Изобразительное искусство основание и цели разработки требований icon

Изобразительное искусство основание и цели разработки требований



НазваниеИзобразительное искусство основание и цели разработки требований
Дата конвертации29.10.2012
Размер196.02 Kb.
ТипДокументы
источник

Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента государственного стандарта общего образования.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО



Основание и цели разработки требований. Данные требования ориентируют на создание необходимых условий для реализации Федерального компонента государственного стандарта общего образования по изобразительному искусству.

Широкое привлечение современных технических средств обучения будет способствовать повышению качества художественного образования, развитию интереса к изобразительному искусству и художественной деятельности, более глубокому восприятию детьми явлений искусства, формированию многообразных представлений о различных гранях пластических искусств, расширению художественного кругозора школьников, созданию ярких эмоциональных впечатлений.

Новизна разработанных требований. В состав требований включены объекты и средства материально-технического обеспечения, выпускаемые не только в настоящее время, но и перспективные, создание которых необходимо для внедрения стандарта. В рекомендации представлены не конкретные названия объектов и средств материально-технического обеспечения, а их общая номенклатура.

Современные подходы к преподаванию изобразительного искусства предполагают актуализацию, в числе других, следующих направлений деятельности учителя-художника:

– организация проектной – художественно-творческой и исследовательской – деятельности учащихся;

– использование информационно-коммуникативных средств в обучении и поисковой деятельности учащихся;

– формирование информационной грамотности учащихся через активизацию их языковой компетентности в области изобразительного искусства.

Сказанное требует, помимо применения традиционного оборудования и демонстрационных материалов, введения современных средств обучения (мультимедийное оборудование с программным обеспечением).

Принципы отбора объектов и средств материально-технического обеспечения.

Специфика подхода к отбору объектов и средств материально-технического обеспечения определяется особенностями уроков изобразительного искусства. То, в каких условиях проводится урок, налагает отпечаток на характер художественной деятельности учащихся, восприятия произведений искусства, развития эмоциональной и интеллектуальной сферы школьников. Это обусловливает необходимость обеспечения урока рисовальными принадлежностями, натурным фондом, современной аудио/видео-аппаратурой, мультимедийным оборудованием, наглядными пособиями, дидактическими материалами.

Особенностью урока изобразительного искусства является организация разных форм художественной деятельности школьников. Учащиеся класса попеременно пробуют себя в деятельности художника, графика, скульптора, архитектора, дизайнера, зрителя, критика – ценителя художественного произведения. Все это требует особого подхода к созданию интерьера и оснащению кабинета.

Реализация принципа вариативности; преемственность на разных ступенях образования; учет внутрипредметных и межпредметных связей.

Подача объектов и средств материально-технического обеспечения в виде номенклатуры позволяет учителю применять на занятиях по изобразительному искусству самые различные программно-методические и дидактические материалы.

Специфика урока искусства заключается и в том, что не существует каких-либо проблем, к которым учитель и учащиеся не обращались бы на протяжении всего обучения в школе. В искусстве нет пройденных тем, так же как и пройденных произведений. Как творческий читатель обращается к одному литературному произведению в разные периоды своей жизни, так и наиболее значительные художественные произведения нередко повторяются и в начальной и в основной школе. Каждое новая встреча со знакомым произведением должна обогащаться новыми впечатлениями (просмотр слайдов, репродукций, фрагментов видеофильмов, привлечение произведений музыкального искусства – аудиозаписи, обучающих художественных компьютерных программ и др.).

Включение учащихся с начальной школы в активную художественную деятельность с использованием различных художественных материалов и техник находит свое развитие в основной школе. Таким образом, сохраняется преемственность с начальной школой и обеспечивается углубление содержания художественного образования от класса к классу.

Драматургия урока искусства предполагает наличие яркого кульминационного момента, который нередко возникает благодаря синтезу искусств. Звучание музыки, литературных текстов, наличие слайдов и соответствующих проекторов, репродукций, альбомов по искусству, фрагментов видеофильмов с памятниками архитектуры и изображением природных ландшафтов, обеспечивает связи урока изобразительного искусства с другими школьными предметами (музыка, мировая художественная культура, литература и др.).

Характеристика кабинета. Кабинет изобразительного искусства должен быть полифункциональным и обеспечивать атмосферу художественной мастерской, выставочного зала, лектория: наличие мольбертов, диапроекторов, магнитной доски, мультимедийного оборудования.

Выбор помещения и его рациональная планировка определяется санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами (СанПиН 2.4.2.178-02).

Специфика урока изобразительного искусства предъявляет особые требования к рабочему месту учителя: оно должно быть укомплектовано техническими средствами, отвечающими современным требованиям художественной педагогики, иметь стационарно смонтированный пульт дистанционного управления. Кабинет оборудуется средством для зашторивания окон с автоматическим и ручным приводом.







Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Необх.

кол-во

Примечания

ОШ

1

2

3

4

^ 1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1.

Стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство»


Д

Стандарт по музыке, примерная программа, авторские рабочие программы входят в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета изобразительного искусства

2.

Примерная программа основного общего образования по изобразительному искусству


Д

3.

Авторские программы по изобразительному искусству

Д



4.



Учебно-методические комплекты к программе по, выбранной в качестве основной для проведения уроков изобразительного искусства





К

При комплектации библиотечного фонда полными комплектами учебников целесообразно включить в состав книгопечатной продукции, имеющейся в кабинете по несколько экземпляров учебников из других УМК по изобразительному искусству. Эти учебники могут быть использованы учащимися для выполнения практических работ, а также учителем как часть методического обеспечения кабинета.





Учебники по изобразительному искусству

К




5.



Рабочие тетради



К

В состав библиотечного фонда целесообразно включать рабочие тетради, соответствующие используемым комплектам учебников


6.




Методические пособия (рекомендации к проведения уроков изобразительного искусства)



Д




7.


Методические журналы по искусству



Д

Федерального значения


8.

Учебно-наглядные пособия


Ф

Д

Наглядные пособия в виде таблиц и плакатов – Д, формата А4 – Ф




Хрестоматии литературных произведений к урокам изобразительного искусства


Д




9.

Энциклопедии по искусству, справочные пособия

Д


по одной каждого наименования

10.

Альбомы по искусству

Д

по одному каждого наименования

11.

Книги о художниках и художественных музеях

Д

по одной каждого наименования

12.

Книги по стилям изобразительного искусства и архитектуры

Ф

Книги по стилям в искусстве необходимы для самостоятельной работы учащихся, они могут использоваться как раздаточный материал при подготовке учащихся к творческой деятельности, подготовки сообщений, творческих работ, исследовательской проектной деятельности и должны находиться в фондах школьной библиотеки

13.

Словарь искусствоведческих терминов

П




^

2. Печатные пособия


14.

Портреты русских и зарубежных художников

Д

Комплекты портретов по основным разделам курса. Могут содержаться в настенном варианте, полиграфических изданиях (альбомы по искусству) и на электронных носителях

15.

Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента

Д



Таблицы, схемы могут быть представлены в демонстрационном (настенном) и индивидуально раздаточном вариантах, в полиграфических изданиях и на электронных носителях

16.

Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта

Д

17.

Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека

Д

18.

Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству

Д

19.

Дидактический раздаточный материал: карточки по художественной грамоте

К




^ 3. Информационно-коммуникационные средства

20.

Мультимедийные обучающие художественные программы Электронные учебники

Д

Мультимедийные обучающие программы и электронные учебники могут быть ориентированы на систему дистанционного обучения, либо носить проблемно-тематический характер и обеспечивать дополнительные условия для изучения отдельных предметных тем и разделов стандарта. В обоих случаях эти пособия должны предоставлять техническую возможность построения системы текущего и итогового контроля уровня подготовки учащихся (в т.ч. в форме тестового контроля).

Возможно использование следующих программ:

Cake-walk Pro Audio 8, 5 и 9

Sound-Forge, Finale, Dance Machine, Coo//

21.

Электронные библиотеки по искусству

Д


Электронные библиотеки включают комплекс информационно-справочных материалов, ориентированных на различные формы художественно-познавательной деятельности, в т.ч. исследовательскую проектную работу. В состав электронных библиотек могут входить электронные энциклопедии и альбомы по искусству, (изобразительное искусство, музыка), аудио- и видеоматериалы, тематические базы данных, фрагменты культурно-исторических текстов, текстов из научно-популярных изданий, фотографии, анимация.

Электронные библиотеки могут размещаться на компакт дисках, либо создаваться в сетевом варианте (в т.ч. на базе образовательного учреждения).

22.

Игровые художественные компьютерные программы







^ 4. Технические средства обучения (ТСО)

23.

Музыкальный центр

Д


Аудио магнитофон и проигрыватель с возможностями использования компактдисков: CD-R, CD RW, MP 3, а также магнитных записей

24.

DVD-проигрыватели

Д




25.

Телевизор




С диагональю не менее не менее 72 см

26.

Видеомагнитофон

Д







Мультимедийный компьютер с художественным программным обеспечением

Д

В классе информатики для индивидуальной работы учащихся

27.

Слайд проектор

Д

Необходимо также иметь в кабинете устройство для затемнения окон

28.

Мультимедиа проектор

Д

Может входить в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения

29.

Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и репродукций

Д




30.

Экран (на штативе или навесной)

Д

Минимальные размеры 1,25х 1,25

31.

Фотоаппарат

П

Цифровая камера

32.

Видеокамера

Д




33.

Графический планшет

Д




^ 5. Экранно-звуковые пособия

34.

Аудиозаписи по музыке и литературным произведениям


Д

Комплекты компакт-дисков и аудиокассет по темам и разделам курса для каждого класса

35.

Видеофильмы:

- по памятникам архитектуры

- по художественным музеям

- по видам изобразительного искусства

- по творчеству отдельных художников

- по народным промыслам

- по декоративно-прикладному искусству

- по художественным технологиям

Д

По одному каждого наименования


36.




Слайды (диапозитивы):

- по видам изобразительных

( пластических) искусств

- по жанрам изобразительных

искусств

- по памятникам архитектуры

России и мира

- по стилям и направлениям в

искусстве

- по народным промыслам

- по декоративно-прикладному

искусству

- по творчеству художников

Д


произведения пластических искусств в исторической ретроспективе, иллюстрации к литературным произведениям, выразительные объекты природы в разных ракурсах в соответствии с программой

^ 6. Учебно-практическое оборудование

37.

Мольберты

К








Настольные скульптурные станки

К




38.

Комплекты резцов для линогравюры

К




39.

Конструкторы для моделирования архитектурных сооружений

Ф




40.

Краски акварельные

К




41.

Краски гуашевые

К




42.

Краска офортная

П




43.

Валик для накатывания офортной краски

П




44.

Тушь

К




45.

Ручки с перьями

К





46.

Бумага А3, А4

К




47.

Бумага цветная

К




48.

Фломастеры

К




49.

Восковые мелки

К




50.

Пастель

Ф




51.

Сангина

К





52.

Уголь

К




53.

Кисти беличьи № 5, 10, 20

К




54.

Кисти щетина № 3, 10, 13

К




55.

Емкости для воды

К





56.

Стеки (набор)

К




57.

Пластилин / глина

К




58.

Клей

Ф




59.

Ножницы

К





60.

Рамы для оформления работ

К

Для оформления выставок

61.

Подставки для натуры

П




^ 7. Модели и натурный фонд

62.

Муляжи фруктов (комплект)

Д





63.

Муляжи овощей (комплект)

Д




64.

Гербарии

Ф




65.

Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов

Д




66.

Гипсовые геометрические тела

Д




67.

Гипсовые орнаменты

Д

три-четыре вида

68.

Маски античных голов

Д

два вида

69.

Античные головы

Д

четыре вида

70.

Обрубовочная голова

Д




71.

Модуль фигуры человека

П




72.

Капители

Д

ионическая и дорическая

73.

Керамические изделия (вазы, кринки и др.)

П




74.

Драпировки

П




75.

Предметы быта (кофейники, бидоны, блюдо, самовары, подносы и др.)

П




^ 8. Игры и игрушки

76.

Конструкторы

Ф

Строительные конструкторы для моделирования архитектурных сооружений (из дерева, пластика, картона)

77.

Театральные куклы

Д




78.

Маски

Д




^ 9. Специализированная учебная мебель

79.

Столы рисовальные

К




80.

Стулья

К




81.

Стулья брезентовые складные

К

Для рисования на пленэре

82.

Стеллажи для книг и оборудования

Д




83.

Мебель для проекционного оборудования

Д




84.

Мебель для хранения таблиц и плакатов.

Д

Кассетницы, плакатницы




Похожие:

Изобразительное искусство основание и цели разработки требований iconРабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» на 2011 2012 учебный год Составители: Лаврентьева О. В
«Изобразительное искусство. 1-4 классы» (Изобразительное искусство. 1 кл.: книга для учителя / В. С. Кузин. – 2-е изд., стереотип....
Изобразительное искусство основание и цели разработки требований iconРабочая программа по искусству (модуль «Изобразительное искусство») для 3 «Б»
«Изобразительное искусство и художественный труд» 2005 г., а также авторской программы по предмету «Изобразительное искусство и художественный...
Изобразительное искусство основание и цели разработки требований iconФизическая культура основание и цели разработки требований
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента...
Изобразительное искусство основание и цели разработки требований iconРабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство»
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» составлена на основе программы «Изобразительное искусство» О....
Изобразительное искусство основание и цели разработки требований iconРабочая программа по предмету Изобразительное искусство 2 класс изобразительное искусство
...
Изобразительное искусство основание и цели разработки требований iconТематическое планирование изобразительное искусство Программа: Неменский Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд 5 9 кл. Программы общеобразовательных учреждений. М., «Просвещение», 2010
Программа: Неменский Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд 5 – 9 кл
Изобразительное искусство основание и цели разработки требований iconПояснительная записка Рабочая программа по предмету «Искусство (изо)» для 5-8 классов разработана на основе учебной программы «Изобразительное искусство. 5-9 классы общеобразовательной школы» (
Изо)» для 5-8 классов разработана на основе учебной программы «Изобразительное искусство. 5-9 классы общеобразовательной школы» (под...
Изобразительное искусство основание и цели разработки требований iconПрограмма «Изобразительное искусство. 1 4 классы» Коллектив авторов; научный руководитель В. С. Кузин Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации Издательство «Дрофа», 1999г
Приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение национальным культурным наследием. Учебный предмет «Изобразительное искусство»...
Изобразительное искусство основание и цели разработки требований iconПрограмма «Изобразительное искусство. 1 4 классы» Коллектив авторов; научный руководитель В. С. Кузин Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации Издательство «Дрофа», 1999г
Приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение национальным культурным наследием. Учебный предмет «Изобразительное искусство»...
Изобразительное искусство основание и цели разработки требований iconПрограмма «Изобразительное искусство. 1 4 классы» Коллектив авторов; научный руководитель В. С. Кузин Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации Издательство «Дрофа», 2005г
Приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение национальным культурным наследием. Учебный предмет «Изобразительное искусство»...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы