«Актёры на фронте» icon

«Актёры на фронте»



Название«Актёры на фронте»
Дата конвертации25.10.2012
Размер177.85 Kb.
ТипМетодическая разработка
источник

Управление образования администрации Амурского муниципального района Хабаровского края

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Центр детского и юношеского туризма и экскурсий


Методическая разработка

тематического вечера


«Актёры на фронте».


Составитель: Ордина С.К.,

педагог дополнительного

образования ЦДЮТиЭ


2010г.

Тематический вечер: «Актёры на фронте».


Тема Великой Отечественной войны священна для многих поколений людей нашей страны.

В грозные годы на защиту Отечества поднимаются люди разных профессий, в том числе и актеры.

Материалы вечера « Актеры на фронте» можно использовать в качестве вечера, классных часов, в виде презентаций на уроках истории, литературы, музыки.


^ Цели и задачи:

1) формирование уважительного отношения к людям, отстоявшим мирную жизнь для нашей страны в годы Великой Отечественной войны;

2)воспитание чувства гордости за историческое прошлое;

3) развитие творческих способностей детей, умение выразительно читать стихи, прозу, петь.


Оформление.


Столики.

На 1 столике стоит портрет Рины Зелёной.

На 2 столике расположен портрет Лидии Руслановой.

На переносной доске находятся фотографии, на которых изображены актёры в военной обстановке ( О.Л. Книппер - Чехова, Краснознамённый ансамбль песни и пляски Советской Армии под руководством народного артиста СССР А.В. Александрова, А.Тарасовой, народной артистки СССР, Л.О.Утёсова, К.И. Шульженко, М.И.Жарова и Л.В. Целиковской, С.Я.Лемешева, М.Д.Михайлова, И.С. Козловского, Л.П.Орловой, А.И.Райкина и др.)

Фотографии Л.А.Руслановой из книги « Лидия Русланова».

Пластинки с музыкальными записями военных песен «Священная война», ««Синий платочек», «Казаки», « Ехал я из Берлина» и др.


^ Ход вечера.


Звучит 1 –й куплет песни «Священная война».


Чтец 1. 22 июня 1941 года мирная жизнь советских людей была прервана вероломным нападением немецко - фашистских захватчиков. На защиту Отечества встали от мала до велика, люди разных профессий, в том числе и актёры.

Сегодняшний вечер мы решили назвать « Актёры на фронте».


( На столике стоит портрет Рины Зелёной,, народной артистки РСФСР. За столиком сидят несколько чтецов, читающих воспоминания артистки о военном времени, об актёрах на фронте ).

Чтец 2. Сколько бы ни прошло времени, всё остаётся в памяти таким живым и ярким, как в те далёкие времена. Иногда какое – то слово, запах дыма, строчка песни – и вдруг чётко, как в кинокадре, возникает перед тобой чьё –то лицо, дорога в ночном лесу, или чайник на столе в кубрике.


(На стенде висит карта «Фронт к началу июля и к концу 1943 года»).


Чтец 3. Сорок третий год. Ленинградский театр миниатюр во главе с Аркадием Райкиным направлен для обслуживания Черноморского флота. Мы под Геленджиком. Живём в блиндаже, в огневом взводе товарища Мельника. Носимся как нечистая сила по всем батареям, выступаем то в порту, то на корабле, то на подводной лодке или аэродроме. Мы были везде, кроме легендарной батареи Зубкова.

… У нас в театре смятение: сказали, что выступление на батарее Зубкова состоится, но поедут не все. Будем тянуть жребий. В труппе такое волнение, что директор обещает взять всех, если влезем в машину. Влезли. Выезжаем на рассвете. На батарее нас встречают скорее испуганно, чем радостно. Тут давненько не видали штатских, а тем более актёров. Нас торопят: « Скорее, скорее… Вдруг начнётся обстрел. Как мы вас отправим обратно?..» Гримируемся на ящиках.

-Подвинь скорее сюда ящик, - командует балерина партнёру.

- Осторожно! – вдруг кричит матрос. – Там снаряды.

Все шарахаются. Бойцы смеются.

- Не беспокойтесь, то ж безопасно, то же не взрывчатка.


Чтец 4. Могла ли я тогда подумать, что много, много лет спустя получу приглашение приехать в Геленджик на открытие музея «394 батареи Зубкова» и встречусь с дорогими мне людьми тех далёких и трудных дней… Но это было потом, а в тот день, после концерта, встречаемся с бойцами. Нас знакомят с тоненьким белокурым моряком.

- Какой молоденький! – шепчет певица. Потом оказывается, что это корректировщик, он спрятан в горах над Новороссийском, корректирует огонь зубковской батареи.


Чтец 5. … Ну вот, мы опять дома, вернулись с концерта в наш кубрик. Мы занимаем половину землянки. Рядом матросы, наши хозяева. Они относятся к нам заботливо и внимательно. На столе нас ждут горячие чайники. Устраиваемся на ночлег на двухэтажных койках, как на корабле. И когда мы уже дремлем, раздаётся звонок – сигнал воздушной тревоги. « Положение номер Раз!» В несколько секунд все бойцы на ногах, бегут наверх. Гремят залпы. Мы знаем, что налёт будет отбит. Мы спим спокойно. Мы – дома.

(^ Карта « Фронт к концу 1943 – июнь – октябрь 1944 года»)


Чтец 6. Год сорок четвёртый. На этот раз меня включили в бригаду Большого театра. Продвигаемся вместе с частями 4 –го Украинского фронта, наступающего через Карпаты. Здесь в горах, наше появление казалось бойцам удивительным.

Пока мы сидим у костра и повар кормит нас гороховым супом, всё уже готово для концерта – даже уголок для переодевания, сооружённый из плащ- палаток.


Чтец 7. Вот так мы и пробираемся из части в часть. На чем мы только не ездили – от трофейных оппель – капитанов до развалившейся полуторки, которая в своё время была и санитарной машиной и походной библиотекой, а сейчас доживает свой век в виде деревянной будки на колёсах. Втискиваемся туда со своими инструментами, чемоданами и несёмся по дороге, задыхаясь от запаха бензина.

Обычно нам не разрешалось ездить ночью, но мы это правило постоянно нарушали. Ведь после выступления нужно было посидеть, рассказать о Москве, и вот уже темно, а утром у нас по плану три концерта, и мы опять едим ночью, и опять все ворчат, что глупо так рисковать.

И так до следующего раза, когда мы снова ночью оказываемся в дороге…


Чтец 8. Едем на концерт, в первый эшелон 1 –й Гвардейской армии. Легко сказать – на концерт, надо ещё найти наших зрителей. Однажды нам пришлось догонять их около полутора суток. Мы приехали на позиции через несколько часов после того, как они снялись и ушли вперёд. И мы ехали до тех пор, пока нас не остановил какой – то офицер и, расспросив, как мы попали сюда, на передовую, предложил немедленно повернуть машину обратно, - тут концерта быть не может, для этого надо ехать в тыл. Мы поплелись обратно. Не проехали и двух километров – остановка, оказывается ,приехали, - тут и есть тыл.


Чтец 9. Вначале непонятна разница между передовой и тылом; так же носятся с воем снаряды над головой, земля дрожит, пушки стреляют. Потом, присмотревшись, видим, что лес наполнен жизнью – везде повозки, лошади, костры, бойцы, вернувшиеся с поля боя, обедают, чистят лошадей, играют на гитаре, пилят дрова, лежат на траве. Начинаешь понимать, что здесь, в эту минуту, действительно все на отдыхе…

На круглой поляне начинается концерт. К аккомпанементу аккордеона присоединяется звук снарядов « катюш», которые небывалым фейерверком освещают темнеющее небо…


Чтец 10. Всё-таки удивительные люди актёры! Я снова и снова убеждаюсь в этом. В самом деле, мы едем бесконечно долго, возвращаемся поздно ночью, будят нас на рассвете, холодно, хочется спать. Машина через каждые тридцать минут останавливается на час. Все ворчат. Косой дождь заливает тех, кто сидит у заднего борта, пары бензина отравляют тех, кто впереди. Все кашляют. И каждый заявляет, что сегодня уж он не сможет работать ни при каких условиях. Ещё час, другой – и вдруг в лесу какие то люди машут, кричат, - это нас выехали встречать. Бойцы собрались, давно ждут. Нас, окоченевших и скрюченных, снимают с машин, кормят, говорят ласковые слова.


Чтец 11. Посмотрите теперь на актёров: они всё забыли. Концерт? Конечно, будет! Нет, что вы, никто не устал… Умываются, переодеваются. И все выглядят подтянутыми и красивыми. И солисты оперы, забыв обо всём, поют такими чистыми голосами, что зрители неистовствуют, требуя новых и новых песен. Танцоры лихо пляшут лезгинку, и никто не поверит, что солистка натёрла ногу сапогом, а на спине её партнёра столько часов подряд пролежал чей –то чемодан. Актёрами овладевает чувство огромного волнения. Они горды тем, что своим искусством доставляют радость этим людям. И на мою долю выпало счастье слышать смех, громкий, весёлый, такой необычный в этой обстановке. Я читала наивные, светлые строчки детских стихов, они несли с собой тепло, воспоминание о доме. За те месяцы мы приобрели много друзей среди воинов.


Чтец 12. Трудно удержать в памяти все места, даты, встречи, имена, рукопожатия, но то, что ушло из памяти осталось в сердце. И если сегодня вы увидите, как немолодой человек стремглав бежит по улице навстречу какой-то тётке в шляпе, а потом они обнимают друг друга и не могут говорить, а только ревут, как маленькие, - знайте, что это не брат с сестрой, не родственники, - это фронтовые друзья, которые нечаянно встретились в большом городе.

( Чтецы закончили читать воспоминания Рины Зеленой).


На переносной доске с магнитами или на стенде ( по выбору) находятся фотографии на которых изображены актёры в военной обстановке. Группа чтецов представляют эти фотографии.


Показ фото № 1. Краснознамённый ансамбль песни и пляски Советской Армии под руководством народного артиста СССР А.В.Александрова выступает перед фронтовиками. 1943г.


Чтец 13 Из воспоминаний Бориса Александрова сына Александра Александрова. . Концерты обычно проходили в боевой обстановке – на поляне, в лесу. Солдаты, которым предстояло через некоторое время идти в бой, весело смеялись, слушая залихватскую песню Анатолия Новикова «Вася – Василёк», или затихали, подчиняясь красивой мелодии песни « Вечер на рейде» В.П. Соловьёва- Седого. При звуках «Священной войны» крепче сжимали оружие, лица суровели, глаза гневно сверкали – бойцы были готовы сразу идти в атаку.

Звучит запись песни «Священная война» в исполнении Краснознамённого ансамбля песни и пляски Советской Армии под руководством народного артиста СССР А.В.Александрова. Звучит 1 куплет песни « Вечер на рейде.»


^ Показ фото № 2.О.Л.Книппер – Чехова, народная артистка СССР, у раненых бойцов. 1942г.


Чтец 14. Группа «стариков» МХАТ провела в Закавказье весь зимний сезон и дала в воинских частях и госпиталях 51 концерт. Участие О. Л. Книппер – Чеховой, В.И.Качалова, М.М. Тарханова – артистов с мировыми именами – говорит о высоком качестве исполнения… Всюду артисты МХАТ мастерски, доходчиво несли слова правды, зовущие к новым подвигам, во славу нашей великой Родины.

Газета «Правда». 1942г.


Показ фото № 3. А.К.Тарасова, народная артистка СССР, у фронтовиков. 1942г.


Чтец №15. Помню, концерт был организован в одном из уцелевших от бомбёжки зданий… Я читала поэму « Ленинград – победитель», как вдруг погас свет. Темнота, но никто не произнёс ни слова, все продолжали слушать. Но вот из первых рядов блеснул луч карманного фонарика, один, другой, третий, и освящённая десятками фонариков, этих постоянных спутников фронтовой обстановки, я закончила своё выступление.

А Тарасова.


Показ фото №4. Л.О.Утёсов, народный артист СССР, и его джазовый оркестр у гвардейцев. 1942 г.


Чтец №16. Оркестр, которым я руковожу, побывал на Западном, Волховском и Дальневосточном фронтах. Мы пели о разном: о фронте и тыле, о дружбе, призывали к борьбе с врагом. Сколько прекрасных песен было создано в годы войны! Сколько великолепных людей искусства ушло туда, где гремели орудия! Именно там звучали их песни, стихи, музыка.

Л. Утёсов.


^ Звучит грамзапись в исполнении Л.О.Утёсова и его джазового оркестра.


Показ фото № 5. К.И. Шульженко, народная артистка СССР ( в центре), с артистами фронтовой бригады. 1942 г.


Чтец №17. Я старалась выразить в « Синем платочке» то, что узнала и увидела на встречах с фронтовиками, чем жила и о чём думала. Эта простая песенка показалась мне необычайно эмоционально -насыщенной, потому что она несла большие чувства – от нежности к любимым, преданности им до ненависти к врагу. Песня полюбилась повсюду. В частях, куда мы приезжали впервые, меня встречали вопросом – просьбой: « А «Синий платочек» споёте?» С песней этой для меня связаны десятки самых дорогих воспоминаний, сотни волнующих страниц военной жизни.

К.Шульженко.

^ Звучит грамзапись песни «Синий платочек» в исполнении К.И.Шульженко.


Показ фото № 6. М.И.Жаров, народный артист СССР и Л. В. Целиковская, народная артистка РСФСР ( в центре), у лётчиков. 1943 г.

Чтец № 18. Великие подвиги советского народа и его могучих сынов, вставших на защиту земли советской, горечь первых поражений, радость справедливых побед и , наконец, полный разгром армий зла – всё это потрясало и заставляло художника по – новому смотреть на своё искусство. Хотелось, чтобы оно не молчало, а стреляло залпом и в одиночку, вместе с «катюшами» на фронте.


М. Жаров.

Показ фото №7. С.Я.Лемешев, народный артист СССР, выступает на призывном пункте. 1941 г.


Чтец №19. Помню концерт на сборном пункте, кажется в школе. Аудитория сплошь молодёжная, многие ещё в штатском: формируется новая часть из юношей призывного возраста. Все, конечно, просили, чтобы я спел Ленского… И тяжело было сознавать, что эти мальчики, так смущённо и трогательно просившие исполнить их любимые арии, через несколько дней станут солдатами… Многие ли из них доживут до победы?


С. Лемешев.

^ Звучит грамзапись «Ария Ленского» в исполнении С.Я.Лемешева.


Показ фото №8. М.Д.Михайлов, народный артист СССР. Воронежский фронт, 1942 г.


Чтец №20. Голос советского певца никогда не был только «рупором прекрасных муз». Как былинники древних времён, как певцы в стане русских воинов, мы готовы сейчас вместе со всеми сынами нашего отечества активно ковать оружие борьбы для всех народов, борющихся за отчизну, честь и свободу.


М.Михайлов.


Показ фото № 9. И.С.Козловский, народный артист СССР, у минёров. 1942г.


Чтец №21. Здесь же, под Харьковом, я выступал у минёров. Концерт шёл на лесной поляне, но на всякий случай натянули маскировочную сеть. Пою, вижу пролетающий самолёт. Запел народную песню. Её подхватили тихо и довольно стройно солдаты. Оказывается, все, кроме меня, знали, что над нами пролетел вражеский самолёт, но никто во время концерта не сдвинулся с места…


И.Козловский.

^ Звучит романс «Я помню чудное мгновенье» в исполнении И.С. Козловского.


Показ фото №10. Л.П.Орлова, народная артистка СССР, с воинами, на фронт. 1942 г.


Чтец №22. Нуждами фронта и тыла с первых дней войны жила и наша художественная кинематография. Съёмки первых короткометражек относятся к началу 1941года. С большим подъёмом снималась в них Любовь Петровна Орлова. Она была смела, находчива, энергична – такой, какой её привыкли видеть на экране.

Г.Александров.


Показ фото № 11. А.И. Райкин, народный артист СССР, у моряков Черноморского флота, 1943 г.


Чтец № 23. Наш театр уже около месяца играл на кораблях, на базах подплава, на береговых батареях, в госпиталях и для 18 – армии, пришедшей на помощь морякам. Это был передовой рубеж обороны Кавказа. Мы помогали бить фашистов до полной победы. Только своим оружием, оружием сатирического слова.

А.Райкин.


^ На столике стоит портрет Л.А.Руслановой, лежат пластинки с её записями. За столиком сидят несколько человек, рассказывающие о ней.


Чтец №24. В трудные годы войны, по радио часто звучали русские песни в исполнении Лидии Руслановой.

Они естественно сочетались с репертуаром других популярных в то время певцов и хоровых коллективов, исполнявших русские песни, - О.В.Ковалёвой, С.Я.Лемешева, Н.А.Обуховой, Русского народного хора имени М.Е.Пятницкого, Академической капеллы под управлением А.В.Свешникова, Краснознамённого ансамбля песни и пляски Красной Армии под управлением А.В.Александрова.

Народу, отстаивавшему свою независимость, так необходимо было укрепить веру в несокрушимость национального духа. И этому помогала раздольная, задушевная русская песня.

Лидия Андреевна Русланова, несомненно, принадлежала к лучшим интерпретаторам песен своего народа. Общеизвестно, какой необыкновенной популярностью и любовью она пользовалась.


Чтец № 25. Особая страница биографии актрисы – годы Великой Отечественной войны. С первых же её дней не только числит она себя «на боевом посту», но и работает во фронтовой концертной бригаде. Руководил бригадой Б.М.Филиппов, а в её состав входили В.Хенкин, М.Гаркави, И.Гедройц и Е. Калашников, Г.Кипиани, Е. Щукевич, Т.Ткаченко, баянисты Борисенко и Жерехов и Л. Русланова.


^ Показ фото №12. Среди участников фронтовой бригады В.Я.Хенкин, Л.А.Русланова, М.Гаркави.


Чтец № 26. Летом 1942 года журнал «Огонёк» публикует очерк писателя В.Катаева «Концерт перед боем». На серой газетной обложке журнального номера рядом с фотографией автодесантников напоминание – « 58-я неделя священной Отечественной войны». Очерк по – военному деловит, строг, однако занимает целую полосу пятнадцатиполосного выпуска: « Известная исполнительница русских народных песен Лидия Русланова… почти с первых же дней войны… разъезжает по частям героической Красной Армии, выступая перед бойцами. Она ездит с маленькой группой… Где только они не побывали!

И на юге, и на юго-западе, и на севере! Они дали сотни концертов. Красная Армия необыкновенно любит и ценит искусство. Вкус к искусству лежит в крови русского народа. Ничто так не поднимает его дух, как искусство… Лес. В лесу ещё сыро. Маленький, разбитый снарядами и полусожжённый домик лесника. Совсем недалеко идёт бой – артиллерийская подготовка. Осколки срезывают сучья деревьев. Прямо на земле стоит Лидия Русланова… На певице мордовский яркий сарафан, лапти. На голове цветной платок – по алому полю зелёные розы. И что-то жёлтое, что – то ультрамариновое. На шее бусы. Она поёт. Её окружает сто или полтораста бойцов. Это пехотинцы. Они в маскировочных костюмах. Их лица черны, как у марокканцев. На шее автоматы. Они только что вышли из боя и через тридцать минут снова должны идти в атаку. Это концерт перед боем… Вот она кончила. Молодой боец подходит к певице. Он говорит: « Видишь, какие мы чумазые после боя. Но песней своей ты нас умыла, как мать умывает своих детей. Спасибо. Сердце оттаяло. Спой ещё». И она поёт. Поёт широкую, чудесную русскую песню: «Вот мчится тройка удалая». Но подана команда. Бойцы уходят в лес. Через минуту лес содрогается».


^ Звучит грамзапись песни «Вот мчится тройка удалая» в исполнении Л.Руслановой.


Показ фото № 13.Концерт на фронте.


Чтец № 27. Где только действительно, не побывала в годы войны Русланова!

Однажды под Вязьмой произошла одна из тех «диковинных» историй, которые, как ни странно, частенько случались именно в дни всенародной войны. Привели актёров в землянку. Вошли трое солдат. Отправляются в дорогу, просят спеть « на посошок».Русланова поёт. Ночью одного из них приносят. Тяжело ранен. «Он стонал в беспамятстве, - рассказывала потом эту историю Лидия Андреевна. – И всё звал маму. Села я возле него, взяла за руку и запела тихонечко колыбельную. «Зыбка» называется. Пою и слёз не сдерживаю: кажется мне, что это мой сын умирает. Так хотелось с песней вдохнуть в него силу жизни! Перестал он метаться, а рука всё холодеет, холодеет… вскоре увезли. Часто я вспоминала о нём, но так и не могла узнать, жив ли или умер тогда…


Чтец № 28. Наступила поздняя осень. Наша бригада была уже на другом участке фронта. Выступали мы однажды на открытой лесной поляне. Только запела я, вдруг бросается ко мне боец с Золотой Звездой на гимнастёрке, кричит: « Мама! Мама! Я узнал, я помню, это вы мне пели, когда я умирал». А потом, уже в районе Сухиничей, снова встретила Лидия Андреевна своего бойца, и снова – раненого.

«И опять я гладила его окровавленную руку, а он говорил мне: «Теперь я верю, что доживу до Победы. Если нашёл вас, если, раненый, дополз». А утром артистов попросили дать концерт перед солдатами, уходящими в бой. Помню, как мы выступали прямо на снегу. Гармонист сидел на пеньке. Я пела весёлую плясовую песню, и бойцы с автоматами за плечами плясали. Плясали, может быть, последний раз в жизни. Я понимала это, и сердце моё сжималось, но я старалась как можно больше задора внести в их пляску».


Чтец № 29. Но вот – конец войны. Последний военный концерт. «Кончается концерт, - рассказывает Русланова, - я пою русскую песню «Степь широкая» и вижу, что кто – то расталкивает людей, всё ближе пробирается к нам. И вдруг бросается ко мне прямо на ступени. Я сразу узнала его, хоть и возмужал он – офицером уже стал, вся грудь в орденах. Выжил. Подняла я его руку и крикнула: «Смотрите! Вот русский солдат! Умирая, он верил в победу. И он дошёл до Берлина. Он победил».


Чтец № 30. В поразительной этой, почти легендарной истории – правда всё. И троекратная встреча. И финальная радость. Она не требует комментариев. Разве что – слова Лидии Андреевны «прямо на ступени». Это не театральные, концертные ступени, а ступени поверженного рейхстага. Именно так и произошла эта символическая встреча.


^ Показ фото № 14. Концерт на ступенях рейхстага.


Чтец №31. В статье «Этого не забыть», уже в 1968 году, Русланова так рассказывала об этом необычном концерте: «Весна 1945-го застала нас на подступах к Берлину – мы шли за частями, штурмовавшими столицу фашистского рейха. Мы –это конный казачий ансамбль, в прошлом артисты цирка, которые в первые же дни войны добровольцами ушли на фронт, и я…Ранним утром 2 мая у какого-то предместья Берлина молоденькая регулировщица останавливает нас: - « Дальше опасно!» «Девушка! Это же гвардии певица Русланова», -убеждают её Турганов и Алавердов… Но она непреклонна… «Я всю войну храню ваши пластинки. А вдруг -шальная пуля.. Нет, знаете , не пущу!» Пришлось задержаться, но не прошло и получаса, как неожиданно, именно в этом месте прорвались гитлеровцы… Казаки залегли и тотчас открыли огонь. Фашисты отступили.. А днём, вслед за нашими, и мы вступили в Берлин. Кто –то крикнул :»К рейхстагу!» На ступеньках рейхстага ансамбль дал первый концерт в Берлине. Он продолжался до поздней ночи. До чего же легко и радостно было петь:

«…Казаки, казаки,

Едут, едут

По Берлину

Наши казаки…»


^ Звучит грамзапись песни «Казаки» в исполнении Л.А.Руслановой.


Чтец №32. Там же, на этом самом знаменитом в своей жизни концерте у Бранденбургских ворот и подле рейхстага Лидия Андреевна Русланова спела по- новому и свои знаменитые «Валенки», песню не единственную из созданных ею как бы заново, но самую поразительную. Восторженным «ура» и оглушительными аплодисментами сопровождалась эта несколько раз повторённая песня! Прославленный маршал подошёл к актрисе, снял с гимнастёрки боевой орден и отдал его певице. Бывает ли большее признание?


Показ фото № 15. Концерт на ступенях рейхстага (фрагмент).


Чтец № 33. А когда кончился концерт, бойцы протянули ей уголь и попросили расписаться на колонне рейхстага рядом с именами первых солдат, ворвавшихся в логово фашизма. И она вывела углём своё имя. Пусть сегодня закрашены росчерки советских воинов. Всё равно, там, внизу, под краской живёт имя первой актрисы, воспевшей Победу, «гвардии певицы» Руслановой.


Чтец № 34. Кстати, о знаменитых «Валенках». Песня эта тоже обрела свою новую жизнь в годы войны:

«Собрались однажды солдаты после боя… «Сама Русланова в концерте!» - прокатилось по ротам.

…Поёт Русланова и видит, что у одного молоденького солдата валенки, ну , как говорится, на одном честном слове держатся. Вспомнила она мгновенно саратовские частушки про валенки да и завела их тут же, только на свой манер… Рождение песни приняли на ура, и осталась она в репертуаре Руслановой на всю жизнь… А владелец тех валенок… рассказал ей после концерта, сколько вёрст ему пришлось «отмахать»за ночь, зато задание выполнил да с корабля на бал – на концерт поспел… Каждый помнит, как тепло… вспоминает в песне Русланова эти валенки – не подшиты, стареньки». Из –за них, замечает она с грустной усмешкой, парню не в чем к миленькой ходить. Однако девица из - за валенок не терялась и «по морозу босиком к милому ходила». Тоненько выпевает голос эту «морозную» фразу, и мы будто воочию видим босоногую, полнокровную, цветущую красну девицу, на цыпочках семенящую по снежной тропке. Недаром «Валенки» считаются своеобразной визитной карточкой Лидии Андреевны Руслановой – её певческий почерк проявлен в этой доброй и лукавой русской песне во всей своей самобытности».


^ Звучит грамзапись песни «Валенки» в исполнении Л.А.Руслановой.


Чтец №35. Военные «Боевые киносборники» - своеобразные концерты, снятые операторами для фронта, сохранили для нас и облик Руслановой и её манеру исполнения песен в трудной боевой обстановке. Она оставалась «самою собой» - Руслановой, с её раскатным, завораживающим голосом, с её колдовской, чарующей и одновременно зажигающей слушателя манерой. Она была, пожалуй, чуть мягче, чуть сердечнее. Большой добротой светились глаза, сияющие радостью. И, как никогда, пожалуй, сквозь эту радость просвечивала печаль. Она – то знала цену победы и цену человеческой жизни – всю войну работала на фронте.


Чтец № 36. В 1944 году в газете «Литература и искусство» появилась заметка о приобретении Руслановой на свои средства батареи артиллерийской миномётной техники для передачи Н – скому гвардейскому миномётному полку. Нужны ли и здесь комментарии?


Так помогала и фронту и так отпраздновала Победу Лидия Андреевна Русланова, ставшая в годы войны не просто признанной русской певицей, но и выдающимся мастером эстрады.

Показ фото № 16. Фронтовая бригада артистов».


Чтец №37. Дорогие друзья! Сегодня вы воочию убедились, какую большую роль в создании боевого духа у воинов сыграли актёры в годы Великой Отечественной войны. Своим искусством актёры помогали людям выжить в этой страшной войне.

Да… Победу создавали люди разных профессий. И до Берлина дошли воины- солдаты, воины-актёры.


Показ фото № 16. «Концерт на ступенях рейхстага».


Чтец №38.

Как молоды мы все на этом снимке!

И веселы: Берлин у наших ног…

Стоим впритирку

И сидим в обнимку,

А кто-то просто на землю прилёг.

И звёзды наши светятся, и лычки,

И ордена – хоть становись под стяг.

Вот только фон какой-то необычный –

Сирень.

А взяли только что рейхстаг.

Тут нам смекнуть бы: вот, мол, мы какие,

Мол, мы на «ты» с Историей самой!

А мы – то улыбаемся: живые!

Рейхстаг, он что? Нам фото бы домой…

Но я за то друзей не упрекаю

(Историки подправят нас потом) –

История, она и впрямь такая,

Пока скрижали пишутся штыком.


^ Звучит песня «Ехал я из Берлина».


Использованная литература.


  1. «Актёры на фронте». Комплект из 14 фотооткрыток. Изд. «Планета». Фабрика фотопечати М., 1985г. Вст.слово Р.Зелёной, народной артистки РСФСР.

  2. Андрюхина - Юхтина Г, «Зачинай сызнова!» - Театральная жизнь, 1973г., № 4.

  3. Ж. «Огонёк» 1942 г. ,№30. Очерк В.Катаева «Концерт перед боем».

  4. Лидия Русланова в воспоминаниях современников. М., «Искусство, 1081г.

  5. Русланова Л. «С верой в сердце» - «Советская эстрада и цирк», 1968, №5.

  6. Венок славы, т.6. М., Современник, 1988г.




Похожие:

«Актёры на фронте» icon«Антология математических четверостиший»
Математики такие же люди, а значит – актеры. Во время проведения недели математики все желающие могут попробовать себя в роли актера...
«Актёры на фронте» icon1. с военными действиями на Восточном фронте в годы гражданской войны связана борьба большевиков с
С военными действиями на Восточном фронте в годы гражданской войны связана борьба большевиков с
«Актёры на фронте» iconДокументи
1. /Учителя на фронте и в тылу [Автосохраненный].pdf
«Актёры на фронте» iconДокументи
1. /Ремарк - На западном фронте без перемен.doc
«Актёры на фронте» iconСочинение рассуждение по типу задания «С» Прочитайте текст
«фильм». 12. При этом кинорежиссер не навязывает ему своих концепций, а актеры – внешнего облика персонажей, характера их действий....
«Актёры на фронте» iconМитинг 9 мая 2013г. Чтец Салют взрывает тишину Палитрой красок в небе синем
Чтец На фронте солдаты сражались за каждую пядь родной земли, за отчий дом, за своих родных и близких!
«Актёры на фронте» iconСочинение о чести, доблести и славе
В то же время беспримерную доблесть, храбрость и мужество проявили советские женщины на фронте. Медицинские сёстры, врачи, санитарки,...
«Актёры на фронте» iconТюленев В. И. в книге «Через три войны»
Сс «Викинг». Время от времени она появлялась на советско-германском фронте на направлениях главного удара. Дивизия имела три моторизованных...
«Актёры на фронте» iconПолькин Егор Михайлович
Полькин Егор Михайлович родился 25 мая 1925 года. На фронт ушел в августе 1942 года. Полгода учился в школе молодых командиров в...
«Актёры на фронте» iconИсследовательская работа «Уральский сокол» Посвящается 100-летию со дня рождения Николая Ивановича Кузнецова Автор: Мальцев Константин Алексеевич
В годы Великой Отечественной войны советские люди на фронте и в тылу проявляли массовый героизм. Они совершали замечательные подвиги,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы