Методические рекомендации по содержанию деятельности образовательных учреждений дополнительного образования детей
Методические рекомендации по содержанию деятельности образовательных учреждений дополнительного образования детей icon

Методические рекомендации по содержанию деятельности образовательных учреждений дополнительного образования детей



НазваниеМетодические рекомендации по содержанию деятельности образовательных учреждений дополнительного образования детей
страница1/7
Дата конвертации29.10.2012
Размер1.17 Mb.
ТипМетодические рекомендации
источник
  1   2   3   4   5   6   7

Государственное образовательное учреждение дополнительного

профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

«Кузбасский региональный институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования»


Методические рекомендации по содержанию деятельности образовательных учреждений дополнительного образования детей

Кемеровской области в 2011/2012 учебном году


Составитель: Шевцова М. М.,

методист кафедры проблем воспитания

и дополнительного образования КРИПКиПРО


Утверждено

на заседании кафедры проблем воспитания и

дополнительного образования КРИПКиПРО

Протокол № 1 от 2 сентября 2011 г.

Зав. кафедрой ______________ О. С. Кононенко


Кемерово 2011

^ Рекомендации по организации внеурочной деятельности

учреждениями дополнительного образования детей в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в Кемеровской области


В 2011/2012 учебном году все образовательные учреждения Кемеровской области перешли на работу по федеральным образовательным стандартам начального общего образования (ФГОС НОО). В соответствии с этим учреждениям дополнительного образования детей (УДОД) нашего региона необходимо выстраивать и осуществлять свою деятельность согласно требованиям ФГОС НОО.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 07 сентября 2010 года № 1507-р «О плане действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы» определен порядок поэтапного введения ФГОС на всех ступенях общеобразовательных учреждений до 2015 года.

Согласно этому документу обязательное введение ФГОС на ступени начального общего образования (1 класс) начинается с 2011/2012 учебного года и затем ежегодно и последовательно распространяется на 2-4 классы. С 2015/2016 учебного года обязательное введение ФГОС запланировано на ступени основного общего образования (5 класс). В полном объеме переход общеобразовательных учреждений на ФГОС нового поколения будет осуществлен в 2021/2022 учебном году.

ФГОС представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Федеральные государственные образовательные стандарты должны обеспечивать:

  • единство образовательного пространства Российской Федерации;

  • преемственность основных образовательных программ начального общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

Образовательные стандарты нового поколения включают в себя совокупность требований:

  • к структуре программы, где ядром является интеграция учебной и внеурочной деятельности;

  • к результатам, в первую очередь личностным, затем предметным и метапредметным;

  • к условиям, предполагающим создание комфортной образовательной среды для всех субъектов процесса, важность ее высокого кадрового, финансового, материально-технического, информационного, учебно-методического обеспечения.

Помимо перечисленных выше требований значительной составляющей образовательного процесса современной школы в рамках нового Стандарта является эффективная организация второй половины дня, выделенной в категорию «внеурочная деятельность», основанной на тесном взаимодействии УДОД и образовательного учреждения (ОУ), способной оперативно дать конкретный образовательный результат. Приоритетными принципами такого партнерства являются:

  1. Свободный выбор ребёнком видов и сфер деятельности.

  2. Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребёнка.

  3. Возможность свободного самоопределения и самореализации ребёнка.

  4. Единство обучения, воспитания, развития.

  5. Практико-деятельностная основа образовательного процесса.

В этой связи дополнительное образование детей рассматривается как система, выполняющая функцию расширения возможностей образовательных стандартов, удовлетворяющая образовательные потребности, нереализуемые в других учебных заведениях.

Инициатива «Наша новая школа» высказывает идею о необходимости перестроиться в направлении освоения компетентностей в сфере самостоятельной, познавательной, проектно – исследовательской деятельности. По словам Президента РФ Д. А. Медведева, система дополнительного образования, в силу своей уникальности, способна не только раскрыть личностный потенциал любого ребёнка, но и подготовить его к условиям жизни в высококонкурентной среде, развить умения бороться за себя и реализовывать свои идеи.

Цель такого взаимодействия – создание, расширение и обогащение учебно-воспитательного пространства в микросоциуме – ближайшей среде жизнедеятельности ребенка, обеспечение его успешной адаптации к современным социокультурным условиям.

Взаимодействие общеобразовательной школы с одним или несколькими учреждениями дополнительного образования (центром детского творчества, клубом по месту жительства, спортивной или музыкальной школой) либо с учреждением культуры (библиотекой, театром, музеем и др.) осуществляется на регулярной договорной основе, пример которого будет приведен ниже.

Структурно-организационные формы реализации дополнительного образования детей в рамках Стандарта носят рекомендательный характер и предполагают несколько вариантов: от простого набора кружков, секций, клубов - до выстраивания системы с учётом основных концептуальных идей, обеспечивающих развитие всех субъектов процесса.

Министерство образования и науки РФ призывает работников системы дополнительного образования детей обратить внимание на то, что образовательные программы нового поколения, которые предполагается использовать в условиях новой школы, должны, с одной стороны, компенсировать недостатки школьного образования, а с другой — учитывать его достоинства. Эффективности, по мнению правительства, может способствовать ознакомление педагогов дополнительного образования с содержанием тех учебных предметов, которые больше всего могут быть связаны с содержанием их программ.

В связи с этим, УДОД необходимо ознакомиться с нормативно-правовой базой по реализации ФГОС НОО, которая включает в себя следующие основные Федеральные документы:

  • Послание президента Федеральному собранию (5.11.2008 года).

  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»

(04.02.2010 г. Пр-271).

  • Перечень поручений Президента РФ по реализации Послания Президенту РФ Федеральному собранию РФ от 22.11.2008 г. № ПР—2505 в части реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

  • Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования.

  • Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения (начальная школа).

  • Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2009.

  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2010.

  • Методический материал об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования № 03-296 от 12 мая 2011 г.

  • Приказ Министерства образования и науки РФ «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (от 26 ноября 2010 г. № 1241).

  • Примерная программа духовно-нравственного воспитания и социализации обучающихся.

  • Базисный учебный образовательный план учреждений РФ, реализующих основные образовательные программы начального общего образования.

  • Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.

  • Общественный договор (согласование запросов участников образовательного процесса в начальном общем образовании).

  • Федеральный закон РФ от 01.12.2007 г. № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта».

  • Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях.

  • Письмо Министерства образования РФ «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательном учреждении.

  • Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении и введении в действие ФГОС начального общего образования», от 06.10.2009 г., № 373

  • СанПиН 2.4.2.1178-02 в редакции от 23.07.2008 г. № 45

  • СанПиН 2.4.4.1251-03 в редакции от 03.04.2003 г. № 27

  • Приказ Минобрнауки РФ № 1241 от 26.11.2010 г. «О внесении изменений в ФГОС начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6.10.2009 г. №373»

  • Единый квалификационный справочник должностей руководителей,

специалистов и служащих; Раздел «Квалификационные характеристики

должностей работников образования», утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. №761нг.

Стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. В связи с этим необходимо рассмотреть понятие и особенности внеурочной (внеучебной) деятельности в рамках стандарта.

^ Внеурочная (внеучебная) деятельность учащихся:

  • Деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.; занятия по направлениям внеучебной деятельности учащихся, позволяющие в полной мере реализовать Требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (http://www.standart.edy.ru).

  • ^ Внеучебная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации (Д. В. Григорьев, П. В. Степанов, Центр теории воспитания ИТИП РАО).

  • ^ Внеурочная деятельность – это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной системы, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296).

В свою очередь педагогам, организующим внеурочную деятельность школьников, необходимо учитывать требования стандарта к ее организации, которые включают в себя следующие положения:

  • Внеурочная деятельность включается в вариативную часть БУПА школы и на нее отводится 10 ЧАСОВ в неделю.

  • Школа вправе сама определять, под какие виды внеурочной деятельности отдать эти часы.

  • Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию обучающихся.

  • Занятий в классе не должно быть более 50%.

  • Все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты.

  • Каждый ребенок имеет право заниматься в нескольких объединениях, менять их.

При этом педагогам необходимо помнить, что:

  • Внеурочная деятельность обучающихся направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы.

  • В первую очередь – достижение личностных и метапредметных результатов.

  • Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться оценивать, действовать, чувствовать, принимать решения.

В свою очередь содержание внеурочной деятельности – это совокупность направлений развития личности и видов деятельности, организуемых педагогическим коллективом ОУ совместно с социальными партнерами в число которых входят и УДОД.

^ Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями стандарта организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в том числе через такие формы как: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т.д. Виды, направления и формы внеурочной деятельности представлены в таблице 1.

Таблица 1

^ Направления, виды и формы внеурочной деятельности

Направления

Виды

Формы

  • Спортивно-оздоровительное

  • Духовно-нравственное

  • Социальное

  • Общеинтеллектуальное

  • Общекультурное




  • Игровая деятельность

  • Познавательная деятельность

  • Проблемно-ценностное общение

  • Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение)

  • Художественное творчество

  • Социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность)

  • Трудовая (производственная) деятельность

  • Спортивно-оздоровительная деятельность

  • Туристско-краеведческая деятельность

  • Кружок

  • Студия

  • Секция

  • Клуб

  • Объединение

  • Факультатив

  • Научное общество

  • Конференция

  • Слет

  • Игра

  • Соревнование

  • Турнир

  • Встреча

  • Концерт

  • Спектакль

  • Практика (полевая, социальная)

  • Экскурсия

  • Культпоход

  • Туристический поход

  • Субботник

  • Десант

  • другие формы


Планирование внеурочной деятельности предполагает возможность её осуществления не только в течение учебного года, но и в каникулярный период. В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться такие формы отдыха и оздоровления детей как: тематические лагерные смены, летние школы, создаваемые как на базе образовательных учреждений, так и образовательных учреждений дополнительного образования детей.

Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы.

Перечисленные направления внеурочной деятельности являются содержательным ориентиром и представляют собой приоритетные направления при организации внеурочной деятельности и основанием для построения соответствующих образовательных программ УДОД.

Направления и виды внеурочной деятельности не являются жестко привязанными друг к другу и единственно возможными составляющими. Каждое из обозначенных направлений можно реализовать, используя любой из предлагаемых видов деятельности в отдельности и комплексно.

Рассмотрим кратко характеристику направлений внеурочной деятельности.

Спортивно – оздоровительное направление

Формирование основ здорового и безопасного образа жизни у обучающихся начальной школы является одной из приоритетных целей. Приобретаемые на уроке физической культуры знания, умения и навыки должны в последующем закрепляться в системе самостоятельных форм занятий физическими упражнениями: утренней зарядке и гигиенической гимнастике до уроков, физкультминутках и подвижных играх на переменах и во время прогулок, дополнительных занятиях.

Взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности в спортивно-оздоровительном направлении способствует усилению оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.

Предметом обучения физической культуре в начальной школе является двигательная деятельность с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью у младших школьников не только совершенствуются физические качества, но и активно развиваются сознание и мышление, творчество и самостоятельность. Совершенствоваться эти качества будут в ходе организованных занятий по спортивно-оздоровительному направлению внеурочной деятельности, что является неотъемлемой частью образовательного процесса согласно ФГОС НОО. Образовательные учреждения должны предоставлять обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий данного направления. Таким образом, внеурочная деятельность увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую, познавательную и физическую активность, реализовывать свои лучшие личностные качества.

В рамках данного направления рекомендуются нижеприведенные формы, представленные в таблице 2.

Таблица 2

^ Место проведения

Время проведения

Формы организации

Школа

Первая половина учебного дня

Утренняя зарядка, динамические паузы во время урока, перемены, динамические паузы между уроками

Вторая половина учебного дня

Прогулки, спортивно-оздоровительные часы, свободная деятельность в ГПД, физкультурные праздники и соревнования, факультативы, кружки подвижных, народных, оздоровительных игр

Семья

Вторая половина учебного дня, выходные дни

Прогулки, совместная со взрослыми или самостоятельная двигательная деятельность

Учреждения дополнительного образования детей

Вторая половина учебного дня, выходные дни

Детские спортивные секции, кружки

Школьные оздоровительные лагеря

Каникулы

Разные виды спортивно-оздоровительной деятельности (в соответствии с программой лагеря)
  1   2   3   4   5   6   7




Похожие:

Методические рекомендации по содержанию деятельности образовательных учреждений дополнительного образования детей iconДокладов общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного
«Специальный (коррекционный) детский дом «Радуга» (VIII вида) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; 5 образовательных...
Методические рекомендации по содержанию деятельности образовательных учреждений дополнительного образования детей iconРекомендации совета руководителей моу, мдоу и моу дод от 11 сентября 2012 г
Совет руководителей муниципальных общеобразовательных учреждений, муниципальных дошкольных образовательных учреждений и учреждений...
Методические рекомендации по содержанию деятельности образовательных учреждений дополнительного образования детей iconI. общие положения муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа №3»
Орла от 17. 11. 2011г. №3549 «О создании муниципальных бюджетных образовательных учреждений дополнительного образования детей города...
Методические рекомендации по содержанию деятельности образовательных учреждений дополнительного образования детей iconМетодические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в оу
Программа внеурочной деятельности для учащихся начальной школы моу «Проскуринская сош»
Методические рекомендации по содержанию деятельности образовательных учреждений дополнительного образования детей iconМетодические рекомендации и единые минимальные требования к системам ведения журналов успеваемости учащихся в электронном виде в образовательных учреждениях РФ
Е методические рекомендации и минимальные требования способствуют формированию условий для реализации Федеральных государственных...
Методические рекомендации по содержанию деятельности образовательных учреждений дополнительного образования детей iconМетодические рекомендации по оформлению документов и материалов, предоставляемых участниками муниципального конкурса
Методические рекомендации адресованы руководителям дошкольных образовательных учреждений (далее – доу), претендующих на участие в...
Методические рекомендации по содержанию деятельности образовательных учреждений дополнительного образования детей iconМетодическое пособие для педагогов дополнительного образования г. Соль-Илецк, 2013 Содержание: Введение
Методические рекомендации по подготовке авторских программ дополнительного образования детей
Методические рекомендации по содержанию деятельности образовательных учреждений дополнительного образования детей iconМетодические рекомендации по оформлению экспертного заключения по итогам всестороннего анализа результатов профессиональной деятельности аттестуемого педагогического работника
Методические рекомендации разработаны в целях соблюдения единого подхода к проведению аттестации педагогических работников государственных...
Методические рекомендации по содержанию деятельности образовательных учреждений дополнительного образования детей iconМетодические рекомендации по организации разных видов деятельности с детьми, памятки
Рекомендации по содержанию методического кабинета дошкольного образовательного учреждения
Методические рекомендации по содержанию деятельности образовательных учреждений дополнительного образования детей iconТребования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей
Цели и задачи дополнительных образовательных программ должны обеспечивать обучение, воспитание, развитие детей
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы