Программа по сохранению и укреплению здоровья учащихся «Здоровое поколение». 18 icon

Программа по сохранению и укреплению здоровья учащихся «Здоровое поколение». 18



НазваниеПрограмма по сохранению и укреплению здоровья учащихся «Здоровое поколение». 18
страница1/7
Дата конвертации20.10.2012
Размер1.38 Mb.
ТипПрограмма
источник
  1   2   3   4   5   6   7

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 6 г. Амурска Амурского муниципального района Хабаровского края.


Построение инновационного здоровьесберегающего пространства в общеобразовательной школе

научно-методическая разработка


Авторы:

Брит Максим Владимирович,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Амурского гуманитарно-педагогического государственного университета, директор научно-инновационного центра модернизации региональной системы образования при АГПГУ;

^ Мозговая Ирина Александровна,

учитель физической культуры высшей квалификационной категории МОУ СОШ № 6 г. Амурска.

2008г.


ОГЛАВЛЕНИЕ

Стр. 1. Введение 3 2. Модель здоровьесберегающего образовательного процесса 6

1) Компонент рациональной организации учебно-

воспитательного процесса исходя из

здоровьесберегающих принципов. 9

2) Компонент образования и воспитания в области ЗОЖ 10

3) Компонент физической культуры и спорта 11

4) Компонент сетевого взаимодействия 11

5) Компонент мониторинга 11

6) Компонент профессиональной компетентности 13

7) Медицинский компонент 13

8) Адаптивный компонент 14

9) Компонент здорового питания 14

10) Компонент здоровьесбережения персонала школы 14

3. Комплексная программа по сохранению и укреплению

здоровья учащихся «Здоровое поколение». 18

1) Пояснительная записка 19

2) Постановка проблемы 20

3) Цели и задачи программы 21

4) Ресурсное обеспечение 22

5) Мероприятия по реализации программы 27

4. Заключение 40

5. Приложения 41

6. Список литературы 104


Введение

Федеральная программа развития и модернизации образования в качестве одной из ведущих задач ставит необходимость сохранения здоровья учащихся, разработку здоровьесберегающих технологий обучения и формирование в воспитательном процессе ценности здоровья и здорового образа жизни.

Сохранение и укрепление здоровья детей и молодежи и обеспечение безопасности их жизнедеятельности на данный момент является наиболее актуальным входит в число важнейших государственных задач. Отсутствие здоровьесберегающей среды, распространение наркотических средств и психотропных веществ, низкая культура здорового образа жизни представляет серьезную угрозу здоровью нации, экономики страны, социальной сфере и правопорядку. Нынешнее состояние здоровья детей, подростков, молодежи создает реальную проблему для безопасности страны.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 32 Закона Российской Федерации «Об образовании», образовательное учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников во время образовательного процесса. Однако, по некоторым исследованиям, последние статистические данные свидетельствуют о том, что за период обучения детей в школе, состояние здоровья ухудшается в 4-5 раз. В России сейчас лишь менее 10% выпускников школ могут считаться полностью здоровыми. Эти факты подтверждают, что именно в школе ученик получает то или иное заболевание, отклонение здоровья. Анализ статистических данных психического и физического здоровья по Хабаровскому краю свидетельствует о постоянном ухудшении показателей с каждым годом: невротические симптомы увеличились на 31-34% (повышенная тревожность, утомляемость, раздражительность, снижение настроения, школьные страхи и т.д.); острота зрения снизилась в 1,8 раза; заболевания желудочно-кишечного тракта увеличились в 2,9 раза; состояние ухудшения осанки в 1,8 раза. Также известно, что состояние здоровья учащихся, уровень их двигательной активности существенно влияет на эффективность учебной деятельности детей, конечные показатели работы школы в целом.

Таким образом, анализ состояния данного вопроса в условиях современной школы выявил проблему: заболеваемость учащихся растет, физическое развитие ухудшаются, на фоне этого увеличиваются требования и нагрузка учебно-воспитательного процесса, а также факторы социальной фрустрации, а обеспечению здоровьесберегающих условий внимание уделяется недостаточное. Это побудило нас к созданию обширной комплексной программы построения нового здоровьесберегающего образовательного пространства.

Нами было определено, что, во-первых, организация и условия проведения учебного процесса в целом оказывает неблагоприятное воздействие как на физическое, так и психологическое здоровье учащихся; во-вторых, школа в явно недостаточной степени решает свою образовательную задачу в этой сфере: знания, умения и навыки детей по вопросам здоровья, их мотивация, соблюдение здорового образа жизни находятся на низком уровне.

Попытки   решить    проблему сохранения и укрепления здоровья учащихся   путем   гигиенической регламентации учебного процесса (либо отдельных видов учебной деятельности), а также соблюдения санитарно-гигиенических норм при эксплуатации школьного здания, оборудования и мебели не дали должного результата.

Недостаточно эффективным является простое и количественное увеличение валеологических элементов в школьной образовательной системе: введение уроков валеологии, валеологической службы, увеличение количества уроков физкультуры, воспитательных и оздоровительных мероприятий и т.д.

В этой связи необходимо обновление целостного, содержательного, субъектного, средового компонентов школьной образовательной системы, обеспечивающей здоровье учащихся.

Здоровьесбережение является одним из структурных компонентов модели инновационной образовательной среды, разработанной педагогами нашей школы и положенной в основу программы развития нашего учреждения. Программа призвана обеспечить поэтапную реализацию содержания данного компонента.

Цель программы: Совершенствование условий образовательного процесса школы, увеличение его эффективности посредством реализации здоровьесберегающих технологий.

Исходя из обозначенной цели, определены следующие задачи:

1. Провести анализ состояния школы, эффективности учебно-воспитательного процесса на данный момент (приложение 1).

2. Разработать концепцию и модель новой здоровьесберегающей образовательной среды, спланировать этапы ее реализации.

3. Разработать комплексную программу сохранения и укрепления здоровья учащихся.

4. Рассмотреть финансовое и материально-техническое сопровождение реализации программы здоровьесбережения.

Программа предполагает проведение педагогического эксперимента с целью определения ее эффективности. В качестве гипотезы мы предположили, что качество успеваемости учащихся, состояние их здоровья, ценностное отношение к себе будут повышаться, если реализовать следующие условия:

- создать рациональную организацию педагогического процесса исходя из здоровьесберегающих принципов;

- разработать и реализовать целостную систему учебно-воспитательных мероприятий нацеленную на повышение уровня образования учащихся в области здорового образа жизни;

- сформировать комплекс физкультурно-оздоровительных мероприятий, реализуемых в условиях образовательного пространства школы;

- создать систему мониторинга реализации положений программы здоровьесбережения в условиях школы;

- оптимизировать и расширить материально-техническую базу школы для создания эффективного здоровьесберегающего образовательного пространства.

^ Предполагаемый результат: построение нового образовательного пространства, предполагающего максимальную заботу и сохранение здоровья воспитанников и учителей, с обязательным использованием здоровьесберегающих технологий в деятельности педагогов, чтобы получение образования происходило без ущерба для здоровья учащихся, восмальную угрозу для безопасности страны.изнания в том, что нынешнее состояние здоровья детей, подрпитывалась культура здорового образа жизни с учетом состояния здоровья, индивидуальных психологических особенностей, склонностей, материальной обеспеченности и социального статуса семьи.

При разработке программы мы опирались на работы ведущих исследователей в области здоровьесбережения в образовательном процессе.


^ Модель здоровьесберегающего образовательного пространства

Создание здоровьесберегающего образовательного пространства предполагает реализацию педагогических технологий, позволяющих осуществлять обучение и воспитание детей с учетом их индивидуального физического здоровья. То есть решаются одновременно с образованием задачи по оздоровлению детей, профилактике заболеваний, проблемы социальной адаптации и интеграции молодого поколения в современное общество. Таким образом, вся система здоровьесбережения и оздоровления ребенка в условиях образовательного процесса должна строиться на возможности оптимизации системы адаптации детского организма через направленное формирование у ребенка рациональных стилей эмоциональной, вегетативной, когнитивной и психосоциальной сферы регуляции.

При проектировании модели здоровьесберегающего образовательного пространства школы, предварительно мы сформулировали миссию новой здоровьесберегающей школы: построение нового образовательного пространства предполагающего максимальную заботу о сохранении и укреплении здоровья воспитанников и учителей, с обязательным использованием здоровьесберегающих технологий в деятельности педагогов; чтобы получение образования происходило без ущерба для здоровья учащихся, восмальную угрозу для безопасности страны.изнания в том, что нынешнее состояние здоровья детей, подрпитывалась культура здорового образа жизни с учетом состояния здоровья, индивидуальных психологических особенностей, склонностей, материальной обеспеченности и социального статуса учащихся.

Таким образом, в развитии образовательного пространства школы необходимо решить ряд задач:

1. Совершенствование здоровьесберегающей системы учебных условий, нацеленных на оптимизацию воздействия на здоровье всех субъектов образовательного процесса.

2. Создание комплексных условий оздоровления и профилактики ребенка в условиях учебно-воспитательного процесса, направленных на формирование у детей рациональных стилей регуляции на вегетативном, эмоциональном, когнитивном, мотивационно-волевом и коммуникативном уровнях, а также создание условий для самокомпенсации уже сформировавшихся нарушений и отклонений психосоматического здоровья.

3. Построение инновационной педагогической системы формирования культуры здорового образа жизни у учащихся, ориентированной на превращение ребенка в субъект своего оздоровления.

4. Создание системы диагностики и мониторинга эффективности новой модели школы здоровья.

При построении модели школы здоровья чаще всего принято опираться на восьмикомпонентную модель, особенно распространенную за рубежом, однако, проанализировав содержание предложенных компонентов, мы пришли к выводу, что на современном этапе развития системы российского образования она не отражает целый ряд актуальных идей в области здоровьесбережения. Таким образом нами была модифицирована и расширена структура данной модели, где мы выделили следующую систему компонентов:

1) Компонент рациональной организации учебного и воспитательного процесса исходя из здоровьесберегающих принципов. Целью данного компонента является комплексное обеспечение здоровьесберегающих условий образовательного процесса, устранение трех главных факторов угрозы: гигиенические, средовые; организационно-педагогические; психолого-педагогические. Таким образом, компонент реализуется с учетом инновационных здоровьесберегающих принципов по трем направлениям: организация уроков и воспитательных мероприятий, построение расписания учебных занятий, обеспечение санитарно-гигиенических условий учебно-воспитательного процесса.

2) Компонент образования и воспитания в области здоровья и здорового образа жизни. Целью компонента является формирование последовательной, непрерывной, целостной, системы формирования культуры здорового образа жизни в совокупности физического, умственного, эмоционального и социального аспектов здоровья. В рамках компонента составляется преемственная школьная программа на весь курс обучения, реализуется в условиях классно-урочной деятельности, дополнительного образования, тематических 15-ти минуток здорового образа жизни, классных часов, родительских советов, открытых воспитательных мероприятий, медицинских и психологических тренингов, индивидуальных консультаций.

3) Компонент физической культуры и спорта. Имеет цель оздоровление учащихся посредством специализированной физической активности, формирование необходимых физических умений и навыков. Компонент реализуется в двух направлениях:


1) последовательная комплексная школьная програм­ма физического воспитания на весь курс обучения физическим навыкам и физиче­ской активности;

2) физкультурно-оздоровительный и спортивный комплекс, реализуемый школой во внеклассное и внеучебное время.

4) Компонент здоровьесберегающего социального взаимодействия. Целью компонента является создание специальной здоровьеориентированной макросреды, в которой школа в целом и любой педагог в отдельности могли взаимодействовать со сторонними силами воспитательного и оздоровительного влияния на учащихся. Реализуется посредством создания системы сетевого взаимодействия с образовательными, культурными и медицинскими учреждениями, вовлечением родителей и общественности для решения оздоровительных и здоровьесберегающих задач.

5) Компонент мониторинга. Цель – выявление качества реализации здоровьесберегающих образовательных технологий относительно поставленных целей и задач. Реализуется по двум направлениям: мониторинг качества результатов реализации здоровьесберегающих технологий и мониторинг качества процесса реализации здоровьесбережения. В рамках компонента разрабатывается мониторинговая система, включающая организационные положения (технология проведения мониторинга), содержательную составляющую (пакет методик для всех ступеней образования) и критерии оценки.

6) Компонент профессиональной компетентности. Целью компонента является формирование ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и способов деятельности в области здоровьесбережения у педагогического персонала школы. Реализуется посредством курсов повышения квалификации в сторонних организациях и учебно-методических семинаров, организуемых соответствующими специалистами самой школы.

7) Медицинский компонент. Целью компонента является реализация и совершенствование медицинского обслуживания в школе. В рамках компонента реализуется два направлениям: педиатрическое и стоматологическое.

8) Адаптивный компонент. Целью компонента является повышение адаптации учащихся к учебной деятельности, а также стимуляция их умственной работоспособности посредством применения элементов адаптивной физической культуры и мероприятий психологической адаптации. Реализуется посредством организации специализированных адаптивных перемен, работы социальной и психологической служб школы.

9). Компонент здорового питания. Цель компонента – создание и совершенствование системы здоровьесберегающих принципов обеспечения учащихся питанием в условиях учебной деятельности. В рамках компонента создаются условия для обеспечения учащихся разнообразной, вкус­ной и полезной пищей, поддержания инструкции по питанию в классе и столовой.

10) Компонент здоровьесбережения персонала школы. Цель – создание условий здоровьесбережения и здорового образа жизни персонала школы.

^ Раскроем содержание компонентов:

1) Компонент рациональной организации учебного и воспитательного процесса, исходя из здоровьесберегающих принципов включает в себя следующие пункты:

1. Обеспечение санитарно-гигиенических условий учебно-воспитательного процесса;

Учет звуковых раздражителей;

Соблюдение принципов видеоэкологии;

Обеспечение воздушно-теплового режима;

Оптимизация естественного и искусственного освещения;

Учет гигиенических требований к использованию учащимися персональных компьютеров.

2. Создание рационального расписания учебных занятий и воспитательных мероприятий;

Оптимизация объема учебной нагрузки (количество уроков, их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашнего задания;

Оптимизация нагрузки дополнительных занятий в школе (частота, продолжительность, виды и формы работы);

3. Рациональная организация уроков и воспитательных мероприятий;

Плотность урока;

Количество видов, средняя продолжительность, чистота чередований различных видов учебной и воспитательной деятельности;

Количество и чередование видов преподавания и методов воспитания;

Количество эмоциональных разрядок;

Условия применения ТСО;

Чередование позы;

Психологический климат.

^ 2) Компонент образования и воспитания в области здоровья и здорового образа жизни осуществляется по следующим направлениям:

1. Повышение общей компетентности учащихся в сфере основ здорового образа жизни; воспитание ценностного отношения к здоровью (необходимость здоровьесбережения; нормативы основных режимных моментов в учебные дни; важность занятий физической культурой и спортом, здоровьесберегающих условия трудовой деятельности и т.д.)

2. Просвещение учащихся и их родителей относительно принципов «физического здоровья»: осведомленность в области различных оздоровительных технологий и профилактики заболеваний, образование учащихся в области гигиены и питания, обучение учащихся навыкам оказания первой медицинской помощи и т.д.

3. Просвещение учащихся и их родителей относительно принципов «умственного здоровья»: уровни развития интеллекта, норма умственной нагрузки, способы повышения умственной работоспособности, здоровьесберегающая организация умственного труда и т.д.

4. Просвещение учащихся и их родителей относительно принципов «социального здоровья»: вреда курения, наркомании, алкоголизма; профилактика девиантного поведения, правонарушений, социальной дизадаптации и т.д.

5. Просвещение учащихся и их родителей относительно принципов «эмоционального здоровья»: основы эмоционально-волевой саморегуляции, методы борьбы со стрессами, профилактика тревожности и т.д.


^ 3) Компонент физической культуры и спорта включает в себя следующие пункты:

1. Последовательная комплексная школьная програм­ма физического воспитания на весь курс обучения физическим навыкам и физиче­ской активности.

2. физкультурно-оздоровительный и спортивный комплекс, реализуемый школой во внеклассное и внеучебное время.

2.1. Зарядку до начала уроков;

2.2. Организация оздоровительных перемен (танцевальные, игровые, спортивные);

2.3. Система дополнительного образования в сфере физической культуры и спорта: физкультурно-спортивные клубы, спортивные секции и кружки.

2.4. Организация спортивных соревнований по различным видам спорта;

2.5. Создание спортивно-оздоровительных летних площадок;

2.6. Организация занятий в специальных медицинских группах;

4). Компонент здоровьесберегающего социального взаимодействия осуществляется по следующим направлениям:

1. Построение системы сетевого взаимодействия с образовательными, культурными и медицинскими учреждениями.

2. Отработка вопросов по направлению детей в санатории;

3. Диспансеризация школьников по спрининг-программе;

4. Просветительская, консультативная работа с общественностью, родителями по профилактике курения, наркомании, алкоголизма.

6. Организация работы по содействию повышения социального статуса семьи, предотвращения алкогольной зависимости родителей учащихся.

5) Компонент мониторинга реализуется по следующим направлениям:

1. Мониторинг качества результатов реализации здоровьесберегающих технологий.

1.1. Физическое здоровье и физическое развитие учащихся (динамика заболеваемости, динамика учащихся по группам здоровья, антропометрические данные).

1.2. Двигательная подготовленность учащихся (разработать соответственную карту мониторинга).

1.3. Эмоциональное здоровье и степень комфортности учащихся (уровень тревожности, личностные качества, уровень комфортности и удовлетворенности, ценностное отношение).

1.4. Умственное здоровье и полноценность интеллектуального развития учащихся (успеваемость, качество знаний, коэффициент компетентности)

1.5. «Социальное здоровье» (уровень социализации, вредные привычки, семейная среда).

1.6. Компетентность и мотивированность в области здорового образа жизни (степень компетентности, степень участия в спортивной и оздоровительной деятельности - секции, соревнования, мероприятия).

1.7. Психофизическое здоровье персонала школы (мониторинг заболеваемости, состояния здоровья, культура здорового образа жизни, уровень тревожности, уровень депрессивности).

2. Мониторинг качества процесса реализации здоровьесбережения

2.1. Мониторинг эффективности работы служб управления (количество проведенных методических советов и принятых решений, соответствие динамики этапов реализации программы принятому стратегическому плану).

2.2. Мониторинг качества работы исполнительного уровня (степень реализации положений программы, оценка качества осуществленных мероприятий, количество мероприятий).

2.3. Мониторинг уровня квалификации и компетентности педагогов и администрации (Бально-рейтинговая система: оценка систематичности повышения квалификации в контексте данной тематики, оценка степени участия во внутришкольных учебно-методических семинарах по данной теме, оценка степени компетентности педагогов и администрации по основным положениям и понятиям, имеющим непосредственное и ближайшее отношение к содержанию реализуемой школой программы здоровьесбережения).

  1   2   3   4   5   6   7




Похожие:

Программа по сохранению и укреплению здоровья учащихся «Здоровое поколение». 18 iconПрограмма деятельности школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся
Паспорт Программы деятельности школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся на 2011-2015 годы
Программа по сохранению и укреплению здоровья учащихся «Здоровое поколение». 18 iconПедагогический совет «Организация работы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся»
Цель педсовета: оценить педагогическую деятельность учреждения по формированию здорового образа жизни учащихся, сохранению и укреплению...
Программа по сохранению и укреплению здоровья учащихся «Здоровое поколение». 18 iconПрограмма Цель Программы «образование и здоровье» Организация системной комплексной работы по сохранению, компенсации и укреплению здоровья учащихся школы
Организация системной комплексной работы по сохранению, компенсации и укреплению здоровья учащихся школы
Программа по сохранению и укреплению здоровья учащихся «Здоровое поколение». 18 iconПрограмма по сохранению и укреплению здоровья учащихся и педагогов моу «Краснопартизанская сош»
«Об образовании», Семейным кодексом Российской Федерации об охране здоровья граждан», отражены в концепции модернизации современного...
Программа по сохранению и укреплению здоровья учащихся «Здоровое поколение». 18 iconПрограмма деятельности моу «Верх-Рождественская основная общеобразовательная школа» по сохранению и укреплению здоровья учащихся
Предметом исследования, а также целью данной программы является поиск наиболее оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья...
Программа по сохранению и укреплению здоровья учащихся «Здоровое поколение». 18 iconМуниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 города Пугачёва Саратовской области»
Основные направления работы по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся
Программа по сохранению и укреплению здоровья учащихся «Здоровое поколение». 18 iconКонспект урока по окружающему миру " Самые полезные продукты" Цели
Обобщить и систематизировать знания учащихся о здоровье и условиях, способствующих сохранению и укреплению здоровья
Программа по сохранению и укреплению здоровья учащихся «Здоровое поколение». 18 iconТема: Кровь. Кровообращение. Цели урока
Обучающая – на основе знаний о составе крови и функциях кровообращения закрепить и углубить знания учащихся по сохранению и укреплению...
Программа по сохранению и укреплению здоровья учащихся «Здоровое поколение». 18 iconОрганизация физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы по укреплению и сохранению здоровья обучающихся
Вопросы обеспечения здоровья учащихся в учебно-воспитательном процессе школы входят в число приоритетных. Цель работы школы разработать...
Программа по сохранению и укреплению здоровья учащихся «Здоровое поколение». 18 iconПлан мероприятий по сохранению и укреплению здоровья учащихся и обеспечение санитарно-гигиенического режима на 2012-2013учебный год
Обновление банка данных о заболеваемости учеников. Анализ заболеваний и их динамика
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы