Отличительные особенности стандартов 1 и 2 поколений icon

Отличительные особенности стандартов 1 и 2 поколений



НазваниеОтличительные особенности стандартов 1 и 2 поколений
Дата конвертации11.02.2013
Размер35.25 Kb.
ТипДокументы
источник

Асабина И.И.

Отличительные особенности стандартов 1 и 2 поколений

Между утвержденным в 2004 г. феде­ральным компонентом государствен­ного стандарта общего образования (стандартом первого поколения) и про­ектом федерального государственного образовательного стандарта общего образования (стандартом второго по­коления) существует много отличий. Среди них есть те, которые можно от­нести к разряду определяющих сущ­ность стандарта второго поколения.

Рассматривая функции стандарта второго поколения, следует отметить, что есть функции, которые инвариант­ны и имеют непреходящее значение. А есть изменяющиеся и новые функции.

Вспомним стандарт первого поколе­ния. Чем были обусловлены его функ­ции? Тем, что в Российской Федерации появилось законодательство, допуска­ющее многообразие образовательных систем и автономность образователь­ных учреждений, что способствовало процессу разрушения единого образо­вательного пространства в стране.

^ Поэтому основная функция стан­дарта первого поколения была в том, чтобы остановить центробежные про­цессы. И то, что стандарты появились, то, что они были введены хотя бы как временные, остановило развал образо­вательной системы, образовательного пространства. Это важнейшее дости­жение стандартов первого поколения, которое невозможно переоценить. На самом деле оно сыграло огромную роль в том, что система образования в стране окончательно не рухнула.

Сейчас другая ситуация. Вопрос о единстве образовательного простран­ства стоит не так остро. При этом воз­никают другие проблемы, связанные с повышением качества образования.
У стандарта второго поколения есть и новые функции. Они связаны с тем, что система образования получает но­вые приоритеты, новые задачи. Новы­ми функциями стандарта являются формирование российской (граждан­ской) идентичности; гуманизация об­разования и всей школьной деятель­ности; обеспечение сочетаемости, сопоставимости российской и передо­вых зарубежных систем общего обра­зования и др.

В чем же отличие нового образовательного стандарта от действующего федерального компонента ГОС?

Начнем с целей и задач, решение которых должен обеспечить новый стандарт.

Задачей стандарта первого поколения являлось, прежде всего, обеспечение нормативно-правового регулирования содержания и результатов школьного образования в условиях возникшего вначале 1990-х гг. многообразия образовательных систем, вариативного образования. ФК ГОС был призван способствовать сохранению единого образовательного пространства России. И в этом плане он выполнил свою миссию.

ФГОС второго поколения акцентирует внимание на обеспечении условий для развития личности обучаемых, стимулируя тем самым инновационные аспекты деятельность учителей.

Прежде всего, изменилось само по­нимание того, что такое стандарт. Соответственно изменились компо­ненты стандарта. Раньше мы пони­мали под стандартом фиксированные требования к уровню подготовки вы­пускников и обязательный минимум содержания, освоение которого обе­спечит достижение планируемых об­разовательных результатов. Недаром стандарты тогда мы нередко называ­ли стандартами содержания образова­ния.

Сейчас предмет стандарта и его функции существенно расширены. Стандарт будет регулировать не только содержание образования и планируемые образовательные ре­зультаты. Стандарт второго поколе­ния будет обеспечен гарантиями го­сударства относительно того, что эти образовательные результаты будут достигаться в условиях определен­ной информационно-образовательной среды. Ее составляют, прежде все­го, педагогические кадры, а также материально-техническое, финансово-экономическое, информационное обе­спечение.

Расширены сфера действия стандарта и круг вопросов, которые он охватывает. От двухкомпонентного состава стандарта, включавшего обязатель­ный минимум содержания и требова­ния к уровню подготовки выпускни­ков, мы перешли к другой структуре.

Она включает три группы требований: требования к структуре основных об­щеобразовательных программ, требо­вания к результатам освоения основ­ных общеобразовательных программ и требования к условиям реализации основных общеобразовательных про­грамм.

В прежней редакции закона РФ «Об образовании» под образовательным стандартом понимали обязательный минимум содержания образования, максимальный объем учебной нагрузки, требования к уровню подготовки выпускников. Ответственность за выполнение стандарта возлагалась на самих учащихся, а фактически на учащихся и педагогов.

В федеральном компоненте ГОС представлены цели изучения предмета; обязательный минимум содержания основных образовательных программ по предмету (по истории, обществознанию и др.); требования к уровню подготовки выпускников по учебному предмету. Таким образом, ФК ГОС закреплял требования к овладению содержанием учебных предметов.

В соответствии с новой редакцией Закона РФ «Об образовании» в стандарте второго поколения представлены три группы требований:

– требования к структуре основных общеобразовательных программ;

– требования к результатам освоения основных образовательных программ;

– требования к условиям реализации основных образовательных программ.

Если раньше цели определяли  как усвоение знаний, умений и навыков, или как формирование компетентностей, то сегодня  целью обучения становится  общекультурное,  личностное и  познавательное  развитие учащихся.




Похожие:

Отличительные особенности стандартов 1 и 2 поколений icon«Главная отличительная особенность стандартов нового поколения деятельностный метод»
Выявить отличительные особенности действующих стандартов от стандартов нового поколения
Отличительные особенности стандартов 1 и 2 поколений iconДоклад «Здоровьесберегающие образовательные технологии»
Принципы и отличительные особенности здоровьесберегающих образовательных технологий (зот)
Отличительные особенности стандартов 1 и 2 поколений iconИнновационные особенности деятельности учреждения реализующего программу развития «школа севера» Отличительные особенности (специфика) общеобразовательного учреждения
Школа открыта 1 сентября 1949 года, первые ученики школы – дети строителей 501-й стройки, семилетняя школа реорганизовалась в среднюю...
Отличительные особенности стандартов 1 и 2 поколений iconОтличительные особенности
...
Отличительные особенности стандартов 1 и 2 поколений iconМетодические рекомендации для учителей и пр., организационной документации 3 3
...
Отличительные особенности стандартов 1 и 2 поколений iconПлан мероприятий по профилактике ксенофобии и экстремизма на 2012 2013 учебный год
Классные часы: «Что такое терроризм и экстремизм? Сходство и отличительные особенности. Работа с памятками» 1-9кл
Отличительные особенности стандартов 1 и 2 поколений iconКонспект урока русского языка в 10-ом классе по теме «современные заимствования в профессиональной лексике»
Отличительные особенности данного урока: использование электронной презентации, выход в Интернет для получения информации, работа...
Отличительные особенности стандартов 1 и 2 поколений iconОтличительные особенности нового федерального государственного общеобразовательного стандарта общего образования
Новый государственный стандарт общего среднего образования предлагает новый подход к конструированию содержания образования. При...
Отличительные особенности стандартов 1 и 2 поколений iconПроизводство домов из массивных панелей mhm(Германия). Отличительные особенности
Перед загрузкой в специально сконструированный для этой цели автоматический строгальный станок доски выравниваются с одного края...
Отличительные особенности стандартов 1 и 2 поколений iconОтличительные особенности: простота конструкции; две регулировки рассева; импортный редуктор с повышенным ресурсом работы Технические характеристики
Может применяться при позднем внесении удобрений, когда высота растений составляет 30 см и более, применяется при посеве седеративных...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы