Программа факультативного курса для учащихся 1-3 классов общеобразовательных школ icon

Программа факультативного курса для учащихся 1-3 классов общеобразовательных школ



НазваниеПрограмма факультативного курса для учащихся 1-3 классов общеобразовательных школ
Мозговая
Дата конвертации20.10.2012
Размер214.7 Kb.
ТипПрограмма
источник

Филиал Хабаровского краевого института переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров


Энергия игры


Программа факультативного курса

для учащихся 1-3 классов общеобразовательных школ.


Автор: Мозговая

Ирина Александровна,

учитель высшей квалификационной категории

МОУ СОШ № 6


Амурск, 2006г.


Содержание


Энергия игры 1

Содержание 2

ВВЕДЕНИЕ. 3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. 4

Характеристика программы. 4

Цель программы. 4

Задачи программы. 4

^ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ. 5

Краткое содержание разделов программы и методы обучения и воспитания 5

Учебный план 6

Ориентированные требования к основным умениям, проявляемым в игровых упражнениях. 7

Требования к умениям, общим во всех спортивных играх 9

Требования к умениям в соревновательной деятельности 10

Требования к уровню подготовки обучающихся. 11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13

^ СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 14




ВВЕДЕНИЕ.




Одним из самых эффективных путей познания ребенком окружающего мира, источником положительных эмоций являются различные игры – национальные, спортивные, подвижные. Игры вызывают активизацию мыслительной деятельности школьников, способствуют расширению их кругозора, совершенствованию всех психических процессов, развитию физических способностей, стимулируют естественное развитие детей. Они воспитывают важные для любого человека качества, связанные с умением общаться и взаимодействовать в коллективе, отвечать за свой личный вклад в результат коллективной деятельности.

Правильно построенная система занятий физкультурной деятельностью с общеразвивающей направленностью оказывает благоприятное воздействие на организм детей: укрепляет мышечный и костно-связочный аппарат, стимулирует развитие сердечно-сосудистой, дыхательной и центральной нервной систем, способствует формированию правильной осанки. Систематические занятия не только формируют у них необходимый фонд двигательных умений и навыков, но и создают необходимые условия для укрепления здоровья, повышения устойчивости к учебным нагрузкам, создают базу для дальнейших занятий игровыми видами спорта.

Занятия строятся в модульно- блочном виде. Такой подход позволяет избежать одностороннего изучения одного из игровых видов спорта и создает предпосылки для овладения базовыми основами знаний и техники нескольких видов спорта. Тренировочные блоки обучающе-воспитательной деятельности, куда входят общая двигательная, физическая, игровая подготовки и контрольно-игровой направленности, чередуясь между собой, логически вписываются в структуру школьного учебного года.

Обучение элементам спортивных игр, разучивание техники различных движений, могут составлять от 10 до 15 минут основной части занятия, входя в структуру обучающе-воспитательных блоков. В контрольно-игровых блоках проведение различных подвижных игр и эстафет с элементами разученных упражнений может занимать всю основную часть и позволяет оценить уровень их освоенности, тем самым, определяя направленность и последовательность дальнейшей работы с детьми.

Подвижные игры и эстафеты содержат комплекс всевозможных движений из сочетаний различных видов перемещений (ходьбы, бега с остановками, кувырков, лазаний и перелезаний, подтягиваний и висов) , метаний(в цель и на дальность), владение тем или иным соревновательным предметом(мячом, ракеткой, клюшкой и т.п.).


^

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Характеристика программы.



При разработке настоящей программы использовался методический материал кандидата педагогических наук РГУФКСиТ Сахаровой М.В. материал программы «Физическая культура» А.П. Матвеева, 2002 год, учитывался опыт работы учителя физической культуры общеобразовательной школы №6 г. Амурска Мозговой И.А. Учебный материал рассчитан на 1 час занятий в неделю, т.е. 34 часа в год. На занятиях применяется соревновательно-игровой метод. В программе представлен материал факультативного курса для учащихся 1-3 классов, который может быть использован в 4 классе для дальнейшего совершенствования изученных приемов.

^

Цель программы.



Формирование физической культуры личности школьника посредством углубленного изучения основ содержания физкультурной деятельности с обще развивающей направленностью.

^

Задачи программы.





  • Укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию и разносторонней физической подготовленности.

  • Развитие быстроты, ловкости, гибкости, скоростно – силовых качеств.

  • Приучение к игровым условиям.

  • Выполнение нормативных требований по видам подготовки.

  • Начальное обучение тактическим и техническим действиям в спортивных играх.

  • Привитие занимающимся стойкого интереса к занятиям физической культурой.

  • Формирование практических умений, необходимых в организации самостоятельных занятий физическими упражнениями, групповому взаимодействию посредством подвижных игр и элементов соревнований.



^

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

Краткое содержание разделов программы и методы обучения и воспитания



Теоретическая подготовка включает в себя знания по истории возникновения и правилам спортивных игр, по основам гигиены и закаливания, формированию правильной осанки, обучению рациональному дыханию. Учащиеся знакомятся с основами безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни. Материал дается в процессе практических занятий.


Общая двигательная подготовка включает в себя выполнение различных физических упражнений, расширяющих двигательную сферу младших школьников и имеющих положительный перенос на формирование умений, связанных с овладением элементами техники спортивных игр. К ним относятся различные упражнения с предметами, в равновесии, различные прыжки.


Общая игровая подготовка состоит в выполнении различных движений, направленных на овладение основами техники различных видов спорта. К ним относится: ведение мяча одной рукой (ногой, клюшкой) попеременно на месте и в движении (шагом, бегом, со сменой направления, левым и правым боком, лицом и спиной вперед); различные виды передач мяча на месте и в движении, индивидуально, парами и группами; различные виды метаний, бросков и завершающих ударов; различные виды национальных игр и забав.


Общая физическая подготовка, направленная на развитие физических качеств младших школьников, преимущественно осуществляется с помощью подвижных игр и эстафет определенной направленности.


Соревновательная подготовка направлена на закрепление изученных технических и тактических навыков в игровых видах спорта, развитие морально-волевых и физических качеств, формирование стойкого интереса к занятиям физической культурой и спортом. Соревнования проводятся в виде эстафет, подвижных игр различной направленности, спортивных игр по упрощенным правилам, как внутри группы (класса), так и между группами (классами).


Основные методы обучения и воспитания – игровой, повторного выполнения упражнения, круговой тренировки, расчлененного и целостного выполнения движений.

В первый год формируется «школа движений», изучается «азбука мяча». Такая работа создает хорошие предпосылки для изучения основ техники игровых видов спорта.


^

Учебный план


Распределение часов по видам программы в годичном цикле

( на 34 недели).



Содержание


программы

1 класс

2 класс

3 класс

1
^
Теоретическая подготовка

В процессе занятий

2
Основы спортивных игр:

  • волейбола

  • баскетбола

  • футбола

  • бадминтона

  • регби


3

3

3

3

3


3

3

3

3

3


3

3

3

3

3

3

Игры и упражнения с различными предметами

5

5

5

4

Подвижные игры

5

5

5

5

Соревнования

9

9

9




Итого часов:

34

34

34



^

Ориентированные требования к основным умениям, проявляемым в игровых упражнениях.







^ Содержание учебного материала

1 класс

6-7 лет

2 класс

7-8 лет

3 класс

8-9 лет




1


2


3


4


5


6


7


8
^
Игры и упражнения:

с набивными мешочками


С кеглями


С гимнастическими обручами


С гимнастической палкой


С набивными мячами 1 кг


С разноразмерными мячами


Полоса препятствий


Сюжетно – ролевые игры



Подбрасывание, ловля, передачи одной и двумя руками, одной и двумя ногами


^ ОРУ, перемещения между мячами, их переноска, сбивание разными способами с 2-4 метров и более


Перешагивание через обруч, пролезание, подлезание, перелезание, прыжки из обруча в обруч, бег в обруче, прокатывание обруча, бег с обручем с изменением направления, пролезание в катящийся обруч


^ Ходьба, ОРУ, перешагивание, перевороты, игровые задания


ОРУ, переноска двумя руками в беге, прокатывание, броски двумя руками снизу, передачи двумя руками вправо – влево, вниз – назад, сверху - назад


^ Катить, переносить, останавливать, ловить двумя руками катящиеся и летящие мячи, бросать двумя руками от груди, из-за головы, снизу, сбоку


Преодолевание разновысоких препятствий, используя навыки ходьбы, бега, перелазания, прыжков на обеих ногах, подтягивания на руках


^ Уметь ориентироваться в пространстве, взаимодействовать с водящим и другими игроками




Метание на точность и дальность, в движущую цель с места


^ То же, соревнования на точность и дальность сбивания


Прокатывание парами, на дальность, прыжки через обруч на частоту и количество прыжков и т.д.


^ Вращение двумя руками на скорость, метание в цель, вдаль, перетягивание палки, бег парами с палкой


То же, броски двумя руками из-за головы и снизу – назад на дальность


^ Преодолевать препятствия с мячом в руках, бросать на дальность и в цель, играть в подвижные игры с разными мячами


То же, с соблюдением равновесия, метаний, с соблюдением требуемого качества выполнения заданий


^ Уметь строго соблюдать правила игры, решать определенную двигательную задачу различными способами



То же с разбега, метание в цель и на дальность с разбега в играх и соревнованиях


^ Игры с использованием кеглей разного цвета, сбивание с разных расстояний в соревновательных условиях


Упражнения в парах на месте и в движении, прокатывать, вращать, пролезать в обруч, прыгать с обручем в соревновательных условиях


^ То же, владение в соревнованиях, эстафетах и играх


То же, броски обеими ногами в прыжке, быстро и точно переносить, передавать и бросать в соревновательных условиях


^ То же, решать задачи попадания в цель в движении в эстафетах и подвижных играх


То же на скорость (с учетом времени) с соблюдением техники выполнения заданий


То же, решать двигательную задачу, используя элементы тактики игры и выполняя определенную игровую роль
^

Требования к умениям, общим во всех спортивных играх







1


2


3


4


5



Баскетбол


Футбол


Волейбол


Бадминтон


Регби


Правильно держать, останавливать (принимать) соревновательный предмет на месте и с разбега и перемещаться с ним со сменой направления


Основы умения осуществлять ведение мяча на месте, с продвижением вперед и броском мяча в кольцо (высота 100-120 см) двумя руками от груди и из-за головы


Уметь останавливать катящийся мяч, осуществлять ведение мяча одной ногой и попеременно, внутренней стороной стопы с изменением направления, передачи мяча одной ногой с места и в движении


^ Перебрасывать через сетку (вдвоем) разными способами, бросать на дальность и в цель (100-120 см)


Правильно держать ракетку одной рукой, подбрасывать и ловить волан ракеткой, переносить волан на ракетке в разных направлениях, со сменой темпа


^ Держать малый мяч двумя руками и перемещаться с ним, ловить двумя руками, передавать двумя руками снизу и сбоку, стоя на месте

Осуществлять ведение соревновательного предмета в различных направлениях, со сменой темпа и выполнением завершающего действия


^ Уметь выполнять ведение мяча с продвижением в разных направлениях со сменой темпа и броском мяча в кольцо (высота 120-140 см) двумя руками от груди и из-за головы


Ведение мяча, обведение стойки, обгонять и останавливать мяч ногой, подбрасывать ногой, вбрасывать мяч двумя руками из-за головы, играть по правилам мини-футбола


^ Перебрасывать через сетку (высота 120-140 см) разными способами и с разного расстояния, бросать на дальность и в цель


Многократно подбрасывать и ловить волан ракеткой, переносить волан, выполнять удары по волану на дальность, принимать волан


^ Ловить мяч двумя руками, переносить одной рукой, передавать мяч в движении двумя руками

Играть по упрощенным правилам того или иного вида спорта, решать двигательную задачу


^ То же, знать правила игры в мини-баскетбол и уметь играть подгруппами


Выполнять прием, передачу мяча на месте и в движении, ведение в разных направлениях, забивать мяч в ворота с разбега, играть в мини-футбол по упрощенным правилам


Ловить и перебрасывать мяч через сетку (120-150 см) разными способами и с разного расстояния, бросать мяч на дальность и в цель (120-140 см), играть группами в пионербол


^ Подача волана, прием летящего волана в различных направлениях, удар снизу, игра через сетку по упрощенным правилам


Броски мяча одной рукой, вбрасывание двумя руками из-за головы, играть по правилам мини-регби
^

Требования к умениям в соревновательной деятельности



1


2




Подвижные игры


Спортивные игры



Знать правила игры и уметь применять их, уметь взаимодействовать с другими игроками


^ Применение подвижных игр и упражнений с различной направленностью


То же, уметь самим организовать игру и провести ее


Подвижные игры с различной направленностью, подвижные игры, подводящие к спортивным; спортивные игры по упрощенным правилам


^ То же, уметь организовать игру и провести ее; уметь изменять и усложнять правила игры


Подвижные игры с различной направленностью, подвижные игры, подводящие к спортивным, спортивные игры по упрощенным правилам



^

Требования к уровню подготовки обучающихся.



В результате освоения содержания факультативного курса «Общая физическая подготовка» учащиеся должны достигнуть уровня обязательного минимума содержания учебного предмета « Физическая культура».

Знать и иметь представление:

  • об истории возникновения различных спортивных игр;

  • о правилах спортивных игр;

  • о способах и особенностях движений и передвижений человека;

  • о правилах гигиены и закаливания, правильном дыхании, формировании правильной осанки;

  • о технике безопасности при занятиях физическими упражнениями;

  • о здоровом образе жизни.

Уметь:

  • организовать и проводить самостоятельные формы занятий;

  • уметь взаимодействовать со сверстниками в процессе занятий физической культурой;

  • владеть простейшими техническими и тактическими навыками спортивных игр.



Демонстрировать:


^ Физические способности

Физические упражнения

Мальчики


Девочки


Скоростные



Бег 30 м


с высокого старта


с опорой на руку (с)



6,5



7,0

Силовые



Прыжок в длину с места (см)


Сгибание туловища в висе лежа (кол-во раз)


130


5


125


4

К выносливости (выбирается любое из упражнений)

Кроссовый бег (мин, с) 800 м


^ Передвижение на лыжах на 1,5 км


Плавание произвольным стилем 25 м


6,00


без учета времени


без учета времени


6,10

К координации



Жонглирование двумя малыми мячами (с)


^ Удержание тела в равновесии на гимнастической скамейке в позе «ласточка» (с)


«челночный бег» 3х10 м (с)



11,0


30,0


11,0



10,5


30,0


11,5



ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Ожидаемый результат.


  1. Формирование у детей потребности к здоровому образу жизни.

  2. Формирование мотивации для самостоятельных занятий физкультурно-спортивной деятельностью.

  3. Формирование компетентности учащихся:

  • двигательной, оздоровительно-реабилитационной, в сфере индивидуального физического развития;

  • умения владеть способами физкультурно-спортивной деятельности;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.



^

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:


  1. Андреев С.Н. Играй в мини-футбол,- М.: Сов.спорт. 1989.

  2. Бондарь А.И., Островский Г.Л. Баскетбол в школе. - Минск: Народная асвета. 1982.

  3. Буйлин Ю.Ф. Портных Ю.И. Мини-баскетбол в школе. – Пособ. для учит. М.: Просвещение. 1976.

  4. Вылеев Л.В, Григорьев В.М Игры народов СССР, - М.: ФиС. 1985.

  5. Гришин В.Г. Игры с мячом и ракеткой. - М.: Просвещение. 1982.

  6. Дорошенко А.С Планирование уроков по физической культуре для учащихся 3 класса. - Учебное пособие, - Хабаровск: ХГИФК. 1997.

  7. Дорошенко А.С. Планирование уроков по физической культуре для учащихся 1 класса. Учебное пособие, - Хабаровск: ХГИФК. 1997.

  8. Дорошенко А.С. Планирование уроков по физической культуре для учащихся 2 класса. Учебное пособие, - Хабаровск: ХГИФК. 1997.

  9. Железняк Ю.Д Волейбол в школе. Пособие для учителя. - М.: Просвещение. 1989.

  10. Железняк Ю.Д. Юный волейболист. - М.: ФиС 1988.

  11. Зиним А.М. Первые шаги в баскетболе. - М.: ФиС 1972.

  12. Качашкин В.М. Физическое воспитание в начальной школе. М.: Просвещение. 1978.

  13. Качашкин В.М. Физическое воспитание в начальной школе. Пособие для учителей. - М.: Просвещение. 1983.

  14. Клусов Н.П. Мини-гандбол. - М.: ФиС. 1979.

  15. Ковалев В.Д. Спортивные игры. - М.: Просвещение. 1988.

  16. Козырева Л.В. Волейбол. - М.: ФиС. 2003.

  17. Литвинов Е.Н. Методика физического воспитания учащихся 1-4 классов. Пособие для учителя. - М.: Просвещение. 2001.

  18. Литвинов М.Ф. Русские народные подвижные игры. - М.: АйрисПресс. 2003.

  19. Матвеев А.П. Физическая культура. Учебник для 1 класса начальной школы. - М.: Просвещение. 2002.

  20. Матвеев А.П. Программа Физическая культура 1-11 кл.- М.: Дрофа. 2002.

  21. Портных Ю.И. « Спортивные и подвижные игры» Учебник для техникумов физ. культуры. - М.: ФиС. 1984.

  22. Сахарова В.М.. Спортивные игры в начальной школе. // Физическая культура в школе. № 3. 2005. с. 36.

  23. Смирнова Л.А. Общеразвивающие упражнения для младших школьников», М.: Просвещение. 2002.

  24. Чусов Ю.Н. Закаливание школьников. Пособие для учителя. М.: Просвещение 1985.

  25. Яхонтов Е.Р., Генкин З.А. Баскетбол. - М.: ФиС. 1978.




Похожие:

Программа факультативного курса для учащихся 1-3 классов общеобразовательных школ iconПрограмма факультативного курса «Общая физическая подготовка» для учащихся 1-3 классов общеобразовательных школ. Характеристика программы
«Общая физическая подготовка» для учащихся 1-3 классов общеобразовательных школ
Программа факультативного курса для учащихся 1-3 классов общеобразовательных школ iconРабочая программа факультативного курса по английскому языку 9 класс «Открывая мир с английским языком»
Программа предназначена для учащихся 9 классов общеобразовательных школ. Урочная форма осуществляется в пределах сетки часов в учебном...
Программа факультативного курса для учащихся 1-3 классов общеобразовательных школ iconРабочая программа факультативного курса «Сибиреведение» Авторы: Черных Т. А., учитель начальных классов, Ефимова Е. Г., учитель начальных классов Пояснительная записка
Программа предназначена для учащихся 3 4 классов. Курс рассчитан на 34 часа (годичное обучение по 1 часу в неделю)
Программа факультативного курса для учащихся 1-3 классов общеобразовательных школ iconПрограмма факультативного курса " Welcome to Australia" (для учащихся 10-11 классов)
В целях обеспечения непрерывности языкового образования, факультатив предоставляет учащимся 10-11 классов возможность при желании...
Программа факультативного курса для учащихся 1-3 классов общеобразовательных школ iconПрограмма элективного курса «наш край» Пояснительная записка Программа элективного курса ''Наш край'' предназначена для учащихся 9 классов общеобразовательных школ. Курс рассчитан на 23 часа
Элективные курсы играют важную роль в системе предпрофильной подготовки и профильного обучения на старшей ступени школы. В отличие...
Программа факультативного курса для учащихся 1-3 классов общеобразовательных школ iconРабочая программа факультативного курса по «Экологии учебной деятельности»
Рабочая программа факультативного курса составлена на основе авторской программы Дзятковской Е. Н
Программа факультативного курса для учащихся 1-3 классов общеобразовательных школ iconПланирование факультативного курса по русскому языку для учащихся 9-х классов «Развивайте дар слова»

Программа факультативного курса для учащихся 1-3 классов общеобразовательных школ iconЭлективный курс по предмету «Информатика и икт» для 9 классов общеобразовательных школ
Курс рассчитан учащихся 9 классов общеобразовательных школ, гуманитарных классов
Программа факультативного курса для учащихся 1-3 классов общеобразовательных школ iconПрограмма факультативного курса по английскому языку для учащихся 8 класса
Учебно-методическое сопровождение программы
Программа факультативного курса для учащихся 1-3 классов общеобразовательных школ iconПрограмма по химии для 9 класса учителя химии с. В. Рязановой с. Украинка 2012 год пояснительная записка
Программа курса химии для 8-9 кл общеобразовательных учреждений./ из сборника Программа курса химии для 8 -11 классов общеобразовательных...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы