Использование музейных технологий в патриотическом воспитании учащихся из опыта работы учителя высшей категории Локтионовой Г. Н. Моу «сош с. Березово» icon

Использование музейных технологий в патриотическом воспитании учащихся из опыта работы учителя высшей категории Локтионовой Г. Н. Моу «сош с. Березово»



НазваниеИспользование музейных технологий в патриотическом воспитании учащихся из опыта работы учителя высшей категории Локтионовой Г. Н. Моу «сош с. Березово»
Дата конвертации05.10.2012
Размер105.37 Kb.
ТипДокументы
источник

Использование музейных технологий

в патриотическом воспитании учащихся из опыта работы учителя высшей категории

Локтионовой Г.Н. МОУ «СОШ с.Березово»


Сегодня Российское образование поставило перед школой такие задачи как, формирование у учащихся познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной информации, освоение системы знаний, необходимых для социальной адаптации, овладение умениями коммуникативной, практической деятельности, воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности. И здесь, на мой взгляд, одним из важных средств решения этих задач, является работа школьного музея.

Школа является одним из источников формирования и развития гражданской личности. В первую очередь это решается на уроках истории. Ведь история – это учитель жизни, зная прошлое, мы можем понять настоящее и сможем предвидеть будущее.

Работа в музее поможет понять и глубже постигнуть прошлое, традиции, обычаи, мировоззрение нашего народа. Мало знать перечень дат, событий, имен выдающихся людей, перечень памятников истории и культуры, нужно все это прочувствовать самому.

В своей урочной и внеурочной работе я стремлюсь воспитывать в ребятах любознательность, глубоко почитать своих предков, их дела, знать об их проблемах и тревогах, радостях и праздниках. Гордиться подвигами своего народа – в этом основа деятельности школьного музея.

В изучении истории нашего государства большое место отводится краеведческой работе. Несомненно, изучение своего края, области, региона в контексте истории России решает многие задачи обучения. Невозможно изучать государство, не опираясь на материалы, исторические факты, архивные данные местного значения. Краеведческая работа – это прежде всего развитие интереса учащихся к Малой родине, проведение параллелей с историей страны, необходимость осознания сущности своей причастности, как личности, к истории и процессам преобразования в государстве.

Изучая историю своего края, учитель часто сталкивается с рядом трудностей в подготовке и проведении уроков. Наряду с этими проблемами, возникает ряд вопросов: какие методы и формы целесообразно применять в краеведческой работе? Как сделать урок с использованием краеведческого материала интересным и нужным нынешним школьникам? Необходимо ли изменение и преобразование консервативных методов и применение новых форм, методов, технологий? Практика изучения истории Родного Края ( краеведения) показала, что учащиеся с особым интересом воспринимают содержание полученной информации как старыми проверенными методами, так и новыми. Краеведение подразумевает работу в первую очередь практическую, где в паре, на равных условиях должны работать учащийся и учитель. Главным, как ни странно, в этой работе должен быть интерес учащегося, учитель же становится направляющей стороной. Не секрет, что, изучая историю своего края в рамках школьной программы школьники получают лишь часть знаний, тонкости учащиеся находят самостоятельно, для этого необходимо найти такие источники получения знаний которые будут интересны каждой из сторон учебного процесса. Таким источником может стать ученическое исследование, проектная деятельность, компьютерные технологии.

^ Научно-исследовательская работа. Наиболее продуктивный метод изучения истории родного края. Исследовательская работа подразумевает творческую работу учащегося направленную на познание окружающего мира, самостоятельность в приобретении знаний и нахождении истины. Научно- исследовательская работа -это не только теоретическая , а в большей степени практическая часть. Исследовательская работа в краеведении строится на четком понимании исследователем, что необходимо найти, узнать, сопоставить. Для научно-исследовательской работы определяются формы, которые наиболее подходят в каждом отдельном исследовании. Формами исследования могут быть: интервью, работа в архивах, музеях, исследование исторических находок и документов с описанием, анализом и сравнением краеведческих источников. Важным аспектом исследовательской работы является формирование воспитательной функции. Не секрет, что изучении истории родного края переплетается с историей каждого живущего, с историей родного города, семьи, окружающих людей. Необходимо показать исследователю как переплетается история родного края с историей страны. Это задача учителя, который в исследовании должен быть направляющей стороной, соисследователем, соавтором. Научно-исследовательская работа тогда считается законченной, когда становится достоянием общественности. Это может быть выступление на конференциях различного типа, печать в периодических изданиях, доклады на уроках и занятиях, презентации и т.д. с последующей оценкой, разбором ситуаций, критикой со стороны общественности. Все это делает исследование-продуктивным, заинтересовывает учащегося в дальнейшем продолжении работы, активизирует познавательную деятельность, развивает креативное мышление, интерес к краеведческой работе.

Проектная деятельность. Метод проектов направлен на развитие самостоятельной деятельности учащихся, что немаловажно в изучении истории Родного края. При использовании метода проектов в краеведении необходимо учитывать специфику выбранных тем-проектов. Особенность проектного метода в том, что после сбора материалов, вещественных доказательств и их анализа учащиеся на конечном этапе работы должны получить конкретные, «осязаемые» результаты готовые к внедрению. В современном мире технологий результат метода проектов может быть таким: выпуск фильма, презентации, компьютерного альбома, выставка работ, организация музейного уголка. Проектный метод ориентирован как на индивидуальную, так и групповую самостоятельную деятельность учащихся. Этот метод предполагает решение какой-либо проблемы, предусматривающей использовать разнообразные методы обучения, техники и технологии. Главным аспектом проектной деятельности, который чаще всего вызывает трудность, является выбор темы проекта. Краеведение предполагает узко-направленный выбор темы. Это могут быть темы связанные с историей поселка, семьи, развитие и реклама декоративного искусства Малой Родины, в которых учащиеся решают ту или иную проблему. Итогом работы проектной деятельности учащихся должна стать защита проекта. Краеведческие проекты могут быть направлены на решение проблем, связанных с углубленным изучением истории родного края. В нашей школе организованы проведены следующие проекты «Традиции села Березово»; «Церковь с.Березово»; «Национальный костюм» и др.

^ Компьютерные технологии. Компьютерные технологии-система получении, анализа, обработки информации с помощью современных технических возможностей. Не секрет, что в век глобальной компьютеризации человеку из провинции можно получить информацию, не выходя из дома (Интернет), это значительно сокращает поиск исторических справок, документов, информации, дает возможность доступа в архивы, библиотеки, на интернет-страницы. С внедрением компьютерных технологий поиск и исследование проходит быстрее и качественнее. Краеведы не только могут получать информацию, но и делиться ею, общаться с другими заинтересованными краеведением людьми. Итогом работы могут стать презентации полученного материала, мультимедийные фильмы, краеведческие дистанционные олимпиады, программы тестирования, сайд –страницы.

Наряду с применением современных методов и приемов в краеведческой работе не следует отказываться от консервативного обучения. Получение знаний путем общения ученика и учителя с использованием диалога и монолога, с применением наглядного материала дает возможность ученикам получить минимум краеведческих знаний, которые в будущем будут пополняться и обновляться уже самостоятельно каждым (и учителем, и учеником). Особо хотелось остановиться на экскурсионной работе. Краеведение основывается на получении и применении знаний, умений и навыков не только в урочном процессе. Экскурсии- это один из методов, который направлен на получение ЗУН и приобщение учащихся к истории предков, культуре, воспитание любви и гордости за вклад Малой Родины в историю страны. Экскурсионная работа должна быть тщательно подготовлена и спланирована. Каждая экскурсия должна преследовать определенные цели и задачи, проходить в назначенное время и носить развивающий, обучающий и воспитательный характер. Итогом экскурсии могут стать выпуски газет, выставок, проспектов. Материал, полученный в ходе краеведческой экскурсии, учащиеся могут использовать не только на уроках истории, в краеведческой работе. Это могут быть комбинированные уроки других дисциплин (литература, русский язык, экология и др.).

Нельзя упускать из вида внеклассные формы работы. Краеведческие кружки и секции, организация и ведение школьного музея, активное участие в краеведческих конкурсах и олимпиадах – один из важных путей проведения содержательной и интересной работы с учащимися, основной способ передачи знаний и умений, не предусмотренных школьной программой. Строгие рамки урока не всегда позволяют ответить на многие вопросы, интересующие детей, не всегда дают возможность помочь ребёнку усвоить дополнительные приёмы и навыки, необходимые для успеха учебного процесса школьника. В этом случае на помощь приходят внеклассные занятия, на которых школьники приобретают необходимые знания.

Большую роль в изучении учащимися истории своей страны, своего края, села, семьи, играет школьный музей.

На сегодняшний день, моя задача как учителя истории и руководителя школьного музея заключается в том, чтобы заинтересовать учащихся изучением трудовых, национальных, военных подвигов нашего народа. Кроме того, необходимо заинтересовать учащихся изучением истории своей малой Родины: быта народа, среди которого они живут, узнать его историю, национальные, культурные традиции.

Обращение к близкому, к местному материалу способствует:

развитию патриотизма и гражданственности;

развитию умения получать информацию и ориентироваться в ней;

возможность непосредственного наблюдения учащимися объекта изучения.

Использование материалов школьного музея можно разделить на три направления: исследовательская работа, внеклассные занятия, уроки

В “Исследовательской деятельности” за три года работы нам с ребятами удалось написать 10 творческих работ, которые стали призерами районных, региональных и всероссийских конкурсов:

- “Рядовой истории ”

- “История с.Березово”

- “Социальные корни подростковой преступности”

- “Милосердие не милостыня”

- “Не допустить беды”

- “ДТП”

- “История г.Пугачева”

- “Знаете, каким он парнем был”

- “Смысл и значение православной иконы”

-“Социальная защита детей”

Все работы сопровождаются электронной версией, сделанные в разных программах (MICROSOFT EXCEI, , Adobe Photoshop, MICROSOFT POWER POINT).

Некоторые работы размещены на сайте виртуального краеведческого музея (сайт краеведческого музея www.comk.ru «Живая память»)

Все работы используются на уроках при изучении истории своей страны, т.е. Истории России, обществознания.

Работа “Биографическая летопись жителей села Березово ” помогает ребятам на примерах знакомым им людям (жителей села) проследить судьбу простых солдат на фронтах Великой Отечественной войны и оценить вклад односельчан в дело Победы.

Знакомясь с народами страны и их культурой, используется исследовательский материал “История села Березово” и “Березовские обряды”, где раскрываются традиции, обычаи, говор разных народов, проживающих в селе.

Проследить этапы репрессий через судьбы людей проживающих в нашем селе на основе материалов “Репрессированные жители села Березово”.

Ребятам важно понять ту нить, которая связывает все поколения. Прочувствовать, что история страны непосредственно связана с историей села, историей своей семьи. Ребята на уроках отвечают на вопрос, как история страны связана с историей их семьи.

Наш школьный музей был основан в декабре 2006 года и хранит более 200 экспонатов. В настоящее время музей имеет разделы: "История школы", "История церкви", "Участники Великой Отечественной войны", "Труженики тыла", "Первые выпускники", "История села", "Репрессированные", экспозиция русской избы и другие.

Поэтому на уроках и внеклассных занятиях использование материалов музея состоит и в работе с вещественными источниками и письменными. Непосредственно через анализ источников и игровую деятельность.

Использование различных предметов в качестве наглядного материала на уроке имеет широкое распространение и силу методического приёма. Главное отличие музейного предмета от обычного наглядного пособия в его подлинности, функции исторической памяти, хранящей опыт прошлых поколений. Музейный предмет должен являться первоисточником социальной информации, быть подлинным, храниться долгое время. Не менее важна нравственная, эстетическая, мемориальная ценность предмета – всё, что делает предмет культурной ценностью.

Работа на базе музея позволяет собрать на одном пространстве самые разнообразные источники: письменные памятники, вещественные реликвии, изобразительные материалы, фотографии, предметы археологии, нумизматики, бонистики, филателии, этнографии и многие другие материалы. Всё это позволяет не только показать многообразие источников, но и обучать детей языку музейных предметов, давать им основы самостоятельной исследовательской работы с источниками. В современных семьях хранится мало вещей, принадлежавших их предкам, которые бы олицетворяли «связь поколений». Многие дети до посещения музея никогда не имели опыт изучения старинных предметов. Поэтому одна из задач не просто привлечь внимание к музейному предмету, но и раскрыть его характер, особенности, свойства. Это внимание к историческому источнику реализуется через систему занятий, главным героем становится тот или иной предмет.

Игровые формы используются в основном в начальном и среднем звене, например:

“Бабушкин сундук” – изучение содержимого сундука, предназначение каждой вещи (анализ можно производить по предложенной схеме);

“Путешествие в музей” – непосредственно экскурсия по музею по определенной теме;

Кроме того мы с ребятами проводим различные акции, материал которых также можно использовать на уроках истории.

Акция “Традиции моей семьи” – в ходе, которой узнаем, что в каждой семье есть вещи, которые памятны и дороги;

Акция “Обряды с.Березово” – позволила изучить и оформить материал о большинстве национальностей нашего села.

Акция “Горжусь своими корнями” – ребята проводят взаимосвязь истории страны и своей семьи

Важно то, что в данной работе принимают участие не только ребята школы, но и жители села. В ходе такой работы происходит обмен опыта между представителями старого поколения и нового. Всегда подводим итоги акций, делаем выставки, проводим экскурсии, действуют переносные стенды. Весь собранный материал оформляем в альбомы, которые хранятся в музее.

Именно использование материалов школьного музея на уроках истории и во внеклассной работе помогает воспитывать в ребятах любознательность, глубоко почитать своих предков, их дела, знать об их проблемах и тревогах, радостях и праздниках. Такая работа способствует возрождению русского национального характера российской духовности, помогает воспитывать у детей бережное отношение к природным богатствам, уважение к труду и традициям народа, любовь к родному краю.

В заключении, хочу подробнее остановиться на опыте работы по комбинированию различных форм деятельности. В прошлом году в рамках проекта «Церковь Села Березово» собрали воспоминания о церкви, нашли фотографии. Это пробудило интерес у детей, которые занялись исследовательской деятельностью по вопросам «Смысл и значение Православной иконы»; «Колокольные звоны»; «Древнерусские книги»; «Виды икон с изображением Богородицы» и др. Провели встречу с настоятелем Храма Успения Пресвятой Богородицы Игорем Павловским, пригласили старейших жителей села, организовали показ презентаций и выступление ребят по теме исследований, изучили мнение школьников к восстановлению церкви и её роли в жизни человека. Данное мероприятие вызвало большой интерес.

Литература:

Ванслова Е.Г. Музейный всеобуч. Методические рекомендации. – М., 1988.

Ивашина Н.Н. Методика подготовки выездной экскурсии.//Белгородский краеведческий вестник. – Белгород, 2001

Лебедева П.Г. Специфика работы с музейным предметом в Детском историческом музее // Музей ХХI века: мечта и реальность.- С-П.: 1999.

Терминологические проблемы музееведения. Сб. науч. тр. ред. Т.Г.Шумная – М., 1986.

Юхневич М.Ю. Педагогические, школьные и детские музеи дореволюционной России: Методическое пособие – М., 1990. Внеклассное занятие по истории, 9 класс.




Похожие:

Использование музейных технологий в патриотическом воспитании учащихся из опыта работы учителя высшей категории Локтионовой Г. Н. Моу «сош с. Березово» iconРазвитие творчества учащихся на занятиях ансамбля музыкальных инструментов из опыта работы учителя музыки высшей категории моу «сош №58»
Безусловно, все они взаимосвязаны. Элементы любого вида деятельности можно встретить на любом этапе урока
Использование музейных технологий в патриотическом воспитании учащихся из опыта работы учителя высшей категории Локтионовой Г. Н. Моу «сош с. Березово» iconОбобщение опыта работы учителя высшей квалификационной категории моу «Стародрожжановская средняя общеобразовательная школа№1» Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан Сибгатуллиной Фариды Асхатовны
Года работы в школе. Невольно начинаешь подводить определённые итоги своей педагогической деятельности
Использование музейных технологий в патриотическом воспитании учащихся из опыта работы учителя высшей категории Локтионовой Г. Н. Моу «сош с. Березово» iconТестирование как одна из форм контроля
Из опыта работы Пегусовой Риты Вячеславовны, учителя математики высшей квалификационной категории
Использование музейных технологий в патриотическом воспитании учащихся из опыта работы учителя высшей категории Локтионовой Г. Н. Моу «сош с. Березово» iconПоложение о медиатеке моу «сош с. Березово» Общие положения
Медиатека моу «сош с. Березово» создана для оказания помощи учителям в деятельности по внедрению элек­тронных средств обучения в...
Использование музейных технологий в патриотическом воспитании учащихся из опыта работы учителя высшей категории Локтионовой Г. Н. Моу «сош с. Березово» iconИсследовательская работа по литературе с учащимися старших классов Из опыта работы учителя русского языка и литературы высшей категории
Обсуждение выбранной темы, постановка цели, задачи и основные направления работы
Использование музейных технологий в патриотическом воспитании учащихся из опыта работы учителя высшей категории Локтионовой Г. Н. Моу «сош с. Березово» iconИспользование воспитательной программы класса в курсе оркисэ из опыта работы учителя моу сош №27 Тепляковой Н. М
В содержании внеурочной деятельности должны быть отражены базовые ценности, которые расширяют опыт учащихся конструктивного, творческого,...
Использование музейных технологий в патриотическом воспитании учащихся из опыта работы учителя высшей категории Локтионовой Г. Н. Моу «сош с. Березово» iconЭкспертное заключение по итогам оценки уровня квалификации
Ивановны учителя математики высшей квалификационной категории и Текучева Павла Викторовича – учителя математики высшей квалификационной...
Использование музейных технологий в патриотическом воспитании учащихся из опыта работы учителя высшей категории Локтионовой Г. Н. Моу «сош с. Березово» iconСуховой Раисы Владимировны учителя истории и обществознания 1 квалификационной категории мобу «Кулагинская сош»
Обобщение опыта Суховой Раисы Владимировны учителя истории и обществознания 1 квалификационной категории мобу «Кулагинская сош»,...
Использование музейных технологий в патриотическом воспитании учащихся из опыта работы учителя высшей категории Локтионовой Г. Н. Моу «сош с. Березово» iconСостав Управляющего Совета моу «сош с. Березово»
Моу «Средняя общеобразовательная школа с. Березово Пугачевского района Саратовской области»
Использование музейных технологий в патриотическом воспитании учащихся из опыта работы учителя высшей категории Локтионовой Г. Н. Моу «сош с. Березово» iconТема самообразования. Обобщение опыта работы
Использование современных педагогических технологий как способ развития познавательной деятельности учащихся
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы