В общеобразовательных учреждениях кемеровской области в 201 1-2012 учебном году icon

В общеобразовательных учреждениях кемеровской области в 201 1-2012 учебном году



НазваниеВ общеобразовательных учреждениях кемеровской области в 201 1-2012 учебном году
Дата конвертации29.10.2012
Размер138.4 Kb.
ТипОбразовательный стандарт
источник

Кафедра естественнонаучных и математических дисциплин КРИПКиПРО

О ПРЕПОДАВАНИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРФИЯ»

В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ КЕМЕРОВСКОЙ

ОБЛАСТИ В 2011-2012 УЧЕБНОМ ГОДУ




Соловьев Л. И., методист кафедры

естественнонаучных и математических дисциплин


При организации образовательного процесса необходимо руководствоваться следующими нормативными документами:

Концепция учебного предмета «География»;

Образовательный стандарт учебного предмета «География» (6–11) классы;

Нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся общеобразовательных учреждений по учебным предметам;

Оценка результатов учебной деятельности учащихся по учебному предмету «География»;

О проведения аттестации учащихся общеобразовательных учреждений.

Для общеобразовательных учреждений на изучение географии отводится следующее количество часов в неделю по классам:


Класс

VI

VII

VIII

IX

X

XI


Курс географии

Начальный курс географии

География материков и океанов

География России, ч. I

География России, ч. II

Экономи-

ческая и социальнаягеография мира

Экономи-

^

ческая и социальнаягеография мира


К-во часов

1

2

2

2

1

1


В зависимости от учебных планов ОУ в некоторых школах на изучение географии отводится два недельных урока, в других – по одному уроку, второй час – на региональный компонент (краеведение).

Преподавание должно осуществляться по примерным программам по географии для общеобразовательных учреждений в зависимости от издательства и авторских коллективов (линии учебников, по которым работает ОУ).

В соответствии с линейным принципом построения содержания географического образования учебный материал постепенно усложняется по годам обучения, в нем исключены повторы, и он имеет относительную завершенность на каждом этапе образования.

Актуальное значение в условиях освоения обновленного содержания учебных программ, оптимизации образовательного процесса и разгрузки учащихся имеют межпредметные связи, которые необходимо учитывать в процессе преподавания географии. При подготовке к урокам рекомендуем ознакомиться с содержанием учебных программ по другим учебным предметам соответствующих классов. В этом также окажут учителям существенную помощь материалы статей, опубликованных в журнале «География в школе» (2008 – 2011 годы), методической газете «География» издательского дома «Первое сентября» (2008 – 2011 годы).

Основы географических знаний и формирование предметных умений закладываются у учащихся при изучении начального курса географии. Особенностью данного курса является его насыщенность общими географическими понятиями, составляющими основу теоретических знаний. Формирование общих понятий у учащихся осуществляется посредством изучения конкретных объектов и явлений, в первую очередь имеющихся в своей местности.

Следует учитывать определенные методические требования к организации работы с учебными пособиями по начальному курсу географии. Поскольку действующие учебные пособия объединяют в себе предметное содержание и виды познавательной деятельности, работа учащихся с ними целесообразна на всех этапах урока.

Особого внимания в преподавании начального курса географии требует формирование у школьников предметных умений, которые относятся, главным образом, к работе с картой, другими источниками информации, к описанию объектов и явлений на основе наблюдений, к чтению графиков, диаграмм.

Обращаем внимание на содержательные и методические особенности экскурсии по изучению учащимися VI класса природного объекта своей местности, которая проводится в конце учебного года. Учителю предоставлено право выбора объекта, на примере которого проводится закрепление полученных на уроках географии знаний, отрабатываются практические умения, связанные с определением направлений, расстояний, протяженности, высот форм рельефа, других характеристик.

Краеведческий принцип обучения в географическом образовании реализуется также посредством проведения наблюдений за окружающей средой. Организация в VI классе наблюдений за погодой необходима для проведения практических работ по теме «Атмосфера».

Особенностью курса географии материков и стран является его большой гуманитарный потенциал, на который необходимо делать акцент, реализуя образовательный процесс в VII классе. Особое внимание на уроках по данному курсу рекомендуется уделять вопросам, раскрывающим географические и культурно-исторические особенности народов разных материков, регионов и стран мира, которые во многом определяются их взаимодействием со средой обитания, адаптацией к различным природным условиям территории. С этой целью целесообразно включать в содержание уроков и факультативных занятий знания общекультурного плана, использовать в характеристике населения регионов и стран такие понятия, как материальная и духовная культура, образ жизни, типы городов, национальный характер, национальные символы, национальные традиции, памятники культуры.

Дополнительные сведения, расширяющие знания, можно получить из хрестоматий по географии, научной и художественной литературы, энциклопедий и справочников, других источников. В этих целях можно использовать информацию, содержащуюся в Интернет ресурсах:

http: //geo. 1september.ru

Газета «География»

http: //www.geoman. ru

Библиотека по географии. Географическая энциклопедия

http: //geo.tur.narod. ru

Геотур: география стран и континентов

http: //geo.www.encarta.ru

Самая большая энциклопедия по любой стране мира

http: //geo. www.gro.ru

География. Планета Земля

http: //geo. www.geoport.ru

Страноведческий портал

http://geo. www.geosite.com.ru

GeoSite – все о географии

http: //www.vokrugsveta.ru

Журнал «Вокруг света»

http: // www.geoclub.ru

Журнал «ГЕО»

http: //nauka.relis.ru

Журнал «Наука и жизнь»


CD и DVD диски:

^ Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки географии. 6, 7, 8, 9, 10 классы.

Учебные электронные издания:

Географическая энциклопедия.

Большая детская энциклопедия. География. Незаменимое пособие для любознательных школьников.

Образовательная коллекция. География. Наш дом – Земля. Материки. Океаны. Народы. Страны.

Планета Земля. Серия «Хочу все знать».

Энциклопедия школьника. Чудеса природы.

Образовательная коллекция. География России. Природа и население.

Большая энциклопедия России. Природа и География России.

Большая энциклопедия России. Современная Россия.

Большая энциклопедия России. Народы России.

Большая энциклопедия России. Культура и традиции России.

Страны мира. Географический справочник.

Экономическая и социальная география мира.

Экология. Общий курс.

Экология. Учебное пособие.

ЕГЭ. Контрольные измерительные материалы. География.


Преподавание курса географии России в VIII – IX классах направлено на формирование патриотического, нравственного, экологического и экономического мышления учащихся, их личностных качеств, воспитание любви к Родине, уважения к природе, природным ресурсам, культуре и религии народов, населяющих страну. Содержание курса тесно связано с современным экономическим и культурным развитием страны.

Рекомендуем использовать новейшие документы, материалы, конкретные факты о реализации российской модели социально ориентированной рыночной экономики, многовекторности политики государства; включать учащихся в активную познавательную деятельность (выполнение практикумов, защиту проектов, участие в дискуссиях), в результате которой у них формируется объективное эмоционально-ценностное восприятие своей страны.

В X –XI классах в курсе экономической и социальной географии мира при изучении отраслей мирового хозяйства рекомендуется включать сведения о своей стране, полученные при изучении географии России, которые формируют представления учащихся о месте Российской Федерации в мировом разделении труда.

При организации образовательного процесса в выпускном классе целесообразно акцентировать внимание на усвоении знаний, освоении умений и навыков, которые являются базовыми для формирования географической культуры. В этой связи на первое место в образовательном процессе необходимо ставить уровень готовности школьника применять знания для объяснения и объективной оценки разнообразных природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений.

Усиление практической направленности учебного предмета, на которое нацеливают Концепция и Образовательный стандарт учебного предмета «География», требуют пристального внимания педагогов к проблеме формирования умений как одному из основных компонентов в содержании географического образования. Практические работы, предусмотренные программой, выступают важнейшим средством усиления практической значимости школьной географии и являются обязательными для выполнения учащимися. Практическая работа определяется как деятельность, направленная на применение, углубление и развитие знаний в комплексе с формированием необходимых для этого умений. Особенностью организации образовательного процесса по географии является связь практических умений и теоретических знаний, которые формируются одновременно.

Учебной программой определены обучающие и тренировочные практические работы, которые выполняются учащимися в классе под руководством учителя по показанному им образцу с использованием инструктивных карточек, памяток, индивидуально, в паре или группе. Закрепление и совершенствование умений может проходить не только в классе, но и в форме домашнего задания, результаты которого обсуждаются в классе. Отметки за эти практические работы выставляются выборочно. Итоговые практические работы, выделенные в программе, выполняются учащимися в классе самостоятельно и обязательно оцениваются учителем.

При подготовке к проведению практической работы особое внимание необходимо обратить на организацию каждого ее этапа: определение места на уроке для практической работы, источников знаний с учетом ее содержания, форму отражения результатов деятельности учащихся. Отдельные работы краеведческого характера (например, практическая работа «Экологическое состояние природных комплексов своей местности и меры по их охране» в VIII классе) требуют предварительного сбора материалов учащимися.

В целях определения соответствия результатов учебной деятельности школьников требованиям образовательного стандарта и учебной программы проводится текущая, промежуточная и итоговая аттестация. При осуществлении текущей аттестации проверяется степень усвоения учащимися материала темы или нескольких тем с выставлением отметок в классный журнал и дневник учащегося.

Для проверки степени усвоения учащимися учебного материала определенной темы (тем) программы проводится тематический контроль с обязательным выставлением отметки в журнал. Он может занимать часть урока (20–25 минут), на котором изучается новый материал, или же проводиться в рамках урока обобщающего повторения.

При проведении промежуточной аттестации выставление отметки за четверть осуществляется как среднее арифметическое отметок на основе результатов тематического контроля с учетом преобладающего или наивысшего (по усмотрению педагога) поурочного балла.

Итоговая аттестация осуществляется по результатам промежуточной аттестации (I–IV четверти) с учетом динамики индивидуальных учебных достижений учащихся на конец учебного года.

Важным направлением деятельности педагогов является совершенствование системы работы с одаренными школьниками, которая включает подготовку к участию в предметной олимпиаде, конференциях, конкурсах.

Необходимо отметить, что с 2008 года изменились структура и содержание олимпиадных заданий. Обязательным туром республиканской олимпиады по географии стало проведение практической работы в полевых условиях. В теоретическую часть программы включено больше заданий на установление и объяснение причинно-следственных связей и зависимостей, привнесены элементы «культурной» географии. Закрепился введенный ранее дополнительный тур для участников международной олимпиады, проводимый на английском языке. Однако, его итоги не влияют на достигнутый учащимися результат при выполнении заданий основного тура.

При подготовке учащихся к олимпиаде рекомендуем обратить внимание на прикладные аспекты географии – формирование навыков в составлении планов, схем, карт; проведение анализа и систематизации знаний; установление причинно-следственных связей между объектами и процессами. Более пристальное внимание целесообразно уделять вопросам «культурной» географии, усвоения учащимися номенклатуры карты.

В ноябре 2010 года состоится заключительный этап областного конкурса научно-исследовательских работ учащихся VI–XI классов «Живи, Кузнецкая земля», проводимым ОблДЭТЦ.

^ Выпускные экзамены по географии в форме ЕГЭ проводятся по выбору учащихся.

Школьная география обладает большими воспитательными возможностями в формировании патриотизма, гражданской ответственности, правового и геоэкологического самосознания, духовности и культуры, толерантности, самостоятельности, коммуникативной компетентности. Следует повышать и совершенствовать воспитательный потенциал уроков географии и стремиться к максимальной его реализации.

Одновременно необходимо сохранять и развивать систему внеклассной работы по учебному предмету посредством включения школьников в разнообразные виды внеурочной деятельности. Приоритетным направлением в этом отношении являются туристско-краеведческая работа и научно-исследовательская деятельность. Изучение школьниками родного края, природных и социально-экономических объектов облегчает понимание экологических проблем, вопросов ведения хозяйства, углубляет знания и расширяет интерес к предмету. В 2013 году будет отмечаться 70-летний юбилей Кемеровской области и следует активизировать работу по созданию летописей родных мест, стендов, посвященных родному краю, обновить материалы краеведческих уголков и музеев, в которых отразить преобразования и достижения Кузбасса в целом и своего муниципального района (населенного пункта).

Необходимо реализовать возможности внеурочной деятельности для организации патриотического, экологического, эстетического воспитания.

^ Организация методической работы в новом учебном году должна обеспечить:

  • методическую поддержку педагогов в реализации содержания географического образования, организации работы с одарёнными школьниками;

  • информационно-методическую поддержку в организации факультативных занятий, проведении внеклассных мероприятий;

  • практическую помощь в реализации личностно ориентированного, культурологического научно – компетентностного подходов к обучению школьников;

  • организационно-методическую помощь в оптимизации образовательного процесса по предмету и реализации воспитательного потенциала географии;

  • выявление, обобщение и пропаганду педагогического опыта по управлению образовательным процессом;

  • условия для непрерывного профессионального роста, самообразования и саморазвития педагогов.

^ Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования планирует в 2011/2012 учебном году провести:

Курсы и семинары по географии в 2011-2012 учебном году

Курсы в КРИПК и ПРО


  1. Теория и практика географического образования

16.04–08.05.2012 г.

14.05–02.06.2012 г.




  1. Педагогика профильного обучения: теория и практика преподавания географии с 21 октября по 13 ноября

  2. Теория и практика биолого-географического образования с 21 октября по 13 ноября

Проблемно-ориентированные семинары

  1. Организация работы учителя географии в современных условиях – 20.01.2012 г.

  2. Формирование и применение познавательных, универсальных учебных действий на уроке географии - 27.03.2012 г.


В 2011/2012 учебном году по федеральному перечню учебников географии преподавание предмета в основной школе рекомендуется вести по учебникам следующих линий:

1. Линия под ред. Алексеева А.И. (изд. «Просвещение»):

Алексеев А.И., Болысов С.И., Николина В.В. и др. География. 6 класс.

Алексеев А.И., Болысов С.И., Николина В.В. и др. География. 7 класс.

Алексеев А.И., Болысов С.И., Николина В.В. и др. География. 8 класс.

Алексеев А.И., Болысов С.И., Николина В.В. и др. География. 9 класс.

^ 2. Линия под ред. Дронова В.П. (изд. «Дрофа»)

Дронов В.П., Савельева Л.Г. География. 6 класс.

Душина И.В., Коринская В.А., Щенев В.А. География. Материки, океаны, народы и страны. 7 класс.

Дронов В.П. и др. География России. 8 класс.

Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я., Лобжанидзе А.А. География России. 9 класс.

^ 3. Классическая линия (изд. «Дрофа»):

Герасимова Т.П., Неклюкова И.П. География. 6 класс.

Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. География. 7 класс.

Баринова И.И. География России. 8 класс.

Дронов В.П., Ром В.Я. География России. Население и хозяйство. 9 класс.

^ 4. Линия изд-ва «Русское слово»:

Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География. 6 класс.

Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География. 7 класс.

Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География. 8 класс.

Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И., Клюев Н.Н. География. 9 класс.

^ 5. Линия под ред. Дронова В.П., Кондакова А.М. (изд. «Просвещение»):

Лобжанидзе А.А. География. 6 класс.

Кузнецов А.П., Савельева Л.Е., Дронов В.П. География. 7 класс.

Дронов В.П., Савельева Л.Е. География. 8 класс.

Дронов В.П., Савельева Л.Е. География. 9 класс.

^ 6. Линия под ред. Алексеева А.И., Климановой О.А. (изд. «Дрофа»):

Климанова О.А., Белова М.Н., Ким Э.В. и др. География. 6 класс.

Климанова О.А. и др. География. 7 класс.

Алексеев А.И. и др. География. 8 класс.

Алексеев А.И. и др. География. 9 класс.

^ 7. Линия под ред. Дронова В.П. (изд. Вентана Граф):

Летягин А.А. География. 6 класс.

Душина И.В., Смоктунович Т.Л. География. 7 класс.

Пятунин В.Б., Таможняя Е.А. География. 8 класс.

Таможня Е.А., Толкунова С.Г. География. 9 класс.

8. Линия под ред. Петровой Н.Н., Максимовой В.А. (изд. «Мнемозина»):

Петрова Н.Н., Максимова Н.А. География. 6 класс.

Петрова Н.Н., Максимова Н.А. География. 7 класс.

Петрова Н.Н., Максимова Н.А. География. 8 класс.

Петрова Н.Н., Максимова Н.А. География. 9 класс.

продолжаются в 10-11 классах


По всем линиям имеются УМК – программы, методические пособия, рабочие тетради под редакцией авторов.









Похожие:

В общеобразовательных учреждениях кемеровской области в 201 1-2012 учебном году iconВ общеобразовательных учреждениях кемеровской области в 201 1-2012 учебном году
В 2011-2012 учебном году преподавание математики в общеобразовательной школе осуществляется с опорой на следующие документы
В общеобразовательных учреждениях кемеровской области в 201 1-2012 учебном году iconО преподавании учебного предмета «Информатика» в общеобразовательных учреждениях кемеровской области в 2011-2012 учебном году
В 2011-2012 учебном году преподавание информатики в общеобразовательной школе осуществляется с опорой на следующие документы
В общеобразовательных учреждениях кемеровской области в 201 1-2012 учебном году iconИнструктивно-методическое письмо о преподавании технологии в 20011 2012 учебном году в общеобразовательных учреждениях Кемеровской области

В общеобразовательных учреждениях кемеровской области в 201 1-2012 учебном году iconПриказ №314/1 «Об организации дистанционного обучения в общеобразовательных учреждениях Гурьевского муниципального района в 2012-2013 учебном году»
Кемеровской области от 09. 07. 2012 №3896/10, приказа уо агмр от 10. 07. 2012 №314/1 «Об организации дистанционного обучения в общеобразовательных...
В общеобразовательных учреждениях кемеровской области в 201 1-2012 учебном году iconМбоу «Школа №14» Мониторинг введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в общеобразовательных учреждениях Кемеровской области в 2012
Мониторинг введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в общеобразовательных...
В общеобразовательных учреждениях кемеровской области в 201 1-2012 учебном году iconПриложение Мониторинг введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в общеобразовательных учреждениях Кемеровской области в 2012
Мониторинг введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в общеобразовательных...
В общеобразовательных учреждениях кемеровской области в 201 1-2012 учебном году iconОсобенности организации учебного процесса в образовательных учреждениях Кемеровской области по мировой художественной культуре в 2010-2011 учебном году Методические рекомендации
Изучение мировой художественной культуры в образовательных учреждениях в 2010-2011 учебном году должно осуществляться в соответствии...
В общеобразовательных учреждениях кемеровской области в 201 1-2012 учебном году icon1. Завершить учебные занятия в общеобразовательных учреждениях области в 2011-2012 учебном году: в IX, XI (XII) классах не ранее 24 мая
Об организованном окончании 2011-2012 учебного года в общеобразовательных учреждениях Оренбургской области и проведении государственной...
В общеобразовательных учреждениях кемеровской области в 201 1-2012 учебном году iconПриказ №460 г. Кемерово
Российской Федерации, реализующих программы общего образования»; в целях подготовки к введению в общеобразовательных учреждениях...
В общеобразовательных учреждениях кемеровской области в 201 1-2012 учебном году iconО преподавании «Биологии» в общеобразовательных учреждениях Кемеровской области в 2011-2012 учебном году
Школьный курс биологии  один из важных компонентов естественнонаучного образования. Практико-ориентированный характер данного предмета...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы