|
Программа по социально-эмоциональному развитию дошкольников «ДРУЖЕЛЮБКИ» (Программа утверждена на экспертном совете администрации отдела образования Новоорского района, протокол № 2 от 24.08.2008 г.) Разработала: Савельева Надежда Михайловна, старший воспитатель, педагог-психолог. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением интеллектуального и личностного развития воспитанников № 1 «Родничок» Аннотация В программе представлена система занятий, направленная на развитие и коррекцию социально-эмоционального мира дошкольников 4-7 лет. Основная цель программы – создание ребенком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений с другими людьми, что обеспечивает всестороннее гармоничное развитие его личности, создает эмоциональный комфорт. Благодаря специально разработанным играм и упражнениям у детей формируются эмоционально-мотивационные установки по отношению к себе, окружающим его сверстникам и взрослым людям. Они приобретают навыки, умения и опыт, необходимые для адекватного поведения в обществе, что способствует наилучшему развитию личности ребенка и подготовки его к жизни. Программа неоднократно апробирована педагогами-психологами, воспитателями дошкольных учреждений при работе с детьми, имеющими как норму, так и отклонения в социально-эмоциональном развитии. Эффективность использования программы доказана практически, что делает предлагаемую ее важным и ценным подспорьем в работе педагогов дошкольных образовательных учреждений. Ценность программы в том, что к ней прилагаются материалы по диагностике, социально-эмоциональному развитию и общению, психологической готовности, работе с детьми группы риска, психологические тренинги, упражнения, задания, которые выходят за рамки программного материала и рассчитаны на разный уровень развития дошкольников и тип семьи. ^ Основание для разработки программы: Воспитание и развитие дошкольников на основе содержания системного подхода нескольких программ по социально-эмоциональному развитию, направленная на личностное и интеллектуальное развитие. ^ Администрация МДОУ «Детский сад № 1 «Родничок». Основной разработчик программы: Старший воспитатель, педагог-психолог высшей категории Савельева Надежда Михайловна. Разделы программы:
Характер заданий: Задания и игровые упражнения, тренинги способствуют развитию интереса детей, расширяют их знания об окружающем мире, природе, выходящих за рамки общения со взрослыми и сверстниками основного программного материала. ^ «Давайте жить дружно» Система организации контроля над исполнением программы: Контроль над реализацией программы осуществляет руководитель МДОУ «Детский сад № 1 «Родничок» Лыско Галина Ивановна. ^ Создание условий для раскрепощения ребенка, развитие положительных эмоций, умение общаться со взрослыми и сверстниками, углубленное ознакомление с социальным окружающим миром. Задачи: 1. Организовать работу по оказанию педагогической и психологической помощи детям, педагогам и родителям в период адаптации. 2. Создание в ДОУ положительного микроклимата для всех участников педагогического процесса. 3. Внедрение в практику работы ДОУ педагогических тренингов, упражнений заданий по развитию положительных эмоций у детей дошкольного возраста. 4. Создание проблемных ситуаций для обучения детей общаться со взрослыми и сверстниками. 5.Системное углубленное ознакомление дошкольников с социальным окружающим миром. Ожидаемые результаты: 1. Создание условий для социально-эмоционального развития и воспитания личности дошкольников. 2. Тесная взаимосвязь с родителями. 3. Имидж ДОУ. 4. Умение полноценного общения (разговорная речь) Развитие социальной компетентности – важный и необходимый этап социализации ребенка в общем процессе усвоения им опыта общественной жизни и общественных отношений. Уже с первых дней жизни ребенок является существом социальным, так как любая его потребность не может быть удовлетворена без помощи и участия другого человека. Социализация, или усвоение ребенком общечеловеческого опыта, накопленного предшествующими поколениями, происходит только в совместной деятельности и общения с другими людьми. Именно так ребенок овладевает речью, новыми знаниями и умениями; у него формируются собственные убеждения, духовные ценности и потребности, закладывается характер. Но маленькие дети эгоцентричны. Они считают, что другие думают, чувствуют, видят ситуацию так же как они. Поэтому, им трудно войти в положение другого человека, хотя с самого раннего возраста ребенок включается в систему взаимосвязей с другими людьми. Еще не владея разговорной речью, ребенок точно реагирует на улыбку, тон и интонацию голоса, эмоционально откликается на них. Таким образом, уже с рождения каждый ребенок – это индивидуальность со своими чувствами, переживаниями. Но не каждый ребенок способен разобраться во всей гамме своих переживаний. Эта задача для него является трудной. Как мы уже говорили, дети не всегда правильно понимают даже простые эмоции, тем более трудно им осознать те разнообразные переживания, которые возникают по мере расширения их связи с окружающим миром. Именно поэтому общепринятые нормы и правила усваиваются детьми по-разному и поэтому ребенка необходимо учить социально-адекватным формам самопроявления и самовыражения уже с дошкольных лет. Но реалии современной жизни не способствуют полноценному развитию этих качеств не только в семье, но и в дошкольных учреждениях. Государственным стандартом образования решение подобных проблем предусмотрено не в полной мере. Поэтому, учитывая актуальность проблемы социализации и развития эмоциональной сферы ребенка, нами предпринята попытка создания программы по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста «Дружелюбки», которая позволит ребенку легче адаптироваться в группе детей, создать безопасное пространство для общения, условия для самовыражения, объединить детей совместной деятельностью, что будет способствовать повышению уверенности в себе, своих силах, появлению сплоченности. Ведь именно игра, по мнению Л.С.Выготского, является источником развития дошкольника, создает «зону ближайшего развития» - возможность перехода оттого, что он уже умеет делать самостоятельно к тому, что он умеет делать в сотрудничестве. Эта возможность, по нашему мнению, должна характеризовать динамику развития ребенка. ^ - способствовать психическому и личностному росту детей, что поможет им легче адаптироваться к условиям дошкольного учреждения; - способствовать формированию личности свободной, творческой, обладающей чувством собственного достоинства и уважения к людям, личности с развитыми познавательными интересами, эстетическими чувствами, с добротной нравственной основой; - помогать накапливать эмоциональный опыт путем создания «эмоционального фонда»; - обучать навыкам социального поведения и общения с другими людьми, путем создания игровых ситуаций; - формировать коммуникативные способности, как один из основных компонентов готовности к школе. ^ - формирование позитивного отношения к собственному «Я», осознания своих характерных особенностей и предпочтений и понимания того, что он, как и любой человек, уникален и неповторим; - воспитание интереса к окружающим людям; - развитие чувства понимания, потребности и навыков общения со сверстниками, педагогами, родителями; - развитие навыков адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей; - последовательное введение в мир социальных отношений путем стимулирования детской активности в познании социальной действительности и приобретения знаний об окружающем и поведении людей; - развитие умения осознавать и воспринимать свои эмоции, чувства и переживания, а также понимать эмоциональное состояние других людей; - развитие способности к эмпатии, сопереживанию; - развитие навыков релаксации и саморегуляции; - повышение эмоциональной устойчивости. При решении задач, поставленных для достижения целей данной программы, нами соблюдались следующие принципы: - принцип динамического изучения, т.е. зоны ближайшего развития; - принцип занимательности, необходимый для вовлечения детей в целенаправленную деятельность и формирования желания выполнять предъявляемые требования и стремления к достижению конечного результата; - принцип сотрудничества, позволяющий создать в ходе занятий атмосферу доброжелательности, эмоциональной раскрепощенности; - принцип новизны, дающий возможность опираться на непроизвольное внимание, вызывающий интерес к деятельности путем постановки последовательной системы задач, максимальной активизации эмоциональной и познавательной сферы дошкольника; - принцип культуросообразности, предполагающий опору в развитии социально-эмоциональной сферы детей на общечеловеческие ценности (добро, милосердие, любовь, терпимость и т.п.); - принцип педагогической конфиденциальности, направленный на оберегание ребенка от психического и физического насилия. ^ в процессе реализации программы использовались такие: - работа с родителями, которая требует особого внимания и обусловлена специфичностью содержания программы, проводимая в форме индивидуальных бесед, родительских собраний, совместной деятельности, тренингов; - творческие занятия с детьми, занятия в форме мини-тренингов, психологический час; - развивающие игры, игровые упражнения и задания, этюды на эмоции; - итоговые занятия. В соответствии с формой работы по разделам программы применялись соответствующие методы: - наглядный; - словесный, художественное слово; - игровой. ^ программы являются работы труды таких выдающихся ученых, работавших в области детской и социальной психологии, как Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец, Д.Б.Элбконин, М.И.Лисина и др., а также таких авторов как Крюкова С.В., Пазухина И.А., Слободяник Н.П., Алябьева Е.А, которые разрабатывают проблему развития эмоциональной сферы дошкольника; Козлова С.А., Васильева-Гангнус Л.П., рассматривающие развитие социальных отношений; Щипицина Л.М., Защиринская О.В., Богуславская Н.Е., работающие над проблемой коммуникативности и др. ^ представляет несколько разделов и итоговых занятий, в которых соответственно возрастным особенностям дошкольника подобраны темы занятий, игры, мини-тренинги и т.д. Это такие разделы как: - «Я и Я». В этом разделе собраны игры и упражнения, направленные на развитие навыков самообладания и самоанализа, внимания к самому себе, к своим переживаниям, и желаниям; способности различать свои индивидуальные особенности (внешность, лицо, пол), свои мышечные и эмоциональные ощущения; - «Я и другие». Здесь представлены игры и упражнения, направленные на развитие у детей навыков совместной деятельности, чувств общности, понимания индивидуальных особенностей других людей; на формирование внимательного отношения к людям и к друг другу; развитие языка жестов, мимики и пантомимики, на понимание того, что существуют и другие средства общения; - «Я и мои эмоции». В содержание этого раздела входят игры и упражнения, направленные на знакомство с эмоциями человека, опознание своих эмоций, а также на распознавание эмоциональных реакций окружающих и развитие умения адекватно выражать свои эмоции: - «Я и моя семья». Игры и упражнения этого раздела направлены на осознание ребенком своего места в семье и понимание внутрисемейных отношений, на осознание себя как полноправного, принимаемого и любимого домочадцами члена семьи; на развитие интереса к истории своей семьи. - итоговые занятия по разделам, направленные на повторение и закрепление умений и навыков, полученных детьми в течение года, принятие ребенком самого себя и оптимизацию самооценки ребенка. ^ от освоения программы «Дружелюбки», соответственно возраста: 4 – 5 лет – уметь отмечать свои индивидуальные особенности, правильно выражать свои эмоциональные реакции, мысли, чувства; опознавать с помощью органов чувств хорошее и плохое настроение окружающих, строить свои отношения, как со сверстниками, так и взрослыми; правильно определять свою роль в семье; 5 – 6 лет – уметь сравнивать эмоции, контролировать свои эмоциональные реакции, адекватно оценивать свою внешность, поддерживать положительную самооценку; знать о существовании индивидуальных особенностей своих сверстников, различиях между девочками и мальчиками в основных чертах характера и поведения; уметь уступать в конфликтных ситуациях, вести доброжелательный диалог. 6 – 7 лет – понимать свою индивидуальность, своего собеседника по выражению лица, позе, эмоциям; уметь рисовать пиктограммы, обозначающие различные эмоции, знать об относительности в оценке чувств, историю своей семьи, уметь нарисовать свое генеалогическое дерево. Методические рекомендации по освоению программы:
И главное – помните, что вы воспитываете ребенка не только тогда, когда с ним разговариваете, вы воспитываете его каждый день. ^
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН программы «Дружелюбки»
Программное содержание по разделам Раздел «Я и Я» Задачи: Средняя группа
Старшая группа
Подготовительная группа
Раздел «Я и другие» Задачи: Средняя группа
Старшая группа 1.Расширить представления детей о различных способах коммуникации с окружающими 2. Сформировать позитивное отношение к сверстникам 3. Учить детей понимать различия между мальчиками и девочками в основных чертах характера и поведения Подготовительная группа
^ Задачи Средняя группа
Старшая группа
Подготовительная группа
|
![]() | Программа Цель Программы Мдоу и родителей воспитанников по созданию условий, способствующих сохранению и укреплению физического, психического и социального... | ![]() | Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни Дения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих... |
![]() | Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Пояснительная записка Поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих... | ![]() | Программа формирования экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни Пояснительная записка Поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих... |
![]() | Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, разработанная для образовательных учреждений, работающих по умк «Школа России» Поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих... | ![]() | Конспект открытого занятия по развитию певческих интонаций на тему «Обучение дошкольников выразительному пению» Цель: формирование у дошкольников музыкально-речевых навыков посредством обучения выразительному пению |
![]() | Рабочая программа по чтению и развитию речи Капранова Е. А. Рабочая программа по письму и развитию речи Рабочая программа по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности | ![]() | Программа по развитию речи у старших дошкольников с зпр посредством использования дидактических игр, Кукушкина Т. И Программа составлена в соответствии с Законом РФ «Об образовании», методических рекомендаций для образовательных учреждений Мурманской... |
![]() | План социально-экономического развития Организовать сход граждан на подведение итогов за 2012 год по социально-эконом развитию | ![]() | Программа для школьников 5-11 классов. Мероприятие способствует реализации творческого потенциала детей, эмоциональному подъему, занятости подростков в вечернее время Форма проведения: игровая – развлекательная танцевальная программа для школьников 5-11 классов |