Программа формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования icon

Программа формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования



НазваниеПрограмма формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования
Дата конвертации04.10.2012
Размер116.28 Kb.
ТипПрограмма
источник

ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ

УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Сформированность универсальных учебных действий является также и залогом профилактики школьных трудностей.

В широком значении «универсальные учебные действия» – саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком «универсальные учебные действия» – это совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

^ Ценностные ориентиры содержания образования на ступени начального общего образования:

1.     Формирование основ гражданской идентичности личности.

2.     Формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества.

3.     Развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческой нравственности и гуманизма.

4.     Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию.

5.     Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условие её самоактуализации.

 ^ Характеристика личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий:

  Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

     Личностные УУД:  

-                   действие смыслообразования (интерес, мотивация);

-                   действие нравственно – этического оценивания («что такое хорошо, что такое плохо»);

-                   формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру;

-                   формирование интереса к себе и окружающему миру (когда ребёнок задаёт вопросы);

-                   эмоциональное осознание себя и окружающего мира;

-                   формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру;

-                   формирование желания выполнять учебные действия;

-                   использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий.

В сфере личностных УУД будут сформированы:

-                   внутренняя позиция школьника;

-                   личностная мотивация учебной деятельности;

 -                   ориентация на моральные нормы и их выполнение. 

^ Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

-                   целеполагание;

-                   планирование;

-                   прогнозирование;

-                   контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

-                   коррекция;

-                   оценка;

-                   волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и преодолению препятствий.

В сфере регулятивных УУД ученики смогут овладеть всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, в том числе во внутреннем плане, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

^ Познавательные универсальные учебные действия включают:  общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные УД:

-                   самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

-                   поиск и выделение необходимой информации, в том числе с помощью компьютерных средств;

-                   структурирование знаний;

-                   осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

-                   выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Логические УД:

-                   анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

-                   синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

-                   выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

-                   подведение под понятие, выведение следствий;

-                   установление причинно – следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

-                   построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

-                   доказательство;

-                   выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

-                   формирование проблемы;

-                   самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

В сфере познавательных УУД ученик научится:

-                   использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования;

-                   овладеют широким спектром логических действий и операций, включая общий приём решения задач.

^ К коммуникативным действиям относятся:

-                   планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

-                   постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборов информации;

-                   разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

-                   управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка его действий;

-                   умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

В сфере коммуникативных УУД  ученики смогут:

-                   учитывать позицию собеседника (партнёра);

-                   организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками;

-                   адекватно передавать информацию;

-                   отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

^ Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов   (на основе образовательных ресурсов УМК «Школа России»)

   Формирование УУД в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин. Каждый из предметов УМК «Школа России», помимо прямого эффекта обучения – приобретения определённых знаний, умений и, навыков, вносит свой вклад в формирование универсальных учебных умений.  


Приоритеты предметного содержания в формировании УУД

Смысловые акценты УУД

Русский язык

Литературное чтение

Математика

Окружающий мир

личностные

жизненное самоопределение

нравственно-этическая ориентация

смыслообразование

нравственно – этическая ориентация

регулятивные

 

Целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий (+ технология, физическая культура и др.)

познавательные общеучебные

 

 

моделирование (перевод устной речи в письменную)

смысловое чтение, произвольные и осознанные устные и письменные высказывания

моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач

широкий спектр источников информации

познавательные логические

 

формирование личных, языковых, нравственных проблем. Самостоятельное создание способов решения проблем поискового и творческого характера

 

анализ, синтез, сравнение, группировка, причинно – следственные связи, логические рассуждения, доказательства, практические действия

коммуникативные

 

Использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение: монологические высказывания разного типа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

^ Преемственность формирования УУД по ступеням общего образования в соответствии с УМК «Школа России»

Организация преемственности осуществляется при переходе от дошкольного образования к начальному образованию, от начального образования к основному образованию, от основного к среднему полному образованию. На каждой ступени образовательного процесса проводится диагностика (физическая, психологическая, педагогическая) готовности учащихся к обучению на следующей ступени.

Стартовая диагностика определяет основные проблемы, характерные для большинства обучающихся, и в соответствии с особенностями ступени обучения на определённый период выстраивается система работы по преемственности.

Преемственность формирования учебных действий по ступеням общего образования обеспечивается за счёт:

-                   принятия в педагогическом коллективе общих ценностных оснований образования, в частности – ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования – формирование умения учиться.

-                   четкого представления педагогов о планируемых результатах обучения на каждой ступени;

-                   целенаправленной деятельности по реализации условий, обеспечивающих развитие УУД в образовательном процессе (коммуникативные, речевые, регулятивные, общепознавательные, логические и др.).

Основанием преемственности разных ступеней образовательной системы становится ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования – формирования умения учиться.

В таблице представлены УУД, результаты развития УУД, их значение для обучения в начальной и основной школе.

  

УУД

Результаты развития УУД

Значение для обучения

Личностные действия

-смыслообразование

-самоопределение

Регулятивные

Адекватная школьная мотивация.

Мотивация достижения.

Развитие основ гражданской идентичности.

Рефлексивная адекватная самооценка.

Обучение в зоне ближайшего развития ребёнка. Адекватная оценка учащимся границ «знания и незнания». Достаточно высокая самоэффективность в форме принятия учебной цели и работы над её достижением.

Регулятивные,

личностные, познавательные,

коммуникативные

действия

Функционально – структурная сформированность учебной деятельности.

 Произвольность восприятия, внимания, памяти, воображения.

Высокая успешность в усвоении учебного содержания. Создание предпосылок для дальнейшего перехода к самообразованию.

Коммуникативные (речевые), регулятивные действия.

Внутренний план действия.

Способность действовать «в уме». Отрыв слова от предмета, достижение нового уровня обобщения.

Коммуникативные, регулятивные действия.

 

Рефлексия – осознание учащимся содержания, последовательности и освоений действий.

Осознанность и критичность учебных действий.

  

^ Планируемые результаты в освоении школьниками универсальных учебных действий по завершении начального обучения

Педагогические ориентиры: Развитие личности.

В сфере личностных универсальных учебных действий у выпускников будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение.

Педагогические ориентиры: Самообразование и самоорганизация.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию     (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Педагогические ориентиры: Исследовательская культура.

В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся воспринимать  и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.

Педагогические ориентиры: Культура общения

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.

«Условия, обеспечивающие развитие УУД в образовательном процессе».

Учитель знает:

-                   важность формирования универсальных учебных действий школьников;

-                   сущность и виды универсальных умений;

-                   педагогические приёмы и способы их формирования;

Учитель умеет:

-                   отбирать содержание и конструировать учебный процесс с учётом формирования УУД;

-                   использовать диагностический инструментарий успешности формирования УУД;

-                   привлекать родителей к совместному решению проблемы формирования  УУД.




Похожие:

Программа формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования iconПрограмма формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального образования
Нормативно-правовой и документальной основой программы формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального...
Программа формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования iconПрограмма формирования универсальных учебных действий (ууд) у обучающихся на ступени начального общего образования
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования на основе фгос и с учетом...
Программа формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования iconПрограмма формирования универсальных учебных действий у учащихся на ступени начального общего образования
Цель программы: создать условия для формирования и регулирования универсальных учебных действий обучающихся через образовательную...
Программа формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования iconПрограмма формирования универсальных учебных действий у учащихся на ступени начального общего образования
Цель программы: создать условия для формирования и регулирования универсальных учебных действий обучающихся через образовательную...
Программа формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования iconПрограмма формирования универсальных учебных действий у учащихся на ступени начального общего образования
Цель программы: создать условия для формирования и регулирования универсальных учебных действий обучающихся через образовательную...
Программа формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования iconПрограмма формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования
Функции. Состав и характеристики универсальных учебных действий на ступени начального общего образования
Программа формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования iconIV. программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования
Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий
Программа формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования iconПрограмма формирования универсальных учебных действий моу сош №3 п. Эльбан Амурского муниципального раойна
Сформированность универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования определяется на этапе завершения...
Программа формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования iconПрограмма формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего пояснительная записка
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего
Программа формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования iconПрограмма формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования. Пояснительная записка
Рственного образовательного стандарта начального общего образования, и призвана способствовать развитию системы универсальных учебных...
Программа формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования icon4. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы