Проектирование основной образовательной программы начального общего образования icon

Проектирование основной образовательной программы начального общего образования



НазваниеПроектирование основной образовательной программы начального общего образования
страница1/7
Дата конвертации29.10.2012
Размер1.4 Mb.
ТипПояснительная записка
источник
  1   2   3   4   5   6   7

Государственное образовательное учреждение дополнительного

профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

«Кузбасский региональный институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования»


Проектирование основной образовательной программы

начального общего образования


Методические рекомендации


Кемерово 2011

Рекомендовано учебно-методическим советом

Кузбасского регионального института

повышения квалификации и

переподготовки работников образования

протокол № ______

от «_____»_______2011 г.


Составители: З. В. Крецан, кандидат педагогических наук, доцент, первый проректор КРИПКиПРО,

В. Г. Черемисина, кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой начального общего образования КРИПКиПРО,

М. П. Гераськина, заведующая сектором управления качеством образования ДОиН


Содержание

Введение 4

Пояснительная записка 5

Планируемые результаты освоения обучающимися

основной образовательной программы начального общего образования 8

Учебный план начального общего образования 12

Программа формирования универсальных учебных

действий у обучающихся на ступени начального общего образования 26

Программы отдельных учебных предметов, курсов 37
^

Программа духовно-нравственного развития,

воспитания обучающихся на ступени

начального общего образования 41


Программа формирования культуры здорового и

безопасного образа жизни 46

Программа коррекционной работы 50

Система оценки достижения планируемых результатов

освоения основной образовательной программы

начального общего образования 51

Рекомендуемая литература 69


^ Проектирование основной образовательной программы начального общего образования

Введение

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года № 373, зарегистрирован в Минюстом России 22.12.09 № 17785, задает ориентиры развития всей системы образования, в том числе и начального, т.к. он ориентирует на новые результаты образования, обозначает ценность системно-деятельностного подхода к обучению, предлагает рассматривать требования к образованию как совокупность трех систем требований: к структуре, результатам освоения, условиям и ресурсному обеспечению реализации основных образовательных программ общего образования, реально обеспечивает условия для воспитания учащихся.

Новый подход предлагает рассматривать стандарты как общественный договор, отражающий целевые установки функционирования и развития системы общего образования. Тем самым стандарт закладывает иной тип взаимоотношений между личностью, обществом и государством – отношений, основанных на принципе их взаимного согласия в формировании и реализации политики в области образования, т.е. принятие сторонами взаимных обязательств (договоренностей). Таким образом, стандарт как общественный договор означает баланс взаимных обязательств и требований.

Все основные положения ФГОС должны быть отражены в основной образовательной программе общеобразовательного учреждения.

Предлагаемое методическое пособие адресовано различным субъектам образовательного процесса: руководителям и специалистам в области начального образования, временным творческим коллективам, занимающимся проектированием программы введения нового стандарта начального общего образования, учителям.

В пособии содержатся методические рекомендации к созданию основной образовательной программы образовательного учреждения в целом и по разделам, представленным в ФГОС, глава 3, пункт 16.

Основная образовательная программа (ООП) начального общего образования состоит из перечисленных разделов, к которым в основной части пособия даются рекомендации по разработке:

      1. Пояснительная записка.

      2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.

      3. Учебный план начального общего образования.

      4. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования.

      5. Программы отдельных учебных предметов, курсов;

      6. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

      7. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

      8. Программа коррекционной работы.

      9. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.




  1. Пояснительная записка


Одним из разделов основной образовательной программы общеобразовательного учреждения (далее - ОУ), разработанной в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта, является пояснительная записка.

Цель пояснительной записки - представить и описать концептуальные основы и особенности образовательной программы конкретного ОУ.

В пояснительной записке описываются цели, задачи, структура, содержание, условия реализации, основные методы, средства и формы работы с обучающимися, планируемые результаты и другие компоненты образовательной программы.

В разработке пояснительной записки участвуют администрация ОУ, органы самоуправления (совет образовательного учреждения, попечительский совет, управляющий совет и др.), обеспечивающие государственно-общественный характер управления учреждением.

В пояснительной записке необходимо представить следующие компоненты образовательной программы ОУ (последовательность, количество и содержание компонентов может варьироваться):

  1. Описание типа и вида образовательного учреждения ОУ, в котором будет реализовываться данная образовательная программа.

  2. Цели и задачи, реализуемые в образовательной программе.

  3. Структуру и содержание (основные аспекты) образовательной программы ОУ. Необходимо описать концепцию и содержание системы (систем) учебников, линий учебно-методических комплектов (комплекта), используемых в данной программе, и обосновать выбор этих систем или УМК.

  4. Условия реализации образовательной программы в соответствии со спецификой и особенностями данного ОУ (традиции учреждения, взаимодействие с учреждениями дополнительного образования детей, социокультурными и спортивными учреждениями), соответствие санитарно-эпидемиологическим требованиям, нормам, описание материально-технического обеспечения образовательного процесса; оснащенность наглядными пособиями и оборудованием и т. д.

  5. Адресность образовательных программ (характеристика обучающихся, которым адресована программа: социальный статус, возраст, состояние здоровья).

  6. Кадровый состав, обеспечивающий реализацию основной образовательной программы начального общего образования.

  7. Требования к комплектованию классов.

  8. Особенности первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения.

Например, в пояснительную записку можно включить текст следующего содержания:

«Образовательная программа учитывает специфику начальной школы – особый этап в жизни ребенка, связанный:

  • с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребенка – с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;

  • освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

  • принятием и освоением ребенком новой социальной роли обучающегося, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;

  • формированием у обучающегося основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;

  • изменением при этом самооценки ребенка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности».

  1. Стратегические характеристики основной образовательной программы. При описании необходимо учесть разброс в темпах и направлениях развития обучающихся, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т. д. (описать разнообразные технологии, формы и методы с учетом личностно-ориентированного образования), связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего дошкольного возраста

  2. В пояснительной записке необходимо представить планируемые результаты по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребенка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

Необходимо описать личностные, метапредметные и предметные результаты.

  1. Включение в образовательный процесс образовательной программы системно-деятельностного подхода.

  2. Указать наличие программ и аннотацию к ним (при их наличии) формирования универсальных учебных действий, программ отдельных учебных предметов, программу духовно-нравственного развития, программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, программу коррекционной работы (в зависимости от типа, вида образовательного учреждения).

  3. Описать социокультурные особенности и потребности населенного пункта, где расположено ОУ, возможность их использования в образовательном процессе.

  4. Представить внеурочную деятельность. Перечислить направления и программы внеурочной деятельности, которые реализуются в ОУ (сами программы могут быть вынесены в приложение программы). Описать формы организации внеурочной деятельности, используемые в ОУ (это могут быть экскурсии, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные сообщества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д.), время (после уроков, выходные дни, каникулы), место (ОУ, учреждения дополнительного образования, социокультурные и спортивные учреждения, парк и т.д.).

Описание внеурочной деятельности может включать описание организации интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности; участие обучающихся и их родителей, педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды.

  1. Содержание, технологии, специфику работы с одаренными детьми, которые планируется проводить в ОУ. Например, система клубов, секции, студии и кружки, организация общественно-полезной деятельности, в том числе социальные практики, с использованием возможностей учреждений дополнительного образования детей. Данная работа может быть прописана отдельно, либо в разделе VIII «Программа коррекционной работы».

  2. Представить специфику работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Данный раздел целесообразно разрабатывать с участием родителей и специалистов, которые будут их сопровождать.

  3. Использование в образовательном процессе современных образовательных технологий.

  4. Использование самостоятельной работы обучающихся при поддержке родителей и педагогических работников.

  5. Устав и другие документы, регламентирующие осуществление образовательного процесса в этом учреждении, права и обязанности всех участников образовательного процесса в части формирования и реализации основной образовательной программы начального общего образования, установленными законодательством Российской Федерации и уставом ОУ.




  1. ^ Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования



Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной программы начального общего образования. Стандарт устанавливает требования не только к предметным результатам, но и к личностным и метапредметным результатам обучающихся, освоившим основную образовательную программу.

В требованиях стандарта отражены основные результаты начального общего образования. К ним относятся сформированность:

  • предметных и универсальных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;

  • основ умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;

  • системы ценностей, толерантности, патриотизма;

  • индивидуального прогресса личностного развития – эмоциональной, познавательной саморегуляции.

При этом стоит отметить, что количественной и качественной оценке подлежат только метапредметные и предметные результаты, личностные результаты количественно не оцениваются, их оценивание ведется учителем в основном методом наблюдения, получением информации от семьи.

Достижение предметных результатов на базовом уровне в любой школе – это аксиома, не нуждающаяся в обоснованиях и доказательствах. Такой результат достижений школьника в условиях общеобразовательной школы оценивается «удовлетворительно» и дает основания для перевода учащегося на следующую ступень школьного образования, но не позволяет констатировать достижения им планируемых результатов по ФГОС.

При разработке своей образовательной программы «Планируемые результаты освоения предметных программ начального общего образования» каждое ОУ вправе взять на себя более высокий уровень планируемых результатов. Важно отразить это в общественном договоре (в пункте «Выявленные и согласованные социально-образовательные требования сторон (школы, семьи и государства) в области образования детей»). В общественном договоре обе стороны берут на себя ответственность за результаты образования ребенка. Государство берет на себя ответственность разработать общие подходы к оценке достигнутых результатов в образовании младших школьников, критерии и методический инструментарий для проверки и интерпретации полученных данных. С ними можно познакомиться в пособиях, выпущенных в серии «Стандарты второго поколения». В пособиях представлены задания итогового контроля, определяющие зону актуального развития ученика («Ученик научится») и зону ближайшего развития ученика («Ученик получит возможность научиться»). В программе предусмотрены задания повышенного уровня сложности, предназначенные для более способных обучающихся, а также задания, ориентированные на совместную деятельность (групповую работу) под руководством учителя. Выполнение ряда таких заданий дает возможность обучающемуся освоить разнообразные способы действий в новых ситуациях, получить при контроле оценку выше, чем «удовлетворительно». В новом стандарте начального общего образования кроме привычных требований к знаниям и умениям выпускника начальной школы по предметам выделен новый результат «Выпускник получит возможность научиться».

В психологии компетентность (Г.А. Цукерман) рассматривают как способность, позволяющую человеку самостоятельно выбирать, изобретать средства и способы достижения собственных целей. Образовательный процесс позволяет обучать младших школьников использованию знаний в нестандартных, неожиданных ситуациях.

Так, учитель может и должен научить ребенка в начальной школе осуществлять практические способы действий и приемы мыслительной деятельности (наблюдение, анализ, измерение, сравнение, классификация, синтез, обобщение); познакомить со средствами работы с информацией (знаки, понятия, тексты); сформировать умение результативно действовать в новых ситуациях, извлекать из собственного опыта новые знания, использовать ранее накопленные знания и умения ученик должен научиться самостоятельно. Для этого педагогу необходимо проектировать образовательный процесс так, чтобы обучающиеся:

  • получали опыт выхода за пределы выученного;

  • переживали такой опыт как ценность;

  • стремились самостоятельно расширять границы своих знаний и умений;

  • проявляли инициативу в новых ситуациях;

  • действовали САМОСТОЯТЕЛЬНО и в случаях ошибки находили способы корректировки собственных действий и т. д. (работа в парах, группах).

В таком обучении основная задача учителя состоит в том, чтобы помочь детям самостоятельно найти способ решения той или иной проблемы, а не в натаскивании на примере 1–2 готовых способов.

В федеральных государственных образовательных стандартах выделены личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные планируемые результаты в условиях современного общества предполагают адаптацию (в широком смысле этого слова) к изменениям окружающей среды. Для обучающихся начальных классов – это:

  • формирование положительной «Я-концепции», опыта самопознания и личностной самооценки;

  • формирование основ гражданской идентичности;

  • начальная ориентация в общечеловеческих ценностях добра, красоты, истины;

  • адекватная реакция в проявлениях эмоционально-оценочного отношения к миру (интересы, склонности, предпочтения);

  • выражение собственного мнения, позиции; овладение культурой общения и поведения.

Личностные результаты проявляются в сформированности универсальных учебных действий: иметь свою точку зрения, отстаивать ее при необходимости, активно сотрудничать со взрослыми, совместно с другими учащимися решать учебные и неучебные задачи, давать оценку своим поступкам и поведению других людей.

Среди планируемых личностных результатов выделяют группу результатов, связанную с формированием регулятивных учебных действий. Самоопределение, самопознание, самореализация обеспечивают способность обучающегося к непрерывному образованию и самообразованию на протяжении всей жизни. Овладение новым для первоклассника видом деятельности – учебной деятельностью – включает в себя осмысленное целеполагание (понять, принять, самому ставить цель); планирование (действий, объема работы, темпа ее выполнения), осуществление задуманного плана, самоконтроль (коррекцию), самооценку.

Поскольку возраст 7–12 лет является сензитивным для развития мышления детей, то познавательные – логические – универсальные учебные действия в большей степени, чем ранее или в последующие годы, должны стать предметом овладения младшим школьником. Целостное восприятие образов, свойственное ребенку-дошкольнику, анализируется, выделяются свойства, существенные признаки, осуществляется сравнение, классификация (по выбранному признаку, свойству), на основе синтеза, обобщения предпринимаются попытки дать определения. В начальной школе закладываются умения в самостоятельном поиске необходимой информации. В качестве источников в первую очередь рассматриваются варианты проявления умственной самостоятельности (постарайся додуматься сам) и познавательной активности в общении (спроси у учителя или …). По мере овладения письменной речью учащиеся все чаще обращаются к книгам (словарям, энциклопедиям, справочникам, научно-популярной литературе). На уроках происходит формирование так называемых информационных умений, позволяющих обучающемуся ориентироваться в учебном или художественном тексте. В одной отдельно взятой книге он выделяет титульный лист, автора, название, определяет содержание по иллюстрациям, оглавление. Эти умения, далее развиваются в информационно-компьютерных технологиях.

Коммуникативные умения, заложенные в дошкольном детстве (на основе бытового устного общения), дополняются в школе опытом делового (учебного) сотрудничества. Школьники продолжают осваивать культуру общения (слушать речь учителя, адресованную всему классу, слушать товарища, не перебивать высказывания других людей, задавать вопросы на понимание и уточнение). Принципиальным новообразованием в коммуникативных умениях является овладение письменной речью (способностью читать и писать). Смысл этого умения заключается не столько в выполнении программных требований по русскому языку и литературному чтению, сколько в пробуждении мотивации к передаче информации в знаковой форме (схемы, таблицы, рисунки, нотная запись, иностранный язык с его алфавитом).

Образовательное учреждение (на основании ст. 14, п. 5, и ст. 32, п. 5, 16, 23 Федерального закона РФ «Об образовании») самостоятельно в выборе используемых учебников и пособий, применяемых методик и образовательных технологий, разработке рабочих программ по предмету, осуществлении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в соответствии со своим уставом. Родители должны быть в рамках данного раздела ознакомлены с обоснованиями намеченных школой рубежей и обязательствами школы.

На подготовительном этапе к написанию образовательной программы ОУ с целью проведения анализа результативности имеющихся достижений обучающихся в соответствии с планируемыми результатами нового стандарта, школьному методическому объединению следует:

  • изучить предлагаемые в пособиях подходы к оценке планируемых результатов, содержание итоговых работ по предметам;

  • изучить примерные образовательные программы;

  • соотнести предлагаемые выпускникам-четвероклассникам данного общеобразовательного учреждения работы в ходе текущего контроля с уровнем сложности тестовых заданий итогового контроля по новому стандарту;

  • поручить творческим группам разработать (найти и предложить) материалы для текущего контроля по 1-му (2-му, 3-му) году обучения по заданному алгоритму на основе примерных образовательных программ по предметам в системах учебников или УМК, по которым работает образовательное учреждение;

  • провести пробные диагностические работы подобного вида (двухуровневые по сложности) для определения «зоны актуального развития» в достижениях параллели;

  • проанализировать результативность проведенной апробации для внесения коррективов в системе работы учителя.

В разделе «Планируемые результаты» в своей образовательной программе следует определить имеющийся образовательный потенциала общеобразовательного учреждения для достижения результатов повышенного уровня:

  1. Обосновать выбор УМК, сделать анализ профессиональной компетентности педагогических кадров, выделить наиболее эффективные образовательные технологии, указать степень владения методиками составления тестовых заданий повышенного уровня на основе имеющегося в УМК учебного материала.

  2. Предложить варианты стартовой педагогической диагностики, текущего контроля по основным темам, текст итоговой работы (данный раздел будет пополняться год от года по мере подготовки и реализации нового ФГОС начального образования).

  3. Прописать систему внутреннего контроля результативности обучения (в урочной и внеурочной (внеучебной) деятельности обучающихся) и внешней независимой экспертизы (участие в конкурсах, олимпиадах, региональном независимом мониторинге).

  4. В качестве приложения можно использовать ссылки или распечатки из пособия «Оценка достижений планируемых результатов» (вариант комплексной работы на межпредметной основе, примеры заданий по проверке некоторых предметных умений на базовом и повышенном уровне).


  1   2   3   4   5   6   7




Похожие:

Проектирование основной образовательной программы начального общего образования iconКонанова Светлана Васильевна Директор филиала «Проектирование основной образовательной программы начального общего образования оу» Модуль «основная образовательная программа
«Проектирование основной образовательной программы начального общего образования оу» Модуль «Основная образовательная программа начального...
Проектирование основной образовательной программы начального общего образования iconМетодические рекомендации по разработке основной образовательной программы начального общего образования Разделы основной образовательной программы начального общего образования: пояснительная записка
С момента вступления в силу нового федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее...
Проектирование основной образовательной программы начального общего образования iconСистема оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения
Оения основной образовательной программы начального общего образования представляет собой один из инструментов реализации Требований...
Проектирование основной образовательной программы начального общего образования iconПриказ №25 «Об утверждении основной образовательной программы начального общего образования» На основании решения педагогического совета школы №9 от 22 августа 2011 года «Об утверждении основной образовательной программы начального общего образования»
Приступить к реализации основной образовательной программы начального общего образования в 1классе с 01. 09. 2011года
Проектирование основной образовательной программы начального общего образования iconСистема условий реализации основной образовательной программы начального общего образования мбоу «сош №52»
Вательной программы начального общего образования представляют собой систему требований к кадровым, финансовым, материально-техническим...
Проектирование основной образовательной программы начального общего образования iconПриказ №6 г. Комсомольск-на-Амуре Об утверждении основной образовательной программы начального общего образования. На основании решения Педагогического Совета моу гимназии №9 «О принятии основной образовательной программы начального общего образования» протокол №1 от 30.
«О принятии основной образовательной программы начального общего образования» протокол №1 от 30. 08. 2011г
Проектирование основной образовательной программы начального общего образования iconОсновная образовательная программа начального общего образования обеспечивает достижение обучающимися результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями,
Нормативный срок освоения основной образовательной программы начального общего образования определяется Стандартом начального общего...
Проектирование основной образовательной программы начального общего образования iconМетодическое пособие
«Проектирование основной образовательной программы начального общего образования на основе требований фгос общего образования второго...
Проектирование основной образовательной программы начального общего образования iconПлан – график мероприятий по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (фгос) в моу сош №15 с. Лиман
Разработка на основе примерной основной образовательной программы начального общего образования основной образовательной программы...
Проектирование основной образовательной программы начального общего образования iconПояснительная записка к основной образовательной программе начального общего образования
Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009 г. №373, на основе Примерной основной образовательной программы...
Проектирование основной образовательной программы начального общего образования iconПояснительная записка к образовательной программе
Мобу сош №8 разработана на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и соответствует требованиям...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы