Готовность к школе icon

Готовность к школе



НазваниеГотовность к школе
Дата конвертации04.10.2012
Размер173.23 Kb.
ТипДокументы
источник


Готовность к школе

Итак, ваш ребенок скоро пойдет в школу. Перед вами встает вопрос: готов ли он к этому? Ведь вы наверняка сталкивались c понятием "готовность ребенка к школе". Тема эта очень обширная, и нашей целью будет конкретизировать ее до такой степени, чтобы родители будущих первоклассников могли понаблюдать за своим ребенком.

Что же это значит и как определить, готов ли ваш малыш учиться? И для чего вообще знать это? Может, стоит не забивать себе голову. Дождаться шести или семи лет (это уж как сложится) и отправиться в школу? Но ведь то, насколько ребенок будет готов к ней и определит его успешность в учебе. То есть, дошкольник при поступлении должен обладать определенным уровнем психического развития, который необходим для обучения. И дело не в том, умеет ли он читать, считать и писать. Хотя, не скроем, при поступлении наблюдают и за этим.

Понятие готовности включает в себя несколько характеристик. Во-первых, определенный интеллектуальный уровень развития. У ребенка должно быть представление об окружающем мире, умение ориентироваться в нем. Не забудем про определенный запас знаний, развитие мыслительных и психических процессов. Как говорится в учебниках по возрастной психологии, дошкольнику доступно понимание общих связей, принципов и закономерностей, лежащих в основе научного знания. Но нужно иметь в виду, что это всего лишь ребенок, собирающийся выйти из дошкольного возраста. Логические формы мышления еще только формируются, равно как и становление различных видов памяти. Интеллектуальная готовность предполагает также, что у малыша сформированы определенные умения. Он может услышать, выделить задачу, которую ставит перед ним взрослый и заниматься ей.

Кроме того, ребенок должен хотеть идти в школу. И здесь мы, взрослые должны уметь разграничивать внутреннюю мотивацию от внешней. То есть, дошкольник должен идти в школу потому, что хочет много знать, ожидает, что там будет интересно, а не потому, что мы купим ему за это новый конструктор.

Прежде чем начнем говорить о том, как родитель может проверить уровень готовности ребенка, необходимо сказать об определенных правилах.

1. Все задания должны предлагаться в непринужденной обстановке. Это должна быть игра, или просто какая-то повседневная деятельность.
2. Не стоит говорить ребенку, что вы собираетесь его проверять. Он замкнется. Или будет слишком напряжен.
3. Это всего лишь наблюдение, поэтому оно может быть растянуто во времени. Не торопите ни его, ни себя. Поберегите ваши с ним нервы.

Итак, приступим к наблюдению.

При поступлении в школу дошкольник должен иметь определенный уровень развития речи. Это, во-первых, словарный запас. Поговорите с ребенком. Какие части речи он использует? Часто ли присутствуют глаголы, прилагательные, деепричастия. Какими предложениями он говорит: простыми или сложными? Выразительна ли его речь? Для этого вам нужно просто найти изображение любого сюжета и задать вопросы ребенку. Желательно, чтобы сюжет был незнаком. Спросите у малыша, кто изображен на иллюстрации. Что он делает? Какой он? Почему он делает именно это? Почему именно он так поступает? Замечательно, если ответы не будут односложными, речь выразительна, грамотна.

Интересно понаблюдать, как дошкольник справится с таким заданием. Перед ним рисунок. На нем изображены два мальчика, идущих по улице. Один из них держит мяч. Оба выглядят расстроенными. Предложите малышу составить рассказ по этой картинке. Помогите ему, если он затрудняется. Ведь сложнее всего начать! Задайте ему вопросы, на которые он должен ответить:
- что произошло с мальчиками?
- почему у одного из них мяч?
- почему они такие расстроенные?
- что происходит сейчас?
- о чем думает каждый из них, что хочет, что чувствует, что видит, что слышит?
- что будет дальше?
Это несложное задание. Более того, интересное. Ребенок начнет фантазировать, сочинять, а вы послушаете его.

Во-вторых, чтение. Каждый родитель задается вопросом: должен ли ребенок уметь читать до школы. Если Ваш малыш проявляет желание научиться этому, вы можете сами научить его буквам или же доверить обучение профессионалу. Сейчас это не так сложно: существуют репетиторы, нередко воспитатели в детском саду занимаются этим в частном порядке. Очень повезет, если в Вашем детском учреждении заведены регулярные занятия с детьми. И тем не менее, когда вы придете в школу, у ребенка обязательно поинтересуются, умеет ли он читать. Помните, что проверяют не скорость, а способ чтения (слово, слог, буква) и его сознательность. Понимает ли ребенок, что он только что прочитал, в состоянии ли ответить на вопросы. Следовательно, если чтение доступно дошкольнику, попросите его почитать вам, а потом задайте несколько вопросов по сюжету, спросите, понравилось ли ему то, о чем он прочитал, пусть он выскажет свое мнение.

С чтением разобрались. Дальше у нас по плану проверка математических способностей ребенка. Начнем, конечно же, со счета. Попросите ребенка:
- посчитать от 1 до 10;
- от 3 до 8;
- назвать число, которое стоит перед 5;
- назвать число, которое стоит после 4;
- назвать число, которое стоит между 5 и 7.
Могут быть полезны такие вопросы: из каких чисел состоит число 5; какое число на 1 больше числа 6; на сколько 5 больше 3? Схема понятна, мы просто играем с числами. Предложите решить простейшую задачку: у Оли есть кукла, а у Саши машинка. Сколько всего игрушек у ребят? Катя съела апельсин, грушу и яблоко. Сколько фруктов съела девочка?
Это элементарные задачи, Вы можете их усложнять. Интересны будут и такие задания:
- сколько медведей встретила в лесу Маша?
- сколько гномов встретила Белоснежка?
- сколько животных жило в рукавице?
Вспомните сказки, мультфильмы. Придумайте вопросы со словом "сколько". А так же не забудьте, что малыша можно и подловить задачками шутками:

 На дереве было три гнезда. В каждом гнезде по щенку. Сколько всего щенков сидело в гнездах?

 У одной вороны три крыла, а у другой на одно крыло больше. Сколько крыльев у второй вороны?
Предложите дошкольнику самому составить задачу. Сначала ему будет трудно. Может быть, вы сделаете это вместе. А потом можно просто задать число. Задачей ребенка будет придумать к нему сюжет с вопросом. Если ему не понятно слово "задачка", то используйте термин "математический рассказ".

Проверьте логическое мышление ребенка. Примерные задания могут быть такого плана, как назвать одним словом:
- белку, ежа, медведя;
- январь, июль, июнь.

А теперь попробуйте ответить на такие вопросы:
- Внимательно ли ребенок слушает инструкцию?
- Понимает ли условия задачи?
- Сосредоточен ли он в своей работе?
- Может ли работать по образцу?
- Волнуется ли?
- Встречая трудности, преодолевает их или бросает начатое?
Ответы на эти вопросы и будут говорить о психологической готовности к школе.

Существуют также типовые тесты на определение уровня готовности.

1. Попростите нарисовать человечка: "Возьми лист бумаги и нарисуй человечка. Реши, кто это будет: мальчик, девочка, дядя, тетя". В идеале это должна быть картинка фигуры человека, у которой есть все части: уши, глаза, рот, туловище, шея, руки с пальцами, ноги, нижняя часть туловища отделена от верхней. Чем меньше деталей, тем примитивнее рисунок.

2. Напишите на нелинованном листе бумаги фразу письменными буквами: "Ей дан чай". Инструкция может быть следующая: "Посмотри внимательно, как нарисованы здесь буквы, попробуй написать их точно так же". Самый высокий балл можно дать, когда вы видите, полную схожесть букв и образца. Конечно, буквы могут отличаться от оригинала, но не больше чем в два раза. А так же ребенок должен показать, что он увидел заглавную букву, которая будет выше остальных.

3. Нарисуйте циркулем на листе круг диаметром примерно 2,5 см. Попросите ребенка аккуратно обвести его по контуру, не отрывая руки. Если это задание выполнено успешно, то вы увидите точное воспроизведение образца. Понаблюдайте, насколько грубые ошибки допущены в этой работе.

Ваш малыш собирается в школу. Если вы видите, что ему многое дается с трудом, и тем более у него нет желания, не стоит его заставлять. В конце концов, он просто не готов. Мы с вами это и хотели выяснить. А вот о том, что нужно сделать для того, чтобы он был готов, поговорим чуть позже.

И, пожалуйста, не забывайте о том, что ваш ребенок может быть не готов к школе по чисто физиологическим критериям. Многие стараются отдать малыша в школу по достижении им шести лет. Но подумайте, сможет ли он выдержать учебную нагрузку? А ведь для него она будет велика. Здоровые детки не всегда справляются с ней. Ответьте себе на такой вопрос: есть ли у ребенка хронические заболевания, переносил ли он тяжелые болезни в этом году. Часто ли он болеет вообще? Если Вы отвечаете положительно, то не стоит спешить. Проконсультируйтесь с педиатром. Подождите еще год, он у вас есть.


И, пожалуйста, не забывайте о том, что ваш ребенок может быть не готов к школе по чисто физиологическим критериям. Многие стараются отдать малыша в школу по достижении им шести лет. Но подумайте, сможет ли он выдержать учебную нагрузку? А ведь для него она будет велика. Здоровые детки не всегда справляются с ней. Ответьте себе на такой вопрос: есть ли у ребенка хронические заболевания, переносил ли он тяжелые болезни в этом году. Часто ли он болеет вообще? Если Вы отвечаете положительно, то не стоит спешить. Проконсультируйтесь с педиатром. Подождите еще год, он у вас есть.


^ Как узнать, готов ли ребенок к школе?

3. Графический диктант, разработанный Д. Б. Элькониным.
Выявляет умение внимательно слушать, точно выполнять указания взрослого, ориентироваться на листе бумаги, самостоятельно действовать по заданию взрослого.

Для проведения потребуется лист бумаги в клетку (из тетради) с нарисованными на нем четырьмя точками, расположенными одна под другой. Расстояние между точками по вертикали примерно 8 клеток.

Задание
Перед исследованием взрослый объясняет: “Сейчас мы будем рисовать узоры, надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого нужно внимательно меня слушать и рисовать так, как я буду говорить. Я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону ты должен провести линию. Следующую линию рисуешь там, где закончилась предыдущая. Помнишь, где у тебя правая рука? Вытяни ее в сторону, куда она указала? (на дверь, на окно, т.д.) Когда я скажу, что нужно провести линию направо, ты ее проводишь к двери (выбрать любой наглядный ориентир). Где левая рука? Когда я скажу, что нужно провести линию налево, вспомни о руке ( либо любой ориентир слева). Теперь пробуем рисовать.

Первый узор – тренировочный, он не оценивается, проверяется, как ребенок понял задание.

“Поставь карандаш на первую точку. Рисуй, не отрывая карандаш от бумаги: одна клетка вниз, одна клетка направо, одна клетка вверх, одна клетка направо, одна клетка вниз, далее продолжай рисовать такой же узор сам.” Во время диктования нужно делать паузы, чтобы ребенок успел окончить предыдущее задание. Узор не обязательно продолжать на всю ширину страницы.

В процессе выполнения можно подбадривать, но никакие дополнительные указания по выполнению узора не даются.

“Рисуем следующий узор. Найди следующую точку, поставь на нее карандаш. Готов? Одна клетка вверх, одна клетка направо, одна клетка вверх, одна клетка направо, одна клетка вниз, одна клетка направо, одна клетка вниз, одна клетка направо. А теперь сам продолжи рисовать тот же узор.”

Через 2 минуты начинаем выполнять следующее задание со следующей точки.

“Внимание! Три клетки вверх, одна клетка направо, две клетки вниз, одна клетка направо, две клетки вверх, одна клетка направо, три клетки вниз, одна клетка направо, две клетки вверх, одна клетка направо, две клетки вниз, одна клетка направо. Теперь сам продолжай узор.”

Через 2 минуты – следующее задание: “Поставь карандаш на нижнюю точку. Внимание! Три клетки направо, одна клетка вверх, одна клетка налево, две клетки вверх, три клетки направо, две клетки вниз, одна клетка налево, одна клетка вниз, три клетки направо, одна клетка вверх, одна клетка налево, две клетки вверх. Теперь сам продолжи узор.” Должны получиться следующие узоры:



^ Оценка результатов
Тренировочный узор не оценивается. В каждом последующем узоре рассматривается точность воспроизведения задания и умение ребенка самостоятельно продолжить узор. Задание считается выполненным хорошо, если есть точное воспроизведение (неровность линий, “дрожащая” линия, “грязь” не снижают оценку). Если при воспроизведении допущены 1-2 ошибки – средний уровень. Низкая оценка, если при воспроизведении имеется лишь сходство отдельных элементов либо сходство вообще отсутствует. Если ребенок смог самостоятельно продолжить узор, без дополнительных вопросов – задание выполнено хорошо. Неуверенность ребенка, допущенные им ошибки при продолжении узора – средний уровень. Если ребенок отказался продолжать узор либо не смог нарисовать ни одной правильной линии – низкий уровень выполнения.

Подобные диктанты можно превратить в развивающую игру, с их помощью у ребенка развивается мышление, внимание, умение слушать указания, логика.


4. Лабиринт

Подобные задания часто встречаются в детских журналах, в рабочих тетрадях для дошколят. Выявляет (и тренирует) уровень наглядно-схематического мышления (умение пользоваться схемами, условными обозначениями), развитие внимания. Несколько вариантов таких лабиринтов мы предлагаем:









^ 5. Тест "Чего не хватает?", разработанный Р. С. Немовым.

Задание

Ребенку предлагаются 7 рисунков, на каждом из которых не хватает какой-то важной детали, либо что-то нарисовано неправильно.

Проводящий диагностику фиксирует время, затраченное на выполнение всего задания с помощью секундомера.

   

   

   

^ Оценка результатов

10 баллов (очень высокий уровень) – ребенок назвал все 7 неточностей менее чем за 25 секунд.

8-9 баллов (высокий) – время поиска всех неточностей заняло 26-30 секунд.

4-7 баллов (средний) – время поиска заняло от 31 до 40 секунд.

2-3 балла (низкий) – время поиска составило 41-45 секунд.

0-1 балл (очень низкий) – время поиска больше 45 секунд.


^ Что нельзя говорить школьнику


За длинные каникулы от школы отдохнули не только дети, но и родители. И теперь мамы и папы полны энергии и решимости вместе с любимым чадом начать новую школьную жизнь. Правда, при этом они нередко впадают в крайности, которые, как известно, ни к чему хорошему не приведут. По мнению педагогов и психологов, даже из самых лучших побуждений не стоит говорить школьнику некоторые фразы:

"Ты ведь можешь учиться по всем предметам на одни пятерки".

КОНЕЧНО, приятно похвалиться перед родственниками и знакомыми дочкой - круглой отличницей. Но задумайтесь: так ли важны вашему ребенку успехи абсолютно по всем предметам или ему приходится осуществлять ваши мечты. Часто, требуя хороших оценок, родители не замечают реальных успехов ребенка, его умений и способностей.

Кстати, круглые отличники часто не могут разобраться, какая область знаний для них действительно интересна и ценна. Ведь им приходится быть "на уровне" и по физике, и по литературе, и по биологии.

На самом деле такая категоричная родительская требовательность мешает развить в ребенке умение грамотно распределять свои силы и время, ориентируясь на важность работы.

Для взрослых ведь не равнозначны мытье полов и подготовка доклада к совещанию на работе, хотя и то, и другое нужные дела! Так дайте возможность своему умному и замечательному отличнику самому решать, что для него нужнее: "5" и по истории, и по физике или "5" по истории, "4" по физике и баскетбольная секция по субботам.

"Все дети жалуются, что им скучно учиться, не стоит на это обращать внимания".

В САМОМ деле, энтузиазм первоклассника угасает уже на второй-третий год обучения. Что уж говорить о подростках. Причем нудить, что ему скучно, может и отличник, и троечник. Но закрывать на это глаза не стоит, а надо попытаться понять: почему скучно.

Может быть, слишком легкие задания и вашему гению пора переходить к высшей математике? Тогда прикупите различные "занимательные" математики, биологии, истории и прочую вспомогательную литературу, которая может простимулировать интерес к учебе.

Детское "мне скучно" может также означать и то, что не складываются отношения с учителями. И тогда вам придется выяснить, в чем состоит конфликт, и попытаться его решить.

"Быстро и хорошо сделать уроки просто невозможно".

ТАК думают многие родители и требуют от школьника сидеть за домашним заданием день и ночь. На самом деле чем дольше ребенок сидит за уроками, тем больше устает и тем меньше у него остается в голове.

Медики считают, что первоклассники должны тратить на домашние задания 1 час, второклашки - 1-1,5 часа. В третьем-четвертом классах на это должно уходить около 2-х часов, в пятом-шестом - 2-2,5, в седьмом - около 3-х, а в старших классах - около 4-х часов. Ученикам начальной школы надо делать перерыв каждые полчаса на 30 минут, старшеклассникам каждые 45 минут - на 15 мин.

Когда школьник занимается по ночам, это говорит не только о том, что он не умеет правильно распределять свое время. Но и о том, что вы его этому не научили. Кроме того, вечерний сон полезнее утреннего. Да-да, лучше встать на час раньше и почитать на свежую голову: этот час "покрывает" три вечерних, и утром информация усваивается лучше.

"Легкие задания делать необязательно, рутина ничему не научит".

ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, если ребенок справляется без труда с заданиями, начинает казаться, что их выполнение - напрасная трата времени. И все же они должны быть сделаны. Как правило, это задания на закрепление материала, что немаловажно. Кроме того, решение "занудных примерчиков и простеньких упражнений" воспитывают усидчивость, вырабатывают настойчивость и терпение.

Поэтому не ограждайте дите от рутинных заданий, а учите справляться с ними. Объясните, что и вы, к примеру, моете посуду вовсе не потому, что это самое увлекательное на свете занятие. И помогите увидеть в скучном маленьком задании часть интересного большого.

"Пусть пропустит денек и не пойдет в школу, в жизни ему еще достанется".

КОГДА мамы и папы нынешних школьников сами были учениками, они и помыслить не могли, чтобы пропустить даже один урок без уважительной причины. Сейчас же не только медики и психологи, но и учителя более гибко относятся к этому понятию. И уважительной причиной может быть не только плохое самочувствие, но и переутомленность, и даже отпуск родителей.

Хотя и здесь нужна мера. Ведь чаще всего ребенок устает потому, что не соблюдает элементарный режим дня. Кладите его спать вовремя, следите, чтобы он не только чах над уроками, но и гулял на улице. Осторожно надо подходить и к вопросу с отпуском или выходным после праздника. Вы уверены, что ваш ребенок достаточно взрослый? И он поймет, что внеурочные выходные - это приятное исключение и не может стать правилом?

Если же подобными исключениями злоупотреблять, то ни к чему, кроме необязательности и безответственности, это не приведет.

"А ты, двоечник, не заставляй меня больше краснеть перед учителем".

МЫ чувствуем себя виноватыми, когда слышим жалобы учителя на поведение, нестарание или плохие оценки детей. Мамы и папы идентифицируют себя со своим ребенком. И когда критикуют их чадо, злятся вместе с ним на "тупую училку" или на "бестолкового лодыря" вместе с учителем.

Под мишень тут же попадает "бестолковый лодырь", но не потому, что ленится, а потому, что заставил маму краснеть. Учитель распекал своего подопечного, а не маму, которой следует не кричать на родного сыночка, а помочь ему. То, как вы поведете себя в данной ситуации, будет моделью разрешения конфликтов для ребенка в будущем. Выбирайте для себя и для него: скандал или анализ проблемы без лишних эмоций.

"Зачем ходить на школьные собрания, все равно ничего нового я на них не услышу".

А МЕЖДУ тем посещение таких собраний для самого ребенка не менее важно, чем для учителя. Это внимание и забота, "величину" которых он может сравнить с "размером", достающимся его одноклассникам. Дети, чьи семьи игнорируют просьбы учителя собраться в школе, чувствуют себя словно обделенными в любви.

Вторая причина, по которой стоит "осчастливить" своим появлением классного руководителя, - избавить ребенка от участия в денежных разборках. Не секрет, что сегодня школьные сборища - это в том числе и поборы. Гораздо хуже, если деньги станут спрашивать с ребенка. Каждый раз, приходя в школу, он будет чувствовать себя виноватым, поскольку опять забыл передать родителям, что собирают деньги на охрану драгоценной школы, подарки для учителей и прочие классные нужды.

^ Оксана СЕРЕГИНА, Надежда ФИЛИППОВА


Как не сойти с ума перед школой


Прощай, отдых! Позади свобода, море, речка, друзья, беззаботное время, а впереди - уроки, домашние задания, нудные учителя... Как психологически правильно подготовить ребенка, будь он первоклашка или выпускник, к учебному году? Ведь в каждом возрасте свои особенности. И резкий переход с одного режима на другой может негативно сказаться на психическом состоянии школьника.

Несмотря на то, что новый учебный год вот-вот уже начнется, нелишним будет напомнить, что не правы те родители, которые уже с самого начала лета мучили своих детей заданиями учителей, данными еще весной. Тревожные предки, "загрузившись" рекомендациями, просто не дают ребенку перевести дух после старого учебного года. Папы, а особенно мамы зачастую не замечают, что такой штурм - прямая дорога к негативному отношению чада к школе и тоскливому ожиданию следующего школьного сезона.

Сейчас, когда до 1 сентября осталось совсем чуть-чуть, стоит сконцентрироваться и правильно подготовить вашего школьника. Главное - ничего не заставлять делать насильно. Подготовка ребенка к школе со стороны родителей заключается, во-первых, в поддержании интереса к знаниям, а во-вторых, в налаживании с ним теплых отношений. То есть необходимо стать для ребенка другом.
^

Покупка школьных "прибамбасов"


Процесс покупки необходимых учебных принадлежностей может стать как лишним напоминанием о неумолимом приближении "каторги", так и ярким событием в жизни школьника младших и средних классов. Главное, как этот процесс обставить. Для малышей и дошколят можно устроить небольшой праздник. Наряду с покупкой формы, рюкзачка, тетрадей, ручек и красок купите ему понравившуюся игрушку. Потом можно сходить в парк на аттракционы или посидеть в кафе, поесть мороженого - пусть он порадуется. Более взрослым можно доверить часть покупок - вкусы у подростков меняются часто, так что сами они лучше в некоторых вещах разберутся - какую сумку или рюкзак купить, какую тетрадку выбрать...

Помните - не надо навязывать собственное мнение и конфликтовать по мелочам. Пусть сын или дочь сами выбирают, что они хотят. А вы лишь тактично скорректируете его предпочтения.
^

Трудный ребенок


Предположим, ваш ребенок неважно учился в прошлом году, прогуливал занятия, не хотел делать уроки, отказывался от вашей помощи, был вспыльчив, замкнут. Многие родители силой пытаются "вбить" в голову ребенка "нужные знания" с мыслями: "Потом спасибо скажет". Такая линия поведения чревата тем, что может окончиться самым настоящим бунтом ребенка с разрыванием учебников, убеганием из дома и чувством ненависти к школе, а главное - к вам.

Если подобные проблемы у вашего ребенка есть, будьте особо внимательны. Они могут быть связаны с возрастным кризисом, особенностями характера, ссорой с кем-то значимым для него, переживанием чувства неполноценности, униженности и даже одиночества. Попытайтесь прежде всего поискать причину такого поведения, дайте понять ребенку, что вы любите его любого и готовы понять, помочь решить вместе с ним его проблему. Ведь именно от ощущения поддержки, успокоения, уверенности, что все будет хорошо, зависит будущее вашего сына или дочери в новом учебном году, только тогда ребенок будет готов восполнить пробелы в знаниях.
^

Если ребенок - дошкольник


Каждый здоровый ребенок рождается с исследовательским рефлексом - реакцией на новое. Это и составляет основу его дальнейшего развития. Яркая игрушка всегда будет вызывать желание у ребенка потрогать, рассмотреть. Когда он входит в возраст дошкольника (5-6 лет), то начинает вести себя по-другому - он забрасывает вас многочисленными вопросами: "Что?", "Почему?", "Зачем?". Отвечая на эти вопросы обстоятельно, без раздражения, вы развиваете интерес к окружающему, пополняете словарный запас малыша. Разбирайте, что нарисовано на картинках, а потом поиграйте в игру "Кто задаст больше вопросов", ребенку это будет всегда интересно. Самая лучшая подготовка малыша к школе - это развитие познавательных процессов - восприятия, внимания, памяти, мышления. Не проявляйте неистовое упорство в обучении ребенка навыкам письма и чтения, пытаясь угнаться за вашей знакомой, которая говорит: "А мой уже с 3 лет читает".

Поверьте, навыки письма и чтения ребенком будут получены легко и быстро.
^

...младший школьник


Этот возраст - предмет особого внимания со стороны взрослых, так как является переломным. Если в дошкольном возрасте ребенок не стеснялся задавать самые нелепые вопросы и школа представлялась в радужных красках, то спустя несколько лет он может стать пассивным, раздражительным. Ситуация общения "взрослый - ребенок" меняется на "учитель - дети".

Часто появляется такая проблема, как "нелюбимый учитель", что может вызвать состояние растерянности и тревоги, страха вместо желания идти навстречу знаниям. Здесь очень важно заметить это и вызвать на откровенность. Но не как строгий наставник, а как лучший друг. В период со 2-го по 5-й класс для ребенка становится важным повышение самооценки, чтобы не быть "хуже, чем другие". Родители могут помочь своим детям, если начнут заниматься с ним спортом, устраивать в процессе общение ролевые игры, обучая правильному диалогу. Хорошо, если вы будете обсуждать с ребенком сказки, детские фильмы, рассказы, задавать вопросы, требующие не просто знания, но и размышления.

...подросток


Это самый сложный школьный возраст - с 6-го по 9-й класс. Заброшены детские игрушки, книжки, краски, школьные учебники - им на смену приходят новые интересы и увлечения. Подростку больше интересно то, что выходит за рамки школьной программы. Обостряются проблемы поиска взаимопонимания, одиночества, дружбы, появляется потребность к самостоятельному исследованию ситуаций, мнение взрослых ставится под сомнение, проявляется так называемый подростковый негативизм: "все надоело", "я сам все знаю".

В этот период наиболее важными становятся проблемы любви, особенно у девочек, у которых идет поиск себя, может возникнуть недовольство своей внешностью. Их отношение к началу нового учебного года может зависеть от успешности взаимоотношений с противоположным полом. Родителям в этот период важно прежде всего постараться приспособиться к изменениям в ребенке и придержать свои претензии и укоры при себе. Надо устраивать доверительные разговоры. Очень часто в 13-14 лет подросток считает, что ему лезут в душу, он становится замкнутым, что объясняется возрастным кризисом.

Не пытайтесь давить на подростка, лучше попробуйте договориться, как со "взрослым", что конкретно нужно сделать к школе, составьте небольшой список. Дело в том, что в подростковый период у детей возникает чувство "взрослости", и если вы хотите, чтобы ребенок охотно шел с вами на контакт, всячески подчеркивайте это качество в нем. С дочерью обсудите, как она оценивает себя, что бы ей хотелось носить, какой бы она хотела себя видеть, не пытайтесь сильно влиять на ее выбор одежды или прическу. Через такие простые вопросы вы всегда сможете понять, что волнует вашу дочь, уверена ли она в себе, чувствует ли она себя привлекательной.
^

...старший школьник


В первую очередь старшеклассники, особенно выпускники, начинают уже перед началом учебного года думать о предстоящем выборе профессии. Лишь безответная влюбленность может стать поводом для серьезных переживаний. Помогите своему школьнику, кто, как не вы, знает о его способностях! Но в то же время не давите на него, узнайте о его желаниях, если они есть. Если ваши мнения относительно будущего радикально разойдутся, постарайтесь не заявлять категорично: "Как я решил, так и будет". Расскажите ему или ей о своих предложениях, выступайте на равных, убеждайте. И если сын или дочь категорически не согласится, пусть поступает по-своему. Ошибется - приобретет опыт. Чем больше вы протестуете, тем сильнее будет желание вашего взрослеющего чада сделать все по-своему.

Екатерина КУЛИКОВА, психолог




Похожие:

Готовность к школе icon1. Личностная готовность ребенка к школе
Ее содержание включает в себя определенную систему требований, которые будут предъявлены ребенку во время обучения, и важно, чтобы...
Готовность к школе iconГотовность к школе и комплексный подход Определение готовности к школе
Готовность к школе следует рассматривать как разветвленную сеть связанного целого: она всегда зависит от условий в конкретной школе,...
Готовность к школе iconГотовность к школе
На мой взгляд, наиболее точно готовность к школе определяется тремя взаимосвязанными компонентами
Готовность к школе iconДокументи
1. /Готовность к школе/Аналитический отчет(начало 1 класса)_2010.pdf
2. /Готовность...

Готовность к школе icon«Завтра в школу мы пойдем»
Многие родители ошибочно полагают, что готовность к школе – это умение читать, считать и писать. На самом деле готовность к школе...
Готовность к школе iconПсихологическая готовность ребенка к школе
Эта готовность выражается в определенном отношении ребенка к школе, к учителю и учебной деятельности, к сверстникам, родным и близким,...
Готовность к школе iconГотовность к школе
Нередко дети, схожие по своим знаниям до обучения в школе, уже к концу 1 класса демонстрируют совершенно разные успехи. В чем причина?...
Готовность к школе iconГотовность к школе
Перед вами встает вопрос: готов ли он к этому? Ведь вы наверняка сталкивались c понятием "готовность ребенка к школе". Тема эта очень...
Готовность к школе iconКакие знания и умения должны быть сформированы у ребенка, готового к школьному обучению
Многие родители ошибочно полагают, что готовность к школе – это умение читать, считать и писать. Однако это – лишь верхушка айсберга....
Готовность к школе iconКак определить готовность ребенка к школе?
Личностная готовность ребенок готов к школьному обучению, если школа привлекает его не внешней стороной (атрибуты: портфель, тетради,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы