Метапредмет \"проблема\" icon

Метапредмет "проблема"



НазваниеМетапредмет "проблема"
страница1/5
Дата конвертации24.10.2012
Размер0.66 Mb.
ТипДокументы
источник
  1   2   3   4   5

Метапредмет "ПРОБЛЕМА"

Громыко Ю.В.



Ч а с т ь I. Технология проблематизации


§ 1. Для чего предназначен метапредмет “Проблема”

Дорогие читатели! На протяжении своей жизни вы часто сталкивались с употреблением слова проблема. Обычно под ним понималась трудная головоломная задача, для которой не так просто найти решение, либо какое-то внезапно возникшее затруднение. Например, вы забыли сменную обувь, а учитель вас спрашивает: “Какая проблема?” В данном учебнике мы будем использовать термин “проблема” совершенно в другом смысле, незнакомом и непривычном для вас.

Во-первых, мы будем различать понятия проблемная ситуация и проблема. Под проблемной ситуацией мы будем понимать конкретный способ действия, взаимодействия и деятельности людей, который приводит к появлению проблемы. Этот способ действия связан с предъявлением людьми друг другу разных взаимоотрицающих точек зрения на один и тот же предмет. Конечно же, для того, чтобы утверждать, что точки зрения взаимоотрицают друг друга и что предмет этих точек зрения един, нужно провести специальный анализ-расследование — так называемую разведку, убедиться, что это действительно так. Здесь у нас впервые появились очень важные слова: разведка, расследование. Дорогие читатели, вместе с вами мы будем осуществлять разведку и расследование, т. е. ту деятельность, которая характерна для разведчика и следователя. И это действительно так — для постановки проблемы во многом необходима деятельность разведчика и следователя. Но предметом нашей работы будет не поиск злодеев, а прежде всего поиск смысла ситуации, с которой мы сталкиваемся.

В данном контексте под словом смысл подразумевается результат понимания.

Дальше слова Разведчик и Следователь мы будем употреблять в тексте с большой буквы, поскольку для нас это не служащие, выполняющие задания начальников, но Абсолютные персонажи.

^ Слова Абсолютный персонаж означают следующее: для Разведчика и Следователя нет той инстанции, перед которой они отчитываются. Они отчитываются перед самими собой, перед совестью и перед Богом. (Впрочем, если последнее для вас, читатели, важно. Если нет — достаточно самого себя и совести.)

С этой точки зрения основная особенность Разведчика и Следователя состоит в том, что они никому не верят на слово и вынуждены, обязаны все перепроверять. Для Разведчика и Следователя не существует анонимного утверждения (когда неизвестно, кто автор утверждения) типа: “Всем известно, что Волга впадает в Каспийское море” или “Всем известно, что 2 х 2 = 4”. Для Разведчика и Следователя у всякого высказывания или утверждения есть автор в Истории. Мы просто можем не знать этих конкретных людей. Но это тоже можно разведать и расследовать.

Таким образом, для Разведчика и Следователя существует только знание, по отношению к которому они применяют процедуры проверки и фактически переоткрытия знания. Это не означает, что они напоминают упрямца Фому из стихотворения:

На улице слякоть, и дождик, и град.

“Наденьте калоши!” — ему говорят.

“Неправда, — Фома говорит. — Это ложь”.

И прямо по лужам идет без калош.

Разведчик и Следователь выслушивают всех и понимают, что говорит каждый из очевидцев (свидетелей) и участников ситуации.

Очевидец — тот, кто непосредственно видел, что происходило в ситуации; участник — тот, кто участвовал, действовал в ситуации.

Но, что еще более важно, Разведчик и Следователь пытаются нарисовать устройство ситуации, чтобы ответить на вопрос: что в самой организации ситуации вынудило разных ее членов поступать так, а не иначе?

Под ситуацией в данном контексте мы понимаем такое внезапно возникшее взаимодействие ее участников, которое явилось для них полной неожиданностью, ими специально не замысливалось и не планировалось.

Ситуация может быть локальной (как, например, столкновение во дворе с соседскими ребятами) и глобальной — например, открытие Колумбом Нового Света, хотя он в соответствии со сведениями, распространяемыми венецианцами, готовился отыскать новый путь в Индию.

Итак, основная задача Разведчика и Следователя состоит в том, чтобы, выслушивая мнения разных очевидцев, выстраивать собственную точку зрения. Правда, это не означает, что какая-то пустая убежденность и уверенность в своей правоте могут помочь. Отнюдь нет. Если нарушены правила разведки и правила следствия, то сколько бы вы ни были убеждены в собственном решении, результат ваших действий независимо от вашего мнения закончится провалом. Вы не разведаете замыслов действующей стороны и не расследуете того, что же, собственно, произошло. Таким образом, деятельность разведки и расследования — это объективная операция, которая не совпадает с мыслями и мнениями людей, осуществляющими процесс самой разведки.

Говоря о Разведчике и Следователе, мы отнюдь не хотим постараться незаметным образом сформировать враждебное отношение ко всему окружающему. Ведь действительно все время приходится разведывать коварные планы и замыслы противника, искать тех, кто совершил преступление. И если мы погружаем, вводим вас исключительно в деятельность Разведчика и Следователя, в мир профессий, для которых существуют враги с их коварными замыслами, не отобьем ли мы у вас способность непосредственно, по-детски радоваться миру? Нам кажется, что нет. Все дело в том, что в этой книге мы собираемся учить вас труду Мышления и Познания. А труд мыслителя не менее тяжел, чем труд живописца, молотобойца, музыканта, поэта или воина. Для этого труда требуются определенное умение и тренировка этих умений.

Одна из важнейших предпосылок труда мышления состоит в умении вырабатывать независимые суждения, формировать собственную точку зрения. В том случае, когда вы просто повторяете мнение, которое услышали по телевизору или по радио, прочитали в газете или усвоили в разговоре с уважаемым вами человеком, мышление вам не нужно, вам нужна память. А вот если вы поставили перед собой задачу, выслушав целый спектр мнений, попытаться выработать собственное суждение, вы попадаете в предмыслительную ситуацию, то есть такую ситуацию, где вам, может быть, потребуется мышление.

Как вы, наверное, догадываетесь, в условиях плюрализма мнений, которые обрушиваются на вас потоком из различных средств массовой информации, не уметь вырабатывать и затем отстаивать свою точку зрения небезопасно. Вы либо часто будете попадать впросак, двигаясь по воле волн бесконечного числа причудливо меняющихся мнений, либо попытаетесь замкнуться и изолироваться от конфликтов и противоречий. Но уйти от конфликта и противоречий — еще не значит разрешить его. Очень часто оказывается, что человек, бегущий от противоречия, просто несет его в себе, в своей душе и не умеет разрешать конфликты, в которые попадает. Поэтому, безусловно, выигрышней научиться вырабатывать собственную точку зрения и не бояться включаться в конфликт различных точек зрения.

Но как сделать так, чтобы появилось собственное мнение? Ведь сколько ни морщи лоб и нос, сколько ни напрягайся, просто так в голове ничего не появится. Для этого надо научиться понимать и анализировать предмет противоречий и конфликтов. Процесс понимания — не менее мистический и загадочный, чем мышление. Начиная понимать, казалось бы, чужую точку зрения, вы переходите от пассивного воспроизведения чужих взглядов к активному построению собственного представления. Так и в этом курсе вы должны научиться выделять и понимать предмет противоречий и конфликтов. Расследовать и разведывать, в чем состоит предмет противоречия и конфликта сталкивающихся в разных ситуациях людей, персонажей, позиций, свидетельствовать о противоречивости сталкивающихся сторон — вот та задача, которую мы научим вас решать.

Под проблемой мы будем понимать способ, который фиксирует проблемную ситуацию в специальных высказываниях и мыслительных конструкциях. Но мы пока ничего не сказали о том, что такое проблема, хотя и создали для этого все необходимые подготовительные условия.

^ Проблема — это способ обнаружения и фиксация отсутствия в мышлении мыслительных средств достижения поставленной цели (схема 1).

Итак, основная наша задача в этом курсе — научить вас мыслить. Мышление для нас такое же практическое и рискованное предприятие, как организация и осуществление похода в горы, на рыбалку или планирование продвижения в бизнесе.

Что значит мыслить? Уметь, быть способным организовывать и осуществлять, строить мышление. Для того чтобы сформировать такое умение, необходимо, во-первых, иметь возможность постоянно практиковать мышление как размышление и думание в самых разнообразных ситуациях (прежде всего, конечно, решая задачи), а кроме того, иметь описания процесса мышления, которые можно было бы соотносить с собственным опытом мышления. Что же это за описания? Это — особый тип знания в виде обычных инструкций и предписаний: “Делай так, делай так, делай так”. Но знание про мышление нельзя полностью свести только к инструктивному знанию.

Знание про мышление — это такой странный тип знания, который одновременно содержит в себе систему знаков и маркеров, своеобразную карту, на основе которой размышляющий человек распознает, где он находится и кто он в данный момент — каков уровень его интеллектуального развития. Таким образом, знание про мышление — это такое знание, которое одновременно с описанием инструкций, что и как надо делать, содержит выявляющее описание самого мыслящего и его форму движения в процессах мышления.

Знание про мышление — это не только приказывающее знание, знание-наказ, но и знание-зеркало, смотрясь в которое человек определяет, кто он есть, а также программирует и планирует, кем он станет. Типичным знанием-зеркалом являются описания-гороскопы, рассказ гадалки, психологические описания результатов тестов. Но в отличие от знания-внушения (“Я буду миллионером!”, “Я буду президентом!”), то есть “настаивающего” знания, выявляющее знание про мышление позволяет создать образ и выработать видение про то, как идет процесс мышления: “решание” задачи, размышление по трудному вопросу, понимание дискуссии, в которой разные ее участники имеют несовпадающие мнения.

Построение мышления в проблемной ситуации отличается от организации мышления в процессе решения задач. Если мышление при решении задач — это регулярное, правильное мышление по заданным правилам, то мышление в проблемной ситуации — это мышление в ситуации катастрофы. Первое, что требуется в ситуации катастрофы, — опознать, в чем катастрофа, что в данной ситуации не срабатывает.

Вы спросите: как же так, как можно учить мышлению на примере ситуаций, которые каждый раз уникальны и в которых нет ничего повторяющегося, регулярного, кроме самого состояния ненормальности — “неработающих” правил, норм и знаний о построении процесса мышления? Но оказывается, что выявление и понимание того, что данная ситуация — ситуация ненормальная, ситуация именно “катастрофы”, что в ней не сработают заранее заготовленные принципы и правила, а также попытка понять, чту в данной ситуации с точки зрения имеющихся принципов и подходов к мышлению неправильно, противоестественно, катастрофично, — все это и означает мыслить.

Итак, учиться умению мыслить в проблемной ситуации — значит формировать способность выявлять ненормальность ситуации и осуществлять в ней мыслительный ход.
  1   2   3   4   5




Похожие:

Метапредмет \"проблема\" iconВопр. 1 Проблема определения предмета и объекта психологии
Но также проблема заключается и в том, что объект не материален и его невозможно пронаблюдать, прощупать и т д
Метапредмет \"проблема\" icon«Профилактика девиантного поведения учащихся: проблема, поиски, решения»
Проблема агрессии и насилия является одной из наиболее острых проблем современного общества
Метапредмет \"проблема\" iconВопр. 1 Проблема определения предмета и объекта психологии
Но также проблема заключается и в том, что объект не материален и его невозможно пронаблюдать, прощупать и т д
Метапредмет \"проблема\" iconПроблема и задачи школы на 2011-2012 учебный год
Проблема: «Воспитание нравственной, патриотической, физически здоровой, интеллектуально развитой личности через использование в учебном...
Метапредмет \"проблема\" icon«проблема профессионального самоопределения – проблема образа жизни»
То есть по своему назначению система профориентации должна оказать существенное влияние на рациональное распределение трудовых ресурсов,...
Метапредмет \"проблема\" iconИнформатизация учебного процесса
Естественно, что заглавной является проблема определения места и роли компьютера в образовательном процессе. Существенной является...
Метапредмет \"проблема\" iconПриложение3 Содержание работы
Проблема, которую хотел показать автор такова:…, *В тексте автор затрагивает (ставит) следующую(-ие) проблему(-ы):…, *Я думаю, что...
Метапредмет \"проблема\" iconРут миншул как сделать своих детей счастливыми (чудеса за завтраком)
Главная проблема с детьми – как с ними жить. При воспитании детей проблема заключается во взрослом, а не в ребёнке
Метапредмет \"проблема\" iconПроект Система психологического сопровождения профильного обучения
В современном мире всё чаще встаёт проблема жизненного определения подрастающего поколения. Эта проблема возникает либо из-за низкой...
Метапредмет \"проблема\" iconСоветы родителям о подростковом курении
В первую очередь это проблема рака и не только рака легких, но и других вариантов онкологических заболеваний. Однако, проблема не...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы