«Математика и оборона нашей страны» icon

«Математика и оборона нашей страны»



Название«Математика и оборона нашей страны»
Дата конвертации29.09.2012
Размер93.8 Kb.
ТипУрок
источник

«Математика и оборона нашей страны»

Ведущая цель: Развитие познавательных способностей у школьников на уроках математики.

Задачи:

  • повышение интереса к изучению математики,

  • воспитание патриотизма, уважения к историческому прошлому, духовно-нравственного развития личности и любви к Родине.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация выполненная в программе Power Point

Вступительное слово учителя: Прошло почти 65 лет с того самого незабываемого дня, когда наш народ впервые отпраздновал День Победы. Труден был путь к этой Победе.

Война для советских людей длилась 1418 дней и ночей. Каждый день мы теряли более 14 тысяч соотечественников, в каждый час погибали более 600 человек, каждую минуту – 10, каждые шесть секунд уносили одну человеческую жизнь. 20 миллионов – такими были наши потери в страшной, самой разрушительной за всю историю человечества войне. И потому наш народ всегда будет ненавидеть поджигателей войны, будет и впредь настойчиво отстаивать дело мира на земле.

Наш героический народ выстоял и победил. Важнейшим фактором, приближавшим победу нашего народа, следует считать решение задач, которые осуществили в годы войны советские математики.

Призыв «Всё для фронта, всё для Победы!» ученые – математики восприняли как свой личный долг. Многие переключились на решение важных задач, необходимых для победы, не переставая трудиться на своих постах. Огромное число математиков были мобилизова­ны или ушли на фронт доброволь­цами. Они храбро воевали и честно исполняли свой гражданский долг. История военных лет показала, что математика сыграла большую роль в осуществлении оборонной мощи страны во время Великой Отечественной войны и играет огромную роль теперь.

Сегодня мы ответим на самый главный вопрос: Каким образом способствовали наши математики победному окончанию войны?

Обратимся к фактам: 23 июня 1941г. состоялось внеочередное расширенное заседание Президиума Академии наук. Учёные заявили, что отдадут «Все свои знания, силы, энергию и свою жизнь за победу над врагом». Отложив свои привычные дела, многие математики возводили оборонительные сооружения, с оружием в руках сражались на фронтах в частях действующей армии, соединениях народного ополчения, партизанских отрядах.

Например, добровольцем ушел на фронт и участвовал в боях А.А. Ляпунов. (25.09.1911 - 23.06.1973)

Алексей Андреевич Ляпунов родился 8 октября 1911 г. в Москве в семье представителей русской интеллигенции того времени. В 1942 году Алексей Андреевич добровольцем уходит в ряды Советской армии. С 1943 по 1945 г. находится в действующей армии в качестве командира топографического взвода в артиллерии. За участие в боях по освобождению Крыма А. А. Ляпунов был награжден орденом Красной Звезды (1944), орденом Ленина (1971), 2 орденами Трудового Красного Знамени (1955, 1967), орденом "Знак Почета" (1953).

С 1945 по 1951 гг. Алексей Андреевич преподает математику в Артиллерийской академии им. Дзержинского.

Почти каждая деталь военного оборудования, обмундирования, военные материалы, медикаменты – все это несло на себе отпечаток предварительной научно – технической мысли и обработки. В значительной части техническая мысль выражалась первоначально на математическом языке. В частях тяжелой артиллерии этим занимался Ю. В. Линник (21.01.1915-30.06.1972). Родился в Белой Церкви (ныне Киевская область) в семье учителя физики, позже профессора физики, академика В. П. Линника. У будущего ученого весьма рано проявился талант математика. В 1938 г. окончил Ленинградский университет и через два года защитил докторскую диссертацию, т. е. в 25 лет-доктор физико-математических наук. С 1940 г. работал в Ленинградском отделении Математического института АН СССР и с 1944г. - профессор Ленинградского университета. В 1941-1942гг. был в рядах Советской Армии. В 1953 г. избран членом-корреспондентом, а в 1964г. - академиком АН СССР.

Во время войны страна потеряла огромное число талантливых математиков, таких, как Н.Б. Веденисов, который погиб в плену, Я.И. Перельман умер, не дождавшись прорыва и снятия блокады Ленинграда и многие, многие другие.

Справедливо говорят, что трудно даже представить, какой была бы сегодня математика, не понеси мы этих потерь.

Ведь почти каждая деталь военного оборудования, обмундирования, военные материалы, медикаменты–все это выражалась первоначально на математическом языке.

Одна из проблем, занимавшая многих математиков в то время, была проблема исключительной важности: проверка качества больших количеств однородных изделий. Ведь военные действия невозможны без патронов, снарядов, бомб, мин. Причем все это было необходимо в больших количествах.

Выход был предложен математиками. Он состоял в использовании статистических методов контроля, что позволяло при проверки ничтожной доли изделий давать достаточно точные заключения о качестве всей партии. Во время войны ими занимались многие математики, в том числе А.Н. Колмогоров и его ученик Б.В. Гнеденко.

Колмогоров внёс выдающийся вклад в развитие многих разделов математики и в применение математических методов в механике, биологии, экономике, лингвистике. Колмогоров получил 2 премии: Ленинскую и Государственную премию СССР (1941).

Б.В. Гнеденко (01.01.1912-27.12.1995) был награжден орденом Трудового Красного Знамени (1954 г.), орденом Дружбы Народов (1981 г.), орденом за Заслуги перед Отечеством (в серебре) (1974 г., ГДР), медалью «За оборону Москвы» (1944 г.), медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг." (1946 г.), медалью им. С.И.Вавилова (1974 г.), значками "Отличник просвещения СССР" и "Отличник просвещения РСФСР".

Советские математики разрабатывали вопросы аэродинамики.

Авиаторы столкнулись с грозным явлением, которое возникало в самолетах, достигших больших скоростей, - флаттер, самовозбуждающиеся вибрации в моторах, которые часто вызывали катастрофы в воздухе.

В момент посадки скоростного самолета его колеса вдруг начинали вилять из стороны в сторону. Это явление шимми, часто вызывало катастрофы на аэродромах. М.В. Келдыш (1911 – 1978) и его сотрудники исследовали причины флаттера и шимми и создали математическую теорию, которая позволила своевременно защитить от этих явлений конструкции скоростных самолетов. Келдыш внёс выдающийся вклад в развитие вычислительной и машинной математики в СССР, в создание эффективных методов расчёта задач атомной и космической техники. Он выступил одним из инициаторов развёртывания работ по исследованию космоса и созданию ракетно-космических систем, возглавив с середины 50-х гг. разработку теоретических предпосылок вывода искусственных тел на околоземные орбиты, а в дальнейшем — полётов к Луне и планетам Солнечной системы.

Н.Г. Четаев (6.12.1902 —17.10.1959) изучал общую теорию устойчивости движения, проблемы автоматического регулирования, управления летательными аппаратами. Он определил также наивыгоднейшую крутизну нарезки стволов орудий. Это обеспечивало оптимальную кучность при стрельбе. В 1940 г. ему было присвоено звание Заслуженного деятеля науки Татарской АССР; в 1943 г. Н.Г.Четаев был избран членом-корреспондентом Академии наук СССР; в 1945 г. награжден орденом Трудового Красного Знамени; в 1953 г. - орденом Ленина.За цикл работ по аналитической механике и теории устойчивости движения Н.Г.Четаев посмертно был удостоен Ленинской премии.

В 1942 году коллектив математиков, руководимым С.Н. Берштейном (05.04.1880-26.10.1968), разработал таблицы для определения местоположения судна по радиопеленгам. Таблицы ускоряли штурманские расчеты в десять раз. С. Н Берштейн награждён 2 орденами Ленина (1945, 1953), орденом Трудового Красного Знамени (1944). Государственная премия СССР (1942).

Большая помощь была оказана Военно-Морским Силам. Немецко-фашистское командование пыталась заблокировать наши корабли в их базах и связать их боевые действия массовыми поставками магнитных мин. Их надо было размагнитить.

Идею размагничивания мин предложили и осуществили учёные-математики во главе с академиком Александровым. Опыты проводились на плавающих кораблях.

Корабль сделал большое количество проходов с выключенной и включённой обмоткой над установленными на разных глубинах разоружёнными неконтактными магнитными минами. Было зафиксировано, что мины уверенно срабатывают при прохождении над ними корабля с выключенной обмоткой и совершенно не реагируют при включении в обмотку оптимального тока. Таким образом, задача противоминной защиты малого корабля была успешно решена.

Видная роль в деле обороны нашей страны принадлежит академику А.Н.Крылову (15.08.1863-26.10.1945). Он создал таблицы непотопляемости, в которых было рассчитано, как повлияет на корабль затопление тех или иных отсеков, какие номера отсеков надо затопить, чтобы ликвидировать крен, и насколько это затопление может улучшить состояние корабля. Эти таблицы дали возможность спасти жизнь многих людей. А. Н. Крылов – основоположник теории корабля, автор множества работ по теории магнитных и гироскопических компасов по артиллерии, механики, математике и астрономии. Кавалер ордена Святого Станислава 1-й степени, трижды кавалер ордена Ленина, Герой Социалистического Труда, лауреат Сталинской премии (1941). С 1914 года он – член-корреспондент, а с 1916 – действительный член Академии Наук.

Война продолжается. Фронт требует увеличения эффективности огня артиллерии, повышения меткости стрельбы. Ее успешно решил академик А.Н. Колмогоров (28.03.1903 - 20.10.1987). Используя свои работы в области теории вероятностей, он дал определение наивыгоднейшего рассеяния артиллерийских снарядов. Полученные им результаты помогли повысить меткость стрельбы.

После окончания войны выясни­лось, что результаты рабо­ты советских математиков принесли за годы войны стране миллиардную экономию.

Всему миру известна «Дорога жизни» по льду Ладожского озера и ее роль в обороне Ленинграда и спасении многих ленинградцев.

Наши воины проложили по льду озера дорогу для автомашин. При движении транспорта по льду развивались волнообразные деформации, и бывало, что автомашины проваливались под лед. И тут на помощь снова пришли математики. М.М.Филоненко-Бородич (4.06.1885—30.05.1962) выполнил математические расчеты с использованием теории упругости и решил задачу о прочности ледового покрытия. А когда началась подготовка к прорыву блокады, они подсчитали, какой режим движения танков возможен. На лед вышли целые танковые части.

И все это невозможно без точных расчетов, знания математических методов исследования, законов математики.

Мы должны преклоняться перед вы­держкой, самоотверженностью и вер­ностью Отчизне, которую проявля­ли математики в годы Великой Отечественной войны.

Вклад математики и математиков в Великую Отечественную войну выражен в словах академика С. И. Вавилова (14.04.1891-25.01.1951), советская техническая физика и математика с честью выдержали суровые испытания войны. Следы этих наук всюду: на самолете, танке, на подводной лодке и линкоре, в артиллерии, в руках нашего радиста, дальномерщика, в ухищрениях маскировки, т.е. вклад математики и математиков в победу над фашизмом велик. Во время Великой Отечественной войны Сергей Вавилов жил в эвакуации в г. Йошкар-Оле, где закончил биографию Исаака Ньютона, которая была впервые опубликована в 1943 году. Также он стал уполномоченным Государственного комитета обороны СССР и руководил работами по разработке новых приборов для вооружения армии.

А каков был бы исход войны, если математики не решили бы этих задач? Если бы наши танки имели меньшую скорость, чем немецкие; если бы наши самолеты не были лучше, чем немецкие; если бы наши люди были не самоотверженные, умные, ловкие, сильные, то вряд ли мы победили в этой войне, то вряд ли мы жили с вами на этой счастливой земле.

Вместе с многими именами, заслуженно ставшими хрестоматийными сколько имён из миллионов тех не знаменитых, не отмеченных наградами и славой при жизни, которые в трудную минуту для отчизны Родину до конца выполнили свой долг и отдали ей самое дорогое - жизнь! Среди них были признанные учёные и только начинающие математики, учителя и студенты. Сколько замыслов осталось неосуществлёнными, какие россыпи математических сокровищ, они унесли с собой. Справедливо говорят, что трудно даже представить, какой была бы сегодня математика, не понеси мы этой невосполнимой потери.

Время отделяет нас от событий тех лет, но никогда не сотрётся в памяти поколений подвиг народа в годы испытаний, не забудутся имена его славных сыновей, потому что каждый, кто был верен будущему и умер за то, чтобы оно было прекрасно, подобен изваянию, высеченному из камня.

Теперь вы знаете, какой именно вклад внесли и какие задачи осуществили в предвоенные годы и в годы войны советские математики. А сейчас вам предоставляется разгадать небольшой кроссворд, разгадав который, из выделенных букв вы получите ключевое слово. (Победа)

По вертикали:

  1. Этот математик разработал таблицы для определения местоположения судна по радиопеленгам. Таблицы ускоряли штурманские расчеты в десять раз. (Берштейн)

  2. Решил проблему увеличения эффективности огня артиллерии, повышения меткости стрельбы. (Колмогоров)

  3. Талантливый математик, погибший, не дождавшись прорыва и снятия блокады Ленинграда. (Перельман)

  4. Во время Великой Отечественной войны это математик жил в эвакуации в г. Йошкар-Ола, где закончил биографию Исаака Ньютона. (Вавилов)

  5. Кто из математиков в частях тяжелой артиллерии выражал техническую мысль на математическом языке. (Линник)

  6. Талантливый математик, который погиб в плену. (Веденисов)

По горизонтали:

  1. Закончите фамилию математика М.М.Филоненко –…? (Бородич)

  2. Командир топографического взвода в артиллерии с 1943 по 1945 г.г. (Ляпунов)

  3. Ученик А.Н. Колмогорова. (Перельман)

  4. Этот математик создал таблицы непотопляемости, в которых было рассчитано, как повлияет на корабль затопление тех или иных отсеков, какие номера отсеков надо затопить, чтобы ликвидировать крен, и насколько это затопление может улучшить состояние корабля. (Крылов)

  5. Изучал общую теорию устойчивости движения, проблемы автоматического регулирования, управления летательными аппаратами. (Четаев)

  6. Внёс выдающийся вклад в развитие вычислительной и машинной математики в СССР, в создание эффективных методов расчёта задач атомной и космической техники. (Келдыш)










Похожие:

«Математика и оборона нашей страны» iconБоброва Наталья Сергеевна, учитель математики «Математика и оборона нашей страны» Ведущая цель: Развитие познавательных способностей у школьников на урок
Ведущая цель: Развитие познавательных способностей у школьников на уроках математики
«Математика и оборона нашей страны» iconДокументи
1. /гр оборона/Doc1.docx
2. /гр оборона/Doc10.docx
«Математика и оборона нашей страны» iconПоложение о проведении районного конкурса презентаций «Олимпийские чемпионы нашей страны»
Настоящее Положение районного конкурса презентаций по популяризации здорового образа жизни и распространению информации среди обучающихся...
«Математика и оборона нашей страны» iconСценарий командного тура интеллектуального марафона 2008
...
«Математика и оборона нашей страны» iconГ. В. Положение о школьном конкурсе чтецов, посвященном 210-летию Ф. И. Тютчева. Цели и задачи конкурс
Знакомство с литературным наследием нашей страны, отражающим величие нашей Родины, показывающим красоту родной природы, раскрывающим...
«Математика и оборона нашей страны» iconМетодические рекомендации по проектированию инновационных образовательных технологий в образовательном процессе для обеспечения качества подготовки учащихся к сдаче егэ и итоговой аттестации в новой форме
Математика играет очень важную роль как в подготовке квалифицированных кадров, так и в экономико-технической деятельности нашей страны....
«Математика и оборона нашей страны» iconМинистерство образования и науки российской федерации муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «ревдская средняя общеобразовательная школа им. В. С. Воронина»
Российской Фе­дерации, с опорой на положения правительственных документов к вопросам воспитания у граждан нашей страны любви к Отечеству,...
«Математика и оборона нашей страны» iconЗаметка о проведении месячника по военно-патриотическому воспитанию в нашей школе
Что должно произойти, чтобы в уме и сердце современного школьника возникло то самое прекрасное чувство искреннего патриотизма?! Ответ...
«Математика и оборона нашей страны» iconПрезентация об истории районного фестиваля «Приёмы педагогической техники»
Рф годом российской истории. Это замечательные события нашей страны – 200 лет Бородинской битвы, 1150 лет зарождения российской государственности,...
«Математика и оборона нашей страны» iconПриближается 66-ая годовщина Победы Советского народа над Фашистской Германией, которая досталась большой ценой для нашей страны. На защиту отечества встали все: и старые, и молодые
Советского народа над Фашистской Германией, которая досталась большой ценой для нашей страны. На защиту отечества встали все: и старые,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы