Некоторые аспекты социализации учащихся открытой (сменной) общеобразовательной школы г. Амурска icon

Некоторые аспекты социализации учащихся открытой (сменной) общеобразовательной школы г. Амурска



НазваниеНекоторые аспекты социализации учащихся открытой (сменной) общеобразовательной школы г. Амурска
Дата конвертации24.10.2012
Размер107.93 Kb.
ТипДокументы
источник

Некоторые аспекты социализации учащихся

открытой (сменной) общеобразовательной школы г. Амурска


Ташлыкова Ольга Андреевна

Директор МОУ ОСОШ г.Амурска

Бурдинская Татьяна Вячеславовна

заместитель директора

по учебно-воспитательной работе

МОУ ОСОШ г.Амурска


Открытая (сменная) школа, являясь общеобразовательной, имеет существенные отличия от дневных школ. Это отличительные особенности не только контингента учащихся, но и организации образовательного процесса в целом. Безусловно, что приход учащихся в ОСОШ – это показатель того, что процесс социализации данных учащихся имеет какие-либо дефекты. Значит, что-то пошло не так, раз человек выпадает из своей возрастной группы, нормального социального окружения и т.д.

Каковы же наиболее яркие особенности учащихся нашей школы?

Во-первых, за партой в одном классе сидят учащиеся разных возрастных групп. Это и девиантные подростки, и молодежь, и «отцы семейства». Как правило, основная масса учащихся имеют перерыв в обучении, что представляет сложность не только в продолжении обучения, но и в успешности социализации, так как накоплен «богатый» опыт асоциального поведения.

Во-вторых, учащиеся имеют характерные индивидуально-психологические особенности.

Как правило, большая часть учащихся приходят к нам, имея психологическую травму, полученную в силу разных причин. Эти причины можно разделить на две группы. Первая – причины, обусловленные внешней средой. Они зависят от окружающего социума, на них мы можем повлиять лишь частично (это состав семьи, неблагополучие в семье, что является причиной плохого психо-соматического здоровья и отрицательных качеств личности). Вторая группа причин – это длительная неуспешность, второгодничество. Эта группа причин является и результатом и возможностью педагогического воздействия на учащихся.

В-третьих, по результатам анкетирования, причинами перехода в нашу школу являются конфликты: с одноклассниками, учителями и т.д. То есть у учащихся недостаточно сформированы навыки конструктивного взаимодействия, нет навыков разрешения конфликтных ситуаций, высокий уровень тревожности. Все это ведет к агрессивности и асоциальному поведению.

Очевидно, что для работы с таким контингентом учащихся необходимо создать определенные условия и иметь специально подготовленные педагогические кадры. Прежде всего: позиция учителя по отношению к учащимся. Для того, чтобы снять психологические барьеры общения, педагоги должны уметь принимать учащихся такими, какие они есть, со всеми их недостатками и проблемами. То есть это должна быть позиция педагога-фасилитатора, готового помочь и поддержать.

Главным условием реализации воспитательного процесса для решения проблемы социализации, является гуманизации взаимоотношений всех участников образовательного процесса. А главным условием успешности процесса гуманизации является создание атмосферы комфортности, т.е. такого психологического климата в школе, когда всем хорошо и хочется быть вместе. Причем благоприятный психологический климат должен быть и для учащихся и их родителей, и для педагогов.

Обеспечение этих двух основных условий позволяет существенно снизить уровень тревожности. А это значит, что учащиеся становятся менее агрессивными, ослабляются механизмы психологической защиты. Это делает ребят более гибкими, менее конфликтными, и как следствие более восприимчивыми к воспитательным воздействиям.

Опираясь на многолетний опыт вечерних школ в области воспитания, в нашей школе сложилась своя система воспитательной работы.



Она обязательно своим предварительным этапом имеет реабилитационно-восстановительный период.

Чтобы понять специфику открытой школы, обратимся к основным педагогическим категориям: воспитание и развитие. (Педагогическая энциклопедия. М., 1966).

«Воспитание, в широком смысле слова, - это влияние на развитие и результат такого влияния. Это значение имеют в виду, когда справедливо утверждают, что человека воспитывает вся его жизнь. В более специальном, узком смысле слова, под воспитанием понимается работа воспитателей, целенаправленное руководство развитием и результаты этого руководства. Научная педагогика исходит из того, что личность формируется в процессе деятельности. Эта деятельность существенно влияет на развитие, т.е. воспитывает».

В условиях открытой (сменной) школы категория воспитания наполняется весьма специфическим содержанием. В строгом смысле слова воспитанием (как процессом управления нормально протекающим развитием) наша школа не занимается в принципе. Она чаще всего имеет дело с девиациями развития и поведения. Наши ученики выпадают из социально-образовательных норм: по возрасту, уровню подготовленности, развитости учебно-познавательных способностей, мотивации учебной деятельности, по иным показателям социализации. Поэтому педагоги «вечерки» в той или иной форме имеют дело преимущественно с проблемами перевоспитания – специфической и особо трудной составляющей процесса управления социализацией личности. «Влияние на развитие», «целенаправленное руководство развитием» - все это наша школа оказывает через выявление, учет и коррекцию девиаций прежнего социального и дидактического опыта своих учащихся. Именно в этом направлении и в этой связи она выстраивает «формирующую деятельность» педагогов и учащихся.

При этом следует иметь в виду, что девиации могут быть

  • Негативными – дидактическая запущенность, опыт асоциального поведения, высокая конфликтность…

  • Позитивными – относительная взрослость, личностная зрелость….

  • Неоднозначными – неадекватная тревожность, болезненная самооценка, повышенная самостоятельность….

Традиционно сложные задачи эффективной организации процесса воспитания переходят в плоскость еще более трудных проблем перевоспитания, связанного с перестройкой так называемых динамических стереотипов поведения.

Этап развития, который проживают учащиеся в нашей школе, строго говоря, не является процессом, «в котором постепенное накопление количественных изменений приводит к наступлению качественных изменений» (по определению). В социальном опыте большинства наших учащихся содержатся следствия предшествовавшего срыва развития.

Непременным условием и обязательной предпосылкой в этих условиях становится предварительная ликвидация (или хотя бы ослабление) следствий прежнего негативного опыта учащихся. Реабилитационно-восстановительный период – одна из главных дидактических, организационных и психологических проблем нашей школы. Здесь дидактика общего образования непосредственно соприкасается с коррекционной педагогикой.

Таким образом, воспитательный процесс для всех учащихся нашего образовательного учреждения невозможно организовать одинаково. В рамках данного выступления невозможно представить воспитательную систему нашей школы, лишь отмечу различия в организации воспитательного процесса для разных категорий учащихся.

Учитывая особенности и условия обучения учащихся в учебно-консультационном пункте при исправительной колонии № 14, учащихся вечернего отделения (когда учащиеся приходят в школу после рабочего дня) и учащихся дневного отделения, воспитательная система школы имеет сложную структуру, включающую в себя три отличные друг от друга модели.

1 модель: это организация воспитательного процесса в УКП при ИК-14. Условия обучения данного контингента учащихся диктуют необходимость максимального использования воспитательного потенциала урока и личности самого педагога, так как реализация воспитательных целей через внеклассные (а тем более массовые мероприятия) невозможны.

Одно из направлений воспитательной работы - «Духовно-нравственное развитие учащихся как средство ресоциализации». Учитель русского языка и литературы Перфильева Галина Ивановна достигает высоких результатов в реализации воспитательных целей образования через приобщение учащихся к духовным истокам русской литературы. Педагог умеет максимально использовать воспитательный потенциал содержания предмета и подобрать типы уроков и формы работы, отвечающие психологическим особенностям учащихся. В своей работе Галина Ивановна использует уроки-исследования, уроки сопоставительного анализа эпизодов, уроки с элементами инсценирования, уроки развития речи, уроки экскурсии с использованием информационно-коммуникативных технологий, интегрированные уроки (изобразительного искусства, музыки и литературы). Разнообразные, грамотно подобранные формы и методы в учебно-воспитательном процессе повышают силу воспитательного воздействия на учащихся, прививают учащимся интерес к русской классической литературе, делают уроки словесности жизненно важными, способствует формированию общей культуры личности, духовно-нравственного развития, повышению возможности успешной социализации оступившихся подростков и взрослых учеников.

Ученики Галины Ивановны не только успешно заканчивают школьный курс обучения, но и поступают в высшие учебные заведения Хабаровского края на дистанционные формы обучения. В результате, по истечении срока отбывания наказания, учащиеся, имеющие образование и профессию, успешнее социализируются в обществе.

2 модель: организация воспитательного процесса для учащихся вечернего отделения. Как правило, это учащиеся, которые из-за отсутствия образования либо потеряли работу, либо не могут ее найти. Сам процесс получения образования для данной категории учащихся является средством социализации. Так как получение работы для них является главной задачей, ведется кружок «Формирование жизненного сценария в рамках программы профориентации». Программа данного кружка составлена на основе материалов книги, выпущенной при реализации проекта «Предотвращение торговли людьми на Дальнем Востоке и в Сибири». Программа данного кружка направлена на поднятие самооценки участников, осознание ими своих прав, улучшение навыков разрешения межличностных конфликтов и финансового менеджмента.

Методика обучения эффективному трудоустройству концентрируется на моделировании процесса поиска работы, включая обучение навыкам написания резюме, прохождения интервью и разработки стратегии по поиску работы.

На наш взгляд данная программа имеет существенные преимущества по сравнению с другими формами профориентационной работы.

Во-первых, существующая традиционная форма проведения занятий по профориентации попросту неэффективны. Она помогает усвоить ученикам только некий объем теоретической информации о трудоустройстве, но не учит на практике этому самому трудоустройству.

Во-вторых, наступило время, когда во всех сферах науки и образования происходят быстрые изменения. Специалистам необходимо перестраиваться, осваивать новые умения и навыки и внедрять в образовательный процесс новые, в том числе и интерактивные технологии обучения.

В-третьих, методика проведения тренингов предполагает перевод «теорем» в «практику». Через активизацию своего опыта учащиеся смогут на практике воспользоваться этой информацией по трудоустройству, которой они владеют, обыграть процесс собеседования при приеме на работу, самостоятельно написать резюме и т.д.

В-четвертых, необходимо заметить, что в ходе таких занятий происходят так же изменения отношений с близкими, друзьями, одноклассниками и преподавателями. Новые, созданные ими отношения, основаны на большей уверенности в себе, спокойствии и внутренней силе и включают открытость, доверие, взаимопонимание и уважение. Все эти факторы существенно расширяют круг комфортного общения участников тренингов, что чрезвычайно важно для подготовки молодежи к началу профессиональной деятельности и ее дальнейшему развитию.

При этом навыки, полученные на тренинге, являются устойчивыми и эффективными, т.е. использование их в дальнейшей жизни самостоятельно постоянно воссоздает те результаты, которые были достигнуты во время занятий.

Таким образом, обеспечивается успешность социализации не только на данном этапе, но и в дальнейшей жизни учащихся.

По результатам анкетирования все учащиеся отмечают важность и полезность данного курса. Все учащиеся, которые воспользовались данными знаниями на практике, смогли найти или поменять работу.

3 модель: организация воспитательного процесса для учащихся дневного отделения. Особенность наших учащихся, как уже говорилось, в том, что у них накоплен опыт асоциального поведения, не сформированы навыки общения. Многие учащиеся приходят к нам в школу, уже совершив правонарушения и преступления. У них сложились неконструктивные стереотипы поведения и общения, недостаточный уровень общей осведомленности, низкий уровень развития речи для данного возраста, деформированные установки, непонимание значимости культуры в жизни человека, в т.ч. правил поведения в обществе и т.д. А так как успешная социализация возможна только на основе активности самого подростка при взаимодействии с окружающей социальной средой, то нашей задачей является включение их в это взаимодействие. Т.е. реализация имеющейся активности учащихся в социально одобряемой деятельности.

Одной из форм работы является работа кружка «Дорогами памяти». Ведет работу Халилова Татьяна Владимировна учитель истории 1 квалификационной категории. Основной целью является патриотическое воспитание. В результате работы реализуются задачи формирования позитивного социального опыта, отрабатываются навыки и умения общения в реальном социальном окружении, развития личности и раскрытие творческого потенциала учащихся.

Работа учащихся строится по трем направлениям:

  1. История школы

  2. История Амурского района

  3. История города Амурска.

Отправной точкой данного направления работы послужило празднование 50-летия школы.

Результативность работы обеспечивается умением найти подход к учащимся с учетом индивидуальных особенностей. Трудно поверить, но проходит совсем немного времени и учащиеся самостоятельно, с огромным энтузиазмом разыскивают первостроителей города, учителей, когда-то работавших в школе, рисуют карты первых поселений Амурского района, восстанавливают историю строительства города… В процессе поиска учащимся приходится вступать в общение с разными людьми и представителями учреждений, обращаться с письменными просьбами о подтверждении определенных фактов, работать с различными источниками информации (что представляет огромную трудность для наших ребят).

В процессе сбора информации и поиска выпускников школы, учащиеся узнают очень много информации о своем районе, городе, о выпускниках прошлых лет. Они узнают, что среди выпускников - почетные граждане города, награжденные правительственными наградами, трудовыми и боевыми медалями, живущие в разных уголках нашей страны и за ее пределами. Живое общение с этими людьми, благодарность этих людей за работу ребят дает учащимся мощный стимул собственного развития. Они начинают проявлять активность. И, как результат, можно привести пример участия группы наших ребят в районном этапе краевого конкурса «Есть слово древнее хабар», где в номинации «групповая работа» они заняли 1 место.

Несмотря на накопленный опыт работы, положительные результаты воспитательной деятельности, наш коллектив испытывает определенные трудности и проблемы. Как было уже отмечено, для работы с нашим контингентом учащихся необходимы специальные знания и умения педагогов. К сожалению, выпускники высших учебных заведений не имеют глубоких психологических знаний и, тем более, практических навыков работы с трудным контингентом учащихся. Не дают этих знаний и навыков и курсы повышения квалификации. В настоящее время у нас работает стабильный коллектив, педагоги обучены приемам и навыкам коррекционной педагогики и психологии в рамках методической работы школы. Педагоги систематически обучались на психолого-педагогическом семинаре не только формам и методам работы с учащимися, но и проводились тренинги для педагогов по развитию личностных качеств, развитию умения предотвращать конфликтные ситуации в работе с учащимися, по сохранению собственного психологического здоровья, повышению стрессоустойчивости, предотвращению синдрома «эмоционального выгорания учителя» и т.д. Данный семинар регулярно проводился психологом школы, после сокращения психолога мы обращались за помощью к психологам в ЦДКиК. В настоящее время у нас возникают проблемы по психологической поддержке педагогов. Анализируя возрастной состав педагогов, в дальнейшем мы предвидим проблему в специальной подготовке новых педагогов. Поэтому необходимо искать другие пути и формы обучения и психологической поддержки педагогов, так как без специальных знаний и умений в нашей школе работать нельзя.

Для этого в настоящее время, мы формируем методическую базу для обучения педагогов психолого-педагогическим знаниям с учетом специфики нашего контингента; планируем обобщение опыта педагогов, достигающих высоких результатов в обучении и воспитании учащихся; ищем возможности и пути для того, чтобы образовательный процесс и коллектив открытой (сменной) школы имел профессиональную поддержку психолога.




Похожие:

Некоторые аспекты социализации учащихся открытой (сменной) общеобразовательной школы г. Амурска iconМоу осош г. Амурска «11» марта 2011 г
Муниципального общеобразовательного учреждения открытой (сменной) общеобразовательной школы
Некоторые аспекты социализации учащихся открытой (сменной) общеобразовательной школы г. Амурска icon1. История фондообразователя: в 1958 году открылась школа рабочей молодежи
Историческая справка муниципального общеобразовательного учреждения открытой (сменной) общеобразовательной школы г. Амурска Амурского...
Некоторые аспекты социализации учащихся открытой (сменной) общеобразовательной школы г. Амурска iconПубличный отчет Муниципального общеобразовательного учреждения открытой (сменной) общеобразовательной школы г. Амурска Амурского муниципального района Хабаровского края за 2010-2011 учебный год
Юридический и фактический адрес образовательного учреждения:, 682640,Хабаровский край, г. Амурск пр. Комсомольский, 42
Некоторые аспекты социализации учащихся открытой (сменной) общеобразовательной школы г. Амурска iconПубличный отчет Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения открытой (сменной) общеобразовательной школы г. Амурска Амурского муниципального района Хабаровского края за 2011-2012 учебный год
Юридический и фактический адрес образовательного учреждения:, 682640,Хабаровский край, г. Амурск пр. Комсомольский, 42
Некоторые аспекты социализации учащихся открытой (сменной) общеобразовательной школы г. Амурска iconО кадровом обеспечении образовательного процесса и укомплектованности штатов
Муниципального общеобразовательного учреждения открытой (сменной) общеобразовательной
Некоторые аспекты социализации учащихся открытой (сменной) общеобразовательной школы г. Амурска iconДоклад Муниципального общеобразовательного учреждения открытой (сменной) общеобразовательной школы Каневского района
Муниципальное общеобразовательное учреждение Открытая (сменная) общеобразовательная школа Каневского района
Некоторые аспекты социализации учащихся открытой (сменной) общеобразовательной школы г. Амурска iconУправление качеством образования в условиях открытой (сменной) общеобразовательной школы
Серьезное влияние на актуализацию качества образования как современную социально-педагогическую проблему оказывает возрастающая интеллектуализация...
Некоторые аспекты социализации учащихся открытой (сменной) общеобразовательной школы г. Амурска iconПоложение о внутришкольном контроле моу вечерней (сменной) общеобразовательной школы городского поселения
Моу вечерней (сменной) общеобразовательной школы городского поселения «Рабочий поселок Октябрьский» Ванинского муниципального района...
Некоторые аспекты социализации учащихся открытой (сменной) общеобразовательной школы г. Амурска iconПоложение о методическом объединении моу вечерней (сменной) общеобразовательной школы городского поселения
Моу вечерней (сменной) общеобразовательной школы городского поселения «рабочий поселок октябрьский» ванинского муниципального района...
Некоторые аспекты социализации учащихся открытой (сменной) общеобразовательной школы г. Амурска iconПриказ №1 155 по Нюрбинской открытой (сменной ) общеобразовательной школе
Назначить ответственным лицом по мбоу «НО(С)ОШ» за организацию обучения с применением дистанционных образовательных технологий учителя...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы