|
Инструктивно-методическое письмо о преподавании технологии в 20011 - 2012 учебном году в общеобразовательных учреждениях Кемеровской области Приоритетная роль учебного предмета “Технология” заключается в подготовке учащихся к преобразовательной деятельности, жизненному и профессиональному самоопределению и адаптации к новым социально-экономическим условиям. Предмет «Технология» обеспечивает формирование политехнических и общетрудовых знаний в области технологии, экономики, организации и экологии современного производства, представления о перспективах его развития, о мире профессий, об основах предпринимательства, ведении домашнего хозяйства, вооружает опытом самостоятельной практической деятельности, содействует развитию творческого мышления у каждого обучающегося. Освоение основной образовательной программы по «Технологии» должно обеспечить:
Для обеспечения качественного обновления и совершенствования преподавания учебного предмета «Технология» в 2011/2012 учебном году в образовательной практике рекомендуется строить учебный процесс в соответствии с нормативными документами, определяющими содержание общего образования. Нормативные документы
Место учебного предмета «Технология» в федеральном базисном учебном плане Учебный процесс по предмету «Технология» в 5-11 классах должен осуществляться в соответствии с базисным учебным планом с требованиями федерального государственного образовательного стандарта 2004 года (http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/bup.pdf) и федеральным компонентом государственного образовательного стандарта 2004 года (http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/1483/).
Обращаем внимание на следующие рекомендации по использованию часов предмета «Технология» базисного учебного плана 8-9 классов. В 8 классе предмет «Технология» рекомендуется изучаться в объеме двух часов, из которых 1 час (*) отводится на изучение содержания краеведческой направленности на основании БУП-2004 года (http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/bup.pdf), которое представлено региональной программой. В связи с тем, что в БУП-2004 года часы на технологическую подготовку девятиклассников не запланированы, «Черчение» как отдельный предмет отсутствует, а его содержание является частью стандарта основного общего образования по предмету «Технология» и представлено модулем «Черчение и графика» примерных (http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/3837/) и авторских программ для 9-го класса, целесообразно добавить 1 час (**) из компонента образовательного учреждения на изучение данного содержания для выполнения требований стандарта и обеспечения общей графической грамотности выпускников основной ступени. Обучение школьников может проходить в рамках предмета «Технология» в 9 классе или в рамках отдельного предмета «Черчение» (в 8-9 классах). Во втором случае объем часов на изучение черчения определяется образовательным учреждением от 34 до 68 часов. Модуль «Черчение и графика» может изучаться и в 8 классе, в этом случае предмет «Технология» будет представлен в учебном плане образовательного учреждения в объеме 3 часов в неделю. В целях обеспечения непрерывности технологического образования в классах универсального обучения, а также для подготовки обучающихся к одному из технологических профилей рекомендуем добавить на предмет «Технология» в 9 классе 2 часа (***) за счет часов компонента образовательного учреждения (1 час – на базовые разделы программы, 1 час – на модуль «Черчение и графика»). Содержание и примерное распределение учебных часов по разделам курса приведены в примерных программах по трем направлениям технологической подготовки на ступени основного общего образования: «Технология. Технический труд», «Технология. Обслуживающий труд», «Технология. Сельскохозяйственный труд» (http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/3837/) и в примерных программах по предмету «Технология» для базового и профильного уровней на ступени среднего (полного) общего образования (http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/3838/). ^ Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. С учетом сложившейся в стране системы подготовки учащихся к последующему профессиональному образованию и труду, с целью удовлетворения образовательных склонностей и познавательных интересов учащихся, возможностей образовательных учреждений, местных социально-экономических условий обязательный минимум содержания (стандарт) основных образовательных программ по технологии для учащихся 5-8 классах изучается в рамках одного из трех направлений:
Каждое направление включает в себя базовую и обязательную дополнительную составляющие. ^ частью для программы по направлению «Технический труд» является: «Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов». Обязательной дополнительной составляющей являются разделы: 1. «Электротехнические работы» 2. «Технология ведения дома» 3. «Черчение и графика» 4. «Современное производство и профессиональное образование». Базовой частью для программы по направлению «Обслуживающий труд» являются разделы: «Кулинария», «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов». Обязательной дополнительной составляющей являются разделы: 1. «Электротехнические работы» 2. «Технология ведения дома» 3. «Черчение и графика» 4. «Современное производство и профессиональное образование». В сельской школе традиционно изучаются технологии как промышленного, так и сельскохозяйственного производства. Для учащихся таких школ, с учетом сезонности работ в сельском хозяйстве, создаются комбинированные программы, включающие разделы по агротехнологиям, а также базовые и обязательные разделы по одному из направлений: «Технический труд» или «Обслуживающий труд». Комбинированная программа для сельской школы будет иметь следующую структуру: ^ часть «Сельскохозяйственный труд» + базовая и обязательная часть по одному из направлений: «Технический труд» или «Обслуживающий труд». ^ для программы по направлению: «Сельскохозяйственный труд» являются разделы: «Растениеводство» и «Животноводство». Обязательной дополнительной составляющей для любых из двух направлений являются разделы: 1. «Электротехнические работы» 2. «Технология ведения дома» 3. «Черчение и графика» 4. «Современное производство и профессиональное образование». Особенности обучения технологии в профильной школе В базисном учебном плане по ряду профилей для старших классов среднего (полного) общего образования «Технология» не входит в число обязательных учебных предметов на базовом уровне в федеральном компоненте. Предмет «Технология» представлен в составе учебных предметов на базовом уровне для универсальных классов. На его изучение в 10-11 классах отводится 70 часов (по одному часу в неделю в каждом классе). В Федеральном базисном учебном плане для образовательных учреждений Российской Федерации в старшей школе предмет «Технология» представлен в индустриально-технологическом и агро-технологическом профилях. В этом случае на изучение курса «Технология» отводится 280 часов (по 4 часа в неделю в каждом классе). На профильном уровне основным предназначением курса «Технология» в старшей школе является: продолжение формирования культуры труда; развитие системы технологических знаний и трудовых умений; воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности; уточнение профессиональных и жизненных планов в условиях рынка труда. Технологическая подготовка на профильном уровне позволяет учащимся приобрести профессиональные знания и умения в выбранной сфере трудовой деятельности. В обучении на индустриально-ттехнологическом (агро-технологическом) профилях обучения предусмотрена подготовка старшеклассников по основным направлениям технологической деятельности в выбранной отрасли. При завершении обучения они могут получить справку об усвоении профильного курса по технологии. При углубленном уровне профильной технологической подготовки (с использованием времени за счет регионального и школьного компонентов БУП- 2004) допускается выдача свидетельства государственного образца о профессиональном обучении. Для школ с технологическим профилем обучения программа технологической подготовки включает в себя две составляющие: общетехнологическую и специальную. Структура программы профильного уровня включает в себя два обязательных раздела: ^ А) Организация производства Б) Инновации в профессиональной деятельности В) Профессиональное самоопределение и карьера Г) Проектная деятельность ^ Структура разрабатываемых примерных программ специальной технологической подготовки может соответствовать структуре программ, принятых в системе начального профессионального образования. Общетехнологическая подготовка осуществляется интегрировано со специальной подготовкой, в выбранной школьником сфере профессиональной деятельности, включает основные компоненты содержания программы, разработанной для базового уровня, и носит инвариантный для изучаемых профессиональных сфер характер. Практическая деятельность учащихся при овладении общетехнологической составляющей должна быть связана с соответствующей сферой или профилем специальной технологической подготовки. Каждый раздел программы общетехнологической подготовки включает в себя: основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда (в обобщенном виде). При этом предполагается, что изучение материала программы, связанного с практическими работами, должно предваряться необходимым минимумом теоретических сведений. Основной принцип реализации профильной программы — обучение в процессе конкретной практической деятельности, учитывающей познавательные потребности школьников. Основными формами обучения являются лекционно-семинарско-зачетная система обучения, проектно- исследовательские, практические и лабораторно-практические работы, профориентационные экскурсии. ^ подготовка осуществляется по выбору учащихся в следующих направлениях (сферах и профилях) трудовой деятельности:
^ в общеобразовательных учреждениях может осуществляться и по другим направлениям и видам трудовой деятельности. При увеличении количества учебных часов, наличии необходимой учебно-материальной базы, педагогических кадров, по желанию учащихся и их родителей и с учетом потребностей регионального рынка труда, специальная технологическая подготовка может быть заменена начальной профессиональной подготовкой по профессиям (специальностям), соответствующим перечисленным направлениям. При организации профессиональной подготовки в качестве основы для рабочих программ используются нормативные документы, действующие в системе подготовки рабочих кадров на производстве. Наименование профессий (специальностей), время (сроки) обучения должны соответствовать «Общероссийскому классификатору профессий рабочих должностей, служащих и тарифных разрядов». Тематическое содержание специальной технологической или профессиональной подготовки задается квалификационными характеристиками, представленными в «Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих и служащих (ЕТКС)». Специальная технологическая или профессиональная подготовка учащихся проводится на базе школьных (межшкольных) учебно-производственных мастерских, межшкольных учебных комбинатов, учебных цехов (участков), учреждений начального профессионального образования, организаций и учреждений, имеющих соответствующую материально-техническую базу, а также в порядке индивидуальной подготовки у аттестованных специалистов, имеющих соответствующие лицензии. Занятия по технологии могут проводиться в школьных кабинетах и мастерских, а также в межшкольных учебных комбинатах. Они должны иметь рекомендованный Министерством образования и науки РФ набор инструментов, приборов, станков и оборудования. Программно-методическое обеспечение преподавания предмета Программы по предмету «Технология»
Учителя области испытывают трудности в организации обучения школьников технологии в неделимых классах. Авторским коллективом Ю.В. Крупской и В.Д. Симоненко разработаны на основе примерных программы для использования их в таких классах. Они опубликованы в журнале «Школа и производство» № 3, 2005 г.(5 – 7 классы), №7, 2007 г. (8 класс) и могут быть использованы учителями в 2011/2012 учебном году. В соответствии со статьей 32 п.23 Закона РФ «Об образовании» решение о том, по какой программе работать и какие учебники из федеральных перечней использовать в образовательном процессе, принимает образовательное учреждение. При этом необходимо учитывать мнения учителей, представителей родительской общественности. В соответствии со статьей 32 Закона Российской Федерации «Об образовании» «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» к компетенции образовательного учреждения относится «разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)» (п.7). В редакции Федерального закона от 01.12.07 г. № 309-ФЗ обозначено, что основная образовательная программа в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении разрабатывается на основе примерных основных образовательных программ и должна обеспечивать достижение обучающимися результатов, установленных соответствующим федеральными государственными образовательными стандартами (п.5). В пункте 5.2 этой же статьи указано, что примерные основные образовательные программы с учетом их уровня и направленности включают в себя базисный учебный план и примерные программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей). Исходя из изложенного, образовательное учреждение обязано разработать рабочие программы учебных курсов на основе примерных рабочих программ. Разработка примерных учебных программ является компетенцией органов исполнительной власти РФ, а в части наполнения содержания программ региональной спецификой, органов исполнительной власти субъекта Федерации. Примерные программы являются ориентиром для составления рабочих учебных программ и учебников (могут использоваться при тематическом планировании курсов учителем). Рекомендуется по предмету «Технология» составление двух рабочих программ:
При этом в рабочей программе возможен собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, распределения часов по разделам и темам, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым рабочие программы содействуют сохранению единого образовательного пространства и при этом не сковывают творческой инициативы учителей, предоставляют широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебных курсов с учетом индивидуальных способностей и потребностей учащихся, материальной базы образовательных учреждений, местных социально-экономических условий и национальных традиций. Национально-региональные особенности содержания могут быть представлены в программе соответствующими территориальными или местными технологиями, видами и объектами труда. Национально-региональный компонент содержания технологического образования может быть представлен следующими темами:
^ РЕКОМЕНДОВАННЫХ МИНИСТЕРСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ, НА 2011/2012 УЧЕБНЫЙ ГОД
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНИКОВ, ДОПУЩЕННЫХ МИНИСТЕРСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ, НА 2011/2012 УЧЕБНЫЙ ГОД
В перечень рекомендованных учебников включаются учебники, которые составляют предметную линию, в перечень допущенных– единичные учебники, которые пока не входят в завершенную линию. Закон устанавливает равные условия использования допущенных и рекомендованных учебников. Раньше учебник получал гриф «Допущено» или «Рекомендовано» на пять лет. Теперь учебник включается в перечни на весь период действия государственного стандарта общего образования, на соответствие которому прошел экспертизу. Все это время он может использоваться образовательным учреждением без ограничений. Рекомендации по составлению календарно-тематического планирования с учетом подготовки к ГИА Государственная (итоговая) аттестация выпускников IX классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации проводится на основании Положения о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации (утверждено приказом Министерством образования и науки РФ от 3 декабря 1999 г. с изменениями от 16 марта 2001 г. № 1022, от 25 июня 2002 г. №2398, от 21 января 2003 г. №135, от 8 декабря 2004 №132). Формами государственной (итоговой) аттестация учащихся IX классов общеобразовательных учреждений по предмету «Технология» являются: экзамен по билетам, в которые включены два теоретических вопроса и задание на выполнение практической работы. Практическая работа в третьем вопросе билета может быть заменена защитой проекта. (Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 10 февраля 2006 г. №01-66/07-01). Первый вопрос предназначен для оценки теоретической подготовки учащихся, понимания ими сущности основных понятий, знания основных технологических процессов по изучаемому направлению технологии. Второй вопрос ориентирован на проверку компетентности учащихся в сфере изучаемых технологий, их умения актуализировать и применять полученные знания для решения конкретных личностно и общественно значимых проблем. Третий вопрос содержит практическое задание, направленное на определение уровня сформированности практических умений. Поскольку часть практических заданий требует демонстрации технологических приемов на учебном оборудовании, целесообразно проводить экзамен в учебных мастерских. Примерный перечень экзаменационных вопросов для учащихся IX классов общеобразовательных учреждений представлен в журналах «Школа и производство» № 3,4 за 2008 год, «Вестник образования» № 6 за 2007 год. На их основе каждое образовательное учреждение может составить свои комплекты билетов с учетом региональных особенностей, типа учреждения и имеющихся условий для изучения технологии. Примерное время, отводимое на подготовку учащихся для ответа на теоретические вопросы –50 минут, на выполнение практической работы – до двух часов, теоретическая и практическая часть экзамена проводится в один день. Общая оценка определяется как среднее арифметическое из трех оценок, округление до целых значений производится в сторону повышения. Общеобразовательным учреждением составляются два комплекта билетов по техническому и обслуживающему труду, охватывающих все направления предмета «Технология», с учетом федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 5 март 2004 года №1089). При наличии коррекционных классов должен быть составлен дополнительный вариант экзаменационных билетов в соответствии с программой коррекционного обучения. Количество экзаменационных билетов должно превышать количество учащихся, выбравших форму государственной (итоговой) аттестации в виде сдачи экзамена по билетам. К экзаменационным билетам должна быть разработана краткая пояснительная записка об особенностях проведения экзамена, но предмету. Учебные материалы по государственной (итоговой) аттестации составляются в зависимости от выбора учащихся форм (защита проекта, либо сдача экзамена). При выборе учащимися тех и других форм государственной (итоговой) аттестации составляется общая пояснительная записка. Утверждение материалов по государственной (итоговой) аттестации учащихся осуществляется общеобразовательным учреждением согласно статье 32, п.7 Закона РФ «Об образовании». Положение о проекте должно быть утверждено руководителем муниципального образовательного учреждения в начале учебного года. Проекты могут быть выполнены в рамках одного, двух или нескольких разделов программы, при этом предварительное рецензирование проектных работ учителем не требуется. Для выпускников XI классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации, осуществивших переход на профильное обучение, подготовка экзаменационного материала осуществляется в зависимости от выбранного учащимися профиля обучения (Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки «О примерных билетах для сдачи экзамена по выбору выпускниками классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации, осуществивших переход на профильное обучение» от 10 февраля 2006г. №01-60707-01), Сдача экзамена по присвоению квалификации по профессии выполнение практической работы - до двух часов, теоретическая и практическая часть экзамена проводится в один день. Общая оценка определяется как среднее арифметическое из трех оценок, округление до целых значений производится в сторону повышения. Общеобразовательным учреждением составляются два комплекта билетов по техническому и обслуживающему труду, охватывающих все направления предмета «Технология», с учетом федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 5 март 2004 года №1089). ^ Необходимость домашнего задания по предмету «Технология» должна определяться учителем исходя из потребностей образовательного процесса и желания обучающихся. На настоящий момент в нормативных документах отсутствует требование обязательного выполнения домашней работы по предмету «Технология», как и отсутствует запрет домашних заданий. Могут быть рекомендованы следующие варианты домашних заданий: найти информацию по теме «…», подготовить выступление по теме «…», повторить ПТБ, составить кроссворд, подготовить вопросы к викторине и т.д. В основном это задания информационного и творческого характера. Формулировки домашнего задания для записи в школьный журнал должны быть чёткими, краткими и понятными, соответствовать содержанию занятий. Каждое домашнее задание должно сопровождаться объяснением учителя, его рекомендациями. Не рекомендуется в качестве домашнего задания предлагать выполнение технологических операций, требующих станков, специального оборудования, опасных инструментов. Перечни продуктов по кулинарии, швейных (иголки, ножницы, булавки и пр.) и учебных принадлежностей (тетрадь, ручка, линейка и пр.), рабочей одежды не являются домашним заданием и не могут записываться на страницах школьного журнала. Такие записи делаются обучающимися в их школьных дневниках. Работа с одаренными детьми Проблема обучения и воспитания одаренных детей приобрела особое значение на пороге ХХI века. Заметное ускорение в политическом и интеллектуальном осмыслении социальных, технических, экономических и культурных феноменов, характерных для глобализации, вызвало необходимость создания системы поддержки и защиты интересов одаренных учащихся, изменило взгляд на подходы к обучению одаренной молодежи. Сегодня проблема обучения одаренных детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, породившего идею организации целенаправленного образования людей, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области знаний. При разработке системы работы с одаренными детьми следует обратить внимание на создание психолого-педагогических условий, направленных на развитие трех основных характеристик: интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень); креативности; настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу). Предметные олимпиады являются мощным средством развития творческих способностей обучающихся. Выявление уровня технологических знаний и умений, творческих способностей у обучающихся; привлечение школьников к выполнению общественно значимых и практически важных проектных заданий; поощрение наиболее способных и одаренных учащихся, все эти направления решаются при проведении олимпиад по учебному предмету. Основными целями и задачами олимпиады являются:
Олимпиады включают тестирование учащихся, выполнение практических работ, презентацию проектов. В олимпиадах принимают участие учащиеся 7-9, 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Подготовка к районной (городской) олимпиаде должна начинаться минимум за полгода до её проведения. Издательства учителю технологии C 2008 года информационная поддержка федеральных перечней учебников возложена на Академию повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО). На официальном сайте Академии (http://www.apkpro.ru) постоянно обновляются материалы по вопросам экспертизы учебников, утвержденный список федеральных учебников, а также дополнительная и справочная информация, в том числе представленные издательствами сведения о составе учебно-методических комплектов. На специализированном портале (http://www.fsu-expert.ru) публикуются материалы обсуждения особенностей использования учебников из федеральных перечней и регулярно проводятся online-конференции с привлечением педагогических работников субъектов Российской Федерации. В федеральном перечне учебников на 2011 – 2012 учебный год /приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 года/ традиционно размещено два приложения. Приложение 1- это перечень рекомендованных учебников, входящих в завершенные предметные линии. Приложение 2 – перечень допущенных учебников, то есть единичных, с незавершенной предметной линией. Необходимо подчеркнуть, что следует использовать УМК (программу, учебники, методические рекомендации) одного автора или авторского коллектива, так как только в этом случае полностью осуществляются заложенные в них идеи. Если учебники не включены в федеральный перечень рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ учебников на 2011-2012 учебный год, образовательное учреждение не имеет права по ним работать. Более подробную информацию об учебной литературе, составе комплекта можно посмотреть на сайте «Все об учебниках федерального перечня» http://fp.edu.ru/asp/. Учебно-методический комплект по технологии издательства «Просвещение» http://www.prosv.ru/ частично используется в образовательных учреждениях Кемеровской области. Издательством «Вентана-Граф» http://www.vgf.ru/ закончена новая линия учебников для основной школы, включенного в федеральный компонент государственных образовательных стандартов 2004 г. Учебно-методический комплект по технологии издательства «Мнемозина» http://www.mnemozina.ru/ рекомендуется для использования в образовательных учреждениях. Особенностью УМК является развернутый методический аппарат, построенный по принципу системы познавательных задач, решаемых учащимися в ходе учебной деятельности. Особенность учебно-методического комплекта по технологии издательства «Дрофа» http://www.drofa.ru/drofa/about/trivia/ - комплексный характер подхода к его разработке. Издания отличает добротный, качественный методический аппарат и иллюстративный ряд. Обращаем внимание, что в педагогическом процессе учителю следует использовать дополнительные источники, которые позволят расширить как содержательную, так и методическую составляющую учебников, методические пособия, рабочие тетради, цифровые образовательные ресурсы. При реализации учебного предмета в рамках отдельной ступени общего образования для одного класса не рекомендуется использовать учебники разных авторских линий. Методист кафедры естественнонаучных и математических дисциплин Санкович Г.В. |