Методические рекомендации по Подготовке и проведению предметных олимпиад icon

Методические рекомендации по Подготовке и проведению предметных олимпиад



НазваниеМетодические рекомендации по Подготовке и проведению предметных олимпиад
Дата конвертации29.10.2012
Размер125.56 Kb.
ТипМетодические рекомендации
источник

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования»


Рекомендовано Утверждено

учебно-методическим советом КРИПКиПРО на заседании кафедры

Протокол № от «_____»_______2011 г. гуманитарных и художественно- Председатель __________ З.В. Крецан эстетических дисциплин КРИПКиПРО

Протокол № 6 от «27»января 2011г.


зав. кафедрой И. Г. Вертилецкая


методические рекомендации по Подготовке и проведению предметных олимпиад


Современные требования к организации обучения школьников согласно Концепции модернизации российского образования нацеливают учителя на развитие творческой, социально-активной личности, выявление ее познавательных интересов и потребностей выдвигает задачу развития познавательных способностей, активизации познавательной самостоятельности обучаемых. Нынешнему поколению, растущему в условиях стремительных перемен, жить придётся в совершенно ином обществе, динамически изменяющемся, поэтому важнейшей становится проблема подготовки молодёжи самостоятельно действовать, принимать решения, не потеряв при этом своей личностной самобытности, нравственных начал, способности к самопознанию и самореализации.

Особое место среди всех видов и форм деятельности обучаемых, способствующих активизации познавательной самостоятельности, реализации творческого потенциала школьников, занимает, наш взгляд, участие школьников в олимпиадах.

Предметные олимпиады являются соревнованием школьников по общеобразовательным предметам. Главная их задача, по нашему мнению, заключается в повышении интереса учащихся к изучению школьных дисциплин и выявлению талантливых учащихся.

Олимпиады позволяют школьникам, да и учителям тоже, проверить и критически оценить свои возможности, определиться в выборе дальнейших путей своего образования. В отличие от конкурсов, написания рефератов или исследовательских работ, олимпиады охватывают более широкий круг знаний по тому или иному школьному курсу и способствуют формированию более широкой эрудиции, к чему так стремиться любой учитель. Олимпиады, на наш взгляд, привносят в изучение предмета творческое начало. Дети, увлеченные той или иной наукой, не должны откладывать творчество на завтра. Им нужно пробовать свои силы уже сегодня в достаточно серьезных испытаниях.

По большинству школьных предметов проводятся внутришкольные, городские, областные, окружные, российские и международные олимпиады. В них принимают участие учащиеся 9–11-х классов (наряду с этими традиционными олимпиадами также проводятся дистанционные эвристические олимпиады по всем предметам – от истории и биологии до информатики и математики. Также проводятся олимпиады среди учащихся классов развивающего обучения и другие состязания школьников).

Руководство подготовкой и проведением предметных олимпиад осуществляется администрацией образовательного учреждения в соответствии с локальным актом «Положение о проведении внутришкольной олимпиады» (приложение 1) и создает все необходимые условия для ее проведения: по представлению методических объединений утверждает жюри олимпиады, выделяет для проведения олимпиады необходимое количество кабинетов, освобождает учителей и школьников-участников олимпиады от занятий, поощряет победителей и учителей их подготовивших и т. д.

Время проведения внутришкольных олимпиад, как правило, жестко привязано ко времени проведения городских (районных) олимпиад. Внутришкольные олимпиады должны предшествовать олимпиадам городским (районным), поэтому они проводятся чаще всего в первой половине второй учебной четверти. Далее остановимся на опыте подготовки школьников к олимпиадам по биологии.

Проведению олимпиад должна предшествовать длительная подготовка обучающихся к ним. Как показывает наш опыт, процесс подготовки к олимпиадам должен начинаться с начала учебного года. Для подготовки учитель отбирает в каждом классе группу учащихся из 3–5 человек, интересующихся предметом и достигающих наилучших результатов в обучении.

Многолетний опыт участия наших учеников в олимпиадах разного уровня и ранга показывает, что школьникам для успешного выступления в них требуется отдельная от урочной деятельности, особая подготовка.

Учащимся, изучающим биологию в качестве профильной дисциплины, в какой-то мере по сравнению со школьниками общеобразовательных классов легче подготовиться к олимпиаде, ведь их знания по биологии являются более основательными и глубокими. Эти знания приобретаются школьниками профильных классов не только при изучении основной профильной дисциплины, но и через систему элективных курсов экологического, ботанического и других направленностей, углубляющих или расширяющих тот или иной основной курс биологии. Но следует помнить, что результаты олимпиады подводятся отдельно среди учащихся профильных и традиционных классов. Также необходимо заметить, что иногда на олимпиадах более успешными оказываются школьники из общеобразовательных классов. Это, по нашему мнению, является еще одним доводом в пользу особой подготовительной работы к выступлению старшеклассников на олимпиаде.

Особая подготовка к олимпиаде требуется для учащихся, прежде всего потому, что при их организации и проведении предпочтение отдается оригинальным идеям решения тех или иных проблем с четким их обоснованием, выбору оптимального метода выполнения задания, аргументированным выводам и т. д. К тому же участникам олимпиад часто предлагаются задания не только с использованием программных понятий и законов, но и такие здания, которые выходят за рамки учебных программ даже углубленного изучения предмета (вопросы истории науки, сложные вопросы биохимии, физиологии человека и животных и др.).

Подготовка школьников к олимпиадам должна осуществляться в школе под руководством учителей. Этот нелегкий труд педагога должен быть должным образом оплачен. Для учителей, постоянно готовящих школьников к олимпиадам и добивающихся со своими учениками высоких результатов в них, должны быть предусмотрены и протарифицированы часы индивидуальных занятий для подготовки к олимпиадам (как известно, БУП 1998 года предполагает выделение часов на индивидуальные и групповые занятия. Часть из них идет на подготовку к олимпиадам. Переход на новый БУП и новые принципы оплаты труда педагогических работников предусматривают учет качества и трудности работы, осуществляемой учителем. Подготовка к олимпиадам и успешное выступление обучающихся являются одними из показателей качества работы учителя).

В случае невозможности выделения часов для индивидуальных и групповых занятий, работа учителя по подготовке школьников к олимпиадам должна быть оплачена из надтарифного фонда оплаты труда, распределяемого ежемесячно по результатам работы образовательного учреждения, что оформляется соответствующим приказом директора школы.

Задания для внутришкольных олимпиад разрабатываются и утверждаются методическими объединениями учителей-предметников за 2–3 недели до проведения внутришкольной олимпиады. Задания для олимпиад составляются с учетом многолетней практики участия школьников в городских и областных предметных олимпиадах, и требований, предъявляемых к их участникам. Эти требования изложены в учебных пособиях и статьях, приведенных нами в списке рекомендованной литературы.

Вариант олимпиадных заданий для любого класса, по любому предмету включает вопросы из разных курсов данной дисциплины, а не только из тех, которые изучаются в школе в данном классе. Особенно необходимо соблюдать это требование при составлении заданий для девятиклассников, так как оно направлено против узкой ранней специализации школьников. Победителем школьной олимпиады может стать только тот учащийся, который хорошо ориентируется в разных областях биологической науки. Так, на одной из школьных олимпиадах вариант заданий для 9-го класса включал вопросы по анатомии и физиологии человека, зоологии, ботанике и охране природы.

Задания школьной олимпиады содержат, как правило, вопросы и упражнения различных типов и степени сложности. В них должно быть несколько более простых, «утешительных» вопросов для менее подготовленных, или впервые участвующих в олимпиаде школьников. Наличие в олимпиадных заданиях более легких вопросов считаем обязательным, так как, поставив перед новичками очень сложную задачу, мы рискуем навсегда вселить в них неверие в свои силы со всеми вытекающими отсюда отрицательными последствиями. Сложные вопросы олимпиады должны играть главную роль в отборе победителей школьного тура олимпиады. Их решение требует от участников олимпиады большого напряжения сил, и с ними могут справиться лишь те учащиеся, которые находятся на достаточно высокой ступени интеллектуального развития и овладения системой биологических знаний.

Основное методическое требование к каждому отдельному вопросу школьного тура вытекает из общего характера большинства заданий городского и областного туров олимпиады. Оно состоит в том, что ответ на олимпиадный вопрос должен показать, в какой мере школьник может творчески использовать имеющийся у него запас знаний, насколько свободно он владеет фактами науки, навыками абстрактного мышления, умеет ли он думать. Это требование особенно важно соблюдать при проведении олимпиад, в которых участвуют учащиеся профильных классов, так как часто учителя, работающие в таких классах, первостепенное внимание уделяют «знаниевому» компоненту воспитательно-образовательного процесса, часто выпуская из вида необходимость развития самостоятельных познавательных и творческих сил школьников.

Таким образом, главное в вопросах школьной олимпиады – это творческий характер заданий, требующих проявить школьникам навыки познавательной самостоятельности. Приведем основные типы заданий, используемые нами при составлении текстов школьных олимпиад:

  1. Задачи, требующие мобилизации имеющейся в памяти информации;

  2. Вопросы с рисунками и схемами;

  3. Задачи типа «найди ошибку»;

  4. Вопросы на наблюдательность;

  5. Вопросы на перечисление;

  6. Вопросы о функциях;

  7. Задания на связь строения с образом жизни;

  8. Упражнения о способах решения задачи;

  9. Задания на сопоставление;

  10. Вопросы на глобальные связи;

  11. Задания, требующие выдвижения гипотез;

  12. Задания-тесты (именно они в последние годы получают все большее распространение среди олимпиадных заданий, они позволяют в максимальной степени формализовать ответ учащегося, что существенно облегчает проверку и сравнение результатов и делает их более объективными) и др.

На основе отчетов о проведении внутришкольных олимпиад, предоставленных председателями методических объединений учителей-предметников, администрация школы обобщает и анализирует итоги этих соревнований школьников, утверждает составы команд на городские олимпиады; оформляет заявки на участие в них.

Победителей внутришкольных олимпиад учителя готовят к городской олимпиаде. Подготовка к городскому туру олимпиады требует разработки индивидуальной программы для каждого ее участника, которая учитывает степень его владения фактическим материалом различных разделов того или иного школьного курса, уровень сформированности познавательной самостоятельности, творческий потенциал, особенности мышления и другие факторы. После разработки программы начинается ее последовательная реализация. Работа ведется по всем разделам школьного курса биологии, при этом рассматриваются задания разной степени сложности, структуры и характера.

Безусловно, работа по подготовке школьника к олимпиаде, не сводится лишь к рассмотрению заданий, предлагаемых учителем. Она предполагает большую самостоятельную работу ученика с дополнительной литературой, в том числе и по поиску ответов на вопросы и задания, предлагаемые учителем. Во всей этой работе кроется огромный потенциал для развития познавательных сил школьника-участника олимпиады.

Победители городских предметных олимпиад готовятся для участия в областных олимпиадах. Порядок подготовки школьников к областным олимпиадам остается примерно таким же, как при подготовке к городским олимпиадам, но задания и вопросы, рассматриваемые при этом, являются более сложными. В подготовке учащихся к областным олимпиадам широко используются задания олимпиад прошлых лет.

Программы подготовки старшеклассников к областным олимпиадам обязательным компонентом включают в себя практическую часть: распознавание микропрепаратов, приготовление тонких срезов из живого и фиксированного материалов с помощью лезвия, зарисовка наблюдаемого микроскопического объекта, определение растений и животных, морфологический анализ и описание биологического объекта, точное описание наблюдаемых явлений, сравнение изучаемых объектов и т. д.

Таким образом, для успешной подготовки школьников к олимпиадам по предметам естественнонаучного цикла требуется наличие соответствующего лабораторного оборудования, его наличие во многом в современных экономических условиях зависит от деятельности администрации школы.

Безусловно, учащиеся старших классов уже имеют определенные навыки работы с лабораторным оборудованием и биологическими объектами. Учителю требуется на этом этапе подготовки расширить круг изучаемых биологических объектов, вести работу по выработке у школьника-участника олимпиады точности и скрупулезности в проводимых исследованиях и фиксировании их результатов и, можно сказать, культуры в работе с лабораторным оборудованием.

Итак, подготовка школьников к олимпиадам заключается, на наш взгляд, не столько в «наполнении и накачивании» их дополнительными знаниями (они и так знают достаточно много), сколько предполагает широкое использование заданий творческого характера, предполагающих оригинальное решение различных биологических проблем.

Олимпиады, как показывает наш педагогический опыт, обладают огромным потенциалом для выявления наиболее талантливых, увлеченных наукой школьников, построения для них индивидуальных образовательных программ (траекторий), существенно расширяют возможности социализации учащихся, то есть способствуют достижению основных целей обучения в школе.

Успешное выступление школьников в олимпиадах определяется не только работой учителя-предметника, но и деятельностью администрации школы, создающей в конечном итоге условия для качественной подготовки учителем обучающихся к предметной олимпиаде.

Литература


  1. Биология в вопросах и ответах: Учебное пособие /М. Б.  Беркинблит, С. М. Глаголев, М. В. Голубева и др. – М.: МИРОС – Международные отношения, 1994. – 216 с.

  2. Грищенко В. В. Открытый лицей «Всероссийская заочная многопредметная школа». Задачи по биологии //Биология. – 2003. – № 9. – С. 12–13.

  3. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования //Учительская газета. – 2002. – № 31.

  4. Кучменко В. С. Биология: Задания и вопросы с ответами и решениями /В. С. Кучменко, В. В. Пасечник. – М.: ООО «Издательство Астрель»: «Издательство АСТ», 2002. – 299 с.

  5. Меркулов Б. А. Организация учебного процесса в специализированных биологических классах //Биология в школе. –1992. –№ 1 2. – С.47 50.

  6. Меркулов Б. А. Специализированные школы: проблемы и решения //Биология в школе. –1991. –№ 5. – С.41 44.

  7. Модестов С. Ю. Сборник творческих задач по биологии, экологии и ОБЖ: Пособие для учителей. – СПб: Акцидент, 1998. – 175 с.

  8. Петунин О. В. Формирование познавательной самостоятельности старших школьников в процессе углубленного изучения предметов естественнонаучного цикла: Монография – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003. – 124 с.

Приложение 1

Положение о проведении внутришкольной олимпиады


1. Общие положения.

1. 1. Внутришкольные предметные олимпиады проводятся среди учащихся 9–11-х классов с целью выявления наиболее одаренных детей в той или иной области знаний.

1. 2. Олимпиады проводятся по учебным предметам физико-математического, естественнонаучного, общественного и гуманитарного циклов.

1. 3. Олимпиады проводятся ежегодно в сроки, предшествующие проведению городских олимпиад.

2. Задачи олимпиады.

2. 1. Всестороннее развитие интересов, способностей учащихся.

2. 2. Повышение у школьников уровня учебной мотивации.

2. 3. Повышение интереса учащихся к углубленному изучению предметов гуманитарного, естественнонаучного, математического циклов.

2. 4. Ознакомление учащихся с новейшими достижениями в той или иной области знаний.

3. Участники олимпиады.

3. 1. Участником школьной олимпиады может быть каждый ученик школы, успешно усваивающий школьную программу.

3. 2. Для участия в олимпиаде учитель по предмету комплектует команду в количестве не менее 2-х человек по каждому предмету от каждого класса, максимальное количество участников не ограниченно.

4. Руководство олимпиадой.

4.1. Руководство проведением олимпиады возлагается на заместителя директора школы по учебной работе.

4.2. Функции руководителя олимпиады:

  • определяет время проведения олимпиады;

  • контролирует общий порядок проведения олимпиады;

  • определяет состав жюри;

  • выносит на заседание соответствующего методического объединения учителей критерии оценки и порядок награждения победителей для обсуждения и утверждения;

  • обеспечивает непосредственное руководство и организованное проведение олимпиад в со6тветствии с настоящим Положением;

  • совместно с жюри подводит итоги олимпиады.


5. Функции и состав жюри.

5.1. В состав жюри входят опытные учителя, руководитель методического объединения, являющийся председателем жюри.

5.2. Члены жюри проводят проверку работ участников олимпиады и определяют победителей.

5.3. Председатель жюри доводит до сведения учителей школьного методического объединения результаты олимпиады, осуществляет анализ выполненных заданий.

5.4. Члены жюри могут привлекаться к составлению текстов олимпиадных заданий.

6. Порядок проведения олимпиады.

6.1. Для участия в олимпиаде учитель-предметник определяет фамилии учащихся и сообщает их руководителю олимпиады.

6.2. Во время проведения олимпиады члены жюри контролируют работу учащихся.

6.3. Указания к решению заданий раздаются членам жюри после окончания олимпиады.

6.4. Все участники олимпиады выполняют работу под шифром.

6.5. Участники олимпиады имеют право ознакомиться со своей работой после ее проверки.

7. Подведение итогов и награждение.

7.1. Победители предметных олимпиад в личном первенстве определяются по наибольшей сумме баллов, полученных за работу, Подведение итогов в командном первенстве проводится по максимальной сумме баллов полученной всей командой.

7.2. Победители награждаются призами, грамотами. В личном деле учащегося делается соответствующая запись классным руководителем.

7.3. Участники олимпиады, занявшие первые места по предмету, участвуют в городской олимпиаде.

7.4. Учителя, подготовившие победителей, отмечаются приказом по школе и поощряются.


Составитель

зав. кафедрой ЕНиМД

канд. пед. наук, доцент Петунин Олег Викторович




Похожие:

Методические рекомендации по Подготовке и проведению предметных олимпиад iconМетодические рекомендации по проведению 1 сентября урока на тему «Своей семье я говорю: «Спасибо!», посвященного Году семьи, для использования при подготовке Дня знаний, Тамбовская область
Методические рекомендации по проведению классных часов, направленных на формирование семейных ценностей
Методические рекомендации по Подготовке и проведению предметных олимпиад iconМетодические рекомендации по подготовке и проведению дня знаний саратов 2010 Методические рекомендации по проведению Дня Знаний
Гаоу дпо «Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»
Методические рекомендации по Подготовке и проведению предметных олимпиад iconДокументи
1. /Методические рекомендации по подготовке к ГИА тьютора Придача В.И/diagn_9kl.doc
Методические рекомендации по Подготовке и проведению предметных олимпиад iconМетодические рекомендации по проведению школьного и муниципального этапа Всероссийских предметных олимпиад школьников
В соответствии с приказом министерства образования Саратовской области от 30. 09. 2008 №1835 и Положением о Всероссийских олимпиадах...
Методические рекомендации по Подготовке и проведению предметных олимпиад iconПлан работы мо учителей начальных классов на ноябрь 2012 года
Творческие советы по подготовке и проведению предметных олимпиад по математике, русскому языку, окружающему миру
Методические рекомендации по Подготовке и проведению предметных олимпиад iconДокументи
1. /методические рекомендации к проведению муниципального этапа ВОШ И ООШ/ОБЖ.doc
Методические рекомендации по Подготовке и проведению предметных олимпиад iconМетодические рекомендации по работе с текстом при подготовке к сжатому изложению
Методические рекомендации по подготовке учащихся 9 класса к гиа по русскому языку
Методические рекомендации по Подготовке и проведению предметных олимпиад iconДокументи
1. /Методические рекомендации для преподавателей/Методические рекомендации по созданию фонда...
Методические рекомендации по Подготовке и проведению предметных олимпиад iconМетодические рекомендации по проведению II (муниципального) этапа всероссийской олимпиады школьников по немецкому языку в 2011-2012гг
С приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22. 10. 2007 №285 «Об утверждении порядка проведения олимпиад...
Методические рекомендации по Подготовке и проведению предметных олимпиад iconМетодические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по немецкому языку в 2009/2010 учебном году
Методические материалы содержат рекомендации по порядку проведения олимпиад по немецкому языку, требования к структуре и содержанию...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы