Музыка не только доставляет нам icon

Музыка не только доставляет нам



НазваниеМузыка не только доставляет нам
Дата конвертации08.02.2013
Размер34.32 Kb.
ТипДокументы
источник



«Музыка не только доставляет нам

удовольствие. Она многому учит.

Она, как книга, делает нас

лучше, умнее, добрее».


Кабалевский Д. Б.




Музыка – средство эстетического воспитания.


Музыка для ребенка — мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности, и прежде всего музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. Иначе музыка не выполнит свои воспитательные функции.

В самом раннем возрасте малыш выделяет музыку из окружающих его звуков, шумов. Он сосредоточивает свое внимание на услышанной мелодии, замирает на какое-то время, прислушивается, реагирует улыбкой, гулением, отдельными движениями, проявляет «комплекс оживления».

Дети постарше способны осмыслить некоторые связи между явлениями, сделать простейшие обобщения — определить, например, характер музыки, назвать признаки, по которым сыгранную пьесу можно считать веселой, радостной, спокойной или грустной. Им понятны и требования: как надо спеть различные по характеру песни, как двигаться в спокойном хороводе или в подвижной пляске. Складываются также и музыкальные интересы: оказывается предпочтение тому или другому виду деятельности, жанру музыки.

К шести-семи годам наблюдаются первоначальные проявления художественного вкуса – способность дать оценку произведениям и их исполнению.

Яркие художественные произведения, выражающие мир больших мыслей и глубоких чувств человека, способные вызвать эмоциональный отклик, воздействуя на эстетическую сторону души, становятся источником и средством воспитания.

Способна ли музыка с одинаковой силой воздействовать на всех слушателей? Разумеется, нет. В этом ее особенность. Каждый человек по-своему проявляет интерес и увлечение музыкой, отдает предпочтение какому-либо музыкальному жанру, любимому композитору, отдельному произведению, имея определенный опыт слушания. Как учатся читать, писать, считать, рисовать, так надо учиться узнавать, оценивать музыку, внимательно слушать, отмечая динамическое развитие образов, столкновение и борьбу контрастных тем и их завершение. Восприятие слушателя должно следовать за всем ходом развития музыки. Надо учиться постигать этот «прекрасный своеобразный язык». Постепенно вырабатывается музыкальный вкус, возникает потребность постоянного общения с музыкой, художественные переживания становятся более тонкими и разнообразными.

Музыки воздействует на человека с самых первых дней его жизни. Услышав нежный напев колыбельной, ребенок сосредоточивается, затихает. Но вот раздается бодрый марш, и сразу меняется выражение детского лица, оживляются движения! Ранняя эмоциональная реакция позволяет с первых месяцев жизни приобщать детей к музыке, сделать ее активным помощником эстетического воспитания.

Чтобы музыка стала средством эстетического воспитания, надо развивать у ребенка общую музыкальность.

Первый признак музыкальности — способность чувствовать характер, настроение музыкального произведения, сопереживать услышан-ному, проявлять эмоциональное отношение, понимать музыкальный образ. Музыка волнует маленького слушателя, вызывает ответные реакции, знако-мит с жизненными явлениями, рождает ассоциации. Ритмичное звучание марша вызывает у него радость, подъем, пьеса о заболевшей кукле заставля-ет грустить. Услышав печальную песню в исполнении взрослого, мальчик сказал: «Дядя о своем горе поет». Значит, ребенок почувствовал настроение песни, передающей душевное состояние человека.

Второй признак музыкальности — способность вслушиваться, срав-нивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные явления. Это требует элементарной музыкально-слуховой, культуры, произвольного слу-хового внимания, направленного на те или иные средства выразительности. Например, дети сопоставляют простейшие свойства музыкальных звуков (высокий и низкий, тембровое звучание рояля и скрипки и т. д.), различают простейшую структуру музыкального произведения (запев песни и припев, три части в пьесе и т. д.), отмечают выразительность контрастных художест-венных образов (ласковый, протяжный характер запева и энергичный, под-вижный — припева). Постепенно накапливается запас любимых произведе-ний, которые ребята с большим желанием слушают и исполняют, закладыва-ются первоначальные основы музыкального вкуса.

Третий признак музыкальности — проявление творческого отношения к музыке. Слушая ее, ребенок по-своему представляет художественный образ, передавая его в пении, игре, танце. Например, каждый ищет выразительные движения, характерные для бодро марширующих спортсменов, тяжело ступающего медведя, подвижных зайчиков и т.д. Знакомые танцевальные движения применяются в новых комбинациях и вариантах.

С развитием общей музыкальности у ребят появляется эмоциональное отношение к музыке, совершенствуется слух, рождается творческое воображение. Переживания детей приобретают своеобразную эстетическую окрашенность.




Похожие:

Музыка не только доставляет нам iconЖиви и здравствуй, Лобаниха милый сердцу уголок!
Но как только на школьном стадионе заиграла музыка, появились первые жители и гости села, погода резко поменялась. Как будто кто-то...
Музыка не только доставляет нам iconСценарий Зал оформлен под исторический музей. Звучит музыка (сиртаки)
Поликлета. Лицо у юноши спокойное, классически прекрасное. Обратите внимание на другую скульптуру. Она находится за занавесом, потому...
Музыка не только доставляет нам iconНам, взрослым, кажется, что только наши дела заслуживают внимания, что только мы имеем право заявлять о своем дискомфорте, когда кто-то нарушает наши планы.
Наша бесцеремонность, наша беспардонность в отношении младших поистине беспредельна. Вспомним, часто ли случалось нам извиниться...
Музыка не только доставляет нам iconК. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве. М, 1976. т. I, с. 144. 3
Человеку близко и понятно прекрасное во всех его проявлениях. Ведь прекрасное не только доставляет радость, оно рождает мысль, духовно...
Музыка не только доставляет нам iconДень знаний Звучит музыка школьной тематики. Фанфары
Организатор : Доброе утро, дорогие учителя, ученики, гости, уважаемые родители! Доброе не только из-за ясной погоды, а, прежде всего...
Музыка не только доставляет нам iconПрирода вся полна последней теплоты
Мы сегодня поговорим о “Золотой осени”, когда природа вся полна последней теплоты. Путешествию в осень нам помогут живопись, стихи,...
Музыка не только доставляет нам iconРабочая программа учебного курса «Музыка»
Сергеева Г. П., Критская Е. Д., Шмагина Т. С. «Музыка» 5 класс; Алеев В. В., Науменко Т. И., Кичак Т. Н. «Музыка» 5 класс) и вспомогательная...
Музыка не только доставляет нам iconТема «Духовно-нравственное развитие и воспитание личности: опыт и перспективы внедрения основ экологии в дисциплины естественно-научного цикла»
«Общение с природой не только доставляет эстетическое наслаждение, но и влияет на формирование мировоззрения детей, на их духовно-нравственное...
Музыка не только доставляет нам iconПопова Наталья Алексеевна Попов Алексей Яковлевич Попова Елена Николаевна Музыка Николай Николаевич Музыка Галина Николаевна Музыка Елена Федоровна Музыка Николай

Музыка не только доставляет нам iconИллюстрирование русской народной сказки «Гуси Лебеди», 2 класс Общая тема: «Мы рисуем сказку»
«Приходите в гости к нам» (из к/ф "Там, на неведомых дорожках") Музыка и слова: В. Дашкевич — Ю. Ким
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы