Слово «урокодатель» мы, педагоги, всегда произносим с уничтожитель icon

Слово «урокодатель» мы, педагоги, всегда произносим с уничтожитель



НазваниеСлово «урокодатель» мы, педагоги, всегда произносим с уничтожитель
Дата конвертации26.10.2012
Размер95.28 Kb.
ТипУрок
источник

Посещение и анализ уроков.

Слово «урокодатель» мы, педагоги, всегда произносим с уничтожитель-


ным оттенком, имея в виду тех коллег, что формально, без души и сердца относятся к делу. Всё так, но ,с другой стороны, самое главное и важное в работе учителя-это именно давать уроки. «Урок, -говорил замечательный педагог Василий Александрович Сухомлинский, -это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции.»Долг и обязанность наша-

постоянно смотреть в это « зеркало», чтобы не только контролировать, но и помогать педагогу избавляться от ошибок.совершенствовать профессиональ-

ное мастерство.обретать опыт.

О качестве урока можно судить по целому ряду признаков:по состоянию успеваемости и дисциплины,по результатам экзаменов и контрольных работ,по отзывам родителей и т.д.Но,как говорится,один раз увидеть,чем сто раз услышать.Оценить по-настоящему профессионализм учителя можно только, побывав на его уроках,увидев всё своими глазами. Поэтому посещение и анализ уроков является одним из главных направлений организации учебно-воспитательного процесса.

При анализе урока следует не забывать об основных требованиях к современному уроку.


-Научно-теоретический уровень урока и его место в формировании мировоззрения учащихся.

Правильное сочетание обучающих, развивающих и воспитательных целей урока.

Правильный отбор содержания учебного материала и методов его изучения.


-Пути и средства, обеспечивающие развитие познавательных способностей школьников.

Постановка учебной проблемы.

Система познавательных задач.

Выдвижение учащимися гипотез и обоснование правильности способа решения.

Соотношение самостоятельной и коллективной работы.


-Разнообразие источников знаний.

Разнообразие форм уроков:

школьная лекция, объяснение материала, беседа, учебное кино, работа над

учебником и дополнительной литературой.


-Актуализация у учащихся ранее приобретённых знаний,связь обучения с жизнью.


-Организация самостоятельной работы учащихся.

Объём, характер, виды последовательность работы.


-Приёмы развития познавательной активности и самостоятельности учащихся.


-Методы получения обратной информации. Контрольные занятия.

Программированный опрос.


-Учёт знаний и оценка.

-Осуществление на уроке индивидуального подхода.

-Объём и характер домашнего задания.

-Структура урока и её целесообразность.


Готовясь к анализу, нелишне вспомнить и основные этапы урока.

-Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней психологической готовностью учащихся к уроку. Постановка триединой задачи.

-Проверка домашнего задания.

Проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме.


-Постановка мини-цели занятия перед учащимися.


-Организация восприятия и осмысления информации, т.е. усвоение исходных

знаний.


-Первичная проверка понимания.


-Организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений в её применении (в том числе смена вариантов) по образцу.


-Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путём решения проблемных задач, построенных на основе

ранее усвоенных знаний и умений.


-Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний.


-Домашнее задание к следующему уроку.


-Подведение итогов урока. Результативность.


Вспомним и основные учебные умения, которые должны формироваться на уроке.

-Поисково-информационные учебные умения:


пользоваться справочной литературой(словарямия.справочниками)

работать с каталогами,картотекой,оглавлением;

умение пользоваться печатными и аудиовизуальными средствами информации и т.д.


-Собственно психологические умения:

слушать учителя,внимательно читать,адекватно воспринимать разнообразную учебную информацию;

запоминать увиденное,прочитанное,услышанное,учебный материал;

осознавать и самостимулировать учебную деятельность и т.д.


-Учебно-интеллектуальные умения:

анализировать,сравнивать,классифицировать,типологизировать,систематизи-

ровать.обобщать,абстрагировать,конкретизировать,выделять главное,существенное,синтезировать,устанавливать причинно-следственные

связи,аналогии;

исследовательские умения(ставить задачи,формулировать гипотезу,выстраивать доказательство и проверку);

находить ассоциации и пользоваться ими и т.д.


-Учебно-познавательные умения:

составлять план ответа,выступления;

писать конспект,реферат,тезисы аннотацию;

пользоваться различными видами чтения;

писать и читать в заданном темпе;

участвовать в учебной дискуссии,вести полемику;

задавать уточняющие вопросы и вопросы вообще;

пользоваться языком той науки,которая лежит в основе учебного предмета,

практические исследовательские умения(наблюдать,ставить опыты,прово-

дить эксперименты),осуществлять измерения,конструировать,моделировать,пользоваться техническими приспособлениями и т.д.


-Организационно-познавательные учебные умения:

планировать текущую и перспективную работу:

организовать себя на выполнение поставленной задачи:

осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности:

проводить рефлексию:

работать в команде(вести познавательную деятельность в коллективе);

сотрудничать при решении учебных задач(объяснять,оказывать и принимать помощь) и т.д.


Известный педагог и публицист Симон Соловейчик в одной из своих статей обмолвился такой фразой: «Урок-загадка, учитель-загадчик , а человек , разбирающий урок, кто бы он ни был, должен быть разгадчиком.»

В теории и технологии педагогического анализа урока налицо два течения: поэлементный и системный подходы.

Второй подход - системный- в последние годы с трудом пробивается в управленческую деятельность, а первый -поэлементный- носит массовый характер.

Суть поэлементного подхода заключается в том, что урок расчленяется

на положительные и отрицательные части.

Широко распространённой разновидностью поэлементного подхода

является анализ урока по схеме.

Известный дидакт Б.П.Есипов приводит такую типовую схему:

*Цель урока

*Содержание урока

*Методическая сторона урока

*Учащиеся и учитель на уроке.

*Организационная сторона урока.

Наиболее распространённой является модель структурного (поэтапного)

анализа. Обучение педагогическому анализу обычно начинается с этой модели. На что здесь следует обратить внимание:

*Соответствие структуры урока его целям.

*Продуманность выбора типа урока,его структуры,логическая последо-

вательность и взаимосвязь этапов урока. Целесообразность распределения

времени урока между ними.

*Рациональность выбора форм обучения.

*Наличие плана урока и организация его выполнения учителем.

*Оборудование урока.

*Рациональная организация труда учителя и учащихся.

Но и эта модель не совсем совершенна.Сюда следует внести некоторые уточнения и добавления:

как опрашиваются ученики( проверка домашних заданий, опрос, учёт

знаний);

объяснение учителя (содержание,методы,активность учащихся);

воспитательные моменты на уроке;

эффективность и разнообразие форм закрепления и самостоятельной работы

учащихся;

применение наглядных пособий и ТСО;

задание на дом.

Второй подход в анализе урока-системный.

В его основе лежит рассмотрение объектов как систем в целостности выде-

ленных в них многообразных типов связей.

Анализ необходимо начинать с рассмотрения цели урока, сформулированной

и поставленной учителем.

Достигнуты ли цели урока-можно утверждать только в том случае,если результат соответствует каждой цели.Только факты и цифры могут говорить об уровне достижения цели.

Все этапы урока рассматриваются в единстве.

Примером системного подхода является аспектный анализ урока.

Это рассмотрение, детальное и всестороннее изучение и оценка под определённым углом зрения какой-либо стороны или отдельной цели урока во взаимосвязи с результатами деятельности учащихся.

Главное внимание уделяется анализу одного из аспектов урока:

цели урока;

структуры и организации урока;

содержания урока;

деятельности учителя на уроке;

деятельности учащегося на уроке;

домашнего задания;

санитарно-гигиенических условий урока;

психологического аспекта урока.

Остановлюсь на аспекте деятельности учителя на уроке.

Результат работы учителя оценивается через следующие качественные характеристики:

-целенаправленность деятельности на уроке;

-характер отношений с учащимися;

-индивидуально-личностный подход к учащимся;

-дифференцированный подход к обучению;

  • умение приводить в соответствие содержание учебного материала;

  • методы обучения и формы организации познавательной деятельности

учащихся.

Система аспектных анализов составляет ПОЛНЫЙ АНАЛИЗ урока.

Традиционные средства, предлагаемые для анализа урока устанавливают, насколько хорошо знания даются учителем в форме,удобной для запоминания учениками.Эта форма-урок,она наполняется содержанием деятельности учителя,которая и анализируется во всех ракурсах.

Мы подходим к анализу личностно-ориентированного урока.

Личностно-ориентированный подход к образованию осознанную ориентацию учителя на личность учащегося,что является условием его развития.

Цель личностно-ориентированного образования состоит в том,чтобы заложить в ребёнке механизмы самореализации,саморазвития,адаптации и т.д.

Рассматривая основные требования к личностно ориентированному уроку,

И.С.Якиманская отмечает,что цель его-создание условий для проявления познавательной активности учащихся.

Средства достижения учителем этой цели следующие:

-использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт учащихся;

  • создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;

  • стимулирование учащихся к высказываниям,использованию различных

способов выполнения заданий без боязни ошибиться.получить неправильный ответ;

  • использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего

ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;

  • оценка деятельности ученика не только по конечному результату

(правильно-неправильно), но и по процессу его достижения;

  • поощрение стремления находить свой способ работы (решения задачи);

анализировать способы решения других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;

  • создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих

каждому ученику проявить инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естест-

венного самовыражения ученика.

Выделенные общая цель и средства организации личностно ориентированного урока,естественно, должны быть конкретизированы учителем в зависимости от назначения урока его тематического содержания.


Задача наша как руководителей- организовать образовательный процесс с учётом заботы о здоровье ученика. А это значит не принуждать его к занятиям,а воспитывать у него интерес к познанию себя и законов мироздания.

От учителя-основной фигуры педагогического процесса в наибольшей степени зависит,какое влияние на здоровье учащихся оказывает их пребывание в школе процесс обучения,насколько здоровьесберегающими являются образовательные технологии и вся внутришкольная среда.

На уроках и во внеурочной работе учитель решает ТРИ группы задач,связанных с проблемой здоровья учащихся: диагностические, коррекционные и формирующие, фиксируя своё внимание не только на учащихся ,но и на условиях проведения занятий.

В начале урока необходимо оценить и в дальнейшем удерживать своё внимание на гигиенических условиях в классе: достаточна ли освещённость,

не мешает ли шум, доносящийся из-за окон или из соседних помещений,

хорошо ли проветрен класс, не слишком ли сухой воздух и оптимальна ли его температура.Оценка соблюдения гигиенических требований проводится по регламентированным позициям с использованием хронометража:

  • плотности урока (% времени, затраченного школьниками на учебную

работу);

  • числа видов учебной деятельности ( письма, чтения, слушания, рассказа,

наглядных пособий,ответа на вопрос, решения примеров);

  • длительности каждого вида учебной деятельности (в мин.);

  • числа видов преподавания ( словесного, наглядного, аудиовизуального

через технические средства обучения),продолжительность выполнения самостоятельной работы;

  • частоты чередования видов учебной деятельности ( среднее время

смены деятельности в минутах);

  • места, длительности и условий применения ТСО;

  • частоты чередования видов преподавания;

  • наличия,своевременности, содержания и длительности физкультминуток.

При анализе урока лучше начать с позитивных моментов, с того, что

понравилось, что показалось интересным, оригинальным.П ри обсуждении недостатков следует избегать безапеляционных высказываний, переходов на личность учителя.Важно не подавить инициативу ,творческие тенденции

в работе учителя, поскольку именно это способно уменьшить переутомление как учителя, так и его учеников.Проведение анализа в форме доверительной беседы , обсуждения гораздо более продуктивно,чем директивные суждения.Кроме того, это не нанесёт вреда здоровью проверяемого учителя.




Похожие:

Слово «урокодатель» мы, педагоги, всегда произносим с уничтожитель iconХарактер ребёнка зависит от Вас
Мы часто произносим слово "характер" и уже привыкли к нему. "Вот это характер", говорим мы с восхищением. "Ну и характер!" произносим,...
Слово «урокодатель» мы, педагоги, всегда произносим с уничтожитель iconПодготовила Попкова А. А. Характер ребёнка зависит от Вас
Мы часто произносим слово "характер" и уже привыкли к нему. "Вот это характер", говорим мы с восхищением. "Ну и характер!" произносим,...
Слово «урокодатель» мы, педагоги, всегда произносим с уничтожитель iconРодителям на заметку Нам не дано предугадать, как наше слово отзовётся Слова словно кролики, съели всю зелень мира писал польский сатирик С. Е. Лец
И действительно, от частого употребления многие слова утратили яркость и насыщенность. Но так было не всегда, и на заре развития...
Слово «урокодатель» мы, педагоги, всегда произносим с уничтожитель iconКлассный час из цикла «Семья и семейственность» по теме «семь я. Семейные ценности.»
...
Слово «урокодатель» мы, педагоги, всегда произносим с уничтожитель iconСто строк о моей малой Родине. Которой радуюсь, дивуюсь и страдаю!
Когда мы произносим слово Родина, мы невольно думаем о самом близком и родном. Именно с того, что нам более знакомо, рождается патриотизм....
Слово «урокодатель» мы, педагоги, всегда произносим с уничтожитель icon«утверждаю» Директор цдт чунарева Н. Н. 2011г. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Субъекты Специалисты роо, руководители оу, педагоги –реализации психологи, социальные педагоги, педагоги
Слово «урокодатель» мы, педагоги, всегда произносим с уничтожитель iconБудет слово божье растворенно
Да. Будет слово божье растворенно верою в сердцах ващих и душах ваших!!!! Слава господу, что бог касается вашего сердца!!! Он живой!!!...
Слово «урокодатель» мы, педагоги, всегда произносим с уничтожитель iconКонкурс методических разработок уроков и внеклассных мероприятий для педагогов
К участию приглашаются педагоги доу, учителя начальных классов, учителя-предметники, педагоги до, педагоги спо
Слово «урокодатель» мы, педагоги, всегда произносим с уничтожитель iconСлово – это информация
Как написано в Евангелие от иоанна: "Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог"
Слово «урокодатель» мы, педагоги, всегда произносим с уничтожитель iconУчитель… Мы часто произносим это слово, но не задумываемся, какую роль играет в нашей жизни учитель
Х девчонок и мальчишек в успешных, счастливых людей. Изо дня в день, из года в год учитель отдает себя детям. Недаром говорят, что...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы