?


Для этого мы опять обратимся к историкам и послушаем об обычаях, нравах Руси XVI, узнаем как в исторических документах отражена эпоха Ивана Грозного

( дом. задание в парах )

Ребята нам уже сказали, что по их мнению Лермонтов не буквально следовал историческим событиям.


- А как запечатлели сурового правителя и его время художники? Как вы считаете, что отражено в этих работах историческое время Ивана Грозного или это иллюстрации произведения Лермонтова?


( индивидуальное задание)


- Почему Лермонтов выбирает для сюжета своего произведения эпоху Ивана Грозного?

( индивидуальное задание)

Выбор исторического периода для сюжета «народной» поэмы вполне понятен: Лермонтов обращается к допетровской России. Почему его заинтересовала именно эпоха Ивана Грозного. Этот государь стал символом деспота, тирана, самодура. И в эпоху николаевской деспотии понятен интерес Лермонтова к фигуре Ивана 4 : поэт стремится сопоставить Русь времен древнего тирана и Россию, управляемую «просвещенным» государем Николаем.


- Почему Лермонтов выбирает форму исторической песни, близкой к былине?

( задание в парах)

Народ слагает песню тогда, когда испытывает сочувствие к герою. Песня правдива, она рассказывает о реальных или легендарных событиях, с помощью этой формы у поэта появляется возможность создать объективное отношение к героям, ведь герои показаны как бы глазами народа. В поэме народное мнение выражают гусляры.

Мы в своей работе сравнили две песни- историческую «Песню о Степане Разине», и «Песню про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» и увидели, что в них мысли народа и Лермонтова схожи, построены песни по одному принципу, язык и ритм тоже очень схож. Концовка песен - поэтичная, грустная, но у Лермонтова это не только мысль о герое, вызывающая скорбь но и ощущение силы, бодрости, энергии ( «Пройдет молодец – приосанится» ) , в «Песне о Степане Разине» этого нет.


-Давайте выясним значение старинных слов и выражений, а для этого воспользуемся словарем,

(индивидуальное задание.)

-Назовите главных героев «Песни..»


- Как вы думаете, между кем происходит основной конфликт в произведении?


- В чем суть конфликта?


Но есть в произведении конфликт еще более серьезный, более значительный и мы вернемся к этому вопросу после того, как поработаем с текстом.


Итак, вы сказали о конфликте Кирибеевича и Калашникова, каким путем разрешается конфликт?


- Кто выходит победителем в бою?


Для того чтобы лучше понять суть конфликта немного отвлечемся от жизни героев XVI века и обратимся к нашей современности.


Обычная ситуация: В школе на перемене подрались мальчишки. Один обидел девочку, второй её защитил. Классный руководитель наказала обоих, поставила неудовлетворительные оценки по поведению . Права ли она была?


- Какую аналогию можно провести с произведением Лермонтова?


- Какой эпизод нам напоминает эта ситуация?


- Как ведет себя Иван Грозный?


- Почему он казнит Калашникова?


- Справедлив ли суд царя?


- Правдиво ли нарисован образ царя Ивана Грозного?

( В 1 части- царь грозный, гневный, своенравный деспот как и в истории

В 3 части Лермонтов уже показывает мудрого и справедливого правителя)


- Какой из образов царя нам ближе?


Лев Николаевич Толстой писал : «Историзм писателя заключается в его убеждении, что художник как раз и может представить то, чего не хватает историческим хроникам, а именно: действия конкретных, но незаметных людей в неповторимых конкретных обстоятельствах.»

Именно это удалось сделать М.Ю.Лермонтову, показав Бородинское сражение глазами простого русского солдата, и нравы и обычаи Руси XVI , через образ купца Калашникова, защищающего честь, достоинство и правду-матушку.




Похожие:

Урок по теме:«История Отечества как источник поэтического вдохновения и национальной гордости в произведениях М. Ю. Лермонтова «Бородино» iconУрок по литературе по теме: «М. Ю. Лермонтов «Бородино». 5кл. Учитель Снопова Т. Г
М. Ю. Лермонтов: детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России. «Бородино». Историческая основа стихотворения....
Урок по теме:«История Отечества как источник поэтического вдохновения и национальной гордости в произведениях М. Ю. Лермонтова «Бородино» iconРазработка урока литературы в 5 классе по программе под редакцией В. Я. Коровиной. Составила учитель Чекмизова Н. М. Тема: Изображение войны в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино»
Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино» было напечатано в 1837 году к 25-летию Бородинского сражения
Урок по теме:«История Отечества как источник поэтического вдохновения и национальной гордости в произведениях М. Ю. Лермонтова «Бородино» iconКонструкции сложносочинённых предложений в стихотворениях М. Ю. Лермонтова Кундрюкова Е. В
Моя статья посвящена изучению образности и выразительности поэтического синтаксиса в стихотворениях М. Ю. Лермонтова, в частности...
Урок по теме:«История Отечества как источник поэтического вдохновения и национальной гордости в произведениях М. Ю. Лермонтова «Бородино» iconУрок по литературе для 5 класса учителя по русскому языку и литературе гбоу сош с. Узюково Фроловой Татьяны Вячеславовны. Тема урока: «М. Ю. Лермонтов «Бородино». Защитники Родины в изображении М. Ю. Лермонтова.» ( Суждения и оценки юных читателей )
Тема урока: «М. Ю. Лермонтов «Бородино». Защитники Родины в изображении М. Ю. Лермонтова.» ( Суждения и оценки юных читателей )
Урок по теме:«История Отечества как источник поэтического вдохновения и национальной гордости в произведениях М. Ю. Лермонтова «Бородино» iconУрок по русскому языку по теме: «Словообразование». 5кл. Учитель Снопова Т. Г
М. Ю. Лермонтов: детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России. «Бородино». Историческая основа стихотворения....
Урок по теме:«История Отечества как источник поэтического вдохновения и национальной гордости в произведениях М. Ю. Лермонтова «Бородино» iconВикторина по литературе «Никто не забыт, ничто не забыто!» по теме «Не даром помнит вся Россия…»
Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино» написано в 1837 году и впервые было опубликовано в журнале «Современник» в 1837 году. К...
Урок по теме:«История Отечества как источник поэтического вдохновения и национальной гордости в произведениях М. Ю. Лермонтова «Бородино» iconЗаявки на Пятый межрегиональный филологический мегапроект
В каком году и где впервые было опубликовано стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино»? В каком еще стихотворении поэт обращается...
Урок по теме:«История Отечества как источник поэтического вдохновения и национальной гордости в произведениях М. Ю. Лермонтова «Бородино» iconМир родной природы в произведениях И. А. Бунина
Ведущий. Иван Алексеевич Бунин долгое время жил вдали от отечества, но никогда не порывал внутренних связей с Россией, жил и творил...
Урок по теме:«История Отечества как источник поэтического вдохновения и национальной гордости в произведениях М. Ю. Лермонтова «Бородино» iconРеферат сокровища словесной мастерской (лексические ресурсы поэтического языка)
Цель данной работы: на примере стихов Ю. Скрипкина учить учащихся лексическому анализу поэтического языка, обогащать их словарный...
Урок по теме:«История Отечества как источник поэтического вдохновения и национальной гордости в произведениях М. Ю. Лермонтова «Бородино» iconУважаемые учителя! Поздравляем Вас с
Пусть не иссякает источник вдохновения и творчества в каждом педагоге! Долгих лет Вам!
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы