Озеленение школьных территорий Планировка пришкольных участков icon

Озеленение школьных территорий Планировка пришкольных участков



НазваниеОзеленение школьных территорий Планировка пришкольных участков
страница1/8
Дата конвертации19.10.2012
Размер1.8 Mb.
ТипДокументы
источник
  1   2   3   4   5   6   7   8

Озеленение школьных территорий

Планировка пришкольных участков

Под пришкольный участок отводится довольно значительная площадь - до 1 -1,5 га. На участке должны быть предусмотрены спортивные площадки для подвижных игр, участок для опытной работы с овощами, зерновыми (техническими) и цветочными культурами. Нередко при школе закладывают плодовый сад. Небольшая территория должна быть отведена для хозяйственного двора. Вся остальная площадь отводится под озеленение.


Планировка пришкольных участков


При составлении проекта озеленения весь школьный участок должен выглядеть как единое целое. Проект планировки обычно составляется под руководством ландшафтного архитектора с учетом особенностей школьной жизни.

Поскольку существуют разные типовые проекты зданий средней школы, необходимо выбрать подходящий проект организации и озеленения пришкольного участка. В тех случаях, когда территория школы имеет некоторые отклонения от нормы в размере и конфигурации участка, руководству школы и учителю биологии приходится учитывать это при планировке школьного участка и распределении сил учащихся и учителей.


Варианты планировки и озеленения пришкольных участков: 1 - здание школы; 2 - площадка для баскетбола; 3 - площадка для волейбола; 4 - площадка для гимнастики; 5 - тир; 6 - гигантские шаги; 7 - площадка для подвижных игр; 8 - хозяйственные двор; 9 - теплица; 10 - склад; 11 - беседка



Ваза-цветочница


При составлении проекта озеленения желательно использовать различные виды художественного оформления - скульптуры, садовые скамейки, вазы-цветочницы, подпорные стенки, каменные лестницы и заборы, фонтаны и водоемы, которые сами по себе украшают озеленяемую территорию.


Вазы-цветочницы


Следует помнить: излишне дробить озеленяемый участок множеством дорожек не следует. Дорожки должны быть функционально оправданы. Свободно растущие группы деревьев, кустарников и цветов сочетают со стрижеными рядами живой изгороди, оградой, дорожками и водоемами. Такое сочетание свободных и строгих форм позволяет найти интересное решение отдельных фрагментов участка и придать ему своеобразную красоту.

Размещать растения нужно в определенном порядке, чтобы присутствие их было архитектурно оправдано. Случайное размещение деревьев, кустарников и цветов нежелательно. При выборе растений необходимо представить, как они будут изменяться в процессе роста: деревья примут присущую им форму, а кустарники разрастутся в стороны.

С учетом этих особенностей необходимо размещать их в группах.

На пришкольном участке желательно использовать красиво цветущие растения и виды с декоративными плодами и листьями. При размещении растений необходимо учитывать их высоту, форму, Окраску цветков и листьев и время цветения, подбирая породы так, чтобы одни декоративные растения в течение сезона сменялись другими. Целесообразно использовать и некоторые плодовые породы (яблони Недзведского, Комсомолку, таежную сибирскую, сливолистную, груши - уссурийскую и др.), которые весной радуют своим обильным и красочным цветением, а осенью - яркими плодами.


Виды пристенных каркасов для вьющихся растений


Хвойные деревья декоративны круглый год. Они очень красивы у стен школы и в солитерной (одиночной) посадке на газоне. Ель, сосну целесообразно высаживать в ветрозащитные полосы с северной стороны участка.

Живой изгородью огораживают школу со стороны проезжей части улицы, а также хозяйственный двор, спортивные площадки и опытные участки. Красивые живые изгороди естественной формы получают из цветущих кустарников - сирени, чубушника (жасмина), шиповника, спиреи, жимолости, боярышника.

Не следует перегружать участки деревьями и кустарниками. Гораздо лучше, когда они просматриваются на зеленом фоне газона. Деревья размещают группами разной величины, кустарники - в виде опушек к деревьям, группами и единично.


Зеленая беседка


Для вертикального оформления здания школы, заборов, беседок, пергол и арок используют различные декоративнолиственные и красиво цветущие вьющиеся и лазящие растения.


Зеленая арка


Цветники устраивают перед зданием школы, вдоль дорожек и в виде групп разного размера и формы на газоне. Если фасад школы обращен на север, то основную массу цветов размещают с южной стороны здания. В цветники из многолетников рекомендуется вводить небольшие группы красиво цветущих кустарников или стриженые садовые формы хвойных растений (пирамидальные, шаровидные, колонновидные).


Оформление скамейки-грибка и пирамиды


Обычно участки школы огораживают забором (деревянным, каменным, кирпичным, из металлической сетки). В той части забора, где к онколе примыкает проезжая дорога, устраивают живую изгородь из деревьев и кустарников для улавливания пыли и снижения шума. Остальные стороны забора не следует обсаживать высокими деревьями, кроме тех случаев, когда с участка открывается малоприглядный вид. Если школа находится рядом с озелененными участками жилых кварталов или с объектами городского озеленения, забор целесообразно обсадить вьющимися растениями или кустарниками, не загораживая его сплошной зеленой изгородью.


Пример вертикального озеленения


Выполнение работ по озеленению начинают с вертикальной планировки участков. В соответствии с заданными условиями выравнивают территорию и переносят исходные точки проекта на местность. Исходными точками могут быть геодезические реперы, углы зданий, столбы или другие постоянные предметы, от которых указаны расстояния и направления до основных точек плана озеленяемой территории. При сложной планировке озеленяемой территории на рабочих чертежах должна быть нанесена сетка квадратов со сторонами от 2 до 10 м, которая привязывается к основной планировочной оси.


Пример вертикального озеленения


К работам по планировке участка школы надо привлечь наиболее толковых, инициативных ребят, интересующихся архитектурно-планировочными работами. В этом могут помочь и учителя географии, математики, а также классные руководители. Эту работу не следует организовывать фронтально, ее нужно поручить заранее организованному звену, группе или сводному отряду.

Работы по созданию каждого из объектов озеленения начинают со строительства подъездных дорог, садовых дорожек и площадок. Затем проводят посадку деревьев и кустарников, создают газоны и высаживают цветочные растения. Создание и содержание каждого из этих элементов озеленения мы рассмотрим отдельно.

^ Посадка деревьев и кустарников

Посадка деревьев и кустарников - кратковременный, но очень ответственный эпизод. От того, как подготовлена почва и посадочный материал, как посажено каждое растение, зависит его приживаемость и в значительной мере долговременность его жизни. К посадке многолетних растений необходимо готовить весь школьный коллектив как к серьезному делу и вместе с тем к большому празднику. Заранее надо определить, кому из ребят можно доверить посадку: очевидно, тем, кто своим трудолюбием, ответственным отношением к делу положительно себя зарекомендовал.

Посадку деревьев и кустарников начинают с подготовки почвы и посадочных мест. После планировки поверхности территории, предназначенной для посадки древесных растений, внесения органических и минеральных удобрений, определения места посадки дерева или кустарника приступают к выкопке ям.

Для деревьев в возрасте 10-12 лет стандартом является круглая яма диаметром 1 м и глубиной 80 см. Для крупных деревьев, пересаживаемых с комом, размеры ям зависят от размера кома, но во всех случаях яма должна быть больше кома по диаметру на 30-40 см, а по глубине на 20-30 см.

При посадке кустарников диаметр ямы в среднем должен составлять 60-70 см, а глубина - 60 см. При групповой посадке кустарники можно размещать в одной яме, выкопанной по размерам и форме группы. Для посадки живых изгородей обычно выкапывают траншеи шириной 70 и глубиной 60 см. Кустарники в таких траншеях размещают в два ряда в шахматном порядке ближе к краям траншеи.

После выкопки ям нижняя часть заполняется наиболее плодородным слоем снятой земли. Верхнюю часть заполняют привозной растительной землей с добавлением органических и минеральных удобрений.

В заранее подготовленной яме или котловане перед посадкой дерева или кустарника открывают только ту часть, которая необходима для свободного размещения корней. Корни должны размещаться свободно. Колья для подвязки деревьев длиной 1,5-2,0 м забивают перед посадкой в плотный грунт основания ямы или котлована. При рядовой посадке деревьев прямая линия посадки устанавливается предварительным размещением кольев по шнуру.

Перед посадкой корневую систему деревьев или кустарников нужно осмотреть и обрезать все поврежденные части корней. После этого на дно ямы насыпают холмик земли, на котором расправляют корни, затем засыпают их растительной землей, слегка встряхивая, чтобы земля равномерно заполнила пустоты между корнями. Уплотнять ее нужно от края к центру ямы. Сразу после посадки корневая шейка дерева или кустарника должна находиться на 3-5 см выше поверхности почвы, но быть присыпана растительной землей.

После полива и постепенного уплотнения почвы в посадочной яме дерево (или кустарник) несколько осядет, и корневая шейка окажется на уровне поверхности почвы. Полив после посадки должен быть обильным независимо от влажности почвы.

После посадки деревья временно подвязывают к кольям свободно, чтобы не препятствовать их осадке, а через 20-25 дней после уплотнения почвы подвязывают окончательно. Для предотвращения перетирания коры шпагатом ствол дерева в месте привязки обматывают мягким материалом. Дерево привязывают к колу «восьмеркой» в двух местах: на высоте 0,5 м от поверхности почвы и у вершины кола (1,5-1,8 м). В районах, где преобладают сильные ветры, деревья следует привязывать к двум-трем кольям на растяжке. В этом случае колья устанавливают наклонно к центру по краям посадочной ямы.

Для посадки крупных деревьев и кустарников с комом в мягкой упаковке с помощью экскаватора выкапывают круглые ямы диаметром 1,5 м и глубиной 0,85 м. Стенки и дно ямы выравнивают и зачищают вручную. Ямы заполняют до половины хорошо удобренной растительной землей. Рядом складывают запас земли для последующей досыпки.

Деревья и кустарники в зависимости от их возраста и размеров выкапывают с комом диаметром 0,6-0,8 и высотой 0,5-0,6 м. Ком окапывают круглой формы канавой шириной 40-50 см с постепенным по мере углубления наклоном стенок кома внутрь на конус. Встречающиеся корни перерубают острым топором или секатором.

Выкапывать и пересаживать деревья и кустарники с комом в мягкой упаковке можно только на плотных суглинистых и глинистых грунтах, хорошо сохраняющих ком при пересадке.

После окопки ком, не трогая с места, туго обвертывают мешковиной, затягивают и прочно сшивают ее края шпагатом, оставляя запас мешковины для упаковки дна и верха кома. Затем растение с комом осторожно заваливают на бок, туго обтя­гивают и обшивают дно и верх кома, захватывая при этом ствол, на котором завязывают концы мешковины.

Для погрузки крупных деревьев с комами в мягкой упаковке используют автокраны. При этом под ком подводят мягкую толстую веревку, сложенную вдвое, и петлей свободного конца цепляют за крюк стрелы автокрана. Затем растение поднимают и в полунаклонном положении переносят на автомашину. Растения с небольшими комами (диаметром 0,6 м) можно грузить вручную, поднося их на носилках к автомашине.

Ямы для посадки растений с комами в мягкой упаковке должны быть выкопаны и подготовлены к посадке заранее. Привезенные растения сразу же разгружают автокраном (с небольшими комами - вручную) и ставят их в центр ямы. Перед этим насыпанную ранее землю рыхлят, при необходимости добавляют свежую, лишнюю отбрасывают к краям ямы. Ком в яме засыпают хорошо удобренной растительной землей с послойным уплотнением, начиная с плотной подбивки земли под дно кома.

Если ком при перевозке и разгрузке частично деформирован, то при распаковке мешковину развязывают и оставляют в яме.

Лучше всего растения приживаются, если сажать их в жижу. Для этого засыпанную почти доверху свежей растительной землей яму предварительно заливают водой (50-70 л) и землю тщательно размешивают. Ком с растением ставят в образовавшуюся жижу, выравнивают и засыпают землей, взятой со стороны, а затем уплотняют ее.

После посадки устраивают лунку для полива с аккуратным валиком по внешнему краю ямы и обильно поливают растение до полного насыщения почвы влагой. После впитывания воды в месте промоин и просадок добавляют земли и тщательно разравнивают граблями, поправляя при этом валики лунок.

Крепежные колья по два или по три вокруг каждого дерева прочно забивают в края ям наклонно к дереву. Штамб на одной высоте (1 м от земли) обвертывают мешковиной, сложённой в ленту, и обвязывают ее шпагатом. Растение прочно подвязывают к кольям, связывая их вместе у ствола поверх ленты из мешковины. Концы кольев подрезают на одном уровне.

Для посадки крупных и больших деревьев и кустарников с комом в жесткой упаковке (в деревянные разборные ящики) выкапывают квадратные ямы размером 2,2x2,2 м и глубиной 1 м. Для выкопки ям используют экскаваторы. В особых и стесненных условиях ямы можно выкапывать вручную. Стенки и дно ям зачищают, а затем засыпают их растительной землей слоем не менее 20-25 см для образования «подушки», на которую устанавливают ком.

Привезенные к месту посадки растения разгружают автокранами и ставят строго вертикально в центр заранее подготовленных ям. При этом следят, чтобы верх кома был на уровне общей поверхности. При наклоне растения его поднимают автокраном и под дно подсыпают грунт или, наоборот, убирают его.

После установки и выверки растения по вертикали разбирают вначале верх, а затем боковые стенки ящика, относят их в сторону для повторного использования. Осторожно, не повреждая кома, убирают крайние доски дна. При малосвязных грунтах земляного кома доски дна из-под кома можно не извлекать, оставляя их в яме.

Ком в яме засыпают хорошо удобренной растительной землей с послойным уплотнением, начиная с плотной подбивки земли под дно кома.

Крону развязывают. Поврежденные во время перевозки ветки обрезают. Крупные срезы и места повреждений штамба зачищают садовым ножом и покрывают садовой замазкой или закрашивают масляной краской. Для закраски ран следует применять минеральные краски - сурик или охру, - густо разведенные на натуральной олифе.

Лунку для полива делают квадратной или круглой формы с валиками по внешней границе ямы. Поверхность лунки тщательно разравнивают граблями. Посаженные растения обильно поливают водой по 250-300 л на каждое. После впитывания воды в месте просадок и промоин добавляют землю и тщательно разравнивают; оправляют валики лунок.

Посаженное и политое дерево укрепляют растяжками. Для этого ствол выше первых скелетных сучьев обвертывают мешковиной или войлоком и обвязывают веревкой, получается аккуратный хомутик. За него цепляют три-четыре конца проволоки. За краем ямы в трех-четырех местах на равном расстоянии друг от друга забивают наклонно от дерева колья и затем туго подтягивают концы проволоки и закручивают за колья. При этом следят, чтобы дерево приняло строго вертикальное положение.

Пересадка деревьев и кустарников, как крупномерных, так и больших, допускается и с неупакованным комом, но при выкопке их на связных почвах, хорошо сохраняющих ком, и при перевозке на близкие расстояния по дорогам с твердым покрытием.

Чтобы деревья и кустарники быстрее прижились, корневую систему перед посадкой обмакивают в глиняную «болтушку», в которую добавляют гетероауксин (0,001%)-препарат, стимулирующий образование корней у растений.

Ассортимент деревьев и кустарников

Деревья

Кустарники

Вьющиеся растения для вертикального озеленения

Акация белая

Айва японская

Актинидия: китайская, коломикта, острая, крупнолистная

Бархат амурский

Барбарис: обыкновенный, Тунберга, пурпурнолистный

Ампелопсис (виноградовник): аконитолистный, короткоцветоножковый, крупнолистный

Береза: бородавчатая, пушистая

Бересклет: европейский, Маака, широколистный, бородавчатый

Виноград: амурский, душистый, японский (Кемпфера), девичий

Вяз: гладкий, приземистый, шершавый, мелколистный

Боярышник: обыкновенный, круглолистный, кроваво-красный

Глициния (Вистария) - для юга

Груша уссурийская

Бузина: красная, рассеченолистная, канадская

Гортензия черешковая (лазящая)

Дуб: черешчатый, красный, сидячецветный

Вейгелия: ранняя, цветущая

Гречиха бальджуанская - для юга

Ель: колючая, обыкновенная, сербская, Энгельмана

Вишня: Бессея, войлочная, песчаная

Жимолость: каприфоль обыкновенная, Генри

Ива: белая, плакучая

Гортензия: метельчатая, серая, древовидная

Кампсис (Текома): крупноцветковый, укореняющийся

Катальпа великолепная

Дейция: Вильморена, крената, великолепная, шершавая, грациозная

Кирказон: маньчжурский, крупнолистный, пушистый

Каштан конский

Дерен белый

Лимонник

Клен: зеленокорый, красный, маньчжурский, мелколистный, серебристый, остролистный, полевой, сахарный

Жимолость: альпийская, Маака, Максимовича, приятная, съедобная, татарская, каприфоль

Ломонос (клематис): виноградолистный, горный, Жакмана (различные сорта)

Липа крупнолистная, мелколистная, обыкновенная Лиственница: европейская, сибирская, Сукачева

Ива: пурпурная, пятитычинковая, русская, Шверина

Луносемянник: канадский, даурский

Орех: маньчжурский, грецкий

Ирга круглолистная

Пуэрария волосистая - для юга

Рябина: обыкновенная, гранатная

Калина: городовина, канадская, бульденеж

Розы плетистые (разные сорта)

Сосна: Веймутова, горная, кедровая, обыкновенная, румелийская

Кизильник: блестящий, круглолистный

*

Тополь: бальзамический, белый, канадский, советский пирамидальный, берлинский

Клен: гиннала, татарский

*

Черемуха: виргинская, Маака

Лещина: обыкновенная, пурпурнолистная

*

Яблоня: сибирская, сливолистная, Недзведского

Лох: серебристый, узколистный

*

Ясень: пушистый, обыкновенный

Магония падуболистная

*

*

Малина: прекрасная, душистая

*

*

Миндаль: низкий, трехлопастный

*

*

Можжевельник: казацкий, обыкновенный

*

*

Облепиха крушиновая

*

*

Ракитник: двухцветковый, альпийский, золотой дождь

*

*

Роза: многоцветковая, морщинистая, сортовая

*

*

Сирень: обыкновенная, венгерская, персидская

*

*

Смородина: альпийская, золотистая

*

*

Снежноягодник кистистый

*

*

Спирея: Ван-Гутта, дубровколистная, японская, многоцветная, средняя, иволистная, Бумальда, сиренецветная (Мензиса), Дугласа, зверобоелистная, калинолистная, рябино-листная

*

*

Тамариск пятитычинковый (Палласа)

*

*

Форзиция: промежуточная, шерстистая

*

*

Чубушник: венечный, Лемуана, пушистый, короткокистевый, Шренка, мелколистный, многоцветковый, виргинский

*


  1   2   3   4   5   6   7   8




Похожие:

Озеленение школьных территорий Планировка пришкольных участков iconПоложение о проведении городского смотра-конкурса на лучшее озеленение
Городской конкурс на лучшее озеленение территорий образовательных учреждений «Цветущий город» проводится в рамках городского экологического...
Озеленение школьных территорий Планировка пришкольных участков iconПриказ №177 о проведении районного смотра конкурса на лучшее благоустройство и озеленение территорий образовательных учреждений Новичихинского района
С целью повышения качества благоустройства и озеленения территорий образовательных учреждений, воспитания бережного отношения к природным...
Озеленение школьных территорий Планировка пришкольных участков iconПоложение о районном смотре – конкурсе пришкольных территорий
Смотр конкурс проводится муниципальным учреждением Управление образования с 1 июня по 20 августа 2012 года
Озеленение школьных территорий Планировка пришкольных участков iconПоложение о районном смотре – конкурсе пришкольных участков среди образовательных учреждений
Смотр конкурс проводится му управление образования с 20 апреля 2012 года по 1 сентября 2012 года
Озеленение школьных территорий Планировка пришкольных участков iconПоложение о проведении районного конкурса «Лучший пришкольный участок образовательного учреждения м р. Камышлинский»
Конкурс проводится в целях организации воспитывающей среды образовательного учреждения; обобщения и распространения опыта работы...
Озеленение школьных территорий Планировка пришкольных участков iconТема: «Архитектура: планировка и строительство городов»
Выполнить презентацию: «Архитектура: планировка и строительство городов» (выбрать любой город России, предоставить на флешке или...
Озеленение школьных территорий Планировка пришкольных участков iconРоссийской федерации планировка и застройка территорий садоводческих объединений граждан, здания и сооружения сниП 30-02-97
Разработаны цнииэпграждансельстроем (арх. Магидин В. И, канд архит. Агаянц Л. М., арх. Лопаткин Ю. В.), Главмособлархитектуры (арх....
Озеленение школьных территорий Планировка пришкольных участков iconРегламент по предоставлению муниципальной услуги «Подготовка постановлений о присвоении адреса объекту недвижимости» согласно приложению 2
«подготовка постановлений о присвоении адреса объекту недвижимости» и «по утверждению и выдаче схем расположения земельных участков...
Озеленение школьных территорий Планировка пришкольных участков iconЕдиная нумерация избирательных участков, участков референдума для голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума при проведении выборов и референдума на территории Свердловской области
Количество избирательных участков, образуемых главами местных администраций муниципальных образований
Озеленение школьных территорий Планировка пришкольных участков icon«Об установлении границ прилегающих территорий»
Государственного комитета рб по торговле и защите прав потребителей и правил определения органами местного самоуправления границ...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы