Методические рекомендации по проведению дня знаний г. Саратов 2011 Методические рекомендации по проведению Дня Знаний Саратов, 2011. 22 с
Методические рекомендации по проведению дня знаний г. Саратов 2011 Методические рекомендации по проведению Дня Знаний Саратов, 2011. 22 с icon

Методические рекомендации по проведению дня знаний г. Саратов 2011 Методические рекомендации по проведению Дня Знаний Саратов, 2011. 22 с



НазваниеМетодические рекомендации по проведению дня знаний г. Саратов 2011 Методические рекомендации по проведению Дня Знаний Саратов, 2011. 22 с
Дата конвертации04.10.2012
Размер312.4 Kb.
ТипМетодические рекомендации
источник

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ


ГАОУ ДПО «САРАТОВСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ»


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПРОВЕДЕНИЮ ДНЯ ЗНАНИЙ


г. САРАТОВ - 2011


Методические рекомендации по проведению Дня Знаний – Саратов, 2011. – 22 с.


Авторы-составители:

Н.Б. Дворцова, О.И. Мочалова, Н.А. Полякова, Е.Н. Текучева


Данные методические рекомендации адресованы учителям начальных классов, классным руководителям учащихся основной и старшей школы, заместителям директоров по воспитательной работе образовательных учреждений.

Предлагаемые материалы носят рекомендательный характер. Педагог может, опираясь на представленные разработки провести занятие, исходя из собственного опыта, возрастных особенностей учащихся.


© Министерство образования Cаратовской области, 2011

© ГАОУ ДПО «Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования», 2011


^ Методические рекомендации

по проведению единого классного часа, посвященного

Году Российской космонавтики


Космос, и спутник, и старт с космодрома -

Вот эти слова, что нам с детства знакомы.
В Саратове нашем когда - то учился,


И, в космос, слетав,
Он у нас приземлился.
Мы «земляне»
И этим гордимся,


^ Всё узнать
О вселенной стремимся.
Помним и знаем,
Что полвека назад
Шар земной облетел


Первым наш космонавт.
Был всеми любим
И везде узнаваем
Наш герой — космонавт


^ Это Юрий Гагарин!


Калашникова Анастасия 5 «А» класс МОУ "СОШ №63"


ВВЕДЕНИЕ

В 2011 г. всё прогрессивное человечество отмечает 50-десятую годовщину со дня полета в космос первого землянина Юрия Алексеевича Гагарина. Тернист полувековой путь Российской космонавтики: от первых пилотируемых кораблей и орбитальных станций до многоцелевых пилотируемых орбитальных комплексов. В ознаменование этой юбилейной даты в нашей стране по решению Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева 2011 год объявлен Годом российской космонавтики.

Дмитрий Медведев отметил, что Россия даже после 50 лет полета Юрия Гагарина гордится своей первостепенной причастностью к развитию космоса. «Этот праздник считается у нас общенациональным, а теперь, в знак заслуг перед нашей страной, признан и во всем мире. Значительная часть даже жителей нашей страны родилась после полета Юрия Алексеевича Гагарина, но это не значит, что это событие осталось где-то далеко. Очевидно, что это тогда был такой мощнейший триумф нашей страны, и он до сих пор также ощущается огромным количеством людей в нашей стране и за границей. До сих пор наши граждане гордятся всеми, кто причастен к космосу - космонавтами и теми, кто создает космическую технику, и вообще всеми, кто способствует этому процессу» - сказал президент.

Саратов и космос - сегодня эти понятия неразделимы. Именно в нашем городе учился и совершал первые полеты в небо Юрий Гагарин. Символично и то, что именно на саратовской земле приземлились первые космонавты Ю.Гагарин и Г.Титов.

Современная школа призвана способствовать всестороннему развитию личности учащихся, воспитанию уважения к истории науки и культуры. История развития отечественной космонавтики вызывает чувство гордости за нашу страну. Ни одно поколение людей разных профессий посвятило космонавтике свою жизнь, внесло свою лепту в освоение космоса. Без достижений российских ученых, инженеров, конструкторов, рабочих не возможен бы был первый полет, выход человека в космос. Празднование этой знаменательной даты – это дань тем, кто прославил свое Отечество, и педагогическая традиция патриотического воспитания подрастающего поколения, способствующая формированию чувства гражданственности, осознанного выбора будущей профессии, необходимой для личности и государства.

В связи с вышесказанным, Министерство Саратовской области рекомендует провести 1 сентября 2011 года во всех образовательных учреждениях Саратовской области единый классный час, посвященный «Году Российской космонавтики».

Основная цель классного часа: воспитание в подрастающем поколении чувства гордости за нашу страну и её героев, уважения к ее научным достижениям, содействие формированию у учащихся грамотности в области истории освоения космического пространства, развитию социальной и творческой активности.

Предлагаемые рекомендации призваны помочь педагогам организовать и провести классный час по указанной тематике с учетом собственного педагогического опыта, уровня подготовки учащихся, их возрастных особенностей и  специфики обучения в начальной, основной и старшей школах.


^ ТЕМАТИКА, ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ

И ОТБОР СОДЕРЖАНИЯ КЛАССНОГО ЧАСА, ПОСВЯЩЕННОГО

«ГОДУ РОССИЙСКОЙ КОСМОНАВТИКИ»

В начальной школе (1-4 классы) у детей младшего школьного возраста происходит развитие познавательных интересов и самой личности ребенка. Поэтому основой для организации классных часов должен стать личностно- ориентированный подход. С другой стороны, у ребят этого возраста доминирует эмоционально – чувственное отношение к миру. Через слово и образ в детском сознании закрепляются важные ценностные ориентиры. Поэтому учащимся этих классов следует рассказать о том, что такое космос, кто был первым открывателем внеземного пространства, краткую биографию первого космонавта Ю.А.Гагарина, акцентируя внимание на «саратовском» периоде его жизни (1951-1955 гг. – учеба в техникуме и аэроклубе, 1960г. – тренировки в составе отряда космонавтов, 1961г. – приземление после космического полета, 1965г. – участие в торжествах, посвященных юбилею индустриально-педагогического техникума).

Примерная тематика классного часа:

1-4 класс

  1. Небесный первопроходец.

  2. Утро космической эры.

  3. Первый космонавт Земли.

  4. Саратов и космос.

  5. Как стать космонавтом.

Формы проведения: игра, экскурсия, игра-путешествие, беседа и др.

В основной школе (5 – 9 классы) единый классный час может в более полной мере, чем в начальной школе, решать задачи познавательного характера. Его цель – на примере полета Ю.А. Гагарина и других российских космонавтов (Г. Титова, А. Леонова, Г.Гречко, В. Терешковой, С.Волкова и др.) расширить знания школьников, касающиеся как  исторических, так и естественнонаучных аспектов полетов человека в космос, пояснить школьникам некоторые этапы предполетной подготовки космонавтов, жизнедеятельности в космосе. С этой целью целесообразно использование видео- и анимационных материалов ЦОР. Так же учащихся можно познакомить с интересными фактами (http://muzey-factov.ru/tag/astronautics) и научными космическими открытиями (http://www.vseprokosmos.ru/kosmos.html).

Примерная тематика классного часа:

5-9 класс

1. Межгалактический интернет.
2. Жизнь в Солнечной системе.
3. Да будет свет! Из космоса.
4. Молекулы жизни на Млечном пути.
5. Адмирал звёздного океана.
6. Юрий Гагарин - космический Колумб.
Формы проведения: активная лекция, викторина, брей-ринг, путешествие, конкурс, акция и др.

В старших классах (10 - 11 классы) можно выстроить классный час по трём направлениям:

1) в большей степени уделить внимание вопросам проблемного, поисково-исследовательского характера, например:

  • Как бы вы выбрали географическое расположение космодрома для оптимального запуска космического корабля? 

  • Как влияют солнечная активность и интенсивность космических лучей на работу космических аппаратов и пребывание человека в космосе?

  • Проблема космического мусора. Чем он грозит планете Земля.

  • Эволюция на чужих планетах.

  • Время и космос.

  • Закат Вселенной.

2) организовать диалог о значении личности в истории на примере лётчиков-космонавтов, летчиков-испытателей, инженеров-конструкторов. (К.Э. Циолковский, Н.С. Лидоренко, С.П. Королев, Ю.А. Гагарин и др.). В День космонавтики Дмитрий Медведев вручил высокие государственные награды выдающимся отечественным и зарубежным космонавтам, а также сотрудникам ракетно-космической отрасли. Медалью «За заслуги в освоении космоса» награждены 67 российских и 63 иностранных гражданина. В этом списке еще шесть иностранных граждан, которые ранее были удостоены звания Героя Советского Союза - Александр Александров и Георгий Иванов (Болгария), Берталан Фаркаш (Венгрия), Мирослав Гермашевский (Польша), Жан-Лу Кретьен (Франция), Думитр Прунаршу (Румыния) и Владимир Ремек (Чехия). Орденом Дружбы президентским указом награждены наши легендарные космонавты Алексей Леонов, Валентина Терешкова, Владимир Шаталов, Валерий Быковский, Борис Волынов и Виктор Горбатко.

3) Организовать просмотр и обсуждение художественного фильма о космосе.

Формы проведения: сократовская беседа, диалог, диспут, дискуссия в аквариуме, просмотр, встреча с интересными людьми и др.


ИНФОРМАЦИЯ

^ ДЛЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ


Интересные факты истории развития космонавтики (http://www.astronaut.ru/bookcase/books/denisov/text/03.htm)

 

Еще с древнейших времен люди изобрели пороховые ракеты. Они служили средством развлечения во время народных празднеств. В средние века ракеты уже применялись в военном деле. Впервые на возможность использования ракет для «исследования мировых пространств» указал основоположник космонавтики русский ученый К.Э.Циолковский.

В своей работе «Исследование мировых пространств реактивными приборами», вышедшей в 1903 году, он впервые вывел основную формулу движения ракеты в пространстве, обосновал возможность использования ракетных аппаратов для межпланетных сообщений, исследовал влияние силы сопротивления воздуха на движение ракеты и многое другое. Значение его многочисленных работ и высказанных в них идей о возможности полетов в космическое пространство для развития космонавтики неоценимо.

Важнейшими из них являются: создание искусственных спутников Земли как промежуточных станций для полета к другим планетам; создание ракетных двигателей, использующих различные топлива; создание оранжерей на станциях для выращивания овощей во время космического полета; создание ракетных поездов для достижения высоких космических скоростей; создание методики торможения и посадки ракеты на Землю или другие планеты и т.д.

Большой творческий вклад в рождение практической космонавтики внесли наши крупнейшие ученые, такие, как М.В.Келдыш, С.П.Королев, В.П.Глушко, М.К.Янгель, Б.Н.Петров, Г.И.Петров, Л.И.Седов, В.В.Парин, А.Ю.Ишлинский, А.А.Благонравов, А.М.Исаев, Г.Н.Бабакин, Ю.А.Победоносцев, М.К.Тихонравов и ряд других. Многие из них руководили и руководят крупнейшими научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими организациями, их трудом закладывались теоретические и практические основы космонавтики.  

Чтобы осуществить первый полет человека в космос, необходимо было создать пилотируемые космические корабли со сложной аппаратурой, способной поддерживать необходимые для жизнедеятельности человека во время полета условия, отработать надежные системы ориентации, управления и связи, а кроме того, обеспечить устойчивую наземную систему контроля за полетом корабля.

12 апреля 1961 года в 9 часов 07 минут по московскому времени в Советском Союзе был дан старт космическому кораблю «Восток», пилотируемому летчиком-космонавтом коммунистом Ю.А.Гагариным. И сегодня, после того как произведено несколько десятков стартов пилотируемых кораблей и в космосе побывало свыше 50 отважных землян, когда люди совершили несколько экспедиций на Луну, неоднократно выходили в космическое пространство, выполняли сложнейшие маневры на космических трассах, полет Юрия Алексеевича Гагарина, ставшего Колумбом космоса, остается, пожалуй, самой знаменательной вехой в истории человечества и космонавтики.

Как бы далеко ни уходили от Земли космические корабли, сколько бы новых трасс ни было проложено, а человечество никогда не забудет день 12 апреля 1961 года и советского парня из Гжатска, проложившего людям путь к звездам. Сын советского народа, коммунист Юрий Гагарин своим бессмертным подвигом убедительно доказал, что человек может жить и работать в условиях космического полета.

Сделав один оборот вокруг Земли, корабль «Восток» успешно совершил посадку в заданном районе. Это был первый шаг человека в неизведанное, шаг, который труднее всего сделать.

В ознаменование исторической даты 12 апреля 1961 года - дня первого полета человека в космос Международная авиационная федерация (ФАИ) приняла решение с 1969 года отмечать этот день как Всемирный молодежный день авиации и космонавтики. Оно является еще одним свидетельством признания величайшего значения этого полета для всего развития космонавтики, признания грандиозных достижений советского народа в покорении космического пространства. Кроме того, ФАИ учредила Золотую медаль имени Ю.А.Гагарина и награждает ею летчиков-космонавтов за наивысшие результаты в освоении космического пространства в мирных целях.

Первый космический полет человека полностью подтвердил правильность и надежность теоретических и конструктивных разработок и принципов, положенных в основу создания советских пилотируемых космических кораблей.

Несколько позже, в мае и июле 1961 года, в США были осуществлены полеты (по баллистической траектории в капсуле «Меркурий») соответственно космонавтов А.Шепарда и В.Гриссома. В августе того же 1961 года 25 часов в космосе провел советский летчик-космонавт Г.Титов, а в феврале 1962 года совершил первый орбитальный полет американский космонавт Д.Гленн. Так началось «обживание» окрестностей нашей планеты.

Вслед за первыми полетами последовали другие. Каждый новый с учетом результатов и опыта предыдущих был подъемом на очередную ступеньку бесконечной лестницы, ведущей к овладению космосом, вносил существенный вклад в развитие науки и техники.

Первый в мире групповой полет советских космонавтов А.Николаева и П.Поповича, во время которого их корабли «Восток-3 и «Восток-4» на несколько километров подходили друг к другу, позволил считать стыковку делом завтрашнего дня. Последующий групповой полет летчика-космонавта В. Быковского и первой в мире женщины летника-космонавта В. Терешковой на одноместных кораблях «Восток-5» и «Восток-6» подтвердил возможность осуществления в космическом пространстве сложных экспериментов, явился дальнейшей проверкой принятых научно-технических решений и позволил продолжить изучение влияния различных факторов космического полета на организм человека.

Групповые полеты советских космонавтов на одноместных кораблях «Восток» и американских космонавтов на кораблях «Меркурий» дали многое. Но логика последовательного развития космонавтики ставила на повестку дня все новые задачи. Программы полетов становились обширнее и сложнее. Их выполнение было уже не под силу одному человеку. И советские ученые вместе с конструкторами создали первый многоместный корабль «Восход». На нем они предусмотрели все необходимое для жизни и работы в космическом полете целого экипажа. Таким первым в мире космическим экипажем стал советский, состоявший из летчика В.Комарова, ученого К.Феоктистова и врача Б.Егорова.

Во время полета в октябре 1964 года «Восхода-1» была выполнена обширная программа по испытанию трехместного космического пилотируемого корабля, исследована работоспособность и взаимодействие в полете группы космонавтов, проведены некоторые физико-технические, научные и медико-биологические исследования. Впервые ученые работали и вели наблюдения в условиях космического полета.

Принципиально новый шаг в освоении космоса человеком был сделан в марте 1965 года, когда на орбиту спутника Земли мощной ракетой-носителем был выведен советский корабль-спутник «Восход-2» с космонавтами П.Беляевым и А.Леоновым на борту. На втором витке полета А. Леонов в специальном скафандре впервые в истории космонавтики осуществил выход в космическое пространство, удалился от корабля на расстояние до нескольких метров, провел комплекс запланированных исследований и благополучно возвратился в корабль. Выход человека в открытый космос явился беспримерным подвигом, который доказал, что человек может не только совершать полеты в космос, но и работать непосредственно в космическом пространстве вне корабля. Решение этой трудной задачи ознаменовало собой начало качественно нового этапа в развитии космонавтики.

1969 год принес космонавтике новые крупные успехи. В январе этого года на орбиты искусственных спутников Земли были выведены советские космические корабли «Союз-4» и «Союз-5».

Мужественные летчики-космонавты В.Шаталов, Б.Волынов, Е.Хрунов и А.Елисеев успешно выполнили в процессе орбитального полета взаимный поиск, многократное маневрирование, причаливание и ручную стыковку кораблей, что позволило создать первую в мире экспериментальную космическую станцию. Впервые в истории космоплавания два космонавта совершили групповой переход через космическое пространство из корабля «Союз-5» в корабль «Союз-4».

Полеты кораблей «Союз» позволили осуществить много других сложных научно-технических экспериментов в космосе.

Советские ученые, конструкторы и космонавты многое сделали, чтобы приблизить время создания постоянно действующих орбитальных станций.

Таким новым и важным шагом на пути к созданию в околоземном космическом пространстве долговременных орбитальных научных станций явился полет станции «Салют», которая была выведена на орбиту искусственного спутника Земли в апреле 1971 года.

Программа продолжавшегося около шести месяцев полета орбитальной станции «Салют» состояла из нескольких этапов. Вначале станция функционировала в автоматическом режиме. На втором этапе был проведен совместный полет станции с космическим кораблем «Союз-10», пилотируемым экипажем в составе космонавтов В.Шаталова, А.Елисеева и Н.Рукавишникова.


^ Первый космонавт

12 апреля 1961 года. Как будто давно это было и вместе с тем так недавно! Этот солнечный весенний день стал праздником для всего человечества, звездным днем Земли, началом космической эры. В то памятное утро советский летчик Юрий Алексеевич Гагарин совершил первый в истории человечества полет в космос на корабле «Восток». 108 минут — время, за которое он облетел земной шар, потрясли мир.

Саратовцам особенно приятно осознавать, что человек, совершивший этот дерзновенный полет, в течение нескольких лет жил у нас, стал «парнем из нашего города». В одном из приветствий саратовцам Гагарин писал: «Город Саратов я по праву могу считать своей второй родиной, городом моей юности – здесь я учился в индустриальном техникуме… здесь же я учился в аэроклубе ДОСААФ, здесь началась моя крылатая юность».

Решением горисполкома космонавту было присвоено звание Почетного гражданина города Саратова.

В августе 1951 года, после окончания ремесленного училища в Люберцах, Ю.А.Гагарин был принят в Саратовский индустриально-педагогический техникум, занимался много, упорно и через четыре года окончил техникум с отличием, получив специальность литейщика. В свободное время Юрий Гагарин любил отдыхать в «Липках», на Набережной, часто ходил в театр оперы и балета, в драмтеатр, художественный музей им. А.Н.Радищева. Много занимался спортом, был капитаном баскетбольной команды.

Индустриально-педагогическому техникуму (ныне Саратовский государственный профессионально – педагогический колледж) присвоено имя его воспитанника, первопроходца космоса Ю.А.Гагарина. На здании установлена мемориальная доска. В одном из помещений колледжа создана Комната-музей космонавта №1.

Еще в техникуме Гагарина потянуло к самолетам. 26 октября 1954 года он был зачислен в Саратовский аэроклуб на отделение пилотов. Всю зиму курсанты изучали конструкцию самолета, слушали лекции по самолетовождению, осваивали материальную часть. Первыми наставниками Ю.А.Гагарина в летном деле стали летчик-инструктор Д.П.Мартьянов и командир звена Герой Советского Союза С.И.Сафронов. В один из июльских дней 1955 года курсант Гагарин самостоятельно поднялся в небо на учебном самолете ЯК-18 №06. Так он стал летчиком. На мемориальной доске, установленной на здании, горят выбитые золотом слова: «Здесь в аэроклубе в 1954-1955 гг. обучался летному делу Герой Советского Союза первый космонавт мира Юрий Алексеевич Гагарин». Самолет ЯК-18 №06 торжественно передан на вечное хранение Областному музею краеведения, где находится и по настоящее время.

Окончив аэроклуб, Ю.А.Гагарин в 1955 году уехал в Оренбург в летное училище.

12 апреля 1961 года в 10 часов 55 минут по московскому времени, Ю.А.Гагарин, облетев Землю, благополучно приземлился за Волгой, юго-западнее г. Энгельса (примерно в 26 километрах). «Случилось, как в хорошем романе, - писал Гагарин в книге «Дорога в космос», - мое возвращение из космоса прошло в тех самых местах, где я впервые в жизни летал на самолете». Безымянное некогда поле колхоза «Ленинский путь», на котором приземлился космонавт, теперь называется Гагаринским. На месте приземления установлен 27-метровый обелиск - взметнувшаяся в небо стальная стрела, увенчанная ракетой (уменьшенная копия монумента покорителям Вселенной, сооруженного в Москве на проспекте Мира).

После исторического полета Юрий Алексеевич с отличием закончил Военно-воздушную инженерную академию им. Н.Е. Жуковского и участвовал в обучении и тренировке космонавтов, руководил космическими полетами.

Он был первым. Его подвиг будут вспоминать и через столетия. И в безмерных далях космоса, которых достигнут идущие за ним, будут жить те 108 минут истории, которые открыли новую эру. Космическую эру человечества. Обаятельный и простой, с бесстрашным сердцем, Гагарин навсегда останется в памяти людей – Колумб Вселенной, наш современник и в то же время человек, который ушел вперед, обогнав свое время.


Список литературы для подготовки классного часа:

  1. Белоцерковский С.М. Диплом Гагарина. – М.: Молодая гвардия, 1986.

  1. Гагарин В.А. Мой брат Юрий. – Минск: Юнацтва, 1982.

  1. Гагарина А.Т. Память сердца. – М: Изд-во АПН. 1985.

  1. Глазков Ю.Н., Колесников Ю.В. В открытом космосе. – М: Педагогика, 1990.

  1. Голованов Я.К. Дорога на космодром. – М: Дет. лит., 1982.

  1. Горьков В.Л., Авдеев Ю.Ф. Космическая азбука. – М: Дет.лит., 1990.

  1. Зверев Ю., Оксюта Г. Юрий Гагарин на земле Саратовской. – Саратов: Приволж. кн. изд-во, 1972.

  1. Коптев Ю.И., Никитин С.А. Космос. – Л.: Дет. лит.,1982.

  1. Кошурникова Р.В. Космонавтом быть хочу! - М: Педагогика, 1983.

  1. Максимов Е.К. Имя твоей улицы. – Саратов: Приволж. кн. изд-во, 1986.

  1. Малинин Г.А. Саратов. Очерк-путеводитель. – Саратов: Приволж. кн.изд-во, 1980.

  1. Палькин Н.Е. Город волжской судьбы. – Саратов: Приволж. кн. изд-во, 1990.

  1. Россошанский В.И. Наш Гагарин. – Саратов: Приволж. кн.изд-во, 1989.

  1. Рузанова Н.В. Юность космонавта. – М.: ДОСААФ, 1984.




  1. Советские и российские космонавты. 1960-2000. Справочник. М., Новости космонавтики, 2001, 408 стр.

  2. Степанов В.А. Юрий Гагарин. – М.: Молодая гвардия, 1987.




Интернет - ресурсы:






















Рекомендуется также использовать материалы официального сайта Федерального космического агентства (www.roscosmos.ru) и (http://www.kocmoc.info/).


^ Игровая программа,

посвященная Году Российской космонавтики


Из опыта работы Павловой Е.В.,

культорганизатора Центра детского творчества

Ленинского района г. Саратова

Сценарный план

Ведущий: По решению Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева 2011 год объявлен Годом российской космонавтики. Для нас кажется привычным, что стартуют с Земли космические корабли. В высоких небесных далях происходят стыковки космических аппаратов. Месяцами в космических станциях живут и трудятся космонавты, уходят к другим планетам автоматические станции. Вы можете сказать “что тут особенного?”

Но ведь совсем недавно о космических полетах говорили как о фантастике. И вот 4 октября 1957 года началась новая эра – эра освоения космоса. 12 апреля 1961 года впервые в мире на космическом корабле “Восток” совершил полет первый космонавт планеты. Им был наш гражданин Юрий Алексеевич Гагарин.

Жители Земли всегда будут с благодарностью помнить имена людей, открывших новую сферу человеческой деятельности. В этом созвездии одни из самых ярких – имя первого космонавта планеты Юрия Гагарина и имя главного конструктора академика Сергея Павловича Королева.

В этом году исполняется 50 лет со дня первого полета в космос. И поэтому наша игровая программа будет посвящена этой знаменательной дате.

Сейчас вы станете свидетелями космического путешествия двух экипажей. И пусть это не настоящий космический полет, но ведь, возможно, наши сегодняшние "космонавты" через 10-15 лет поведут корабли к другим планетам или будут создавать эти корабли.

Ведущий: Нам нужно сформировать 2 команды по 10 человек. Мои помощники с помощью жетонов двух цветов наберут команды. После этого я попрошу вас придумать название вашему экипажу, девиз, выбрать капитана.

(звучит музыка, формируются команды)

Ведущий: (звучит музыка, идет построение команд)

Встречаем экипажи. Наши космонавты прошли строгий отбор.

Представляются экипажи:

Командир корабля...

На протяжении всего полета за их работой будет наблюдать Центр управления полетом (жюри) (состав жюри выбирается из зрителей) и даст оценку готовности экипажей к выполнению различных заданий. За правильно выполненное задание команде присуждается 5 баллов. За второе место в выполнении задания – 1 балл. Экипажам доложить о готовности.

Команда …. к полету готова?

Команда …. к полету готова?

Ведущий: Дорогие члены экипажей, сейчас мы с вами совершим увлекательное путешествие "Земля-Марс-Земля". Во время игры мы выясним, чья команда лучше знает историю покорения космоса, физику космических полетов.

Очень многое будет зависеть от вашей организованности, внимания, быстроты реакции к командам с Земли.

Вас, как и настоящих космонавтов, ждут неожиданности. Будьте готовы к ним.

^ 1-й этап. «Испытание будущих космонавтов»

Проверим физическую подготовку.

Во время полета нужно будет переходить из одного отсека в другой, преодолевать препятствия. Проверим вашу физическую подготовку.

Каждой команде нужно пройти дистанцию: обогнуть змейкой кегли (кубы), перепрыгнуть через скакалку, пролезть через обруч, вернуться бегом в свою команду, передать эстафету следующему участнику.

^ 2-й этап. «Солнечная система»

А сейчас проверим ваше знание астрономии.

Каждой команде раздается по 10 воздушных шаров и маркер. Задача каждой команды: надуть шары, написать названия планет солнечной системы и расположить их в правильном порядке, начиная с Солнца. (Солнце, Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон)

^ 3-й этап. «Интеллектуальный»

А теперь немного истории, как вы изучили Солнечную систему, знаете ли вы своих предшественников? Кто даст больше ответов?

Вопросы задаются по очереди экипажам:

1. Кто первый разработал принцип реактивного движения? (Кибальчич Н.И.).

2. Малые планеты (астероиды).

3. Кому принадлежат слова "Я надеюсь, что мои работы - может быть, скоро, в отдаленном будущем - дадут горы хлеба, бездну могущества"? (К.Э. Циолковский).

4. Сколько длился полет Гагарина? (108 минут).

5. Кто первым вышел в открытый космос? (Алексей Леонов).

6. Кто из космонавтов приземлился на территории Пермской области. (Павел Беляев и Алексей Леонов).

7. Сколько планет в Солнечной системе? Назовите по порядку. (9 планет).

8. Можно ли на Луне пользоваться компасом? (Нет, так как отсутствует магнитное поле).

9. Небесное тело, сгоревшее в атмосфере. (Метеор).

10. Сможет ли космонавт в летящем космическом корабле перелить воду из одного сосуда в другой? (Нет, невесомость).

11. По какой яркой звезде можно ориентироваться на местности?

12. Назовите однофамильцев космонавтов, встречающихся в нашей школе. (Беляев, Титов, Попов, Левченко, Шаталов, Николаев, Лебедев, Губарев, Соловьев).

^ 4-й этап: «По кратерам Луны»

Земля – удивительная планета. На ней живут люди, животные, астения. А на других планетах жизни нет. Космонавты побывали на Луне, видели лунные кратеры, острые камни, трещины, безжизненную поверхность спутника. Каждой команде раздают по 2 круга из картона. Задача команд по очереди каждый участник должен преодолеть дистанцию, переходя только по кругам – «кратерам». Таким же образом вернуться в команду и передать эстафету следующему участнику команды. Игра продолжается.

^ 5-й этап: «Наша планета Земля»

Первыми словами Юрия Гагарина с орбиты были: "Красота-то какая! Как прекрасна наша планета!" Любуясь нашей планетой в иллюминатор, члены экипажа определяют местность, над которой они пролетают. Наносят на карту названия рек, озер, островов, морей, океанов. Задача каждой команды изобразить вид из космоса на нашу планету.

Ведущий: А пока наши команды выполняют задание, я предлагаю всем болельщикам поиграть в веселую игру, которая называется «парад звезд». Все желающие встают в круг, в центре круга лежат большие звезды, на одну меньше, чем участников. Пока звучит музыка, все участники двигаются по кругу, как только музыка останавливается нужно взять одну звезду. Кому не хватило – выбывает из игры. Игра продолжается.

^ 6-й этап (завершающий): «Живой кроссворд»

Участникам команд раздаются буквы, составляющие слово «космонавтика». Я буду задавать вам вопросы, ответы на которые вы будете составлять из данных букв.

  1. Часть лица (нос)

  2. Переправа через реку (мост)

  3. Главный ингредиент шоколада «Баунти» (кокос)

  4. Домашнее животное (кот)

  5. Это мы видим закрытыми глазами (сон)

  6. Человек, побывавший на Луне (космонавт)

Ведущий: Наше путешествие подошло к концу, экипажи возвращаются на Землю. Жюри подводит итоги и называет победителя нашего конкурса.

Слово жюри. Награждение победителя.

Ведущий:

Когда последний закруглен

виток.

Так хорошо сойти на Землю

снова

И окунуться после всех тревог

В живую красоту всего земного.

Галактика в свеченье звездных

трасс,

Нам на нее глядеть,

не наглядеться,

Но, поднимаясь в небо,

всякий раз

Своей Земле мы оставляем

сердце.

Из 40000 профессий, существующих на Земле, профессия космонавта самая трудная, опасная и ответственная. Это настоящий подвиг. Подвиг научный, технический, организационный, но прежде всего - чисто человеческий. Завоевание космоса только начинается. С Днем Космонавтики!!!



^ Шаг во Вселенную

(конкурс эрудитов) для 9-11 классов


Сценарий конкурса

Цель: популяризация знаний по астрономии и достижений в области космонавтики, расширение кругозора, развитие познавательной активности, коммуникативных способностей учащихся, чувства солидарности, здорового соперничества, совершенствование навыков групповой работы.

Эпиграф. Две вещи поражают нас больше всего - звезды над головой и совесть внутри нас ...

(Древняя мудрость)

Все люди живут под одним и тем же небом. Его красота пробуждает в нас высокие и светлые чувства, дарит радость творческого вдохновения. Его тайны призывают человеческий разум к размышлению, к исследованию физического мира. Понять природу наблюдаемых тел и явлений во Вселенной, дать объяснение их свойствам, узнать, как они возникают и развиваются, люди хотели всегда. Они строили картину мира в соответствии с теми данными, которыми располагали.

С течением времени картина менялась, потому что появлялись новые факты и новые мысли о сущности наблюдаемых явлений, а главное - появлялась возможность проверить правильность тех или иных идей через наблюдения и измерения, используя достижения смежных с астрономией наук, прежде всего физики.

Не всегда изменение взглядов на мир носило характер простого уточнения - иногда это была настоящая революционная ломка старых представлений, как, скажем, утверждение гелиоцентрической системы Коперника или теория относительности Эйнштейна. Но и в эти переломные моменты астрономы сохранили глубокое уважение к трудам своих предшественников, рассматривая их вклад как серьезный и важный этап в общем движении к истине.

Благодаря растущему научно-техническому потенциалу цивилизации астрономические исследования быстро продвигались вперед. XX век для астрономии означает нечто большее, чем просто очередные сто лет. Именно в XX столетии узнали физическую природу звезд и разгадали тайну их рождения, изучили мир галактик и почти полностью восстановили историю Вселенной, посетили соседние планеты и обнаружили иные планетные системы. Умея в начале века измерять расстояния лишь до ближайших звезд, в конце столетия астрономы дотянулись почти до границ Вселенной. Обнаружили расширение Вселенной, космическое радиоизлучение, для которого прозрачна атмосфера

Земли, узнали примерный возраст Солнца и других звезд, убедились в существовании протозвезд, черных дыр, обнаружили планеты у других звезд, узнали о странных свойствах пульсаров, активных ядер галактик и многое другое. Это не означает, что будущим поколениям осталось только уточнить детали. Астрономии XXI века предстоит освоить новые окна во Вселенную. Например, узнать существуют ли у ближайших звезд планеты земного типа и есть ли на них жизнь, какие процессы способствуют началу формирования звезд, как образуются и распространяются по Галактике биологически важные элементы, такие, как углерод, кислород, являются ли черные дыры источником энергии активных галактик и квазаров, где и когда сформировались галактики, будет ли вселенная расширяться вечно и многое другое.

2011 год объявлен годом Российской космонавтики. Думаю, вы без особого труда ответите на вопросы сегодняшней викторины о нашей Галактике, звездном небе, космических явлениях и исследователях космоса.

(Кл. руководитель предлагает учащимся разделиться на команды и объясняет правила проведения конкурса эрудитов; представляет членов жюри.).

Кл. руководитель: Вам будет предложено 7 заданий, на которые нужно дать быстро и правильно ответы. Если команда отвечает неправильно, то право ответа переходит соперникам. В конце конкурса жюри подведет итоги и определит команду победителей.

Ведущий наугад вытягивает карточку с вопросами из конверта.

Задание 1. Вопросы из конверта.

Вопросы:

1. ^ Назовите русского ученого, основоположника космонавтики. (К.Э. Циолковский)

Константин Эдуардович Циолковский (1857 - 1935) - учитель из Калуги, хорошо знавший физику, математику, химию, астрономию, механику. Он является автором проектов дирижаблей, работ в области аэродинамики и ракетной техники, одним из основоположников теории межпланетных сообщений с помощью ракет, разработчиком принципа ракетного движения. Многие из современников считали его безумцем. Ученый смог наметить путь, по которому человечество вышло в космос.

2. ^ Изобретатель первых советских космических кораблей. (Сергей Павлович Королев)

С.П. Королев (1906 -1966) - российский ученый и конструктор. Под его

руководством были созданы баллистические и геофизические ракеты, первые

искусственные спутники Земли, первые космические корабли, на которых впервые в истории совершены космический полет человека и выход человека в космос.

3^ . В каком году состоялся первый полёт человека в космо? (12 апреля 1961 г.)

4. Первый человек, покоривший звездное небо. (Юрий Алексеевич Гагарин)

5. Сколько длился космический полет Ю.А. Гагарина? (108 мин = 1 ч 48 мин)

6. Как назывался космический корабль Ю.А. Гагарина? (Восток)

7. Первая в мире женщина-космонавт. (Валентина Владимировна Терешкова)

8. Кто первым вышел в открытый космос? (Алексей Архипович Леонов)

9. Кто стал первым человеком, ступившим на поверхность Луны? (Нил Армстронг)

20 июля 1969 года американские астронавты Нил Армстронг, Эдвин Олдрин и Майкл Коллинз на трехместном космическом корабле Аполлон-11 осуществили посадку на Луну. А на следующий день Армстронг и Олдрин вышли из корабля на поверхность Луны, первым из них был Армстронг. Всего на Луну высаживались 12 астронавтов.

10. ^ Как называются русский и американские космические корабли многоразового использования? (Буран, Шаттл)

СПЕЙС ШАТТЛ (англ. Space Shuttle - космический челнок) - многоразовый пилотируемый транспортный космический корабль США. Первый полет с астронавтами - апрель 1981 года. К 1992 году построены 5 орбитальных ступеней - Колумбия, Челленджер, Дискавери, Атлантис, Эндевер.

БУРАН - воздушно-космический корабль многоразового использования. Выполнен по самолетной схеме типа бесхвостка с низкорасположенным крылом двойной стреловидности. Старт корабля с помощью ракеты-носителя Энергия, спуск и посадка по самолетному режиму. Первый беспилотный полет с посадкой в автоматическом режиме 15 ноября 1988 года.

11. ^ Как называется американский ракетоноситель, который 28 января 1986 года потерпел катастрофу - взорвался на 74 секунде с момента старта? (Челленджер)

12. В каком году был произведен запуск первого искусственного спутника Земли? (4 октября 1957 г.)

13. ^ Как назывался самоходный аппарат, совершивший путешествие по поверхности Луны? (Луноход)

Луноход - автоматическое или управляемое устройство для работы и

передвижения по поверхности Луны. Первый автоматический лунный самоходный аппарат, управляемый с Земли, - советский Луноход-1 (1970), а первый управляемый лунный самоходный аппарат - американский луноход Ровер (1971).

14^ . Как назывались автоматические межпланетные станции, которые в 1984-85 годы исследовали Венеру и комету Галле? (Вега)


Задание 2. Запиши ответ. Ведущий задает вопросы, ответы на которые

команды записывают на листках.

Вопросы

1. Сколько больших планет в Солнечной системе? Перечислите их. (Девять: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон)

2. Какая из планет Солнечной системы наиболее близка к Солнцу? (Меркурий)

3. Самая близкая к Земле планета. (Венера)

4. Самая большая планета. (Юпитер)

5. Планета, окруженная яркими кольцами. (Сатурн)

6. Самая удаленная от Солнца планета. (Плутон)

7. На какой планете с одной стороны так жарко, что плавится свинец, а с другой - почти 200 градусов холода? (Меркурий)

8. Из мифологии какого народа взяты названия планет? (Из римской мифологии)

9. Естественный спутник Земли. (Луна)

10. Какое воздействие оказывает Луна на Землю? (Морские приливы и отливы)

11. Сколько воды в лунных морях? (Нет воды)

12. Почему Луна все время обращается по своей орбите вокруг Земли, не падая на нее и не улетая от нее? (Взаимное притяжение тел, или тяготение)

13. Какой ученый открыл закон всемирного тяготения? (Исаак Ньютон, упало яблоко)

Исаак Ньютон (Newton) (1643-1727), английский математик, механик, астроном и физик, создатель классической механики. Построил зеркальный телескоп. Сформулировал основные законы классической механики. Открыл закон всемирного тяготения, дал теорию движения небесных тел, создав основы небесной механики. Пространство и время считал абсолютными. Работы Ньютона намного опередили общий научный уровень его времени, были малопонятны современникам.

14. ^ Кто обнаружил существование атмосферы у Венеры? (Михаил Васильевич Ломоносов)

15. Какой польский ученый доказал, что не Земля находится в центре Солнечной системы, а Солнце? (Николай Коперник)

Николай Коперник (Kopernik, Copernicus) (1473-1543), польский астроном, создатель гелиоцентрической системы мира. Совершил переворот в естествознании, отказавшись от принятого в течение многих веков учения о центральном положении Земли. Объяснил видимые движения небесных светил вращением Земли вокруг оси и обращением планет (в т. ч. Земли) вокруг Солнца. Свое учение изложил в сочинении Об обращениях небесных сфер, запрещенном католической церковью с 1616 по 1828.

16. Как называется помещение, откуда астрономы ведут наблюдение за звездным небом? (Обсерватория)

17. Основной инструмент астронома. (Телескоп)

18. Итальянский ученый, который построил первый телескоп высокого качества. (Галилео Галилей)

Галилео Галилей (Galilei) (1564-1642) построил телескоп с 32-кратным увеличением и с его помощью открыл горы на Луне, 4 спутника Юпитера, фазы у Венеры, пятна на Солнце. Активно защищал гелиоцентрическую систему мира, за что был подвергнут суду инквизиции (1633), вынудившей его отречься от учения Н. Коперника. До конца жизни Галилей считался узником инквизиции и принужден был жить в ссылке. Лишь в 1992 папа Иоанн Павел II объявил решение суда инквизиции ошибочным и реабилитировал Галилея.

19. ^ Какого великого итальянского ученого, философа и поэта инквизиция сожгла на костре? (Джордано Бруно)

Бруно не был астрономом, а был философом, который поразил всех смелой для своего времени новой картиной мироздания. Он решительно высказывался в защиту учения Коперника, что само по себе было дерзостью, но не остановился на этом. Бруно выдвинул головокружительную идею: Вселенная бесконечна, у нее нет, и не может быть, единого центра, Коперник же, как и все астрономы до него, думал, что Космос замкнут сферой неподвижных звезд, звезды - это другие солнца, отнесенные от нас на огромное и при этом разное расстояние.

Кроме видимых небесных светил есть еще много космических объектов, неизвестных нам. Вокруг других звезд-солнц тоже вращаются планетные системы, подобные нашей. Жизнь есть не только на Земле, она распространена во Вселенной, формы ее бесконечно многообразны и т.д. Тогда эти идеи казались фантастическими, ослепляющими, безумно смелыми. Они рушили всю картину мира, известную современникам. В тюрьме инквизиции Бруно провел долгие годы. От него требовали отречения от еретического учения. Смертный приговор был вынесен в 1600 году. Бруно по обычаю инквизиции был заживо сожжен на костре в Риме, на Площади Цветов. Сжечь - не значит опровергнуть - были последними словами осужденного.

20. Как называется метеорит, упавший в Сибирскую тайгу в 1908 г? (Тунгусский метеорит)

21. Космодром в Казахстане. (Байконур)

22. Космодром в США. (мыс Канаверал)

Канаверал - мыс на востоке полуострова Флорида (США). Там находится

Восточный испытательный полигон с Космическим центром имени Джона Кеннеди, на котором проводятся отработка и испытания ракетной техники и запуски космических кораблей.

23. Звезд на небе невооруженным глазом видно так много, что кажется, их не сосчитать. Однако это сделать можно. Сколько на небе звезд, которые видны невооруженным глазом? (Всего около 6000)

24. Сколько звезд можно увидеть невооруженным глазом на небе, не сходя с одного места? (Около 3000, так как находясь на открытой местности видно ровно половину звездного неба)

^ 25. Чем вызвано мерцание звезд? (Движением воздуха в атмосфере)

27. Как называется совокупность нескольких ярких звезд, образующий своеобразный узор? (Созвездие)

28. Сколько на небе созвездий? (88)

^ 29. С помощью какой звезды находят стороны света? (Полярной звезды)

Действительно, главным звездным компасом всегда служила Полярная звезда. Если встать к ней лицом, то легко определить стороны горизонта: впереди будет север, позади - юг, справа - восток, слева - запад. Этот простой способ еще в древности позволял отправившимся в дальний путь правильно выбирать направление на суше и на море.

^ 30. В каком созвездии находится Полярная звезда? (В созвездии Малой Медведицы)

31. Сколько ярких звезд в созвездии Большой Медведицы? (Семь)


Кл. рук.:. Почти с каждым созвездием связана какая-нибудь древняя легенда или миф. Одна из древнегреческих легенд рассказывает, как всемогущий бог Зевс взял себе в жены прекраснейшую нимфу Каллиосто. Чтобы избавить Каллиосто от преследований ревнивой Геры, Зевс обратил Каллиосто в медведицу и взял к себе на небо. Отсюда - на небе Большая Медведица.

О созвездиях Кассиопеи, Цефея, Андромеды, Пегаса и Персея сложилась другая легенда. Когда-то в незапамятные времена, у мифического царя эфиопов Цефея была красавица жена царица Кассиопея. Однажды Кассиопея имела неосторожность похвастать красотой своей дочери в присутствии нереид - мифических жительниц моря.

Завистливые нереиды пожаловались богу моря Посейдону, и он напустил на берега Эфиопии страшное чудовище, пожиравшее людей. Цефей, по совету оракула, вынужден был отдать на съедение чудовищу свою любимую дочь Андромеду. Он приковал ее к прибрежной скале, и каждую минуту Андромеда ожидала гибели. Но Андромеду спас герой Персей, прилетевший на крылатом коне Пегасе. Главных участников этого мифа фантазия древних греков поместила на небо. Так появились созвездия Цефея, Кассиопеи, Андромеды, Пегаса, Персея.


Задание 3. Легенды и мифы звездного неба. Нужно рассказать известную вам легенду или миф о звездном небе.

В этом задании оценивается не только оригинальность, содержательность выступления, но и его оформление.

Задание 4. Выдающихся людей надо знать в лицо. Перед вами портреты

людей, чьи имена навсегда останутся в памяти человечества. Среди них и наши соотечественники. Вам необходимо назвать их имена.

(Возможно использование портретов (слайдов) на усмотрение педагога. Например: Н. Коперника, Г. Галилея, И. Ньютона, М.В. Ломоносова, К.Э. Циолковского, С.П. Королева, Ю.А. Гагарина, Н. Армстронга, В.В. Терешковой, Г.В. Сарафанова, Г.С. Титова, Ю.Г. Шаргина).

Задание 5. Кто быстрее. Ведущий задает вопросы, отвечает та команда, представители которой первыми поднимут руку.

1^ . Как называется самая яркая звезда на небе? (Сириус)

2. Думаю, вы знакомы со словосочетанием знаки зодиака, а что же означает в переводе с греческого зодиак? (Пояс зверей)

3^ . Сколько существует зодиакальных созвездий? Перечислите и. (Двенадцать: Козерог, Водолей, Рыбы, Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец)

В странах Востока, и особенно Азии, с давних времен широкое распространение получил календарь 12-летнего цикла. Этот календарь зародился у кочевых народов Центральной Азии. В основу календаря животного цикла положен период обращения Юпитера вокруг Солнца. Этот период равен примерно 12 годам.

^ 4. Перечислите животных, входящих в календарь животного цикла народов Азии. (Мышь (Крыса), Корова (Бык, Вол), Тигр, Заяц (Кролик), Дракон (Крокодил), Змея, Лошадь, Овца (Баран), Обезьяна, Курица (Петух), Собака, Свинья (Кабан))

^ 5. Назовите день весеннего равноденствия. (21 марта)

6. Назовите день осеннего равноденствия. (23 сентября)

7. Назовите день летнего солнцестояния. (22 июня)

8. Назовите день зимнего солнцестояния. (22 декабря)

^ 9. Какие два космических явления вызывали у людей в древности огромный страх? (Затмение солнца и появление кометы)

10. Чем вызваны солнечные затмения? Почему они происходят? (Во время солнечного затмения между Землей и Солнцем проходит Луна и скрывает его от нас)

^ 11. Из каких веществ состоит комета? (Лед, газ, пыль)

12. Над каким проектом (программой) работали исследователи космического пространства в конце XX века, но за недостатком средств его временно заморозили? (Полет на Марс в начале XXI века)

Задание 6.Аукцион космических терминов. Назовите термин и поясните, что он обозначает.

Задание 7. Аукцион эпитетов к слову небо. Напомню, эпитет - это яркое определение, создающее живое представление о предмете.

Жюри оценивает каждый конкурс. Определяется команда - победитель.

Вручаются призы.





Похожие:

Методические рекомендации по проведению дня знаний г. Саратов 2011 Методические рекомендации по проведению Дня Знаний Саратов, 2011. 22 с iconМетодические рекомендации по подготовке и проведению дня знаний саратов 2010 Методические рекомендации по проведению Дня Знаний
Гаоу дпо «Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»
Методические рекомендации по проведению дня знаний г. Саратов 2011 Методические рекомендации по проведению Дня Знаний Саратов, 2011. 22 с iconМетодические рекомендации по проведению Дня знаний с учётом требований фгос ноо / Под редакцией Ценарёвой Н. Н., Саратов: гаоу дпо «Сарипкипро», 2011. 50 с
Методические рекомендации предназначены для учителей начальных классов, классных руководителей, заместителей директоров по воспитательной...
Методические рекомендации по проведению дня знаний г. Саратов 2011 Методические рекомендации по проведению Дня Знаний Саратов, 2011. 22 с iconМетодические рекомендации по проведению 1 сентября урока на тему «Своей семье я говорю: «Спасибо!», посвященного Году семьи, для использования при подготовке Дня знаний, Тамбовская область
Методические рекомендации по проведению классных часов, направленных на формирование семейных ценностей
Методические рекомендации по проведению дня знаний г. Саратов 2011 Методические рекомендации по проведению Дня Знаний Саратов, 2011. 22 с iconМетодические рекомендации по проведению Дня знаний. Глушко О. В., методист моу «Учебно-методический центр» Методические рекомендации по составлению рабочей программы педагога
Основные направления проекта «Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
Методические рекомендации по проведению дня знаний г. Саратов 2011 Методические рекомендации по проведению Дня Знаний Саратов, 2011. 22 с iconМетодические рекомендации по проведению дня знаний, посвященного году российской истории и 200-летию отечественной войны 1812 года
...
Методические рекомендации по проведению дня знаний г. Саратов 2011 Методические рекомендации по проведению Дня Знаний Саратов, 2011. 22 с iconДокументи
1. /методические рекомендации к проведению муниципального этапа ВОШ И ООШ/ОБЖ.doc
Методические рекомендации по проведению дня знаний г. Саратов 2011 Методические рекомендации по проведению Дня Знаний Саратов, 2011. 22 с iconМетодические рекомендации по проведению в образовательном учреждении урока семьи и семейных ценностей. Саратов, 2012. 36 стр
Гаоу дпо «Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»
Методические рекомендации по проведению дня знаний г. Саратов 2011 Методические рекомендации по проведению Дня Знаний Саратов, 2011. 22 с iconМетодические рекомендации по проведению мероприятий, посвященных 50-летию полета в космос
Настоящие методические рекомендации включают в себя материалы, призванные помочь педагогическим работникам при планировании, подготовке...
Методические рекомендации по проведению дня знаний г. Саратов 2011 Методические рекомендации по проведению Дня Знаний Саратов, 2011. 22 с iconМетодические рекомендации к проведению дня открытых дверей
Проведение Дня открытых дверей предполагает 100% охват всех педагогов образовательного учреждения
Методические рекомендации по проведению дня знаний г. Саратов 2011 Методические рекомендации по проведению Дня Знаний Саратов, 2011. 22 с iconМетодические рекомендации по проведению муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии в 2011/2012 учебном году (номинация «Техника и техническое творчество»)
Настоящие методические рекомендации подготовлены по материалам центральной предметно-методической комиссии по технологии (г. Москва,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы