Тема: «Звуки, ноты и линеечки» icon

Тема: «Звуки, ноты и линеечки»



НазваниеТема: «Звуки, ноты и линеечки»
Дата конвертации20.10.2012
Размер121.77 Kb.
ТипДокументы
источник

МАСТЕР – КЛАСС

Тема: «Звуки, ноты и линеечки»

 

Цель:

- показать использование игровых приемов при знакомстве с элементами музыкальной грамоты.

Задачи для воспитанников:

- развивать слуховое воображение, интуицию и ассоциативное мышление детей;

- закрепить представление о музыкальном размере и его соотношении с длительностью звуков;

- дать понятие о названии нот и их последовательности;

- создать для детей игровую ситуацию «исполнение» на фортепиано;

- развивать навыки коммуникации;

- развивать эмоциональную сферу.


^ Педагог предлагает детям войти в музыкальный зал.

Педагог:

Ребята у нас сегодня с вами необычная встреча. Я предлагаю вам отправиться в путешествие в страну музыкальных звуков. Вы согласны? Только для начала давайте поприветствуем друг друга.

Приветственный ритуал по Льву Виноградову – дети прикасаются ладошками к ладоням педагога, смотрят друг другу в глаза, улыбаются, проходят в зону для слушания музыки и просмотра видео.

Педагог:

Итак, наше необычное путешествие начинается. В пути мы не только вспомним то, что мы знаем о музыкальных звуках, но и познакомимся с новыми понятиями. Помогут нам герои известной сказки «Теремок»

^ Педагог напевает зачин сказки:  (показ слайда) 

«Стоит в поле теремок, теремок

Он не низок, не высок, не высок

Вот по полю, полю, мышка бежит (показ слайда)

Подбегает к теремочку и стучит»

Скажите, пожалуйста, а при помощи, каких звуков мы сможем рассказать про мышку. Все звуки на фортепиано живут на отдельных улицах, которые называются – регистр. И таких регистра, как вы знаете, три: высокий (показ), средний (показ), низкий. Кто же попробует рассказать про мышку при помощи звуков?

Ребенок, по выбору, показывает, в каком регистре звучит «мышкина» песня. Педагог обращает внимание на то, что звук нужно воспроизводить при помощи третьего (среднего) пальца, потому что таким образом мы формируем руку для игры на фортепиано.

Педагог:

А кто еще из героев сказки может петь в высоком регистре?

^ Дети отвечают и проводится слайдов «Лягушка» и «Заяц».

Педагог:

Другие герои тоже имеют свои голоса. Расскажите о них при помощи звуков фортепиано.

Дети вспоминают остальных героев (Лиса, Волк, Медведь), проигрывают на фортепиано импровизации в нужных регистрах. Игра сопровождается показом слайдов. Далее педагог предлагает выбрать для себя роль и соответствующие шумовые музыкальные инструменты (мышка – колокольчик; лягушка – кастаньеты; заяц – ложки; лиса – треугольник; волк – маракас; медведь - металлофон). Далее педагог с детьми исполняет р.н.п. «Ах, вы сени, мои сени».

Педагог:

Молодцы! Все герои действительно имеют свой голос, то есть мы услышали звуки в разных регистрах. А скажите все ли звуки были одинаковыми по продолжительности? Конечно, нет. Были звуки короткие и длинные. Мы обозначаем их такими знаками (показ наглядности – белый кружок – длинный звук; черный кружок – короткий звук). Вы можете попробовать при помощи этих знаков выложить ритмический рисунок проигранных мною пьес, которых рассказывают о наших героях.

^ Педагог проигрывает пьесы «Медведь» и «Мышка». Кто-то из детей выкладывает на панно ритмический рисунок каждой пьесы.

Педагог:

Очень хорошо. А теперь поиграем. Игра называется «Передай ритм».


Приводится игра «Передай ритм». Дети выстраиваются в колонну и последний, загадав слово, прохлопывает его по плечу впереди стоящего ребенка. В итоге последний ребенок вслух, при помощи ладошек, простукивает переданный ритмический отрывок. Проводится проверка в точности переданного ритма.

^ Музыкально-дидактические игра «Передай ритм»  направлена на развитие ритмического восприятия и музыкальной памяти.

Встаньте друг за другом, положите руки на плечи впереди стоящего.

Ведущий (последний в цепочке) отстукивает ритм на плече того, за кем стоит. И тот передает ритм следующему. Последний участник (стоящий впереди всех) «передаёт» ритм, хлопая в ладоши.

^ Массируя спину партнера, эта игра способствует расслаблению и снятию усталости.

Педагог:

А в нотной записи для обозначения длинных и коротких звуков используются специальные знаки, которые называются ноты, или длительности. Сейчас я вам расскажу о том, какие длительности бывают.


Педагог показывает таблицу с изображением схемы, на которой видно разделение звуков по длительностям, обращает внимание на слово «размер». Затем педагог показывает схематическое изображение в цвете и предлагает детям, по желанию, собрать длительность «целая нота» по выбору из любых компонентов (сегменты по восьмым, четвертным, половинным). Выложенные ритмические единицы педагог проигрывает на фортепиано.


Педагог:

Итак, мы с вами вспомнили о том, что звуки бывают разные. Какие? Правильно. Но у звуков, как и у людей, есть имена. Может быть, кто-то знает? На самом деле запомнить имена звуков не сложно, их ровно семь, как дней в неделе, их ровно, ровно семь. Надо только быть внимательным, а чтобы вам легче было ориентироваться в музыкальных именах, я придумала для звуков цветные шляпки (показ панно с изображением клавиатуры, где клавиши обозначены разноцветными кружками). При помощи волшебных кармашков мы с вами сможем выложить имена звуков на панно, в любой последовательности. Попробуем?

Дети выкладывают при помощи цветных кружков «звуки» в любой последовательности. Педагог проигрывает на фортепиано эту последовательность, обращая внимание на то, что эти звуки можно играть в любых регистрах, так как звуки имеют не только имена, и фамилии. Дети могут дать определение, каким героям принадлежит тот или иной музыкальный отрывок.

Педагог:

Ребята, мы с вами узнали, что у звуков есть не только имена, но и фамилии. Должна открыть вам еще один секрет – наши звуки живут одной веселой и дружной музыкальной семьей, и я предлагаю вам исполнить танец «Повторяй за мной», который и нам поможет подружиться.

^ Дети с педагогом исполняют танец «Повтори за мной», по аналогии с танцем «Буги-вуги», «Ритмика для детей» Т. Суворовой.

Педагог:

Замечательно! А теперь я предлагаю вместе со мной закрепить имена звуков при помощи шуточного стихотворения:

Кошка села на такси,

Кошку звать мадам Люси,

Пела Кошка у окошка:

До, ре, ми, фа, соль, ля, си. (Последнюю строчку повторить со всеми детьми, с показом на панно с цветными кружками).

Педагог:

Вот мы с вами и познакомились с именами звуков. Но разве можно уверенно сказать: «Мы знаем о музыкальных звуках все»? Конечно, нет. Мне, например, кажется, что у музыкальных звуков должен быть тоже свой домик, свой музыкальный теремок, и, конечно же, он есть. Называется музыкальный теремок – нотный стан. В нем пять этажей – линеечек, и звуки живут как на них, так и между ними. Давайте расположим известные нам знаки друг за другом. Теперь наши знаки мы будем называть нотами. Послушайте, как звучит их песенка.

^ Педагог проигрывает на фортепиано последовательность звуков в первой октаве.

Педагог:

Вот и заканчивается наше путешествие. А в музыкальном теремке звучит песенка тетушки Гаммы, она приготовила для ноток цветные подушки и укладывает их спать. Послушаем эту песенку?

Звучит песня «Гамма» из цикла «Веселые нотки» И. Котовой. Дети при помощи педагога повторяют последовательность нот, стараясь соблюдать интонационную последовательность.

Педагог:

Вот и сказке конец, а кто слушал, молодец!

Вопросы для рефлексии:

1. Как вы чувствовали себя в позиции обучающихся?

2.  Какие в связи с этим открытия, выводы для себя вы сделали?

3.  Возник ли у вас интерес к использованию игровых приемов при знакомстве с элементами музыкальной грамоты?


Самоанализ

Методическая разработка                          мастер-класса

«Обучение детей дошкольного возраста игре на фортепиано».

(для музыкальных руководителей и педагогов-воспитателей старшего дошкольного возраста) 

Мастер класс проводила:                                                       музыкальный руководитель первой категории  

МДОУ д/с № 1 п. Новоорск Пылева Татьяна Анатольевна

Форма проведения: педагогическая мастерская.                                                                    Участники: музыкальные руководители и воспитатели  старшего дошкольного возраста.                                                         
^ Цель мастер-класса: 

- обучение участников мастер-класса применению элементов программы «ДОМИСОЛЬКА», направленной на формирование музыкальной культуры детей дошкольного возраста, в процессе НОД, образовательная область «Музыка»

Задачи:

- Познакомить участников мастер-класса с методами и приёмами, применяемыми в процессе НОД, образовательная область «Музыка».

- Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование в практике.  

- Создать условия для обретения большинством педагогов своего собственного профессионального стиля, который позволил бы воспитанникам реализовать позицию субъекта в разных видах деятельности.


Анализ открытого аттестационной НОД «Звуки, нотки, линеечки».
Музыкальный руководитель Пылева Татьяна Анатольевна.
МДОУ №1, п. Новоорск

^ Цель: показать использование игровых приемов при знакомстве с элементами музыкальной грамоты.

Образовательные задачи:

- дать понятие о названии нот и их последовательности;

- закрепить представление о музыкальном размере и его соотношении с длительностью звуков.

^ Воспитательные задачи:

- развивать навыки коммуникации;

- развивать эмоциональную сферу.

Развивающие задачи:

- создать для детей игровую ситуацию «исполнение» на фортепиано.

Вышеизложенные задачи в процессе НОД решались в комплексе и тесной взаимосвязи, благодаря тому, что НОД имела четко выстроенный сюжетный ход - завязку, кульминацию и развязку, а главными героями сюжета были герои сказки «Теремок», что было воспринято детьми естественно. При планировании открытой аттестационной НОД я постаралась учесть особенности и возможности и потребности детей: показать культуру слушания, описания, отгадывания образов; способность и желание импровизировать, любовь детей к игре в шумовом оркестре. С детьми была проведена следующая подготовительная работа:

- игра по подгруппам в шумовом оркестре (барабаны, треугольники, деревянные палочки, металлофоны) при исполнении р.н.п. «Ах, вы сени, мои сени»;

- детям даны понятия: высота звука – регистр; длительность звука, имена звуков; ноты; нотный стан;

- проведена игра «Передай ритм», направленная на развитие ритмического восприятия и музыкальной памяти, способствующей расслаблению и снятию усталости.

^ Структура занятия:

1. Приветственный ритуал по Льву Виноградову (дети прикасаются ладошками к ладоням педагога, смотрят друг другу в глаза, улыбаются), приветственная песенка - своеобразный психотренинг, настраивающий с первых секунд занятия на положительное восприятие происходящего.
2. Игра на ДМИ – необходимая части занятия, чтобы усилить сюжетную линию, дать детям возможность погрузиться в мир музыки и образов.

3. Коммуникативная игра.

4. Конструирование (составлении целой ноты из сегментов конструктора).

5. Ритмические импровизационно-двигательные движения под музыку.

6. Прощальная песенка и ритуал прощания по Льву Виноградову.

Занимательная деятельность проводилась в музыкальном зале в первой половине дня, с детьми старшей группы «Чебурашка». Присутствовало 6 детей и музыкальный руководитель. Структура НОД – тематическая. Музыкальный зал лучше подходит для проведения различных видов занимательной деятельности, т.к. он больше по размеру и имеет все необходимое музыкально-техническое обеспечение – музыкальный инструмент (фортепиано), музыкальный центр, мультимедийный экран, компьютер. Для проведения НОД, музыкальный зал был разбит на зоны:

- зона для слушания – восприятия музыки и просмотра видеоматериала;

- зона для драматизации и исполнения на ДМИ;

- зона для музыкально-двигательных упражнений и игр.

Такое зонирование помогало детям переходить от одного вида деятельности к другому непрерывно. Большое значение для решения задач эстетического развития детей было отведено подбору репертуара. Главным критерием значимости любого произведения является его содержательная сторона, доступная пониманию детей. Сила эмоционального воздействия исполняемого произведения во многом зависит от того, как мы сумеем подать ее, что скажем о ней, как направим внимание детей, чтобы произведение дошло до их сердца, вызвало заинтересованность.
На занятии была использована народная и современная музыка русских и зарубежных композиторов:

- р.н.п. «Теремок»,

- р.н.п. «Ах, вы сени, мои сени»,

- «Буги-вуги» Ф. Лейк,

- «Гамма» песня И. Котова

Дети увидели репродукции картин в стиле народного лубка. Кроме того произведения, исполненные на фортепиано звучали хорошо, т.к. были предварительно отработаны.

На занятии были реализованы следующие принципы:

  1. Принцип всестороннего развития. Общение с музыкальным искусством – мощный воспитательный и развивающий фактор, и в процессе обучения важен подбор содержательного, высокохудожественного репертуара, духовно возвышающего и обогащающего каждого воспитанника. И чем больше хорошей музыки он будет слушать, тем отчетливее может провести грань между посредственным исполнением и высокохудожественным произведением.

  2. Принцип от игры – к сознательности предполагает моделирование игровой ситуации и через игру- формирование сознательного отношения к музыкальной деятельности, освоения знаний, умений и навыков. Задача педагога – научить ребенка сознательно анализировать музыкальные произведения, контролировать звучание голоса, слаженности игры в ансамбле, определять его достоинства и недостатки.

  3. Принцип систематичности и последовательности проявляется в постепенном усложнении репертуара. Была проведена большая предварительная работа по развитию восприятия (слушания) музыки и дети теперь способны анализировать более сложные по образному содержанию музыкальные произведения.

Использовала следующие методы и приемы:

- объяснительно-иллюстративный метод включает в себя объяснение и показ тематического в сочетании с художественными иллюстрациями или графическими образами.

- прием вслушивания в показ преподавателя и анализ услышанного.

- прием придумывания сюжета и создание игровой ситуации. Применяя этот прием исполнение любого вокального или инструментального произведения превращается в мини-спектакль, и здесь важным моментом является эмоциональная отзывчивость и выразительное исполнение с элементами театрализации именно на ранних этапах обучения;

НОД была организована так, чтобы виды деятельности (активные и пассивные) сменяли друг друга для обеспечения работоспособности, заинтересованности детей в течение всего занятия. Так пение сменилось игрой на ДМИ, слушание музыки на ритмопластические упражнения и танцевальное творчество, конструирование – на коммуникативную игру. При подготовке и проведении занятия музыкальный руководитель и воспитатель тесно сотрудничали, взаимодействовали друг с другом, в результате чего занятие получилось насыщенным разными видами деятельности. Музыкальный руководитель и воспитатель выступали в роли не только наставников, но и непосредственных участников: вместе с детьми пели, делали артикуляционную гимнастику, играли, конструировали, общались с детьми в демократичном стиле. Это позволило детям чувствовать себя наравне со взрослыми, быть соавторами происходящего. Дети проявляли живой интерес к увиденному и услышанному, высказывали свое мнение, эмоциональные реакции были положительными. Им была дана возможность выбора – каждый в соответствии со своими личными предпочтениями делал графический коллаж на понравившуюся музыку, самостоятельно продумывал художественный образ из линий конструктора – расположение персонажа на листе, осанка, положение корпуса, рук, ног, деталей одежды.
Считаю, что мне в содружестве с воспитателем, удалось реализовать поставленные задачи. Такие интегрированные занятия положительно влияют на развитие музыкальных и художественных способностей старших дошкольников.

В течении НОД четко прослеживалась интеграция образовательных областей : «Музыка» - «Познание» (понятия «нота», «нотный стан», «гамма»); «Музыка» - «Коммуникация» (коммникативная игра «Передай ритм», танец «Повторяй за мной»); «Музыка» - «Социализация» (путешествие с героями сказки), «Музыка» - «Здоровье» (эмоциональный подъем, положительные реакции, психотренинг – игра «Передай ритм»); «Музыка» - «Физическая культура» (музыкально0-ритмическая композиция «Повторяй за мной»).


^ ПЛАН ЗАНЯТИЯ

  1. ВХОД – ПРИВЕТСТВИЕ ЛАДОШКАМИ.

  2. НАЧАЛО ПУТЕШЕСТВИЯ, ПЕСНЯ «ТЕРЕМОК» ОЗВУЧИВАНИЕ ТОЛЬКО МЫШКИ, РЕГИСТР – УЛИЦЫ.

  3. ^ ОЗВУЧИВАНИЕ ТОЛЬКО ЛИСЫ, ВОЛКА, МЕДВЕДЯ.

  4. ОРКЕСТР «АХ, ВЫ СЕНИ».

  5. ПЬЕСЫ «МЕДВЕДЬ» - «МЫШКА» - ВЫЛОЖИ РИТМ

  6. ДЛИТЕЛЬНОСТИ, ПЬСЫ – РИТМ, ИГРА «ПЕРЕДАЙ РИТМ»

КОНСТРУИРОВАНИЕ.

  1. ИМЕНА НОТ – ЦВЕТ, ВЫЛОЖИТЬ ЛЮБУЮ МЕЛОДИЮ.

ТАНЕЦ «БУГИ-ВУГИ»

  1. СТИШОК ПРО ЛЮСИ:

СЕЛА КОШКА НА ТАКСИ

КОШКУ ЗВАТЬ МАДАМ ЛЮСИ

ПЕЛА КОШКА У ОКОШКА: ДО…..

  1. НОТНЫЙ СТАН, ПОВТОР ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ НОТ, ПОНЯТИЕ «ГАММА»

  2. ПЕСНЯ «ГАММА», ПРОЩАНИЕ








Похожие:

Тема: «Звуки, ноты и линеечки» iconТема урока Звуки [л], [л/] и буквы Л, л Тип урока
Учить детей выделять новые звуки из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать...
Тема: «Звуки, ноты и линеечки» iconТема звуки в словах
...
Тема: «Звуки, ноты и линеечки» iconТема: Звукижиш – всегда твёрдые согласные звуки. Правописание сочетаний жи, ши. Задачи урока
Тема: Звуки ж и ш – всегда твёрдые согласные звуки. Правописание сочетаний жи, ши
Тема: «Звуки, ноты и линеечки» iconТема: Звуки [х’ ], [х ], буквы Х,х1
Задачи: Формировать умения находить в словах звуки [х’ ], [х ] и соотносить их с буквой х; развивать мелкую моторику пальцев; воспитывать...
Тема: «Звуки, ноты и линеечки» iconСновидение перед Рождеством
На столике лежат книги (ноты). Бабушка сидит на стуле, собирается вязать. У нее большой клубок яркой (чтобы было видно издалека)...
Тема: «Звуки, ноты и линеечки» iconУрок по литературе Тема : Звуки [З] [З’] Буквы «З з». Парные согласные звуки
З] – [З’] (выбирать), правильно отвечать на поставленные вопросы, придумывать слова со звуками [З] – [З’]. Повышать темп чтения....
Тема: «Звуки, ноты и линеечки» iconКонспект подгруппового логопедического занятия ( 1 класс, ффнр) Тема: «Звуки [м], [м`], буква «м». Лексическая тема: «Игрушки»
Грамматическая тема: «Согласование имени существительного с именами прилагательными»
Тема: «Звуки, ноты и линеечки» iconУрок чтения (1 класс) урок-спектакль. Тема: Буква Л, звуки [л] и [л']. Цели: 1) познакомить буквой Л, звуками [л] и [л']; 2) развивать умение читать слова с изученными
Назовите только те предметы в названии которых есть звуки [л] и [л'] и скажите какое это слово односложное
Тема: «Звуки, ноты и линеечки» iconМетодическая разработка открытого урока обучения грамоте (чтение) по теме «Согласные звуки [д], [д'], буквы Д, д»
Чем отличаются звуки от букв? (Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем)
Тема: «Звуки, ноты и линеечки» iconТема Звуки [ф], [ф’], буквы Ф, ф. Цель
Ф, ф. Развивать фонематический слух, работать по трем единицам речи: звук, слово, предложение. Учить слышать новые звуки в речи,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы