Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования icon

Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования



НазваниеТребования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования
Дата конвертации29.10.2012
Размер204.14 Kb.
ТипПояснительная записка
источник



требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования




МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Основания и цели разработки требований.

Настоящие требования разработаны на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования по мировой художественной культуре (базового и профильного уровней полной средней школы) и федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации. Рекомендации разработаны в целях материально-технического, организационного и учебно-методического обеспечения реализации государственного стандарта общего образования.

^ Новизна разработанных требований.

Требования разработаны с учётом основных направлений модернизации общего образования, которые предполагают личностную ориентацию, деятельностный и развивающий характер содержания образования, усиление его воспитательного потенциала и гуманитарной направленности, формирование основных навыков познавательной, коммуникативной и творческой деятельности и соответствующих ключевых компетенций. Настоящие рекомендации ориентированы прежде всего на создание необходимых условий для реализации требований к уровню подготовки выпускников. Исходя из этого усилены требования не только к наглядности и создания условий для более тесного контакта с феноменами художественной культуры, но и к формированию свободного оперативного поля для критического осмысления как самих произведений искусства, так и разных точек зрения на них, выработки личных эстетических ориентиров, выбора собственных путей в области культурного развития и самостоятельной художественной творческой деятельности.

^ Специфика подходов к отбору объектов и средств материально-технического обеспечения.

Требования оптимизируют материально-техническое обеспечение, на базе которого должны быть созданы необходимые условия для реализации в процессе обучения федерального компонента государственного стандарта общего образования по мировой художественной культуре. В состав требований включены не только выпускаемые в настоящее время, но и перспективные объекты и средства материально-технического обеспечения, создание которых необходимо для обеспечения введения стандартов. В перечень включены: книгопечатная продукция (библиотечный фонд), демонстрационные печатные пособия, компьютерные и информационно-коммуникационные средства, технические средства обучения, экранно-звуковые пособия. Они представлены не конкретными названиями, а в виде общей номенклатуры объектов. Это вызвано тем, что в связи с введением стандартов значительно изменится содержательная основа учебников и учебных пособий. В широкую практику преподавания входят принципиально новые носители информации. Так, например, значительная часть учебных материалов, в том числе иллюстрации, искусствоведческие тексты, схемы, таблицы все чаще размещаются не на полиграфических, а на мультимедийных носителях, их огромный массив содержится в сетях интернета, в связи с чем появляется возможность формирования на базе учебного кабинета собственной электронной библиотеки. Кроме того, многие средства и объекты материально-технического обеспечения являются взаимозаменяемыми. Таким образом, настоящие требования выполняют функцию ориентира и могут быть уточнены и дополнены применительно к специфике конкретных образовательных учреждений, уровню их финансирования, а также исходя из последовательной разработки и накопления собственной базы материально-технических средств обучения (в том числе в виде мультимедийных продуктов, создаваемых учащимися, электронной библиотеки, видеотеки и т.п.).

^ Реализация принципа вариативности, преемственности на разных ступенях образования, учёта внутрипредметных и межпредметных связей.

По отношению к образовательной области «Искусство» на уровне младшей и основной средней школы курс МХК является обобщающим. В связи с этим ряд иллюстративного материала (слайды, аудио и видео записи) в перечне могут повторяться, но уровень осмысления того же материала кардинально меняется. Это создаёт благоприятный с психологической точки зрения эффект «узнавания» и обеспечивает преемственность на разных ступенях образования.

Широкое использование новых технологий как в преподавании МХК, так и в самостоятельной поисково-исследовательской деятельности учащихся связано с реализацией не только внутрипредметных, но и общеучебных задач, с формированием коммуникативной культуры учащихся, развитием умения работать с различными типами источников информации. В этой связи оснащение новыми техническими средствами кабинета МХК можно рассматривать как элемент общего материально-технического оснащения образовательного учреждения

Специфика предмета «Мировая художественная культура», его синтетическая сущность и всеохватность, прямой выход на творческую деятельность предполагают создание в кабинете (как идеальный вариант - в образовательном учреждении в целом) целостной предметно-развивающей эстетической среды, которая может реализоваться в виде экспозиционных площадей для постоянных и временных выставок, дополнительных помещений для занятий творческими элективными курсами (художественная студия, студия для мультипликационных фильмов и т.д.).

^ Характеристика расчёта количественных показателей материально-технического обеспечения.

Количество учебного оборудования приводится в рекомендациях в расчете на один учебный кабинет. Конкретное количество указанных средств и объектов материально-технического обеспечения учитывает средний расчет наполняемости класса (25-30 учащихся). Для отражения количественных показателей в рекомендациях используется следующая система символических обозначений:

  • Д – демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев),

  • К – полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса),

  • Ф – комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся),

  • П – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по нескольку учащихся (6-7 экз.).

^ Характеристика учебного кабинета или учебного помещения

Помещение кабинета МХК должно быть оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и техническими средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки учащихся. Особую роль в этом отношении играет создание технических условий для использования компьютерных и информационно-коммуникативных средств обучения (в т.ч. для передачи, обработки, организации хранения и накопления данных, сетевого обмена информацией, использования различных форм презентации результатов познавательной деятельности).

Выбор помещения и его рациональная организация (планировка) определяется Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами (СанПиН 2. 4. 2. 178-02).



Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Необходимое количество

Старшая школа

Примечания

Базовая

Профильная

    1

2

3

4

5




^ БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД (книгопечатная продукция)












Стандарт среднего полного общего образования по мировой художественной культуре

Д

Д

Стандарт по МХК, примерные программы, авторские рабочие программы входят в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета МХК



Примерные программы по МХК

Д

Д






Авторские рабочие программы по МХК

Д

Д






Учебники по МХК, рекомендованные или допущенные Министерством образования и науки РФ

К

К

При комплектации библиотечного фонда полными комплектами учебников целесообразно включить в состав книгопечатной продукции, имеющейся в кабинете и по нескольку экземпляров учебников из других УМК по каждому курсу МХК. Эти учебники могут быть использованы учащимися при выполнении практических работ, а также учителем как часть методического обеспечения кабинета



Учебные пособия и хрестоматии по МХК

К

К






Рабочие тетради и дидактические пособия по МХК

Д

Д

В состав библиотечного фонда целесообразно включать рабочие тетради, соответствующие используемым комплектам учебников



Специальная литература по искусству (архитектура, изобразительное искусство, музыка, декоративно-прикладное искусство, кино и др.)

Д

Д






Энциклопедии, справочные пособия, словари (мифологический словарь, словарь символов и аллегорий, терминов по искусству)

Д

Д






Книги для чтения по искусству, биографии деятелей культуры, художественная литература

Д

Д






Методические пособия для учителей по МХК

Д

Д






Альбомы по искусству

Д

Д






Периодические издания по МХК

Д

Д


















^ ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ












Таблицы (синхронистические и диахронические)

Д

Д






Схемы (по эпохам, стилям, жанрам)

Д

Д






Портреты выдающихся деятелей культуры и искусства

Д

Д






Альбомы демонстрационного и раздаточного материала

П

П




^ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ СРЕДСТВА












Мультимедийные обучающие программы и учебники

Д

Д

Могут быть ориентированы на систему дистанционного обучения, либо носить проблемно-тематический характер и обеспечивать дополнительные условия для изучения отдельных предметных тем и разделов стандарта. В обоих случаях эти пособия должны предоставлять возможность для построения системы текущего и итогового контроля уровня подготовки учащихся, в том числе в форме тестового контроля.



Электронные базы данных и справочные материалы по МХК

Д

Д






Электронная библиотека. База данных







Электронные библиотеки включают комплект информационно-справочных материалов и ориентированы на различные формы познвательной деятельности, в том числе исследовательскую и проектную работу. В состав этих библиотек могут входить тематические базы данных, фрагменты культурологических и исторических источников и текстов из научно-популярных изданий (таблицы, схемы, диаграммы,графики, иллюстрации, аудио и видео материалы. Электронные библиотеки могут размещаться на компакт-дисках либо в сетевом варианте



^ ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ (ТСО)












Мультимедийный компьютер

Д

Д

Технические требования: графическая операционная система, привод для чтения-записи компакт дисков, аудио-видео входы/выходы, возможность выхода в Интернет. Оснащен акустическими колонками, микрофоном и наушниками. С пакетом прикладных программ (текстовых, табличных, графических, презентационных, художественных и музыкальных)



Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц, репродукций

Д

Д






Музыкальный центр с возможностью воспроизведения компакт-дисков и магнитных записей


Д

Д






Видеомагнитофон


Д

Д






Слайд-проектор

Д

Д






Кодоскоп (оверхед-проектор)

Д

Д






Экран (на штативе или навесной)

Д

Д

Минимальные размеры 1,25х1,25



Мультимедийный проектор

Д

Д

Может входить в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения



Телевизор

Д

Д

Не менее 72 см диагональ



Сканер

Д

Д






Копировальный аппарат

Д

Д






СD/DVD-проигрыватели



Д

Д




^ ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ













СЛАЙДЫ:







По основным тематическим программам



Искусство первобытного мира

Д

Д






Искусство Месопотамии

Д

Д






Искусство древней Индии

Д

Д






Искусство индейцев Месамерики

Д

Д






Искусство Древнего Египта

Д

Д






Искусство Древней Греции

Д

Д






Искусство Древнего Рима

Д

Д






Искусство Византии

Д

Д






Романская архитектура и скульптура

Д

Д






Искусство готики

Д

Д






Культура Древней Руси

Д

Д

Творчество Феофана Грека, Андрея Рублёва. Соборы Московского Кремля и т. д.



Средневековое искусство мусульманского мира







Альгамбра, Самарканд и др.



Культура древнего и средневекового Китая

Д

Д






Искусство Японии

Д

Д






Культура Возрождения

Д

Д

Творчество Джотто, Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело и др.



Искусство Барокко

Д

Д

Л. Бернини, Ф.-Б. Растрелли и др.



Искусство Классицизма

Д

Д

Н. Пуссен, ансамбли Парижа и Петербурга и т. д.



Романтизм

Д

Д

Прерафаэлиты, Ф. Гойя, О. Кипренский и др.



Реализм XIX в.

Д

Д

Г. Курбе, И. Репин, В. Суриков и др.



Искусство второй половины XIX в.

Д

Д

К. Моне, Ф. Кнопф, Ван Гог и др.



Искусство модерна

Д

Д

В. Орта, А. Гауди, Ф. Шехтель, М. Врубель и др.



Культура XX века

Д

Д

П. Пикассо, В. Кандинский, С. Дали, Ш. – Э. Корбюзье, О. Нимейер и др.



ВИДЕОФИЛЬМЫ

___________________________________


Архитектура Древней Руси

Д

Д






Архитектурные памятники Санкт-Петербурга

Д

Д






Искусство Древнего Египта

Д

Д






Античное искусство

Д

Д






Искусство Западной Европы XVII века

Д

Д






Искусство Западной Европы XVIII века

Д

Д






Искусство Русского авангарда

Д

Д






Русское искусство XX века

Д

Д






Московский Кремль

Д

Д






Древний мир - 1, - 2.

Д

Д






Русское искусство XVIII-XIX века

Д

Д






Русская икона

Д

Д






Видеофрагменты вершинных произведений кинематографа XX века

Д

Д

«Броненосец Потёмкин» С.М. Эйзенштейна, «Амаркорд» Ф. Феллини, Киноверсии по произведениям У. Шекспира и др.



Синтетические виды искусств

Д

Д

«Жёлтая подводная лодка» (анимационный фильм с песнями «Битлз»), «Стена» (игровой и анимационный фильм с музыкой группы «Пинк Флойд»), «Иисус Христос – Суперзвезда» (рок-опера Э. Ллойд Уэббера)




^ АУДИОЗАПИСИ И ФОНОХРЕСТОМАТИИ:












Фрагменты музыкальных произведений общей длительности звучания не более (пяти часов для базового уровня и десяти для профильного)

Д

Д

Григорианский хорал и знаменный распев, мессы Палестрины, оперы К. Монтеверди, произведения И.-С. Баха, В.-А. Моцарта, Л. Ван Бетховена, Ф. Шуберта, Р. Вагнера, М. И. Глинки, П. И. Чайковского, А. Н. Скрябина, С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, А. Г. Шнитке и др.



CD-диски, отражающие творчество великих художников в соответствии с содержанием обучения

Д

Д







УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ












Макеты основных памятников архитектуры, модели, гипсовые слепки

Д

Д







Похожие:

Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования iconТребования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования технология
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента...
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования iconГеография
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента...
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования iconГеография
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента...
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования iconГеография
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента...
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования iconТребования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента государственного стандарта общего образования литература
Настоящие требования разработаны на основе федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего и...
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования iconИзобразительное искусство основание и цели разработки требований
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента...
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования iconФизическая культура основание и цели разработки требований
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента...
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования iconТребования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента государственного стандарта общего образования музыка
Вания разработаны на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования по музыке и представляют...
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования iconТребования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента государственного стандарта общего образования музыка
Вания разработаны на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования по музыке и представляют...
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования iconТребования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента государственного стандарта общего образования экономика
Основания и цели разработки требований. Настоящие рекомендации разработаны на основе федерального компонента государственного образовательного...
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования iconТребования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента государственного стандарта общего образования
Этот документ скачан с всероссийского педагогического портала www методкабинет рф
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы