Методические рекомендации для учителей Кемеровской области по подготовке обучающихся icon

Методические рекомендации для учителей Кемеровской области по подготовке обучающихся



НазваниеМетодические рекомендации для учителей Кемеровской области по подготовке обучающихся
Дата конвертации29.10.2012
Размер179.7 Kb.
ТипМетодические рекомендации
источник

Утверждено на заседании кафедры

гуманитарных и художественно-эстетических дисциплин КРИПКиПРО

Протокол № 6 от «27»января 2011 г.

Завед. кафедрой И. Г. Вертилецкая


Методические рекомендации

для учителей Кемеровской области по подготовке обучающихся

к олимпиаде по литературе


Форма и порядок проведения регионального этапа всероссийской олимпиады школьников по литературе


При разработке требований к проведению регионального этапа всероссийской олимпиады школьников 2010/2011 учебного года следует опираться на соответствующие разделы Положения о всероссийской Олимпиады школьников (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 декабря 2009 г. N 695 «Об утверждении Положения о всероссийской олимпиаде школьников»), (п.п. II-III), а также на данные методические рекомендации.

Согласно «Положению о Всероссийской олимпиаде школьников» [http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/6652/], утвержденному Министерством образования Российской Федерации, всероссийские олимпиады проводятся в четыре этапа: школьный, муниципальный, региональный и заключительный. Региональный этап Олимпиады по литературе проводится в один тур. Каждому региону предоставляется выбор из двух вариантов:

  • Первый вариант предусматривает комплексный анализ прозаического произведения одного из русских писателей. На выполнение задания первого варианта отводится 5 астрономических часов.

  • Второй вариант предусматривает сопоставительный анализ стихотворений русских поэтов (или комплексный анализ поэтического произведения). На выполнение задания второго варианта отводится 4 астрономических часа.

    1. Задания обоих вариантов проверяют знания учащимися материала русской литературы и выполняются письменно.

    2. Олимпиада проводится для каждой из возрастных параллелей 9, 10 и 11 классов.

    3. Для выполнения заданий каждому участнику представляются две стандартные ученические тетради в клетку (12 или 18 листов): одна – для чистовика, другая – для черновика. Тетради должны быть проштампованы.

    4. Участники выполняют работы ручками с синими или фиолетовыми чернилами. Запрещается использование для записи решений ручек с красными или зелеными чернилами.

    5. Во время работы участникам запрещается пользоваться справочной литературой, собственной бумагой, электронными вычислительными средствами или средствами связи.

^ Материально-техническое обеспечение проведения регионального этапа всероссийской олимпиады школьников по литературе

    1. Для подготовки регионального этапа Олимпиады (распечатки заданий) необходима множительная техника – принтеры и копировальные аппараты - в достаточном количестве;

    2. Участники Олимпиады должны быть обеспечены отдельными помещениями для работы по классам (не менее трех аудиторий – для 9, 10, 11 классов).

    3. Каждый участник должен сидеть за отдельной партой.

    4. Необходимы проштампованные тетради (12 или 18 листов) в линейку в достаточном количестве (по 2 на каждого участника и необходимый резерв); ручки синего цвета – не менее 2 шт. на каждого участника.

    5. Жюри должно быть обеспечено отдельным помещением для работы, компьютером с подключением к Интернету, принтером, карандашами, ластиками, ручками красного цвета, ручками синего цвета.

    6. Необходим сейф для хранения работ участников.

    7. Наличие в аудитории дополнительного материала (текстов художественной литературы, словарей разных видов, учебно-методической литературы, средств мобильной связи, компьютера и т.д.) исключается. В случае нарушения этих условий учащийся удаляется с Олимпиады.

^ Подведение итогов регионального этапа всероссийской олимпиады школьников по литературе

3.1. Итоги регионального этапа всероссийской олимпиады школьников по литературе подводятся в соответствии с Положением о всероссийской олимпиаде школьников (приказ № 695 от 2 декабря 2009 года).

3.2. Победители и призеры заключительного этапа Олимпиады определяются по результатам набранных баллов за выполнение задания одного из вариантов.

3.3. Результаты участников фиксируются в итоговой таблице, представляющей собой ранжированный список участников по классам (9, 10, 11), расположенных по мере убывания набранных ими баллов.

3.4. Участники с одинаковыми баллами располагаются в алфавитном порядке.

3.5. На основании итоговой таблицы и в соответствии с квотой жюри определяет победителей и призеров регионального этапа Олимпиады.

Содержание заданий первого варианта (комплексный анализ прозаического текста) в основном должно быть ориентировано на материал русской классической литературы.

Учащимся предлагается написать отзыв или рецензию на незнакомый или малознакомый текст русского писателя XVIII-XX вв.

Выбор художественных произведений должен быть нацелен на выявление творческих способностей школьников, их самостоятельности в интерпретации и оценке литературных произведений, умения аргументировано строить рассуждение, составлять отзыв или рецензию на неизвестное им произведение. При отборе художественных произведений необходимо прежде всего ориентироваться на имена русских классиков, то есть иметь в виду ту часть художественной словесности, которая интересна и авторитетна для ряда поколений и составляет «золотой» фонд литературы.

Конечно, жизнь величайших творений художественной словесности исполнена исторической динамики и содержание их в каждую эпоху может звучать по-новому, открывая бесконечные глубины смыслов и простор для читательской интерпретации. Но для решения основных задач данного тура Олимпиады при выборе художественных текстов необходимо обратиться не к произведениям, входящим в школьные программы и текстуально изучаемым на уроках, а к малознакомым произведениям известных авторов или к произведениям незаслуженно забытых потомками писателей XVIII-XX вв.

^ Второй вариант заданий (интерпретация поэтического текста) также имеет целью выявление творческих способностей учащихся, их восприятия и оценки поэтического текста, определение их знаний по теории и истории литературы, общего культурного уровня и развития речи.

В этом туре участникам Олимпиады предлагается для анализа или сопоставительного анализа стихотворный текст. Обычно это одно или два стихотворения русских поэтов XVIII-XX вв. Безусловно, и здесь особое внимание следует обращать не на «программные» произведения, названные в Государственном образовательном стандарте и предназначенные для текстуального изучения на уроках литературы, а менее известные стихотворные тексты, принадлежащие русским классикам. При выборе вариантов для сопоставления нужно четко определить, на каких основаниях предполагается данное сопоставление: принадлежность к одному литературному направлению, обращение к одной исторической эпохе, тематическая близость, сходство лирических героев, общность жанра и т.п. Возможно также сопоставления двух произведений одного автора.

При подборе заданий второго тура необходимо учитывать, что лингвостилистический анализ не должен стать самоцелью и должен сопрягаться с рассмотрением литературоведческих проблем. Следует избегать формализма при подходе к тексту: окончательной целью должно стать толкование художественных функций того или иного лингвостилистического явления, возникновение ассоциаций, порождение интерпретаций, выход на определенные содержательные обобщения.

^ В третьем варианте школьникам предлагаются задания, направленные на выявление их теоретико-литературных и историко-культурных знаний, а также определяющие общий культурный уровень, начитанность, знание фактов историко-литературного процесса, ориентацию в других видах искусства и некоторых социально-исторических явлениях. Важно также увидеть, как школьник владеет современной терминологией литературоведения, как сформировались в его сознании теоретико-литературные понятия.

Задания третьего варианта, как правило, должны состоять из двух блоков, имеющих вполне самостоятельное значение: историко-литературного и теоретико-литературного.

По содержанию задания многообразны – от определения авторства текстов до оценки и осмысления тропов, жанров, словесных образов и т.д.

Столь же разнообразны они и по форме. Здесь и тесты, и вопросы на индивидуальное осмысление фактов, задания «игрового» характера и задания, требующие творческого подхода.

Литература тесно взаимосвязана с другими видами искусства. Поэтому в заключительном туре олимпиады ее участникам предлагаются задания, содержание которых показывает взаимодействие литературы с театром, музыкой, живописью, балетом, кино и т.д.


Система оценивания отдельных заданий и работы в целом

Все олимпиадные задания выполняются письменно. Работы предварительно шифруются. Оценка выставляется в баллах. Итоговые результаты объявляются после окончания этапа Олимпиады.

Работы пишутся в прозаической форме, грамотность не оценивается, но учитывается, объем работ не регламентируется. Если участник использовал черновик, он сдает его вместе с работой. Черновик может быть учтен при оценке работы в пользу участника. Объем работы не влияет на оценку выполнения задания.

При оценивании олимпиадных работ школьного этапа Олимпиады методическая комиссия ориентируется на систему оценивания заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе, выбирая критерии оценивания, соответствующие варианту задания.

Критерии оценивания

Первый вариант (комплексный анализ художественного текста)

При оценке работы учитываются:

- глубина постижения произведения (темы, жанра, сюжета, героя, композиции, стиля, направления, художественной идеи, образа повествователя) – до 20 баллов;

- знание фактического материала из истории и теории литературы и умение использовать его – до 10 баллов;

- умение определять авторскую позицию, а также выражать свои мысли и чувства – до 10 баллов;

- композиционная стройность, язык и стиль работы участника Олимпиады (логичность, ясность изложения, речевая грамотность) – до 10 баллов. Общая сумма баллов – 50.


^ Второй вариант (интерпретация поэтического текста)

При оценке работы учитываются:

- глубина и самостоятельность понимания произведения (или проблемы, предложенной в сопоставительном задании) – до 20 баллов;

- владение основами анализа поэтического текста (образный ряд, ритмико-синтаксическое и фонетическое своеобразие) – до 10 баллов;

- восприятие образа лирического героя и умение истолковать его, характеризовать поэтическую индивидуальность автора, а также выражать свои мысли и чувства – до 10 баллов;

- композиционная стройность, язык и стиль работы участника Олимпиады (логичность, ясность изложения, речевая грамотность) – до 10 баллов.

^ Общая сумма баллов – 50.

Третий вариант (задания по теории, истории литературы и культуре; литературно-творческая работа)

При оценке заданий этого варианта учитываются:

- знание текстов художественных произведений – до 10 баллов;

- владение теоретико-литературными понятиями – до 5 баллов;

- историко-культурная эрудиция – до 5 баллов;

- правильность, точность и полнота ответа – до 5 баллов;

- композиционная стройность, язык и стиль изложения (логичность, ясность, речевая грамотность) – до 5 баллов;

- глубина и самостоятельность в раскрытии темы, образность языка (для литературно-творческой работы) – до 20 баллов.

Задания третьего тура могут выполняться в любой последовательности, при этом переписывать задания не нужно, достаточно указать их номер.

Оценка ставится за каждое задание.

^ Общая сумма баллов – 50.


Документы, определяющие содержание заданий


Содержание олимпиадных заданий определяется на основе следующих документов:


  1. Положение о Всероссийской олимпиаде школьников [http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/6652/], утвержденное Министерством образования Российской Федерации.

  2. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования (утверждён приказом Минобразования России от 5 марта 2004 г. №1089).

^ Учебно-методическая литература для подготовки к Всероссийской олимпиаде по литературе


При подготовке к Всероссийской олимпиаде по литературе можно обратиться к следующим изданиям:

  1. Всероссийские олимпиады школьников. Литература. Заключительный этап. 2001-2004гг. 9-11 кл. /сост. Е.А. Зинина, Т. Н. Роговик - М.: Дрофа, 2005.

  2. Всероссийские олимпиады школьников. Литература. Московский областной этап. 2002-2005 гг. / Сост. Л.В.Тодоров. Дрофа, 2005.

  3. Тодоров Л. В., Белоусова Е. И. Всероссийская олимпиада школьников по литературе / Науч. ред. Э.М. Никитин. - М.: АПК и ППРО, 2005.

  4. Тодоров Л. В., Белоусова Е. И. Всероссийская олимпиада школьников по литературе / Науч. ред. Э.М. Никитин. - М.: АПК и ППРО, 2006.

  5. Литература. Всероссийские олимпиады / Сост. Л.В. Тодоров, Е.И. Белоусова. М., Просвещение, 2008.

  6. Литература. Всероссийские олимпиады / Сост. Л.В.Тодоров, А.В. Федоров. М., Просвещение, 2009.

  7. Л.В. Тодоров. Русское стихосложение в школьном изучении. М., Просвещение, 2009.

Методист кафедры гуманитарных Л. В. Ровнова

и художественно-эстетических дисциплин


Приложение1

Ссылки



Примерные задания


11 класс

Вариант 1.

Интерпретация художественного текста

Найдите в данном тексте приемы и средства художественной речи. Определите их роль в передаче авторского настроения и смыслового содержания. Сформулируйте основную идею зарисовки. Сопоставьте со стихотворением в прозе И.С. Тургенева «Воробей». Найдите общее и различное в размышлениях авторов об увиденном.


^ А.И. Солженицын. Утенок.

Маленький желтый утенок, смешно припадая к мокрой траве беловатым брюшком и чуть не падая с тонких своих ножек, бегает передо мной и пищит: «Где моя мама? Где мои все?».

А у него не мама вовсе, а курица: ей подложили утиных яиц, она их высидела между своими, грела равно всех. Сейчас перед непогодой их домик – перевернутую корзину без дна – отнесли под навес, накрыли мешковиной. Все там, а этот затерялся. А ну-ка, маленький, иди ко мне в ладони.

И в чем тут держится душа? Не весит нисколько, глазки черные – как бусинки, ножки – воробьиные, чуть-чуть его сжать – и нет. А между тем – тепленький. И клювик его бледно-розовый, как наманикюренный, уже разлапист. И лапки уже перепончатые, и желт в свою масть, и крыльца пушистые уже выпирают. И вот даже от братьев отличился характером.

^ А мы – мы на Венеру скоро полетим. Мы теперь, если все дружно возьмемся – за двадцать минут целый мир перепашем.

Но никогда! – никогда, со всем нашим атомным могуществом, мы не составим в колбе, и даже если перья и косточки нам дать, - не смонтируем вот этого невесомого жалкенького желтенького утенка…


^ И.С. Тургенев. Воробей.

Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня.

Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.

Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой – и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.

^ Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище… но все его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!

Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И все-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке… Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.

^ Мой Трезор остановился, попятился… Видно, и он признал эту силу.

Я поспешил отозвать смущенного пса – и удалился, благоговея.

Да, не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным ее порывом.

Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

11 класс

Вариант 2.

Интерпретация поэтического текста


Сравните две редакции стихотворения С.Есенина - 1916 г. и 1922 г. Чем отличаются эти редакции? Какие мотивы и образы ранней редакции не включены поэтом в более позднюю редакцию? Какие новые образы и мотивы появляются в редакции 1922 г.? Как меняется тональность и смысл стихотворения?



^ Редакция 1916 года


Как покладинка лег через ров

Звонкий месяц над синью холмов.

Расплескалася пегая мгла,

Вижу свет голубого крыла.

Снова выплыл из ровных долин

Отчий дом над кустами стремнин.

И обветренный легким дождем,

Конским потом запах чернозем.

Здесь все так же, как было тогда,

Те же реки и те же стада…

Только ивы над красным бугром

Обветшалым трясут подолом.

Знаю я, не приснилась судьбе

Песня новая в тихой избе,

И, как прежде, архангельский лик

Веет былью зачитанных книг.

Тихо, тихо в божничном углу,

Месяц месит кутью на полу…

И тревожит лишь помином тишь

Из запечья пугливая мышь.




^ Редакция 1922 года


Нощь и поле, и крик петухов…

С златной тучки глядит Саваоф.

Хлесткий ветер в равнинную синь

Катит яблоки с тощих осин.


Вот она, невеселая рябь

С журавлиной тоской сентября!

Смолкшим колоколом над прудом

Опрокинулся отчий дом.


Здесь все так же, как было тогда,

Те же реки и те же стада.

Только ивы над красным бугром

Обветшалым трясут подолом.


Кто-то сгиб, кто-то канул во тьму,

Уж кому-то не петь на холму.

Мирно грезит родимый очаг

О погибших во мраке плечах.


Тихо, тихо в божничном углу,

Месяц месит кутью на полу…

Но тревожит лишь помином тишь

Из запечья пугливая мышь.



10 класс

Вариант 1.


^ Интерпретация поэтического текста


Перед вами два стихотворения, вдохновленные одним явлением природы – майской грозой. Проанализируйте в каждом из них эмоциональный тон, образ лирического героя, тропы, поэтический синтаксис. Чем отличаются друг от друга картины мира, созданные поэтами?


^ Ф. Тютчев


Весенняя гроза


Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.


Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит.


С горы бежит поток проворный,

В лесу не молкнет птичий гам,

И гам лесной и шум нагорный –

Все вторит весело громам.


Ты скажешь: ветреная Геба,

Кормя Зевесова орла,

Громокипящий кубок с неба,

Смеясь, на землю пролила.



Ин. Анненский


Майская гроза


Среди полуденной истомы

Покрылась ватой бирюза…

Люблю сквозь первые симптомы

Тебя угадывать, гроза…


На пыльный путь ракиты гнутся,

Стал ярче спешный звон подков,

Нет-нет – и печи распахнутся

Средь потемневших облаков.


А вот и вихрь, и помутненье, и духота, и сизый пар…

^ Минута – с неба наводненье,

Еще минута – там пожар.


И из угла моей кибитки

В туманной сетке дождевой

Я вижу только лоск накидки

И черный шлык над головой.


Но вот уж тучи будто выше,

Пробились жаркие лучи,

И мягко прыгают по крыше

Златые капли, как мячи.


И тех уж нет. В огне лазури

Закинут за спину, один,

Воспоминаньем майской бури

Дымится черный виксатин.


Когда бы бури пролетали

И все так быстро и светло…

Но не умчит к лазурной дали

Грозой разбитое крыло.


10 класс

Вариант 2.


Интерпретация поэтического текста


Сравните два ночных пейзажа, созданных Ф.И.Тютчевым и А.А.Фетом. Каким предстает ночное море в изображении Тютчева? Что отличает образ ночного моря в стихотворении Фета? Какие чувства испытывают лирические герои стихотворений Тютчева и Фета?


Ф.И.Тютчев


Как хорошо ты, о море ночное, -

Здесь лучезарно, там сизо-темно…

В лунном сиянии, словно живое,

Ходит, и дышит, и блещет оно…


На бесконечном, на вольном просторе

Блеск и движение, грохот и гром…

Тусклым сияньем облитое море,

Как хорошо ты в безлюдье ночном!


Зыбь ты великая, зыбь ты морская,

Чей это праздник так празднуешь ты?

Волны несутся, гремя и сверкая,

Чуткие звезды глядят с высоты.


В этом волнении, в этом сиянье,

Весь, как во сне, я потерян стою –

О, как охотно бы в их обаянье

Всю потопил бы я душу свою…

1865

^ А.А.Фет

Море и звезды

На море ночное мы оба глядели.

Под нами скала обрывалася бездной;

Вдали затихавшие волны белели,

А с неба отсталые тучки летели,

И ночь красотой одевалася звездной.


Любуясь раздольем движенья двойного,

Мечта позабыла мертвящую сушу,

И с моря ночного и с неба ночного,

Как будто из дальнего края родного,

Целебною силою веяло в душу.


Всю злобу земную, гнетущую, вскоре,

По-своему каждый, мы оба забыли,

Как будто меня убаюкало море,

Как будто твое уталилося горе,

Как будто бы звезды тебя победили.


1859



^ 9 класс

Интерпретация художественного текста


При выходе в свет «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя А.С. Пушкин так откликнулся на эту книгу: «Сейчас прочел ^ Вечера близ Диканьки. Они изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия!...»

Найдите подтверждение пушкинским словам в приведенном ниже отрывке из повести «Ночь перед Рождеством». Какие средства художественной выразительности позволяют Гоголю передать поэзию жизни? Какую цель, по вашему мнению, преследует автор повести, смешивая в своем повествовании бытовое и фантастическое?

«Последний день перед Рождеством прошел. Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа. Морозило сильнее, чем с утра; но зато так было тихо, что скрып мороза под сапогом слышался за полверсты. Еще ни одна толпа парубков не показывалась под окнами хат; месяц один только заглядывал в них украдкою, как бы вызывая принарядившихся девушек выбежать скорее на скрыпучий снег. Тут через трубу одной хаты клубами повалился дым и пошел тучею по небу, и вместе с дымом поднялась ведьма верхом на метле.

Если бы в это время проезжал сорочинский заседатель на тройке обывательских лошадей, в шапке с барашковым околышком, сделанной по манеру уланскому, в синем тулупе, подбитом черными смушками с дьявольски сплетенною плетью, которою имеет он обыкновение подгонять своего ямщика, то он бы, верно, приметил ее, потому что от сорочинского заседателя ни одна ведьма на свете не ускользнет. Он знает наперечет, сколько у каждой бабы свинья мечет поросенков и сколько в сундуке лежит полотна и что именно из своего платья и хозяйства заложит добрый человек в воскресный день в шинке. Но сорочинский заседатель не проезжал, да и какое ему дело до чужих, у него своя волость. А ведьма, между тем, поднялась так высоко, что одним только черным пятнышком мелькала вверху. Но где ни показывалось пятнышко, там звезды, одна за другою, пропадали на небе. Скоро ведьма набрала их полный рукав. Три или четыре еще блестели. Вдруг с другой стороны показалось другое пятнышко, увеличилось, стало растягиваться, и уже было не пятнышко. Близорукий, хотя бы надел на нос, вместо очков, колеса с комиссаровой брички, и тогда бы не распознал, что это такое. Спереди совершенно немец: узенькая, беспрестанно вертевшаяся и нюхавшая все, что ни попадалось, мордочка, оканчивалась, как и у наших свиней, кругленьким пятачком, ноги были так тонки, что если бы такие имел яресковский голова, то он переломал бы их в первом козачке. Но зато сзади он был настоящий губернский стряпчий в мундире, потому что у него висел хвост, такой острый и длинный, как теперешние мундирные фалды; только разве по козлиной бороде под мордой, по небольшим рожкам, торчавшим на голове, и что весь был не белее трубочиста, можно было догадаться, что он не немец и не губернский стряпчий, а просто чёрт, которому последняя ночь осталась шататься по белому свету и выучивать грехам добрых людей…»


Для справки:

Колядовать – участвовать в старинном рождественском обряде прославления праздника песнями; Заседатель – выборный представитель населения, привлеченный к участию в делах какого-нибудь учреждения; Смушка – шкурка ягненка;

Шинок – небольшое питейное заведение, место продажи спиртных напитков




Похожие:

Методические рекомендации для учителей Кемеровской области по подготовке обучающихся iconМетодические рекомендации для учителей Кемеровской области по подготовке обучающихся
Форма и порядок проведения регионального этапа всероссийской олимпиады школьников по русскому языку
Методические рекомендации для учителей Кемеровской области по подготовке обучающихся iconМетодические рекомендации для учителей Кемеровской области по подготовке обучающихся
Состав жюри формируется из числа научных и педагогических работников высшего профессионального образования, иных высококвалифицированных...
Методические рекомендации для учителей Кемеровской области по подготовке обучающихся iconЦентр дистанционного образования Кемеровской области Методические рекомендации для родителей
Методические рекомендации предназначены для родителей обучающихся детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием дистанционных...
Методические рекомендации для учителей Кемеровской области по подготовке обучающихся iconМетодические рекомендации для учителей географии по подготовке выпускников основной школы
Методические рекомендации предназначены для учителей географии и ориентированы на подготовку девятиклассников к государственной (итоговой)...
Методические рекомендации для учителей Кемеровской области по подготовке обучающихся iconМетодические рекомендации для педагогов Кемеровской области по подготовке школьников к олимпиаде по основам православной культуры
Кемеровской области по подготовке школьников к олимпиаде по основам православной культуры
Методические рекомендации для учителей Кемеровской области по подготовке обучающихся iconМетодические рекомендации по подготовке обучающихся к государственной (итоговой) аттестации по геометрии
Методические рекомендации по подготовке обучающихся к государственной (итоговой) аттестации по геометрии за курс основной школы....
Методические рекомендации для учителей Кемеровской области по подготовке обучающихся iconМетодические рекомендации для учителей по подготовке обучающихся основной школы к государственной (итоговой) аттестации в независимой форме по химии
Рекомендации по совершенствованию методики преподавания химии с учетом результатов гиа 2010 года
Методические рекомендации для учителей Кемеровской области по подготовке обучающихся iconМетодические рекомендации для учителей по подготовке обучающихся основной школы к государственной (итоговой) аттестации в независимой форме по химии Карасева Татьяна Вячеславовна
Рекомендации по совершенствованию методики преподавания химии с учетом результатов гиа 2010 года
Методические рекомендации для учителей Кемеровской области по подготовке обучающихся iconМетодические рекомендации для учителей обществознания по подготовке выпускников основной школы к участию государственной (итоговой) аттестации
Методические рекомендации предназначены для учителей обществознания и ориентированы на подготовку девятиклассников к государственной...
Методические рекомендации для учителей Кемеровской области по подготовке обучающихся iconДокументи
1. /Методические рекомендации по подготовке к ГИА тьютора Придача В.И/diagn_9kl.doc
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы