Почему ребенок не начился говорить правильно? icon

Почему ребенок не начился говорить правильно?



НазваниеПочему ребенок не начился говорить правильно?
Дата конвертации23.10.2012
Размер36.66 Kb.
ТипДокументы
источник

ПОЧЕМУ РЕБЕНОК НЕ НАЧИЛСЯ ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО?


Когда мы говорим, наш язык находится в постоянном движении. Эти движения не хаотичны, они строго упорядочены, и при произнесении звука язык занимает определенное место. Произнесите, например, звук «ш-ш-ш» несколько раз подряд, почувствуйте, как язык «приближается» к небу за верхними зубами. Затем продвиньте язык назад в глубину рта – звук «ш» зазвучал по другому: это не его место. Попробуйте еще раз произнести звук «ш», опустив кончик языка за нижние зубы. – получится звук «с-с-с». Малейшее отклонение языка от правильного положения, и звучание звука становится нечистым. При формировании звукопроизношения ребенок ведет поиск правильных положений языка. В силу чрезмерной подвижности языка, или наоборот, его вялости, движение языка несовершенны, не упорядочены, поэтому ребенок совершает множество замен одних звуков на другие (сяпка-шапка, зяба-жаба, вапа-лапа и т.д.). По мере роста мышцы языка становятся крепче, эластичнее, гибче. При помощи слуха звуки дифференцируются, язык находит правильное положение, ошибок в произношении становится меньше, двигательные навыки совершенствуются и переходят в автоматизм, и ребенок говорит чисто. Там, где подвижность языка остается вялой или напряженной, механизм автоматизма движения закрепляет неверное положение. Поэтому ребенок и в пять, и в семь лет продолжает говорить как в два или три года, у него остаются проблемы со звуками.


^ ПОЧЕМУ ЯЗЫК БЫВАЕТ НЕДОСТАТОЧНО ПОДВИЖНЫМ?


Причины этого могут быть видимые или невидимые.

Видимые причины:

- Различные врожденные или возникшие в результате травм расщелины неба, губ, деформации зубов.

- Неправильный прикус – верхняя или нижняя челюсть заметно выдается вперед.

- Короткая уздечка (подъязычная связка). В норме ее длина составляет 1,5 см. если у ребенка короткая уздечка, то она сдерживает движения языка, которому необходим простор – а он оказывается на «коротком поводке». Но не спешите ее подрезать! Уздечка очень эластична (это ведь мышца) и от специальных артикуляционных упражнений прекрасно растягивается.

Невидимые причины: как и все невидимые, такие причины гораздо сложнее и коварнее: они затормаживают развитие речевых центров в коре головного мозга, как бы усыпляют их. Поступающие слабые сигналы задерживают речевое развитие ребенка, и он начинает говорить только после двух-трех лет. Если же они задерживаются, то не способствуют достаточной для чистого произношения подвижности языка.

^ Невидимые причины:

- Негативные факторы, влияющие на ход беременности, тяжелые роды.

- Частые болезни ребенка в раннем периоде (до 2,5-3 лет), инфекции, травмы, аллергии, диатезы, ушибы, стрессовые ситуации, неблагоприятные факторы речевого окружения (кто-то в семье имеет дефекты звукопроизношения).


^ ЧТО НЕОБХОДИМО ДЛЯ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ?


Необходима системная артикуляционная гимнастика – так называются специальные упражнения для развития подвижности языка, губ, щек, уздечки. Но прежде следует уточнить, какие именно звуки не произносит ваш ребенок. Рассмотрим звуки, которые бывают чаще всего нарушены при звукопроизношении.

Представим их живущими в двухэтажном домике. Одни звуки «живут» на первом этаже, это значит, что язык при их произношении находится за нижними зубами, а при звуках, «живущих» на втором этаже, положение языка – за верхними зубами.

Звуки Ш-Ж-Ч-Щ объединены не случайно это значит, что положение языка или артикуляционный уклад почти одинаков. Звук «Ж» - звонкий, и при его произношении добавляется сила голоса. Звук «Ч» - слитное «ТЬ-ШЬ». Звук «Щ» - это слитное «ШЬ+Ч» (или ШЬ+ШЬ). Среди этой группы звуков, звук «Ш» - самый главный в их «шипящей» семье. Если ребенок не умеет чисто произносить этот звук «Ш», то и «Ж», «Ч», «Щ» он выговаривает не очень чисто.

На нижнем этаже в одном окошке собраны звуки С-СЬ-З-ЗЬ-Ц. Это семья свистящих звуков. Глава семьи у них – звук «С». Артикуляционный уклад (положение языка) при их произношении почти один и тот же. Звук «З» - звонкий (включается голос). Звук «Ц» - это слитное «Т-С». Значит, если ребенок нечисто произносит «С», страдают и звуки «З», «Ц». В семье звуков есть еще мягкие и твердые звуки. Как их услышать и различить?


^ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ 10 ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ:

А-Я, О-Е, У-Ю, Ы-И, Э-Е.


5 девочек с твердым и мягким характером. Согласные звуки – «мальчики», соединяясь со звуками – «девочками» с твердим характером, становятся твердыми (СА-СО-СУ-СЫ-СЭ()тановятся твредыми ми - "характером. О-Е, У-Ю, Ы-И, Э-Е.ионный уклад шения подвижности языка.уббов.о звуками. двигательные на), а соединяясь со звуками с мягким характером, становятся мягкими (СЯ-СИ-СЮ-СЕ).

А теперь вернемся к ребенку. Пока вы изучали краткое сведенье о звуках, он утомился ждать. Предложите ребенку ему повторить за вами слова или назвать изображение на картинках по каждому из «живущих» в домике звуков. Результаты своего обследования запишите. Допустим это будет выглядеть так: Р – отсутствует, РЬ – отсутствует, Л- заменяет на В, С-СЬ-З-ЗЬ-Ц – нарушены, Ш-Щ-Ж-Ч – заменяет на С-СЬ-З-ТЬ.

Ваш ребенок плохо говорит звуки живущие на «втором» этаже. Это значит, что язык при формировании четкого звукопроизношения вяло удерживается за верхними зубами и не достиг хорошей подвижности верхних движений. Поэтому решению проблемы будет способствовать специальные артикуляционные упражнения. Например: «ковшичек», «маляр», «грибок», «лошадки». Систематически выполняя эти упражнения, можно быстро добиться правильного звука «Ш». Для консультации лучше обратиться к логопеду.




Похожие:

Почему ребенок не начился говорить правильно? iconУпражнения по подготовке учащихся к написанию сочинения – рассуждения (часть С1 егэ) В. Г. Белинский писал, что «говорить правильно и говорить хорошо – совсем не одно и то же»
В. Г. Белинский писал, что «говорить правильно и говорить хорошо – совсем не одно и то же». Согласны ли вы с этим? Письменно обоснуйте...
Почему ребенок не начился говорить правильно? iconУчись говорить правильно
Цель занятия. Показать учащимся, как важно уметь правильно излагать свои мысли, вооружить школьников основными приемами работы над...
Почему ребенок не начился говорить правильно? iconПочему ребенок не хочет
Но есть дети, для которых школа является неприятной обязанностью. Ребенок плохо учится, с неохотой идет на занятия, а каникулы для...
Почему ребенок не начился говорить правильно? iconБеседа с родителями по теме: «Культура общения в семье»
Личное обоняние человека проявляется в умении говорить. Культура общения включает способность правильно ориентироваться в ситуации...
Почему ребенок не начился говорить правильно? iconДыхание. Правильно ли дышит ваш ребенок?
Но при обследовании учеников выявляется, что более чем у половины детей нарушено носовое дыхание (аденоиды, хронический ринит и т...
Почему ребенок не начился говорить правильно? iconВопросы: Для чего человеку необходимо правильно говорить и грамотно излагать свои мысли на письме?
Для чего человеку необходимо правильно говорить и грамотно излагать свои мысли на письме?
Почему ребенок не начился говорить правильно? iconУрок в 8 классе Учителя математики Насыровой Р. Н
Развивать математическую речь и научить правильно говорить математические термины
Почему ребенок не начился говорить правильно? iconСоветы логопеда
Подождите несколько секунд, после того как Ваш ребенок закончил говорить и прежде, чем Вы начнете говорить снова. Ваша неторопливая,...
Почему ребенок не начился говорить правильно? iconПочему дети нуждаются в границах?
«нет», почему один ребенок умеет сам себя занять, а другому вечно скучно. На первый взгляд это темы абсолютно не связанные друг с...
Почему ребенок не начился говорить правильно? iconАнкета для родителей будущих первоклассников. (Ф. И. О. родителя) Хочет ли Ваш ребёнок пойти в школу и почему?
Как Ваш ребёнок выполняет задания взрослых (оцените его старательность, аккуратность, организованность и т д.)?
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы