Магия трав народов Амура icon

Магия трав народов Амура



НазваниеМагия трав народов Амура
Киле З.Б
Дата конвертации25.10.2012
Размер170.37 Kb.
ТипДокументы
источник

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СЕЛА АЧАН

АМУРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ


Районная заочная экологическая конференция школьников «Шаг в будущее»


Магия трав народов Амура


Автор: Киле Ирина Александровна,

ученица 7 класса МБОУ СОШ с. Ачан

Руководитель: Киле Зинаида Борисовна,

учитель биологии МБОУ СОШ с. Ачан


2012 г.


Аннотация

Киле З.Б.

Магия трав народов Амура: /поисково-сравнительная работа/ село Ачан, 2012г.

Работа посвящена выявлению взаимосвязи химического состава растений с приписываемыми им магическими свойствами.

Тот, кто хочет узнать и использовать на практике проверенные рецепты коренных жителей Амура от некоторых недуг – может прочитать в данной работе.


Оглавление

  1. Введение …………………………………………………………….. 4

  2. Растения, применяемые в изготовлении ритуальной атрибутики.. 6

  3. Растения, применяемые в быту…………………………………….. 8

  4. Химизм растений ……………………………................................... 10

  5. Секреты наших предков……………………………………………. 12

  6. Заключение…………………………………………………………... 14

  7. Используемая литература …………………………………………... 15



Введение

Сердце – век с землей страдают…

Боль земли и счастья пью.

Ручейки с вершин стекают

И питают жизнь мою.

Анна Ходжер (Корни сердца). 2000 г.

Стихи поэтов, предания и легенды сказистов несут мысль о необычной зависимости народов Амура от сил природы. Даже в настоящее время, сквозь быт, суеверия и реконструкцию обрядовых действий можно подчеркнуть глубокое уважение народов Амура к природе.

Константин Бельды, в своей книге « Предания земли Нани» пишет о Приамурской земле как о неком «талисмане». Это выражается в разнообразии ее растительного мира – множестве реликтовых созданий природы. Среди них жень-шень, кедр, бархат, орех, тис. Кроме перечисленных можно назвать десятки и сотни растений, давших природным людям силу, бодрость, здоровье в виде пищевых продуктов и лекарственных средств. А глубокие познания в этом давали высокую духовность народу Нани.

Естественно, в настоящее время многое утеряно и забыто. Но есть и то, что осталось… ^ Этим и объясняется актуальность моей работы. Ведь в настоящее время только старожилы могут что –то рассказать и посоветовать. По этому

методами исследования, при написании работы были выбраны – исследовательский и поисково-сравнительный.

В ходе исследовательской деятельности мы с руководителем брали интервью у специалиста в области нанайской культуры Гейкер Н.П., учителя родного языка села Ачан Киля Л.А.; были использованы воспоминания из личной практики Одзял Г.А. 72-х лет. А также были изучены труды Константина Бельды, Евдокии Александровны Гаер, Георгия Бельды, Т. А. Кубанова.

^ Объектом исследования работы является флора Хабаровского

Предмет исследования – самобытное использование флоры Хабаровского края коренными жителями.

Гипотеза – магические свойства растений напрямую связаны с их химизмом.

^ Цель работы: Выявить взаимосвязь химического состава растений с

приписываемыми им «магическими свойствами»

Задачи работы:

  1. Исследовать применяемые растения

  2. Сопоставить химизм со свойствами растений



^ Растения, применяемые в изготовлении ритуальной атрибутики.

Я являюсь участницей народного ансамбля «Сиун» НКЦ СИЛЭМСЭ. На репетициях мы часто используем в танцах ритуальную атрибутику: стружки, бубны, сэвэны. Каждый атрибут имеет свое символическое значение.

Меня заинтересовал такой вопрос: почему сэвэны сделаны именно из древесины определенного дерева?

Ответ на этот вопрос я нашла в книге у Е.Д. Самар «Ритуальная скульптура нанайцев»

В понятиях нанайцев «дерево» - это святое. Связь мира живых, мира мертвых и мира воздуха ассоциируется именно со строением дерева.

Верхний (небесный). Средний (земной и водный). Нижний (подземный). Иначе, мировое дерево наиболее полно реализует вертикальную структуру мира, предполагающее наличие середины, верха и низа, через него раскрывается пространственно – временная модель мира.

^ Верх – это крона дерева, небо, вершина горы, птицы – иначе, верхний мир; низ – корни дерева, пещера подземное царство умерших Буни – нижний мир; середина – ствол дерева, тайга, животные, горы, сопки, вода, рыба – средний мир.

Связывая все сферы по вертикали, дерево служит осью мира, его центром.

Земной шар, по мнению нанайцев, состоял из двух частей: земля – тайга, вода – океан. Такое разделение земного шара объясняется, видимо, тем, что эти половины представляли для нанайцев жизненно необходимые сферы, обеспечивающие благополучие и сытую жизнь: охоту и рыболовство. В этих двух частях земного шара существовали и свои духи, боги. И для каждого бога должен существовать свой сэвэн. Шаманы практически никогда сами не делали вместилища для духов. Они максимально подробно объясняли мастеру-изготовителю, как выглядит тот или иной дух, его особенности и отличия, чтобы фигурка была сделана как можно точнее.

Фигурки — вместилища для духов обычно изготавливали из тканей, дерева, болотных кочек. Например, сэвэн для Духа Воды изготовляли только из ивы

или болотной кочки. Такое отношение к иве и к болотной кочке определяется

их экологией, растущих возле воды и потому имеющие самые тесные связи с водным миром.

При изготовлении сэвэна для Духа Таежного Медведя нанайцы обычно выбирали лиственницу, как одно из священных деревьев, являющимся аналогом мирового дерева. Такое дерево жизни издревле принято изображать на свадебных халатах. Это так называемое Древо Жизни.

Интересен процесс изготовления сэвэнов, предназначенных для лечения недугов. Во время камлания шаман выявлял дух, вызывающий болезнь и после его описания из соломы делали изображение, в которое, якобы, должен вселиться этот дух, он назывался - оксоки. После ритуала камлания, когда шаман убеждался в правильности выявленного духа, и болезнь отступала, вечером, на заходе солнца, оксоки выбрасывали во двор, разрывая на мелкие кусочки, ударяя палками. После чего подобное изображение делалось из древесины.

В зависимости от назначения духа его фигурку хранили в доме, амбаре, в тайге и так далее. Некоторые носили ее на себе в виде амулета. А. В. Смоляк пишет: «У нанайцев Кондона в 1958 г. мы видели на молодой женщине тканевый обруч — узкую полоску ткани вокруг головы, державшуюся с помощью двух перекрещивающихся на макушке тесемок. К тканевому обручу на лбу и висках были пришиты маленькие (2 — 2,5 см) деревянные фигурки духов в виде медведя, якобы вызывавших головную боль у этой женщины» (сейчас это называется апиту).
^ Подбор древесины, выбор священных деревьев красноречиво характеризует отношение народов Приамурья к данной группе сэвэнов.

Всем известно, что для вхождения в транс или пограничное состояние шаманы использовали траву багульника болотного из-за большого содержания в ней эфирных масел. Они окуривали им помещение перед камланием.

Исполняя в ансамбле «Сиун» стилизованный танец со стружками у меня появился вопрос: Почему стружки для «обряда очищения» в старину делали именно из древесины черемухи?

Моя бабушка говорит, что древесина черемухи мягкая, из ее более удобно строгать эти стружки. Кроме того древесина черемухи обладает противомикробными свойствами. По некоторым источникам, когда человеку необходимо избавиться от отрицательной энергии, улучшить или прочистить свои энергетические каналы и качественно изменить состояние своего биополя, следует обратиться к деревьям, поглощающим энергию, таким как осина, тополь, каштан конский, ель, черемуха, можжевельник. Все эти деревья — «вампиры».

Духовность нанайцев очень сильная и они хорошо понимали, какое дерево на них как действует. Одни деревья нейтрально, а другие подпитывают. Например, из всех деревьев наибольшая подпитывающая энергия — у дуба. 
При приближении к дубу у вас может возникнуть чувство страха и одновременно притяжения к дереву, у которого сильная энергия, дающая силу и ясность мысли. Наши предки говорили: кто хочет серьезно подумать, пусть постоит у дуба. Тот, кто зарядился энергией от дуба, ощущает ясность мысли. Он будто летает, ноги сами идут. Смело приближайтесь к дереву, и оно поделится с вами «белой» энергией. С подпитывающими деревьями следует общаться лично и в одиночестве, с добротой в сердце и чистой душой. Только в этом случае вы пополните свою энергию.

Верба же обладает мягкой, успокаивающей, расслабляющей энергией, хорошо способствует психической и нервной разрядке, снятию головной боли. Верба наиболее активна с 18 до 21 часа. Из соответствующего дерева можно изготовить самому дощечки толщиной 10-20 мм и длиной 50-80 мм. Их прикладывают к больному месту через день на 20-30 минут.

^ Растения, применяемые в быту

В настоящее время людьми используется довольно широкий круг растений. Их можно подразделить на 2 группы.

1. растения, применяемые в пищу

2. растения, применяемые для лечения организма

Говоря о целебных свойствах лекарственных растений, доступных для каждого, так как они находятся в окружающей нас природе, особенно следует подчеркнуть, что успешное лечение травами возможно только по назначению врача, при наличии врачебного контроля. Чем эффективней

лекарство, тем больше оно может причинить вреда при неправильном его

использовании, а среди растений есть много таких, которые оказывают сильное действие на организм и могут вызвать отравление человека.

На данный момент людьми Амура часто используют множество трав. Меня заинтересовали названия, такие как: годелахи, эухэхин, варанкола, черемша, полынь, лебеда. Именно эти травы собираются людьми без согласования с врачами. Тут знания передаются из поколения в поколение прямо в семье. И совсем немногие люди могут правильно распознать и собрать нужное. Причем, важно еще знать, когда то или иное растение лучше собирать.

Из практики людей, живущих в с. Джуен и с. Ачан:

при расстройствах желудка используется годелахи;

при заболевании мочеполовой системы используется эухэхин;

при переломах или болезнях костей используют варанкола

ежегодно ранней весной люди Амура заготавливают черемшу

собирается для разнообразия в пищевом рационе полынь и лебеда

^ Применяются в пищу

Применяются для лечения

Черемша

Годялахи

Полынь

Эухэхин

Лебеда

Варанкола

Растения, применяемые в пищу всем знакомы и их применение связано с нехваткой витаминов в организме человека. Их как правило собирают ранней весной, когда они только появляются из под земли и имеют светло-зеленый окрас. Говорят в это время в них самое большое скопление полезных веществ.

Что касается растений, применяемых для лечения, то при сопоставлении данных оказалось, что:

Годелахи - это Софора желтоватая (в народе горькая)

^ Эухэхин - это Дудник лекарственный (в народе женский корень)

Варанкола - это Дудник лекарственный (в народе женский корень)

Кроме этого, постоянное использование в народе имеет

^ 1. Лимонник китайский как средство для повышения артериального давления (повышение работоспособности, тонуса и общеукрепляющего средства).

 Нанайцы, уходя на охоту, брали с собой сушеные плоды лимонника; по их мнению, горсть сухих плодов дает силы охотиться на зверей целый день без приема пищи.

2. Трава^ Багульника болотног являлась неотъемлемой частью в жизни нанайцев. Ее можно было встретить в каждом доме. Она часто могла висеть над входом в жилое помещение. Считалось, что он в силе отогнать отрицательное от проживающих в доме жильцов. Им регулярно окуривали воздух, видимо в целях обеззараживания, если кто-нибудь из домочадцев заболел простудными заболеваниями. Также его применяли при кашле. Тогда делали настой из листьев багульника, и пили чаще в теплом виде.

^ Химизм растений

Веками выработанная тонкая связь у людей Амура с природой и является той самой магической составляющей, которую не все понимают. Ведь их многовековая практика привела к тому, что люди практически безошибочно использовали то или иное растение, при том или ином заболевании. Ведь нанайцы о химическом составе растений и не знали. Но именно химический состав растения является основой магии и лечебных свойств.

Используя источником интернет, я составила небольшую таблицу.



название

Химические свойства

Действие

1

Годелахи

(Софора желтоватая)

В корнях обнаружены алкалоиды: матрин, софокарпин (N-окись матрина), N-метилцитизин, анагирин софоранол, бибтифолин, изоматрин, софомарин, алломарин, дегидрософорамин; флавоноиды (кураридинол, кураринол, норкураринол, изокураринол, формононетин, изоангидроинаритин, норангидроикаритин, ксантогумол, изоксантогумол, норкураринон, кураринон, кураридин). В стеблях, листьях найдены алкалоиды (дегидрософорамин,  метилцитизин, софорапин, матрин,  софоранол, анагирин, баптифолин, софокарпин), хромоны, флавоноиды (7-глюкозид лютеолина, глюколютеолин). Цветки содержат алкалоиды (изокураралин, дегидроматрин), флавоноид  глюколютеолин. В плодах обнаружено жирное масло, в его составе кислоты: миристиновая, пальмитиновая, стеариновая, олеиновая, линолевая, арахисовая.



Нормализуют белковый и липидный обмен, возбуждают аппетит, полезны для профилактики язвенной болезни желудка и болезней печени, применяются для  снятия болей и высокой температуре. У нанайцев, удегейцев и у ульчей применяется при различных заболеваниях желудка.


2

Эухэхин

(Дудник лекарственный)

Во всех частях растения содержатся кумарины. В корнях находятся фталиды, стероиды и микроэлементы. В плодах имеется жирное масло. В надземной части содержатся органические кислоты, углеводы, витамины, дубильные вещества, эфирное масло.


Дудник просто незаменим при климаксе и при болезненных менструациях используют для лечения сосудистых заболеваний, артритов, ревматизма, мышечных болей. В корнях содержатся вещества успокаивающего и антиаритмического действия

Женщины пьют для лечения миом и для восстановления организма после родов, абортов и выкидышей.













3

Варанкола

(Лабазник

вязолистный)

Листья лабазника богаты каротином и витамином С, флавоноидами, дубильными веществами и антоцианами. Кора тоже.

Снимает отеки, укрепляет капилляры, заживляет раны; помогает при варикозном расширении вен.

4

Черемша

(Лук победный)

Содержание витамина C в отдельные периоды роста достигает 50 – 100 и даже 260 мг% (в среднем 100 мг%). Черемша богата фитонцидами, лизоцимом, эфирными маслами. В съедобной части черемши содержатся 89% воды, 1,4% золы, 2,4% белков, 6,5% углеводов, 1% клетчатки, 0,1% органических кислот, 4 мг% каротина, а также витамины группы B.


Черемша действует как противоцинготное средство и усиливающее перистальтику кишечника средство. Черемшу считают хорошим средством, очищающим кровь и желудок.


5

Полынь

(горькая)

В траве найдены горькие гликозиды абсинтин и анабсинтин, эфирное масло (0,5—2%), содержащее туйон, туйол и ряд бициклических терпенов, проазулен, витамины В6, К, аскорбиновая кислота, каротин, дубильные смолистые, белковые вещества, органические кислоты и др. Трава обладает фитонцидными свойствами.

использовалась в виде настоя при женских заболеваниях для усиления менструаций, свежая растертая трава, настоенная на вине, — как абортивное средство, а также при вздутии кишечника газами, как мочегонное средство и как антидот при некоторых отравлениях

6

Лебеда

(Марь белая)

Лебеда ценна, прежде всего, тем, что в ней содержится до 30% растительного белка, именно поэтому она в голод спасла многих людей. Растительной клетчатки в лебеде содержится почти 40%, есть также небольшое количество растительного жира. Кроме того, в ней много аскорбиновой кислоты, рутина, каротина (провитамина А), минеральных солей и других биологически активных веществ, например, бетаина, принимающего активное участие в обмене веществ (особенно, в жировом обмене). В семенах лебеды содержатся фосфолипиды.

Листья лебеды, которые в основном употребляют в пищу, не имеют вкуса и запаха, поэтому они являются прекрасной основой для различных блюд – в основном супов и салатов. Листья лебеды также высушивают и добавляют в муку, что повышает ее питательность и длительность хранения приготовленных из такой муки продуктов (например, хлеба).

^ Люди Амура применяют для приготовления супов.

7

Лимонник

китайский

Плоды лимонника содержат большое количество органических кислот: лимонной (10,94-11,36%), яблочной (7,6-8,4) и винной (0,8%); тонизирующие вещества: схизандрин - 0,12%, схинзадрол, у-схин-зандрин. Мякоть плодов содержит сахара (до 1,5%), Листья содержат: макроэлементы К - 19,2, Са - 0,7, Mg - 1,7, Fe - 0,06; микроэлементы (мкгт) - Мп - 0,22, Си - 0,1, Zn - 0,13, Сг - 0,01, А1 - 0,02, Ва - 31,05, Se - 33,3, Ni - 0,33, Pb - 0,03,1 - 0,09, В -0,9; концентрируют Se, В, могут накапливать Mo, Ni, Mn, Сu.


лимонник усиливает возбуждение в коре головного мозга, повышают рефлекторную деятельность, стимулируют и тонизируют центральную нервную систему, сердечно-сосудистую систему, возбуждающе действуют на функции дыхания, усиливают остроту зрения,

8



Багульник

болотный

Трава багульника содержит эфирное масло, в состав которого входят летучие вещества – палюстрол, ледол, цимол, геранилацетат и др., обладающие горько-жгучим вкусом и бальзамическим запахам. В растении также имеются флавоноиды (кверцитрин), органические кислоты, витамины, смолистые и дубильные вещества, гликозид арбутин.

Листочки багульника помогают бороться с гриппом и простудными заболеваниями. Кроме того, препараты багульника используются как сосудорасширяющее средство, смягчающее кашель. Назначают эти лекарства при острых и хронических бронхитах, диабете, ревматизме, желтухе.

Можно сказать, что применение людьми каждого из перечисленных мною растений обусловлены химическими свойствами этих растений.

^ Секреты наших предков

Годелахи - (Софора желтоватая) /Применяется при различных заболеваниях желудка, кишечника /– высушенный корень

мелко нарезают, принимают внутрь и запивают

теплой водой или чаем 2 раза в день. Выпивают залпом, так как

он очень горький на вкус.

Эухэхин - (Дудник лекарственный). Применяют женщины после родов для восстановления организма, а также при лечении миомы/ - высушенный

корень нарезают мелко и принимают внутрь и запивают

теплой водой или чаем 2 раза в день. Имеет специфический запах.

Варанкола - (Лабазник вязолистный) /Применяют при болях в костях, переломах как обезболевающее средство, при отеках. / - при отеках свежие

листья сминают и накладывают на кожу вокруг больного места.

Обкладывают сверху полиэтиленом и шерстяным поясом перед

сном.

При переломах, для обезболивания делают тоже самое, только из

коры лабазника.

А высушенные корни мелко нарезанные употребляют внутрь при

туберкулезе.

^ Лимонник китайский как средство для повышения артериального давления

( повышение работоспособности, тонуса и общеукрепляющего средства).

Заготовленную (высушенную) лозу или плоды лимонника нарезав

по 2-2,5 см. добавляют в чай.


^ Полынь (горькая) и марь белая (лебеда) /применяется в настоящее время для разнообразия пищевого рациона/. Заготавливают молодые светло-

зеленые листья и слегка отваривают. Остывшую траву заморажи-

вают в виде колобков. Добавляют в супы по мере надобности.

^ Черемша (лук победный) / применяют для профилактики цинги и для разнообразия пищевого рациона. / - В свежем виде готовят разнообразные

салаты. На зиму: нарезают очищенный лук по 1-1,5см. в емкость, добавляют соль и сахар из расчета (4:1), перемешав, оставляют на сутки.

Употребляют в течение зимы.

^ Багульник болотный /применяют его при кашле/. Готовят настой из листьев багульника, доведя до кипения. Пьют в теплом виде.


Заключение

В ходе проведения работы, мы узнали еще о многих растениях, которые применяют и в настоящее время люди. К таким можно отнести «ВАГАЯ». Но точного научного названия даже старожилы не знают. На такие вопросы могут ответить только шаманы-травники. А их практически не осталось.

Подведя итог проведенной работы можно сказать:

  1. Духовное богатство народов Амура неисчерпаемо до тех пор, пока жива природа в ее первозданном виде.

  2. Магические свойства растений напрямую связаны с их химизмом.

  3. Используя растительные силы, знай меру.

В заключение, хочется призвать всех: БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ!

^ ИСПОЛЬЗУЙТЕ ЕЕ РЕСУРСЫ С УМОМ!


Используемая литература

  1. Е.А. Гаер «Традиционная бытовая обрядность нанайцев в конце 19 – начале 20 в.» / М. Мысль 1991г./

  2. Т.А. Кубанова «Ритуальная скульптура нанайцев» /Комсомольск - на – Амуре 1992г./

  3. К.М. Бельды «Предания Земли Нани» / Хабаровск РИОТИП 2007г./

  4. Анна Ходжер «Михорангоари» – поклонение природе. Стихи /Хабаровск 2000г./

  5. Бельды Н.Н. «Сокровища края сильной воды: нанайские мифы, легенды, стихи, орнаментально-декоративное творчество» / Хабаровск РИОТИП 2009г./

  6. Б. Г. Волынский «Лекарственные растения в научной и народной медицине». /Саратов 1967г./

  7. Интернет:










Похожие:

Магия трав народов Амура icon14 мая 2011 года моудод центр детского и юношеского тризма и экскурсий г. Амурска проводит очного районного фестиваля искусств народов Приамурья «Мы дети Амура»
Управление образования Амурского муниципального района сообщает, что 14 мая 2011 года моудод центр детского и юношеского тризма и...
Магия трав народов Амура iconТурнир в честь прекрасной любви «Стрелы Амура», посвящённый дню святого Валентина
Слово классного руководителя «Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые родители, гости нашего праздника. Сегодня мы встречаем его...
Магия трав народов Амура icon«Фестиваль Дружбы народов»
Родина – это место, где человек родился, где живут его самые близкие люди. Где смотришь в глубокое небо и дышишь ароматом трав, где...
Магия трав народов Амура iconФрейя Асвинн Мистерии и магия Севера (руны и женская сила) Пер с англ. Анны Блейз (
Севера, отражённые в рунических символах, и поймёте, что в коллективном сознании народов североевропейского происхождения древние...
Магия трав народов Амура iconКонкурс "Этнография народов Севера"
Гоу "Мурманский центр народов Севера" информирует о проведении ежегодного международного конкурса "Этнография народов Севера"
Магия трав народов Амура iconЭдред Торссон «Северная магия: мистерии германских народов»
Северной (она же германская, тевтонская или руническая) магической традиции, составленное одним из ведущих мировых специалистов в...
Магия трав народов Амура iconПлан работы на 2012-2013 учебный год по реализации Закона рб «О языках народов рб» ипрограммы сохранения, изучения и развития языков народов рб на 2006-2013 годы
«О языках народов рб» и программы сохранения, изучения и развития языков народов рб на 2006-2013 годы
Магия трав народов Амура iconКонкурс на участие в Стажировке для представителей коренных народов по вопросам прав человека и международным стандартам по защите коренных народов
Мы приглашаем заинтересованных представителей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока принять участие в...
Магия трав народов Амура iconУчебник по географии, предметы народных промыслов, костюмы русского, казахского народов. Предварительная подготовка
Образовательная: познакомить с языковыми семьями, группами и религиями народов России
Магия трав народов Амура icon«Народная медицина малочисленных народов Приамурья и Сахалина»
Природно-климатические условия и традиционные формы жизнеобеспечения коренных народов Приморья и Сахалина
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы