Система гигиенических требований к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования содержание icon

Система гигиенических требований к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования содержание



НазваниеСистема гигиенических требований к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования содержание
страница1/10
Дата конвертации29.10.2012
Размер1.14 Mb.
ТипДокументы
источник
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10



СИСТЕМА ГИГИЕНИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЙ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Содержание:


СИСТЕМА ГИГИЕНИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЙ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ……………………….3

1. Требования к размещению общеобразовательных учреждений………………………3

2. Требования к участку……………………………………………………….……………3

3. Требования к зданию……………………………………………………………..………5

4. Требования к воздушно-тепловому режиму ……………………………………………9

5. Требования к водоснабжению и канализации ………………………………...………11

6. Требования к естественному, искусственному освещению и инсоляции …………...12

7. Требования к мебели, ее расстановке, учебным доскам и организации учебного места …………………………………………………………………………………...……16

8. Требования к организации учебного процесса ……………………..………..………..20

9. Требования безопасности к учебным изданиям, компьютерным средствам обучения и книжным изданиям ………………………………………………………….…...………29

10. Требования к школьным ранцам и сменной обуви ……………………….…………45

11. Требования к организации питания учащихся ……………………….……………..46

12. Требования к организации медицинского обеспечения ………………….…………53

^ СИСТЕМА ГИГИЕНИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЙ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

1. Требования к размещению общеобразовательных учреждений.

Здания общеобразовательных учреждений (далее учреждений) следует размещать на внутриквартальных территориях микрорайона, удаленных от межквартальных проездов с регулярным движением транспорта на расстоянии не менее 170 м.

Расположение учреждений на внутриквартальных проездах с периодическим (нерегулярным) движением автотранспорта допустимо только при условии увеличения минимального разрыва от границы участка учреждения до проезда до 25,0 м.

Размещение учреждений на внутри и межквартальных проездах с регулярным движением транспорта недопустимо. Встроенные и встроено-пристроенные к учреждениям гаражи не допускаются. Расстояния от участков учреждений до общественных и индивидуальных гаражей должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям к санитарно-защитным зонам и санитарной классификации предприятий, сооружений и иных объектов.

Площадки для установки контейнеров для мусора микрорайона должны быть удалены от учреждения на расстояние не менее чем на 20,0 м.

Радиус обслуживания населения учреждениями, размещаемыми в жилой застройке городов, составляет 750,0 м. Указанный радиус обслуживания не распространяется на учреждения с повышенной общеобразовательной нагрузкой (гимназии, лицеи и т.д.).

В сельской местности радиус обслуживания учреждением учащихся не должен превышать 4,0 км. Транспортное обслуживание организуют для учащихся, проживающих в сельской местности на расстоянии 1,0 км и более от учреждения. Остановку для транспорта оборудуют навесом, огражденным с 3-х сторон от проезжей части дороги, защищают барьером. Остановка должна иметь твердое покрытие и обзор со стороны дороги не менее 250,0 м.

^ 2. Требования к участку.

Площадь земельного участка учреждения определяют из расчета 35,0 м2 на 1 учащегося. Участок учреждения должен иметь ограждение по всему периметру высотой не менее 1,5 м и предохранительные устройства, препятствующие выбеганию учащихся на проезжую часть улицы со стороны входов здания. Расстояния от зданий до красной линии должно быть не менее 25,0 м, от границы земельного участка до стен жилых домов – не менее 10,0 м.

При реконструкции учреждения в пределах сложившегося участка в условиях максимально затесненной городской застройки допускается уменьшение площади участка, но не более, чем на 30%. При сокращении площади участка состав и площади физкультурно-спортивных площадок и площадок для подвижных игр должны сохраняться.

На участке выделяют следующие зоны: учебно-опытную, физкультурно-спортивную, отдыха, хозяйственную.

^ Учебно-опытная зона – составляет не более 25% участка. Это участок овощных и полевых культур, участок плодово-ягодных культур, цветочно-декоративных растений и т.д. В условиях дефицита территорий допускается сокращение учебно-опытной зоны.

^ Физкультурно-спортивную зону располагают на расстоянии не менее 25,0 м от здания учреждения за полосой зеленых насаждений. Ее не следует размещать со стороны окон учебных помещений. Оборудование физкультурно-спортивной зоны должно обеспечивать выполнение образовательных программ по физическому воспитанию, а также проведение спортивных занятий и оздоровительных мероприятий. В состав физкультурно-спортивной зоны включают: футбольное поле; волейбольную, баскетбольную или комбинированную площадку; беговую дорожку и яму для прыжков. Футбольное поле и площадки для подвижных игр должны иметь травяной покров. Беговая дорожка должна иметь дренирующее покрытие, стойкий к атмосферным осадкам слой. Ямы для прыжков заполняют чистым песком, борты ямы должны находиться на уровне с землей и обшиты резиной или брезентом.

^ Зону отдыха размещают вблизи зеленых насаждений, в отдалении от физкультурно-спортивной и хозяйственных зон, вблизи к выходу из здания для максимального ее использования во время перемен. Ее оборудуют площадками для подвижных игр.

^ Хозяйственную зону располагают со стороны входа в производственные помещения столовой (буфета) на границе участка, на расстоянии от здания не менее 35 м, ограждают зелеными насаждениями. Она должна иметь самостоятельный въезд с улицы.

При отсутствии теплофикации и централизованного водоснабжения на территории хозяйственной зоны должна быть оборудована насосная и котельная для подачи тепла в здание.

Мусоросборники с плотными крышками следует устанавливать на бетонированной площадке на расстоянии не менее 25м от окон и входа в столовую (буфет). В хозяйственной зоне сельских учреждений допускается размещать сарай, овощехранилище, навесы для инвентаря и оборудования. Проезды, дорожки и площадки должны иметь твердое покрытие. Уборку участка следует проводить ежедневно.

Площадь озеленения участка должна составлять не менее 50% территории. В нее входят зеленые насаждения учебно-опытной зоны и зоны отдыха, защитная зеленая полоса по периметру участка в виде живой изгороди, разделяющей отдельные зоны, а также газоны и декоративные зеленые насаждения. Ширина зеленой полосы по границам участка не должна быть менее 1,5м, а со стороны улицы – не менее 6м. Расстояние от здания учреждения до деревьев должно быть не менее 10м. Для озеленения не используют деревья и кустарники с ядовитыми плодами и колючками.

Уровень искусственной освещенности участка на земле должен быть не менее 10 лк.

^ 3. Требования к зданию.

Вместимость вновь строящихся городских учреждений (для всех ступеней обучения) не должна превышать 1000 учащихся (оптимально 500 чел.), сельских – 500 учащихся, сельских малокомплектных I и II ступеней обучения - 250 учащихся. Количество учащихся в учреждении не должно превышать расчетной вместимости здания. Наполняемость класса составляет не более 25 человек.

Ориентация окон учебных помещений должна быть на южные, юго-восточные и восточные стороны горизонта. Светопроемы учебных помещений указанных ориентаций оборудуют регулируемыми солнцезащитными устройствами типа жалюзи или тканевыми шторами светлых тонов, сочетающихся с цветом стен, мебели. На северные стороны горизонта могут быть ориентированы кабинеты информатики, черчения. Для организации проветривания окна в учебных помещениях оборудуют откидными фрамугами или форточками.

Здание учреждения не должно превышать 3-х этажей. В условиях плотной застройки городов допускается строительство 4-этажных учреждений. При размещении учреждений в ранее выстроенных 4-5-этажных зданиях четвертый и пятый этажи следует отводить для нечасто посещаемых кабинетов. В подвальных и цокольных этажах здания могут быть размещены только кладовые для хозяйственного и спортивного инвентаря (лыжи, санки, велосипеды и др.).

Площадь учебных помещений принимается из расчета не менее 2,5 м2 на одного учащегося, высота помещений - не менее 3м. Для вновь строящихся зданий учреждений высота помещений не менее 3,3 м.

Структура здания должна обеспечить:

  • максимальное разделение школьного коллектива на возрастные группы;

  • отделение учебных помещений от общешкольных, являющихся источниками шума, пыли и других загрязнений воздуха (спортивный и актовый залы, столовая (буфет), административно-хозяйственные помещения);

  • близость учебных помещений к помещениям для отдыха учащихся (рекреация) и санитарным узлам;

  • возможность изоляции отдельных групп учащихся в случае возникновения инфекционных заболеваний в целях предупреждения их распространения на весь коллектив и быстрой ликвидации очага инфекции.

В зависимости от климатической зоны входы в здание должны быть оборудованы одним, двумя или тремя тамбурами.

Целесообразно оборудовать раздельные гардеробы для учащихся младших, средних и старших классов. Их размещают на первом этаже учреждения с обязательным оборудованием секций для каждого класса и оснащают вешалками для одежды и ячейками для обуви. Устраивать гардеробы в учебных кабинетах и рекреациях недопустимо.

Лестницы должны иметь ограждения высотой 1,5 м, поручни для учащихся устанавливают на высоте 0,85 м.

^ Кабинет химии Площадь кабинета принимается из расчета не менее 3,0 м2 на одного учащегося. Кабинет оборудуют специальными демонстрационными столами, которые устанавливают на подиуме. Вытяжные шкафы устанавливают у наружной стены возле стола преподавателя. В зоне размещения учащихся устанавливают 2-местные лабораторные столы с подводкой воды.

^ Кабинет физики Площадь кабинета принимается из расчета не менее 3,0 м2 на одного учащегося. Кабинет оборудуют специальными демонстрационными столами, которые устанавливают на подиуме. В зоне размещения учащихся устанавливают двухместные лабораторные столы с подводкой электроэнергии.

^ Кабинет биологии Площадь кабинета принимается из расчета не менее 3,0 м2 При организации экологических пространств (уголок природы, зимний сад и др.) следует соблюдать следующие требования: растения и животные должны быть безопасны для детей и взрослых; недопустимы ядовитые растения, размещение аквариума, клеток, цветов не должно уменьшать уровень освещенности в кабинете.

В кабинетах информатики площадь на одно рабочее место с компьютером при использовании монитора на базе электронно-лучевой трубки составляет не менее 6,0 м2 и не менее 4,5 м2 - при использовании жидко-кристаллического монитора. Кабинет должен быть оборудован защитным заземлением в соответствии с требованиями к эксплуатации. Расстановка рабочих мест должна обеспечивать электробезопасность и безопасность воздействия электромагнитных полей, свободный доступ учащихся и подхода педагога во время урока к каждому рабочему месту. Использование ноутбука недопустимо.

Кабинеты химии, физики, биологии, информатики должны иметь лаборантскую комнату, площадью не менее 15,0м2.. Она должна иметь второй выход на лестничную клетку или в рекреацию.

^ Учебные мастерские по обработке древесины, по обработке металла - площадь на 1 учащегося не менее 4,5 м2 в каждой, располагают на 1 этаже здания. При каждой мастерской – инструментальная площадью не менее 8,0 м2.

^ Комбинированная мастерская по обработке металла и древесины – площадь на 1 учащегося – не менее 5,4 м2.

Мастерская обслуживающих видов труда по обработке тканей – площадь на 1 учащегося - 3,6 м2.

При мастерских обязательны рекреационные помещения и санитарные узлы для мальчиков и девочек.

^ Мастерская по кулинарии – площадь на 1 учащегося – 2,5 м2.

Учебные кабинеты и мастерские оборудуют умывальными раковинами.

Библиотека - общая для всей школы. Площадь библиотеки (информационного центра) следует принимать из расчета не менее 0,6 м2 на 1 ученика. При оборудовании библиотеки рабочими местами с компьютерами площадь их размещения должна соответствовать требованиям, указанным для кабинетов информатики.

^ Спортивный зал размещают на первом этаже или в пристройке. Допускается размещение спортивного зала на 2-ом этаже, но не над учебными помещениями. Площадь спортивного зала определяют из расчета не менее 0,9 м2 на 1 учащегося при высоте зала не менее 6,0 м. В учреждении должно быть не менее 2-х спортивных залов, один из которых - для средней школы.

В перечень оборудования и инвентаря спортивного зала входят: баскетбольные кольца и щиты, стенка гимнастическая, козел и конь гимнастические, кольца гимнастические, перекладина гимнастическая, скамья гимнастическая, бревно и мостик гимнастические, канат для лазанья, маты гимнастические, стойка для прыжков в высоту, мячи для игры в баскетбол, мячи для игры в ручной мяч и др. При спортивных залах должны быть предусмотрены раздевальные для мальчиков и девочек площадью не менее 10,5 м2 , душевые площадью не менее 9,0 м2 и санузлы для мальчиков и девочек площадью по 8,0 м2 , а также снарядная - 16-32 м2 в зависимости от площади зала и комната инструктора – 9,0 м2 .

Среди других помещений для занятий физической культурой в учреждении следует предусмотреть зал для лечебной физкультуры, тренажерный зал, бассейн (при отсутствии бассейна следует использовать бассейн, расположенный вблизи учреждения).

^ Актовый зал - общий для всего учреждения. Его размеры определяют числом посадочных мест из расчета 0,65 м2 на 1 место (60% от общего количества обучающихся в учреждении).

^ Рекреационные помещения Для организации двигательной активности учащихся на переменах целесообразны рекреации зального типа. Площадь рекреаций определяют из расчета 0,6-0,75 м2 на 1 учащегося. Ширина рекреаций при одностороннем расположении учебных помещений составляет не менее 4,0 м, при двустороннем расположении классов – не менее 6,0 м.

^ Школьная столовая Питание учащихся организуют в зависимости от вместимости учреждения или в школьной столовой, работающей на сырье, или в столовой, работающей на полуфабрикатах, или в буфете-раздаточной, оборудованных согласно действующим санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам. При них предусматривают обеденный зал площадью из расчета 0,7 м2 на 1 посадочное место (исходя из посадки 100% учащихся в 3 очереди). При столовых или буфетах-раздаточных обязательно устанавливают умывальники из расчета 1 кран на 20 посадочных мест. В помещениях столовой допускается отсутствие естественного освещения.

^ Санитарные узлы. На каждом этаже отдельно для мальчиков и девочек размещают санитарные узлы, оборудованные кабинами. Кабины должны быть отделены перегородками-экранами высотой не менее 1,8 м от пола, не доходящими до пола 0,2 м. Количество санитарных приборов определяют из расчета: 1 унитаз - на 20 девочек, 1 умывальник – на 30 девочек; 1 унитаз и 1 умывальник – на 30 мальчиков. Площадь санитарных узлов определяют из расчета не менее 0,1 м2 на 1 учащегося. Для персонала оборудуют отдельный санитарный узел.

Для девочек организуют комнаты личной гигиены из расчета: 1 кабина на 70 человек площадью не менее 3,0 м2. Входы в санитарные узлы не следует располагать напротив входа в учебные помещения или в непосредственной близости от них.

На каждом этаже предусматривают помещения, оборудованные поддонами и подводкой к ним холодной и горячей воды (кран на высоте – 0,5 м от пола) для обработки уборочного инвентаря, его хранения; приготовления там же дезинфекционных растворов.

^ Медицинский пункт включает: кабинет врача площадью 14,0 м2 и длиной не менее 7,0 м2 (для определения остроты зрения и слуха учащихся), кабинет стоматолога площадью не менее 12,0 м2, оборудованный вытяжным шкафом, процедурный кабинет площадью не менее 14,0 м2, санитарный узел. Обязательный и рекомендуемый комплект медицинского оборудования представлен в Приложении 1, 2, 3.

^ Кабинет психолога (общий для всей школы) - площадью не менее 12,0 м2.

Внутренняя отделка помещений.

Стены учебных помещений должны быть гладкими и иметь отделку, допускающую влажную уборку и дезинфекцию. Их окрашивают красками или используют отделочные материалы, имеющие санитарно-эпидемиологическое заключение. В учебных помещениях, ориентированных на южные румбы горизонта, применяют отделочные материалы и краски неярких, холодных тонов (бледно-голубой, бледно-зеленый), на северные румбы горизонта – теплые тона (бледно-желтый, бледно-розовый, бежевый). Отдельные элементы, но не более 25% всей площади, допускается окрашивать в более яркие тона. Стены спортивных залов окрашивают в светлые тона.

Полы учебных и общешкольных помещений должны быть гладкими, не скользкими, плотно пригнанными, без щелей и дефектов, плинтуса должны плотно прилегать к стенам и полу. В качестве материала для пола используют дерево (дощатые полы, которые покрывают масляной краской, или паркетные). Возможно покрытие полов синтетическими полимерными материалами, утепленным линолеумом, допускающим и обработку влажным способом и дезинфекцию. Полы санитарных узлов и умывальных комнат выстилают керамической или мозаичной шлифовальной плиткой. Для отделки полов не допускается использовать цемент и мрамор.


^ 4. Требования к воздушно-тепловому режиму

В зависимости от ориентации учебных помещений и характера остекления температура воздуха должна соответствовать:

- в классах с обычным остеклением - см. табл. 4.1,

- в классах с ленточным остеклением:

- северная ориентация окон – оптимальная температура должна составлять 21-220С,

допустимая - 18-240С соответственно;

- южная ориентация окон - 19-200С,

восточная ориентация окон – 20-210С.

Температура воздуха в актовом зале должна составлять 18-200С, в спортивном зале – 15-170С, в рекреациях – 16-180С, в вестибюле и гардеробе – 16-190С.

Относительная влажность воздуха в учебных помещениях должна составлять 40-60%.


Таблица 4.1.

Нормативы температуры воздуха в учебных помещениях (с обычным остеклением) в зависимости от климатического района и сезона года


Климатический район

Сезон года

Зона оптимальной температуры, 0С

Зона допустимых температур, 0С

Холодный

Умеренный

Жаркий


Зима

21-22

18-20

17-19

18-23

17-22

16-21

Умеренный

Жаркий

Умеренный

Жаркий

Весна


Осень

18-22

23-24

16-22

24-26

17-23

20-26

15-23

20-28


Здания учреждений оборудуют системами центрального отопления и вентиляции.

В качестве нагревательных приборов используют радиаторы, трубчатые нагревательные элементы. Температура поверхности нагревательных приборов не должна превышать 800С. Отопительные приборы ограждают съемными деревянными решетками. Не допускается устраивать ограждений из древесно-стружечных плит и других полимерных материалов.

При проектировании приточной вентиляции с механическим побуждением для учебных классов необходимо предусмотреть в них оборудование естественной вытяжной вентиляции. Механическая вытяжная вентиляция должна быть рассчитана на автоматическое включение не только во время перемен, но и во время урока (1-2 раза на 5-10 мин). Решетки вентиляционных систем следует систематически очищать от пыли. Не реже 2 раз в год должна производиться очистка вентиляционных каналов.

При воздушном отоплении, совмещенном с вентиляцией, должно быть предусмотрено автоматическое управление системами, в том числе поддержание в рабочее время в помещениях расчетной температуры в зависимости от строительно-климатической зоны и относительной влажности воздуха в пределах 40-60%, а также обеспечение в ночное время температуры воздуха не ниже 150С. Рециркуляция воздуха в системах воздушного отопления учебных помещений не допускается.

Минимально необходимой воздухоподачей в учебные помещения следует считать 60 м3/час воздуха на 1 учащегося.

Естественная вентиляция осуществляется через фрамуги и форточки. Фрамуги и форточки должны функционировать круглогодично.

Учебные помещения проветривают во время перемен, рекреации – во время уроков по графику, вывешенному в каждом классе и рекреации. До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание учебных помещений. Длительность сквозного проветривания определяется погодными условиями (табл. 4.2). В теплые дни целесообразно проводить занятия при открытых фрамугах и форточках. При сквозном проветривании достигается больший эффект, но его следует проводить при отсутствии учащихся в помещении.

Таблица 4.2.

Длительность сквозного проветривания учебных помещений


Наружная температура воздуха, 0С

Длительность проветривания, мин.

В малые перемены

В большие перемены и между сменами

От +10 до +6

4-10

25-35

От +5 до 0

3-7

20-30

От 0 до -5

2-5

15-25

От -5 до -10

1-3

5-10

Ниже -10

1-1,5

5-10


Для хорошей аэрации помещения спортивного зала при температуре наружного воздуха выше +5ْ С и слабом ветре необходимо открывать одно-два окна с подветренной стороны. При более низкой температуре и большей скорости движения воздуха занятия физической культурой проводят при открытых фрамугах, а сквозное проветривание осуществляют на переменах при отсутствии учащихся.

Тамбуры входа в здание должны иметь воздушно-тепловые завесы. Допускается устройство тепловых завес от приточной системы с установкой во втором тамбуре калорифера догрева и автоматической воздушной заслонки.

Для оптимизации воздушной среды учебных помещений рекомендуется использовать аэрофитомодули (специально подобранные комнатные растения).


^ 5. Требования к водоснабжению и канализации

Здания учреждений оборудуют системами хозяйственно-питьевого, горячего, противопожарного водоснабжения, канализацией и водостоками. В неканализованных районах учреждения оборудуют внутренней канализацией при условии устройства местных очистных сооружений или биотуалетами.

Учреждения следует обеспечивать централизованным водоснабжением, доброкачественной питьевой водой в соответствии с гигиеническими требованиями к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Использование фильтров для очистки питьевой воды следует согласовывать с территориальными органами, уполномоченными проводить санитарно-эпидемиологический надзор.

При отсутствии централизованного водоснабжения организацию питьевого режима учащихся осуществляют только с использованием воды, расфасованной в емкости, при условии организации контроля розлива питьевой воды. На бутилированную воду должны быть представлены документы, подтверждающие ее качество и безопасность.

При использовании установок с дозированным розливом питьевой воды, расфасованной в емкости, следует проводить замену емкости по мере необходимости, но не реже 1 раза в 2 недели.

При организации питьевого режима на бутилированной воде должно быть обеспечено достаточное количество чистой посуды (стеклянная, фаянсовая - в обеденном зале и одноразовая – в учебных помещениях), а также отдельных промаркированных подносов для чистой и использованной посуды; наполных контейнеров – для сбора использованной посуды одноразового применения.

В течение всего времени пребывания учащихся в учреждении для них должен быть обеспечен свободный доступ к питьевой воде.

В кабинетах, лаборантских, мастерских, медицинском кабинете, столовой, санитарных узлах к умывальным раковинам должна быть подведена холодная и горячая вода. Температура горячей воды, поступающей к смесителям приборов, не должна превышать 600С.

^ 6. Требования к естественному, искусственному освещению и инсоляции

6.1 Требования к естественному и искусственному освещению

Нормативы показателей естественного, искусственного и совмещенного освещения в основных помещениях общеобразовательных учреждений приведены в таблице 6.1.1.

Уровни естественного освещения в школах определяются коэффициентом естественного освещения (далее КЕО), который является процентным отношением внутреннего освещения в классе к наружному освещению. Нормируемый уровень КЕО составляет 1,5%, предельно допустимое значение — 1,35%.

В учебных помещениях должно быть левостороннее светораспределение естественного освещения.

Уровни искусственной освещенности на рабочих плоскостях от системы общего освещения должны быть не менее 500 лк. При этом система общего освещения обеспечивается потолочными светильниками с газоразрядными лампами. Использование ламп накаливания для искусственного освещения классов нецелесообразно.

Допускается использовать систему совмещенного освещения с нормируемым КЕО — 1,3%, предельно-допустимым значением — 1,17% в условиях городской застройки повышенной плотности. В этом случае уровень освещенности от искусственных источников света должен составлять не менее 600 лк.

Таблица 6.1.1


^ Показатели естественного, искусственного и совмещенного освещения основных помещений учреждений образования


Помещения

Рабочая поверхность и плоскость нормирования КЕО и освещенности (Г – горизонтальная, В – вертикальная) и высота плоскости над полом, м

Естественное освещение

Совмещенное освещение

Искусственное освещение, не менее

КЕО ен, %

КЕО ен, %

при верхнем или комбинированном освещении

при боковом освещении

при верхнем или комбинированном освещении

при боковом освещении

Освещенность, лк

Показатель дискомфорта М, не более

Коэффициент пульсации освещенности,

Кп, %, не более

при комби-нированном освещении

при общем освещении

всего

от общего

Классные комнаты, кабинеты, аудитории общеобразователь-ных учреждений, лаборатории, учебные кабинеты физики химии, биологии и прочие

Рабочие столы и парты:

Г-0,8

4,0

1,5

2,1

1,3

––

––

500

40

10

Середина доски:

В-1,5

––

––

––

––

––

––

500

––

10

Кабинеты информатики и вычислительной

техники

Г-0,8

3,5

1,2

2,1

0,7

500

300

500

15

10

Экран дисплея: В-1;

––

––

––

––

––

––

200

––

––

Учебные кабинеты технического

черчения

и рисования

Г-0,8

4,0

1,5

2,1

1,3

––

––

500

40

10

Рабочие, чер-тежные доски, рабочие столы

––

––

––

––

––

––

500

40

10

Лаборантские при учебных кабинетах

Г-0,8

3,5

1,2

2,1

0,7

500

300

400

15

10

Мастерские по обработке металлов и древесины

Верстаки, рабочие столы,

Г-0,8

––

––

3,0

1,2

1000

200

300

40

15

Инструментальная, комната мастера-инструктора

Г-0,8

––

––

1,8

0,6

––

––

300

40

15

Кабинеты обслуживающих видов труда

Г-0,8

4,0

1,5

2,1

1,3

––

––

400

40

10



Таблица 6.1.1 (продолжение)


Показатели естественного, искусственного и совмещенного освещения основных помещений учреждений образования


Помещения

Рабочая поверхность и плоскость нормирования КЕО и освещенности (Г – горизонтальная, В – вертикальная) и высота плоскости над полом, м

Естественное освещение

Совмещенное освещение

Искусственное освещение, не менее

КЕО ен, %

КЕО ен, %

при верхнем или комбинированном освещении

при боковом освещении

при верхнем или комбинированном освещении

при боковом освещении

Освещенность, лк

Пока-затель дискомфорта М, не более

Коэффициент пульсаии освещенности,

Кп, %, не более

при комби-нированном освещении

при общем освещении

всего

от общего

Спортивные залы

Г-0,0

2,5

0,7

1,5

0,4

––

––

200

60

20

В-2,0

с обеих сторон на продольной оси помещения

––

––

––

––

––

––

75

––

––































Снарядные, инвентарные, хозяйственные кладовые































Г-0,8

––

––

––

––

––

––

50

––

––

Крытые бассейны

Г-поверхность воды

2,0

0,5

1,2

0,3

––

––

150

60

20

Актовые залы, киноаудитории

Г-0,0

––

––

––

––

––

––

200

75

––

Кабинеты и комнаты

преподавателей

Г-0,8

3,0

1,0

1,8

0,6

––

––

300

40

15

Рекреации

Г-0,0

2,.0

0,5

1,2

0,3

––

––

150

90

––

Спальные комнаты

Г-0,0

2,0

0,5

––

––

––

––

150

25

15

Обеденные залы столовых *

Г-0,8

3,0

1,0

1,8

0,6

––

––

400

60

20

_________________________


* Допускается отсутствие естественного освещения при условии 1,5 м2 на одно посадочное место, уровня освещенности от системы общего освещения 500 лк и использования в системе общего освещения газоразрядных ламп с индексом цветопередачи не менее 95 единиц.


При совмещенном освещении учебных помещений следует предусматривать раздельное включение рядов светильников, расположенных параллельно светопроемам.

Расчетное значение средневзвешенного коэффициента отражения внутренних поверхностей помещения следует принимать равным 0,5. В условиях плотной городской застройки необходимо предусматривать светлую отделку помещений — средневзвешенный коэффициент отражения должен быть не менее 0,6.

Светильники, используемые для искусственного освещения классов и кабинетов школы, должны иметь светораспределение, преимущественно направленное в нижнюю полусферу, но при этом обеспечивать и подсветку потолка для благоприятного распределения яркости в поле зрения, что лимитируется показателем дискомфорта (Мт). Показатель дискомфорта осветительной установки общего освещения для любого рабочего места в классе не должен превышать 40 единиц.

Показатель дискомфорта не должен превышать нормированных значений, приведенных в таблице 6.1.1, в расчетной точке, расположенной на центральной оси торцевой стены помещения на высоте 1,5 м от пола.

Показатель дискомфорта не регламентируется для помещений, длина которых не превышает двойной высоты установки светильников над полом.

Не допускается искусственное освещение классов с помощью подвесных потолков типа «Armstrong».

Коэффициент пульсации осветительной установки не должен превышать 10%.


^ 6.2 Требования к инсоляции учебных помещений и участка

Учебные помещения должны быть обеспечены непрерывной инсоляцией продолжительностью не менее:

– 2,5 часа в северной зоне (севернее 58° с.ш.);

– 2 часа в центральной зоне (58° с.ш. – 48° с.ш.);

– 1,5 часа в южной зоне (южнее 48° с.ш.).

Допускается отсутствие инсоляции в кабинетах рисования, а также в кабинетах, предназначенных для изучения дисциплин с компьютерной поддержкой (более 50% продолжительности академического часа).

Продолжительность инсоляции на 50% площади участка общеобразовательного учреждения независимо от географической широты должна составлять не менее 3часов.


^ 7. Требования к мебели, ее расстановке, учебным доскам и организации

учебного места

7.1 Требования к ученической мебели и ее расстановке

Основным видом ученической мебели должен быть ученический комплект стул и стол с наклонной поверхностью рабочей плоскости от 7 до 16º.

Допускается совмещенный вариант использования разных видов ученической мебели (комплект стол-стул, конторки).

Учебные кабинеты оборудуют столами двух типов – с постоянными и с регулируемыми параметрами и стульями, функциональные размеры которых должны соответствовать указанным в таблицах 7.1.1- 7.1.2.

Таблица 7.1.1

Функциональные размеры столов для учащихся 5-9 классов (в мм)

Ростовая группа

Высота рабочей плоскости стола

Ширина рабочей плоскости

Глубина рабочей плоскости

1301-1450 мм

580

500

600

1451-1600 мм

640

500

600

1601-1750 мм

700

500

600

Более 1750 мм

760

500

600


Таблица 7.1.2

Функциональные размеры стульев для учащихся 5-9 классов (в мм)

Ростовая группа

Высота сиденья

Глубина сиденья

Ширина сиденья

1301-1450 мм

340

330

250

1451-1600 мм

380

360

280

1601-1750 мм

420

380

300

Более 1750 мм

460

400

320


При наличии высокого стола и стула, не соответствующего росту учащегося, следует использовать регулируемую по высоте подставку для ног.

Высота переднего края конторки для учащихся ростовой группы 1301-1450 мм составляет 850 мм, 1451-1600 мм - 950 мм, 1601-1750 мм – 1050 мм. Более 1750 мм – 1150 мм. Угол наклона поверхности рабочей плоскости должен быть в пределах 7-16º.

Продолжительность непрерывной работы за конторкой не должна превышать 15 мин.

Учебные доски должны быть изготовлены из материалов, имеющих высокую адгезию с материалами (мел, фломастер), используемыми для письма, хорошо очищаться влажной губкой, быть износостойкими, иметь антибликовое покрытие. Высота нижнего края учебной доски над полом составляет 80-90 см. Учебные доски оборудуются софитами, которые размещаются выше верхнего края доски на 0,3 м и 0,6 м – в сторону класса перед доской.

При выборе ученической мебели для оснащения классов следует руководствоваться следующими положениями:

1. Наличие санитарно-эпидемиологического заключения в области применения которого указано, что мебель предназначена для учебных заведений.

2. Столы, стулья и конторки должны иметь цветовую маркировку, которая наносится на видимую наружную боковую поверхность в виде круга диаметром не менее 10 мм.

3. Функциональные размеры ученической мебели должны соответствовать ее номеру и маркировке. Контроль соответствия осуществляют путем измерения высоты над полом верхней плоскости крышки и высоты над полом верхней плоскости сиденья. Для контроля выбирают по одному изделию каждого номера (Приложение 4), в мебели с регулируемыми параметрами контролируют соответствие номеру каждого положения регулировки. Измерения проводят универсальным измерительным инструментом, имеющим миллиметровые деления с погрешностью ± 1 мм.

4. Защитно-декоративное покрытие рабочих поверхностей парт должно быть матовым. Цвет и рисунок облицовочных материалов защитно-декоративных покрытий отдельных элементов мебели приведены в Приложении 5.


Требования к расстановке мебели в учебном помещении

  1. Каждый учащийся должен быть обеспечен рабочим местом в соответствии с его ростом.

  2. Расстояние между рядами парт должно быть не менее 60 см.

  3. Расстояние между рядом столов и наружной продольной стеной должно быть не менее 50 см.

  4. Расстояние между рядом столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены, должно быть не менее 50 см.

  5. Расстояние от последних столов до стены (перегородки), противоположной классной доске, должно быть не менее 70 см и не менее 100 см, если данная стена является наружной.

  6. Расстояние от демонстрационного стола до учебной доски должно быть не менее 100 см.

  7. Расстояние от первого стола до учебной доски должно быть не менее 240 см.

  8. Наибольшая удаленность последнего места учащегося от учебной доски не должна превышать 860 см.

  9. Угол рассматривания доски (от края доски длиной 3 м до середины передних крайних столов) должен быть не менее 45°.

  10. Рассаживание учащихся следует производить с учетом их состояния здоровья. Часто болеющие должны сидеть как можно дальше от наружной стены. Для учащихся с нарушением слуха и зрения столы, независимо от их номера, ставят первыми, причем учащихся с пониженной остротой зрения размещают в первом ряду от окон1. В качестве источника информации о росте и состоянии здоровья учащихся используют лист здоровья в классном журнале (заполняется медицинским работником общеобра-зовательного учреждения), в котором для каждого учащегося отмечают необходимый номер мебели, а также рекомендации по рассаживанию в зависимости от его состояния здоровья.

^ Кабинеты информатики оборудуют двухместными столами для учебных кабинетов и одноместными компьютерными столами.

Конструкция одноместного компьютерного стола предусматривает:

- две раздельные горизонтальные поверхности – одна для размещения системного блока и монитора с плавной регулировкой по высоте в пределах 580 – 760 мм и вторая – для клавиатуры,

- ширину для обеих горизонтальных поверхностей не менее 750 мм и одной - не менее 550 мм,

- отсутствие ящиков,

- опору поверхностей на стояк, основание которого следует совмещать с подставкой для ног,

Двухместные столы используют в комплекте со стульями, одноместные компьютерные столы – в комплекте с креслами, функциональные размеры которых должны соответствовать указанным в таблице 7.1.3. Кресло должно быть вращаемым, не иметь приспособлений для передвижения.

Расстановка рабочих мест, оборудованных двухместными столами, соответствует пп.1-10. Одноместные компьютерные столы располагают периметрально.


Таблица 7.1.3

Функциональные размеры кресел для учащихся 5-9 классов


Ростовая группа

Высота

сиденья

мм

Глубина

сиденья

мм

Ширина

Сиденья

мм

Угол наклона сиденья

мм

Угол

наклона спинки сиденья

Высота

спинки

сиденья

мм

1301-1450 мм

340

330

290



0 - 4º



95-108º

600

1451-1600 мм

380

360

320

600

1601-1750 мм

420

380

340

600

Более 1750 мм

460

400

360

600



^ Кабинеты иностранного языка оборудуют двухместными учебными столами в комплекте со стулом и одноместными столами закрытыми с акустическими полукабинами. Функциональные размеры столов и стульев соответствуют указанным в таблицах 7.1-7.2.

Расстановка рабочих мест, оборудованных двухместными столами, соответствует пп.1-10. Одноместные закрытые акустические столы располагаются периметрально.

^ 7.2 Требования к организации ученического рабочего места

Организация рабочего места должна обеспечивать оптимальную рабочую позу учащегося:

голова – держится прямо или слегка наклонена вперед;

корпус – имеет легкий или средний наклон вперед (без опоры грудью на край парты);

руки – согнуты в локтевых суставах под прямым углом и свободно лежат на поверхности, не являясь дополнительными точками опоры;

ноги – согнуты под прямым или несколько большим (100-110º) углом с опорой на пол или подножку парты;

расстояние от глаз учащегося до рабочей плоскости стола соответствует длине предплечья и кисти;

линия взора при работе с монитором компьютера должна быть перпендикулярна центру экрана и оптимальное ее отклонение от перпендикуляра, проходящего через центр экрана в вертикальной плоскости, не должно превышать ±5º, допустимое ±10º;

расстояние глаз до экрана должно быть не менее 70 см.


^ 8. Требования к организации учебного процесса


Основными организационными формами, определяющими содержание и интенсивность учебного процесса, являются урок и учебное расписание, зависящие, в свою очередь, от учебных планов, разрабатываемых в каждом учреждении самостоятельно, но с учетом максимальных величин образовательной нагрузки (Табл 8.1)

Таблица 8. 1

^ Максимально допустимые величины недельной аудиторной нагрузки

Классы

Максимально допустимая недельная нагрузка в часах




При 6-дневной неделе

При 5-дневной неделе

5

31

28

6

32

29

7

34

31

8-9

35

32
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10




Похожие:

Система гигиенических требований к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования содержание iconСистема гигиенических требований к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования содержание
Система гигиенических требований к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования
Система гигиенических требований к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования содержание iconСистема условий реализации основной образовательной программы начального общего образования мбоу «сош №52»
Вательной программы начального общего образования представляют собой систему требований к кадровым, финансовым, материально-техническим...
Система гигиенических требований к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования содержание iconДокументи
...
Система гигиенических требований к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования содержание iconIV. Требования к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования
Материально-технические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования должны обеспечивать
Система гигиенических требований к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования содержание iconК результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования
Стандарт представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего...
Система гигиенических требований к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования содержание iconК результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования
Стандарт представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего...
Система гигиенических требований к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования содержание iconК результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования
Стандарт представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего...
Система гигиенических требований к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования содержание iconК результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования
Стандарт представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего...
Система гигиенических требований к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования содержание iconК результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования
Стандарт представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего...
Система гигиенических требований к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования содержание iconК результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования
Стандарт представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы