Тема: «Осень слов в творчестве русских писателей» icon

Тема: «Осень слов в творчестве русских писателей»



НазваниеТема: «Осень слов в творчестве русских писателей»
Дата конвертации20.10.2012
Размер64.36 Kb.
ТипУрок
источник

9 класс

Сложноподчиненное предложение.

Тема: « Осень слов в творчестве русских писателей».


I. В одной из своих публикаций В.Солоухин рассказывал о случае, бывшем с европейскими туристами в Японии: их привезли на поляну, с которой хорошо видна гора Фудзияма, и оставили их на несколько часов. А когда туристы возроптали : «Мы приехали Японию смотреть, а не сидеть без дела на одном месте,» - японцы, вежливо возразив, показали программу, в которой было написано : «С 9 утра до 11.30 – любование».

Так вот – любование. В этом весь секрет постижения красоты. То, что говорил Н. Рыленков о русской природе :

«Здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться,

Здесь вслушаться нужно, чтоб в душу

^ Созвучья нахлынули дружно»,

мы отнесем к работе над русским языком. И сегодняшний наш урок будет уроком – любованием, уроком постижения красоты языка, богатства и неисчерпаемых возможностей.

Тема урока. Осень слов в творчестве русских писателей (на материале сложноподчиненных предложений).


II. Дома вы вслушивались, всматривались в осенний пейзаж, составляли «осенние» миниатюры (желательно было использовать СПП). Давайте прочитаем, что у нас получилось.

Чтение миниатюр будет сопровождать «Осенняя песня. Октябрь.» из «Времен года» П.И. Чайковского.

Мы слушаем, а потом ответим на вопрос :

Соответствует ли настроение «осенних» миниатюр музыке?

(Чтение лирических миниатюр. Звучит музыка.)

Соответствуют ли миниатюра и музыка? Созвучны ли? В чем вы видите созвучие?


III. Проведите взаимоопрос в группе по теме «СПП», используя учебник. Правильно формулируйте вопросы. В качестве примеров используйте СПП из лирических миниатюр, подборок «осенних» стихотворений, текстов.

(1 человек у доски – Как отличить союз от союзного слова?

IV. Прочитайте предложения.

Союз или союзное слово использованы в них.


V. Графический диктант. (1 человек на переносной доске)

Составьте схемы предложений.

Чтение текста Паустовского. Затем читаются отдельные предложения.

Много было примет осени, но я не старался запомнить их.

Я знал твердо, что никогда не забуду этой осенней горечи, чудесным образом соединенной с легкостью на душе и простыми и ясными мыслями.

Чем угрюмее были тучи, волочившие по земле мокрые, обтрепанные подолы, чем холоднее дожди, тем свежее становилось на сердце. Важно было ощущение осени, строй чувств и мыслей, который она вызывала.

Паустовский. Золотая роза.

Проверяем схемы.


VI. Работа с текстом. Лингвистический анализ. Чтение текста. Запись текста с обозначением орфограмм.


Осень.

Под Москвой леса были насквозь просвечены золотом. Особенно много этого лиственного шумного золота скопилось в оврагах, куда не проникал ветер. А на холмах ветер начисто срывал сухую листву, кружил ее и уносил вдаль. И там, в этой дали, в холодном блеске октябрьского солнца, листья временами летали по ветру так густо, что воздух казался от них желтоватым.

(К.Г. Паустовский)


VII. Проверьте записанный текст по распечатанным дидактическим материалам.

Если бы вы составляли орфографический словарный диктант, какие бы слова и СС из текста подобрали.


  1. Анализ текста.

1. Сколько структурных частей можно выделить в тексте? (Заглавие, описание осеннего пейзажа)

Откуда мог наблюдать автор эту картину?

Что он мог видеть вблизи себя?

2. Итак, рассматриваем «кадры» картины, нарисованной Паустовским. Работаем с карточками № 1.

Карточка № 1. (1,2 группы)

Леса насквозь просвечены золотом.

- О каком золоте идет речь?

В каком значении употреблено слово?(переносное)

Как называется это средство художественной выразительности? (метафора)

Что это такое?

Какое средство художественной выразительности помогает определить, что речь идет о листве? (эпитет шумное)

Лексический разбор слова «шумный».

Подбор синонимов. Возможна ли замена в тексте одним из синонимов.(нет, у всех синонимов разные оттенки значения, Паустовский выбрал самое удачное)

ВСЕМ

Какие контекстуальные синонимы употреблены в тексте?

(шумное золото – листва)

Шумное золото – описательный оборот или ПЕРИФРАЗА.(контекстуальным синонимом к слову листва может быть перифраза. Это своеобразный прием, игра с читателем, разгадывающим, о чем говорит автор.

Какова этимология слова золото? (золото – буквально желтый металл)

Как доказать, что слово золото общеславянского происхождения?


Карточка № 1 (3,4 группа)

Холодный блеск октябрьского солнца.

Подберите синоним к слову холодный. Выполните лексический разбор слова блеск. В каком значении автор употребил слово в тексте?


^ 3. Теперь представьте, что мы в лингвистической (языковой) лаборатории. Нам предстоит выполнить исследовательскую работу.


1-ой группе – Внимательно прочитать текст, проанализировать все слова текста, выписать те, в которых вам видится свет и цвет – яркий или тусклый.

Сделайте вывод : какую роль играют слова со значением света и цвета в тексте.


2-ой группе – Внимательно прочитайте текст, проанализируйте слова с лексической и фонетической стороны. Выпишите слова, позволяющие услышать звуки : тихие или громкие. За счет чего достигается такой эффект?

Сделайте вывод.


3-ей группе – Исследуйте, слова каких самостоятельных частей речи употребляются в тексте. Подсчитайте, слов какой части речи больше? Что вы можете сказать об их роли в тексте? (существительных, прилагательных, глаголов и наречий)


4-ой группе – Проанализируйте текст с синтаксической точки зрения. Охарактеризуйте все предложения. Расскажите о роли СПП. Какова роль придаточных предложений?

(Чтение результатов исследований)


Вывод по исследовательским работам:

1 группа.

Насыщение текста словами со значением света и цвета помогают передать изменчивую картину октябрьского дня. Осень – прозрачность и холод. Леса, одетые в багрец и золото, редеют с каждым часом, оставляя обнаженными ветви.


2 группа.

Слова со значением звука позволяют не только наглядно увидеть ее, но и услышать, что происходит в природе.

Осенью холодно, и звуки переносятся на большое расстояние.

Осень – это печаль, наверное, поэтому в словах со значением звука больше шипящих и глухих согласных. Они более соответствуют осеннему настроению.


3 группа.

В тексте употребляются имена существительные, прилагательные, глаголы, местоимения, наречия, глагольные формы.

Сущ. – 11 нареч. – 9

Прилаг. – 6 глаг.ф.(кр. прич.) - 1

Глаг. – 8 мест. – 5

Имена существительные определяют пейзаж, который видит писатель, знакомят нас с местом, где писатель наблюдал эту картину. Метафора, выраженная существительным золото, придает особую наглядность пейзажной зарисовке Паустовского.

Прилагательные делают описание точным и метким, придают тексту особую выразительность.

Глагол помогает Паустовскому передать непрерывное движение листьев : срывал, кружил, уносил, летели.

Лирическая зарисовка Паустовского не застывшая картинка, а динамичное описание.

Наречие определяет пространство, место, где происходит действие. Наречия насквозь, начисто, летели густо передают осеннее грустное настроение.


4 группа.

СПП позволяет избежать повтора слов, если использовано союзное слово. Позволяют Паустовскому более точно выразить ощущения, от чего воздух казался желтоватым. Придаточные как бы замедляет движение мысли автора, подчеркивают их смысл, усиливают эмоциональность высказывания.


4. Выразительно еще раз прочитайте текст. Каково отношение автора к этой картине? Какой же строй чувств и мыслей вызывает осень в Паустовском?

Какова основная мысль текста? (осень – время года, достойное пера писателя, Паустовский призывает любоваться и увидеть в обычном пейзаже необычное)


    1. Продолжите ряд слов и СС тематической группы «Осень» :

Золото, …… (Воспользуйтесь дидактическим материалом, осенними словарями, составленными дома)


5.2. Дайте свое определение осени. Как вы ее чувствуете и понимаете?


IX. Посмотрите, сколько языковых драгоценностей мы смогли увидеть и услышать, когда всмотрелись и вслушались в текст Паустовского

Мы шли вслед за писателем, который говорил, «что пейзаж – не довесок к прозе, не украшение. В него нужно погрузиться, как если бы вы погрузили лицо в груду мокрых от дождя листьев и почувствовали их роскошную прохладу, их запах, их дыхание».

Мы с вами почувствовали дыхание осени в прозе.

В заключение урока подумайте, строчки какого стихотворения могли бы стать эпиграфом к нашему уроку. Почему?

А теперь нам осталось создать выставку «Осеню себя осенью…», расположив здесь лирические миниатюры, «осенние» словари, исследования.


Оценки за урок.


Домашнее задание: Всматривайтесь, вслушивайтесь и творите чудеса с осенью слов в письменных работах. Составить дидактический материал по теме урока.




Похожие:

Тема: «Осень слов в творчестве русских писателей» iconУрок литературы в 9 классе. Тема: «Осень жизни»
Тема: «Осень жизни» в творчестве поэта. (Читая философскую лирику Ф. И. Тютчева и А. С. Пушкина)
Тема: «Осень слов в творчестве русских писателей» iconКонтрольная работа по литературе 6 класс. Кто из русских писателей 20 века автор рассказа «Кладовая солнца»?
...
Тема: «Осень слов в творчестве русских писателей» iconТема: «Пейзаж в творчестве мастеров слова и кисти». Актуальность темы
Получить новые знания о русских живописцах, разобраться в технике создания полотен
Тема: «Осень слов в творчестве русских писателей» iconВнеклассное мероприятие для учащихся начальных классов «квн по сказкам» цель: Расширить представление учащихся о творчестве писателей; прививать интерес к чтению; развивать коммуникативные умения
Расширить представление учащихся о творчестве писателей; прививать интерес к чтению; развивать коммуникативные умения
Тема: «Осень слов в творчестве русских писателей» iconУрок в 8 a классе по теме: "Russian writers" Кирсанова Ольга Федоровна, учитель английского языка
Составить и обсудить список имен русских писателей, произведения которых могут дать представление о русских людях партнерам по проекту...
Тема: «Осень слов в творчестве русских писателей» icon1 вариант а о каком времени идет речь в «Слове о полку Игореве»
Какое из литературных направлений преобладало в творчестве писателей начала XIX века?
Тема: «Осень слов в творчестве русских писателей» icon«Осень в гостях у ребят» Праздник для средней группы
Давайте пригласим на наш праздник красавицу Осень, хорошо? Позовём Осень к нам такими словами: «Осень, Осень в гости просим». (Дети...
Тема: «Осень слов в творчестве русских писателей» iconТема: «В гости осень к нам пришла» Цели
Формирование представления о явлениях осени – листопад. Знакомство с произведением А. Плещеева «Осень»
Тема: «Осень слов в творчестве русских писателей» iconРассказы русских писателей отечественной литературы 20 века на уроках внеклассного чтения в 5-9 классах. По чтению можно узнавать и определять
В этом рассказе? Домашнее задание (по выбору)
Тема: «Осень слов в творчестве русских писателей» iconУрок в 3 классе тема: «Упражнение в написании слов с парными согласными на конце слов»
Цель: Сегодня мы будем упражняться в написании слов с парными звонкими и глухими согласными на конце слов, и подбирать к ним проверочные...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы