Реализация фгос второго поколения как средство системного обновления исторического и обществоведческого образования icon

Реализация фгос второго поколения как средство системного обновления исторического и обществоведческого образования



НазваниеРеализация фгос второго поколения как средство системного обновления исторического и обществоведческого образования
Дата конвертации20.10.2012
Размер84.45 Kb.
ТипДокументы
источник

Реализация ФГОС второго поколения как средство системного обновления исторического и обществоведческого образования

В развитии образовательной системы России начинается новый этап. Сущность этого этапа выражается в переориентации системы образования на новые подходы. Базовым элементом в модернизации школьного исторического и обществоведческого образования является обновление Федеральных государственных образовательных стандартов. Сегодня необходимо знать, какие требования к образованию предъявляют стандарты второго поколения и использовать новые подходы в работе. Сейчас предмет стандарта и его функции значительно расширены. С одной стороны, через стандарт задается система ориентиров для аттестации и выявления уровней подготовки обучаемого. С другой, стандарт будет задавать некие показатели эффективности деятельности системы образования на разных уровнях. Предметная часть результатов проверяется индивидуальной аттестацией учащегося, а личностная является предметом анализа и оценки массовых социологических исследований.

В про­цессе обучения необходимо воплотить важную идею: «личный успех каждого - условие нацио­нального успеха». Задача учителя состоит в том, чтобы направить свои усилия на формирование всесторонне образованной и инициативной лич­ности, доведя до ее сознания систему взглядов, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, готовности к актив­ной деятельности и непрерывному образованию в быстро меняющемся мире.

Содержание стандарта направлено на обновление и даже пере­стройку методического мастерства учителя. В связи с этим современной школе требуется учитель с ценностной установкой на развитие личности школьника, способный осуществлять творческие процессы, стремящийся к само­развитию и профессиональному самообразо­ванию, свободно ориентирующийся в сложной социокультурной обстановке. Таким образом, значимыми качествами современного педагога являются: компетентность, развитое методи­ческое мышление, профессиональное самосо­знание.

Профессиональная компетентность учителя истории и обществознания - интегративное качество личности, формирующееся в процессе овладения опы­том педагогической деятельности. Компетентность учителя прояв­ляется в его способности и готовности осваи­вать новые концепции предмета, новые педа­гогические технологии, выбирать программу и учебники из нескольких альтернативных, оцени­вать их с позиции методики своего предмета, своих возможностей, типа учебного заведения и особенностей обучаемых школьников. При этом поведение учителя основывается на его профессиональном само­сознании, которое определяется уровнем раз­вития методического мышления.

^ Методическое мышление можно рассматри­вать как относительно самостоятельную специ­фическую деятельность, которая служит сред­ством управления всеми действиями, на кото­рых основана исследовательская и обучающая деятельность учителя, и тем самым оно служит необходимой предпосылкой осуществления этих действий.

Методическое мышление неразрывно свя­зано с методическим мастерством и лично­стью учителя. Оно определяет способы реше­ния методических задач, выбор педагогических средств (способов мотивации, форм, методов и приемов обучения), индивидуальный стиль общения и отношение к самосовершенствова­нию. Современный педагог должен иметь широ­кий кругозор в области содержания учебного предмета и методики его преподавания, уметь вести исследовательскую работу, изучать отече­ственный и зарубежный опыт. Глубокие и проч­ные знания методики своего предмета, овладение ее теоретическими и прикладными основа­ми служит базой творчества в работе учителя.

Выделяется несколько уровней профессиона­лизма:

I - уровень грамотности (овладение систе­мой методических научных знаний);

^ II - уровень ремесла (владение системой методических приемов и умений, т.е. опытом работы);

III - уровень мастерства (владение системой методических умений и навыков), кото­рые соответственно соотносятся с элементами «знания", «опыт", «творчество", а в личностном плане - с тремя подструктурами коммуника­тивной структуры личности - познавательной, эмоционально-оценочной и деятельностный;

IV - уровень искусства, творчества.

В Стандарте второго поколения главной целью образования названо развитие личности учащихся, выдвинуто требование учета их интересов и возможностей. Учащемуся надо дать не только определённый объем знаний, замкнутых на определённых исторических периодах, важнее выявить основные линии исторического движения к современному миру, объяснить, как разные исторические события связаны с современностью, обнажить корни современных процессов и явлений; показать, что современный мир стоит на фундаменте исторического наследия. Очень важно сделать исторический опыт частью личностного опыта молодых людей. Изучение истории предусматривает решение следующих задач. 1 Формирование исторических ориентиров у молодого поколения. 2Обучение на историческом опыте умению находить свою позицию в мире, быть толерантными. 3 Формирование системы позитивных гуманистических ценностей. 4 Развитие навыков исторического анализа и синтеза. И другие

Реализация исторического образования в школе осуществляется в двух курсах - «История России» и «Всемирная история». Сегодня очевидно, что для повышения эффективности изучения истории в школе необходима более интенсивная их интеграция, а также координирование их со всеми предметами гуманитарного цикла. Содержание исторического образования включает следующие разделы: Первобытное общество, Древний мир, Средневековый мир Запада и Востока, Материальная культура Средневековья, Новое время, Двадцатый век. Современность.

Обществознание включает в себя систему знаний об обществе. Оно изучается с опорой на исторические знания. История изучается с использованием понятий, формируемых в курсе обществознания. Оба предмета взаимосвязаны, но не заменяют друг друга. В курсе истории изучается прошлое в его конкретном облике; в курсе обществознания знания об обществе представлены в обобщенном виде и обращены к современности.

Обществоведческое образование – необходимое условие социализации личности. Для современного курса обществознания базовыми являются экономическая наука, социология, политология, социальная психология, правоведение и философия. Знания о человеке и обществе должны предстать перед учащимися не односторонне, а комплексно. Без обществоведческого образования невозможно выполнить в полной мере требование закона о формировании гражданина, интегрированного в современное общество. Содержание включает в себя курсы: Основы философии, Теория познания и логика, Этика, Социальная философия, Основы экономики, Основы социологии, Основы политологии, Основы социальной психологии, Основы права.

Стандарт второго поколения требует уси­ления воспитательного потенциала истории и обществознания. В законе «Об образовании» под­черкивается, что под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обуче­ния в интересах человека, общества и государ­ства. Воспитание поставлено на первое место. Образование - средство воспитания, поэтому в Стандарте второго поколения планируется про­грамма воспитания и социализации учащихся, где будут названы все виды внеурочной деятель­ности.

Итак, методическое мастерство учителя напрямую связано с хорошим знанием норма­тивных документов, определяющих цели и зада­чи воспитания и обучения. Одна из задач совершенствования методи­ческого мастерства учителя истории и обществознания - ори­ентация на формирование не только фундамен­тальных исторических, обществоведческих знаний и умений, но и на их прикладной характер. Прикладная роль этих знаний и умений реализуется в форме воспитания у школьников ключевых ком­петенций, Т.е. учитель целенаправленно обуча­ет приемам учебной работы, особое внимание уделяет организации самостоятельной позна­вательной деятельности. Если мы меняем акценты в постановке цели - главное не передача суммы знаний, а обучение действиям, развитие умений, - то должны изменить и средства. Яркий рассказ учителя и пересказ учеником текста больше не могут быть главными средствами на уроке. Ведь слушая других и пересказывая чужие мысли, ученик никогда не научиться действовать самостоятельно. Таким образом, мы должны полностью отказаться от традиционных, репродуктивных вопросов к параграфу (перескажи, назови и т.д.) Одной из актуальных задач учителя является поиск образовательных технологий, которые позволяют реализовать компетентностный и деятельностный подход в обучении. Многие основные методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. Прошло время, когда учитель выступал информатором, теперь глав­ная его задача - создать условия для выпол­нения каждым учеников необходимых учебных действий, научить извлекать информацию из различных источников. Необходимо не только успешно формирова­ть у школьников знания и умения, но и уделять вни­мание к надпредметному содержанию пред­мета. Известно, что к компонентам содержания помимо знаний и умений относят также опыт творческой деятельности и опыт эмоционально- ­ценностного отношения к миру, к деятельности. Функции двух последних компонентов в формировании личности выражаются в осуществлении творчества, в преобразующей деятельности. Они формируют избирательное отношение к миру, способность оценивать события и процес­сы, происходящие в природе и обществе. Эти надпредметные компоненты содержания требу­ют применения активных методов в составе лич­ностно ориентированных и развивающих педа­гогических технологий, которые направлены на решение учебных проблем, создание условий эмоциональных переживаний. В этой связи важ­ным направлением обновления методического мастерства учителя служит внедре­ние новых педагогических технологий и состав­ляющих их активных методов обучения

Таким образом, необходимо организовать активную учебно-познавательную деятельности учащих­ся на основе деятельностного подхода, реа­лизации компетентностной модели обучения. Деятельность - форма активного отношения к окружающему миру, творчество - форма дея­тельности, направленная на создание качествен­но новых ценностей, новых идей. Творческое мышление школьников развивается только на основе их собственной самостоятельной, в том числе исследовательской, деятельности. Вот почему так важно обучать учащихся критически мыслить, видеть проблему в знакомой ситуации, самостоятельно переносить знания и умения в новую учебную ситуацию, комбинировать знания и способы деятельности в новый способ. Задача учителя - создать в своей работе систему по формированию у обучаемых опыта творческой деятельности. Особого внимания учителя требует опыт эмоционально-ценностного отношения к миру, к деятельности. Это очень сложный и многоплановый компонент содержания. Он определяет избирательное отношение ученика к деятель­ности, стимулирует его активность. Надо стре­миться к тому, чтобы каждый ученик восприни­мал изучаемое содержание заинтересованно, как значимое лично для себя.

Работа учителя по развитию рассматриваемо­го компонента содержания состоит в создании на уроке эмоциональной атмосферы, в форми­ровании позитивного эмоционального настроя учащихся.

Еще одно важное условие - обучение школь­ников оценочной деятельности. Психологические исследования подтверждают, что эмоции высту­пают как своеобразные оценки деятельности. Поэтому эмоциональная сторона обучения тесно связана с оценочной деятельностью. Оценка ­это мнение о ценности, уровне или значении какого-либо явления. Оценить - значит выска­зать свое мнение о ценности. Как правило, оцен­ка дается учителем, но гораздо важнее научить школьников оценивать изучаемый материал.

Оценочные суждения - существенная часть развития личности, они важны для формирова­ния убеждений, взглядов, этических норм поведения. В процессе оценочной деятельности у учащихся происходит осмысление различных ценностей, важных как для общества в целом, так и для отдельных личностей.

Оценочные суждения, прежде всего, долж­ны стать составной частью объяснения, расска­за учителя. В беседе с классом педагогу важно побуждать учащихся высказывать свое мнение о ценности изучаемого материала.

Признаками усвоения эмоционально-­ценностного отношения к миру, к деятельности служат поведение школьников, их высказыва­ния и оценки, ответы на вопросы мировоззрен­ческого характера. Как правило, эти вопросы обращены к личности учащихся: как вы думаете, каково ваше мнение, как бы вы поступили в том или ином случае, как на ваш взгляд правильнее? При этом само содержание истории и обществознания обладает значительными возможностями в фор­мировании опыта эмоционально-ценностного отношения к миру, к деятельности благодаря тому, что в ней соединены элементы естествен­ных наук и их социальное содержание.

Таким образом, учебные предметы "История" и «обществознание» дают учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества.


Карабаева Ю.К., руководитель РМО учителей истории и обществознания




Похожие:

Реализация фгос второго поколения как средство системного обновления исторического и обществоведческого образования iconПлан мероприятий информационно-методического центра Управления образования на январь 2011г. Срок, место, время Категории Мероприятия
С второго поколения начального общего образования. Создание нормативно-правовой базы и другая организационная деятельность оу по...
Реализация фгос второго поколения как средство системного обновления исторического и обществоведческого образования iconСеминар на тему: Образовательная среда современного учителя как средство реализации фгос второго поколения на примере линии умк школа России
Педагогический семинар на тему: Образовательная среда современного учителя как средство реализации фгос второго поколения на примере...
Реализация фгос второго поколения как средство системного обновления исторического и обществоведческого образования iconПоложение о Совете по внедрению фгос общего образования второго поколениявторого поколения
...
Реализация фгос второго поколения как средство системного обновления исторического и обществоведческого образования iconПриказ №316/2 "Об утверждении дорожной карты введения фгос ноо второго поколения" в целях упорядочения и повышения эффективности работы школы по подготовке к введению фгос ноо второго поколения
Утвердить дорожную карту по обеспечению введения фгос ноо второго поколения (Приложение)
Реализация фгос второго поколения как средство системного обновления исторического и обществоведческого образования iconЭтапы внедрения фгос второго поколения в практику работы моу «сош №22» Изучение Стандартов второго поколения Педагогический совет по теме: «Федеральные образовательные стандарты второго поколения – фундаментальная основа российского образования»
Курсовая подготовка администрации школы и учителей начальных классов «Федеральный государственный образовательный стандарт начального...
Реализация фгос второго поколения как средство системного обновления исторического и обществоведческого образования iconПриказ 116 03. 05. 10. «О создании и полномочиях Управленческого Совета по внедрению фгос второго поколения». В
Создать Управленческий Совет по внедрению фгос общего образования второго поколения в составе
Реализация фгос второго поколения как средство системного обновления исторического и обществоведческого образования iconПрограмма деятельности по внедрению фгос второго поколения
Реализация национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» требует модернизации школьного образования. Современные требования...
Реализация фгос второго поколения как средство системного обновления исторического и обществоведческого образования iconПлан работы рабочей группы моу "сош №3 г. Ртищево Саратовской области" по подготовке к введению фгос начального общего образования второго поколения в 2010-2011 уч году
Информационно-аналитическое и контрольно-диагностическое обеспечение введения фгос ноо второго поколения
Реализация фгос второго поколения как средство системного обновления исторического и обществоведческого образования iconПлан перехода образовательных учреждений Арзамасского района на федеральные государственные стандарты общего образования второго поколения (фгос)
Изучение проектов и принятых документов федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения (фгос) на августовских...
Реализация фгос второго поколения как средство системного обновления исторического и обществоведческого образования iconПоложение о Совете по введению фгос общего образования второго поколения
Совет по введению фгос общего образования второго поколения (далее Совет) создан в соответствии с решением Педагогического совета...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы