Роль педагога-психолога в развитии одаренности обучающихся icon

Роль педагога-психолога в развитии одаренности обучающихся



НазваниеРоль педагога-психолога в развитии одаренности обучающихся
Дата конвертации29.10.2012
Размер56.28 Kb.
ТипДокументы
источник

Роль педагога-психолога в развитии одаренности обучающихся

Материал публикуется в рамках реализации Программы по созданию региональной системы поиска и поддержки талантливых детей и молодежи в Кемеровской области на 2010/2015 годы. Рекомендуется к использованию  в работе  педагогами-психологами образовательных учреждений различных типов и видов.

 Современное общество испытывает потребность в людях творческих, активных, неординарно мыслящих, способных эффективно решать поставленные задачи и на основе критического анализа ситуации формулировать новые перспективные цели.

 Проблема раннего выявления и обучения талантливой молодежи – приоритетная в современном образовании. От ее решения в итоге зависит интеллектуальный и экономический потенциал государства: именно одаренные дети в будущем смогут обеспечить научно-технический и духовно-нравственный прогресс, развитие всех областей теоретический и практической деятельности, социальной жизни и культуры.

 Общеизвестно, что в работе с одаренными детьми у педагогов достаточно часто возникают педагогические и психологические трудности, обусловленные разнообразием видов одаренности, включая возрастную и скрытую; множеством противоречивых теоретических подходов, вариативностью современного образования; а также чрезвычайно малым числом специалистов, профессионально и личностно-подготовленных к работе с одаренным ребенком.

 Несмотря на то, что в нашей стране с 1997 года действует программа «Одаренные дети» в рамках Президентской программы «Дети России»,  проблемы, связанные с образованием одаренных в умственном отношении детей, решаются достаточно медленно по объективным и субъективным причинам.

 В связи с этим, обращение Президента РФ Федеральному собранию 5 ноября 2008 года  и сегодня является весьма актуальным: «Одновременно с реализацией стандарта общего образования должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности».   Именно эта идея положена в основу «Положения о системе поддержки одаренных детей и талантливой молодежи  Кузбасса» (2009 г.).

 Сегодня реализация потенциала одаренных детей в процессе обучения во многом зависит от эффективности деятельности школьного психолога, понимающего, что они (как и дети с аномалиями развития и асоциальным поведением) составляют своеобразную группу риска и требуют повышенного педагогического внимания.

 Каким образом школьный психолог может способствовать этому? Какой вклад он  может внести в систему поддержки одаренного ребенка в условиях образовательного учреждения? Прежде всего, это выражается в организации  просвещения педагогов. Ведь в настоящее время в мире известно несколько десятков научных концепций одаренности, созданных на основе разных теоретических подходов и методов изучения. Это многообразие концепций отражает сложность и многомерность природы одаренности, трудности в выработке общих эталонов и стратегий развития для всех проявлений. Тем более актуальным является наличие единых установок в процессе повышения квалификации педагогов-психологов.

 Сотрудники кафедры психологического и социально-педагогического сопровождения общего и специального (коррекционного) образования Кузбасского регионального института повышения квалификации и переподготовки работников образования, разрабатывая программы для педагогов-психологов, исходили из  следующих основных положений, опирающихся на наиболее современные представления об одаренности:

 - одаренность – интегральное свойство личности, предполагающее  высокий уровень развития интеллекта, творческий потенциал и мотивационную направленность;

- одаренность – это природный дар, комплекс природных задатков, но для ее развития необходима благоприятная стимулирующая среда;

- одаренность явление динамическое, изменяющееся во времени как по предмету и интенсивности проявления, так и по степени и характеру взаимосвязей между структурными компонентами.

 Мы в большей степени ориентируемся на академическую, интеллектуальную одаренность, которая в перспективе может проявиться почти во всех видах деятельности. Поэтому в работе с педагогами-психологами, организующими диагностику одаренности и ее развитие у обучающихся, акцент делается на понимание структуры одаренности, которая включает следующие компоненты:

 - доминирующую роль  познавательной мотивации;

- исследовательскую и творческую активность, выражающуюся в обнаружении нового, постановке и решении проблем, разработке оригинальных решений;

- возможность прогнозирования и предвосхищения;

- способность к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие эстетические, нравственные, интеллектуальные оценки.

 Основными принципами психолого-педагогического сопровождения одаренных детей, которые определяют работу школьного психолога с учителями, родителями и самим одаренным ребенком, независимо от организационной формы их обучения, (раздельной, в гимназии, лицее; совместно-раздельной: наличием классов с разным уровнем обучения; совместным: обучение одаренных вместе со своим  сверстниками), должны быть  следующие:

 - одаренный ребенок – личность, во многом отличающаяся от  других обучающихся;

- одаренные дети требуют особого психолого-педагогического подхода при обучении, воспитании и социализации;

- одаренные дети редко бывают отличниками или даже просто хорошистами при традиционном обучении.

 В процессе повышения квалификации педагоги-психологи, актуализируя знания и получая информацию о современных результатах исследования одаренности, приобретают умения работать с разными категориями умственно одаренных детей:

 

- ребенок с высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях, чаще всего в младшем школьном возрасте, отличаясь остротой мышления, наблюдательностью и исключительной памятью, проявляет выраженную разностороннюю любознательность; может грамотно изложить мысль; находит практическое применение своим знаниям; обладает широким кругозором; быстро овладевает основополагающими понятиями и способен к активной переработке информации;

- ребенок с признаками специальной умственной одаренности чаще определяется лишь в подростковом возрасте и, обладая высокими специальными способностями к одному или нескольким предметам, добивается высоких результатов, имея среднюю или низкую успеваемость по другим предметам; часто выраженная избирательность устремлений создает ему проблемы в школе и семье, а учителя и родители испытывают трудности в оказании поддержки и развитии специального дарования;

- ребенок, не достигший успехов в учении, но обладающий познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервам, нередко раскрывает их в старшем школьном возрасте.

 Организуя работу с учителями и родителями, школьный психолог способен помочь им выработать такие стратегии поведения во взаимодействии с одаренным ребенком, которые позволят адекватно реагировать на отсутствие у одаренного внимания к условностям и авторитетам, к порядку и «должной» организации работы, большой независимости в суждениях, чувствительности и мечтательности, нонконформизму и непосредственности, эмоциональности и естественности.

Вышесказанное нашло отражение в образовательной программе как в инвариативной части, так и в курсах по выбору: «Формирование и развитие способностей», «Одаренные дети» и др. Кроме того, образовательные услуги  института включают такие проблемно-ориентированные и проблемно-обучающие семинары (по заявке территории), как «Одаренные дети: проблемы и пути их решения», «Диагностика одаренности», «Работа с одаренным ребенком» и др. В рамках семинаров участникам предоставляется возможность не только получить информацию по названной проблеме, но и поделиться опытом работы с коллегами. Так, например, на одном из последних семинаров (20.11.09) наибольший интерес вызвали вопросы: «Одаренность как интегральное свойство личности», «Работа с одаренными детьми в учреждениях разного типа», «Работа с одаренным ребенком в начальной школе».

 Исходя из вышесказанного, мы считаем, что школьный психолог, постоянно повышающий уровень своей профессиональной компетентности, может направить свою деятельность на создание в школе образовательной среды развивающего типа, которая бы способствовала развитию способностей одаренного обучающегося (интеллектуальных, рефлексивных, творческих и др.) и их реализации в процессе учебной, научно-исследовательской и поисковой деятельности.




Похожие:

Роль педагога-психолога в развитии одаренности обучающихся iconКритерии и показатели, характеризующие качество результатов, процесса и условий профессиональной деятельности педагога-психолога
Аттестация играет важную роль в профессиональном развитии педагогических работников. Аттестация проводится на основе экспертной оценки...
Роль педагога-психолога в развитии одаренности обучающихся iconПедагогический совет «Психологическое здоровье ученика и учителя – основа их успешного взаимодействия»
Цель: приобщить педагога к здоровому образу жизни, объяснить роль здоровья в жизни и деятельности педагога и развитии общества
Роль педагога-психолога в развитии одаренности обучающихся iconЗаконодательно-правовые акты и нормативные документы, регламентирующие деятельность педагога-психолога оу
Ределяющих стандарты и нормативы профессиональной деятельности психолога в системе образования. Данная документация является нормативной...
Роль педагога-психолога в развитии одаренности обучающихся iconСценарий встречи школьного психолога с родителями первоклассников
Семья персональная среда жизни и развития ребенка, именно она играет решающую роль в его развитии
Роль педагога-психолога в развитии одаренности обучающихся iconСтраничка педагога-психолога
Привыкание к детскому саду совпадает с кризисным моментом в психическом развитии ребёнка. К трём годам родители начинают замечать...
Роль педагога-психолога в развитии одаренности обучающихся iconДубонина Галина Истахоровна 2011г. Цель
Создание системы деятельности педагога по развитию интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитию одаренности
Роль педагога-психолога в развитии одаренности обучающихся iconПоложение об использовании рабочего времени педагога – психолога
Настоящее положение разработано на основе инструктивного письма Министерства образования Российской Федерации от 34. 12. 2001г. №29/1886-6...
Роль педагога-психолога в развитии одаренности обучающихся iconПлан практической деятельности педагога-психолога мбоу сош №5 на 2012 -2013 учебный год
Основные задачи практической деятельности педагога-психолога в 2012-2013 учебном году
Роль педагога-психолога в развитии одаренности обучающихся iconКодекс педагога-психолога службы практической психологии образования России Принят на Всероссийском съезде практических психологов образования, проходившем в мае 2003 г в г. Москве
Данный Этический кодекс распространяется на все профессиональные виды деятельности педагога-психолога системы образования России...
Роль педагога-психолога в развитии одаренности обучающихся iconРоль слуха в общем развитии детей и развитии речи
Снижение или отсутствие слуха негативно отражается на его психическом развитии, ограничивает возможности познания окружающего мира,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы