Урок родного языка в 6 классе. Тема урока: Образование существительных от числительных при помощи суффиксов. Свадебная одежда нанайцев. Цели урока
Урок родного языка в 6 классе. Тема урока: Образование существительных от числительных при помощи суффиксов. Свадебная одежда нанайцев. Цели урока icon

Урок родного языка в 6 классе. Тема урока: Образование существительных от числительных при помощи суффиксов. Свадебная одежда нанайцев. Цели урока



НазваниеУрок родного языка в 6 классе. Тема урока: Образование существительных от числительных при помощи суффиксов. Свадебная одежда нанайцев. Цели урока
Дата конвертации25.10.2012
Размер46.8 Kb.
ТипУрок
источник

Урок родного языка в 6 классе.


Тема урока: Образование существительных от числительных при помощи суффиксов. Свадебная одежда нанайцев.


Цели урока:

Образовательные: формирование у учащихся новых понятий по теме «Свадебная одежда» и использование их в устной речи,


Развивающие: развитие речи, памяти, мышления и воображения во время обучения чтению, письму.


Воспитательные: воспитание у детей любви к национальному искусству.

Оборудование: карточки, таблицы, презентация, фотографии.


Ход урока:


  1. Орг. момент. Приветствие.




  1. Словарная работа. Повторение лексической темы «Одежда».


Слайды 1,2,3.

- Что это? Хай эй?

(Ответы детей). Слова проговорить.

-Хамача гучи тэтуэ суэ сарису? Какая одежда у нанайцев?

- От чего она зависела? (рассказы детей)

4 слайд.

- Посмотрите : кто это? (невеста)

- Во что она одета? (свадебный халат)

-Сегодня мы будем говорить о свадебной одежде нанайцев.

Перед вами гиамата – нанайская невеста. На ней свадебный халат - сикэ.

5 слайд.

Учитель:

Во всех народных орнаментах, пришедших к нам из глубины веков, таится заветный смысл. По древним представлениям, вышитый на обрядовом свадебном нанайском халате «чешуйчатый» узор дракона-мудура, «доброго» духа грома и «молнии», предохранял невесту от происков «злых» духов, насылающих на человека «всевозможные» беды.

Нанайцы верили, что, когда гремит гром, «черти прячутся куда попало», поэтому под броней такого могущественного существа невеста могла чувствовать себя в безопасности.

Шапки у невесты напоминали птичий хвост, на макушке небольшая круглая шишечка.

Свадебный халат невеста надевала на третий день свадьбы, когда из дома родителей уходила в дом мужа. Он сохранялся до конца её жизни.

6 слайд.

- А теперь посмотрите на мужской свадебный халат, о нем нам расскажет Ходжер Владимир.

^ Рассказ ученика:

Не менее заботливо украшался свадебный халат жениха-аоян Ярким, красочным орнаментом покрывался весь костюм. Мать и сестры заблаговременно, прилагая все свое умение, готовили художественные детали орнамента к брачному наряду сына и брата. Они нашивали их, где следовало, на шелковый короткий халат распашного покроя с разрезами по бокам, выделяя и подчеркивая красоту вышитых узоров орнамента, умело подобранными узенькими кантами и разными по ширине полосками из однотонных цветных тканей.

Не менее нарядными были и ноговицы и богато орнаментированный широкий праздничный пояс. Шапка с вышитым верхом и унты с меховой мозаикой довершали убранство жениха.

В отличие от костюма с символическими узорами, в который невеста наряжалась только раз в жизни, наряд жениха извлекался от случая к случаю, как правило, в большие праздники.

- У вас на столах лежат фотографии со свадебным обрядом.

Рассмотрите их и ответьте на вопросы:

7 слайд.

- На какой день уходила невеста в дом жениха?

( На третий день).

  • Холаосу. Нирусу эй предложениевэ - ^ Илан ини ходидоани гиамата аоян дёкчини энуйни.

8 слайд.

Буэ невестапу, гиамата аоян декчини энэйни. Буэтэ-ни нянга ядахапу, гэ хупигуэри!

Физминутка:

  • Чумчуэн,чумчуэн, хайду бичиси?

  • Чумчуэн,чумчуэн, хайва тахаси?

  • Дуэнтэчи пулсихэпу,

  • Мокамба чапчихапу,

  • Могова тамахапу,

  • Амтакава гэлэхэпу.

- Хай тэй чумчуэн?

- Бунду эмун нгаладопова хаду чумчуэн? (тойнга)

- А эй нгаладопо хадо? (тойнга)

- Гэсэ хадо? (деан)

- Хай тэй: 5, 10?

(Числительноесал)


9 слайд.

Холаосу:

  • Дуин- дуи-лтэ

  • Надан – нада-лта

  • Илан – ила-лта


-Буэ тэй числительноесалди существительное ангодяпу

Холаосу. Хони эй существительноева ангохапу?

-Хамача хэсэди мэдэсихэпу?

Правилава холаосу.

  • Суффикс –лта/-лтэ существительноева числительноела ангойни.

  • Хадолта?

  • Хэсэ дачани хаморой согласнай буквани тури, абанай.

Обратите внимание на третий пункт правила: последняя согласная буква выпадает: илан – ила-лта


10 слайд.

Задание. Образуйте от данных числительных существительные при помощи суффикса –лта/лтэ


  • ^ ДУИН, ТОҢГА, НЮҢГУН, НАДАН, ДЯКПУН, ХУЮН, ДЁАН

(1 ученик выполняет работу у доски).

- Что у вас вызвало затруднение? Почему?

Прочитайте еще раз правило внимательно. Запомните: только согласнай сиасин выпадает.

-Составление предложений.

  • Мы пробудем в городе десять дней.




  • Уже семь дней идет дождь.




  • Отец находился на охоте восемь дней.




  • Буэ хотонду илалта иниду бидепу.

  • Надалта ини тугдэ тугдэйни.

  • Ама охотаду дякполта ини бичини.


Подведение итогов урока.

Домашнее задание: упр.121


Самоанализ урока


^ Предмет: родной (нанайский язык)

Учитель: Гаер Ирина Васильевна.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Тема урока: «Одежда. Свадебная одежда».

^ Продолжительность 1 урок- 45 минут

Класс 6.


Урок проводится во второй четверти при изучении темы «Одежда». Занятия по родному языку в школе проводятся по учебной программе А.С. Киле – доцента Хабаровского государственного педагогического университета1. Для обучения родному языку в программе отводится 3 часа в неделю, в учебном плане школы обучению родному языку отводится 2 часа.

Урок проводится в 6 классе. В классе 6 учащихся.


При изложении лексического материала я придерживалась следующих требований:

    1. Мотивация;

    2. Научность;

    3. Доступность; наглядность;

    4. Обеспечение внимания учащихся.

Лексический материал урока основан на практике, дети опираются на жизненно-бытовые ситуации. Материал доступный. Для развития мышления шестиклассников важно использовать наглядность, которая даст учащимся более точное представление об изучаемых предметах и явлениях, конкретизируя мысль учащихся.

Грамматический материал «Образование имен существительных от числительных при помощи суффикса –лта/-лтэ» был дан на основе лексического материала. Это первый урок по этой теме и 3 урок по теме «Образование существительных».



1 Нанайский язык. Программа для 1-4 классов средней школы с изучением родного языка / авт. – сост. А.С.Киле. – Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2001.




Похожие:

Урок родного языка в 6 классе. Тема урока: Образование существительных от числительных при помощи суффиксов. Свадебная одежда нанайцев. Цели урока iconТема: Гласные в суффиксах существительных ек и ик
Оборудование урока: слайды: №1Имена существительные. №2 Морфологические признаки существительных. №3 Не с существительными. №4 Правописание...
Урок родного языка в 6 классе. Тема урока: Образование существительных от числительных при помощи суффиксов. Свадебная одежда нанайцев. Цели урока iconУрок русского языка в 7-м классе "Путешествие по заснеженноу лесу"(урок-обобщение по теме "Причастие") Цели урока: Систематизировать знания учащихся о причастии как части речи
Закрепить навыки правописания суффиксов причастий и постановки знаков препинания в предложениях с причастным оборотом
Урок родного языка в 6 классе. Тема урока: Образование существительных от числительных при помощи суффиксов. Свадебная одежда нанайцев. Цели урока iconУрок русского языка в 9 классе Тема урока: «Шесть секретов хорошего сочинения» Цели урока
Познакомить учащихся с требованиями к сочинению-рассуждению (Часть 3 гиа) и алгоритмом его написания
Урок родного языка в 6 классе. Тема урока: Образование существительных от числительных при помощи суффиксов. Свадебная одежда нанайцев. Цели урока iconУрок русского языка в 5 классе по теме «Склонение имён существительных». Тип урока урок изучения нового материала. Цели
Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости, давайте, как радушные хозяева, принимать гостей и угощать,...
Урок родного языка в 6 классе. Тема урока: Образование существительных от числительных при помощи суффиксов. Свадебная одежда нанайцев. Цели урока iconУрок по музыке в 5 классе Тема урока: «Музыкальная живопись» сказок и былин. Цели и задачи урока
Цели и задачи урока: формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников
Урок родного языка в 6 классе. Тема урока: Образование существительных от числительных при помощи суффиксов. Свадебная одежда нанайцев. Цели урока iconКонспект урока русского языка во 2 классе. Тема : Главные члены предложения. Закрепление. Тип урока : урок закрепления вид урока : творчески-поисковый
Оборудование урока : на доске деформированные предложения; ребус; волшебное дерево; таблички –слова –ребята; подлежащее;сказуемое;...
Урок родного языка в 6 классе. Тема урока: Образование существительных от числительных при помощи суффиксов. Свадебная одежда нанайцев. Цели урока iconАнализ урока в соответствии с требованиями фгос ноо цель посещения: Дата: Класс, учитель: Количество учащихся в классе: Присутствовали на уроке: Тема урока: Тип урока: Дидактическая задача урока: Цели урока (образовательная,
Соответствие приемов обучения и учения (методов обучения) решению триединой образовательной цели
Урок родного языка в 6 классе. Тема урока: Образование существительных от числительных при помощи суффиксов. Свадебная одежда нанайцев. Цели урока iconКонспект урока русского языка в 1 классе «Перенос слов» учителя начальных классов моу зато северск «сош №76» Мешковой Светланы Сергеевны Цели урока
Сейчас у нас урок русского языка. Сегодня мы продолжим знакомство с орфографическими правилами русского языка и будем учиться применять...
Урок родного языка в 6 классе. Тема урока: Образование существительных от числительных при помощи суффиксов. Свадебная одежда нанайцев. Цели урока iconПлан урока №1 Тема урока Системы автоматизированного проектирования. Тип урока Урок формирования новых знаний Вид урока
Цели урока: 1 Учебная обучающие должны иметь представления о разнообразии программных средств создания инженерной графики
Урок родного языка в 6 классе. Тема урока: Образование существительных от числительных при помощи суффиксов. Свадебная одежда нанайцев. Цели урока iconУрок алгебры в 8 классе Тема урока: Рациональные уравнения
Цели урока: создать условия для первичного ознакомления с понятием рационального
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы