Тема урока: Правописание корней раст, ращ, рос icon

Тема урока: Правописание корней раст, ращ, рос



НазваниеТема урока: Правописание корней раст, ращ, рос
Дата конвертации20.10.2012
Размер115.7 Kb.
ТипУрок
источник

5 класс

Тема урока: Правописание корней РАСТ, РАЩ, РОС

Цель: 1. формирование навыка правописания корней –раст, - ращ, -рос

2. развитие исследовательской компетентности учащихся;

3. воспитание бережного отношения к природе;

  1. Сегодня на уроке мы продолжим работать над правописанием корней с чередованием гласных О - А. Давайте вместе попробуем определить тему урока.

- Посмотрите на экран и скажите, что означают вопросительные знаки на схеме?

(Безударные гласные в корне делятся на 3 группы: 1-проверяемые , 2-непроверяемые, 3-чередующиеся)

- ^ Что нужно помнить, чтобы правильно написать безударные гласные 1,2,3 группы?

2. Прочитайте выразительно текст:

Вся привлекательность земли заключена в животном и растительном мире. Свежая трава на газонах, тополь под окном, стая галок, вьющихся у телеантенн над крышами домов, - это фон или часть нашей жизни? Внимание к прилетевшим пернатым, к цветущему лугу, к росткам посаженной рощицы2, к растущим вдоль озера камышам – источник2 интереса и любви к ним, залог взаимной радости природы и человека.

- Определите тему текста. Озаглавьте текст. В течение урока мы будем обращаться к тексту.

3. - А сейчас, пользуясь перфокартами, выпишите из текста слова с безударными гласными, распределив их в 3 колонки

Непроверяемые

безударные

гласные

Проверяемые

безударные

гласные

Чередующиеся гласные

о//а

е//и

я//им
















(Проверка)

4. - Итак, обратимся к словам с чередующимися гласными О-А. Внимательно посмотрите на слова этого столбика и скажите , о правописании каких корней мы будем говорить сегодня на уроке?

(Ответ)

- ^ Как называют эти корни и почему?

(Корни пишутся в словах, значение которых связано с ростом, развитием, т. е. с жизнью)

- Сформулируйте тему урока. Грамматическую. Речевую.

5. - От чего зависит написание гласных О - А в корнях? К уроку подготовлен исследовательский проект, который даст ответ на этот вопрос.

Выступление учащихся.

Проект «Правописание корней с чередованием гласных О –А в корне»

1. Мы подготовили исследовательский проект «Правописание корней с чередованием гласных О – А в корне».

2.Творческое название проекта «Корни жизни».

3. Цель нашего проекта – научиться правильно писать корни -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС-, в которых чередуются гласные О-А.

4. Выдвинули гипотезу. Объясним значение слова ГИПОТЕЗА .

ГИПОТЕЗА – это предположение, выдвигаемое для объяснения каких – либо явлений. Какова же наша гипотеза?

  • Если правописанием командуют согласные СТ и Щ, то в корне пишется А.

  • Если в корне согласные СТ и Щ отсутствуют, то пишется О.

5. Мы знаем, что корнями с чередованием гласных О –А могут командовать:

  • Суффикс А (корни КОС-КАС, ЛАГ-ЛОЖ)

  • Ударение (корни ЗОР-ЗАР, ГОР-ГАР)

  • Смысл (корни РОВН-РАВН, МАК-МОК)

А кто же командует корнями РАСТ – РАЩ, -РОС?

Провели исследование: отобрали тексты, определили круг слов, с которыми будем работать и проследили за их написанием. Оказалось, что в словах с данными корнями ни суффикс А, ни ударение, ни смысл не играют роли. Оставалось обратить внимание на согласные в корне.


6. Мы знаем о таком языковом явлении как чередование согласных. Сочетание СТ чередуется со Щ. Доказательство этого положения представлено на экране:

Блестеть – блещет

Свистеть -свищет

Чистить – очищенный

Растить – выращенный

Значит, в корне РАЩ, как и в корне РАСТ пишется А.


7. Чтобы выяснить, все ли наши одноклассники могут отличить корень РАСТ от приставки РАС и корня, начинающегося с буквы Т, мы подобрали примеры , записали их вперемешку, распечатали карточки на каждого ученика и попросили распределить слова в два столбика.

На диаграмме вы видите, как справились с заданием:

  • Не выполнили задание – 15 % или 3 человека из 28

  • Выполнили задание с 1 ошибкой - 42% или 11 человек

  • Выполнили задание без ошибок – 53 % или 14 человек

8. Где же мы можем встретить слова с корнем жизни? На природе, в лесу, с жизнью человека эти слова тоже связаны. Корнями жизни называют корни РАСТ, РАЩ, РОС, так как они присутствуют в словах, связанных с ростом, с жизнью, с развитием.

9. Результатами нашего исследования явилось создание визитной карточки корней. Каждому из присутствующих на уроке мы дарим её, как напоминание, подсказку.

Кроме того, в школе состоится научно – практическая конференция, где мы выступим с нашим проектом.

6. - Давайте проверим, насколько внимательно вы слушали выступление и вспомнили ли вы, когда в корнях пишется А, а когда О. Перед вами кроссворд. Вставьте в слова кроссворда недостающие буквы







2Р










С

1Р




С

Т

О

В




И







С

3О

Т

4Р




С

Л

Ь










А




5Р




С

Т

О

В

Щ

И

К




Т




О

К


Запишите эти слова в тетрадь. ( Работа учащихся. Проверка)

^ Предложите вариант названия кроссворда.

7. - Объясните значение слова РОСТОВЩИК, составив предложение по схеме.

8. - Пользуясь своими записями или дидактическим материалом, приведите примеры слов с корнями РАСТ, РАЩ, РОС и объясните их написание:

Дидактический материал к уроку

«Правописание корней -РАСТ -, -РАЩ-, -РОС-».

Загадки

  1. Р..стёт вниз головой, 2. В землю Тит зашёл,

Не летом р..стёт, а зимой. Синю шапку нашёл.

Чуть солнце её припечёт, Из земли выр..стал -

Заплачет она и умрёт. Весь мир одевал.

3. Девица красна в землю вр..сла.

4. И зелен, и густ – на грядке выр..с куст. Начали щипать – стали

плакать и рыдать.

5. Рос Демид, выр..с, на белый свет вылез, сквозь землю прошёл,

красну шапку нашёл.

6. В летнюю пору р..стут золотые горы.

7. Что вниз вершиной р..стёт?

8. Вокруг озера лес р..стёт.

9. Не сеют, не сажают, сами выр..стают.

10.Один льёт, другой пьёт, третий зеленеет и р..стёт.

Пословицы

1.Р..стения тянутся к свету, а народы к миру.

2.Сломить дерево – секунда, а выр..стить – годы.

3. И камень лёжа мхом обр..стает.

4.Где сосна взр..сла, там она и красна.

Словарные диктанты

  1. Зар..сли шиповника, р..стительность тундры, отр..сль

промышленности, южные р..стения, морские водор..сли, р..сли

осинки, разр..стались травы, зар..сла тропинка, ср..слись стволы,

прор..сла пшеница.

  1. Подр..стала рассада, выр..сли помидоры, р..стительный мир

пустыни, отр..слевое хозяйство, пожилой возр..ст, интересное

р..стение, зелёные р..сточки, огромные зар..сли орешника,

полезные водор..сли.

^ Творческий диктант

Используя слова для справок и их значения, составьте предложения так, чтобы подлежащее и сказуемое были выражены именем существительным.

1.Молодой лес. 2. Отдельная область деятельности, науки, производства. 3. Частый кустарник, которым зар..сло какое-нибудь место. 4. Дать р..стки. 5. Стать ветвистее, гуще, больше.

Слова для справок: пор..сль, отр..сль, зар..сли, прор..сти, разр..стись

Объяснительные диктанты

Красная книга р..стений.

1. Как радует нас красота и аромат полевых цветов! Но часто к ним тянутся жадные руки и безжалостно рвут их. Эти красивые цветы и ценные лекарственные р..стения могут исчезнуть навсегда.

Многие из них занесены в «Красную книгу р..стений».

2. У водоёма.

Зар..сли расступились, и дети вышли к крохотному водоёмчику. Возле самого края сцепилась корнями и плавала целая куча болотных р..стений. Вверх из корней р..сли зелёные стебли, а в воду спускались, как белые ниточки, тоненькие корешки.

Г. Скребицкий

3. Почва.

Почвой называют верхний рыхлый плодородный слой земли, на котором р..стут р..стения. В борьбе с разрушением почвы человеку помогает р..стительность. Почву защищают от размывания различные р..стения: лесные, полевые, степные, луговые. Люди высаживают кустарники, чтобы не р..сли овраги.

М. Скаткин

4. Водор..сли.

Морские водор..сли полезны и вкусны. Из них приготавливают хлеб, печенье, кексы, конфеты. Их едят и свежими. Морские водор..сли накапливают в своих тканях необходимые для жизни металлы и вещества. Если человек использует в пище водор..сли, он укрепляет своё здоровье.

И. Акимушкин

^ Выборочный диктант

Это интересно.

  1. Пшеница – самое первое хлебное р..стение, которое посеял человек.

  2. Рожь быстро р..стёт, сама, без помощи человека, справляется со многими сорными травами.

  3. Семена свёклы так прочно ср..стаются, что их невозможно разделить. Если клубочки семян свёклы посеять, из каждого выр..стает несколько р..стков.

  4. В июле зар..сли тмина выглядят так, словно на них набросили белое кружево: это от обилия мелких беленьких цветков.

( Примеры и объяснение написания слов с корнями РАСТ,РАЩ,РОС)

Итак, ваши примеры ещё раз подтвердили, что корни РАСТ, РАЩ, РОС являются КОРНЯМИ ЖИЗНИ.

9. ^ Пригреет солнышко землю посильней, и в лесу, не дожидаясь, когда же стает весь снег, сначала робко, а затем всё смелее и смелее появляются первые цветы.

Какое настроение вызывает у вас появление первых цветов? Подберите эпитеты к слову настроение.(Хорошее, радостное)

А ещё можно сказать Светлое, ликующее, торжественное, праздничное, изумительное, очаровательное.

^ 10. Но почему-то не все люди бережно относятся к первым цветам.

Запишем предложение:

Учёные создали Красную книгу и перечислили в ней исчезающие от бездумного варварства человека растения: ландыши, колокольчики, ночные фиалки.

- ^ Объясните постановку знаков препинания в предложении. Какое слово является обобщающим? Объясните орфограмму в этом слове.

-Проверьте написание остальных слов в предложении.

(Проверка)

-^ Почему книгу исчезающих растений и животных назвали Красной? Что общего у Красной книги и светофора?

(Красный свет светофора означает опасность для жизни. Убийство природы опасно для жизни человечества).

- ^ Одним из заданий к уроку было задание подготовить обращение к одноклассникам о бережном отношении к первоцветам.

Давайте послушаем одно из обращений:

11. ^ Отгадайте, о каких цветах идёт речь в следующих загадках. 4.А) Природой бережно спелёнутый,

Завернутый в зелёный лист,

Растёт цветок в глуши нетронутой,

Прохладен, хрупок и душист… (Ландыш)

Как вы догадались, что загадка о ландыше?(Спелёнутым может быть ребёнок, завёрнутый в листик ландыш на тонкой ножке напоминает спелёнутого ребёнка.)

Какое изобразительно-выразительное средство языка помогло отгадать загадку? (Метафора)

^ Что это такое?

Б) Цветок – петушок растёт на опушке, (если будет время)

Хохлатый подбородок, хохлатая макушка. (Хохлатки)

12. - Знаете ли вы, какие первоцветы встречаются в нашем сампурском лесу?

(Ответы учащихся)

^ Запишем названия двух:

Пролески, рябчик русский. Выполним морфемный разбор этих слов.

Можете ли вы раскрыть секрет названия этих цветов?

(Ответы учащихся)

13. - К уроку вы выпустили бюллетень «Внимание, первоцветы». На что вы хотите обратить внимание ребят?

(Выступление учащихся)

14. - ^ Давайте вновь обратимся к тексту, прочитаем его и определим основную мысль текста и нашего разговора о первоцветах.

(Растительный мир – источник нашего интереса и любви к нему, залог взаимной радости природы и человека)

- ^ Совершенно верно. И поэтому мы

От всех сомнений и смятений,

От всех ушибов и толчков

Лечиться можем у растений-

У их цветочков и ростков.

- Какие слова этого четверостишия иллюстрируют грамматическую тему нашего урока?

^ 15. - Чтобы проверить наши знания, выполним тест.


Тест «Правописание гласных А и О в корнях с чередованием»

1 вариант

  1. Какую букву нужно вставить? Выберите правильный ответ: найдите столбик: а), б), в), или г), в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в данных словах буквам:

а) б) в) г)

р…стовщик о а о а

выр…стить а а о о

подр…сли о а а о

отр…сль а о а о

  1. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква О?

  1. р.стение, водор.сли

  2. выр.щивать, возр.ст

  3. р.сток, зар.сли

  4. подр.стая, выр.сти

  1. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква А?

А. подр.стал

Б. подр.сший

В. отр.сль

Г. разр.стается

1) А, В, Г 2) А,Б,Г 3) А,В 4) Б,Г

2 вариант


1. Какую букву нужно вставить? Выберите правильный ответ: найдите столбик: а), б), в), или г), в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в данных словах буквам:

А) Б) В) Г)

зар..сли о а а о

р..сток о а а о

Р..стов о а а о

р..стительность о а о а

2.В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква А?

  1. возр.ст, зар.сли

  2. отр.слевой, ср.щение

  3. подр.стал, Р.стислав

  4. ср.слись, выр.сший

3.В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква О?


А. р.стить

Б. выр.сли

В. водор.сли

Г. р.стовщик

1) А,Г 2) Б,В,Г 3) Б,В 4) А,Б,В

16. Сегодня на уроке мы говорили о правописании корней РАСТ, РАЩ, РОС, в которых гласными командуют согласные, и о бережном отношении к природе.



^ Адрес правила о правописании корней:

 

 

Русский язык

Теория 5-9 классы,

параграф № 51

 

РАСТ//РАЩ– РОС

Помни об исключениях:

Ростислав, Ростов, росток,

ростовщик, отрасль

КОРНИ ЖИЗНИ



Домашнее задание: составьте обращение к первоклассникам о бережном отношении к природе.




Похожие:

Тема урока: Правописание корней раст, ращ, рос iconО а в безударных корнях -лаг лож о а в безударных корнях -раст ращ рос
Правописание корней -гар гор-, -зар зор-, -клан клон-, -твар твор
Тема урока: Правописание корней раст, ращ, рос iconУрока Тема урока: правописание не с глаголами
Форма проведения урока – интегрированный урок русского языка и литературного чтения
Тема урока: Правописание корней раст, ращ, рос iconУрок русского языка в 5 классе.( По учебнику М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской) Тема урока: Правописание приставок на з-с
Цель урока: повторение звонких и глухих согласных, усвоение правила правописания приставок на з-с
Тема урока: Правописание корней раст, ращ, рос iconКонспект урока русского языка в 4 классе по теме: «Правописание безударных окончаний имен существительных в творительном падеже»
Тема: «Правописание безударных окончаний имен существитель-ных в творительном падеже»
Тема урока: Правописание корней раст, ращ, рос iconКласс: Тема: Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего времени. Тип урока
Тема: Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего времени
Тема урока: Правописание корней раст, ращ, рос iconТема: Звукижиш – всегда твёрдые согласные звуки. Правописание сочетаний жи, ши. Задачи урока
Тема: Звуки ж и ш – всегда твёрдые согласные звуки. Правописание сочетаний жи, ши
Тема урока: Правописание корней раст, ращ, рос iconТема урока: «Правописание безударных окончаний глаголов» Цель урока
Оборудование: магнитофон, иллюстрация на тему «Зима», карточки для работы в парах и индивидуальной работы, карточки со словарными...
Тема урока: Правописание корней раст, ращ, рос iconОсновные правила грамматики русского языка
Правописание корней -гар гор-, -зар зор-, -клан клон-, -твар твор
Тема урока: Правописание корней раст, ращ, рос iconПравописание корней с чередованием
В значении «равный, одинаковый» пишется А, в значении «ровный, гладкий, прямой» О
Тема урока: Правописание корней раст, ращ, рос iconУрок по русскому языку 4 класс, умк «Школа России»
Тема урока: Правописание безударных окончаний имён существительных в родительном, дательном, предложном падежах
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы