Методические рекомендации по проведению дня знаний, посвященного году российской истории и 200-летию отечественной войны 1812 года icon

Методические рекомендации по проведению дня знаний, посвященного году российской истории и 200-летию отечественной войны 1812 года



НазваниеМетодические рекомендации по проведению дня знаний, посвященного году российской истории и 200-летию отечественной войны 1812 года
страница1/3
Дата конвертации30.09.2012
Размер423.16 Kb.
ТипМетодические рекомендации
источник
  1   2   3

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГАОУ ДПО «САРАТОВСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ

КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ»


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПРОВЕДЕНИЮ ДНЯ ЗНАНИЙ, ПОСВЯЩЕННОГО ГОДУ РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ И 200-летию ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1812 ГОДА


САРАТОВ – 2012


Методические рекомендации по проведению Дня знаний, посвященного году Российской истории и 200-летию Отечественной войны 1812 года

ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО», – Саратов, 2012. –28с.


Авторы-составители:

Аристархова Е.В., Самсонов С.И.

Список литературы подготовили начальник библиотечно-информационного центра Тугушева Е.А., библиотекарь высшей категории Моисеева О.С., библиотекарь Лицова К.В.


Данные методические рекомендации адресованы учителям начальных классов, классным руководителям, учащимся основной и старшей школы, заместителям директоров по воспитательной работе образовательных учреждений.

Предлагаемые материалы носят рекомендательный характер. Педагоги, опираясь на представленные материалы могут провести занятие, исходя из собственного опыта, возрастных особенностей учащихся.


© Министерство образования Cаратовской области, 2012

© ГАОУ ДПО «Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования», 2011


^ Методические рекомендации

по проведению Дня знаний, посвященного

году Российской истории и 200-летию Отечественной войны 1812 года


Кто такие русские, откуда они, где их прародина? Почему в одних случаях мы говорим «русский», а в других – «российский»? Эти и подобные вопросы задавали люди раньше, задаем мы их и сейчас. Много еще спорного и неизученного. Но любознательный ум человека проникает всюду – для него нет границ. Хочет он познать и свое прошлое.

Системность знаний отечественной истории помогает лучше понимать и воспринимать художественную литературу исторического жанра, видеть оттенки писательских замыслов, следить за глубиной их мысли, правдивостью слова. Без прошлого нет будущего. Эти временные пояса связывает живущий ныне человек, он сам творец своего будущего и своей истории.

Тридцать пять поколений создавало русскую историю. Каждое из них внесло свой вклад в общее дело. В истории России были взлеты, и падения. Порой наступали критические периоды, грозящие исчезновением нашего государства. Но нет, страна боролась, выживала и крепла. Сколько иноземных полчищ побывало на нашей земле! Сколько невзгод пережил наш народ! Однако из любых неимоверно трудных испытаний страна выходила с честью. Вспомните нашествия половцев, татаро-монгольских орд, тевтонских завоевателей, походы поляков, шведов, турок. Историк В.О. Ключевский подсчитал, что с 1228 по 1462 гг. только Северо-Восточная и Северная Русь вынесла 160 внешних войн и грабительских набегов.

Русь, Россия, Российская империя, Российская Федерация – в этих словах заключен смысл истории нашей страны, ее зарождение, развитие и расцвет.

В связи с вышесказанным, министерство образования Саратовской области рекомендует провести 1 сентября 2012 года во всех образовательных учреждениях Саратовской области День знаний, посвященный году Российской истории и 200-летию Отечественной войны 1812 года.

Как правило, День знаний начинается с проведения классного часа.

Предлагаемые рекомендации призваны помочь педагогам организовать и провести классный час по указанной тематике с учетом собственного педагогического опыта, уровня подготовки учащихся, их возрастных особенностей и  специфики обучения в начальной, основной и старшей школах.

Основная цель классного часа: воспитание в подрастающем поколении чувства гордости за историю нашей страны, уважения к ее достижениям, содействие формированию у учащихся грамотности в области исторических знаний.

^

При подготовке данного мероприятия необходимо учитывать возрастные особенности школьников:


- В начальной школе (1-4 классы) у детей младшего школьного возраста происходит развитие познавательных интересов и самой личности ребенка. Поэтому основой для организации классных часов должен стать личностно ориентированный подход. С другой стороны, у ребят этого возраста доминирует эмоционально-чувственное отношение к миру. Через слово и образ в детском сознании закрепляются важные ценностные ориентиры. Поэтому учащиеся этих классов могут посетить саратовские музеи, библиотеки, где для них предлагаются различные мероприятия, посвященные 200-летию Отечественной войны 1812 г.:

  • Государственный музей К.А. Федина – с обучающимися проведут музейное занятие по теме «Как наши деды воевали»;

  • Саратовский областной музей краеведения – осмотреть выставку «Вспоминая о былом» об участии саратовцев в Отечественной войне 1812 г.;

  • Саратовский государственный музей боевой славы – ознакомиться с экспонатами выставки «Вспомним, братцы, россов славу…»;

  • Саратовский государственный художественный музей им. Н.А. Радищева – принять участие в игре-путешествии «Герой 1812 года»;

  • Саратовская областная библиотека для детей и юношества им. А.С. Пушкина – лекция «Саратовцы в Отечественной войне 1812 г.».

- ^ В основной школе (5-9 классы) единый классный час может в более полной мере, чем в начальной школе, решать задачи познавательного характера. Его цель – расширить знания школьников, касающиеся отечественной  истории, пояснить некоторые этапы исторического развития нашей страны. С этой целью целесообразно посетить саратовские музеи и библиотеки, где для них предлагаются различные мероприятия, посвященные 200-летию Отечественной войны 1812 г.:

  • Государственный музей К.А. Федина – «И вечной памятью двенадцатого года…» (музейное занятие);

  • Саратовский областной музей краеведения – «Вспоминая о былом» (выставка);

  • Саратовский государственный художественный музей им. Н.А. Радищева – выставка художественных произведений из фондов Саратовского государственного художественного музея им. Н.А. Радищева и Московского музея Бородинской битвы, посвященная героям войны1812 года;

  • Саратовская областная библиотека для детей и юношества им. А.С. Пушкина – лекция « Герои Отечественной войны 1812 г.»;

  • МУК «Культурный центр им. П.А. Столыпина» – лекция «Отечественная война 1812 г. в жизни Саратова».

- ^ В старших классах (10-11 классы) можно выстроить классный час по двум направлениям, посвященным 200-летию Отечественной войны 1812 г. и 150-летию со дня рождения П.А. Столыпина:

  • Государственный музей К.А. Федина – музейные занятия по роману Л.Н. Толстого «Война и мир», «Так вот, что значит весь народ» (Наполеон и Кутузов в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»); литературно-музыкальная гостиная – «Отечественная война 1812 г. в творчестве А.С. Пушкина»;

  • Саратовский областной музей краеведения – «Вспоминая о былом» (выставка экспонатов, посвященная Отечественной войне 1812 г.), экспозиция «П.А. Столыпин – саратовский губернатор»;

  • Саратовский государственный художественный музей им. Н.А. Радищева – «Однажды двести лет назад. Путешествие в эпоху Александра I» (театрализованная экскурсия);

  • Саратовская областная библиотека для детей и юношества им. А.С. Пушкина – лекции « Французы в Саратове» и «П.А. Столыпин и Саратовский край»;

  • МУК «Культурный центр им. П.А. Столыпина» – лекции «П.А. Столыпин – государственный деятель», «Становление парламентаризма в России», «Времен связующая нить» (экскурсионные маршруты по улицам г. Саратова».

Возможно проведение классного часа в образовательном учреждении.

^ Формы проведения: заочная экскурсия, викторина, беседа, диспут, встреча с интересными людьми.

Примерная тематика классного часа:

1-4 классы

  • «России верные сыны»;

  • «Недаром помнит вся Россия…»;

  • «Нам не видать таких сражений…»;

  • «П.А. Столыпин – выдающийся государственный деятель России».

    1. классы

  • «Да, были люди в наше время…»;

  • «Кутузов. Эпоха и люди»;

  • «П.А. Столыпин и Саратовский край».

9-11 классы

  • «Великодушный русский воин…» (о герое Отечественной войны 1812 г., генерале Н.Н. Раевском);

  • «Исторические юбилеи и памятные даты в объективе российской «политики памяти»;

  • «Верный сын своего Отечества»;

  • «Недаром помнит вся Россия…».


Информация для учителя


Основной идей классного часа должно быть формирование патриотизма.

Ожидаемые результаты. В результате проведения занятия участники смогут:

  • давать собственное определение патриотизма на основе понимания деятельности выдающихся личностей отечественной истории;

- называть исторические события и приводить примеры личностей в истории России, связанные с патриотизмом;

  • занимать собственную позицию по поводу патриотизма и его проявлений.

^ Мотивационный блок

Первый вариант. Преподаватель задает группе достаточно личный вопрос: «Являетесь ли вы патриотами России или нет?» с просьбой помочь в поиске ответа на него («Как вы думаете?»). Такой вариант создает личностную окраску и способствует вовлечению учащихся в разговор. Учащиеся могут задавать вопросы, высказать свою точку зрения.

^ Второй вариант. Характеристики понятия «патриотизм». Что это такое? Индивидуальное и коллективное в патриотизме. Примеры патриотизма в истории. Что основное в патриотизме, на чем он базируется? Всегда ли патриотизм требует наличия врага? В чем может проявляться патриотизм?

^ Третий вариант. Что значит слово «патриотизм» для каждого? Что является символом патриотизма?

По результатам обсуждения на доске или ватмане записываются основные подходы к пониманию патриотизма и его проявления (они же являются и критериями определения патриотизма человека):

  • возвышенные чувства (гордость, уважение, благоговение) по отношению к символам страны (не только официальным политическим, но и неофициальным, в том числе и к достижениям спортсменов, победам на соревнованиях);

  • готовность пожертвовать жизнью ради защиты Отечества;

  • знание истории и культуры своей страны (показывает уважение к предкам и их достижениям);

  • любовь к малой родине (забота о месте, где человек родился и вырос);

  • забота об окружающей среде, охране природы;

  • деятельность на благо своей страны и ее граждан (профессиональная, общественная, добровольная, благотворительная, творческая и т. п.);

  • доброжелательное отношение к окружающим людям и забота о ближних;

  • конструктивная критика недостатков;

  • мировоззрение и ценности, основанные на любви к стране.

Участники на основе этих подходов формулируют в тетрадях собственное определение понятия «патриотизм».

^ Информационный блок

Чтобы лучше понять суть патриотизма и посмотреть, какие примеры патриотизма можно найти в истории России, следует окунуться в ее прошлое. Для примера учитель предлагает рассмотреть период Отечественной войны 1812 г. или же деятельность такой выдающийся личности XX в., как П.А. Столыпин. Возможно обсуждение по следующим вопросам:

– Почему данную историческую личность можно назвать патриотом? В чем проявился патриотизм?

–Были ли примеры патриотизма среди других исторических героев данного типа?

В ходе обсуждения и ответов на вопросы заполняется таблица (в правой колонке приведены примерные ответы, но список, разумеется, может быть расширен).


Табл. Типы исторических личностей-патриотов


Тип исторической личности

Проявления патриотизма

Другие примеры данного типа

Правитель (военачальник):

Кутузов М.И.




Дмитрий Донской,

А.В. Суворов,

Г.К. Жуков

Реформатор (чиновник): П.А. Столыпин




И.И. Бецкой,

М.М. Сперанский,

А.Н. Косыгин,

Е.Т. Гайдар

Народный герой:

В. Кожина




Д. Давыдов

Деятель культуры:

Н.А. Крылов




П.Я. Чаадаев,

М.В. Ломоносов,

А.С. Пушкин,

А.И. Солженицын


^ Аналитический блок

Вариант 1. Ученики получают список высказываний (афоризмов) по теме патриотизма:

«Где хорошо, там и родина» (Аристофан);

«Для отечества сделано недостаточно, если не сделано все» (М. Робеспьер);

«Тот, кто не любит свою страну, ничего любить не может» (Д. Байрон);

«Только два сорта и есть, податься некуда: либо патриот своего отечества, либо мерзавец своей жизни» (А.Н. Островский);

«Патриотизм, чей бы то ни был, доказывается не словом, а делом» (В.Г. Белинский);

«У всех две родины: одна по рождению, другая по гражданству» (Цицерон);

«Самое лучшее предназначение есть защищать свое отечество» (Г.Р. Державин);

«Любовь к родине начинается с семьи» (Ф. Бэкон).

Каждый ученик должен выбрать высказывания по следующим позициям:

  • самое удачное высказывание;

  • самое спорное высказывание;

  • самое непонятное высказывание;

  • наиболее яркое высказывание по отношению к своему герою.

Также группам предлагается придумать собственное высказывание о патриотизме.

Это может быть сделано на примере высказывания Ф. Бэкона «Любовь к родине начинается с семьи»: положительно − акцент на конкретность и ближайший круг действия, отрицательно − опасность превращения семейного и кровно-родственного патриотизма в корпоративный патриотизм, непонятное − что подразумевается под семьей, с героем − связать со Столыпиным (заботясь о семье, не хотел быть премьером, но настоял император). Петр Аркадьевич Столыпин занимал должность министра внутренних дел, а затем премьер-министра.

Проводил аграрную реформу, в результате которой была ослаблена община и стала развиваться частная собственность.

Долгое время его именем назывались вагоны-теплушки, так как в них многие переселенцы отправлялись в Сибирь.

Сыграл значительную роль в подавлении первой российской революции.

Способствовал принятию закона о военно-полевых судах, который ужесточал наказание за совершение тяжких преступлений (получил прозвище «Вешатель»).

Его высказывание «Им нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия» стало крылатой фразой.

Был убит революционером и одновременно агентом полиции.

^ Оценочно-рефлексивный блок

Возвращение к ожидаемым результатам занятия.

Проблемные вопросы для общего обсуждения или индивидуальных размышлений:

  • Что общего и в чем различия между патриотизмом и гражданственностью?

  • Какие поступки в своей собственной жизни – могли бы вы отнести к проявлениям патриотизма?


^ Продолжением Дня знаний может быть привлечение учителем информации об истории нашего государства, родного края, выдающихся отечественных деятелях (см. Приложение).


Список литературы для подготовки классного часа


^ Литература по теме « 1150-летие российской государственности»


  1. Источники




  1. Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. – М.-Л.: Изд-во Академии Наук СССР, 1950. – 659 с. //«Ізборник». Історія України IX−XVIII.

  2. Ипатьевский список «Повести временных лет» // «Ізборник». Історія України IX−XVIII.




  1. Литература




  1. Войтович Л. Генеалогія династій Рюриковичів і Гедиміновичів / Л. Войтович. – К., 1992.

  2. Войтович Л. Княжеские династии Восточной Европы (конец IX – начало XVI века: состав, общественная и политическая роль / Л. Войтович. – Львов, 2000.

  3. Греков Б.Д. Киевская Русь / Б.Д. Греков. – М., 1953.

  4. Гринев H.H. Легенда о призвании варяжских князей / Н.Н. Гринев // История и культура древнерусского государства. – М., 1989.

  5. Кирпичников А.Н. Русско-скандинавские связи эпохи образования Киевского государства на современном этапе археологического изучения / А.Н. Кирпичников, Г.С. Лебедев, В.А. Булкин, И.В. Дубов, В.А. Назаренко  // Кр. соооб. ин-та археологии.  – 1980.

  6. Лебедев Г.С. Эпоха викингов в Северной Европе / Г.С.Лебедев. − Л., 1985. – 285 с.

  7. Ловмяньский X. Русь и норманны / Х. Ловмяньский. – М., 1985.

  8. Мавродин В.В. Образование Древнерусского государства / В.В. Мавродин. – Л., 1971.

  9. Меркулов В.И. Откуда родом варяжские гости? (генеалогическая реконструкция по немецким источникам) / В.И. Меркулов – М., 2005.

  10. Мельникова Е.А. Рюрик, Синеус и Трувор в древнерусской историографической традиции / Е.А.Мельникова // Древнейшие государства Восточной Европы. – М.,2000.

  11. Никон, иеромонах. Начало христианства на Руси // ВИ. – 1990, № 6.

  12. Пчелов Е.В. Происхождение династии Рюриковичей / Е.В. Пчелов // Труды Московского историко-архивного института. – 2000. – Т. 34.

  13. Пчелов Е.В. Рюрик / Е.В. Пчелов // Жизнь замечательных людей. Вып. 1477 (1277). – М.: Молодая гвардия, 2010.

  14. Петков С.В. Варяги: Государства викингов в Северо-Восточной Европе / С.В. Петков. – Запорожье: КПУ, 2009.


Список источников и литературы по теме «Война 1812 года»


  1. Исследования


1. Дюпюи Р.Э., Дюпюи Т.Н. Всемирная история войн. Кн.3 / Р.Э. Дюпюи, Т.Н. Дюпюи. – СПб., 1998.

2. Любецкий, С.М. Русь и русские в 1812 году: книга для чтения всех возрастов / С.М. Любецкий. – М.: Современник, 1994. – 303 с. 

3. Михайлов О.Н. Бородино / О.Н. Михайлов. – М.: Педагогика, 1982. – 128 с.  4. Попов Н. Бородинское сражение / Н. Попов. – М.: Оникс, 2006. – 160 с. 

5. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории / С.Ф. Платонов. – М., 1993.

6. Пронин В. Будет помнить вся Россия / В. Пронин // Наш современник. – 1987. – № 9.

7. Тарле Е.В. Нашествие Наполеона на Россию. 1812 год / Е.В. Тарле. – М., 1938.

8. Троицкий Н.А. Россия в ХIХ в. / Н.А. Троицкий. – М., 1999.

9. Троицкий Н.А. Отечественная война 1812 г. / Н.А. Троицкий. – Саратов, 1991.

10. Троицкий Н.А. 1812 г. Великий год России / Н.А. Троицкий. – М., 1988.


II. Справочные издания


Большая советская энциклопедия. Т. 18 / Гл. ред. А.М. Прохорова. – М.


  1. Материалы печатных изданий


1. Барклай-де-Толли М.Б. Изображение военных действий Первой армии в 1812 году / М.Б. Барклай-де-Толли // История. Прил. к газ. «Первое сентября». – 2002. – № 13 (апр.). – Режим доступа: http://his.1september.ru/article.php?ID=200201303  

2. Безотосный В. Эпоха двух императоров: Наполеон и Александр I в истории / В. Безотосный // История. Прил. к газ. «Первое сентября». – 2005. – № 6 (март). — С. 6-15. – Режим доступа: http://his.1september.ru/article.php?ID=200500605  

3. Бессонов В. ...Не считая шаромыжников: численность военнопленных 1812 года в России / В. Бессовнов // Родина. – 2002. – № 8. — С. 55-59.

4. Васильев А. Лукавая цифирь Авантюриста: потери подлинные и придуманные / А. Васильев // Родина. – 1992. – № 6/7. – С. 68.

5. Вильсон Р. Дневник путешествий, службы и общественных событий в бытность при европейских армиях во время кампаний 1812-1813 годов / Р. Вильсон // История. Прил. к газ. «Первое сентября». – 2002. — № 13 (апр.). – Режим доступа: http://his.1september.ru/article.php?ID=200201305

6. Гулин А. Поле русской судьбы: Бородинское сражение / А. Гулин // Домашний лицей. – 2002. – № 4. – С. 27-31.

7. Дуров В. Награды 1812 года / В. Дуров // Родина. – 2002. – № 8. – С. 103-109.

8. Дорожкина Н. Идет злодей, грозит злодей... / Н. Дорожкина // История. Прил. к газ. «Первое сентября». – 2012. — № 5. – С. 34.

8. Елдунова Н. Из истории Отечественной войны 1812 г. / Н. Елдунова // История. Прил. к газ. «Первое сентября». – 1998. – № 42. – С. 5-7.

9. Зайцев Н. С крестом и впереди полка: военное духовенство в Отечественной войне 1812 года / Н. Зайцев // Уральский следопыт. – 2002. – № 9. – С. 17-19.

10. Земцов В. Искусство правильно умирать: во имя чего шли на смерть французские солдаты / В. Земцов // Родина. – 2002. – № 8. — С. 26-29.

11. Исдейл Ч. Катастрофа в России: фрагмент книги «Наполеоновские войны» / Ч. Исдейл // История. Прил. к газ. «Первое сентября». – 2002. – № 13 (апр.). – С. 6-8. – Режим доступа: http://his.1september.ru/article.php?ID=200201302

12. Иоффе А.Н. Патриотизм и его примеры в истории России / А.Н. Иоффе //Преподавание истории в школе. – 2012. – № 5. – С. 51-56.

12. Клюшников Ю. Бородино туринских ополченцев / Ю. Клюшников // Уральский следопыт. – 2005. – № 11. – С. 2-5.

13. Коленкур А. де. Поход Наполеона в Россию. Бородинская битва / А. де Коленкур // История. Прил. к газ. «Первое сентября». – 2002. – N 13 (апр.). – Режим доступа: http://his.1september.ru/article.php?ID=200201304  

14. Макарова Н.В. Народы России в Отечественной войне 1812 года. Заграничные походы русской армии / Н.В. Макарова // История. Прил. к газ. «Первое сентября». – 2002. – № 30 (авг.). – С. 15-16. ; № 31 (авг.). – С. 1-16. — Режим доступа: http://his.1september.ru/article.php?ID=200203003  ; http://his.1september.ru/article.php?ID=200203101  

15. Мельникова Л.В. Отечественная война 1812 года и Русская православная церковь / Л.В. Мельникова // Отечественная история. – 2002. – № 6. – С. 27-38.

16. Недаром помнит вся Россия...: реконструкция Бородинского сражения // Простоквашино. – 2008. – № 9. – С. 8-9.

17. Отечественная война 1812 года: материалы к урокам // История. Б-чка «Первого сентября». – 2005. – № 5. — 30 с.

18. Пашков Б.Г. Русь – Россия – Российская империя. Хроника правлений и событий 862-1917гг. / Б.Г. Пашков. – 2-е издание. – М.: ЦентрКом, 1997. – 640 с.

18. Подмазо А. Российская армия в июне 1812 года / А. Подмазо // Родина. – 2002. – № 8. – С. 60-70.

19. Розанов С. Мифы и легенды 1812 года / С. Розанов // Школьная роман-газета. – 2000. – № 8. – С. 12/44-13/45. – (Большая перемена). .

20. Розанов С. По следам московских трофеев Наполеона: вывезли ли наполеоновские войска награбленные сокровища из России? / С. Розанов // Путеводная звезда. – 2008. – № 8. – С. 14-15.

21. Романов А. Москва: память о войне 1812 года / А. Романов // История. Прил. к газ «Первое сентября». – 2003. – № 30 (авг.). – С. 6-12 ; № 31 (авг.). – С. 12-15. – Режим доступа: http://his.1september.ru/2003/30/6.htm; http://his.1september.ru/2003/31/12.htm

22. Россия в Наполеоновских войнах: тексты для школьной хрестоматии / сост. П.А. Кошель // История. Прил. к газ «Первое сентября». – 2003. – N 17 (май). – С. 10-13 ; № 18 (май). – С. 10-16 ; № 31 (авг.). – Режим доступа: http://his.1september.ru/2003/17/10.htm ; http://his.1september.ru/2003/18/10.htm; http://his.1september.ru/2003/31/3.htm

23. Секретные письма и официальные ноты: дипломатические отношения европейских стран перед войной 1812 года / вступ. и подгот. публ. Д. Карцева // История. Прил. к газ. «Первое сентября». – 2007. – № 13. — С. 14-24 . — Режим доступа: http://his.1september.ru/article.php?ID=200701303  

24. Синдаловский Н. Война 1812 года в городском фольклоре / Н. Синдаловский // Нева. – 2008. – № 6. – С.234-245.

25. Третьякова Л. Три дня Бородина / Л. Третьякова // Вокруг света. – 2001. – № 8. – С. 26-33.

26. Филюшкин А. От худости сердца: измена в Отечественную войну 1812 года / А. Филюшкин // Родина. – 2000. – № 8. – С. 44-48.

27. Чиняков М. «Гроза двенадцатого года»: (к 190-летию Отечественной войны 1812 года) / М. Чиняков // ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2002. – № 6. – С. 39-41.

28. Шереметьев О. Эскадрон гусар летучих: мир легкой кавалерии александровского царствования / О. Шереметьев // Родина. – 2008. – № 5. – С. 71-75.

29. Ярхо В. Героизм и жестокость: малоизвестные страницы Отечественной войны 1812 года: 8 класс / В. Ярхо // История. Прил. к газ. «Первое сентября». – 2007. – № 13. – С. 4-13. – Режим доступа: http://his.1september.ru/article.php?ID=200701302  

30. Ярхо В. Антихрист увяз в русских снегах / В. Ярхо // История. Прил. к газ. «Первое сентября». – 2005. – № 6 (март). – С. 16-21. – Режим доступа: http://his.1september.ru/article.php?ID=200500606


Приложение 1


Классный час, посвященный году Российской истории

«Защитник земли русской: Александр Невский»


Сценарий классного часа для 4-5 классов

^ Быкова, учитель музыки МОУ «СОШ № 6 г. Вольска»


Цель урока: Познакомить с жизнью и подвигами князя Александра Невского

Задачи:

  1. Показать образ Александра Невского в музыке и изобразительном искусстве.

  2. Развивать эстетический вкус, творческую активность и мышление обучающихся.

  3. Воспитывать уважение к защитникам Отечества и памяти об их подвигах.

Каждый народ вправе гордиться своей историей. Но история русского народа – неповторимая, особенная, самобытная. Ее веками создавали наши предки, они формировали государственность, по крупицам собирали земли, оттачивали русский язык, приумножали культуру, выковывали русский характер. То, что нам досталось от прошлых поколений, добыто трудом и кровью миллионов людей. Поэтому мы с благодарностью должны помнить о делах дней минувших, изучать и знать историю своего Отечества и своего народа. Сегодня наш урок будет посвящен подвигу известного заступника, защитника, бесстрашного воина и национального героя – Александра Невского.

О чем вам говорит это имя?

Имя Александра Невского – одно из самых славных в истории нашей страны. И не только славных, но и одно из самых светлых и любимых русским народом. Героев наша история дала немало, но почти никого из них не вспоминают потомки с таким теплым чувством, как Александра. Он много потрудился для Русской земли, и его вклад в строительство Российского государства бесценен.

Учитель обращает внимание на картину художника П. Корина «Александр Невский» и задает вопросы:

Что изображено на картине?

Опишите, каким человеком предстает перед нами Александр Невский?

(мужественным, отважным, гордым)

Какое впечатление производит на вас картина?

Что необычного в этой картине?

Художник делал много эскизов и этюдов, отражающих образ русского человека, воина, героя.


Учитель рассказывает об Александре Невском и по возможности привлекает обучающихся к беседе.

История Новгородской Руси связана с именем Александра Невского, князя Новгородского, а затем великого Владимиро-Суздальского князя. В 1240 г. в устье реки Невы высадилось шведское войско. Вел русских воинов в бой молодой князь Александр Ярославич. Ему было всего 20 лет. Дружина Александра была мала, а шведов − несколько тысяч. Применив смекалку, князь разбил неприятеля. После победы на реке Неве князя Александра стали величать Александром Невским.

Вскоре после этой победы Александру пришлось защищать Новгород уже от немецких рыцарей-крестоносцев. Главное сражение с ливонскими рыцарями произошло 5 апреля 1242 г. на льду Чудского озера. Летописцы назвали эту битву ЛЕДОВЫМ ПОБОИЩЕМ. Победы в Невской битве и Ледовом побоище надолго избавили Север Руси от вражеских набегов.

Композитор С. Прокофьев написал музыкальное произведение, которое так и называется «Александр Невский».

А теперь послушайте, как музыка отражает образ Александра Невского? (мужественный, смелый)

Как и чем композитор подчеркнул образ героя? (ритмом, темпом, тембром).

Игру каких музыкальных инструментов вы слышите ?

В образе Александра Невского представлен весь народ, все герои, которые защищали и защищают нашу Родину.

Игра-викторина.

  1. Сколько лет было юному Александру, когда он начал княжить в Новгороде? (12,16,18)

2. Почему назвали Александра Невским?

3. Закончи пословицу: «Кто с мечом к нам придет,…»

Потрудился Александр для Русской земли. Мужественно и победоносно боролся он с западными врагами, расчетливо, умно берег свой народ от хищных татар. Среди трудных княжеских дел не забывал благочестивый князь и христианских обязанностей: много серебра и золота передавал он в Орду, не мало несчастных выкупил из тяжкой неволи татарской. Многие звали его своим “ангелом-хранителем”. Русская церковь причислила его к лику святых.


Приложение 2


Предлагаемый материал предназначен для проведения классного часа по краеведению в 5-9-х классах общеобразовательной школы. Для проведения классного часа выбрана форма ролевой игры. В процессе занятия обучающиеся совершают увлекательное путешествие по старому Саратову в компании с Софьей Фамусовой, в ходе которого им предстоит составить собственное представление о культурном облике провинциального города, в который грозился сослать отец свою непослушную дочь. Игра может сопровождаться большим количеством иллюстративного материала по теме, способствует развитию у обучающихся основных образовательных компетенций выпускников основной школы.
  1   2   3




Похожие:

Методические рекомендации по проведению дня знаний, посвященного году российской истории и 200-летию отечественной войны 1812 года icon3. Цель и задачи Интернет – конкурса
Президента РФ от 09. 01. 2012 №49 «О проведении в Российской Федерации Года российской истории») и призван способствовать привлечению...
Методические рекомендации по проведению дня знаний, посвященного году российской истории и 200-летию отечественной войны 1812 года iconМетодические рекомендации по организации и проведению мероприятий, посвящённых празднованию 200-летия Победы России в Отечественной войне 1812 года для общеобразовательных учреждений Нижегородской области
В 2012 году будет отмечаться славная дата – 200-летие Победы России в Отечественной войне 1812 года. В связи с этим рекомендуется...
Методические рекомендации по проведению дня знаний, посвященного году российской истории и 200-летию отечественной войны 1812 года iconПлан мероприятий, посвященных 200-летию победы в Отечественной войне 1812 года
Участие в районной дистанционной игре «Гроза 1812 года», посвященной 200-летию победы в Отечественной войне 1812 года
Методические рекомендации по проведению дня знаний, посвященного году российской истории и 200-летию отечественной войны 1812 года iconПоложение о межмуниципальной викторине по краеведческим материалам «Саратовская область на страницах истории Отечественной войны 1812 года»
Викторина посвящена празднованию 200-летия победы России в Отечественной войне 1812 года
Методические рекомендации по проведению дня знаний, посвященного году российской истории и 200-летию отечественной войны 1812 года iconПриказ №22 с 1 февраля по 1 апреля 2012 года проводился районный конкурс творческих работ обучающихся «Славься в веках, 1812 год!», посвящённый 200-летию Отечественной войны 1812 года. На основании решения жюри
На основании приказа Управления образования Омутнинского района от 27. 01. 2012г. №22 с 1 февраля по 1 апреля 2012 года проводился...
Методические рекомендации по проведению дня знаний, посвященного году российской истории и 200-летию отечественной войны 1812 года iconВикторина к 200-летию войны 1812 года
Какой из Каменских храмов был воздвигнут в честь воинов, павших в боях в Отечественной войне 1812 года?
Методические рекомендации по проведению дня знаний, посвященного году российской истории и 200-летию отечественной войны 1812 года iconМетодические рекомендации по проведению 1 сентября урока на тему «Своей семье я говорю: «Спасибо!», посвященного Году семьи, для использования при подготовке Дня знаний, Тамбовская область
Методические рекомендации по проведению классных часов, направленных на формирование семейных ценностей
Методические рекомендации по проведению дня знаний, посвященного году российской истории и 200-летию отечественной войны 1812 года iconПриказ №161 от 24 января 2012 года «О проведении областного фотоконкурса «Земля Российского подвига», посвященного 200-летию победы России в Отечественной войне 1812 года»
В соответствии с приказом департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области №161 от 24 января 2012 года...
Методические рекомендации по проведению дня знаний, посвященного году российской истории и 200-летию отечественной войны 1812 года iconКостюмов и декораций, посвященный 200-летию Победы в Отечественной войне 1812 года
Городской конкурс электронных презентаций и видеофильмов, посвященных 200-летию Победы в Отечественной войне 1812 года «Недаром помнит...
Методические рекомендации по проведению дня знаний, посвященного году российской истории и 200-летию отечественной войны 1812 года iconКостюмов и декораций, посвященный 200-летию Победы в Отечественной войне 1812 года
Городской конкурс электронных презентаций и видеофильмов, посвященных 200-летию Победы в Отечественной войне 1812 года «Недаром помнит...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы