Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента государственного стандарта общего образования экономика icon

Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента государственного стандарта общего образования экономика



НазваниеТребования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента государственного стандарта общего образования экономика
Дата конвертации29.10.2012
Размер231.36 Kb.
ТипДокументы
источник


Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента государственного стандарта общего образования.


экономика

Основания и цели разработки требований. Настоящие рекомендации разработаны на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования по экономике (базового и профильного уровней полной средней школы).

Требования представляют собой оптимальные требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса, предъявляемые в условиях ввода государственного стандарта по экономике. Они включают перечни книгопечатной продукции (библиотечный фонд), демонстрационных печатных пособий, компьютерных и информационно-коммуникационных средств, технических средств обучения (ТСО), экранно-звуковых пособий.

Новизна разработанных требований. Одним из новых элементов настоящего стандарта является включение самостоятельного курса экономики. Ранее курс экономики не входил в федеральный базисный учебный план, экономическая сфера жизни общества была описательно представлена только в курсе обществознания. Впервые для кабинета экономики разработаны настоящие рекомендации, ориентированные на создание необходимых условий по реализации требований к уровню подготовки выпускников. Большая личностная ориентация образования, большее внимание деятельностной компоненте и практической направленности обучения экономике предполагают, что в задачи школы входит как формирование у школьников комплекса общих учебных и предметных знаний и умений, так и освоение способами познавательной, коммуникативной, практической деятельности. Современные принципы экономической подготовки учащихся основаны на сочетании традиционных и активных методов преподавания: ученики должны самостоятельно ориентироваться в массе фактов и сведений, работать с разными источниками информации, находить и уметь анализировать причинно-следственные связи, определять экономический контекст отношений, отделять факты от теории, а также приобретать навыки самостоятельного исследования и работы в группе. Для эффективного решения этих задач школам необходимо современное МТО (материально-техническое обеспечение), поэтому рекомендации включают не только объекты, выпускаемые в настоящее время, но и перспективные, создание которых необходимо для обеспечения введения стандарта. При разработке документа были учтены достижения практической методики, связанные с комплексным применением аудиовизуальных средств в процессе обучения экономике. В перечне представлены разнообразные статичные средства (схемы, таблицы, слайды), с помощью которых повышается эффективность работы. В требованиях представлены также и мультимедийные средства, которые отражают современный уровень развития техники и интенсивно будут развиваться в ближайшие годы.

Важно отметить, что в связи с инновационным характером самого предмета «Экономика», далеко не все указанные в данных рекомендациях пособия (хрестоматии энциклопедии и пр.) существуют в настоящее время. Их еще предстоит создать, руководствуясь принятым федеральным стандартом

Принципы отбора объектов и средств материально-технического обеспечения.

В настоящих требованиях представлены не конкретные названия объектов и средств, а, прежде всего, общая номенклатура объектов и средств материально-технического обеспечения. Объясняется это тем, что в условиях динамично развивающейся окружающей среды необходимо постоянное обновление содержательной линии учебников и учебных пособий. Появление принципиально новых мультимедийных носителей информации расширяет возможности накопления учебных материалов, в том числе текстов источников, комплектов иллюстраций, схем, таблиц, диаграмм. Сетевое распространение информации и создание на базе учебного кабинета собственной электронной библиотеки, видеотеки создает условия для выработки у школьников навыков и умений работы с различными типами информации и ее источников. Таким образом, требования выполняют функцию ориентира в создании целостной предметно-развивающей среды, необходимой для реализации требований к уровню подготовки выпускников на каждой ступени обучения, установленных стандартом. Они исходят из задач комплексного использования материально-технических средств обучения, перехода от репродуктиных форм учебной деятельности к самостоятельным, поисково-исследовательским видам работы, переноса акцента на аналитический компонент учебной деятельности, формирование коммуникативной культуры учащихся и развитие умений работы с различными типами информации и ее источников.

В каждом конкретном случае, учитывая специфику образовательных учреждений, уровень их финансирования и тот факт, что многие средства и объекты материально-технического обеспечения являются взаимозаменяемыми и оснащение кабинета экономики рассматривается как элемент общего материально-технического оснащения образовательного учреждения, настоящие рекомендации могут быть уточнены и дополнены.

Расчет количественных показателей.

Конкретное количество учебного оборудования приводится в расчете на один учебный кабинет со средней наполняемостью класса (25-30 учащихся).

Для отражения количественных показателей в рекомендациях используется следующая система символических обозначений:

  • Д – демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев),

  • К – полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса),

  • Ф – комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся),

  • П – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по нескольку учащихся (6-7 экз.).

Характеристика учебного кабинета.

Целесообразно создание специализированного кабинета социально-гуманитарных предметов в школах соответствующего профиля. Помещение кабинета экономики должно быть оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и техническими средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки учащихся. Выбор помещения, его рациональная планировка и освещенность определяются Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами (СанПиН №2.4.2. 178-02). Особую роль в этом отношении играет создание технических условий для использования компьютерных и информационно-коммуникативных средств обучения (в т.ч. для передачи, обработки, организации хранения и накопления данных, сетевого обмена информацией, использования различных форм презентации результатов познавательной деятельности). Следует особо отметить, что для преподавания «Экономики» на профильном уровне желательно иметь в школе компьютеры нового поколения, которые дают возможность использовать создающиеся в настоящее время компьютерные пособия.





Наименования объектов

и средств материально-технического обеспечения

Необходимое

количество

Примечания

Основная школа

Старшая

школа

Базовая

Профильная

1

2

3

4

5

6

1.

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)




Стандарт среднего (полного) общего образования по экономике (базовый уровень)

Д

Д

Д

Стандарт по экономике, примерные программы, авторские рабочие программы входят в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета экономики.




Стандарт среднего (полного) общего образования по экономике (профильный уровень)

Д

Д

Д




Примерная программа среднего (полного) общего образования на базовом уровне по экономике

Д

Д

Д




Примерная программа среднего (полного) общего образования на базовом уровне по экономике

Д

Д

Д




Примерная программа среднего (полного) общего образования на профильном уровне по экономике







Д




Авторские рабочие программы по курсам экономики

Д

Д

Д




Правовые акты федеральных органов государственной власти и субъектов Федерации, комментарии к нормативным актам.

Федеральный Закон об образовании, Конституция РФ

Ф/Д

Ф/Д


Ф/Д

В состав библиотечного фонда целесообразно включать «Сборники Кодексов РФ» или отдельными изданиями такие основные документы, как ГК РФ, ГПК РФ, «Трудовой кодекс», налоговый, семейный и другие кодексы как для использования в учебном процессе, так и для выполнения учащимися практических и творческих работ.




Учебник «Введение в экономику»

Учебник по экономике

Учебник по основам экономической теории

Учебник по основам экономических знаний

Введение в экономическую теорию

Введение в экономику и бизнес

Учебник по основам потребительских знаний

Учебник по истории и современной организации хозяйственной деятельности

Учебники по элективным курсам

К


Д/П

Д


Д


Д


К/Ф


К/Ф


К/Ф


К

Д/Ф


К

Д/П


Д/П


Д/П


Д/П


Д/П


Д/П


К

Д/П


Д/П

К


Д/П


Д/П


Д/П


Д/П

Д/П




К

В библиотечный фонд входят комплекты учебников, рекомендованных или допущенных МОН РФ.

Рекомендуется включать в состав книгопечатной продукции библиотечного фонда, имеющейся в кабинете экономики, и по несколько экземпляров учебников из других УМК по каждому курсу экономики (таких, как УМК для основной школы, школ гуманитарного и экономического профиля, для углубленного изучения экономики).

При комплектовании библиотечного фонда полными комплектами учебников целесообразно включить и отдельные экземпляры учебников, не имеющих грифа.

Эти учебники могут быть использованы как учащимися для выполнения практических работ, так и учителем как часть методического обеспечения кабинета.




Рабочая тетрадь по экономике

Опорные конспекты школьников

Практикум для учащихся по экономике

Практикум по основам экономической теории

Тетради творческих заданий

К


Д/Ф


Д/Ф


Д/Ф


К/Ф

Д/Ф


Д/Ф


К


Ф/П

Ф/П


Ф/П


Ф/П


К


К


Ф/П

В состав библиотечного фонда целесообразно включать рабочие тетради, опорные конспекты и практикумы для учащихся, соответствующие используемым УМК (учебно-методическим комплектам учебников).




Дидактические материалы по всем курсам

Ф


Ф

Ф

Сборники познавательных и развивающих заданий, а также контрольно-измерительные материалы по отдельным темам и курсам.




Сборники заданий по экономике и всем курсам (тесты, задачи, ситуации, тренинги).

Ф/П


Ф/П

Ф/П

В состав библиотечного фонда целесообразно включать сборники задач, тестов, ситуационных задач, деловых и психологических игр, вопросов для самопроверки по разным курсам, как основным, так и элективным.




Учебные материалы для элективных курсов

К

К

К







Хрестоматии по экономике, по экономике и праву, по истории экономики России и мира.

Ф/П

П/Д


П/Д


В дополнение к имеющимся, в перспективе целесообразно издание тематических хрестоматий и сборников документов для изучения экономики на базовом уровне в рамках различных профилей, а также для изучения элективных курсов по экономике. Могут быть использованы также и в домашних условиях




Книги для чтения по экономике

Ф/П

Ф/П

Ф/П

В перспективе целесообразно издание тематических книг для чтения по экономике. Могут быть использованы также и в домашних условиях




Научная, научно-популярная, художественная, экономическая и историческая литература.

Ф/П

П/Д


П/Д

Рекомендуется включать в состав книгопечатной продукции библиотечного фонда, имеющейся в кабинете экономики, литературу научную, научно-популярную, художественную, экономическую и историческую. В качестве примера - книги А.В.Аникина: «Муза и мамона. Социально-экономические мотивы у Пушкина»; «Люди науки – встречи с выдающимися экономистами».

Рекомендуется также подписка на издаваемые школьные экономические журналы, прежде всего «Экономика в школе».

В перспективе целесообразно издание книг по различным курсам.

Могут быть использованы также и в домашних условиях




Справочные пособия («Энциклопедия предпринимателя», энциклопедии по экономике, «Большой экономический словарь» и другие словари, книги из серии «Самые знаменитые» и т.д.).

П/Д

П/Д

П/Д

Могут быть использованы также и в домашних условиях




Журналы, СМИ

Д

Д

Д

Например, «Экономика в школе», «Деньги», «Эксперт» и т.д.




Методические пособия для учителя (учебно-тематическое планирование, рекомендации к проведению уроков).

Д

Д

Д

В перспективе целесообразно издание методических материалов и курсов – структурированного материала для подготовки и проведения занятий




Пособия по внеурочной деятельности, социальным проектам, играм, конкурсам.













2.

Печатные пособия




Таблицы по экономике России и Мира

(синхронистические, хронологические, сравнительные, обобщающие).

Д/Ф

Д/Ф

Д/Ф

Таблицы, схемы, диаграммы и графики могут быть представлены в демонстрационном (настенном) и индивидуально-раздаточном вариантах, в полиграфических изданиях и на электронных носителях.

В перспективе целесообразно издание тематических сборников на базе статистических данных Госкомстата и МФ РФ.

Могут быть использованы также и в домашних условиях




Схемы по экономике (отражающие причинно-следственные связи, системность ключевых событий, явлений и процессов в экономике).

Д/Ф

Д/Ф

Д/ Ф




Диаграммы и графики, отражающие статистические данные по экономике России и Мира.

Д/Ф

Д/Ф

Д/Ф




Комплект портретов выдающихся экономистов и государственных деятелей.


Д/Ф

Д/Ф

Ф/Д

В перспективе целесообразно издание комплектов портретов выдающихся экономистов и государственных деятелей (как в полиграфических изданиях, так и на электронных носителях), обязательное изучение которых предусмотрено стандартом и примерной программой.

Могут быть использованы также и в домашних условиях




Альбомы демонстрационного и раздаточного материала по всем курсам.

Ф

Ф

Ф

В перспективе целесообразно издание комплексных учебно-методических изданий, содержащих иллюстративный ряд, справочный материал, текстовые комментарии, схемы и т.д.

Могут быть использованы также и в домашних условиях

3.
^
информационно-коммуникативные средства




Мультимедийные обучающие программы и электронные учебники по основным разделам курса

Д/П


Д/П

Д/П

Мультимедийные обучающие программы и электронные учебники, практикумы должны обеспечивать дополнительные условия для изучения отдельных предметных тем и разделов стандарта и предоставлять техническую возможность построения системы текущего и итогового контроля уровня подготовки учащихся (в т.ч. в форме тестового контроля).

В перспективе необходимо создать электронные издания для дистанционного обучения.

Могут быть использованы также и в домашних условиях




Электронные библиотеки по курсу экономики.

Большая электронная энциклопедия как электронное издание универсальной российской мультимедиа-энциклопедии.

Д


Д

Д

Электронные библиотеки включают комплекс информационно-справочных материалов, объединенных единой системой навигации и ориентированных на различные формы познавательной деятельности, в т.ч. исследовательскую проектную работу. В состав электронных библиотек могут входить тематические базы данных, фрагменты исторических документов, фотографии, видео, анимации. таблицы, схемы, диаграммы и графики.




Программное обеспечение (математическое) для изучения отдельных тем курса.







Д/П

Специального математического ПО (для построения графиков и работы с графиками, динамической геометрии, обработки данных), могут быть использованы также и в домашних условиях




Пакеты прикладных программ (текстовые, табличные, графические и др.).










Могут быть использованы также и в домашних условиях




Мультимедийные обучающие программы










Могут быть использованы также и в домашних условиях




Игровые компьютерные программы (по тематике курса экономики).

Д/П

Д\П

Д/П

Могут быть использованы также и в домашних условиях

4.
^

Экранно-звуковые пособия


Могут быть в цифровом (компьютерном) виде




Видеофильмы по экономике, в т.ч. по экономике России


Д

Д

Д

Могут быть использованы также и в домашних условиях




Аудиозаписи и фонохрестоматии по экономике и истории экономики России


Д

Д

Д

Могут быть использованы также и в домашних условиях




Слайды (диапозитивы) по тематике курсов экономики.

Д

Д

Д

Могут быть использованы также и в домашних условиях

5.
^

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА


Оборудование по своим параметрам должно соответствовать современным последним требованиям




Телевизор

Д

Д

Д

Диагональ не менее 72 см




Видеомагнитофон

(видеоплейер )

Д

Д

Д







Экспозиционный экран (на штативе или навесной)

Д

Д

Д

Минимальные размеры 1,25*1.25




Аудио-центр.

Д

Д

Д

Аудио-центр центр с возможностью использования аудио-дисков CD-R, CD-RW, MP3, а также магнитных записей




Мультимедийный компьютер с возможностью подключения к Internet.

Д


Д

Д

Тех.требования: графическая операционная система, привод для чтения-записи компакт дисков, аудио-, видео- входы/выходы, возможность выхода в Интернет. Оснащен акустическими колонками, микрофоном и наушниками. С пакетом прикладных программ (текстовых, табличных, графических и презентационных).




Сканер

Д

Д

Д







Принтер лазерный

Д

Д

Д







Компьютерный проектор

Д

Д

Д







Сетевой фильтр-удлинитель (5 евророзеток)


Д


Д


Д







Копировальный аппарат


Д

Д

Д

Может входить в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения.




Мультимедиапроектор

Д

Д

Д

Может входить в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения




Звуковые динамики

Д

Д

Д







Диапроектор или оверхэд (графопроектор)

Д

Д

Д







Средства телекоммуникации








Средства телекоммуникации включают: электронная почта, локальная школьная сеть, выход в Интернет, создаются в рамках материально-технического обеспечения всего образовательного учреждения при наличии необходимых финансовых и технических условий.

6

Учебно-практическое оборудование




Аудиторная доска с магнитной поверхностью и с набором приспособлений для крепления таблиц
















Комплект инструментов для работы у доски













7

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ УЧЕБНАЯ МЕБЕЛЬ




Стол для проектора
















Компьютерный стол
















Шкаф 3-х секционный (с остекленной средней секцией)
















Штатив для таблиц
















Ящики для хранения таблиц
















Укладки для аудиовизуальных средств (слайдов, кассет и др.)


















Похожие:

Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента государственного стандарта общего образования экономика iconТребования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования технология
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента...
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента государственного стандарта общего образования экономика iconГеография
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента...
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента государственного стандарта общего образования экономика iconГеография
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента...
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента государственного стандарта общего образования экономика iconГеография
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента...
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента государственного стандарта общего образования экономика iconТребования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента государственного стандарта общего образования литература
Настоящие требования разработаны на основе федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего и...
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента государственного стандарта общего образования экономика iconИзобразительное искусство основание и цели разработки требований
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента...
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента государственного стандарта общего образования экономика iconФизическая культура основание и цели разработки требований
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента...
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента государственного стандарта общего образования экономика iconТребования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента государственного стандарта общего образования музыка
Вания разработаны на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования по музыке и представляют...
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента государственного стандарта общего образования экономика iconТребования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента государственного стандарта общего образования музыка
Вания разработаны на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования по музыке и представляют...
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента государственного стандарта общего образования экономика iconТребования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента государственного стандарта общего образования
Этот документ скачан с всероссийского педагогического портала www методкабинет рф
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы