Литература предназначена в основном для учащихся и они пользуются ей поочередно icon

Литература предназначена в основном для учащихся и они пользуются ей поочередно



НазваниеЛитература предназначена в основном для учащихся и они пользуются ей поочередно
страница1/2
Дата конвертации29.10.2012
Размер485.54 Kb.
ТипЛитература
источник
  1   2

ТРЕБОВАНИЯ К ОСНАЩЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СООТВЕТСТВИИ С СОДЕРЖАТЕЛЬНЫМ НАПОЛНЕНИЕМ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ


ХИМИЯ


Пояснительная записка

Основания и цели разработки требований


Настоящие требования разработаны на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования по химии (для основной средней школы, базового и профильного уровней полной средней школы).

Материал представляет собой требования к материально-техническому обеспечению учебно-воспитательного процесса, предъявляемые в условиях ввода в действие государственного стандарта по химии.

Принципы отбора объектов и средств материально-технического обеспечения.

В требования включены перечни основной учебной литературы, которая составляет библиотечный фонд кабинета химии. В библиотечный фонд кабинета химии входят учебники и учебно-методические пособия (учебно-методические комплекты – УМК), рекомендованные или допущенные МО и науки РФ. Целесообразно включить в библиотечный фонд кабинета несколько экземпляров учебников из других учебно-методических комплектов, которые могут быть использованы учителем для подготовки к занятиям. Библиотечный фонд может быть дополнен химической энциклопедией, справочниками, книгами для чтения по химии.

Эта дополнительная литература предназначена в основном для учащихся и они пользуются ей поочередно.

При составлении номенклатуры средств обучения по химии были учтены следующие принципы:

  • приоритет деятельностного подхода в учебно-воспитательном процессе;

  • комплексное использование средств обучения для получения целостного представления об изучаемом объекте или явлении;

  • перенос акцента с репродуктивных форм учебной деятельности на самостоятельные, поиско-исследовательские виды работы, аналитическую деятельность;

  • формирование различных способов поиска и обработки информации;

  • овладение современной инструментальной базой в границах заданной программы и образовательных целей;

  • развитие коммуникативных умений учащихся.

В связи с техническим прогрессом происходит обновление содержания предмета и изменение носителей информации и аппаратуры для ее проявления. Приоритет должен быть за формированием коммуникативной культуры учащихся. Традиционные и компьютерные технологии используются комплексно.

В перечнях объектов и средств материально-технического обеспечения в большинстве случаев представлены не конкретные названия, а лишь общая номенклатура объектов, так как многие производимые средства и объекты материально-технического обеспечения являются взаимозаменяемыми и их использование призвано обеспечить не только преподавание конкретных предметных тем, но, прежде всего, создание условий для формирования и развития умений и навыков учащихся. Исключение составляют натуральные объекты (наборы химических реактивов, коллекции), а также специализированные приборы и аппараты, которые имеют конкретные названия.

Средства обучения для эффективного преподавания химии представлены в настоящих рекомендациях различными видами пособий (натуральные объекты, модели, приборы и наборы для постановки демонстрационного и ученического эксперимента, печатные и экранно-звуковые средства обучения, средства новых информационных технологий, а также вспомогательное оборудование).

Новизна разработанных требований

В отличие от существовавших ранее перечней учебного оборудования по химии настоящие рекомендации ориентированы не только на обеспечение наглядности процесса обучения, но и, прежде всего, на создание необходимых условий для реализации требований к уровню подготовки выпускников.

Государственный стандарт по химии предполагает приоритет деятельного подхода к процессу обучения, развитие у учащихся широкого комплекса общих учебных и предметных умений, овладение способами деятельности, формирующими познавательную, информационную, коммуникативную компетенции. Материально-техническое обеспечение учебного процесса должно быть достаточным для эффективного решения этих задач. Поэтому рекомендации включают средства обучения, не только выпускаемые в настоящее время, но и новые (перспективные), создание которых необходимо для реализации стандарта.

Комплект учебного оборудования в настоящих рекомендациях составлен по блочно-модульному принципу. Основным блоком является учебное оборудование для базового уровня обучения химии. В старшей школе при изучении предмета на базовом уровне возможно повторение демонстрационных и лабораторных опытов и практических занятий при условии их обобщения на более высоком уровне.

Профильное обучение потребует создание дополнительного модуля. Он должен состоять из небольшого перечня оборудования. При создании этого модуля больше внимания должно уделяться дальнейшему формированию исследовательских навыков. Неоценимую поддержку окажут новые информационные технологии: мультимедийные программы, электронные справочники и энциклопедии, обучающие компьютерные программы.

Мультимедийные обучающие программы и учебники могут быть ориентированы на систему дистанционного обучения или носить проблемно-тематический характер для обеспечения условий углубленно-профильного уровня изучения химии по определенным темам.

Электронные библиотеки должны включать комплекс информационно-справочных материалов, ориентированных на различные организационные формы обучения: индивидуальную, групповую, коллективную.

Таким образом, настоящие рекомендации выполняют функцию ориентира в создании целостной предметно-развивающей среды, необходимой для реализации требований к уровню подготовки выпускников на каждой ступени обучения, установленных стандартом.

Реализация принципа вариативности

Для профильного обучения необходимо создание модуля из небольшого перечня оборудования. Некоторое оборудование может быть использовано как при изучении базового, так и углубленного и профильного уровней. Это прежде всего оборудование для оснащения химического эксперимента. Для профильного уровня комплекты для постановки химического эксперимента могут быть доукомплектованы дополнительными изделиями (набором узлов и деталей, некоторыми видами химической посуды).

Кроме того, вариативно могут быть использованы некоторые экранные средства обучения, например, фолии. В этом случае в прилагающихся методических рекомендациях следует указать – какие пленки предназначены для базового, углубленного и профильного изучения материала.

Настоящие требования могут быть уточнены и дополнены применительно к специфике конкретных образовательных учреждений, уровню их финансирования, а также, исходя из последовательных этапов формирования учебно-предметной среды (в том числе в виде традиционных и мультимедийных пособий, создаваемых учащимися).

Расчет количественных показателей

Количественные показатели при приобретении оборудования вычисляются исходя из наполняемости класса. Оборудование для самостоятельных работ учащихся (коллекции, наборы для постановки химического эксперимента, модели, некоторые приборы), т.е раздаточные пособия приобретаются из расчета: одно пособие на 2-х учащихся при изучении химии в основной и старшей школе при базовом изучении предмета. При изучении химии в профильных классах раздаточный материал приобретается на каждого ученика в целях отработки самостоятельных исследовательских навыков.

Для отражения количественных показателей в рекомендациях используются следующая система условных обозначений:

Д – демонстрационные пособия, приобретаются в одном экземпляре.

Р – раздаточное оборудование, приобретается – 1 экземпляр на 2-х учащихся в основной и старшей школе при базовом изучении предмета и 1 экземпляр на каждого ученика в профильных классах.

Наборы химических реактивов* приобретаются из расчета 1 набор для демонстрационных опытов и ученического эксперимента. Они имеют обозначе6ния Д/Р.

Некоторые пособия используются учащимся поочередно. Они обозначены буквой П.

Количество учебного оборудования (Д – 1 экз; Р – от 12 – 15 до 24 – 30 экз) приводится в рекомендациях в расчете на один учебный кабинет.

Организация учебного кабинета

При организации кабинета химии должны быть решены следующие вопросы:

  1. Выбор помещения и его рациональная планировка соответственно Санитарно-эпидениологическим правилам и нормам (СанПиН 2.4.2. № 178 – 02)

  2. Комплектование кабинета химии средствами обучения в соответствии с настоящими рекомендациями;

  3. Комплектование кабинета специализированной мебелью для организации рабочих мест учителя и учащихся и рациональной системы хранения учебного оборудования;

  4. Оснащение техническими средствами и создание условий для их эффективного использования;

  5. Создание системы хранения и размещения учебного оборудования;

  6. Оформление функционально-значимого интерьера учебного кабинета.



* Учащимся запрещено использовать реактивы в формах, выпускаемых промышленностью, за исключением тех реактивов, которые предусмотрены программами для проведения лабораторных опытов и практических занятий. Для работы учащиеся используют только растворы реактивов, концентрация которых не более 5%.



№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Необходимое количество

Примечания

Основная школа

Старшая школа

Базовый уровень (А)

Профиль (Б)

1

2

3

4

5

6



1

Номенклатура:

  1. Библиотечный фонд

(книгопечатная продукция)


Стандарт основного общего образования по химии




Д










2

Стандарт среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень)




Д







3

Стандарт (полного) общего образования по химии (профильный уровень)







Д




4

Примерная программа основного общего образования по химии

Д










5

Примерная программа среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень)




Д







6

Примерная программа среднего (полного) общего образования по химии (профильный уровень)







Д




7

Авторские рабочие программы по разделам химии

Д

Д

Д




8

Методические пособия для учителя

Д

Д



Д






9

Учебники по химии (базовый уровень)

Для 8 класса

Для 9 класса




Р

Р





Р
Р







10

Учебники по химии (баз. уровень)

Для 10 класса

Для 11 класса







Р

Р







11

Учебники по химии (профиль)

Для 10 класса

Для 11 класса









Р
Р




12

Рабочие тетради для учащихся (8,9,10, 11 класса)

Р

Р

Р




13

Сборники тестовых заданий для тематического и итогового контроля (8,9,10, 11 класса)

Р

Р

Р




14

Сборник задач по химии

Р

Р

Р




15

Руководства для лабораторных опытов и практических занятий по химии (8,9,10, 11 кл)

Р

Р

Р




16

Справочник по химии

П

П

П




17

Энциклопедия по химии

П

П

П




18


Атлас по химии

П

П

П




11


  1. ^ Печатные пособия

Комплект портретов ученых-химиков


Д


Д


Д


Постоянная экспозиция

22

Серия справочных таблиц по химии («Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева», «Растворимость солей, кислот и оснований в воде», «Электрохимический ряд напряжений металлов», «Окраска индикаторов в различных средах»).

Д

Д

Д


Постоянная экспозиция

33

Серия инструктивных таблиц по химии

Д

Д

Д

Сменная экспозиция

44

Серия таблиц по неорганической химии

Д

Д

Д

Сменная экспозиция

55

Серия таблиц по органической химии

Д

Д

Д

Сменная экспозиция

66

Серия таблиц по химическим производствам

Д

Д

Д

Серия должна содержать таблицы по производству основных продуктов химической промышленности: серной кислоты, аммиака, а также по производству чугуна, стали, алюминия.

Сменная экспозиция



1

^ III. Информационно-коммуникативные средства


Мультимедийные программы (обучающие, тренинговые, контролирующие) по всем разделам курса химии












Для учителя, учащихся и домашнего пользования

2

Электронные библиотеки по курсу химии











Для учителя, учащихся и домашнего пользования

3

Электронные базы данных по всем разделам курса химии











Для учителя, учащихся и домашнего пользования



1

  1. Экранно-звуковые

пособия (могут быть в цифровом и компьютерном виде)


Комплект видеофильмов по неорганической химии (по всем разделам курса)




Д



Д



Д




2

Комплект видеофильмов по органической химии (по всем разделам курса)


Д

Д

Д




3

Комплект слайдов (диапозитивов) по неорганической химии (по всем разделам курса)

Д

Д

Д




4

Комплект слайдов (диапозитивов по органической химии)

Д

Д

Д




5

Комплект транспарантов по неорганической химии: строение атома, строение вещества, химическая связь

Д

Д

Д

Используется метод наложения

6

Комплект транспарантов по органической химии: строение органических веществ, образование сигма и пи-связей.

Д

Д

Д

Все серии транспарантов подлежат разработке

7

Комплект транспарантов по химическим производствам

Д

Д

Д




8

Комплект фолий (кодопленок) по основным разделам неорганической и органической химии

Д

Д

Д






1

  1. ^ Технические средства обучения


Видеокамера на штативе






Д



Д




2

Видеомагнитофон (видеоплеер)













3

Графопроектор (оверхедпроектор)

Д

Д

Д




4

Компьютер мультимедийный

Д

Д

П

С пакетом прикладных программ (текстовых таблиц, графических и презентационных); с возможностью подключения к Интернет; аудио и видео выходы, приводами для чтения и записи компакт-дисков. Оснащен акустической колонкой, магнитофоном и наушниками

5

Диапроектор (слайд-проектор)

Д

Д

Д




6

Мультимедийный проектор




Д

Д

Должен входить в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения при наличии финансовых возможностей

7

Набор датчиков к компьютеру

Д

П

П

Датчики для измерения физико-химических параметров: температуры, давления, электрической проводимости, рН

8

Телевизор (с диагональю экрана не менее 72см)

Д

Д

Д




9

Эпипроектор




Д

Д




10

Экран проекционный

Д

Д

Д

Размер не менее 1200 см

11

Автоматизированное рабочее место учителя АРМ

Д

Д

Д

Приобретается при наличии финансовых возможностей образовательного учреждения. При наличии его в образовательном учреждении перечисленные выше технические средства не приобретаются




  1. ^ Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Приборы, наборы посуды и лабораторных принадлежностей для химического эксперимента

Общего назначения













1


Аппарат (установка) для дистилляции воды

Д

Д

Д




2

Весы (до 500кг)

Д

Д

Д




3

Нагревательные приборы (электроплитка, спиртовка)

Д

Д

Д




4

Доска для сушки посуды

Д

Д

Д




5

Комплект электроснабжения кабинета химии

Д

Д

Д






1



Демонстрационные


Набор посуды и принадлежностей для демонстрационных опытов по химии




Д



Д



Д



Должен содержать готовые узлы для монтажа приборов

2

Набор деталей для монтажа установок, иллюстрирующих химические производства

Д

Д

Р




3

Столик подъемный

Д

Д

Д




4

Штатив для демонстрационных пробирок ПХ-21

Д

Д

Д




5

Штатив металлический ШЛБ

Д

Д

Д




6

Экран фоновый черно-белый (двусторонний)

Д

Д

Д

Подлежит разработке

7

Набор флаконов (250 – 300 мл для хранения растворов реактивов)

Д

Д

Д






1

^ Специализированные приборы и аппараты

Аппарат (прибор) для получения газов




Д



Д



Д




2

Аппарат для проведения химических реакций АПХР

Д

Д

Д




3


Горелка универсальная ГУ

Д

Д

Д




4

Источник тока высокого напряжения (25 кВ)

Д

Д

Д




5


Набор для опытов по химии с электрическим током

Д

Д

Д




6

Комплект термометров (0 – 100 0С; 0 – 360 0С)

Д

Д

Д




7

Озонатор

Д

Д

Д




8

Прибор для демонстрации закона сохранения массы веществ

Д

Д

Р




9

Прибор для иллюстрации зависимости скорости химической реакции от условий

Д

Д

Р




10

Прибор для окисления спирта над медным катализатором

Д

Д

Р




11

Прибор для определения состава воздуха

Д

Д

Р




12

Прибор для получения галоидоалканов и сложных эфиров

Д

Д

Р




13

Прибор для собирания и хранения газов

Д

Д

Д/Р




14

Прибор для получения растворимых твердых веществ ПРВ

Д

Д

Д




15


Термометр электронный

Д

Д

Р




16

Эвдиометр

Д

Д

Д




17


Установка для перегонки

Д

Д

Р




18

Установка для фильтрования под вакуумом







Р

На группу 3 – 5 человек



1

^ Комплекты для лабораторных опытов и практических занятий по химии

Весы



Р



Р



Р




2

Набор посуды и принадлежностей для ученического эксперимента


Р


Р


Р




3

Набор для экологического мониторинга окружающей среды










Р


1 набор на группу 3 – 5 человек

4

Набор посуды и принадлежностей для курса «Основы химического анализа»







Р




5

Набор банок для хранения твердых реактивов (30 – 50 мл)

Р

Р

Р

Из расчета 10 банок на 2-х или 1-го учащегося (профиль)

6

Набор склянок (флаконов) для хранения растворов реактивов

Р

Р

Р

Из расчета 16 флаконов на 2- или 1-го учащегося (профиль)

7

Набор приборок (ПХ-14, ПХ-16)

Р

Р

Р

Из расчета 10 шт ПХ-14 и 2 шт ПХ-16 на 2-х или 1-го уч-ся (профиль)

8

Набор по электрохимии лабораторный

Р

Р

Р

Подлежит разработке

9

Набор по тонкослойной хроматографии







Р

Подлежит разработке

10

1

Нагреватели приборы (электрические 42 В, спиртовки (50 мл)

Р


Р


Р





11

Прибор для получения газов

Р

Р

Р




12

Прибор для получения галоидоалканов и сложных эфиров

Р

Р

Р




13

Штатив лабораторный химический ШЛХ

Р

Р

Р






1


^ VII. Модели

Набор кристаллических решеток: алмаза, графита,

диоксида углерода, железа,

магния, меди, поваренной соли, йода, льда



Д



Д



Д



Кристал-лические решетки иода и льда подлежат разработке

2

Набор для моделирования строения неорганических веществ

Д/Р

Д/Р

Р




3

Набор для моделирования строения органических веществ

Д/Р

Д/Р

Р




4

Набор для моделирования типов химических реакций (модели-аппликации)










Для работы с моделями используется магнитная доска

5

Набор для моделирования электронного строения атомов







Р




6

Набор для моделирования строения атомов и молекул (в виде кольцегранников)







Д/Р






1

^ Модели-электронные стенды

Справочно-информационный стенд «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева».









Д



  1   2




Похожие:

Литература предназначена в основном для учащихся и они пользуются ей поочередно iconЛитература предназначена в основном для учащихся и они пользуются ей поочередно
При составлении номенклатуры средств обучения по химии были учтены следующие принципы
Литература предназначена в основном для учащихся и они пользуются ей поочередно iconЛитература для учащихся. Литература для учителя
Система творческих заданий приучает решать проблемы, используя полученные знания, тогда как предлагаемый список литературы обеспечивает...
Литература предназначена в основном для учащихся и они пользуются ей поочередно iconЛитература для учащихся. Литература для учителя
Система занятий помогает разобраться в проблемах, используя полученные на занятиях знания, тогда как предлагаемый список литературы...
Литература предназначена в основном для учащихся и они пользуются ей поочередно iconЛитература для учителя Дополнительная литература для учащихся
Разработана на основе Программы общеобразовательных учреждений Начальная школа (фгос)
Литература предназначена в основном для учащихся и они пользуются ей поочередно iconЛитература для учителя Дополнительная литература для учащихся
Учебно-методический комплект (учебник «Окружающий мир», рабочая тетрадь Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапова)
Литература предназначена в основном для учащихся и они пользуются ей поочередно iconЛитература для учителя и ученика с. 22 Пояснительная записка
Они не только становятся для ребят «окном в мир», но и серьезно воздействуют на их жизненные идеалы и ценности; как источник социальной...
Литература предназначена в основном для учащихся и они пользуются ей поочередно iconЛекция по теме «Население Южной Америки»
Первые люди попали в Анды через Панамский перешеек, земледелия они не знали, поэтому они в основном занимались собирательством, охотой...
Литература предназначена в основном для учащихся и они пользуются ей поочередно iconПрием в школу вновь поступивших учащихся
Преимуществом для поступления в школу пользуются учащиеся, проживающие на микрорайоне школы
Литература предназначена в основном для учащихся и они пользуются ей поочередно iconЛитература для учащихся Методическая литература для учителя
Рабочая программа рассчитана на 35 учебных часов (1 час в неделю), в том числе для прове­дения контрольных работ 3 часа, практических...
Литература предназначена в основном для учащихся и они пользуются ей поочередно iconЕ. И. Рогова предназначена для изучения психологической атмосферы в семье. Основополагающим методом исследования является тестирование. Методика предназначена для родителей учащихся. Исследование
Методика проводится в стандартных условиях учебных заведений (возможна групповая и индивидуальная формы тестирования). Интерпретация...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы