Научные основы системно – деятельностного подхода icon

Научные основы системно – деятельностного подхода



НазваниеНаучные основы системно – деятельностного подхода
Дата конвертации11.02.2013
Размер42.09 Kb.
ТипДокументы
источник

Научные основы системно – деятельностного подхода.

Выступление Семиной Т.В.

Человека нельзя “сделать”, “ произвести”, “вылепить” как вещь, как продукт, как пассивный результат воздействия извне, но можно только обусловить его включение в деятельность, вызвать его собственную активность и исключительно через механизм этой его собственной (совместно с другими людьми) деятельности он формируется в то, что делает его эта деятельность.
Г.С.Батищев

Сегодня школа переживает время больших перемен. Инициированные процессом модернизации образования на нас сыплются, как из рога изобилия, все новые и новые инновации: компетентностный подход, профилизация, изменения содержания образования, ЕГЭ и т.п. Как бы мы не относились к подобным изменениям, нам следует признать две вещи.

Понимание сущности образовательного результата зависит от той парадигмы, в рам­ках которой рассматриваются главные цели образования. В отечественной психолого-педагогической науке глубоко разработана деятельностная парадигма образования, главной целью которой является развитие личности учащегося на основе освоения уни­версальных способов деятельности. Процесс учения понимается не просто как усвоение системы знаний, умений и навыков, состав­ляющих инструментальную основу компе­тенций учащегося, но и как процесс разви­тия личности, обретения духовно-нрав­ственного опыта и социальной компетентно­сти. Слайды 1, 2, 3

Ситемно - деятельност­ный подход исходит из положения о том, что психологические способности че­ловека есть результат преобразования внешней предметной во внутреннюю психи­ческую деятельность путем последователь­ных преобразований. Таким образом, лич­ностное, социальное, познавательное раз­витие учащихся определяется характером организации их деятельности, в первую оче­редь учебной. В системно -деятельностном подходе обосновано положение, согласно которому содержание образования проектирует оп­ределенный тип мышления – эмпирический или теоретический в зависимости от содер­жания обучения (эмпирические или науч­ные понятия). Обучение осуществляет свою ведущую роль в умственном развитии, прежде всего через содержание. В основе усвоения системы научных понятий, опре­деляющих развитие теоретического мыш­ления и прогресс познавательного развития учащихся, лежит организация системы учебных действий. Слайды 4, 5, 6.

Если приоритетом общества и системы образования является способность вступа­ющих в жизнь молодых людей самостоятель­но решать встающие перед ними новые, еще неизвестные задачи, то результат образова­ния измеряется опытом решения таких за­дач, когда в первую очередь наряду с общей грамотностью ценятся такие качества вы­пускника, как разработка и проверка гипо­тез, умение работать в проектном режиме, инициативность в принятии решений и т.п. Эти способности востребованы в постиндустриальном обществе. Они и становятся од­ним из значимых ожидаемых результатов образования и предметом стандартизации. Слайд 7

Актуализация системно - деятельностного подхода при разработке концепции стандартов обще­го образования второго поколения обуслов­лена тем, что последовательная реализация повышает эффективность образования по следующим показателям:

■     придание результатам образования со­циально- и личностно-значимого характера;

■     более гибкое и прочное усвоение зна­ний учащимися, возможность их самостоя­тельного движения в изучаемой области;

■     возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний;

■     существенное повышение мотивации и интереса к учению у обучаемых;

■     обеспечение условий для общекуль­турного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих не только ус­пешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области по­знания. Слайды 8, 9, 10, 11

Системно - деятельностный подход в образователь­ных стандартах позволяет выделить основ­ные результаты обучения и воспитания, вы­раженные в терминах ключевых задач раз­вития учащихся, и сформировать универ­сальные способы учебных и познавательных действий, которые должны быть положены в основу выбора и структурирования содер­жания образования.

Содержание ключевых задач отражает направления формирования качеств лично­сти и в совокупности определяет результат общего образования. Основные результаты обучения и воспитания в отношении дости­жений личностного, социального, познава­тельного и коммуникативного развития обес­печивают широкие возможности учащихся для овладения знаниями, умениями, навыка­ми, компетентностями личности, способнос­тью и готовностью к познанию мира, обуче­нию, сотрудничеству, самообразованию, са­моразвитию, самооценке.

Системно - деятельностный подход обусловлива­ет изменение общей парадигмы образова­ния, которая находит отражение в пере­ходе:

■     от определения цели школьного обуче­ния как усвоения знаний, умений, навыков к определению этой цели как формирования умения учиться, как компетенции, обеспечи­вающей овладение новыми компетенциями;

■     от изолированного изучения учащими­ся системы научных понятий, составля­ющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в кон­текст решения значимых жизненных задач, т.е. от ориентации на учебно-предметное со­держание школьных предметов к пониманию учения как процесса образования и порож­дения смыслов;

■     от стихийности учебной деятельности ученика к стратегии ее целенаправленной организации и планомерного формирования;

■     от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учеб­ного сотрудничества в достижении целей обучения. Слайы12,13,14

Соответственно в рамках деятельностной парадигмы результаты общего образования должны быть прямо связаны с направлени­ями личностного развития и представлены в деятельностной форме.

Это означает, что результаты общего образования должны быть, не только выра­жены в предметном формате, но и, прежде всего, могут иметь характер универсаль­ных (метапредметных) умений. В этом про­является тенденция усиления общекуль­турной направленности общего образова­ния, универсализации и интеграции знаний.




Похожие:

Научные основы системно – деятельностного подхода iconНаучные основы системно – деятельностного подхода

Научные основы системно – деятельностного подхода iconВыступления: «Система формирования здорового образа жизни на основе системно-деятельностного подхода в образовательном учреждении»
Городской семинар «Использование системно-деятельностного подхода в рамках работы оу»
Научные основы системно – деятельностного подхода iconМетодические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода. (приложение 1)
По итогам заседания районного методического объединения учителей начальных классов руководителю методического объединения Вырапаевой...
Научные основы системно – деятельностного подхода iconРазработка урока на основе системно-деятельностного подхода Разработка урока с использованием технологий деятельностного подхода
В рамках проведения методического месячника объявляется конкурс методических разработок теме: «Кладовая педагогического мастерства:...
Научные основы системно – деятельностного подхода iconСценирование уроков русского языка и литературы на основе системно-деятельностного подхода содержание
Основы проектирования уроков деятельностной направленности в образовательном процессе основной школы
Научные основы системно – деятельностного подхода iconУчителей физики, участников Региональной педагогической мастерской «Современные аспекты реализации системно деятельностного подхода в обучении математике и дисциплинам естественнонаучного цикла»
«Современные аспекты реализации системно деятельностного подхода в обучении математике и дисциплинам естественнонаучного цикла»
Научные основы системно – деятельностного подхода iconКаталог Интернет-ресурсов системно-деятельностного подхода

Научные основы системно – деятельностного подхода iconТема: «Урок в рамках системно-деятельностного подхода»

Научные основы системно – деятельностного подхода iconМбоу «Кваркенская средняя общеобразовательная школа» Кваркенского района Оренбургской области Реализация системно-деятельностного подхода как основа определения требований к результатам образования в рамках фгос при изучении предмета
Реализация системно-деятельностного подхода как основа определения требований к результатам образования в рамках фгос при изучении...
Научные основы системно – деятельностного подхода iconКарта наблюдения на уроке с точки зрения системно-деятельностного подхода

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы