Программа по социально-эмоциональному развитию дошкольников «дружелюбки» icon

Программа по социально-эмоциональному развитию дошкольников «дружелюбки»



НазваниеПрограмма по социально-эмоциональному развитию дошкольников «дружелюбки»
страница1/3
Дата конвертации30.01.2013
Размер0.49 Mb.
ТипПрограмма
источник
  1   2   3



Программа по социально-эмоциональному развитию дошкольников

«ДРУЖЕЛЮБКИ»

(Программа утверждена на экспертном совете администрации отдела образования Новоорского района, протокол № 2 от 24.08.2008 г.)


Разработала:

Савельева Надежда Михайловна,

старший воспитатель, педагог-психолог.

Муниципальное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением интеллектуального

и личностного развития воспитанников № 1

«Родничок»


Аннотация


В программе представлена система занятий, направленная на развитие и коррекцию социально-эмоционального мира дошкольников 4-7 лет. Основная цель программы – создание ребенком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений с другими людьми, что обеспечивает всестороннее гармоничное развитие его личности, создает эмоциональный комфорт.

Благодаря специально разработанным играм и упражнениям у детей формируются эмоционально-мотивационные установки по отношению к себе, окружающим его сверстникам и взрослым людям. Они приобретают навыки, умения и опыт, необходимые для адекватного поведения в обществе, что способствует наилучшему развитию личности ребенка и подготовки его к жизни.

Программа неоднократно апробирована педагогами-психологами, воспитателями дошкольных учреждений при работе с детьми, имеющими как норму, так и отклонения в социально-эмоциональном развитии. Эффективность использования программы доказана практически, что делает предлагаемую ее важным и ценным подспорьем в работе педагогов дошкольных образовательных учреждений.

Ценность программы в том, что к ней прилагаются материалы по диагностике, социально-эмоциональному развитию и общению, психологической готовности, работе с детьми группы риска, психологические тренинги, упражнения, задания, которые выходят за рамки программного материала и рассчитаны на разный уровень развития дошкольников и тип семьи.


^ Паспорт программы на 2008- 2011 гг.


Основание для разработки программы:

Воспитание и развитие дошкольников на основе содержания системного подхода нескольких программ по социально-эмоциональному развитию, направленная на личностное и интеллектуальное развитие.


^ Заказчик программы:

Администрация МДОУ «Детский сад № 1 «Родничок».


Основной разработчик программы:

Старший воспитатель, педагог-психолог высшей категории Савельева Надежда Михайловна.


Разделы программы:

  1. Эмоции.

  2. Азбука общения.

  3. Социальный мир.


Характер заданий:

Задания и игровые упражнения, тренинги способствуют развитию интереса детей, расширяют их знания об окружающем мире, природе, выходящих за рамки общения со взрослыми и сверстниками основного программного материала.


^ Девиз программы: «Давайте жить дружно»


Система организации контроля над исполнением программы:

Контроль над реализацией программы осуществляет руководитель МДОУ «Детский сад № 1 «Родничок» Лыско Галина Ивановна.


^ Цель программы:

Создание условий для раскрепощения ребенка, развитие положительных эмоций, умение общаться со взрослыми и сверстниками, углубленное ознакомление с социальным окружающим миром.


Задачи:

1. Организовать работу по оказанию педагогической и психологической помощи детям, педагогам и родителям в период адаптации.

2. Создание в ДОУ положительного микроклимата для всех участников педагогического процесса.

3. Внедрение в практику работы ДОУ педагогических тренингов, упражнений заданий по развитию положительных эмоций у детей дошкольного возраста.

4. Создание проблемных ситуаций для обучения детей общаться со взрослыми и сверстниками.

5.Системное углубленное ознакомление дошкольников с социальным окружающим миром.


Ожидаемые результаты:

1. Создание условий для социально-эмоционального развития и воспитания личности дошкольников.

2. Тесная взаимосвязь с родителями.

3. Имидж ДОУ.

4. Умение полноценного общения (разговорная речь)


Развитие социальной компетентности – важный и необходимый этап социализации ребенка в общем процессе усвоения им опыта общественной жизни и общественных отношений.

Уже с первых дней жизни ребенок является существом социальным, так как любая его потребность не может быть удовлетворена без помощи и участия другого человека. Социализация, или усвоение ребенком общечеловеческого опыта, накопленного предшествующими поколениями, происходит только в совместной деятельности и общения с другими людьми. Именно так ребенок овладевает речью, новыми знаниями и умениями; у него формируются собственные убеждения, духовные ценности и потребности, закладывается характер.

Но маленькие дети эгоцентричны. Они считают, что другие думают, чувствуют, видят ситуацию так же как они. Поэтому, им трудно войти в положение другого человека, хотя с самого раннего возраста ребенок включается в систему взаимосвязей с другими людьми. Еще не владея разговорной речью, ребенок точно реагирует на улыбку, тон и интонацию голоса, эмоционально откликается на них.

Таким образом, уже с рождения каждый ребенок – это индивидуальность со своими чувствами, переживаниями. Но не каждый ребенок способен разобраться во всей гамме своих переживаний. Эта задача для него является трудной. Как мы уже говорили, дети не всегда правильно понимают даже простые эмоции, тем более трудно им осознать те разнообразные переживания, которые возникают по мере расширения их связи с окружающим миром. Именно поэтому общепринятые нормы и правила усваиваются детьми по-разному и поэтому ребенка необходимо учить социально-адекватным формам самопроявления и самовыражения уже с дошкольных лет.

Но реалии современной жизни не способствуют полноценному развитию этих качеств не только в семье, но и в дошкольных учреждениях. Государственным стандартом образования решение подобных проблем предусмотрено не в полной мере. Поэтому, учитывая актуальность проблемы социализации и развития эмоциональной сферы ребенка, нами предпринята попытка создания программы по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста «Дружелюбки», которая позволит ребенку легче адаптироваться в группе детей, создать безопасное пространство для общения, условия для самовыражения, объединить детей совместной деятельностью, что будет способствовать повышению уверенности в себе, своих силах, появлению сплоченности. Ведь именно игра, по мнению Л.С.Выготского, является источником развития дошкольника, создает «зону ближайшего развития» - возможность перехода оттого, что он уже умеет делать самостоятельно к тому, что он умеет делать в сотрудничестве. Эта возможность, по нашему мнению, должна характеризовать динамику развития ребенка.

^ Цель программы:

- способствовать психическому и личностному росту детей, что поможет им легче адаптироваться к условиям дошкольного учреждения;

- способствовать формированию личности свободной, творческой, обладающей чувством собственного достоинства и уважения к людям, личности с развитыми познавательными интересами, эстетическими чувствами, с добротной нравственной основой;

- помогать накапливать эмоциональный опыт путем создания «эмоционального фонда»;

- обучать навыкам социального поведения и общения с другими людьми, путем создания игровых ситуаций;

- формировать коммуникативные способности, как один из основных компонентов готовности к школе.

^ Задачи программы:

- формирование позитивного отношения к собственному «Я», осознания своих характерных особенностей и предпочтений и понимания того, что он, как и любой человек, уникален и неповторим;

- воспитание интереса к окружающим людям;

- развитие чувства понимания, потребности и навыков общения со сверстниками, педагогами, родителями;

- развитие навыков адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;

- последовательное введение в мир социальных отношений путем стимулирования детской активности в познании социальной действительности и приобретения знаний об окружающем и поведении людей;

- развитие умения осознавать и воспринимать свои эмоции, чувства и переживания, а также понимать эмоциональное состояние других людей;

- развитие способности к эмпатии, сопереживанию;

- развитие навыков релаксации и саморегуляции;

- повышение эмоциональной устойчивости.

При решении задач, поставленных для достижения целей данной программы, нами соблюдались следующие принципы:

- принцип динамического изучения, т.е. зоны ближайшего развития;

- принцип занимательности, необходимый для вовлечения детей в целенаправленную деятельность и формирования желания выполнять предъявляемые требования и стремления к достижению конечного результата;

- принцип сотрудничества, позволяющий создать в ходе занятий атмосферу доброжелательности, эмоциональной раскрепощенности;

- принцип новизны, дающий возможность опираться на непроизвольное внимание, вызывающий интерес к деятельности путем постановки последовательной системы задач, максимальной активизации эмоциональной и познавательной сферы дошкольника;

- принцип культуросообразности, предполагающий опору в развитии социально-эмоциональной сферы детей на общечеловеческие ценности (добро, милосердие, любовь, терпимость и т.п.);

- принцип педагогической конфиденциальности, направленный на оберегание ребенка от психического и физического насилия.

^ Формы работы, в процессе реализации программы использовались такие:

- работа с родителями, которая требует особого внимания и обусловлена специфичностью содержания программы, проводимая в форме индивидуальных бесед,

родительских собраний, совместной деятельности, тренингов;

- творческие занятия с детьми, занятия в форме мини-тренингов, психологический час;

- развивающие игры, игровые упражнения и задания, этюды на эмоции;

- итоговые занятия.

В соответствии с формой работы по разделам программы применялись соответствующие методы:

- наглядный;

- словесный, художественное слово;

- игровой.

^ Методологической основой программы являются работы труды таких выдающихся ученых, работавших в области детской и социальной психологии, как Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец, Д.Б.Элбконин, М.И.Лисина и др., а также таких авторов как Крюкова С.В., Пазухина И.А., Слободяник Н.П., Алябьева Е.А, которые разрабатывают проблему развития эмоциональной сферы дошкольника; Козлова С.А., Васильева-Гангнус Л.П., рассматривающие развитие социальных отношений; Щипицина Л.М., Защиринская О.В., Богуславская Н.Е., работающие над проблемой коммуникативности и др.

^ Структура программы представляет несколько разделов и итоговых занятий, в которых соответственно возрастным особенностям дошкольника подобраны темы занятий, игры, мини-тренинги и т.д. Это такие разделы как:

- «Я и Я». В этом разделе собраны игры и упражнения, направленные на развитие навыков самообладания и самоанализа, внимания к самому себе, к своим переживаниям, и желаниям; способности различать свои индивидуальные особенности (внешность, лицо, пол), свои мышечные и эмоциональные ощущения;

- «Я и другие». Здесь представлены игры и упражнения, направленные на развитие у детей навыков совместной деятельности, чувств общности, понимания индивидуальных особенностей других людей; на формирование внимательного отношения к людям и к друг другу; развитие языка жестов, мимики и пантомимики, на понимание того, что существуют и другие средства общения;

- «Я и мои эмоции». В содержание этого раздела входят игры и упражнения, направленные на знакомство с эмоциями человека, опознание своих эмоций, а также на распознавание эмоциональных реакций окружающих и развитие умения адекватно выражать свои эмоции:

- «Я и моя семья». Игры и упражнения этого раздела направлены на осознание ребенком своего места в семье и понимание внутрисемейных отношений, на осознание себя как полноправного, принимаемого и любимого домочадцами члена семьи; на развитие интереса к истории своей семьи.

- итоговые занятия по разделам, направленные на повторение и закрепление умений и навыков, полученных детьми в течение года, принятие ребенком самого себя и оптимизацию самооценки ребенка.

^ Ожидаемые результаты от освоения программы «Дружелюбки», соответственно возраста:

4 – 5 лет – уметь отмечать свои индивидуальные особенности, правильно выражать свои эмоциональные реакции, мысли, чувства; опознавать с помощью органов чувств хорошее и плохое настроение окружающих, строить свои отношения, как со сверстниками, так и взрослыми; правильно определять свою роль в семье;

5 – 6 лет – уметь сравнивать эмоции, контролировать свои эмоциональные реакции, адекватно оценивать свою внешность, поддерживать положительную самооценку; знать о существовании индивидуальных особенностей своих сверстников, различиях между девочками и мальчиками в основных чертах характера и поведения; уметь уступать в конфликтных ситуациях, вести доброжелательный диалог.

6 – 7 лет – понимать свою индивидуальность, своего собеседника по выражению лица, позе, эмоциям; уметь рисовать пиктограммы, обозначающие различные эмоции, знать об относительности в оценке чувств, историю своей семьи, уметь нарисовать свое генеалогическое дерево.

Методические рекомендации по освоению программы:

  • все занятия должны иметь общую гибкую структуру;

  • последовательность занятий должна соблюдаться с учетом возрастных особенностей детей;

  • беседы следует проводить тогда, когда детям хочется поговорить на данную тему, т.е. допускается варьирование в содержании занятий;

  • стараться вводить ребенка в мир новых понятий и эмоций легко и свободно, чтобы ребенок чувствовал себя хозяином в этом мире, а не гостем;

  • чаще привлекать родителей к работе с детьми;

  • процесс работы по программе должен быть непрерывным.

И главное – помните, что вы воспитываете ребенка не только тогда, когда с ним разговариваете, вы воспитываете его каждый день.


^ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Алябьева Е.А. «Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками».- М.: Сфера, 2003

  2. Алябьева Е.А. «Психогимнастика в детском саду».- М.: Сфера, 2003

  3. Васильева-Гангнус Л.П. «Веселый этикет».- М.: «Вагриус», 1999

  4. Козлова С.А. «Я – человек» Программа социального развития дошкольника.- М.:Школьная пресса, 2004

  5. Крюкова С.В. «Давайте жить дружно».- М.: Генесиз, 2003

  6. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь».- М.: Генесиз, 2003

  7. Князева С.А. «Я-ты-мы» Программа социально-эмоционального развития – М.: Мозаика-Синтез,2003

  8. Кряжева Н.Л. «Развитие эмоционального мира детей».- Ярославль.: АКАДЕМИЯ РАЗВИТИЯ,1998

  9. Купина Н.А., Богуславская Н.Е. «Веселый этикет».- Екатеренбург.: АРД ЛТД, 1999

  10. Пазухина И.А. «Давай познакомимся». Практическое пособие для работников детских садов.- С-Пб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004

  11. Слободяник Н.П. «Я учусь владеть собой».- М.: Генесиз, 2002

  12. Щипицина Л.М., Защиринская О.В. «Азбука общения». – С-Пб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001



ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН программы «Дружелюбки»


РАЗДЕЛ

^ ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ

ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ



«Я и Я»



«Тайна моего имени»

«Автопортрет»

«Мой внутренний мир»

«Кто такой Я?»


«Я сам»

«Изобрази себя другим»

«Измени свою внешность»

«Вот я какая (ой)»

Октябрь

1-я неделя

2-я неделя

3.я неделя

4-я неделя

Ноябрь

1-я неделя

2- неделя

3-я неделя

4-я неделя



«Я и другие»


«Как мы похожи»

«Я и другой – мы разные»,

«Портрет друга», «Что такое дружба?»

«Мальчики и девочки»


«Одиночество»

«Твои поступки и чувства других»

«Ссора», «Как помириться?»

«Что можно делать, а что нельзя»

«Давайте жить дружно»

«Я, ты, он, она – вместе целая страна»

Декабрь

1-я неделя

2-я неделя

3.я неделя

4-я неделя

Январь

1-я неделя

2-я неделя

3.я неделя

4-я неделя

Январь

2-я- неделя

3-я неделя



«Я и мои эмоции»

«Радость, грусть, спокойствие»


«Удивление», «Интерес»

«Страх, гнев, горе»

«Изменение настроения»

«Мимические признаки эмоции»,«Язык жестов и движений»

«Спорящие лица», «Поссорились и помирились»

«Твои чувства и поступки других»

«Мои умные помощники»


«Как я помню то, что помню»

«Календарь эмоций»

4-я неделя

Февраль

1-я неделя

2-янеделя

3.я неделя

4-я неделя


Март

1-я неделя

2-янеделя

3.я неделя

4-я неделя

Апрель

1-я неделя

2-я неделя

«Я и моя семья»

«С кем я живу »

«Никого роднее мамы в целом мире нет»

«Мамы разные нужны, мамы разные важны»

«Дружная семья»

«Семейная фотография»

«Правила домашнего этикета»

«Как можно все объяснить взрослым?»


3-я неделя

4-я неделя


Май

1-я неделя

2-янеделя

3.я неделя


^ Итоговые занятия

«Путешествие в сказку», «Я знаю, я умею, я могу», «Путешествие в волшебный лес»

4-я неделя

Программное содержание по разделам

Раздел «Я и Я»

Задачи:

Средняя группа

  1. Способствовать осознанию ребенком своего имени

  2. Учить различать свои индивидуальные особенности (внешность, лицо, походка, пол)

  3. Формировать адекватную самооценку

Старшая группа

  1. Способствовать самопознанию ребенка

  2. Учить детей описывать и осознавать свои желания и чувства, физические и эмоциональные ощущения

  3. Гармонизировать потребность ребенка в социальном признании

Подготовительная группа

  1. Способствовать психическому и личностному росту детей

  2. Продолжать формировать позитивное отношение к своему «Я»

  3. Гармонизировать притязания ребенка на социальное пространство его личности (права и обязанности)

^ Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

Тема «Тайна моего имени»

1. Игра «Паровозик с именем»

2. Игра «Поем имя»

3. Игра «Ветер шепчет имя»

4. Оформление листа «Меня зовут…»

1. Чтение стихотворения М.Владимирова «Был в старину такой обычай»

2. Игра «Эхо», «Маленькое имя»

3.Игра «Имена моих друзей», «Объясни имя»

4.Оформление личной визитной карточки

1. Беседа с детьми об именах, чтение стихотворения В.Бокова «Дарья»

2.Игра «Имя растет», «Взрослое имя»

3.Сказка: придумывание сказки о человеке с опорой на звучание и значение имени

4.Рисунок «Ромашка с именем»

Тема «Автопортрет»

1.Чтение стихотворения Н.Найденовой «Наши полотенца»

2.Упражнение «Выбери картинку»

3.Игра «Дотронься до…»

4.Рисунок «Живая рука»

1. Чтение стихотворения Р.Сефа «Еще одно эхо»

2. Игра «Радио»

3. Игра «Ветер дует»

4. Рисунок «Мой портрет»

1. Игра «Составь автопортрет»

2. Игра «Найди друга»

3. Игра-ассоциация «На кого я похож»

4.Ролевая игра «На границе»

Тема «Мой внутренний мир»

1.Беседа «Мой внутренний мир»

2.Упражнение «Назови свои сильные стороны»

3.Чтение стихотворения А. Барто «Я выросла», игра «Кто это?»

4.Рисунок «Моя любимая игрушка»

1.Упражнение «Слушай себя»

2.Игра «Свет мой зеркальце скажи!»

3. Игра «Знакомство-представление»

4. Рисунок «Мне это нравится»

1. Беседа «Мой внутренний мир»

2. Игра «Выдуманная фотография»

3. Игра «Угадай кто я»

4. Рисунок «Ладошка»

Тема «Кто такой Я»

Изготовление альбома при помощи родителей

Тема «Кто такой Я»

Изготовление альбома при помощи родителей

Тема «Кто такой Я»

Изготовление альбома при помощи родителей

Тема «Я сам»

1.Игра «Веселые колокольчики»

2.Дидактическая игра «Мой день»

1. Дидактическая игра «Мой портрет»

2. Творческая игра «Кто здесь кто?»

1.Творческая игра «Угадай кто это?»

2. Игра-драматизация «Почему так»


Тема «Изобрази себя другим», «Измени свою внешность»

Проводится игра «Собери фотографии в альбом сказок»

^ Тема «Вот я какой»

Выставка фотоальбомов, рассказывание детьми историй о себе


Раздел «Я и другие»

Задачи:

Средняя группа

  1. Дать детям первоначальные знания о культуре жеста, возможности выражать свои мысли и чувства при помощи мимики, жестов, движений, осанки, позы

  2. Сформировать чувство принадлежности к группе, помочь ребенку почувствовать себя более защищенным

  3. дать представление о внешности и манере держатся у представителей разных полов и необходимости оказания помощи дуг другу в игре и совместной деятельности

Старшая группа

1.Расширить представления детей о различных способах коммуникации с окружающими

2. Сформировать позитивное отношение к сверстникам

3. Учить детей понимать различия между мальчиками и девочками в основных чертах характера и поведения

Подготовительная группа

  1. Развивать способность детей к эмпатии (сопереживанию)

  2. Формировать умение устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать и разрешать конфликтные ситуации

  3. Учить эмоционально воспринимать окружающих, а также выражать собственные чувства




^ Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

Тема «Как мы похожи»

1.Упражнение «Чем я похож на соседа справа»

2. Игра «Превращения»

3.Игра «Люблю - не люблю»

4. Игра «Волшебник»

1.Игра «Ассоциации»

2. Игра «Мыльные пузыри»

3. Игра «Добрый сосед»

4. Игра «Волшебник»

1. Чтение отрывка из стихотворения С.Маршака «Где тут Петя, Где Сережа?»

2. Игра «Зеркало»

3. Игра «Втер дует на…»

4. Игра «Волшебник»

Тема «Я и другой – мы разные»

1.Чтение стихотворения «Посмотри на эти лица»

2. Игра «Дотронься до…»

3. Игра «Я умею»

4. Игра «Кто это?»

1. Игра «Мы разные»

2. Игра «Спиной к друг другу»

3. Игра «Знакомство - представление»

Тема «Портрет друга», «Что такое дружба?»

1.Игра «Интервью»

2. Игра «Испорченный телефон»

3. Рисунок «Загримируй лицо человека»

1.Беседа «Выбор партнера»

2. Игра – беседа «Кто мы?»

3.Игра – драматизация «Мишка-отгадчик»

1. Беседа «Кто с тобой рядом?»

2. Игра «Если с другом вышел в путь»

3. Игра – ассоциация «Какая наша дружба »

1. Чтение стихотворения М.Пляцковского «Настоящий друг»

2. Беседа «С кем бы я хотел дружить»

3. Рисунок «Мои друзья»

Тема «Мальчики и девочки»

1.Игра «Мальчик иди девочка»

2. Чтение стихотворения Н.Найденовой «Новая девочка»

3.Игра «Знакомство»

1. Чтение стихотворения А.Кузнецовой «Подружка»

2. Игра «Приглашение на танец»

3. Игра «Найди свою пару»

4. Рисунок «Мальчик и девочка»

1. Чтение стихотворения С.Маршака «Мальчики и девочки»

2. Игра –драматизация «Спящая красавица»

3. Игра «Защитники девочек»

4.Рисунок «Мальчики и девочки»

Темы «Одиночество», «Твои поступки и чувства других», «Ссора», «Как помириться?»,

«Что можно делать, а что нельзя» проводить как повторение и закрепление игр и упражнений из блоков «Что такое Дружба», «Мальчики и девочки»

Тема «Давайте жить дружно»

1.Чтение стихотворения В.Товаркова «Почему так говорят?»

2. Упражнение «Назови соседа ласково»

3. Упражнение «Дружба начинается с улыбки»

1. Чтение стихотворения З.Александровой «Шарик»

2. Игра «Психологическая лепка»

3. Упражнение «Договорились взглядом»

4. Игра «Волны»


1.Чтение стихотворения Л.Кузьмина «Дом с колокольчиком»

2. Игра «Сбор рукопожатий»

3. Игра «Сиамские близнецы»


Тема «Я, ты, он, она – вместе целая страна»

Повторение и закрепление игр и упражнений, рисование на тему «Я и мои друзья»

Повторение и закрепление игр и упражнений, рисование на тему «Мы живем в одной стране»

Повторении и закрепление игр и упражнений,

рисование на тему «Я, мои друзья – это целый мир»


^ Раздел «Я и мои эмоции»


Задачи

Средняя группа

  1. Дать детям первичные знания о некоторых базовых эмоциях: радости, удивлении, страхе, гневе, горе, интересе.

  2. Учить различать эмоции по их схематическим изображениям.

  3. Учить детей передавать заданное эмоциональное состояние, используя выразительные различные средства (мимику, пантомимику, интонацию).

  4. Развивать у детей эмпатию (способность к сопереживанию).

Старшая группа

  1. Продолжать знакомство детей с эмоциями радости, удивления, страха, гнева, горя.

  2. Расширять представления детей об их эмоциях, предлагая сравнивать их.

  3. Учить понимать свои чувства и чувства других людей; рассказывать об этом.

  4. Учить контролировать свои эмоции.


Подготовительная группа

  1. Закреплять полученные знания об эмоциях

  2. Учить понимать относительность в оценке чувства.

  3. Продолжать способствовать открытому проявлению эмоций различными социально-приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими).




^ Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

Тема «Радость, грусть, спокойствие»

1.Прослушивание веселой музыки

2.Чтение стихотворения А.Барто «Две сестры глядят на братца»

3.Рассматривание пиктограмм «Радость», «Грусть», «Спокойствие»

4.Упражнение «Зеркало»

5.Игра «Клоун Тяп-Ляп»

6.Этюды: «Золотые капельки», «Цветок настроения»

7.Рисунок «Оживи кружочки»

1.Чтение стихотворения Ю.Тувима «Про пана Трулялинского»

2.Беседа «Радость – это…»

3.Игра «Море волнуется»

4.Игра-ассоциация «На что похожа радость, грусть…»

5.Этюды: «Ласка», «Первый снег»

6.Игра «Что может поднять тебе настроение»

7.Рисунок «Я радуюсь»

8. Рисунок «Я грущу»

1.Чтение стихотворения Г.Остера из цикла «Вредные советы»

2.Игра «Маски»

3.Беседа «Относительность радости»

4.Игра «Изобрази настроение»

5.Этюд «Встреча с другом»

6.Рисунок «Ромашка настроения»

7. Рисунок «Пиктограммы настроений»

Тема «Удивление, интерес»

1.Чтение стихотворения А.Барто «Купание»

2.Рассматривание пиктограммы «Удивление» и изображений удивленных людей

3.Упражнение «Выбери такое же настроение»

4.Упражнение «Зеркало»

5. Этюд «Удивление»

6. Упражнение «Тренируем эмоции»

7.Рисунок «Оживи кружочки»

1.Чтение отрывка из произведения А.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

2.Беседа «Удивление – это…»

3.Игра «Море волнуется»

4.Игра-ассоциация «Интерес»

5.Этюд «Живая шляпа»

6.Рисунок «Удивленный человечек»

1.Чтение отрывков из сказки А.Пушкина «Сказка о царе Салтане»

2.Упражнение «Зеркало»

3.Игра «Изобрази»

4.Упражнение «Маски»

5.Игра «Фантазии»

6.Игра «Театр»

7.Этюд «Круглые глаза»

8. Изготовление ромашки «Мне интересно»

9.Рисунок «Чудеса»

Тема «Страх, гнев, горе»

1.Чтение отрывка из русской народной песенки «Тили-бом»

2.Рассматривание пиктограммы «страх» и изображений людей с испуганными лицами

3.Упражнение «Зеркало»

4.Игра «Медвежонок в генве»

5.Упражнение «Тренируем эмоции»

6.Этюд «У Лисенка горе»

7.Рисунок «Оживи кружочки»

8.Упражнение «У страха глаза велики»

1.Чтение стихотворения И.Демьянова «Трусов Федя»

2.Беседа «Страх – это…»

3.Игра «Расскажи свой страх»

4.Игра «Гуси-лебеди»

5.Игра-ассоциация «Страх»

6.Этюд «Момент отчаяния»

7.Чтение стихотворения К.Чуковского «Закаляка»

8.Рисунок «Мой страх»

9. Рисунок «Злой человечек»

10. Упражнение «Уходи, злость, уходи!»

1.Чтение стихотворения «Кто там страшный сидит в темноте?»

2.Упражнение «Страх – это…»

3.Игра «Маски»

4.Игра «Рыбаки и рыбки»

5.Игра «Театр»

6.Этюд «Что в углу»

7.Игра «Книга страхов»

8. Этюд «Хмурый орел»

9. Рисунок «Печальный человечек»

10. Игра «Театр»


Темы «Изменение настроения», «Мимические признаки эмоций», «Язык жестов и настроений» проводить как повторение и закрепление пройденного материала

Тема «Наши эмоции» включает занятия по темам «Спорящие лица», «Поссорились-помирились», «Твои чувства и поступки других», «Мои умные помощники», «Как я помню то, что помню», «Календарь эмоций» в виде игр, мини-тренингов

1.Знакомство с гномами

2.Игра «Кубики»

3.Упражнение «Выбери такое же настроение»

4.Игра «Хоровод»

5.Игра «Волны»

6.Игра «Зеркало»

7.Этюд «Разные настроения»

8.Игра «Облако»


1.Рассказываем сказки

2.Игра «Кривые зеркала»

3.Игра «Повтори фразу»

4.Упражнение «Слушаем музыку»

5.Игра «Профессии»

6.Игра «Азбука настроения»

7.Рисунок «Разные человечки»

1.Игра «Угадай эмоцию»

2.Игра «Прочитай письмо»

3.Игра «Джинн»

4.Игра «Встреча эмоций»

5.Игра «Полярные эмоции»

6.Игра «Зеркало»

7.Рисунок «Поезд эмоций»



  1   2   3




Похожие:

Программа по социально-эмоциональному развитию дошкольников «дружелюбки» iconПрограмма Цель Программы
Мдоу и родителей воспитанников по созданию условий, способствующих сохранению и укреплению физического, психического и социального...
Программа по социально-эмоциональному развитию дошкольников «дружелюбки» iconПрограмма формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
Дения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих...
Программа по социально-эмоциональному развитию дошкольников «дружелюбки» iconПрограмма формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Пояснительная записка
Поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих...
Программа по социально-эмоциональному развитию дошкольников «дружелюбки» iconПрограмма формирования экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни Пояснительная записка
Поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих...
Программа по социально-эмоциональному развитию дошкольников «дружелюбки» iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, разработанная для образовательных учреждений, работающих по умк «Школа России»
Поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих...
Программа по социально-эмоциональному развитию дошкольников «дружелюбки» iconКонспект открытого занятия по развитию певческих интонаций на тему «Обучение дошкольников выразительному пению»
Цель: формирование у дошкольников музыкально-речевых навыков посредством обучения выразительному пению
Программа по социально-эмоциональному развитию дошкольников «дружелюбки» iconРабочая программа по чтению и развитию речи Капранова Е. А. Рабочая программа по письму и развитию речи
Рабочая программа по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности
Программа по социально-эмоциональному развитию дошкольников «дружелюбки» iconПрограмма по развитию речи у старших дошкольников с зпр посредством использования дидактических игр, Кукушкина Т. И
Программа составлена в соответствии с Законом РФ «Об образовании», методических рекомендаций для образовательных учреждений Мурманской...
Программа по социально-эмоциональному развитию дошкольников «дружелюбки» iconПлан социально-экономического развития
Организовать сход граждан на подведение итогов за 2012 год по социально-эконом развитию
Программа по социально-эмоциональному развитию дошкольников «дружелюбки» iconПрограмма для школьников 5-11 классов. Мероприятие способствует реализации творческого потенциала детей, эмоциональному подъему, занятости подростков в вечернее время
Форма проведения: игровая – развлекательная танцевальная программа для школьников 5-11 классов
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы