6 класс Конспект урока литературы Методические указания: данный урок является вводным и предваряет работу по изучению романа А. С. icon

6 класс Конспект урока литературы Методические указания: данный урок является вводным и предваряет работу по изучению романа А. С.



Название6 класс Конспект урока литературы Методические указания: данный урок является вводным и предваряет работу по изучению романа А. С.
Дата конвертации20.10.2012
Размер76.99 Kb.
ТипУрок
источник

6 класс

Конспект урока литературы

Методические указания: данный урок является вводным и предваряет работу по изучению романа А.С. Пушкина «Дубровский».

К уроку необходима предварительная подготовка. Учащиеся должны прочитать роман, выполнить индивидуальные задания, которые даются в качестве установки перед чтением романа.


Тема урока. Мой «Дубровский»

Цели:1. выявить первые впечатления от чтения романа А.С. Пушкина

«Дубровский»;

2. познакомить учащихся с историей создания и реальными

источниками романа;

3. ввести в понятийный аппарат учащихся литературоведческий термин «роман»;

4.выяснить отношение учащихся к героям романа;

5.развивать творческие способности учащихся;

6.развивать критическое мышление учащихся через чтение и письмо,

используя приём синквейна;

7. развивать исследовательскую компетентность учащихся,

формировать умение составлять исследовательский проект;

8. воспитывать интерес к русской классической литературе;

Оборудование: 1. компьютер, медиапроектор;

2. презентация к уроку ( приложение к конспекту);

3. презентация исследовательского проекта «Имя и его отражение в характере литературного героя»;

4.рисунки учащихся к роману;

5. исследовательские работы учащихся:

- «Ненапечатанный роман и его реальные источники»;

- «Топонимы в романе А.С. Пушкина «Дубровский»;

6. сочинения – миниатюры «Удивительные открытия».

7. тест « Определи черты характера героев романа А.С.

Пушкина «Дубровский».


Ход урока.

  1. Слово учителя.

Имя Александра Сергеевича Пушкина вам, ребята, хорошо знакомо. Взрослея, вы открываете для себя снова и снова удивительный мир произведений писателя. Его поэзия и проза будят в душе самые лучшие чувства. Именно чувства и любовь. Как к самому писателю, так и к слову в его произведениях.

^ Читается начало романа «Дубровский»:

«Несколько лет тому назад в одном из своих поместий жил старинный русский барин, Кирилла Петрович Троекуров. Его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, где находилось его имение…»

Прозвучало несколько строк произведения, и мы с вами понимаем, что сегодня на уроке разговор предстоит о произведении А.С.Пушкина «Дубровский», понимаем ,что предстоит заново встретиться с его героями.

Вы поделитесь открытиями, сделанными во время чтения этого произведения. А кто-то, может быть, приоткроет нам тайну своего «Дубровского».

Итак, тема урока – Мой «Дубровский». (Запись в тетрадях)

2.Теория литературы.

^ Начнём мы с теории литературы. Определите жанр этого произведения. (Запись в тетради)

- Что же такое роман? (Знакомство с определением этого термина по словарю литературоведческих терминов и по учебнику. Запись определения в тетрадь.)

- Какие признаки романа мы находим в «Дубровском»?

Запись в тетради:

1. Большое повествовательное произведение;

2. разветвлённый сюжет;

3. значительный объём;

3.Как же и когда создавался роман? Есть ли у героев прототипы?

Исследования учащихся:

1. Ненапечатанный роман и его реальные источники.

2. Топонимы в романе А.С. Пушкина «Дубровский».

(Роман написан в 1832-1833годах. Образ Дубровского имел несколько прототипов. Нащокин рассказал Пушкину о помещике Островском, который «имел процесс с соседом за землю, был вытеснен из имения и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить сначала подьячих, потом других. Пушкин знал о деле нижегородского помещика (фамилия та же, что и у героя), у которого в 1802 г. Незаконно было отнято имение его родственника. Ираклий Андроников указывает на ряд других возможных прототипов. Типичность ситуации несправедливой потери имения позволила Пушкину включить в текст романа подробный документ на нескольких страницах . Какой? – Решение суда об отнятии у отца Дубровского имения в пользу Троекурова.

Пушкина интересовала судьба русского дворянина, ставшего жертвой несправедливости.

Топонимы в романе также имеют реальные источники. В Покровском угадывается родовое имение А.П. Ганнибала- село Петровское, которое находилось недалеко от Михайловского.

В Кистенёвке – сельцо Кистенёво, находящееся близ нижегородского имения Болдино и подаренной Пушкину отцом к свадьбе.

4^ . Легко ли было читать рома? А может быть при чтении роман кому-то не давался и возникали трудности? Почему?

- В название романа вынесена фамилия - Дубровский.

Как вы думаете, кто за ней скрывается Андрей Гаврилович Дубровский или Владимир Дубровский? ( Найдите доказательства в тексте романа – глава 3: Но пора читателя познакомить с настоящим героем нашей повести).

- Каков же сюжет романа? (Офицер, сын родовитого, но обедневшего помещика. После потери родового имения Дубровский из мщения и ненависти поджигает усадьбу, уходит со своими крестьянами в лес и становится разбойником. Полюбив дочь виновника всех несчастий Троекурова – Марию Кирилловну, Дубровский под видом французского учителя Дефоржа проникает в дом своего врага, демонстрирует незаурядную храбрость и решительность: оказавшись в клетке с медведем, убивает его, чем покоряет сердце Марии Кирилловны. Но бежать с Дубровским Маша соглашается, только когда ей грозит брак со старым князем Верейским. В результате случайности ( которая в произведениях Пушкина всегда полна значения) герой опаздывает освободить Машу до венца. Дубровский со своей шайкой нападает на карету, в которой возвращаются из церкви обвенчанные Маша и князь. Маша отказывается от помощи Дубровского. В последней главе Дубровский распускает шайку и уезжает за границу.)

^ 5. Роман прочитан. Появились ли у вас любимые страницы, герои? Кто-то из вас рисовал иллюстрации к роману? Найдите эпизод, соответствующий иллюстрации, прочтите. Постарайтесь передать ваше отношение к героям.

6. Одним из вариантов домашнего задания было написание сочинения – миниатюры по одной из двух тем на выбор:

1.«Открытие, сделанное мною, на страницах романа «Дубровский».

2. « Слово, которое меня удивило».

Поделитесь своими открытиями.

( Чтение сочинений – миниатюр учащимися)

7. Открытием стал и исследовательский проект, подготовленный к уроку:

«Имя и его отражение в характере и поступках героев романа «Дубровский» .

Выступление к проекту

« Имя и его отражение в характере литературного героя»


1. О том, что существует связь между именем, характером и судьбой человека знали ещё наши предки.

2. В России, вплоть до 18 века имя, данное при крещении ребёнку, родители держали в секрете, оберегая его от дурного влияния.

3.Загадочное влияние имени на характер и судьбу человека уже давно пытались объяснить и разгадать многие. Это интересно. Пословицы «По лицу видать, что Самсоном звать», «Как вы яхту назовёте, так она и поплывёт» свидетельствуют о том, что народ уже давно решил, что имя влияет на характер человека.

4. Ещё более интересным нам представляется, приоткрыть тайну имён литературных героев, определить, влияет ли этимология имени на их характер и судьбу, поступки.

5. Как автор выбирает имя, фамилию своему герою? Насколько писатель привязан к тому или иному имени, как часто его употребляет.

6. Работая над проектом, мы стремились проверить, существует ли, как сказал отец Павел (Флоренский), «гармония между именем героя и событиями его жизни.

7. Чтобы проверить это предположение, мы определили тему исследования «Влияние имени героя на характер и поступки героев романа А.С. Пушкина «Дубровский».

8. Среди мужских имён наиболее часто встречаются Владимир ( в 4 произведениях), Алексей (в 4 –х произведениях).

Как звучат имена героев на страницах романа «Дубровский»? Называет ли автор своих героев только по имени или по имени – отчеству, или к имени – отчеству ещё присоединяется фамилия? И что бы это значило?

9. Исследуя этот вопрос, мы выяснили, что А.С. Пушкин был очень привязан к некоторым именам. Так, в его произведениях среди женских имён наиболее часто встречаются Полина и Мария.

Имя Мария было для Пушкина наиболее значимым. Ведь так звали бабушку поэта, так он назвал свою дочь. В 10 произведениях главная героиня носит это имя.

10. Владимира Дубровского Пушкин чаще всего (а именно 88 раз) называется просто по фамилии. В этом, как нам кажется, проявляется симпатия автора к герою, , кажется, что автор и его герой знакомы. Ведь молодые дворяне, учившиеся вместе с Пушкиным в Лицее, чаще всего обращались друг к другу по фамилии. Пушкин хочет и Дубровского ввести в круг своих друзей.

11. А вот Троекурова Пушкин 133 раза называет по имени- отчеству, подчёркивая тем самым расстояние между собой и Кирилой Петровичем. По имени – отчеству обращаются к человеку в официальной обстановке, если с человеком мало знакомы, а также, если не хотят этого человека допускать в круг своих друзей и доверять им свои секреты и тайны, не хотят допускать фамильярности в отношениях. Кроме того, обращение по имени-отчеству, как нам кажется, подчёркивает ещё и разницу в возрасте ( между писателем и героем). Именно по этой причине Пушкин называет отца Владимира Андрей Гаврилович.

В романе есть герои, которых автор называет только по фамилии, присоединяя к ней должность или титул. Заседатель Шабашкин. Князь Верейский.

12. Какова же этимология имён главных героев? Владимир – имя старославянское, обозначает «владеющий миром». Слово «мир» многозначное. Но в каком бы значении это слово не употреблялось, Владимиру будут близки заботы тех, кто его окружает, но он всегда имеет своё мнение. Характеристика героя перед вами. И если вспомнить основные эпизоды романа, связанные с именем этого героя, то вы согласитесь, что все названные черты присутствуют в характере Владимира.

13. Андрей – мужественный. Действительно, нужно иметь силу воли, независимость, решительность, прямолинейность, чтобы общаться с Троекуровым, не впасть в зависимость от него, и на все события иметь свою точку зрения.

14. Имя Кирилл древнегреческого происхождения, уменьшительное от имени Кир , которое обозначает «господин, владыка». Как всякий господин, Кирилла Петрович – человек избалованный, надменный, своенравный. Любитель пиров и проказ. Одна старинная забава с медведем чего стоит. Кирилла Петрович несправедливо поступил с Дубровскими и их имением. Хотя справедливости ради следует сказать, что один раз он поехал в Кистенёвку, чтобы помириться. Может быть, ждал, что Андрей Гаврилович попросит прощения? Но мы ведь выяснили, что имя Андрей означает «мужественный». Никогда Андрей Гаврилович не стал бы извиняться перед Троекуровым.

15. Об имени Мария мы уже упоминали. Оно, в переводе с древнееврейского, означает госпожа. Мы, прочитав роман, решили, что Мария Кирилловна, была госпожой своему слову. Своих решений она не меняет. Об этом свидетельствует её разговор с Дубровским по дороге в имение князя Верейского, когда Владимир хотел освободить её.

16. Итак, мы считаем, что Пушкину тоже была прекрасно известна этимология имён, и в описании характера героев, их поступков прослеживается её влияние. Как сказал Флоренский «имена выражают сущность вещей».


- Насколько вы внимательные слушатели, покажет тест, который вы выполните после демонстрации проекта.

(Демонстрация проекта «Что в имени тебе моём?)

8. Выполнение теста «Соотнесите черты характера с именем героя».

9. Итак, вы поделились первыми впечатлениями, сделали удивительные открытия. Давайте подведём итог нашему разговору о героях романа, о ваших чувствах, о вашем отношении к роману, используя приём синквейна.

(Чтение стихотворений в жанре синквейна).

Оценки за урок.

Домашнее задание: составить план романа; перечитать гл. 1 - 4 и отметить особенности поведения главных героев.




Похожие:

6 класс Конспект урока литературы Методические указания: данный урок является вводным и предваряет работу по изучению романа А. С. iconКонспект урока по французскому языку Данный урок является заключительным в изучении темы «Путешествие»
...
6 класс Конспект урока литературы Методические указания: данный урок является вводным и предваряет работу по изучению романа А. С. iconКонспект урока литературы в 6 классе
Чехова, надолго запомнят этот урок и таким образом и учебный материал, данный на этом уроке, во время поиска новой информации узнают...
6 класс Конспект урока литературы Методические указания: данный урок является вводным и предваряет работу по изучению романа А. С. iconУрок : литература Класс: 11 Тема урока : Тема Родины в творчестве Анны Ахматовой
Конспект урока учителя русского языка и литературы моу «сош №29 г. Чебоксары» Кирзенковой Юлии Алексеевны
6 класс Конспект урока литературы Методические указания: данный урок является вводным и предваряет работу по изучению романа А. С. iconМетодические указания по подготовке, оформлению и защите
Методические указания предназначены студентам выпускных курсов дневной и заочной формы обучения Чувашского филиала Московского гуманитарно-экономического...
6 класс Конспект урока литературы Методические указания: данный урок является вводным и предваряет работу по изучению романа А. С. iconДокументи
1. /современный урок 1/методические рекомендации ФГОС НОО/1 Алгоритм подготовки к соврем....
6 класс Конспект урока литературы Методические указания: данный урок является вводным и предваряет работу по изучению романа А. С. iconКомплексные работы. Изготовление мебельного уголка
Данный урок производственного обучения является обучающим в разделе “Общеслесарные работы”, который рассчитан на развитие самостоятельной...
6 класс Конспект урока литературы Методические указания: данный урок является вводным и предваряет работу по изучению романа А. С. iconДокументи
1. /Методические указания/Методические указания дипломный проект.pdf
2. /Методические...

6 класс Конспект урока литературы Методические указания: данный урок является вводным и предваряет работу по изучению романа А. С. iconКонспект урока развития речи. 6 класс (45 мин.) Тема урока: Подготовка к сочинению по картине И. И. Шишкина «Корабельная роща»
Автор – Никулина Г. Б., учитель русского языка и литературы моу «сош №24» г. Сыктывкара
6 класс Конспект урока литературы Методические указания: данный урок является вводным и предваряет работу по изучению романа А. С. iconХованская Людмила Александровна Предмет: Алгебра Класс: 7 Тема урок
Данный урок является уроком закрепления изученного материала, поэтому образовательная цель поставлена правильно. Однако развивающая...
6 класс Конспект урока литературы Методические указания: данный урок является вводным и предваряет работу по изучению романа А. С. iconМетодические указания по выполнению курсового проекта по дисциплине
Методические указания составлены на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы