Учитель-логопед Буркова Ю. Н. 2009 icon

Учитель-логопед Буркова Ю. Н. 2009



НазваниеУчитель-логопед Буркова Ю. Н. 2009
Дата конвертации23.10.2012
Размер122.98 Kb.
ТипДокументы
источник



Игры и игровые упражнения

по развитию пассивного и активного словаря

у детей 2-3 года жизни.


Учитель-логопед

Буркова Ю. Н.

2009

Игры для развития пассивного словаря

Покажи, где мама

Цель: уточнение и расширение пассивного словаря.

Оборудование: семейные фотографии.

Ход игры: Занятие проводится индивидуально. Взрослый вместе с ребенком рассматривает семейные фотографии и просит найти изображение самого ребенка, показать маму, папу, бабушку, дедуш­ку и других родственников, дачу, цветы, дерево, другие знакомые предметы и объекты.

^ Покажи, где на фотографии мама. Найди и покажи папу. А где цветочки, которые ты летом на даче рвал?

Румяные щёчки

Цель: уточнение и расширение пассивного словаря — названия частей тела и лица и их назначение.

Ход игры: Занятие проводится индивидуально. Взрослый просит ребенка показать различные части тела или лица.

~ ^ Покажи, где у Маши щёчки? Покажи, где у Маши носик? Пока­жи, где у тебя руки? Покажи, где у тебя ноги? И т.д.

Далее можно усложнить задание, предлагая ребенку уже не назва­ние, а назначение части лица или тела.

^ Покажи, чем Маша кушает? Чем Маша ходит? Чем Маша смотрит? Чем Маша слушает?

Зеркало

Цель: уточнение и расширение пассивного словаря — названия частей тела и лица, одежды и обуви, названия движений и дей­ствий.

Оборудование: большое зеркало.

Ход игры: Занятие проводится индивидуально. Взрослый рассмат­ривает вместе с ребенком его отражение в зеркале — лицо, тело одежду.

Кто там? Это наш. Ваня. Покажи, где у тебя голова. А где воло­сы? Покажи пальчики. А где у тебя платочек лежит? Вот он, в кар­мане. А где у Вани штанишки? А маечка? Покажи, что у тебя на ногах. Это тапочки. И т.д.

Далее можно попросить ребенка изобразить перед зеркалом раз­личные движения и действия.

^ Покажи, как ты посылаешь поцелуй. Помаши руками. Покажи, как ты танцуешь. Покажи, как зайчик прыгает. И т.д.


Посидим, полежим!

Цель: уточнение и расширение пассивного словаря — названия предметов мебели и их назначение.

Ход игры: Занятие проводится индивидуально. Взрослый вместе с ребенком рассматривает предметы мебели в помещении и просит показать их.

—Где стол? Где стул? Покажи! Где кроватка? А где диван? И т.д.

Далее можно, не называя предметы мебели, указывать их назна­чение.

^ Покажи, на чем ты будешь спать? А на чем будешь рисовать? На чем ты сидишь? А где одежда лежит? И т.д.

Если ребенок правильно находит и показывает предмет, взрослый хвалит его и называет этот предмет мебели.

^ Правильно, это стол. За столом будем кушать. А это шкаф там лежит одежда. И т.д.

Встречаем гостей!

Цель: уточнение и расширение пассивного словаря — ориентиров­ка в помещении (квартире), понимание названия комнат и их на­значения.

Оборудование: кукла или другая игрушка.

Ход игры: Игра проводится индивидуально, дома у ребенка. Взрос­лый предлагает ребенку поиграть в гости.

- Вот к нам в гости пришла матрёшка Давай покажем матрёшке нашу квартиру. Покажи, где кухня. А где гостиная? Покажи, где детская. Теперь отведи куклу в ванную комнату! Пойдем в прихожую? А где галет? Матрёшка спрашивает, где кладовка Покажи! В следующий раз в ходе игры можно называть назначение поме­щений в квартире.

^ Покажи, где ты одеваешься на прогулку. А где ты моешься? Где ты играешь? А в какой комнате мама с папой спят?

Прятки

Цель: уточнение и расширение пассивного предметного словаря детей по теме «Игрушки».

Оборудование: игрушки — мишка, зайчик, машинка, мячик, кук­ла, ведёрко и др.

Ход игры: Игра проводится индивидуально или в группе детей. Пе­ред началом игры разложите игрушки в разных местах комна­ты — на стуле, под столом, на полке, на полу и в других местах. Иг­рушки должны быть хорошо видны. Предложите детям игру. —Вот к нам пришла кукла Маша. Она плачет. Знаете, почему кук­ла Маша плачет? Потому что все игрушки от нее спрятались! Да­вайте поможем Маше найти игрушки. Ваня, ты найди мишку. Мо­лодец, Ванечка, нашел мишку! Смотри, как Маша радуется. А ты, Оля, найди, пожалуйста, мячик. Не можешь найти? Посмотри внизу, на полу. И т.д.

В этой игре можно использовать не только различные игрушки, но и картинки с изображением игрушек. Количество игрушек и картинок постепенно увеличивайте. Можно одному ребенку давать задание найти и принести две игрушки (картинки) и более.

В дальнейшем можно использовать другие знакомые детям предметы.

^ У кого картинка?

Цель: уточнение и расширение пассивного предметного словаря детей по разным темам.

Оборудование: предметные картинки по разным темам по количе­ству детей. Ход игры: Раздайте детям по одной предметной картинке.

^ Посмотрите, какие у вас красивые картинки. Они все разные. Давайте поиграем в интересную игру. Я буду называть слово, а вы слушайте внимательно. У кого такая картинка—пусть поднимет руку. «Цветочек». Маша руку подняла. Правильно, Маша, у тебя на картинке цветочек. Покажи всем твой цветок. Следующее слово«птичка». У кого птица? Никто не поднимает руку... Где же пти­ца? Кто ее найдет? Вот птичка, у Димы! Дима, подними руку. И т.д.

В дальнейшем можно проводить эту игру по темам, например «Иг­рушки», «Одежда», «Животные» и др. При этом материал для игры необходимо отбирать так, чтобы он был знаком детям из повседнев­ного опыта, книжек, мультфильмов. Например, при отборе карти­нок по теме «Животные» предпочтение отдается тем животным, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни, о которых знает из сказок, — кошка, собака, корова, лиса, заяц, волк. А вот знакомство с более редкими, экзотическими животными •— напри­мер крокодил, черепаха, пингвин, тюлень и др. — можно продол­жить в будущем.

Предлагаемые для игры картинки должны быть конкретные, легко узнаваемые, с достаточно крупным и четким изображением, качественным художественным исполнением. Со временем можно увеличить количество используемых в игре картинок (например, раздавать по две и более).

^ Покажи картинку!

Цель: уточнение и расширение пассивного предметного словаря детей по разным темам.

0борудование: предметные картинки по разным темам по количе­ству детей.

Ход игры: Игра проводится на ковре. Посадите детей в кружок на полу- Разложите перед ними предметные картинки изображением вверх. По очереди просите детей найти и показать нужную кар­тинку.

^ Смотрите, сколько у нас красивых картинок. Все картинки раз­ные. Саша, покажи кубик. Правильно. Лена, найди и покажи пира­мидку. Молодец! Саша, покажи самолет, И т.д.

В этой игре можно подбирать картинки по темам, а можно смеши­вать картинки из разных тем. Со временем можно увеличить коли­чество используемых в игре картинок, предлагать детям за один раз найти и показать сразу несколько (2-3) картинок.

^ Отгадай загадку — покажи отгадку!

Цель: уточнение и расширение пассивного предметного словаря детей по разным темам; обучение детей узнаванию предметов по их функциональному назначению; развитие мышления детей.

Оборудование: предметные картинки по разным темам.

Ход игры: Игра проводится на ковре. Посадите детей в кружок на полу. Разложите перед ними предметные картинки изображением вверх. Можно давать общую инструкцию для всех, а можно загады­вать загадки каждому ребенку по очереди.

—А сейчас мы будем отгадывать загадки. Посмотрим, кто из вас самый внимательный. Покажите, чем едят суп (картинка — «лож­ка»). Покажите, что катится (картинка— «мячик»). Покажите, чем можно рисовать (картинка — «карандаш»). Покажите, что надевают на голову (картинка — «шапка»). Найдите и покажите то, что можно есть (картинки — «яблоко», «конфетка», «сыр») и т.д.

Если дети затрудняются в поиске нужной картинки, можно дать Развернутое описание нужного предмета. Если дети не смогли найти нужную картинку, следует показать им реальный предмет, описать его свойства, обыграть его.

^ Весёлые загадки!

Цель: уточнение и расширение пассивного предметного словаря де­тей по разным темам; обучение детей узнаванию игрушек и пред­метов по описанию.

Оборудование: различные игрушки и предметы.

Ход игры: Игра проводится на ковре. Посадите детей в кружок на полу. Разложите перед ними несколько разных игрушек или пред­метов. Можно давать общую инструкцию для всех, а можно давать инструкцию индивидуально для каждого ребенка.

^ А я знаю еще интересные загадки. Я буду рассказывать про ка­кую-нибудь игрушку (предмет), а вы угадайте, про что я говорю, и покажите. Посмотрим, кто из вас самый внимательный. Он круг­лый, синего цвета, катится (мяч). Он беленъкий, пушистый, с длин­ными ушами и маленьким хвостиком (зайчик). Он длинный, дере­вянный, им рис ют (карандаш). И т.д.

В дальнейшем при проведении игры можно вместо игрушек и пред­метов использовать предметные картинки.

^ Великаны и лилипуты

Цель: развитие понимания речи, расширение пассивного словаря

детей.

Ход игры: Предложите детям поиграть в великанов и лилипутов.

^ Давайте поиграем в великанов и лилипутов. Великаны боль­шие. Когда изображаем великанов, стоим во весь рост. А лилипуты очень маленькие. Когда изображаем лилипутов присаживаемся на корточки. Слушайте внимательно, что я буду говорить: говорю «великаны»стоим, говорю «лилипуты» присаживаемся!

Параллельно с объяснением правил игры педагог показывает нужные движения — стоит или присаживается, побуждает детей по­вторить движения за ним. Затем начинается игра: педагог поочередно произносит слова: «лилипуты» или «великаны», одновремен­но выполняя соответствующие движения; дети повторяют движе­ния. Сначала игра выполняется медленно, постепенно темп про­изнесения слов и смены движений убыстряется.

Когда дети хорошо освоят эту игру, можно ее усложнить:

  • можно произносить одинаковые команды два-три раза подряд;

  • можно предложить игру без показа, только по словесной инст­рукции;

  • а можно поиграть в путаницу: педагог дает команду, одновре­менно выполняя противоположное движение.

Выбирать подходящий вариант игры следует в зависимости от возраста и возможностей детей.

^ Выполняйте команды!

Цель: уточнение и расширение пассивного глагольного словаря детей.

Оборудование: игрушка (кукла или животное) с гибким телом и ко­нечностями.

Ход игры: Начните занятие с игры: подберите подходящую куклу, при помощи которой можно изобразить различные движения.

^ Сейчас я буду отдавать команды петрушке, а он будет показы­вать движения! Следите, чтобы петрушка не ошибался.

Взрослый выполняет движение с помощью игрушки, сопровождая его собственным показом, одновременно называя словом-действи­ем. Иногда петрушка может ошибаться; в этом случае дети замеча­ют ошибку, и петрушка исправляется.

Далее проводится подвижная игра на ковре. Расставьте детей на достаточном расстоянии, чтобы они не мешали друг другу вы­полнять движения. Встаньте напротив детей. —Давайте поиграем в такую игру: я буду отдавать команды, а вы выполняйте. Слушайте внимательно и не ошибайтесь! Начали! Идите! Стойте! Поднимите руки вверх! Опустите руки! Садитесь! Встаньте! Прыгайте! Бегите! Похлопайте! Потопайте! Поставьте руки на пояс! И т.д.

В этой игре можно использовать простые, знакомые детям движе­ния, которые были отработаны в подражательной игре, когда педа­гог называл и выполнял движение, а дети повторяли за ним (см. раздел «Развитие общего подражания», с. 35, игры «Делаем за­рядку!», «Потанцуй со мной!», «Угадай, кто я такой!», «Повторяй за мной!»). Педагог следит за выполнением детьми движений и ис­правляет ошибки. Игру можно развивать, предлагая детям выпол­нить не отдельные движения, а изобразить действия.

^ Пейте! Танцуйте! Ешьте! Спите! Смейтесь!

Давать инструкцию следует одним словом, так как дополнительные слова создают контекст и облегчают понимание слова. Но если дети не понимают команды, можно помочь им — показать нужное дей­ствие или дать команду в виде словосочетания: «пей компот» вместо «пей», «спой песенку» вместо «пой» и т.д.

^ Что делает человечек?

Цель: уточнение и расширение пассивного глагольного словаря детей.

Оборудование: набор картинок, изображающих различные дей­ствия по количеству детей.

Ход игры: Перед началом игры подготовьте картинки с изображе­нием различных действий — такие картинки можно выбрать из различных лото или нарисовать самостоятельно серию картинок, схематично изображающих действия человечка. Раздайте детям по одной картинке.

^ Посмотрите, у вас на картинках мальчики и девочки (челове­чек) что-то делают. Давайте поиграем в интересную игру. Я буду загадывать действия, а вы слушайте внимательно. Тот, у кого подходящая картинка, пусть поднимет руку. Кто сидит? Кто стоит? Кто лежит? Кто катается? Кто кушает? Кто пьет? Кто прыгает? И т.д.

Если малыши затрудняются с ответом, можно сделать подсказку, расширив инструкцию. Для этого добавьте описание предметов, которые есть на картинке.

_^ Кто кушает яблоко? Кто качается на качелях? Кто сидит на стуле?




Кто что делает?

Цель: уточнение и расширение пассивного глагольного словаря детей.

Оборудование: для этой игры необходимо попросить родителей принести фотографии, на которых ребенок совершает различные действия.

Ход игры: Дети любят рассматривать фотографии, на которых изоб­ражены они сами. Полезно использовать это в логопедических за­нятиях. Эта игра первоначально проводится индивидуально, с ис­пользованием фотографий ребенка. Сначала можно использовать только часть фотографий. Постепенно, по мере усвоения материала, добавляйте остальные. Разложите фотографии перед ребенком.

Посмотри, это твои фотографии. Вот Анечка. И вот Анечка. На каждой фотографии ты делаешь что-то интересное. Покажи, где ты сидишь. А где ты кушаешь? Где ты купаешься?

В дальнейшем можно проводить эту игру в группе. Используйте выборочно фотографии разных детей так, чтобы одно действие не повторялось.

^ Посмотрите, это ваши фотографии. Что это выделаете? Най­мите и покажите, кто спит. Правильно, Таня спит. А кто причесы­вается? Саша. А кто бегает? Оля бегает.

Таким же образом можно проводить занятия с использованием фотографий близких ребенка, совершающих различные действия Эта работа проводится индивидуально.

^ Покажи, где мама моет посуду. Покажи фотографию, на кото­рой папа забивает гвоздик. Покажи, где братик рисует. И т.д.

Где много, а где мало?

Цель: научить детей различать грамматическую форму единствен­ного и множественного числа имен существительных.

Оборудование: предметные картинки, на которых изображены различные предметы в количестве один и много (такие изображе­ния можно подобрать из наглядного материала по развитию мате­матических представлений).

Ход игры: Разложите перед детьми картинки. Затем дайте задание.

^ Покажите, где бабочка. А где бабочки? Где мяч? А где мячи? Где цветок? А где цветы?




Большой или маленький?

Цель: уточнение и расширение пассивного словаря детей — зна­комство с понятиями «большой» и «маленький»; обучение детей соотнесению слов «большой» и «маленький» с величиной предметов; обучение использованию соответствующих жестов.

Оборудование: в этой игре можно сравнивать любые игрушки и предметы; в дальнейшей работе можно использовать картинки.

Ход игры: При формировании понятий «большой» и «маленький» полезно научить детей использовать выразительные жесты (опи­сание жестов см. с. 177-178). При этом жест всегда сопровождает­ся словом, его обозначающим.

Покажите детям большой и маленький мячики.

^ Посмотрите, вот мячик, и вот тоже мячик. Мячики одинаковые? Нет, мячики разные. Этот мячик большой! (логопед делает соот­ветствующий жест), а этот мячик маленький (соответствующий жест). Какой этот мячик покажите (логопед побуждает детей сделать жест). Правильно маленький. А этот мячик какой? Пока­жите! Большой мяч.

В речевом сопровождении игры педагог выделяет интонационно произнесение слов «большой» и «маленький». Эту игру полезно по­вторять, используя разнообразный предметный материал.

^ Где что лежит?

Цель: научить детей понимать пространственные отношения двух предметов, выраженные предлогами «на», «под», «в», «около».

Оборудование: коробка, несколько мелких игрушек.

Ход игры: Поставьте на стол коробку с крышкой, а рядом — несколь­ко мелких игрушек. Положите одну игрушку в коробку, другую под коробку, третью на коробку, четвертую около коробки. Сопровождай­те свои действия соответствующими словами. Названия предлогов следует выделять в предложении при помощи интонации и силы голоса.

Вот карандаш. Я кладу карандаше коробку. Где теперь каран­даш? В коробке. А вот картинка. Я кладу картинку под коробку. Где теперь картинка? Под коробкой. И т.д.

После объяснения и демонстрации действий с предметами пред­ложите детям действовать по инструкции.

Лена, положи карандаш под коробки. Саша, положи кубик на коробку. И т.д.

Эту игру можно проводить и по-другому. Перед началом игры де­тям раздают игрушки. Затем дают задания.

— Ваня, вот тебе мишка. Посади мишку на стул. Лена, вот тебе мячик, спрячь мячик под стол. Катя, положи книжку в шкаф. И т.д.

Такие игры полезно повторять, используя разный предметный материал, что позволяет закрепить у детей понимание простран­ственных отношений.





Похожие:

Учитель-логопед Буркова Ю. Н. 2009 iconПоложение об оплате труда работников муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №3 села Алакуртти»
Преподаватель, преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности, тьютор, учитель, учитель – логопед (логопед)
Учитель-логопед Буркова Ю. Н. 2009 iconПротокол общешкольного родительского собрания №2 от 06. 2011г
Присутствовало: 44 человека, Лоскутова О. В., зам по увр, Чекалина О. В., педагог-психолог, Лукиных Н. В., учитель-логопед? Ситникова...
Учитель-логопед Буркова Ю. Н. 2009 iconСинонимы Учитель-логопед мскоу школа-интернат г. Амурск

Учитель-логопед Буркова Ю. Н. 2009 iconАнтонимы Учитель-логопед мскоу школа-интернат г. Амурск

Учитель-логопед Буркова Ю. Н. 2009 iconФормирование правильной устной речи школьников с зпр. Учитель-логопед Тюленкова О. Ю учитель начальных классов Добрянина Н. Ф
Сегодня модель выпускника предполагает владение речевой компетентностью, что является объективной необходимостью, продиктованной...
Учитель-логопед Буркова Ю. Н. 2009 iconКак проходит логопедическая диагностика?
Учитель-логопед проводит обследование состояния речи ребенка по следующим направлениям
Учитель-логопед Буркова Ю. Н. 2009 iconЧерных Татьяна Васильевна
Курский Государственный Педагогический Институт, учитель и логопед вспомогательной школы, 1995 год
Учитель-логопед Буркова Ю. Н. 2009 iconПодготовила: Учитель-логопед
«организация работы воспитателя в группе детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ффнр)»
Учитель-логопед Буркова Ю. Н. 2009 iconУчитель-логопед мбдоу д/с №5 г Полярный
«Специфика логопедических занятий с детьми раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья»
Учитель-логопед Буркова Ю. Н. 2009 iconДокументы и материалы для организации и проведения экспертизы и оценки результативности профессиональной деятельности по должности «учитель логопед»

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы