Программа духовно нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования icon

Программа духовно нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования



НазваниеПрограмма духовно нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Дата конвертации04.10.2012
Размер155.98 Kb.
ТипПрограмма
источник

ПРОГРАММА ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ 

И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Нормативно правовой и документальной основой программы духовно- нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования являются Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования; Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Цель и задачи духовно-нравственного воспитания

Основная педагогическая цель – воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. 



В области формирования личностной культуры

- формирование способности к духовному развитию;

- формирование основ нравственного самосознания личности (совести);

- формирование основ морали;

- принятие обучающимися базовых национальных ценностей;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию;

- формирование способности к самостоятельным поступкам;

- развитие трудолюбия

В области формирования социальной культуры

- формирование основ российской гражданской идентичности;

- воспитание ценностного отношения к своей культуре;

- формирование патриотизма и гражданской солидарности;

- развитие навыков организации сотрудничества с окружающими;

- формирование уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям;

- формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения;

В области формирования семейной культуры

- формирование отношения к семье, как основе российского общества;

- формирование у обучающихся уважительного отношения к членам своей семьи;

- формирование представления о семейных ценностях

^ Ценностные установки духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся

Традиционными источниками нравственности являются:

-                   патриотизм – любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;

-                   социальная солидарность;

-                   гражданственность – долг перед Отечеством;

-                   семья – любовь и верность, забота и помощь;

-                   личность – саморазвитие и совершенствование;

-                   труд и творчество;

-                   наука – ценность знаний, стремление к познанию и истине;

-                   традиционные религии – представление о вере и духовности;

-                   искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека;

-                   природа – эволюция, родная земля;

-                   человечество – мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

^ Основные направления и ценностные основы духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся  в перспективе достижения национального воспитательного идеала осуществляется по следующим направлениям:

-                   воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

-                   воспитание нравственных чувств и этического сознания;

-                   воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

-                   формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;

-                   воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде                 (экологическое воспитание);

-                   воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Все направления духовно-нравственного развития и воспитания важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.

    ^ Содержание духовно – нравственного развития и  воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Обучающиеся на этой ступени образования требуют особого педагогического внимания. С поступлением в школу у ребёнка осуществляется переход к учебной деятельности, освоение новой социальной позиции, новой роли ученика, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, начинается формирование у ребёнка положительного отношения к образованию, школе, педагогам и сверстникам, вырабатываются основы его социального, гражданского поведения, характер трудовой, общественной, творческой деятельности. При этом существенное влияние на формирование указанных новообразований познавательной сферы, качеств  и свойств личности обучающегося оказывают принципиально новые условия жизнедеятельности современного ребёнка, которые требуют учёта при формировании подходов к организации его духовно нравственного развития и воспитания.

Чтобы воспитывать в современных условиях школа должна перейти к системному духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся, направленному на формирование морально-нравственного, личностно развивающего, социально открытого уклада школьной жизни.

В реализации данной задачи  категория «уклад школьной жизни» является базовой для организации пространства духовно-нравственного развития обучающегося, его эффективной социализации и своевременного взросления. Уклад школьной жизни педагогически интегрирует основные виды и формы деятельности ребёнка: урочную, внеурочную, внешкольную, семейную, общественно полезную, трудовую, эстетическую, социально коммуникативную и др. на основе базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, национальных духовных традиций народов России.

Школе как социальному субъекту – носителю педагогической культуры, несомненно, принадлежит ведущая роль в осуществлении духовно – нравственного развития и воспитания ребёнка. Уклад школьной жизни как уклад жизни обучающегося организуется педагогическим коллективом школы при активном и согласованном участии иных субъектов развития и воспитания (семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных религиозных и общественных организаций).

В основе программы духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования и организуемого в соответствии с ней уклада школьной жизни лежат следующие принципы:

-                   Принцип ориентации на идеал.

-                   Аксиологический принцип.

-                   Принцип следования нравственному примеру.

-                   Принцип идентификации (персонификации).

-                   Принцип диалогического общения.

-                   Принцип полисубъектности воспитания.

-                   Принцип системно-деятельностной организации воспитания.

Примерные виды деятельности МОУ «Средней общеобразовательной школы № 1 р.п. Лысые Горы Саратовской области» по духовно- нравственному воспитанию и развитию младших школьников 

Урочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внеклассная и внешкольная деятельность

 - уроки эстетического цикла: музыка, ИЗО, технология;

- уроки литературного чтения;

 - уроки окружающего мира;

 

  

 - курс «Истоки».

Проекты («Моя родословная», «Мои семейные традиции»,

«Семейная реликвия», «Города России» и др.)

 

Классные часы, беседы, праздники – утренники.

 

Спортивно – развлекательные мероприятия.

 

 

Индивидуальные беседы с учащимися.

^ Объединения по интересам

- музыкальная школа,          – художественная школа,     – спортивная школа,              -   танцевальный кружок,    – кружки вязания, оригами, «Мастерица», подвижные игры)

 

^ Общешкольные мероприятия.

- конкурсы рисунков,

-праздники для мам,

- новогодний праздник,

- смотр строя и песни,

- мероприятия, посвящённые Дню Победы.

 

 ^ Внешкольные виды деятельности.

- тематические экскурсии по родному краю, по Саратовской области;

 - посещение театров и музеев города Саратова.

       Коллективные творческие дела могут иметь начало в рамках предметного содержания и продолжаться во внеурочной деятельности.

^ Совместная деятельность школы, семьи и общественности по  духовно – нравственному развитию и воспитанию обучающихся
   
         Важным условием эффективной реализации задач духовно – нравственного развития и воспитания является эффективность педагогического взаимодействия различных социальных субъектов при ведущей роли педагогического коллектива ОУ. Школа может взаимодействовать, в том числе на системной основе, с традиционными религиозными организациями, общественными организациями и объединениями гражданско-патриотической, культурной, экологической  и иной направленности, детско-юношескими и молодёжными движениями, организациями, объединениями, разделяющими в своей деятельности базовые национальные ценности и готовыми содействовать достижению национального педагогического идеала. При этом могут быть использованы различные формы взаимодействия:

-                   реализация педагогической работы указанных организаций и объединений с обучающимися в рамках отдельных программ, одобренных педагогическим советом ОУ и родительским комитетом ОУ;

-                   проведение отдельных и совместных мероприятий.

     Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся.

Педагогическая культура родителей обучающихся – один из самых действенных факторов их духовно – нравственного развития и воспитания, поскольку уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов, формирующих нравственный уклад жизни обучающегося.

Система работы МОУ «Средней общеобразовательной школы №1 Лысые Горы Саратовской области» по повышению педагогической культуры родителей основана на следующих принципах:

-                   совестная педагогическая деятельность семьи и школы;
сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей;

-                   педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;

-                   поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей;

-                   содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;

-                   опора на положительный опыт семейного воспитания.

Знания, получаемые родителями должны быть востребованными в реальных педагогических ситуациях и открывать им возможности активного, квалифицированного, ответственного, свободного участия в воспитательных программах и мероприятиях.

В системе повышения педагогической культуры родителей МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 р.п. Лысые Горы Саратовской области» использует различные формы работы: родительские собрания на духовно – нравственные темы, собрание – диспут, родительский лекторий, семейная гостиная, встреча за круглым столом, вечер вопросов и ответов, педагогический практикум, анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно – нравственного воспитания в семье, ведение социального паспорта класса, проведение совместных праздников и мероприятий (выставки, конкурсы, встречи и др.), организация совместного досуга родителей и детей.                  

 Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования    

В результате реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования обеспечивается достижение обучающимися:

                   воспитательных результатов – тех духовно-нравственных приобретений, которые получил обучающийся вследствие участия в той или иной деятельности;

-                   эффекта – последствия результата, того, к чему привело достижение результата (развитие обучающегося как личности, формирование его компетентности, идентичности и т.д.).

При этом учитывается, что достижение эффекта – развитие личности обучающегося, формирование его социальной компетентности и т.д. – становится возможным благодаря воспитательной деятельности педагога, других объектов духовно-нравственного развития и воспитания (семьи, друзей, ближайшего окружения, общественности, СМИ и т.п.), а также собственными усилиями обучающегося.

Воспитательные результаты и эффекты деятельности обучающихся распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов – приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т.п.) первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

 Второй уровень результатов – получение обучающимися опыта переживаний и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т.е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов – получение обучающимися опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

     С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

-       на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;

-       на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности.

Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся – формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т.д.

Обучающимися могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты:

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

-                   ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;

-                   элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуры российского общества, наиболее значимых страницах  истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;

-                   первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;

-                   опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

-                   опыт социальной и межкультурной коммуникации;

-                   начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

-                   начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;

-                   нравственно – этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими  детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми  нравственными нормами;

-                   уважительное отношение к традиционным религиям;

-                   неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

-                   способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

-                   уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;

-                   знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.

   Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

                   ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;

                   ценностное и творческое отношение к учебному труду;

                   элементарные представления о различных профессиях;

                   первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

                   осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создание нового;

                   первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

                   потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;

                   мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

                   ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

                   элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического и социально – психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;

                   первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;

                   первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образование, труда и творчества;

                   знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

                   ценностное отношение к природе;

                   первоначальный опыт эстетического, эмоционально – нравственного отношения к природе;

                   элементарные знания о традициях нравственно – этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;

                   первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;

                   личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

                   первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;

                   первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;

                   элементарные представления об эстетических  и художественных ценностях отечественной культуры;

                   первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;

                   первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и в социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;

                   первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;

                   мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи. 




Похожие:

Программа духовно нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Нормативно-правовой и методологической основой программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального...
Программа духовно нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования iconПрограмма «Духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования»
Новой про­граммы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на сту­пени начального общего образования мо школы – интерната...
Программа духовно нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Нормативно-правовой и документальной основой Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени...
Программа духовно нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Нормативно-правовой и документальной основой Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени...
Программа духовно нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования iconПрограмма духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся на ступени начального общего образования Пояснительная записка
Бучающихся на ступени начального общего образования разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального...
Программа духовно нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования iconПрограмма духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального...
Программа духовно нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования iconПрограмма духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании»
Та начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России1,...
Программа духовно нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального...
Программа духовно нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Нормативно-правовой и методологической основой программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального...
Программа духовно нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования iconОглавление Пояснительная записка Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Программа духовно нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования с учётом реализации умк «Планета знаний»
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы