11 класс. В. В. Маяковский. Стихотворения «А вы могли бы?», «Ночь», «Нате!», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно». Тема поэта и толпы в ранней лирике В. В. Маяковского icon

11 класс. В. В. Маяковский. Стихотворения «А вы могли бы?», «Ночь», «Нате!», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно». Тема поэта и толпы в ранней лирике В. В. Маяковского



Название11 класс. В. В. Маяковский. Стихотворения «А вы могли бы?», «Ночь», «Нате!», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно». Тема поэта и толпы в ранней лирике В. В. Маяковского
Дата конвертации20.10.2012
Размер91.57 Kb.
ТипДокументы
источник

11 класс.

В.В. Маяковский.

Стихотворения «А вы могли бы?..», «Ночь», «Нате!», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно».

Тема поэта и толпы в ранней лирике В.В.Маяковского. Я своё, земное, не дожил,

на земле

своё не долюбил.

Вл. Маяковский

1. Вступление. Слово учителя.

- 19 октября 1913 год. Тихий Мамонтовский переулок Москвы. Открытие кабаре «Розовый фонарь». Событие не из ряда вон выходящее, однако привлекло внимание буржуазной публики и печати. Одна из газет писала, что Мамонтовский переулок напоминал Камергерский в дни открытия Художественного театра – весь был запружен автомобилями и собственными выездами.

Празднично одетая публика заполняла зал, дамы демонстрировали свои наряды и дорогие украшения, стараясь быть непременно замеченными. Всё было чинно, благопристойно, хотя в атмосфере приготовлений всё-таки чувствовалось что-то предгрозовое. Было уже за полночь, господа за столиками уже не слушали, что и кто говорил или пел на эстраде, все были заняты собой или друг другом и развлекались по-своему. В зале установился тягучий пьяноватый гул. И вот тогда вышел на эстраду молодой человек, с нахмуренным, серьёзным лицом. Он выглядел эффектно в своей жёлтой блузе. Расставив ноги, как бы утвердившись на подмостках, молодой человек долгим взглядом посмотрел в зал, выдержал паузу, заставившую умолкнуть этот гудящий улей, и в пространстве зала зазвучал слегка дрожащий от напряжения, густой, необыкновенного тембра бас:

Через час отсюда в чистый переулок

Вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,

А я вам открыл столько стихов шкатулок,

Я – бесценных слов мот и транжир.

За столиками воцарилась тишина. Имя молодого человека, стоящего на подмостках, кое-кому из присутствующих знакомо по газетной хронике, кажется, с ним связаны какие-то скандалы то ли на выставках художников, то ли в литературных собраниях, он – футурист… Кажется, это один из тех молодчиков, что разгуливали в цилиндрах и с разрисованными лицами по кузнецкому, по Тверской, сопровождаемые толпой любопытных, и под свист и улюлюканье выкрикивали свои стихи.

Но в этих стихах что-то другое, что-то грубое и оскорбительное. Этот апаш, этот футурист на эстраде обвиняет, выставляет на позор – кого? Резким движением руки он указывает в зал:

Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста

Где-то недокушанных, недоеденных щей…

И головы присутствующих невольно поворачивались туда, куда он указал. Но кивком головы, высверком глаз футурист показывает в другую сторону:

… вот вы, женщина, на вас белила густо,

Вы смотрите из раковин вещей.

И кто-то невольно сжимается под пронзительным взглядом молодого человека в жёлтой блузе, пряча под стол руку, уснащённую золотым браслетом и перстнями, кто-то непроизвольным жестом прикрывает ухо, оттянутое массивной серьгой с изумрудом…

Классическая дуэль – «поэт и толпа»?

Похоже, что этот высокий юноша, уже не сдерживающий своей страсти, готов крикнуть: к барьеру!

Люди, которые сидят перед ним, уютно устроившись за столиками, разморённые сытым ужином и вином, - враждебны искусству, это – «толпа», которая взгромоздится «на бабочку поэтиного сердца… в калошах и без калош» и «будет тереться, ощетинит ножки стоглавая вошь».

В зале зашикали. Кто-то неуверенно свистнул. Юноша на эстраде непоколебим. Лишь плотно сжатые губы да лёгкая бледность, проступающая сквозь смуглоту лица, выдают волнение.

А на вальяжно рассевшихся за столиками падают слова, тяжёлые, как булыжники, они вбивают сидящих в кресла:

А если сегодня мне, грубому гунну,

кривляться перед вами не захочется – и вот

я захохочу и радостно плюну,

плюну в лицо вам

я – бесценных слов транжир и мот.

Зал словно взорвался, послышались оглушительные свистки, истерический крик: «Долой!» Кому-то из женщин сделалось дурно.

Потом рассказывали по Москве, что вечер прошёл с битьём графинов и бутылок, что, когда поэта освистывали, он подбадривал: «Ещё! Ещё! Дайте насладиться идиотами!»

И говорили, будто его увели в полицию под аплодисменты свистунов. Так кое-кому хотелось.

Стихотворение с вызывающим названием «Нате!» нашло своего адреса и произвело именно то действие, на которое автор мог рассчитывать. Это было 1-е стихотворение 20-тилетнего Владимира Маяковского из 2-х десятков к тому времени написанных, в котором он открыто противопоставил себя буржуазному обществу. Противопоставил в грубой, вызывающей форме. Это дало ему право впоследствии сказать: «Капиталистический нос чуял в нас динамитчиков». В нас – это значит – в футуристах. С ними поэт связал свою судьбу и своё творчество в молодые годы.

- Кто такие футуристы? Дайте определение «футуризм». В чём отличие этого направления в поэзии Серебряного века от других: старших символистов, младших символистов и акмеистов.

- Дома я просила вас прочитать ранние стихотворения Маяковского и выразить свои первые впечатления о его творчестве. Только честно Понятен или не понятен вам он? Что принимаете, а что отвергаете?

- Чтение учащимися работ.

(Думаю, что большинству ранний Маяковский не понятен и не принят)

- А вот 20-тилетний поэт, автор 2-х десятков стихотворений и трагедии «Владимир Маяковский», показанной в петербургском театре «Луна-парк», почти мгновенно приобрёл известность и популярность.

Чем это объяснить?

Экстравагантной одеждой, вызывающей манерой держать себя на эстраде, тем, что его имя стало мелькать в газетной хронике в связи с сенсационными и даже скандальными выступлениями группы футуристов, где заглавной фигурой был Давид Бурлюк, где блистал почти легендарный поэт-авиатор Василий Каменский, но где неизменно выделялся самый молодой, самый яркий и как оратор, остроумный полемист и как поэт Владимир Маяковский.

(Чтение из книги ЖЗЛ стр. 7-9)

Да, очень ранней и почти мгновенно возникшей известности молодой Маяковский обязан поэтическим вечерам, выступлениям, футуристическим забавам и своему таланту оратора, полемиста и просто обаянию молодости, артистизму своей натуры, буквально гипнотизировавшим самую разнообразную публику-«толпу».

Но только ли всему этому обязан Маяковский своей ранней славой? И это ли было главным, если посмотреть в корень?

И что ещё?

Кто он?

Скоморох? Юродивый7 клоун в рыжем парике из «выжженного» городского квартала?

Для чего всё это?

Ему надо было во что бы то ни стало обратить на себя внимание публики. Самой разнообразной толпы. Он вышел на площадь. Он бросает вызов – всем: толпе, творцам искусства:

Я сразу смазал карту будняя,

плеснувши краску из стакана…

Он всех ставит в тупик:

А вы

ноктюрн сыграть

могли бы

на флейте водосточных труб?

И за этими мощными стихами, о которых мы будем говорить сегодня, такая мощь характера, такая сила убеждения, что поневоле веришь: этот – сможет. Как заметил Андрей Платонов о Маяковском же рассуждая: «Большой… музыкант при нужде сыграет пальцами на полене, и всё же его мелодия может быть расслышана и понята».

И наша задача сегодня расслышать и понять именно мелодию Маяковского через знакомство с его стихами раннего периода, периода футуризма, где поэт всегда противопоставлял себя толпе.

2. - И начнём мы именно с первого стихотворения, принёсшего славу Маяковскому «Нате!».

- Мы уже выяснили, что для раннего Маяковского характерно противостояние лирического героя и окружающего мира, эпатажность поведения героя, его ОДИНОЧЕСТВО.

Характеристика лирического героя.

Я

- поэт

- даритель

- бесценных слов мот и транжир

Вы

- потребители

- толпа

- стоглавая вошь

- вы женщина

- вы мужчина


- Какая метафора помогает представить мир лирического героя?

(^ Бабочка поэтиного сердца).

- Каков же этот мир?

(Этот мир хрупкий, незащищённый. Поэт раним, болезненно чуток. А окружающая его толпа бесцеремонна, груба, равнодушна, духовно бедна)

- Какие художественные средства помогают это понять?

(Язвительные сравнения, эпитеты, метонимия, гипербола)

- Герой надевает маску. Почему? Зачем?

Поведение героя - эпатаж, маска грубого гунна.

Зачем?

- маска шокирует публику

- маска помогает выразить своё отношение к публике

- маска защищает поэта

- маска помогает оценить толпу

- маска – это демонстративное пренебрежение фальшивыми ценностями толпы.

Вывод: таков мир лирического героя в первом публичном выступлении в стихотворении «Нате!». Герой спешит открыть свою душу, полную любви. Но оказывается, эта любовь никому не нужна, она осмеяна и растоптана теми, навстречу кому и устремилась «бабочка поэтиного сердца».


3. - И вдруг в 1914 году появляется скрипка... Обратимся к стихотворению «Скрипка и немножко нервно», в котором дано сопоставление 2-х образов: скрипки и лирического героя.

- Чтение стихотворения.

- Каков образ скрипки? Найдите олицетворение.

(Скрипка разревелась)

- Почему скрипка плачет?

(Скрипка не одна, рядом другие инструменты. Скрипка из оркестра. Рядом барабан, тарелка, геликон.)

- Как ведут себя инструменты?

(Оркестр оживлён – олицетворение).

- Как все инструменты относятся к скрипке?

(В оркестре скрипку не понимают. Скрипка одинока, она страдает.)

- Каков же лирический герой в стихотворении?

- Почему он устремился навстречу скрипке?

- Почему так громко предлагает скрипке свою помощь?

Образ лирического героя:

- порыв

- стремление найти живую душу

- огромное желание помочь

- радость, которую невозможно скрыть (гипербола)

Вывод: главное для автора – показать не одиночество лирического героя, а желание быть услышанным и понятым. Одиноки две души, которые никто не слышит и не понимает. У Маяковского в стихотворении очеловечены инструменты – люди одеревенели.

?:

- Что помогло понять лирическое произведение?

- Зачем автору понадобились именно эти художественные средства?

- Зачем такая композиция?

Зачем такая система стихосложения?


4. – В этом же 1914 году появляется ещё одно стихотворение Маяковского с названием «Послушайте!».

- Обратим внимание на название стихотворения. . Это обращение, призыв, побуждение

- Чтение стихотворения.

- Как видим, эта фраза повторяется в стихотворении несколько раз, она начинает и заканчивает произведение, т.е. выполняет композиционную роль обрамления.

- Почему же автор неоднократно обращает внимание читателя на глагольную форму «послушайте»?

Послушайте – это

- название текста

- обращение, призыв (к чему?)

- побуждение

- роль обрамления


- Обратимся к основным образам стихотворения.

1. Образ звезды – плевочки – жемчужины (очень необычная метафора).

- Почему звёзды? (рассуждаем вместе)

  • Звезда – это олицетворение красоты, романтики.

  • Звезда – это воплощение красоты небесной, надмирной.

  • Образ звезды помогает понять внутренний мир героя.

2. Образ лирического героя. Композиция.

- Как помогает композиция стихотворения охарактеризовать героя?

(Стихотворение делится на 3 части).

1-я часть.

Герой полон вопросов, неопределённости. Его мучает вопрос.

2-я часть.

Герой опять задаёт вопрос, но вместе с вопросительной интонацией звучит и утверждение (анафора).

3-я часть.

Главное для героя – желание красоты. Ради этого он готов на всё. Глаголы передают внутреннюю энергию, стремление (градация). Лирический герой успокаивается, но всё равно ощутима тревога.

- Каковы же причины тревоги?

(Лирический герой страдает, что эта красота, ради которой он готов на всё, никому не нужна. Поэтому в конце стихотворения он не только утверждает, но и спрашивает.

Вывод: Душа героя тоскует по неземной красоте, желание соприкоснуться с этой красотой вырастает уже до космических размеров, заполняет собою весь мир. Для героя вопрос о звёздах – основной вопрос, он знает ответ на этот вопрос. А другие? Толпа знает? Попытка реализовать свои потребности в гармонии с окружающим миром для героя оборачивается драмой.

- Какие именно художественные приёмы использует Маяковский в этом стихотворении?

(Метафора, анафора, градация, риторические вопросы, к ним добавляются и виды предложений, как по структуре, так и по цели высказывания.)


5. – Почему же юного Маяковского мы относим к футуристам? Что привлекло молодого поэта в этом литературном направлении?

( Юного Маяковского привлекло в футуристах. Стремление объявить себя «новаторами» и даже «революционерами» в искусстве, отталкивание от поэтов-символистов. Да и крикливое отрицание футуристами классической литературы прошлого (их лозунг – «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода современности») в какой-то мере импонировало молодому поэту, полагавшему, что путь к новой, революционной поэзии лежит через отрицание всего классического искусства. Наконец, футуризм сказался и на некоторой усложнённости формы ранних произведений начинающего поэта, на чрезмерной зашифрованности образов, сложности ассоциаций и системы тропов.)

- Но что принципиально отличало Маяковского от футуристов, судя по его стихотворениям, о которых мы сегодня говорили?

(Противопоставление ПОЭТ – ТОЛПА характерно для всех футуристов, но у Маяковского в отличие от всех его собратьев по перу звучит вера, что он будет услышан. Яркий пример этому «Послушайте!»)


6.

- Итак, Маяковский признан всеми его современниками, а признан ли он вами после сегодняшнего урока? Изменилось хоть чуть-чуть ваше отношение к Маяковскому? Услышали ли вы его «мелодию»?


7. Итоги урока. Тест.







Похожие:

11 класс. В. В. Маяковский. Стихотворения «А вы могли бы?», «Ночь», «Нате!», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно». Тема поэта и толпы в ранней лирике В. В. Маяковского iconУрок 1 Тема
Тема: Детство и юность М. Ю. Лермонтова. «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием...
11 класс. В. В. Маяковский. Стихотворения «А вы могли бы?», «Ночь», «Нате!», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно». Тема поэта и толпы в ранней лирике В. В. Маяковского iconТема любви в лирике А. С. Пушкина
Пушкина присутствует тема любви. Это чувство много значило для поэта. С течением времени образ Женщины в его стихах меняется, так...
11 класс. В. В. Маяковский. Стихотворения «А вы могли бы?», «Ночь», «Нате!», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно». Тема поэта и толпы в ранней лирике В. В. Маяковского iconЗадания к уроку по любовной лирике Лермонтова Подготовить анализ стихотворения по плану, данному ниже
Дата написания. (Может быть «говорящая» — особый день, год в истории народа или в личной биографии поэта.)
11 класс. В. В. Маяковский. Стихотворения «А вы могли бы?», «Ночь», «Нате!», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно». Тема поэта и толпы в ранней лирике В. В. Маяковского iconКруг летнего чтения для учащихся 7 класса М. Ю. Лермонтов. Стихотворения: «Кинжал», «Смерть поэта»
М. Ю. Лермонтов. Стихотворения: «Кинжал», «Смерть поэта», «Дума» «Воздушный корабль», «Тучи», «Родина»
11 класс. В. В. Маяковский. Стихотворения «А вы могли бы?», «Ночь», «Нате!», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно». Тема поэта и толпы в ранней лирике В. В. Маяковского iconВладимир Маяковский 1893-1930 Тест
К какому литературному направлению можно отнести раннее творчество В. В. Маяковского?
11 класс. В. В. Маяковский. Стихотворения «А вы могли бы?», «Ночь», «Нате!», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно». Тема поэта и толпы в ранней лирике В. В. Маяковского iconМексика Тур «Пять цивилизаций»
Мехико-сити (2 ночи) – Оахака (1 ночь) – Теуантепек (1 ночь) – Сан-Кристобаль-Де-Лас-Касас (1 ночь) – Паленке (1 ночь) – Кампече...
11 класс. В. В. Маяковский. Стихотворения «А вы могли бы?», «Ночь», «Нате!», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно». Тема поэта и толпы в ранней лирике В. В. Маяковского iconТема родины в лирике А. Блока
...
11 класс. В. В. Маяковский. Стихотворения «А вы могли бы?», «Ночь», «Нате!», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно». Тема поэта и толпы в ранней лирике В. В. Маяковского iconУрок литературы в 9-ом классе. Тема урока: тема одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова Учитель русского языка и литературы моу сош №1 Вакалова С. А. Цель
Научить учащихся группировать поэтические произведения по темам, умению видеть единство содержания и формы, связь темы и идеи произведения...
11 класс. В. В. Маяковский. Стихотворения «А вы могли бы?», «Ночь», «Нате!», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно». Тема поэта и толпы в ранней лирике В. В. Маяковского iconНаправление «Литературоведение» Современное восприятие любовной лирики В. В. Маяковского
Творчество Владимира Владимировича Маяковского
11 класс. В. В. Маяковский. Стихотворения «А вы могли бы?», «Ночь», «Нате!», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно». Тема поэта и толпы в ранней лирике В. В. Маяковского iconТема «гонимого миром странника» в лирике М. Ю. Лермонтова
Большая часть творчества М. Ю. Лермонтова представляет собой лирический дневник, в котором часто встречаются стихотворения с характерными...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы