Сценарий внеклассного мероприятия по литературному краеведению для 8 класса icon

Сценарий внеклассного мероприятия по литературному краеведению для 8 класса



НазваниеСценарий внеклассного мероприятия по литературному краеведению для 8 класса
Предеина Надежда Петровна
Дата конвертации31.01.2013
Размер174.23 Kb.
ТипСценарий
источник

Муниципальное общеобразовательное учреждение города Кургана

«Лицей №12»





Сценарий внеклассного мероприятия

по литературному краеведению для 8 класса


Фольклорный праздник




Автор: Предеина Надежда Петровна,

учитель русского языка и литературы

МОУ города Кургана «Лицей № 12»


Курган, 2009

Цели:


  1. Обобщить знания обучающихся об устном народном творчестве Зауралья.

  2. Заинтересовать обучающихся фольклорными жанрами Зауралья, подвигнуть к исследовательской деятельности в данной области.

  3. Воспитывать чувство патриотизма, уважение к народным традициям на материале праздника.

  4. Воспитывать чувство прекрасного в процессе приобщения к народным традициям.


^ Оборудование праздника:


Изба деревянная (макет), лавка, печка (макет), полотенца – рушники, самовар, половики, скатерти вышитые, традиционные русские кушанья: блины, пирожки с капустой, каральки, куличи.

Русские народные костюмы для участников праздника.

Выставка книг.


^ Подготовительная работа:


Предварительно класс делится на творческие группы по жанрам фольклора Зауралья (сказки, малые фольклорные жанры, игры и обряды, музыкальное творчество Зауралья, частушки) и группу декораторов.

^ 1.Вступительное слово ведущего.


Здравствуйте, уважаемые гости (ребята, учителя, родители). Сегодня мы собрались на фольклорный праздник, который проходит в рамках программы регионального компонента по литературе в 5-8-х классах и предусматривает знакомство как с произведениями наших зауральских авторов, так и изучение местного фольклора: песен, сказок, частушек, обрядов.

Наш праздник называется « Золотые зерна Зауралья».


^ 2. Звучит под гармонь русская народная песня.


Ведущий:


Понравилась вам песня? Я, думаю, никого не оставило равнодушным это музыкальное произведение.

Сколько душевности, мудрости, сердечности в русской народной песне, ведь недаром говорят – песня – душа народа. В ней и радость, и горе, она – одна из золотых зерен устного народного творчества. Но издавна на Руси любили не только петь, но и плясать, а также задорную шутку, замысловатую загадку, небылицу, веселую игру, интересную сказку.

А о чем же пели, какие сказки, небылицы рассказывали, как веселились и какие обряды соблюдали у нас в Зауралье?

Вот об этом сегодня и наш праздник.

Ребята, готовя материал к празднику, вы все работали в творческих группах. Слово первой группе, « Сказочникам».

В чем же отличие зауральских сказок от общеизвестных русских народных, каков их местный колорит?


^ Сказки Зауралья

(1-я творческая группа)


1. В Зауралье сказки стали записывать поздно, в середине 19 века. Известные собиратели сказок: Афанасьев А.Н., Зырянов А Н., Бирюков В.П., Зеленин.

В Белозерской стороне собирательную работу вела семья священника В. В. Адрианова. Его дочь Антонина Васильевна Жилинская записала в 19 веке шесть сказок, преимущественно бытовых: « Кузнечонок», «Обманутые барыня и барин», «Строгий зять», «Чудо Николая Осветителя», «Домна – ворожейка».

Со сказками, записанными в последние 30 лет в различных уголках края, знакомит нас сборник для семейного чтения «У кота Баюна». Активной собирательницей сказок стала В.П. Федорова, доктор филологических наук. Известен прекрасный рассказчик – учитель русской словесности Арефьев села Першино Белозерского района. Он с увлечением делится сказками, песнями, былинами.


2. Узнаваемы в сказках приметы быта, ремесла, речь и жителей Зауралья.

В сказке « Колобок» дед идет в амбарушку, упоминается в сказках и малушка-небольшая изба во дворе. Используется как кухня для приготовления еды животным, а также для хранения посуды, припасов, упоминается и избушка пахальная, которую ставили в полях. В ней люди жили с весны до осени, чтобы не тратить времени на переезды. Отразилась в сказках и такая примечательная зауральского быта, как ворота, украшенные вереницей солнц, решетками, ромбами. В сказках встречаются предметы внутреннего убранства дома: печки, лавки, голбцы, полати. Со сказкой побываем в кути, месте между окном и печью, увидим кота в пимах (валенках), залезем в голбец (подполье), увидим горящую оржану.


3. Первое, что указывает на зауральское бытование сказок, - это топонимика, название городов, сел, деревень. Например, сказка «Как Маланья исправилась» ведет нас в Целинный район.

«Жила-была вдова, было у нее пятеро дочерей. Девки все видные, красивые, хорошие. Одну отдала вдова в Падуровку, вторую - в Казак-Кочердык, третью в Половинку увезли, четвертую – в Михалеву. Эти села и сейчас есть. Еще упоминается в сказках и Курган, чаще всего связанный с именем купца и мецената Смолина, у которого в городе были заводы.


4. Местный колорит сказкам края придает речь их рассказчиков, пересыпанная диалектными словами, оборотами, построением предложений. Особенно чувствуется зауральский говор в сказке «Скупой муж».


^ Вот небольшой отрывок-инсценировка из этой сказки.

(рассказывает один человек).


«Жил мужик скупящой, жоне своей все мерой давал, муку на петь хлебов. Ежели сядут за стол, жона станет только разъедаться, - он и выгонит ее из-за стола: « Выходи, будет ись-то!»- и сам выйдет.

Вот, одинова, мужик куда-то уехал; к бабе его пришла суседка и спрашивает: « Добро ли житье-то?» - « Ой, ты, голубушка, захотела доброе житье! Сколько живу замужем, а досыта не едала, досыта не пивала и больше пети хлебов не пекала».


За словами, за текстом открывается жизнь зауральцев с их нравами, обычаями, речью.


5. Сказки не были привязаны к определенной местности, однако в некоторых из них есть характерные приметы того или иного края, в том числе и Зауралья. То названия населенных пунктов мелькнут, то фамилии, то по – местному зазвучат имена, или слова, или строй речи.

В Белозерском районе известна сказка «Страшко бесстрашный и Кипря». Зауральские черты сказываются в фамилии купца Смолина, местных (диалектных) формах речи: Кипря (Куприян), подмогнет, завсегда, все чисто знат и т.д.


^ Ведущий:


- К нам пришли и живые герои сказок.


Сценка по сказке « Страшко Бесстрашный и Кипря».




^ Кипря: Жил – был в наших местах Бесстрашко: маленький, жиденький, но хитер и ловок был.

Бесстрашко: А в друзьях у него находился Кипря, но опять же большой и сильный. Где один не дотянет, другой подмогнет.

^ Кипря: Жизнь на Руси нелегка была, кто как мог промышлял.

Бесстрашко: Вот и решили мы с Кипрей ворожбой по книге гадать.

Кипря: И неплохо у нас получалось-то, так как в книгу, кроме нас, никто не заглядывал. Слухи про Бесстрашко разнеслись по всему краю Зауральскому…

Слушай, Бесстрашко, там Смолин приехал.

Бесстрашко: Это который Смолин? Это у которого в Кургане заводы понастроены.

^ Кипря: Тот самый.

Бесстрашко: Так он что, на свою мельницу приехал.

Кипря: Видать , приехал.

Бесстрашко: Потерялось у купца брильянтовое кольцо.

^ Кипря: Он и послал за Бесстрашко.

Бесстрашко: Хотел купец Смолин меня испытать.Велел он под сидение кареты, которую за мной послал, поставить корзину с яйцами.

^ Кипря: А у Бесстрашко было присловье: « Как курица на яйцах».

Бесстрашко: Вот сажусь я в карету и свое любимое присловье и сказываю: « Как курица на яйцах».

Кипря: И побежал слуга барину докладывать, что Бесстрашко чисто все знат, сразу отгадал. Тогда Смолин приказал отгадать, кто украл у него брильянтовое кольцо. И дал Смолин Бесстрашко одну ночь на раздумье.

Бесстрашко: Если, значит, утром не отгадаю, то казнят. Отвели меня на третий этаж, стою у окна и думаю: « Как запоет третий петух, прыгну из окна. Все равно казнят. А так, может, и спасусь.

^ Кипря: Вот поет первый петух: ку-ка-ре-ку.

Бесстрашко: Вот он, первый.

Кипря: А кольцо-то у барина украли три слуги. Стали они подглядывать да подслушивать, как Бесстрашко вора будет угадывать.

Бесстрашко: Вот один-то и подошел к двери, когда первый пропел, да и отскочил, как ошпаренный.

^ Кипря: А тут и второй слуга у Смолина освободился и пришел посмотреть, как Бесстрашко кольцо будет гадать.

Бесстрашко: Примостился он глазом к дырке в дверях, а тут и второй петух запел.

^ Кипря: Ку-ка-ре-ку.

Бесстрашко: Вот он, второй. Дождусь третьего. Тут воры и кинулись ко мне в ноги.

Кипря: Не губи, не выдавай. Кольцо в подвале, в винной бочке. Тут вскоре и зовет Смолин Страшко Бесстрашного и спрашивает, выпятив живот:

- Ну как? Нашел пропажу?

^ Бесстрашко (приосанился): А как же, нашел. В подвале надо искать, в винной бочке. А вот человека, кто украл, не видно, вино заливает и все тут. Только кольцо и блестит.

^ Кипря: Ну и наградил Смолин Страшко Бесстрашного, а как же без этого.

Бесстрашко: А мне только того и надо.


Игры, праздники, семейно-бытовые обряды

( 2-я творческая группа)


Ведущий:


1. Испокон веков в Зауралье проводили свои календарные, престольные праздники. Важным звеном в жизни зауральцев являлись семейно-бытовые обряды. Это, прежде всего, свадебный обряд, где важными составляющими были сватовство, выкуп невесты, девичник, обряд одаривания свекрови, который проходил на второй день. До недавнего времени в Зауралье существовали сельские ритуальные свадебные хоры. Репертуар состоял, в основном, из величальных песен, иначе называемых свадебными припевками. Свадебный обряд – это отдельная большая тема, мы только упомянули о нем.


2. А какие вы знаете известные народные праздники? (присутствующие должны назвать хотя бы некоторые).

Раньше, да и сейчас особенно тщательно готовились к Рождеству, зимним святкам, Масленице, Пасхе, Троице, Крещенью.

К Рождеству белили и мыли хоромы, иконы и зеркала украшали полотенцами, на которых был вышит крестом петух, вносили со двора стог пшеницы, ставили в передний угол, чтобы на следующий год был урожай, на лавку около стола стелили солому. На стол и божницу ставили свечу, стол накрывали белой скатертью. В ночь с 6-го на 7-е колядовали.


3. Во время календарных праздников можно было показать свою удаль в играх, игру на гармошке или балалайке, поплясать в хороводе, спеть частушки. Перенесемся мысленно в период святочных вечеров. Святки- вечера с Рождества до Крещенья. На святках собирались в избе и устраивали игры с предметами, игры - развлечения. Вот названия некоторых из них: «Золотце хороню», «Спички», «Почта», «Платочек», «Заплети косу», «Брошка», «Булавочка», «Цветы», «Овцы и черти» и др.


^ Показ игр « Платочек», « Заплети косу»


Описание игры « Платочек». Несколько человек встают в круг. Под звуки музыки (гармонь) передают друг другу платочек. Музыка внезапно останавливается, и тот, у кого в руке окажется платочек, должен исполнить желание участвующих в игре (сплясать, спеть, рассказать стихотворение и т.д.)


^ Описание игры «Заплети косу». В игре участвуют восемь человек (по четыре в каждой команде). Один участник (из каждой команды) берет в руку три цветные ленты (желательно из плотной ткани).Остальные три участника каждой команды берут три конца лент (по одному концу каждый). Под звуки музыки (гармонь) команды начинают плести косу. Музыка через 4-5 минут останавливается. Выигрывает та команда, у которой коса получилась длиннее и ровнее.


Ведущий:


В ночь с 6-го на 7-е января, на Рождество, колядовали. Вызывали хозяев и пели колядки. Сейчас споем такую колядку.


Коляда, коляда!

А бывает коляда

Накануне Рождества!

Коляда пришла,

Рождество принесла!

Коляда, коляда!

Уродилась коляда!

Кто подаст пирога-

Тому двор живота,

Еще маленькой скотинки

Числа бы вам не знать.

А кто не даст ни копейки-

Завалим лазейки,

Кто не даст лепешки-

Выбьем окошки,

Кто не даст пирога-

Сведем корову за рога,

А не даст хлеба-

Уведем деда!


Ведущий:

- А какой праздник отмечают в марте?

- Масленицу.

- А как называется неделя во время этого праздника?

- Масленичной.

- Каков же главный обычай Масленицы?

- Блины. У нас они сегодня на столе.

- Почему именно блины?


Обязательно делали в эту неделю горку или катушку и катались на ней. Почти каждый день недели был расписан.


Среда – теща звала зятя на блины. Этому обычаю посвящено много пословиц, поговорок, анекдотов: «Зять на двор-пирог на стол», «Приедет зять, где сметанки взять?», «Нет черта в доме – прими зятя», «Был у тещи, да рад утекши»

А в пятницу, наоборот, зять приглашал тещу на блины, устраивались « тещины вечерки».

^ В субботу делали чучело Масленицы. Брали один- два снопа, связывали. Делали чучело как можно толще, чтобы горело дольше. Наряжали, как женщину, подвязывали платком, голову разрисовывали сажей.

^ В воскресенье – прощеный день. Если вы кого-то обидели, сказали неосторожное слово, попросите прощения у близких, друзей.


Семейно – бытовые праздники, обряды были связаны с началом и окончанием полевых работ, уборкой урожая.

На Урале и в Южном Зауралье существовал обряд уборки, квашения капусты. Молодые девушки собирались в избе и рубили капусту: артелью легче. Родители в это время пекли пироги с капустой, готовили другое угощение. По окончании работы начиналось веселье: кто пел, кто плясал. Не умеющие плясать сидели на лавках, а кто стоял по сторонам, подыгрывал на различных шумовых инструментах: ложках, гребенках, сковородах и т.д.

^ Очень популярен был хоровод «Вечерняя капустка».


Исполнение танца



^ Загадки, небылицы, считалки

( 3-я творческая группа)

1.Распространены в Зауралье и малые жанры фольклора: загадки, небылицы, считалки, скороговорки.

Загадки – это замысловатое поэтическое описание какого-либо предмета, сделанное с целью испытать сообразительность человека.

В народной речи «загадать» означает задумывать, замышлять, предлагать что-либо неизвестное для разгадывания. Про загадку сам народ говорил: « Без лица в личине», то есть «лицо» загаданного предмета скрыто под маской – личиной.


^ Вот какие загадки были записаны в деревне Центральной Макушинского района: (загадываем присутствующим)

Без рук, без ног по полю скачет, в селе помчится, в двери стучится. (Ветер)

Не болела, а белый саван надела. (Зима)

В деревянной рубашке черная душа. (Карандаш)

Какая водица только для грамотных годится? (Чернила)

Жалованье не получаю, а учу днем и ночью. (Книга)


2. ^ А вот загадки районного поселка Каргаполье:

С виду клин, а раздвинешь – блин. (Зонт)

Что с земли не поднимешь? (Тень)

Из липы свито деревянное корыто. По дороге идет, клетки кладет. (Лапти)

Стучат, стучат, не велят скучать, идут, идут, а все тут да тут. (Часы)

Сижу верхом, не знаю на ком, знакомца встречу, соскочу, привечу. (Шапка)

Вперед идут – поют, назад идут – плачут. (Ведра)


3. Среди малых фольклорных жанров выделяются небылицы – чепуха, нелепость, ерунда. Многие небылицы начинаются с указания на чудо, а затем следует перечисление озорных диковинных отклонений от существующей общеупотребительной нормы:

Курочка бычка родила,

Поросеночек яичко снес.

Или:

Ехала деревня мимо мужика.

Небылицы развивают чувство юмора, заставляют смеяться, веселиться, радоваться.

Сидели два медведя

На тоненьком суку.

Один читал газету,

Другой молол муку.

Мама увидала,

Папе рассказала.

Папа удивился

С лестницы свалился


4. Играть любят все: и взрослые, и дети. Считалки всегда присутствуют в играх.

Я считаю до пяти,

Не могу до десяти.

Раз,два,три,четыре,пять.

Я иду искать.

Корыто,корыто,

Мои глаза открыты.

Раз,два,три,четыре,пять.

Мы собрались поиграть.

К нам сорока прилетела

И тебе водить велела.

Ведущий:


И все же песенный жанр – самый любимый в Зауралье.

^ Народное музыкальное творчество Зауралья

( 4-я творческая группа)


1. Народное музыкальное творчество Зауралья долгое время не изучалось и не записывалось. Фольклорные экспедиции консерваторий обходили Зауралье стороной. Организованное собирание и изучение песенного фольклора началось с 1972 года с открытием народного хорового отделения в Областном культурно-просветительском училище. Начались поиски талантливых народных исполнителей, знатоков народной песни. Анализ записей показывает, что наиболее сохранившимися в Зауралье являются песни свадебного обряда, хороводные песни и частушки. Меньше песен лирических, исторических. И все же некоторые исторические песни дошли до нас.

Песню о Петре 1-м напела в 1945 году 89-летняя Е.П.Свиньина в деревне Кресты Шадринского района. Есть песня «Платов в гостях у французов». Платов - казак, герой Отечественной войны 1812 года приезжает к французам с одной целью - выведать тайные военные сведения.

Долетела до Зауралья песня о Падурове, командире 9-го полка, отличившемся в войне с Турцией в 1829году. Однажды Н.В. Бавин из станицы Усть-Уйской Притобольного района, знаток исторических песен, пел песню про Падурова со сцены на большом празднике. Даже искушенная в современных дисках молодежь затаила дыхание: старик выводил на старенькой тальянке чистые звуки и пел. Песня тревожила, и заводной в жизни дед сидел с мокрыми щеками: руки на тальянке, не до того, чтобы смахнуть слезу…


Ой, что это в поле да за дороженька,

Ой, что это, ой да за широкая?

Ой, никто следочку по ней да не прокладывал,

Ой, никто следочку да не прокладывал.

Ой, только да Падуров с полком,

Ой, наперед полка идут да старшие уряднички,

Ой, наперед полка да старшие уряднички.

Ой, за урядничками идут да хорунжечки,

Ой, за урядничками - да хорунжечки.

Ой, за хорунжечками идут да молодые казаченьки,

Ой, за хорунжечками - да молодые казаченьки.

Ой, как уряднички да шашками взбрякнули,

Ой, да уряднички да шашками взбрякнули…

( полный текст песни содержится в сб. «Фольклор и литература Зауралья», 1-я часть, Курган, 2000г.)


2.До наших дней дошли и старинные лирические песни, например, «Татарский полон», о татаро-монгольском иге.

Исполняется песня под гармонь речитативом.


Как за речкою да за Дарьею

Злы татарове дуван дуванили,

На дуваньице доставалася,

Доставалася теща зятю.


Как повез тещу зять во далеку степь,

Во далеку степь к молодой жене.

-Ну и вот, жена, тебе работница,

С Руси русская полоняночка.


Ты заставь ее семь дел делати.

Первое дело-дитя качать.

Другое дело- куделю прясть,

А и третье дело-гусей пасти.


Полоняночка колыбель колышет,

Колыбель колышет, вот качает дитя,

Вот качает дитя, приговаривает:

-Ты баю, баю, боярский сын,


Ты по батюшке зол татарчоночек.

А по матушке- ты – русеночек.

Апо роду-то ты мне внучоночек.

Ведь твоя-то мать - мне родная дочь,

Семи лет она во полон взята.


В Зауральском фольклоре сохранились и песни солдатские, наиболее драматичные произведения народной лирики. 25- летняя солдатская служба казалась бесконечной. Уходил человек молодым, здоровым, а приходил старым, измученным. Бесчеловечная муштра, побои, военные походы, разлука с домом, тяжесть ранений – обо всем этом в песнях.

3. В связи с тем, что по Зауралью проходила пограничная казачья линия, создавались казачьи песни.

^ Прослушивание одной из казачьих песен в грамзаписи.

4. Большое место в фольклорной лирике занимают любовные песни, а как много было игровых и хороводных песен.

^ Исполнение песни « В хороводе были мы».

(полный текст песни и ноты в книге: Г.Иванов-Балин. Русские народные песни Зауралья. Москва. Советский композитор., 1988г).


Частушки

( 5-я творческая группа)

Ведущий:


Ни один праздник, ни одни посиделки не обходились без веселой, задорной частушки. В Зауралье их называли « крутенькие песни».


1. Как и везде в России, здесь старина соседствовала с новым. Можно было услышать, как старшее поколение подхватывало частушки, созданные молодежью. Молодежь, в свою очередь, имела в репертуаре произведения прабабушек. Так, в 1979г. в исполнении О.Бурлаковой (17 лет, г. Курган) звучала перенятая у бабушки частушка:

(под гармонь)

У миленка во оградке

Стоит бурка под ковром.

Вы не сватайтесь убегом,

Отдадут меня добром.


2.В селе Плетни Мишкинского района в 1980г. А.Н.Горянчева (84-х лет) напела частушку своей внучки, ученицы:

( под гармонь)

С неба звездочка упала

И разбилась на куски.

Наша молодость проходит

В средней школе у доски.


3. Под гармонь начинается исполнение других частушек участниками группы.


Выхожу и начинаю

Первые припевушки,

Незнакомые ребята,

Незнакомы девушки.


Девочки, девчоночки,

Пойдем-те на вечерочки.

На вечерочках огонь,

Девки пляшут под гармонь.


Мои глазки, как алмазки,

Брови очень хороши,

Кто ни взглянет, сердце вянет,

Остается без души.


Я иду, они стоят

Четыре елочки подряд.

Елочки за елочку,

Люблю мальчишку с челочкой.


Девушки что елочки.

Зеленые иголочки,

Боюся, уколюся я,

Того гляди, влюблюся я.


Дура я, ума-то нету,

Дура я, ума-то нет.

Погналася за мальчишками

С четырнадцати лет.

Гармонист у нас хороший,

Я его приворожу.

Я на болину гармошку

Две ромашки положу.


Я иду, а бабы судят,

И одна указыват:

Вот за этой вертихвосткой

Мой сынок ухаживат.


^ Все вместе:


Мы частушки вам пропели

Хорошо ли, плохо ли,

А теперь мы вас попросим,

Чтобы нам похлопали.


Заключительное слово ведущего:


Ребята! Сегодня на празднике от зернышка к зернышку мы собрали целую золотую россыпь народной мудрости, народных песен, смекалки, юмора. И не случайно наш праздник называется « Золотые зерна Зауралья».

Как важно все это сохранить, сберечь, приумножить и передать последующим поколениям, ведь в этом любовь к нашим истокам, к малой родине, зауральскому краю, и ко всей России в целом.


^ Финальная песня « Россия». (Выходят все участники праздника. В первом ряду, в середине, девочка держит на рушнике каравай хлеба с солью. Во время исполнения последнего припева эта девочка и два мальчика подходят к гостям в центре, затем слева, потом справа и кланяются им в пояс.)




Хохлома, Волжский плес,

Ширь полей, плач берез,

Это ты, Родина моя,

Это ты, Россия.

Детский смех, перепляс,

Доброта синих глаз,

Это ты, Родина моя

В мире нет красивей.

Припев: Россия, Россия – ты моя судьба,

Россия, Россия – ты моя звезда,

Россия, Россия – повторяю вновь,

Россия, Россия – ты моя любовь.


Журавли, тополя,

Хлеб да соль, вид Кремля.

Это ты, Родина моя,

Это ты, Россия.

Купола, неба высь,

Для тебя наша жизнь.

Это ты, Родина моя,

В мире нет красивей.


Припев: Россия, Россия – ты моя судьба,

Россия, Россия – ты моя звезда,

Россия, Россия – повторяю вновь,

Россия, Россия – ты моя любовь.

^ Список литературы


  1. Народные праздники Зауралья / Автор-сост. Саверский Л.А.-Куртамыш: ГУП « Куртамышская типография», 2005г.

  2. Фольклор и литература Зауралья. Региональный компонент государственного образовательного стандарта по литературе: Учебное пособие для учителей и учащихся ( 5-11 классы), в 2-х частях / В.П.Федорова, Л.А.Миронова, Л.Б.Тихонова и др. ; Под общ.ред. В.П.Федоровой. - Курган: Зауралье, 2000г.

  3. Сто сказок Южного Зауралья: Учебное пособие.-Курган: Изд-во Курганского гос.ун-та, 2005г.

  4. У кота Баюна: Дет.фольклор Зауралья. Книга для семейного и детского досуга / Сост. Федорова В.П. – Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1992г.

  5. У кота колыбелька золота: Колыбельные распевы Шадринского края / Собиратель и составитель В.Н.Бекетова.-Шадринск: Издательство ПО « Исеть», 1999г.

  6. Федорова В.П. Человек и слово в заговорах: Южное Зауралье. Конец 20 века. Монография.-Курган, 2003г.

  7. Г. Иванов-Балин. Русские народные песни Зауралья. В помощь художественной самодеятельности. Москва. Советский композитор, 1988г.

  8. Ехал Сенька по воду. Детский фольклор Шадринского края / Составители В.Н.Бекетова, В.П.Тимофеев. – Шадринск: Изд-во Шадринского пединститута, 1996г.

  9. В.П.Федорова. Любит - не любит. Частушки Зауралья. Шумихинская межрайонная типография, 1996г.

  10. Пойте, девушки, припевушки. Частушки Шадринского края / Собиратели и составители В.Н.Бекетова и В.П.Тимофеев.- Шадринск: Изд-во Шадринского пединститута, 1995г.

  11. Сказки Шадринского края / Составители и собиратели В.Н.Бекетова и В.П.Тимофеев. – Шадринск, Изд-во Шадринского пединститута, 1995г.

  12. Сборник « Колыбельные песни, записанные в Курганской области», Курган, 1990г.




Похожие:

Сценарий внеклассного мероприятия по литературному краеведению для 8 класса iconСценарий внеклассного мероприятия «Знатоки природы» по окружающему миру для учащихся 2 класса Ковалева Светлана Юрьевна, учитель начальных классов моу сош №15 г. Балашова Саратовской области
Сценарий внеклассного мероприятия «Знатоки природы» по окружающему миру для учащихся 2 класса
Сценарий внеклассного мероприятия по литературному краеведению для 8 класса iconСценарий внеклассного мероприятия по литературе для 8 класса «наш пушкин» (литературный квн)
А. С. Пушкина; выявить уровень знаний учащихся; развивать познавательный интерес, творческие способности
Сценарий внеклассного мероприятия по литературному краеведению для 8 класса iconСценарий внеклассного мероприятия для учащихся 3 класса
Здравствуйте, ребята! (Пауза.) Ребята! Сегодня на наш праздник пришли гости. Я приглашаю их на сцену. (Аплодирует.)
Сценарий внеклассного мероприятия по литературному краеведению для 8 класса iconТребования к разработке конспекта внеклассного мероприятия
При разработке конспекта внеклассного мероприятия необходимо определить тему и продолжительность внеклассного мероприятия, исходя...
Сценарий внеклассного мероприятия по литературному краеведению для 8 класса iconДокументи
...
Сценарий внеклассного мероприятия по литературному краеведению для 8 класса iconСценарий внеклассного мероприятия: Юные герои «сороковых, пороховых», посвященного 65-летию Победы в Вов 1941-1945 гг. (4-6 классы)
Сценарий, посвященный детям Великой Отечественной войны. Подготовила библиотекарь Самохвалова А. И
Сценарий внеклассного мероприятия по литературному краеведению для 8 класса iconСценарий внеклассного мероприятия «Его Величество Танец»
Цели: создание педагогических условий для развития эстетических и нравственных качеств личности, формирования ценностей: красота,...
Сценарий внеклассного мероприятия по литературному краеведению для 8 класса iconДокументи
1. /Разработка внеклассного мероприятия по русскому языку для 3 класса.doc
Сценарий внеклассного мероприятия по литературному краеведению для 8 класса iconКонспект внеклассного мероприятия для уч-ся 6 класса Тема: Старость надо уважать
Воспитывать в детях основы трепетного, высокоморального отношения к родным, чуткость
Сценарий внеклассного мероприятия по литературному краеведению для 8 класса iconСценарий внеклассного мероприятия в 1 классе
Класс празднично украшен: выставка «Весёлая буква», на доске надпись «Прощай, букварь!»
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы