Методические рекомендации по работе уо с информационными образовательными ресурсами сети Интернет Обзор образовательных веб-сайтов и порталов информационной направленности icon

Методические рекомендации по работе уо с информационными образовательными ресурсами сети Интернет Обзор образовательных веб-сайтов и порталов информационной направленности



НазваниеМетодические рекомендации по работе уо с информационными образовательными ресурсами сети Интернет Обзор образовательных веб-сайтов и порталов информационной направленности
Дата конвертации20.10.2012
Размер208.58 Kb.
ТипМетодические рекомендации
источник

Методические рекомендации по работе УО с информационными образовательными ресурсами сети Интернет

  1. Обзор образовательных веб-сайтов и порталов информационной направленности

  2. Обзор и рекомендации по работе с ИОР для учителей-предметников

  3. Методические рекомендации по организации самостоятельной учебной, исследовательской работы школьников с ИОР с использованием проектной методик

  4. Методические рекомендации для учителей и школьников по работе с современными социальными веб-сервисами (Веб 2.0) для включения информационных ресурсов школы в единое информационное пространство


Введение


Количество школ, которым становится доступно использование телекоммуникационных технологий, постоянно растёт. Но, решив технические проблемы, учителя сталки-ваются с проблемами педагогического характера. Как можно эффективно использовать Интернет в образовательной деятельности при условии, что время его использования ограничено. С чего можно было бы начать такую работу?

Выбор направления, в котором Вы будете делать «первые шаги», зависит от основных целей, которые Вы перед собой ставите, и «стартовых возможностей». Цели могут быть, например, такими:

  • поиск интересующей информации;

  • дистанционное обучение – учителя могут повысить квалификацию в какой-либо области, а ученики, например, подготовиться к поступлению в вуз;

  • усиление мотивации в изучении учениками школьных предметов;

  • предоставление ученикам дополнительного стимула в изучении иностранного языка через возможность международного общения;

  • проведение совместной исследовательской работы в области экологии, химии, истории и т.д.;

  • опубликование интересных авторских материалов, которые есть у вас и ваших учеников.

«Стартовые возможности» определяют следующие факторы:

  • уровень владения информационными технологиями;

  • знание иностранного языка для выхода на международную арену;

  • умение работать в команде;

  • умение чётко соблюдать расписание дистанционно организованных мероприятий;

  • знание «сетевого этикета» и т.д.

На основании анализа накопленного к настоящему времени российского и международного опыта использования ресурсов Интернета в различного типа образовательных учреждениях, можно дать совет, как включиться в дистанционное обучение, найти партнёров по переписке на русском и иностранном языке, стать участником телекоммуникационных конкурсов, викторин и проектов, выйти в Интернет со своей инициативой и т.д. В приложении вы сможете найти обзор образовательных ресурсов и рекомендации по эффективному поиску.

Авторы надеются, что, опираясь на представленный материал, учителя и ученики смогут более четко определить для себя то направление деятельности в Интернете, кото-рое в наибольшей степени соответствует их интересам и возможностям.


^

Олимпиады и конкурсы


Можно как угодно относиться к различным конкурсам, в которых побеждает не всегда лучший, но бесспорно, что любое соревнование — прекрасный стимул, побуждающий детей к творческой деятельности. А возможность проводить конкурсы через Интернет на-столько расширила географию участников, что уже очные конкурсы постепенно превра-щаются в анахронизм.

Участие в сетевых (как и в обычных) конкурсах бывает индивидуальным или групповым. При индивидуальном соревновании школьники получают возможность участвовать из дома — это часто бывает проще, чем пользоваться школьным компьютером. С другой стороны, командное состязание имеет свои преимущества: школьники учатся работать в команде, нередко с участием учителей-предметников, это повышает азартность процесса и способствует лучшему усвоению учебного материала.


^

Конкурс веб-страниц


Этот жанр сетевой работы приобрел в последнее время большую популярность. Фактически такое мероприятие позволяет перенаправить энергию детей на написание емкого и интересного собственного реферата на выбранную тему вместо простого «выдергива-ния» из Интернета чужих материалов.

Что же заставляет школьника взяться за самостоятельную работу? Причина, видимо, не только в том, что ребенку хочется победить и получить приз, но еще и в том, что результат твоего труда может быть представлен в Интернете на всеобщее обозрение.

Ежегодно проводится множество конкурсов сайтов на разных уровнях – от школьного до международного. В качестве примера приведём самые известные и престижные международные ежегодные конкурсы:

  • ThinkQuest

  • Virtual Classroom


^

Викторины и олимпиады


В Сети проводится большое количество различных конкурсов, для участия в которых не требуется работать в непосредственно Интернете (он-лайн), достаточно наличия элек-тронной почты. Иногда формы работы могут комбинироваться, например, чаще всего за-регистрироваться для участия в конкурсе можно через веб-форму на сайте, а можно при-слать анкету по электронной почте.

Прекрасным примером такого рода образовательных ресурсов могут служить ежегодные общероссийские телекоммуникационные викторины Воронежского государственного педагогического университета: http://www.vspu.ac.ru/de/index.htm, которые успешно проводятся уже 14-ый год. Технология телекоммуникационных викторин (турниров) разработана на кафедре новых информационных технологий и средств обучения Воронежского педуниверситета Могилевым А.В. и представляет собой соревновательную групповую во-просно-ответную игру. Эти викторины проводятся по очень широкому спектру предметов: биология, ОБЖ, физика, информатика, экономика, русский язык и литература, история, математика, химия, география, психология, обществознание, МХК, английский язык. Для участия в перечисленных викторинах достаточно электронной почты. За 13 лет их существования накоплен огромный архив материалов, который хранится на сайте http://www.vspu.ac.ru/deold/. В этом сезоне олимпиады приобретут обучающий характер за счет включения нового этапа - дистанционного обучения участников.

Целью проведения олимпиад является улучшение освоения изучаемых предметов за счет стимулирование интереса к ним с помощью Интернет-технологий и использования сравнительного аспекта обучения, в соответствии с которым каждая команда участников не просто отвечает на кем-то составленные вопросы, но и сама составляет задания, посы-лает их, оценивает задания других команд. В результате дети учатся работать в команде, общаться с другими участниками, обсуждать свои и чужие результаты, что не менее важно, чем конкретные знания. Несомненно, и учителям, включившимся в работу вместе со своими учениками, предстоит немало потрудиться, обеспечивая как общую координацию работ, так и помощь в конкретных предметных областях.

Эвристические олимпиады центра дистанционного образования "Эйдос" http://www.eidos.ru/olymp/index.htm проводятся на российском и международном уровне. Здесь дети соревнуются не в умении решать трудные задачи, а в способности сочинять, изобретать, придумывать и открывать новое. Участниками олимпиад могут быть как ин-дивидуальные школьники (например, из дома), так и группы, которыми руководит ло-кальный координатор — учитель или родитель. Координатор получает от Оргкомитета рекомендации по проведению олимпиад и обеспечивает отсылку заявки, получает задания олимпиады, организует на месте её проведение в своей группе и пересылает работы в орг-комитет олимпиады. Для участия в олимпиаде достаточно одного компьютера с модемом и адресом электронной почты. Проводятся олимпиады как по отдельным предметам (ма-тематика, информатика, русский язык, английский язык, физика, естествознание, химия, география, экономика, физкультура, информатика), так и межпредметные.


^

Сетевые проекты


Перечислим несколько наиболее известных организаций, занимающихся проведением сетевых проектов для школьников.

Уже упоминавшийся Центр дистанционного образования Эйдос http://www.eidos.ru/ помимо олимпиад и конкурсов, проводит разные дистанционные проекты. Например, участники проекта "Мой виртуальный дом" совместными усилиями "строили" виртуальный город, в котором им хотелось бы жить. Участие в проектах платное (центр хозрасчетный) — однако, для участника цена невысока, а центру это позволяет жить и развиваться.

Давно занимается проектной сетевой работой Ярославский Центр телекоммуникаций и информационных систем в образовании. Среди проектов Центра http://www.edu.yar.ru/russian/projects/index.html — олимпиады и викторины по школьным пред-метам, творческие, экологические и игровые проекты.

Сетевому образовательному сообществу хорошо известен Международный Детский Компьютерный Центр в Переславле-Залесском (страница проектов http://www.botik.ru/ICCC/NewPage/ICCCpageRus/Projects). Этот центр стал родоначальником дистанционных обучающих олимпиад по географии (ДООГ), истории (ДООИ), программированию (ДООП). В организации олимпиады принимают участие учителя и методисты из разных организаций Москвы, Омска, Харькова, Невинномысска и, конечно, Переславля-Залесского — вот уж действительно виртуальный проект!

Активно ведет проектную работу со школьниками Новосибирская образовательная сеть НООС (школьные проекты находятся здесь: http://www.websib.ru/noos/projects/index.html). Созданный в рамках этой сети Интеллект-клуб http://www.websib.ru/~ic/index.phtml проводит однодневные сетевые игры для школьников. Зарегистрировавшаяся команда из 6 человек должна в определенный день и час зайти на сайт клуба и в интерактивном режиме ответить на задаваемые интеллектуальные вопросы.

Во всем мире существуют специальные сети, основная задача которых — помочь учителям найти себе партнеров по проектной работе. Организаторы сети, как правило, не являются авторами и руководителями проводимых проектов: они лишь координируют работу и создают условия, позволяющие школам искать партнеров, объявлять и проводить собственные проекты. Пример тому — проект "Школьный сектор": http://school-sector.relarn.ru. Впрочем, проектов тут много, это скорее среда, в которой успешно существуют школы из всей России. Сайт "Школьного сектора" поделен на три зоны: учительский сектор представляет сторож Ефимыч, вход для детей символизирует хулиганка Танька, и еще один раздел воз-главляет Петя - борец за права детей (здесь находится нечто вроде виртуальной юридической консультации для школьников). В секторе для школьников находятся сообщения о конкурсах и сетевых проектах, информация об обучающих курсах и программах, советы юным веб-дизайнерам, коллекция детских веб-проектов. В учительской зоне публикуются новости школьной жизни, информация о ключевых датах сетевых проектов, конференций и других образовательных событий (раздел "Телематический склерозник"). В разделе "Поподробнее, пожалуйста" можно почитать рассказы учителей об использовании инфор-мационных технологий в классе. Если Вы пошлете собственное письмо, в котором зададите вопрос, поделитесь своим опытом или предложите собственный проект, то Ваше сообщение также будет опубликовано в этом разделе.

Международная образовательная сеть iEARN (International Education and Resource Network: http://www.iearn.org или iearn.spb.ru — по-русски) объединяет школы и молодежные организации в 90 странах мира. Россия входит в их число: в сети есть школы из Москвы, Петербурга, Новосибирска и других российских городов. Школьники из разных концов света участвуют в совместных проектах: творческих и художественных, исследовательских и научных. Структурно iEARN представляет собой набор форумов для учителей. Роль координаторов сети состоит в том, чтобы опубликовать объявление учителя, желающего создать собственный проект, и по каждому новому проекту создать специальный форум. Ежемесячно выпускается новостной листок iEARN newsflash со списком действующих проектов и с координатами ответственных по каждому проекту: этот листок рассылается подписчикам по электронной почте — подробнее о подписке см. ниже главу "Где найти информацию", раздел "Списки рассылки". Список проектов на текущий год с кратким описанием каждого проекта находится здесь: http://www.iearn.org/projects. Ежегодно в одной из стран, участвующих в работе сети, проводится очная конференция для учителей и школьников, наиболее активных участвующих в проектной работе. Интересно, что выросла сеть iEARN из двустороннего проекта для российских и американских школ. Потом в работу активно включились страны Латинской Америки, а затем — страны Азии и Восточной Европы. Вы не найдете здесь много участников из Германии, Франции и Великобритании — основные европейские страны предпочитают сохранять суверенитет. Так что если хочется почувствовать себя настоящим жителем Европы, можно включиться в Европейскую Школьную сеть (European Schoolnet) http://www.eun.org. Нажав на ссылку Collaboration opportunities (в первом же абзаце), а затем ссылку на Open Projects, вы попадете на страницу действующих межшкольных проектов Здесь можно найти интересный проект по интересующей Вас теме — или предложить свой проект, заполнив соответствующую форму.

В большинстве случаев организаторы проектной деятельности предусматривают достаточно большую тематическую вариативность, которая позволяет выбрать ребятам свое направление - творческое, исследовательское, научное - о чем мы уже говорили, рассматривая проект iEARN. Ещё чаще деятельность учителей и ребят носит разноплановый характер и содержит как элементы исследования, так и творчества. Ведь одно совсем не исключает другое. Например, проводя иссдедование по экологии, ребята могут оформить отчет о работе в виде выразительных плакатов, публикаций и т.д. И все же имеющиеся проекты можно условно обощить в несколько групп в соответствии с акцентами, котрые в них преобладают.


^

Социальные и научные исследования


Исследовательские проекты — это совместная работа нескольких групп школьников над какой-то темой. Схематически такую работу можно разделить на следующие основ-ные этапы:

  • Знакомство команд (обмен письмами, рассказ о себе)

  • Выполнение каждой группой исследования; в процессе работы происходит открытый обмен мнениями и идеями

  • Совместное обсуждение выполненной работы, анализ возникших трудностей и неразрешенных проблем

  • Поведение итогов; представление результатов в Интернете

Разумеется, это самая простая схема. Приведем в качестве исторической ретроспективы некоторые пректы, которые оставили свой "след" в сети, но в данный момент не активны. Русско-американский исторический проект "Проблемы уходящего тысячелетия" http://www.geocities.com/proj_main состоит в обсуждении и анализе исторических и социологи-ческих проблем России и США. С помощью многочисленных интервью и опросов школьники выясняют мнения людей по поводу волнующих проблем современности. Затем выполняется сравнительный анализ взглядов и образа жизни различных возрастных групп в России и США с целью выявить причины

Международный образовательный проект http://ifrc.irk.ru/russ/index.htm "Global Village: Fort Ross". Форт Росс - географическое и историческое название государственного исторического парка и музея Калифорнии. Проект посвящен изучению истории города Иркутска и вклада иркутян в дело освоения Северного побережья Америки в период деятельности Российско - Американской Компании.

Проект Центра дополнительного образования детей «Дистантное обучение» Интернет-турнир «Фарадей» http://www.farad.ru представляет собой коллективное состязание школьников в умении решать сложные задачи, представлять свои решения и отстаивать их в научных дискуссиях: участники Турнира должны приобрести опыт коллективного творчества и ведения научного спора. В результате должен быть построен виртуальный Турнирный город из презентаций (веб-страничек) команд. Проект включает встречи (в том числе и в интерактивном режиме) с учеными, педагогами, общественными и полити-ческими деятелями, актерами и просто с интересными людьми.
^

Творческие проекты


Творческий проект предполагает обмен творческими работами — литературными или художественными, или совместное виртуальное творчество, завершающееся созданием единой публикации. Строго говоря, большинство сегодняшних сетевых проектов включает творческую составляющую: ведь почти все они завершаются представлением результатов в виде веб-страниц, а веб-дизайн является, безусловно, творческим занятием.

В качестве примера полностью творческого проекта приведем проект "Мой Пушкин" Центра Эйдос http://www.eidos.ru. Проект состоял в создании детской литературной хре-стоматии, посвященной творчеству Пушкина: участникам проекта предлагалось создать свое литературное произведение о Пушкине в выбранном ими жанре: стихи, поэма, эссе, рассказ, очерк, сказка и другие. В Интернете можно найти огромное количество международных творческих проектов по созданию сборников детского творчества или журналов, посвященных актуальным современным проблемам. Международный язык общения, как известно, - английский. Написать же художественное произведение или статью в журнал на неродном языке могут немногие. Для тех, кто может, приведем журнал Inside View http://www.iearn.org/projects/inside.html, издающийся в Нью-Йорке в рамках сети iEARN. Журнал посвящен проблемам подростков разных стран и создается силами самих подростков. Школьников и учителей всех стран мира приглашают к участию в журналистской работе: вы можете поделиться своими идеями по предлагае-мым темам или предложить свою тему для исследования.

Российские проекты...

Те, кто предпочитают на сочинять, а рисовать, могут поучаствовать в каком-нибудь проекте обмена рисунками. В разделе "Как найти партнеров для вашего класса" приведены некоторые из таких проектов. Приведем еще один проект: Global Art в списке проектов iEARN http://www.iearn.org/projects/project_list.html. Каждый год участники проекта сами выбирают координатора и тему работы, — например, в 2002-2003 учебном году была выбрана тема A sense of caring ("Забота о ближних"). Школьники создают рисунки, к которым прилагается сопроводительный текст на родном языке, по возможности с переводом на английский. Конечно, работа сопровождается коллективным обсуждением и заканчивается совместным созданием веб-сайта.
^

Общение через Интернет


Сетевой этикет

Достоинство Интернета — в том, что он расширяет среду общения до размеров Земно-го Шара. Написал несколько слов, нажал на кнопку, - и письмо ушло, хоть соседу по парте, хоть президенту США. В этой простоте кроются опасности: возникает иллюзия доступности и вседозволенности, которая еще усугубляется тем, что при электронном общении мы не видим лица собеседника и не всегда можем правильно понять его реакцию. Все это порождает массу проблем, о которых учитель, работающий с детьми, должен помнить постоянно - и, конечно, напоминать ученикам.

Проиллюстрируем это на примере из собственного опыта. Однажды директор между-народной образовательной сети iEARN Эд Грегерт получил письмо из питерской школы с матерным английским ругательством (видно, детишки узнали новое слово и решили при-менить свои знания по назначению). Директор отреагировал очень интеллигентно: "Ребята", - писал он в ответе, копия которого отсылалась мне как координатору iEARN и учительнице, с адреса которой школьники посылали письма, - "я директор международной образовательной сети, членом которой является ваша школа. Мы стараемся объединить усилия школьников всего мира для того, чтобы с помощью современных технологий из-менить жизнь на земле к лучшему…" Детей, конечно, нашли, устыдили, они написали по-каянные письма, потом извинялась учительница, извинялась я… Все это вылилось в дис-куссию в телеконференции Школьной сети Петербурга: как избежать таких ситуаций? Не разрешать детям пользоваться электронной почтой без надзора учителя? Проверять все письма перед отправкой? Или же рисковать тем, что рано или поздно попадешь в дурацкое положение? В дискуссии принял участие сам пострадавший директор, который напи-сал следующее: "Друзья. Подобные эксцессы случаются в любой стране, не считайте свою ситуацию уникальной. Единственное, что мы можем сделать — это постоянно проводить воспитательную работу, не лениться часто напоминать детям, что все правила вежливо-сти, принятые в обычной жизни, действуют и при электронном общении." За время существования Интернета сформировался целый кодекс поведения в Сети, для его обозначения иногда используют специальный термин: "нетикет" - соединение слов "net" (сеть) и этикет. Соблюдение этих правил особенно важно в форумах, списках рас-сылки и групповых чатах, то есть при электронном общении группы людей. Постараемся сформулировать основные принципы, которых нужно придерживаться.

  • Не грубить. Это, очевидное на первый взгляд, правило нарушается очень часто, — в пылу спора бывает трудно сдержаться, и в результате обсуждение интересной темы легко может превратиться в диалог по типу "Ты сам козел".

  • Не отвлекаться от заданной темы. В модерируемых телеконференциях за сообщение не по теме нарушителя отключают: недопустимо попусту тратить чужое время.

  • Если письмо адресовано лично Вам, неэтично направлять ответ в общий список рассылки без разрешения своего корреспондента.

  • При ответе не стоит цитировать все письмо: нужно выбрать только те фразы, на которые Вы отвечаете. Дурной стиль ответа на письмо состоит в том, что читаю-щий вынужден сначала долго листать цитируемое письмо (а иногда и несколько писем, ответ одно на другое), и лишь в самом конце находится короткая фраза, составляющая содержание письма. Такую ошибку нередко совершают и учителя.

  • Следить за своим языком. Подростки, а часто и взрослые молодые люди почему-то считают, что компьютерное письмо нужно писать исключительно на компью-терном жаргоне, иногда это переходит всякие разумные границы.

  • Следить за правописанием и знаками препинания: с появлением компьютеров правила русского языка никто не отменял, и читать неграмотный текст с экрана так же неприятно, как и на бумаге.


^

Как найти партнеров для вашего класса


С помощью Интернета найти партнера по переписке стало легко: достаточно заглянуть в какую-нибудь Гостевую книгу, их в Сети множество, — например, в "Школьном секто-ре" school-sector.relarn.ru гостевые книги есть и в учительском, и в ученическом секторе. В каталоге Kinder.ru: www.kinder.ru/book.asp находится детская "Книга друзей": это не про-сто список желающих переписываться, а специальное средство поиска друзей по различ-ным критериям. Многие межшкольные сетевые проекты состоят просто в обмене электронными пись-мами между школьниками двух или нескольких классов: это хорошо подходит для работы с малышами, либо для начала - познакомиться, "притереться" друг к другу, потом можно приступать к более содержательной работе. Конечно, гораздо педагогичнее (а часто и ин-тереснее) общаться группой, и не просто "за жизнь", а обсуждать интересную тему. При всей простоте такое общение, если оно не пущено на самотек, а разумно регулируется взрослыми, может оказаться и интересным, и познавательным.

Как правило, подобные проекты реализуются на международном уровне, ведь детям интересно общаться со школьниками из других стран — но это значит, что переписывать-ся, скорее всего, придется по-английски, именно английский сейчас является междуна-родным языком общения.


^

Если Вы знаете английский не очень хорошо


Не бойтесь участвовать в международных проектах даже со скромными знаниями ино-странного языка. Во-первых, навыки чтения и перевода быстро совершенствуются. Во-вторых, в Интернете существуют сайты, которые помогут Вам перевести не только текст, но и целые веб-страницы (например, online-переводчик компании PROMT http://www.translate.ru). Качество перевода, конечно, оставляет желать лучшего, поскольку каждый язык имеет множество нюансов, исключений и двусмысленностей, которые чело-век понимает из контекста, а компьютер пока справиться с ними не в силах. Использовать online-переводчики для перевода текста с иностранного языка на русский можно без опа-ски, а вот для перевода с русского на иностранный – очень осторожно, чтобы не попасть в неловкую ситуацию. Довольно большой багаж всяческих казусов накоплен в результате многолетней международной работы, например: при переводе с русского словосочетания «не даётся даром» (в смысле, необходима большая предварительная работа), компьютер перевёл слово «дар» как «подарок», и английский перевод по смыслу был близок к тому, что без взяток не обойтись. Забавно, но не очень. Поскольку разница менталитета у людей из разных стран ощутима, то предсказать дальнейшее развитие событий не всегда воз-можно.


^

Если Вы лично или Ваша команда в целом может общаться на английском


В этом случае, чтобы ощутить одно из наиболее весомых преимуществ использования Интернета – стирание географических границ между участниками общения, — интерес-нее с первых же шагов познакомиться с международными англоязычными проектами. Для этого можно либо найти класс - партнера для электронного общения (ниже приводятся адреса, по которым это можно сделать), либо подключиться к действующему проекту.

Обмен письмами может сопровождаться обменом рисунками, открытками или видео-записями. Такие проекты ставят своей целью не просто завязывание контактов, но изуче-ние образа жизни и культурных различий друг друга, — в конечном итоге все сводится к тому, чтобы жить на Земле в мире и дружбе. Например, программа CyberSchoolbus www.un.org/cyberschoolbus предлагает ряд проектов, посвященных теме мира на Земле: обмен рисунками, флагами стран и стихотворениями, все это на тему мира. А в сети ePals http://www.epals.com в рамках проекта "The Way We Are" ("Кто мы такие") школьники из разных уголков земли рассказывают друг другу о себе, о месте, где они живут. В целевом проекте "Kids Cope by Sharing Hope" ("Дети помогают сохранить надежду") проекта Global SchoolNet Foundation www.globalschoolnet.org школьники шлют письма поддержки (а также рисунки, фотографии) американским детям, пострадавшим от трагедии 11 сен-тября.

В качестве примера нестандартного обмена приведем проект сети iEARN "Teddy Bear" ("Плюшевый мишка") www.iearn.org.au/tbear, который состоит в обмене игрушками — плюшевыми медвежатами. Эта игра проводится уже несколько лет, сейчас в ней участву-ют больше 2600 классов из самых разных уголков Земного шара. Конечно, игрушка — это только предлог для вовлечения детей в проектную работу: медвежонок, прибывший в дру-гу страну, должен отослать обратно дневник с рассказом о том, что нового и интересного он увидел на новом месте. Так завязывается переписка, в результате которой дети имеют возможность не только пообщаться со своими сверстниками из другой страны, но и по-смотреть на себя со стороны, ведь приходится писать дневник от лица "иностранца".

Для школьников до 13-14 лет в Интернете есть программа Kids' Space Connection ("Место встречи детей"): http://www.ks-connection.org/home.cfm. Ребенок может здесь най-ти партнера по переписке (раздел "Penpal Box"), а учитель может отыскать класс, с кото-рым будут общаться его ученики ("Class Penpal"), или включиться в работу по проектам ("Class Projects").

Специальный ресурс, позволяющий учителям и школьникам по всему миру искать партнеров: www.teaching.com/iecc (IECC расшифровывается как Intercultural Email Class-room Connections — "Связь классов разных стран с помощью электронной почты"). Специальный проект IECC-K12 http://www.teaching.com/IECC/lists/iecc-k12.cfm предназначен для учителей средней школы, ищущих школу-партнера (по-американски среднее образо-вание обозначается как K12). Это раздел включает четыре составляющих: • Post a Message ("Пошли письмо"): здесь можно написать письмо-приглашение к общению, включив в него информацию о том, где Вы живете, на каком языке и по каким темам хотите общаться. • Search the Messages ("Найди письма"): средство для поиска интересных вам пи-сем в заданной категории (или в нескольких категориях). • Browse the Messages ("Просмотри письма"): возможность просмотреть послед-ний письма из списка. • Subscribe to IECC-K12 ("Подпишись на IECC-K12"): подписка на список рас-сылки для общения с группой участников по электронной почте. Для подписки на рассылку необходимо сначала зарегистрироваться.

В сети People To People International http://www.ptpi.org действует программа элек-тронного общения Pen Pal Program ("Pen Pal" — это английское обозначение партнера по переписке). В этой же сети действуют и другие проекты: "Postcard Project" (обмен открыт-ками), "Hometown Project" (рассказ о своем городе) и другие. Global SchoolNet Founda-tion http://www.globalschoolnet.org помогает школьникам разных стран в общении друг с другом лучше понять культурные различия. Например, в проекте GeoGame ("Географиче-ская игра") дети изучают географию того места, где они живут, и делятся своими изыска-ниями с классами-партнерами. Аналогичный проект действует в рамках программы World Wise Schools www.peacecorps.gov/wws: обмен историями о своем крае. Например, на их сайте можно найти рассказ про Амурскую область. В рамках программы Schools Online проводится ежегодный конкурс плакатов на разные темы. Проектов, связанных с электронным общением школ, множество, и ориентироваться в них непросто. Поэтому несколько наиболее крупных американских образовательных организаций, поддерживающих телекоммуникационную деятельность, недавно объединились в консорциум «Дружба через Образование»- http://friendshipthrougheducation.org - “Friendship Through Education”. Число участников консорциума постоянно расширяет-ся.

Некоторые проекты включают в себя реальные, а не только виртуальные встречи, ино-гда на этой основе возникают программы обмена - например, проект Sister Cities Interna-tional http://www.sister-cities.org включает не только общение с классом-"побратимом", но и поездки друг к другу. Аналогичная программа под названием "Student Ambassador Pro-gram" действует в рамках проекта People To People International www.ptpi.org.


^

Интерактивное общение


Многочасовое сидение детей в чатах стало почти таким же символом отрицательного эффекта распространения Интернета, как и бесконечные "стрелялки" и "догонялки". Но ведь наша с вами задача — направить активность детей в конструктивное русло. Так же как игры могут быть развивающими и обучающими, так и общение в чате или форуме может стать инструментом обучения и воспитания. Для этого обсуждение должно быть основано на какой-то идее (актуальная тема, встреча с интересным человеком), — и, конечно, проводиться под руководством и контролем взрослых.

Несколько интересных образовательных форумов находится на сайте Федерации Интернет-Образования www.fio.ru. На каждом из разделов сайта Учитель.ru, Тинейджер.ru, Родитель.ru предлагаются чаты и форумы для соответствующей группы пользователей: для учителей - "Виртуальный педсовет", для родителей — "Родительское собрание"; тинейджеры разделяются на школьников, абитуриентов и студентов, для каждой группы — свой форум. Самое активное общение происходит в родительском форуме.

На сайте образовательного портала "Аудиториум" http://www.auditorium.ru работают виртуальные дискуссионные клубы — "гостиные" и "круглые столы", в которых предла-гается обсудить актуальные проблемы образования с участием известных ученых, педаго-гов, специалистов в области управления образованием. Педагогический Портал Мини-стерства образования РФ www.school.edu.ru поддерживает форумы для учителей и роди-телей.

Ресурс интерактивного общения для взрослых и детей содержится на образовательных сайтах проекта Кирилл и Мефодий. На сайте виртуальной школы http://www.vschool.km.ru есть чаты и доска объявлений для учителей и учеников, а на детском сайте www.vkids.km.ru — чаты и форумы для детей. Каталог «Все образование» http://www.alledu.ru поддерживает работу детской общественной приемной: сюда могут обращаться дети в поисках совета или консультации специалиста по правовой, психологической или иной проблеме. В при-емной работает форум: http://www.alledu.ru/forum/16/8

Кроме постоянно действующих форумов и чатов, в последнее время приобрели попу-лярность разовые дискуссии для обсуждения актуальной темы. Тематические чаты с уча-стием различных знаменитостей, кроме упомянутого портала "Аудиториум", периодически проводят Федерация Интернет Образования, проект "Школьный сектор". В последнее время ежегодным событием в области школьного образования стал виртуальный форум для учителей «Всероссийский августовский педсовет» www.pedsovet.alledu.ru. В 2002 году он собрал почти 4000 участников, среди которых значатся министр образования РФ и председатель Комитета по образованию Государственной Думы, первые лица в Федера-ции Интернет Образования и Института «Открытое общество». Помимо обсуждения образовательных проблем по различным секциям (в 2002 году самой активной из 45 секций была признана секция "Интернет-образование"), в рамках Педсовета проводятся круглые столы и видеоконференции с участием видных деятелей образования, телемосты с различными регионами.

Форумов для школ на английском языке в Интернете огромное количество. Учитывая связанные с языковым барьером сложности, приведем небольшое число англоязычных ресурсов. На сайте Европейской Школьной сети European Schoolnet http://www.eun.org действует Partner Finding Forum — форум по поиску партнеров для школ (нужно сначала зайти в раздел Collaboration opportunities).

Постоянно действующий форум для учителей и школьников на английском языке рас-положен на сайте программы ePALS: www.epals.com. На первой странице предлагаются различные "каналы" общения (Channels): отдельно для учителей (teachers), для студентов (higher education), для родителей (parents) и школьников (students). Выбрав свой канал, вы попадете в соответствующее меню, где уже можно выбрать пункт "Разговор" — напри-мер, для учителей это "Talk to teachers". На сайте iEARN www.iearn.org работают форумы по отдельным проектам и просто для общения учителей и учеников из разных стран мира. Эти форумы не являются общедос-тупными: чтобы в них участвовать, нужно получить имя и пароль для входа, а для этого следует обратиться к координатору программы. Основная тема обсуждений: как нам жить дружно, не отрекаясь от своих культурных различий. Темы войны, террора, насилия воз-никают постоянно, видимо, это неизбежно в том жестоком мире, в котором мы живем. Пока взрослые бросают друг на друга бомбы, дети пытаются наладить диалог, найти детские ответы на взрослые вопросы.




Похожие:

Методические рекомендации по работе уо с информационными образовательными ресурсами сети Интернет Обзор образовательных веб-сайтов и порталов информационной направленности iconРегламент по работе учителей и школьников с информационными ресурсами, несовместимыми с задачами обучения и воспитания, в сети Интернет (приложение)
Об утверждении Регламента по работе учителей и школьников с информационными ресурсами, несовместимыми с задачами обучения и воспитания,...
Методические рекомендации по работе уо с информационными образовательными ресурсами сети Интернет Обзор образовательных веб-сайтов и порталов информационной направленности iconМетодические рекомендации по организации работы интернет сайтов образовательных учреждений Дубровского района для использования в работе
Отдел образования администрации Дубровского района направляет Вам Методические рекомендации по организации работы интернет сайтов...
Методические рекомендации по работе уо с информационными образовательными ресурсами сети Интернет Обзор образовательных веб-сайтов и порталов информационной направленности iconИнформационные образовательные ресурсы сети интернет
В разделе представлены адреса порталов и сайтов центров, занимающихся вопросами создания информационных образовательных технологий,...
Методические рекомендации по работе уо с информационными образовательными ресурсами сети Интернет Обзор образовательных веб-сайтов и порталов информационной направленности iconОб итогах I республиканского конкурса Интернет-сайтов образовательных учреждений Республики Татарстан
В целях создания и популяризации лучших образовательных ресурсов республиканского сегмента сети Интернет, способствующих развитию...
Методические рекомендации по работе уо с информационными образовательными ресурсами сети Интернет Обзор образовательных веб-сайтов и порталов информационной направленности iconОбзор федеральных информационных ресурсов
Содержит перечень сайтов федеральных органов управления образованием, учреждений образования федерального уровня, информационных...
Методические рекомендации по работе уо с информационными образовательными ресурсами сети Интернет Обзор образовательных веб-сайтов и порталов информационной направленности iconПолезные ресурсы
Российские общеобразовательные порталы и сайты для школьников. Каталоги образовательных интернет-ресурсов порталов, сайтов, электронных...
Методические рекомендации по работе уо с информационными образовательными ресурсами сети Интернет Обзор образовательных веб-сайтов и порталов информационной направленности iconОтчет по лабораторной работе представляется в виде защиты сайта в сети Интернет
Цель работы: Развить навыки по созданию сайтов с помощью конструкторов по разработке сайтов
Методические рекомендации по работе уо с информационными образовательными ресурсами сети Интернет Обзор образовательных веб-сайтов и порталов информационной направленности iconПоложение о муниципальном конкурсе веб-сайтов образовательных учреждений
Учредителем муниципального конкурса веб-сайтов образовательных учреждений (далее – Конкурс) является мку «Управление образования...
Методические рекомендации по работе уо с информационными образовательными ресурсами сети Интернет Обзор образовательных веб-сайтов и порталов информационной направленности iconРекомендации по созданию сайтов оу
Первичный мониторинг сайтов образовательных учреждений рс(Я) показал, что необходимо активное наполнение сайтов. Просим учесть данные...
Методические рекомендации по работе уо с информационными образовательными ресурсами сети Интернет Обзор образовательных веб-сайтов и порталов информационной направленности iconПриказ №200 от 24. 12. 2008г. «О контроле использования услуг сети Интернет образовательными учреждениями»
В связи с постепенным переходом оплаты Интернет-трафика образовательных учреждений района за счёт средств муниципального бюджета....
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы