7. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования icon

7. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования



Название7. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
страница1/3
А.П. Матвеев<><><><><>ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА<><><><>РАБОЧИЕ ПРОГРАМ
Дата конвертации03.01.2013
Размер406.69 Kb.
ТипПрограмма
источник
  1   2   3
1. /Основная образовательная программа начального общего образования МОУ СОШ с.Кумак заданной в структуре ФГОС/Анализ готовности ОУ к введению ФГОС второго поколения.doc
2. /Основная образовательная программа начального общего образования МОУ СОШ с.Кумак заданной в структуре ФГОС/ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО.doc
3. /Основная образовательная программа начального общего образования МОУ СОШ с.Кумак заданной в структуре ФГОС/Основная образовательная программа начального общего образования СОШ с.Кумак.doc
4. /Основная образовательная программа начального общего образования МОУ СОШ с.Кумак заданной в структуре ФГОС/ПРОГРАММА ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ.doc
5. /Основная образовательная программа начального общего образования МОУ СОШ с.Кумак заданной в структуре ФГОС/ПРОГРАММА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР.doc
6. /Основная образовательная программа начального общего образования МОУ СОШ с.Кумак заданной в структуре ФГОС/Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.doc
7. /Основная образовательная программа начального общего образования МОУ СОШ с.Кумак заданной в структуре ФГОС/Программа Коррекции.doc
8. /Основная образовательная программа начального общего образования МОУ СОШ с.Кумак заданной в структуре ФГОС/Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.doc
9. /Основная образовательная программа начального общего образования МОУ СОШ с.Кумак заданной в структуре ФГОС/Программа изобразительное исскуство.doc
10. /Основная образовательная программа начального общего образования МОУ СОШ с.Кумак заданной в структуре ФГОС/Программа обучение грамоте.doc
11. /Основная образовательная программа начального общего образования МОУ СОШ с.Кумак заданной в структуре ФГОС/Программа по математики.doc
12. /Основная образовательная программа начального общего образования МОУ СОШ с.Кумак заданной в структуре ФГОС/Программа по физической культуре.pdf
13. /Основная образовательная программа начального общего образования МОУ СОШ с.Кумак заданной в структуре ФГОС/Программа формирования культуры здорового.doc
14. /Основная образовательная программа начального общего образования МОУ СОШ с.Кумак заданной в структуре ФГОС/Программа формирования универсальных учебных действий.doc
15. /Основная образовательная программа начального общего образования МОУ СОШ с.Кумак заданной в структуре ФГОС/Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.doc
16. /Основная образовательная программа начального общего образования МОУ СОШ с.Кумак заданной в структуре ФГОС/Содержание программы.doc
17. /Основная образовательная программа начального общего образования МОУ СОШ с.Кумак заданной в структуре ФГОС/ТЕХНОЛОГИЯ.doc
18. /Основная образовательная программа начального общего образования МОУ СОШ с.Кумак заданной в структуре ФГОС/ТЕХНОЛОГИЯ.pdf
19. /Основная образовательная программа начального общего образования МОУ СОШ с.Кумак заданной в структуре ФГОС/Учебный план МОУ , реализующего основную образовательную программу с УМК .doc
20. /Основная образовательная программа начального общего образования МОУ СОШ с.Кумак заданной в структуре ФГОС/ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА.doc
Муниципальное общеобразовательное учреждение «сош с. Кумак» Анализ готовности оу к введению фгос второго поколения
Б. М. Неменского 1-4 классы Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Москва «Просвещение» 2011 пояснительная записка
Основная образовательная программа начального общего образования
Литературное чтение пояснительная записка
Окружающий мир пояснительная записка
2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
8. Программа коррекционной работы Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании»
7. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Б. М. Неменского 1-4 классы Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Москва «Просвещение» 2011 пояснительная записка
Русский язык пояснительная записка
Математика пояснительная записка
6. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования (в ходе внедрения фгос второго поколения)
9. Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования; Программно-методическое и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса программы учебных предметов по умк «Школа России»
Технология пояснительная записка
3. Учебный план моу «сош с. Кумак», реализующего основную образовательную программу с умк «Школа России» в условиях реализации фгос второго поколения Учебный план образовательного учреждения
А. П. Матвеев физическая культура рабочие программы предметная линия учебник

7. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования


Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России1, Концепции УМК «Школа России» с учетом методических разработок издательства «Просвещение» и опыта реализации воспитательной работы (гражданско-правового образования, патриотического воспитания, экологического воспитания, эстетического воспитания, формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни и т.п.) МОУ «СОШ с.Кумак».


Воспитание нравственных чувств и эстетического сознания:

-учащиеся получают первоначальное представление о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов;

- участвуют в проведении уроков этики, внеурочных мероприятий, направленных на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения;

- знакомятся с основными правилами поведения в школе, общественных местах (в процессе бесед, классных часов, просмотра учебных фильмов, обсуждения различных ситуаций);

- усваивают первоначальный опыт нравственных взаимоотношений в коллективе класса и образовательного учреждения;

- участвуют в различных благотворительных делах, оказывают помощь нуждающимся;

- получают первоначальные представления о нравственных взаимоотношениях в семье;

- расширяется опыт позитивного взаимодействия в семье (в процессе проведения открытых семейных праздников, выполнения совместно с родителями творческих проектов.

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Программа реализуется МОУ «СОШ с.Кумак» в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся, с другими субъектами социализации – социальными партнерами школы: ОО, Детским центром, Детско-юношеской спортивной школой, КДЦ, редакция Новоорской газеты, КДН и ЗП, центром занятостью населения, школами района.


Портрет ученика школы МОУ «СОШ с.Кумак»

Обобщенный результат образовательной деятельности начальной школы как итог реализации общественного договора фиксируется в портрете ее выпускника:

  • умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками;

  • владеющий опытом мотивированного участия в конкурсах и проектах регионального и международных уровней;

  • обладающий основами коммуникативной культурой (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение);

  • любознательный, интересующийся, активно познающий мир;

  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

  • любящий свой край и свою Родину, понимающий ценности природного мира;

  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;

  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение, понимать чувства других людей и сопереживать им;

  • выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.


В Концепции сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

На основе национального воспитательного идеала сформулирована цель программы: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, инициативного, творческого, компетентного гражданина России.


Цель и задачи

духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся


Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.

Духовно-нравственное развитие – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

Общей целью является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Задачи духовно-нравственного воспитания определены как ожидаемые результаты в логике требований к личностным результатам общего начального образования и предусматривают:

1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

  • элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;

  • представления о символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;

  • элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;

  • элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;

  • интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;

  • уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения;

  • ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;

  • начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;

  • элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;

  • интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, края (населённого пункта), в котором находится образовательное учреждение;

  • стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села, города;

  • любовь к образовательному учреждению, своему селу, городу, народу, России;

  • уважение к защитникам Родины;

  • умение отвечать за свои поступки;

  • негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.

2) Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

  • первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;

  • различение хороших и плохих поступков;

  • представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;

  • элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;

  • уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;

  • установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

  • бережное, гуманное отношение ко всему живому;

  • знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;

  • стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и анализировать его;

  • представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;

  • отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.

3) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

  • первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;

  • уважение к труду и творчеству старших и сверстников;

  • элементарные представления об основных профессиях;

  • ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;

  • элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;

  • первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;

  • умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;

  • умение соблюдать порядок на рабочем месте;

  • бережное отношение к результатам своего труда, труда Других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;

  • отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей.

4) Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

  • ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей), членов своей семьи, педагогов, сверстников;

  • элементарные представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива);

  • элементарные представления о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;

  • понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

  • знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;

  • интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;

  • первоначальные представления об оздоровительном вли­янии природы на человека;

  • первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;

  • отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.

5) Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

  • развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

  • ценностное отношение к природе и всем формам жизни;

  • элементарный опыт природоохранительной деятельности;

  • бережное отношение к растениям и животным.

6) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

  • представления о душевной и физической красоте человека;

  • формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;

  • интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;

  • интерес к занятиям художественным творчеством;

  • стремление к опрятному внешнему виду;

  • отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.



Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы согласуются с традиционными источниками нравственности, которыми являются следующие ценности:

  • патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);

  • социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);

  • гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);

  • семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);

  • труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);

  • наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);

  • традиционные российские религии. Учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских религий принимаются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах;

  • искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);

  • природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);

  • человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).

Процесс превращения базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует включения ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования опыта созидательной реализации этих ценностей на практике.

Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

Содержание духовно-нравственного развития и воспитания учащихся отбирается на основании базовых национальных ценностей в логике реализации следующих направлений:

Направление 1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское обществ; закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

Направление 2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания. Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

Направление 3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость, бережливость.

Направление 4. Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни. Ценности: уважение родителей; забота о старших и младших; здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое.

Направление 5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.

Направление 6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие.


Содержание духовно-нравственного развития и воспитания учащихся

Реализация программы предполагает создание социально открытого пространства, когда каждый педагог, сотрудник школы, родители разделяют ключевые смыслы духовных и нравственных идеалов и ценностей, положенных в основание данной программы, стремясь к их реализации в практической жизнедеятельности:

  • в содержании и построении уроков;

  • в способах организации совместной деятельности взрослых и детей в учебной и внеучебной деятельности; в характере общения и сотрудничества взрослого и ребенка;

  • в опыте организации индивидуальной, групповой, коллективной деятельности учащихся;

  • в специальных событиях, спроектированных с учетом определенной ценности и смысла;

  • в личном примере ученикам.

Для организации такого пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех социальных субъектов-участников воспитания: семьи, общественных организаций, включая и детско-юношеские движения и организации, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ, традиционных российских религиозных объединений.

Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе следующих принципов:

  • нравственного примера педагога – нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам;

  • социально-педагогического партнерства – целесообразные партнерские отношения с другими субъектами социализации: семьей, общественными организациями и традиционными российскими религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ;

  • индивидуально-личностного развития – педагогическая поддержка самоопределения личности, развития ее способностей, таланта, передача ей системных научных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации;

  • интегративности программ духовно-нравственного воспитания – интеграция духовно-нравственного развития и воспитания в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную;

  • социальной востребованности воспитания – соединение духовно-нравственного развития и воспитания с жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора.

Программа реализуется в рамках урочной, внеурочной, внешкольной деятельности, социальных и культурных практик с помощью следующих инструментов.

УМК «Школа России»

В содержание системы учебников «Школа России» заложен огромный воспитывающий и развивающий потенциал, позволяющий учителю эффективно реализовывать целевые установки, заложенные в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».

Важнейшая задача российской школы — становление российской гражданской идентичности обучающихся, в комплексе учебников «Школа России» реализуется различными средствами.

Во-первых, отбор содержания учебного материала осуществлен с ориентацией на формирование базовых национальных ценностей. Средствами разных предметов системы учебников «Школа России» в детях воспитывается благородное отношение к своему Отечеству, своей малой Родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации.

Дети, обучающиеся по системе учебников «Школа России» знакомятся с образцами служения Отечеству, постигают причастность каждого человека, каждой семьи к жизни России, осознают значимость усилий каждого для благополучия и процветания Родины, чтобы уже в этом возрасте почувство­вать себя маленькими гражданами великой страны.

Во-вторых, родиноведческие и краеведческие знания, содержательное, дидактическое и методическое обеспечение которых составля­ет значительную часть содержания учебников. Учитывая особенности предметных областей учебного плана начального общего образования ФГОС и возрастные психологические особенности младших школьников, одной из важнейших задач является развитие у ребенка интереса, переходящего в потребность к познанию, изучению своей страны, ее прошлого и настоящего, ее природы и общественной жизни, ее духовного и культурного величия.

В третьих, поликультурность содержания системы учебников «Школа России» носит сквозной характер. Она обеспечивается в каждой предметной линии, с учетом предметной специфики и отражает многообразие и единство национальных культур народов России, содействуя формированию у обучающихся толерантности, способности к межнациональному и межконфессиональному диалогу, знакомству с культурами народов других стран мира.

В этой связи, важное место в системе учебников «Школа России» занимает курс «Основы религиозных культур и светской этики». Курс органично интегрирован в систему учебников «Школа России» для решения задачи формирования у младших школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.


Календарь традиционных школьных дел и праздников

Время проведения

Тема мероприятия

Сентябрь

1 сентября – День знаний; Праздник посвящения в ученики; Праздник Букваря.

Октябрь

Праздник осени (Праздник урожая);День дублера (День Учителя); Весёлые старты.

Ноябрь

День народного единства; День здоровья.

Декабрь

Новогодний праздник.

Январь

Спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья».

Февраль

День родной школы; День защитника России. «Турнир поколений»

Март

Праздник мам; День птиц; Праздник книги; Встречаем весну.

Апрель

Праздник подарков (подарки просто так); День детства; Праздник победителей олимпиад.

Май

Отчётный концерт; До свидания, школа; Здравствуй лето!


Социальные проекты

В школе реализуются следующие социальные проекты:

ВОЛОНТЕРСТВО


ПУТЕШЕСТВИЯ – проект предполагает организацию различных путешествий (видеопутешествия, экскурсии, турпоходы, экспедиции), содержательно взаимосвязанных с духовно-нравственным аспектом содержания учебных предметов.

ВСТРЕЧИ – проект предполагает организацию встреч с интересными людьми разных возрастов, профессий, как средство воспитания учащихся на личных примерах.

ИСКУССТВО – проект предполагает реализацию программы посещения музеев, концертных залов, театров, выставок и т.д.


Средовое проектирование

Создание среды, школьного пространства духовно-нравственного воспитания и развития учащихся является важнейшей задачей деятельности школы. Именно в этом пространстве декларируются, осмысливаются, утверждаются, развиваются и реализуются нравственные ценности.

В школе организованы подпространства, позволяющие учащимся:

  • изучать символы российской государственности и символы родного края; общенациональные, муниципальные и школьные праздники; историю, культурные традиции, достижения учащихся и педагогов школы; связи школы с социальными партнерами;

  • осваивать культуру общения и взаимодействия с другими учащимися и педагогами (например, тематически оформленные рекреации, используемые в воспитательном процессе); эстетические ценности красоты, гармонии, совершенства в архитектурном и предметном пространстве школы; ценности здорового образа жизни (например, оборудованные рекреации для организации игр на переменах или после уроков; наличие специально оборудованных залов и т.п.);

  • демонстрировать опыт нравственных отношений в урочной и внеурочной деятельности (например, наличие оборудованных помещений для проведения школьных праздников, культурных событий, социальных проектов).


Содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Накопление нравственного опыта поведения учеников происходит с опорой на наглядные представления или на воспроизводимые в сознании образцы поведения идеала. Система сюжетно-ролевых игр способствует освоению учащимися нравственных ценностей, давая необходимые представления о различных вариантах действий и поступков. Приведем примерный перечень сюжетно-ролевых игр для младших школьников:

1 класс:

«Как правильно поздороваться?»; «Мимика и жесты»; «Подбери к словам «хорошо» и «плохо» подходящую картинку»; «Составь список своих обязанностей из сюжетных картинок для дома и школы» (коллективная работа в группе или паре); «Вспомни, какие поступки ты совершил за этот день. Нарисуй, расскажи о них»; «Помоги ребятам в классе составить «Словарь вежливых слов»; «К тебе пришли гости. Игра «Гость – хозяин»; «Ты в театре»; «Разговор по телефону»; «Нарисуй подарок другу (маме…)»; «На дне рождения»; «Если другу плохо?»; «Учимся общаться» (Закончи фразу).

2 класс:

«Я и другие люди»: конкурс и защита рисунков «Чему тебя научили сказки?»; деловая игра «Ситуации о правилах поведения в отношениях со старшими, учителем»; «Вежливые слова»; деловая игра «Как тебя зовут друзья?» (дети в группах обсуждают и высказывают мнения о том, как они относятся к кличкам, прозвищам, обращению по фамилии, дают советы).

3 класс:

«Опиши своего одноклассника» (назови качества, которыми должен обладать человек, чтобы: а) считаться твоим другом; б) заслужить твое доверие; в) вызвать симпатию); деловая игра «Верность слову»; деловая игра «Умение общаться»; решение этических задач; коллективно-групповая работа обсуждения ситуаций: «В музее», «После спектакля», «В театре», «В кино»; деловая игра «Культура поведения человека».

4 класс:

«Подумай, как поступить»: Если я понимаю настроение другого, то я: а) смогу ему помочь, б) не обижу его, в) поддержу его, г) улучшу его настроение, д) буду доволен, е) свой вариант; написать сочинение «Мой характер и мои поступки»; расскажи, как ты помогаешь маме, папе…


Формы внеурочной работы с детьми:

  • Экскурсии, целевые прогулки, туристические поездки.

  • Детская благотворительность.

  • Социальные проекты.

  • Информационные проекты.

  • Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).

  • Тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия).

  • Организация спортивных соревнований, праздников.

  • Проведение совместных праздников школы и общественности.

  • Беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.

  • Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей.



При разработке и осуществления данной программы на ступени начального и общего образования общеобразовательное учреждение может взаимодействовать с родительской общественностью, с представителями общественных организаций.

Важную роль в духовно-нравственном воспитании играет также личность самого учителя, «его позиция и образ: эмоциональность, ответственность, педагогическая любовь, педагогический оптимизм». (А. С. Макаренко).

Создание воспитывающей среды, культуры общения, школьных традиций, формы одежды, школьного пространства (стены, эстетическое оформление класса и др.) духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся является одной из задач деятельности школы.

В МОУ «СОШ с.Кумак» организовано подпространства, оформление стен, способ их покраски, стенды и баннеры, позволяющие обучающимся:

Изучать и осваивать

  • символы российской государственности и символы родного края;

  • общенациональные, муниципальные и школьные праздники;

  • историю, культурные традиции,

  • цитаты ученых, художников, писателей и поэтов, композиторов и музыкантов Родины.

  1   2   3




Похожие:

7. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Нормативно-правовой и методологической основой программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального...
7. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования iconПрограмма «Духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования»
Новой про­граммы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на сту­пени начального общего образования мо школы – интерната...
7. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Нормативно-правовой и документальной основой Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени...
7. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Нормативно-правовой и документальной основой Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени...
7. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования iconПрограмма духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся на ступени начального общего образования Пояснительная записка
Бучающихся на ступени начального общего образования разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального...
7. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования iconПрограмма духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального...
7. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования iconПрограмма духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании»
Та начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России1,...
7. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального...
7. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Нормативно-правовой и методологической основой программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального...
7. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования iconОглавление Пояснительная записка Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
7. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования с учётом реализации умк «Планета знаний»
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы