Обобщающие слова icon

Обобщающие слова



НазваниеОбобщающие слова
Дата конвертации22.10.2012
Размер36.27 Kb.
ТипДокументы
источник





Развивать речь можно "на ходу". Для игр, о которых пойдет речь, не нужно ничего, кроме мягкой игрушки или обычного мячика. А вообще-то можно и без мячика обойтись. 


Правило игр на развитие речи очень простое: вы кидаете ребенку мячик и говорите слово или предложение, задаете вопрос. Задача малыша - кинуть вам мячик обратно и назвать слово. Одна подобная игра в день - и многих проблем как не бывало. 

Если мячика у вас нет, возьмите листок бумаги, сделайте из него шарик и кидайте его. Заменить мячик может мягкая игрушка. Еще один вариант - играть без мячика. Просто отойдите от малыша на небольшое расстояние и задавайте вопросы. Ответил правильно - шаг вперед. Цель - побыстрее добраться до мамы (или папы, бабушки). 


Итак, игры:


^ Обобщающие слова

Эти слова мы употребляем в речи не так часто. Это в наше время дворовых игр мы соревновались в том, кто больше знает названий "животных", "птиц", "транспорта". Сегодня дети сами не играют в подобные игры, поэтому мы, взрослые, можем инициировать их. 

^ Назови одним словом: туфли, сапоги, ботинки - это... обувь. Молодец! 

Молоток, пила, топор - это... инструменты!

Автобус, троллейбус, трамвай - это... транспорт.

Сосна, береза, ель - это ... деревья.

Слива, виноград, яблоко - это ... фрукты. 


^ Один - много

Игра очень нужная и необходимая. Вы бросаете мяч, называя слово, а малыш ловит и бросает обратно, называя слово во множественном числе. 

Стол - столы. 

Диван - диваны.

Мальчик - мальчики.

Девочка - девочки. 

А теперь задачка посложнее: смех, эхо, зло. Попробуйте вместе подбирать ответ к сложным словам. Объясните, что про некоторые слова нельзя сказать смехи, радости, эхи. Мы так не говорим. А вот много радости или много зла, много смеха можно сказать.

 

^ Уменьшаем - увеличиваем

 Среди моих знакомых детей эта игра самая любимая. Представим, что мы превратились в маленького гномика, у гномика не дом, а домик. Не стул - а стульчик, не диван - а диванчик, не носок, а носочек, не чашка - а чашечка. Во дворе у него растет не дерево, а деревце, а в горшке не цветок - а цветочек. 

А теперь представь, что мы попали  в гости к великану. У него все огромное. Не дом, а домище, не забор, а заборище, не рука - а ручища! 

 

У кого - кто? 

 У кошки - котята, у львицы - львята, у собаки - щенята, у слона - слонята, у лошади?

 

Один, одна или одно

Взрослый говорит: один карандаш, одна  - и бросает мяч ребенку - книжка. Одно? Придумай слово. Одно окно! 


Он, она, оно, они

Это продолжение предыдущего упражнения. Вы бросаете мячик и говорите "жеребенок". Малыш должен ответить он, она или оно. 

Крапива - она, железо  - оно, золото - оно, тело - оно, брусника - она, девочка - она. А вот что вы скажете про кенгуру? А про кофе, кино, метро, пальто, какао? В некоторых случаях не обойтись без словаря. 

И еще задачка: ножницы, брюки, очки. 

 

^ Укрась слово

Вы называете существительное, а малыш должен подобрать к нему прилагательные. Только не пугайте ребенка терминами, сначала просто поиграйте. Попросите его украсить слово. Бантик - синий, платье - зеленое. 


Переспроси

Умение задавать вопросы очень важный и полезный навык. 

Вы говорите ребенку: "Самолет летит"

А он должен задать вопрос: "Самолет что делает?"

Вы говорите: "Дорога длинная".

Ребенок переспрашивает: "Дорога какая?"


^ Король и его слуги

 Эту игру очень любят дети. Один из них назначается королем. Он не просит своих слуг сделать что-то, он приказывает. А приказываем мы так: сядь, подойди, попроси, открой, закрой, улыбнись, попрыгни! Так незаметно осваиваем повелительное наклонение. 


^ Что делаю? Что делаешь?

Бросаете мяч "Я говорю", а ты... говоришь

Я бросаю мяч,  а ты... бросаешь мяч. 

Я прыгаю, а ты... прыгаешь.

Я смеюсь, а ты... смеешься.


^ Скажи наоборот

Бросаете мяч и говорите: я тебе "белый", а ты мне "черный". Я  - тебе "высоко", а ты - мне "низко",  я - тебе "далеко", а ты мне?


Еще вкуснее

Клубника вкусная, а земляника еще... вкуснее. Молодец!

Погода сегодня хорошая, а завтра будет еще... 

Эта палочка длинная, а эта еще... 

Я высокая, а папа еще... 

  

Вчера - сейчас - завтра

Это упражнение я нашла в книге Елены Афанасовой "Игротека письма и чтения Н.А. Зайцева". Задача: подобрать по смыслу одно из слов - наречий (вчера, сейчас, завтра) к заданному глаголу. 

Например: танцевали - вчера

танцуем - сегодня

будем рисовать – завтра.




Похожие:

Обобщающие слова iconСкажи то же самое другим словом. Ответь на вопросы
Ребенок должен уметь к годам употреблять наиболее подходящие по смыслу слова при обозначении признаков предметов, использовать в...
Обобщающие слова iconРусский язык 2 класс Корень слова
Мы начинаем изучать состав слова. Да, да!Слова состоят не только из звуков и букв, но и из частей- «кирпичиков», с помощью которых...
Обобщающие слова iconМногознание уму не научает
Давайте сначала поиграем. Возьмите первый корень из слова грамзапись, добавьте к нему приставку из слова открытие, присоедините к...
Обобщающие слова iconТема «Однокоренные слова. Корень слова» Марукевич Л. С
Оборудование: кластеры «Слова», «Родственные слова»; напечатанные листы с отрывками текстов (каждому ученику), кластер «Р. с.» каждому...
Обобщающие слова iconТема: Однокоренные слова и формы одного и того же слова
Наглядность: 1) карточки (части слова + предложение + понятия + шляпки + окончания)
Обобщающие слова iconДокументи
1. /Обобщающие тесты по теме.doc
Обобщающие слова iconДокументи
1. /Обобщающие тесты по теме.doc
Обобщающие слова iconР. р. Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему «Роль метафоры в публицистическом стиле»
Средства обучения: текст А. Чирвы, карточки с заданиями, презентация, обобщающие таблицы
Обобщающие слова iconМетодическая разработка лекционного занятия по русскому языку
Тема: «Лексика. Слово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое значения слова. Многозначность слова. Прямое и переносное...
Обобщающие слова iconПамятка для написания сочинения рассуждения
Анализ текста начинаем с выявления темы (о чем текст). Для этого выделяем ключевые слова (слова, относящиеся к одной теме, синонимичные...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы